На электронную почту редакции нашей газеты поступило письмо от жителя Долинска, который сообщил нам о возможных фактах незаконной деятельности ООО «Управляющая компания» по управлению многоквартирными жилыми домами. По его мнению, эта управляющая компания осуществляет деятельность по управлению некоторыми жилыми домами в отсутствие законных оснований. Мы проверили изложенные в его письме факты и вот что установили.
Из анкеты управляющей организации ООО «Управляющая компания», размещённой на сайте www.reformagkh.ru, следует, что под её управлением находится семь многоквартирных жилых домов, расположенных в городе Долинске: дом № 11 по улице Вилкова, дом № 24 по улице Владивостокской, дом № 10а по улице Сахалинской, дома № 8 и № 8а по улице Севастьянова, дом № 16 по улице Хабаровской. Начало управления этими домами: 2013, 2014 2015 годы. Графа «основание управления» управляющей компанией не заполнена ни по одному из вышеуказанных домов. А основанием для управления многоквартирным жилым домом является договор управления, заключаемый собственниками жилых помещений многоквартирного дома с управляющей компанией в порядке, установленном действующим законодательством.
Часть указанных выше домов построены недавно, а потому, в некоторых из них, муниципалитету принадлежит большая часть квартир, а в некоторых, муниципальное образование и вовсе является собственником всех квартир.
Для таких случаев Жилищным кодексом РФ установлен отдельный порядок заключения между собственником и управляющей компанией договора управления многоквартирным жилым домом.
Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ в течение двадцати дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления обязан разместить извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Согласно части 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 163 Жилищного кодекса РФ порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением мэра муниципального образования городской округ «Долинский» от 14.12.2011 № 1353-п утверждён порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования городской округ «Долинский». В соответствии с этим порядком, управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования городской округ «Долинский», осуществляется путём заключения договора управления с управляющей организацией, определяемой в порядке конкурсного отбора.
Также в соответствии с частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, в котором доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
Следовательно, в указанных выше случаях, орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в порядке, установленном Правилами проведения такого конкурса, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.
Как мы отметили выше, информация об основаниях управления многоквартирными домами в анкете ООО «Управляющая компания» отсутствует. Информация о проведении органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющей организации и заключении по их результатам договоров с ООО «Управляющая компания» на сайте органов местного самоуправления также отсутствует.
При таких обстоятельствах можно предположить, что никакой конкурс по отбору управляющей организации органами местного самоуправления не проводился, договоры на управление в установленном законом порядке не заключались, а значит и деятельность ООО «Управляющая компания» по управлению некоторыми из указанных домов осуществляется в отсутствие законных оснований.
Неисполнение органами местного самоуправления указанной обязанности по проведению конкурса является незаконным бездействием, нарушением действующего законодательства, в том числе и запретов, установленных пунктами 2, 8 части 1 статьи 15, пунктом 4 статьи 16 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и влечёт ответственность виновных лиц.
Осуществление управляющей компанией предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отсутствие законных оснований также влечёт ответственность как самого юридического лица – управляющей компании, так и её руководителя.
По указанным фактам мы направили обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы для принятия соответствующих мер в отношении органов местного самоуправления и управляющей компании.
Помимо этого мы обратили внимание и на следующие обстоятельства, которые, по нашему мнению, также могут указывать на факты нарушения законодательства при лицензировании управляющей компании и о возможной незаконной деятельности этой компании по управлению некоторыми домами.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2018 N 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации…» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на её осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Для получения управляющей организацией лицензии, действующим законодательством, в том числе статьёй 202 Жилищного кодекса РФ, установлено обязательное требование о сдаче руководителем управляющей организации квалификационного экзамена и получение квалификационного аттестата.
Согласно текущим данным анкеты управляющей организации ООО «Управляющая компания», размещённой на сайте www.reformagkh.ru, её руководителем (директором) является Вертягина Галина Михайловна. По данным анкеты, находящейся в архиве (по состоянию на 27.04.2018 г.), руководитель этой организации Чакириди Сергей Дмитриевич.
Из актуальной выписки из ЕГРЮЛ, полученной нами в открытом доступе на сайте www.egrul.nalog.ru, следует, что с момента регистрации этого юридического лица в июне 2012 года и по сегодняшний день, учредителем и единоличным исполнительным органом (директором) этой управляющей компании являлся и является Чакириди Сергей Дмитриевич. Никаких сведений о том, что Вертягина Г.М. являлась или является руководителем (директором) этой организации ЕГРЮЛ не содержит. По имеющимся у нас данным, Вертягина Г.М. является лишь наёмным работником ООО «Управляющая компания» – исполнительным директором, но никак, ни руководителем.
Между тем, Реестр лицензий содержит информацию о выдаче ООО «Управляющая компания» лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Однако в качестве лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа этой управляющей компании (директора), который обязан пройти обязательную аттестацию перед выдачей УК лицензии, в Реестре почему то указана Вертягина Г.М., а не Чакириди С.Д.
При таких обстоятельствах имеются основания предполагать, что руководитель ООО «Управляющая компания» не сдавал квалификационный экзамен и лицензирующим органом Сахалинской области допущено нарушение законодательства о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, в результате чего, обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» была незаконно выдана лицензия на управление многоквартирными домами.
По данному факту мы также направили обращение в адрес министерства энергетики и ЖКХ и прокуратуры Сахалинской области для принятия соответствующих мер в отношении лицензирующего органа и управляющей компании. По результатам рассмотрения наших обращений указанными органами и получения ответа мы обязательно здесь опубликуем дополнительную информацию.
ОПРОС:
Задолбали эти “комунальники”. Ну зачем в городе нам столько их надо? Хватило бы и две управляющих компании. Только были бы нормальные. А это начальство из этой компании всем давно известно еще с той поры когда был ЖИЛФОНД, который потом что то прикрылся и из него образовалась вот эта компания. Ведь люди то те же самые что и там были. Антьоняна для полного набора у них не хватает. А так все в сборе.