Ст. 102 ЗК РФ. Земли водного фонда. Категории, использование и охрана земель водного фонда
Земля считается основной составляющей окружающей среды. Она рассматривается как пространственный базис, на котором размещаются разные элементы материального мира. К важным элементам относится вода, которая имеет огромное значение для жизни современного общества.
Она представляет собой ограниченный, но в то же время возобновляемый природный ресурс. В связи с этой замечательной особенностью появилась потребность в организации и охране земель водного хозяйства. Что делается для решения этой проблемы в XXI в.?
Структура водного фонда
При рассмотрении земель водного фонда необходимо несколько слов сказать о водных объектах. Что подразумевается под этим термином? Водный объект является основным элементом водного фонда. Это скопление поверхностных вод в границах некоторого рельефа местности или подземных вод в любых недрах, обладающих качествами водного режима.
В любой объект, кроме участков, занятых водой, включаются водоохранные и береговые зоны, подстилающие породы и т. д. Вот почему земли водного фонда — это не просто реки, моря!
В земли водного фонда РФ входят все водные объекты, размещенные на территории государства, что устанавливается статьей 7 ВК РФ. Они включают поверхностные воды, подземные и термальные воды, ледники и снежный покров, территориальные и морские воды. Рассмотрим структуру земель водного фонда РФ.
Как видно из диаграммы, самый большой размер занимают морские и территориальные воды. Они составляют 93,4%. Наименьшую площадь охватывают поверхностные воды — 0.4%. А между тем, именно эти объекты представляют особую ценность. К ним относятся реки, озёра и другие источники пресной воды.
Юридическое значение
Правовое положение земель устанавливается порядком учёта, организации, мониторинга, а также охраны земельных ресурсов, который регулируется действующим законодательством РФ. Земли водного фонда включают площади, занятые водными объектами, а также участки, на которых размещаются различные сооружения для их обслуживания.
Другими словами, правовой режим земель водного фонда характеризуется порядком учёта, организации и охраны водных ресурсов, который регулируется Водным законодательством РФ. К важным актам относятся ЗК РФ, ВК РФ, ФЗ №69, ФК №141.
Водное законодательство
Основным документом действующего законодательства считается ВК РФ, в котором содержится информация о водных объектах. ВК РФ определяет форму права земель водного фонда, устанавливает порядок организации и охраны водных ресурсов, назначает меры пресечения за нарушение Водного законодательства.
Важными документами считаются ФЗ №369 и ФЗ №141, в которых вносятся изменения в ЗК РФ. Кроме того, существует много нормативных актов, указов, регулирующих организацию земель водного фонда.
Распределение по категориям
Государственный земельный кадастр РФ (ГЗК) занимается учётом и регистрацией водных объектов. Что обозначает категория земель водного фонда? Согласно ст.7 ЗК РФ, все земельные ресурсы по целевому назначению подразделяются на отдельные части, которые считаются категориями. Выделяют семь основных категорий. Рассмотрим распределение земель РФ по категориям.
Как видно из диаграммы, земли водного фонда составляют 1.6%. Этот фонд, согласно ст. 102 ЗК РФ, включает следующие элементы:
Поверхностные воды.
Площади, переданные под разные сооружения, которые обслуживают водные объекты.
Все существующие водные объекты РФ подвергаются кадастровому учёту и регистрации в специальном реестре сведений, согласно ст. 79 ВК РФ. Этими процедурами занимается Государственный водный кадастр (ГВК). Фонд находится под защитой и охраной государства.
ГВК является информационным, систематизированным реестром сведений, который содержит всю информацию о водных ресурсах РФ, об основных водопотребителях и водопользователях. ГВК ведётся по единой системе на основе данных учёта.
Кадастровый учёт
Все земли водного фонда РФ подвергаются кадастровому учёту независимо от формы права и целевого назначения. Учётом занимаются ГЗК И ГВК. ГЗК осуществляет учёт по категориям. (Распределение земель по категориям рассматривается выше).
Кадастровому учёту подлежат все объекты, постоянно занятые водой. Из внимания исключаются временные объекты, которые появляются в результате выпадения осадков или действия ледников. Данные учёта используются для регистрации объектов в реестре сведений, для составления различных статистических отчётов и т. д.
Регистрация
Регистрация земель водного фонда проводится в специальном информационном автоматизированном реестре сведений. В нём содержатся все данные о водных объектах РФ.
На основании этой информации заполняется различная документация, оформляется право собственности, осуществляется контроль и надзор за состоянием объектов, своевременно выявляются нарушенные и загрязнённые объекты и т.д. Эта процедура осуществляется ГЗК и ГВК.
Правовая форма
Земли водного фонда РФ предоставляются в собственность и пользование согласно действующему Водному законодательству. Все объекты передаются в собственность и пользование субъектам РФ, муниципальным и государственным организациям, физическим и юридическим лицам согласно ст. 24,25 ВК РФ.
Все субъекты РФ перечислены Конституцией РФ. ВК РФ устанавливает порядок передачи субъектов в собственность и пользование, регулирует заключение договора водопользования, определяет размер оплаты за использование объекта и т. д.
Организация водного фонда
Рациональное использование земель водного фонда РФ — это одна из основных проблем XXI в. В последнее время появилось много перспектив для её решения. Рассмотрим организацию водного фонда РФ.
Водные ресурсы расходуются для сельскохозяйственных нужд, коммунально-бытовых, для нужд промышленности, транспорта, отдыха и спорта. Как видно из диаграммы, самым большим водопотребителем считается тепловая и атомная энергетика. Ими используется 49% расходуемых запасов.
Законодательство устанавливает порядок резервирования источников коммунально-бытового водоснабжения, регулирует применение объектов для нужд транспорта, определяет правила использования объектов для спорта и отдыха. Выполняется водохозяйственное и гидротехническое районирование территории РФ.
Мониторинг
В последнее время огромное внимание уделяется мониторингу земель водного фонда. Это связано с ростом промышленного производства, сокращением запасов питьевой воды. Потребности человека в водных ресурсах растут; реки, моря и другие объекты загрязняются, осушаются, исчезают.
Мониторинг земель водного фонда осуществляет надзор за состоянием объектов; позволяет выявить загрязнённые и нарушенные земли водного хозяйства; своевременно планировать природоохранные и водоохранные мероприятия.
Охрана
В XXI веке во всём мире большое значение приобрела охрана окружающей среды. Охрану земель устанавливает ЗК РФ. В последнее время широкое распространение получила охрана водных ресурсов, которая регулируется ВК РФ, ФЗ №242, 257, 282 и другими актами.
Водное законодательство осуществляет контроль водных объектов со стороны субъектов РФ, государственных организаций, органов местного самоуправления; устанавливает перечень объектов, подлежащих надзору; определяет меры по исчислению вреда, причинённого водному хозяйству.
Регулируется порядок оптимального воздействия на любой объект. Определены нормативные показатели качества воды. Применяются новые безвредные промышленные технологии.
Меры пресечения
Лица, нарушившие водное законодательство подлежат материальной, административной, уголовной ответственности, если их вина будет доказана. Вред, причинённый водным объектам, должен быть возмещён в добровольном и судебном порядке, согласно ст. 68, 69 ВК РФ и другим актам.
Например, материальная ответственность за факт загрязнения водного объекта, составляет:
В XXI веке сделано многое для рациональной организации и охраны земель водного хозяйства. Проводятся различные водоохранные мероприятия, выдаются специальные нормативные акты, контролирующие восстановление, возобновление и функционирование водных объектов. Определены меры пресечения за нарушение Водного законодательства. И программа по эффективному использованию и мониторингу земель водного хозяйства будет совершенствоваться в дальнейшем.
fb.ru
понятие, состав и как используются
Большой объем воды на планете не является гарантией того, что этот водный ресурс не уменьшится и не ухудшится по качеству.Поэтому во всех странах разрабатываются эффективные методы, которые позволяют сохранить водный фонд для будущего, использовать его бережно и практично.
Одной из таких мер в РФ стало выделение особой категории земельных участков – земли водного фонда. Выделение категории обеспечивает не только разработку и соблюдение мер по защите, но и возможность придать территориям соответствующий правовой режим земель.
Земли водного фонда – бесценный ресурс планеты, являющийся хотя и возобновляемым, но ограниченным. Такая категория имеет свои правила эксплуатации площадей, перехода в другую категорию, правовой статус.
Если рассматривать конкретно эти территории, то к землям относятся те участки, на которых располагаются различные водные объекты, водообразные зоны, находящиеся под охраной, сложные и простые гидротехнические сооружения, объекты водохозяйственные.
ВНИМАНИЕ! Правила эксплуатации территорий водного фонда определяются и Земельным, и Водным Кодексом государства.
Что это такое
Относящимися к водному фонду земли считаются те, на которых расположены гидротехнические сооружения, поверхностные воды в водных объектах. К таким землям относятся площади, которые располагаются на территории моря, пруда, водохранилища.
Также это полосы отвода водных объектов, сооружения и здания водоохранного типа, различные технические строения, имеющие непосредственное отношение к использованию водных ресурсов.
ВНИМАНИЕ! Водный Кодекс Российской Федерации уделяет большое внимание ценности водных ресурсов и их сохранению. Согласно ВК вода является ресурсом ограниченным, поэтому уязвимым и требующим защиты.
Водные отношения относительно вопросов регулирования эксплуатации близки к отношениям в сфере земельной. Попадают под водные отношения и водные объекты, и их отдельные элементы. В данную категорию отнесены и земли, на которых находится, например, водохранилище, и вода в нем.
Структура земель водного фонда сложная, в нее включен сам водный фонд, режим, хозяйство, объекты, акватории, ресурсы. Это все объекты, имеющие отношение к воде, находящиеся на территории РФ.
- Понятие «акватория» обозначает водные просторы, находящиеся в пределах одного водоема, природного или искусственного.
- Объекты – это искусственные и природные водоемы, которые по всем признакам можно отнести к водным землям.
- По утверждению Водного Кодекса страны водные ресурсы – это ресурсы воды, которые используются с разными целями. Для их охраны принимаются различные меры на государственном уровне.
- Что такое водное хозяйство? Это деятельность, тесно связанная с водой. Под этим понятием подразумевается и изучение водных ресурсов и объектов, предотвращение и ликвидация водных катастроф.
- Под «режимом» понимают уровень жидкости в любом водоеме. Он может меняться в сторону уменьшения и увеличения.
При рассмотрении земель водного фонда встречается еще и такое понятие, как правовой режим территории. Такой режим определяется на уровне законодательства и обязательно контролируется государственными органами.
Поэтому никто не может в обход закона присваивать себе водные объекты и земли фонда. Право пользования землями устанавливается только законом и учитывает особенности этой категории земляных ресурсов.
Виды территорий
Важным моментом является разделение земель фонда на две значительные группы.
- К первой относятся земельные площади общего пользования. Субъекты прав на них – это и государство, и местные органы управления. Например, участок может находиться в собственности муниципальной или федеральной власти.
- Вторая группа – участки, которые государство взяло под свою охрану. Это площади, где всегда работают объекты технического типа, объекты культурного или эстетического вида, научного, рекреационного. Технические сооружения на охраняемых территориях водного фонда осуществляют работы по изучению воды, ее водозабору для различных целей.
На территориях общего пользования можно осуществлять разные виды деятельности, использовать для бытовых нужд многих людей. Но на такой земле юридическое лицо не может использовать водный объект в своих коммерческих целях.
В противоположность этому физические лица согласно ВК должны иметь и беспрепятственный и постоянный доступ к землям фонда.Также существует разделение земель с учетом того, находятся на них водные объекты или нет. Категория площадей без объектов также достаточно обширная, она включает угодья сельскохозяйственного назначения, площади с древеснокустарниковой растительностью, с дорожными полотнами, территории для застроек.
Различаются земли фонда еще по нескольким признакам. Так, включаются в эту категорию и те площади, которые заняты территориальными водами страны или морскими внутренними водами.
Основные понятия
На площади земель водного фонда располагается целый ряд водных объектов. Ознакомиться, что представляет собой понятие и состав данных объектов можно в статье 5 ВК РФ. По данным этой статьи существует две большие категории, на которые делятся объекты поверхностные и объекты подземные.
ВАЖНО! Все наземные объекты считаются собственностью государства. Исключение составляют только те, о которых идет речь в нормативно-правовых актах отдельных субъектов федерации. Границы устанавливаются по закону.
Нужно отметить, что к поверхностным объектам относятся еще и те территории, которые непосредственно прилегают к объектам водным. Что относится к водным объектам первой группы?
- Море и то, что на нем расположено, его пристани, порты, проливы.
- Пруды, реки, озера, ручьи, водохранилища, болота.
- Также относятся к категории и выходы подземных водяных потоков (родники, колодцы, гейзеры)
- Объекты, покрытые снегом или льдом. Обычно под такими объектами подразумеваются вершины гор с ледниками.
Каждый из объектов имеет свои границы, установленные с учетом соответствующего законодательства. Но существуют особенности такого определения.
Если реки имеют границы, установленные по уровню воды (замеры берутся на протяжении многих лет), то площадь болот ограничивается торфяными залежами на максимальной глубине. Рубежи морской водной территории также определяются по стабильному уровню жидкости. Значительная часть водного фонда – объекты, располагающиеся под поверхностью земли.
- Это водоемы подземного типа.
- Подземные водостоки, течения.
- Подземные ключи.
- Водные карманы, находящиеся под землей.
Для установления их рубежей используются положения законодательства по использованию природных недр. Происхождение водных объектов может иметь как природное, так и искусственное происхождение. Ценными являются все ресурсы, поэтому они должны охраняться законодательно.
Использование
Категория земель водного фонда выделена для принятия ряда мер по их рациональному использованию, для защиты водных ресурсов. Основными собственниками водных объектов является государство и муниципальная власть.Одной из мер защиты водного фонда является выделение отдельных зон, которые подлежат охране государством. Это позволяет защитить источники воды, необходимой для удовлетворения бытовых и хозяйственных нужд населения страны. Специально для эффективности охранных мер устанавливается особенный правовой режим использования земельных площадей.
Вопросы водоохраны решает 111-я статья Водного Кодекса.На водоохранных территориях поддерживается особенное положение, которое соответствует экологическим нормативам. Среди мер защиты экологии водоохранного участка – установка береговой линии, запрет на возделывание земель.
Также на такой площади не строятся животноводческие комплексы, так как их деятельность может отрицательно повлиять на качество воды.
Водоохранные зоны
Для удобной организации охраны специальных зон земель водного фонда их разделили на несколько групп – поясов. Составляется карта, где выделяются эти площади.
- Первый пояс подразумевает строгий режим охраны. Обычно он устанавливается там, где действует водозабор, работают водопроводные сооружения. На территорию такой зоны запрещен вход посторонним лицам, которые могут ухудшить качество воды для населения.
- Пояс второй и третий – это те площади, на которых выполняются мероприятия по защите водных источников от загрязнения.
Правовой режим земель
Вышло много законов, объектом которых есть земля водного фонда. Среди них документы, касающиеся хозяйства водного, сельского, которое ведется на прилегающих к воде территориях. Основные законы:
- Водный кодекс.
- Земельный кодекс.
- Законы «О границе с РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море».
- Закон, рассматривающий защиту граждан при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера.
Перевод в другую категорию
Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.
ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.
Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.
Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.
zakon.wiki
Особенности правового режима земель водного фонда
Москва +7 (495) 150-95-16 Санкт-Петербург +7 (812) 317-18-50 Регионы (бесплатно) +7 (800) 222-64-41 Задайте вопрос юристуtoggle menu
pravonedv.ru
§ 6. Земли водного фонда и водоохранные зоны
Страница 1 из 2
Правовой режим земель водного фонда
Земельное законодательство предусматривает правовой режим категории земель водного фонда, который наиболее приспособлен к охране водных объектов. В России и других странах СНГ названный правовой режим существует с конца 60-х гг. Имеются отдаленные аналоги этого института в США, Франции, Испании. Категория земель водного фонда по своему определению связана с водными объектами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями.
Первоначальная редакция ст. 102 Земельного кодекса РФ 2001 г. дает следующее определение земель водного фонда:
«К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов».
Как видно из этого определения, ЗК РФ вносит еще одно существенное дополнение, а именно: называет водоохранные зоны и зоны охраны водозаборов. Эти дополнения Кодекса были вызваны потребностями охраны экосистемы, желанием яснее выразить природоохранную функцию земель водного фонда, ибо они служат, помимо всего прочего, охранительным барьером сопряженных с ними водных объектов.
В связи с принятием ВК РФ 2006 г. была обновлена редакция ст. 102 ЗК РФ 2001 г.
«Статья 102. Земли водного фонда.
1. К землям водного фонда относятся земли:
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.
4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством».
Таким образом, водоохранные зоны официально выпали из категории земель водного фонда. Однако это не означает, что в состав категории земель водного фонда категорически запрещено включать водоохранные зоны. Просто они могут быть во многих других категориях земель (земли поселений, земли водоохранных зон и т.д.). Однако за этим «просто» скрывается более свободное обращение природопользователей и органов власти с землями водоохранных зон.
Приведенные определения земель водного фонда, которые сформулированы в различных законодательных актах, постоянно совершенствовались, начиная с 1968 г., когда впервые эти земли были выделены в самостоятельную категорию земель. Причем совершенствование осуществлялось путем корректировки перечня земель. Однако формулировка данной категории земель, содержащаяся в действующем ЗК РФ, не дает исчерпывающего перечня земель, охватываемых этой категорией. При этом полный перечень и невозможно дать. Следовательно, при определении категории земель водного фонда необходим другой критерий, и этот критерий должен делать категорию земель водного фонда единственной в своем роде. При выработке названного критерия следует исходить из того, что земли водного фонда обеспечивают сохранность и рациональное использование водных ресурсов, а также необходимы для образования и регулирования рукотворных водных объектов. Очевидно, в составе этих земель могут быть участки, занятые достаточно крупными водными объектами и гидротехническими сооружениями, а не единичными прудами сельскохозяйственного назначения. К сожалению, в настоящее время доля земель водного фонда в сравнении с общей водной акваторией России на удивление мала: она составляет 1,2% от общего земельного фонда. Это вызвано, в частности, тем, что землепользователи и органы власти не заинтересованы в отнесении хозяйственно ценных и инвестиционно привлекательных участков к категории земель водного фонда. Это будет означать существенные ограничения для всякого использования, не соответствующего целевому назначению. Упущения с учетом площади земель водного фонда имеют и еще одну причину -отсутствие должного внимания к водным объектам труднодоступных районов нашей страны, в которых могут таиться еще не освоенные водным хозяйством богатые запасы вод. Это, как правило, земли запаса.
Вообще государственная форма собственности на большую часть водного фонда и земли водного фонда представляется необходимым условием для ведения полноценного водного хозяйства, гарантом его нормального развития.
С другой стороны, Земельный кодекс существенно ограничивает оборот земель, занятых водными объектами и гидротехническими сооружениями. Согласно ст. 27 ЗК РФ «Ограничение оборотоспособности земельных участков», это означает передачу их в частную собственность лишь в случаях, установленных федеральным законом. Согласно ст. 27 ЗК РФ, к числу земель с ограниченным оборотом относятся участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, или же участки, занятые ГТС.
Действующее же водное законодательство прямо и четко определяет исключительно государственную собственность на водные объекты, включая в их состав и земли, кроме прудов и обводненных карьеров.
Земли водного фонда, будучи занятыми находящимися в государственной собственности водными объектами, согласно Налоговому кодексу, не признаются объектами обложения земельным налогом. Этот вопрос имеет свою предысторию. Еще недавно, согласно ст. 10 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю», налог за земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, все-таки платили <1>. При этом платить налог приходилось как за покрытые, так и за не покрытые водой земли, т.е. не только за дно, но и за берег. Теперь, со вступлением в силу гл. 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса РФ, землевладельцы и землепользователи освобождены от уплаты земельного налога за земли водных объектов. Данная налоговая льгота обусловлена теми ограничениями, которые предусмотрены законодательством, в частности, в связи с целевым назначением земель водного фонда.
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 44. Ст. 1424.
Однако следует отметить, что сам факт перевода земельного участка в категорию земель водного фонда не означает автоматическое освобождение от земельного налога. Далеко не все земли водного фонда заняты водными объектами; согласно ст. 102 ЗК РФ, к ним также относятся водоохранные зоны, зоны охраны водозаборов, земли ГТС и т.д. При этом земли, занятые ГТС и водоохранными зонами, не названы в Налоговом кодексе в перечне участков, изъятых из обложения земельным налогом. Следовательно, они объекты налогообложения.
Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:
1) создания особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения черты поселений;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В свою очередь, перевод участков других категорий в состав земель водного фонда должен регламентироваться другими статьями, посвященными другим категориям. В частности, согласно ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельхозназначения возможен при непригодности для осуществления сельскохозяйственного производства земельных участков, и тогда они могут попасть в состав земель водного фонда <1>. Однако должной детализации нет, поэтому, например, неясно, является ли образование водохранилища основанием для перевода участка в состав земель водного фонда. В статье 11 упомянутого Закона, посвященной переводу земель лесного фонда, говорится о нуждах энергетики, а гидротехническое строительство и наполнение водохранилищ происходит нередко именно для этого. Но об этом нужно догадываться. Да, в ст. 102 ЗК РФ сказано о резервировании земель в целях строительства водохранилищ, но указано, что это земли водного фонда. Может быть, это земли запаса?
<1> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276.
Поэтому земельное законодательство, и в частности ЗК РФ, нужно уточнять именно в вопросе о землях водного фонда, об их строгом режиме и формировании.
Таким образом, правовой институт земель водного фонда не является достаточно развитым и полным. В связи с этим задавались даже вопросом принять отдельный закон о землях водного фонда, но с таким же успехом можно разработать федеральные законы по всем категориям земель.
ПерваяПредыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>
uristinfo.net
Глава 12. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА.
Статья 58. Состав земель водного фонда.1. К землям водного фонда относятся земли, занятые:
а) морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами, не занятыми лесами;
б) прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, кроме земель, занятых лесами;
в) гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них;
г) береговыми полосами водных путей.
2. Для создания благоприятного режима водных объектов вдоль морей, вокруг озер, водохранилищ и других водоемов устанавливаются водоохранные зоны, размеры которых определяются по проектам землеустройства.
(В ред. Закона Украины от 8 февраля 2006 г. № 3404-1У)
Статья 59. Право на земли водного фонда.
1. Земли водного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
2. Гражданам и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут бесплатно передаваться в собственность замкнутые природные водоемы (общей площадью до 3 гектаров). Собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозийные и другие искусственные водоемы.
3. Государственным водохозяйственным организациям по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование земли водного фонда для ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и т. п.
4. Гражданам и юридическим лицам органами исполнительной власти или органами местного самоуправления из земель водного фонда могут передаваться на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т. п.
5. Использование земельных участков водного фонда для рыболовства осуществляется с согласия их собственников или по согласованию с землепользователями.
Статья 60. Прибрежные защитные полосы.
1. Вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов в целях охраны поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения и сохранения их водности в границах водоохранных зон выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы.
2. Прибрежные защитные полосы устанавливаются по берегам рек и вокруг водоемов вдоль уреза воды (в меженный период) шириной:
а) для малых рек, ручьев и ручейков, а также прудов площадью менее 3 гектаров — 25 метров;
б) для средних рек, водохранилищ на них, водоемов, а также прудов площадью более 3 гектаров — 50 метров;
в) для больших рек, водохранилищ на них и озер — 100 метров.
При крутизне склонов более трех градусов минимальная ширина прибрежной защитной полосы удваивается.
3. Размер и границы прибрежной защитной полосы вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов устанавливаются по проектам землеустройства, а в пределах населенных пунктов — с учетом градостроительной документации.
Статья 61. Ограничения в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль рек, вокруг водоемов и на островах.
1. Прибрежные защитные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности.
2. В прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещается:
а) распашка земель (кроме подготовки почвы для залу-жения и облесения), а также садоводство и огородничество;
б) хранение и применение пестицидов и удобрений;
в) обустройство летних лагерей для скота;
г) строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей;
г) устройство свалок мусора, навозохранилищ, накопителей жидких и твердых отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т. п.;
д) мойка и обслуживание транспортных средств и техники.
3. Объекты, находящиеся в прибрежной защитной полосе, могут эксплуатироваться, если при этом не нарушается ее режим. Не пригодные для эксплуатации сооружения, а также не соответствующие установленным режимам хозяйствования, подлежат выносу с прибрежных защитных полос.
4. Режим хозяйственной деятельности на земельных участках прибрежных защитных полос вдоль рек, вокруг водоемов и на островах устанавливается законом.
Статья 62. Ограничения в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах.
1. В прибрежных защитных полосах вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах запрещается:
а) устройство полигонов бытовых и промышленных отходов и накопителей сточных вод;
б) устройство выгребов для накопления хозяйственно-бытовых сточных вод объемом более 1 кубического метра в сутки;
в) устройство полей фильтрации и создание других сооружений для приема и обеззараживания жидких отходов;
г) применение сильнодействующих пестицидов.
2. Режим хозяйственной деятельности на земельных участках прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах устанавливается законом.
Статья 63. Полосы отвода.
1. Для обеспечения эксплуатации и защиты от загрязнения, повреждения и разрушения каналов оросительных и осушительных систем, гидротехнических и гидрометрических сооружений, водоемов и плотин на берегах рек выделяются земельные участки полос отвода с особым режимом использования.
2. Размеры и режим использования земельных участков полос отвода определяются по проектам землеустройства, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.
3. Земельные участки в границах полос отвода предоставляются для создания водоохранных насаждений, берего-укрепляющих и противоэрозионных гидротехнических сооружений, строительства переправ и т. д.
Статья 64. Береговые полосы водных путей.
1. На судоходных водных путях за пределами населенных пунктов для проведения работ, связанных с судоходством, устанавливаются береговые полосы.
2. Размеры береговых полос водных путей определяются по проектам землеустройства, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.
3. Порядок установления и использования береговых полос водных путей определяется Кабинетом Министров Украины.
pravoved.in.ua
Что такое земли водного фонда , какие к ним относятся
Земли водного фонда это земли специального назначения, на которых могут быть расположены водные объекты и водоохранные зоны, зоны водозабора гидротехнические и иные сооружения, относящиеся к водному хозяйству.
К водному фонду относятся не только дно водоемов, но и зона вдоль их берегов.
Отличительной характеристикой земель водного фона является постоянная гидравлическая связь, так например, контейнеры с жидкостями и лужи не будут относиться к водному фонду.
Разделы статьи:
Из чего состоят водные образования: понятие
При причислении земли к водному фону не имеет значение ее происхождение – это может естественное водное образование (реки, озера и прочие) или искусственное (водохранилища, бассейны и прочие).
Таким образом, к землям водного фонда можно отнести территории, в рамках которых располагаются реки, моря, озера, пруды, водохранилища, а также здания и сооружения, имеющие отношения к вышеперечисленным объектам.
На основании Водного кодекса можно выделить несколько видов земель водного фонда:
- Водный фонд – совокупность объектов водного фонда на всей территории России. Сюда включатся все возможные его виды и категории.
- Акватории – водные прибрежные территории любого из водоема, в том числе и искусственно созданного.
- Объекты фонда – водоемы, которые отличаются признаками водных земель.
- Ресурсы водных земель – совокупность всех внешних и внутренних ресурсов водной территории, которые могут быть использованы или находятся под охраной.
- Водное хозяйство представляет собой совокупность деятельностей по использованию, исследованию и охране водных ресурсов и объектов, а также устранения последствий водных катастроф.
- Режимы – это уровни воды в водоемах, которые находятся в динамики и могут меняться в большую или меньшую сторону.
Категории и объекты водного фонда и их целевое назначение
Особо охраняемые
Такие объекты являются собственностью государства, в пользование физическим лицам не передаются.
На таких территориях располагаются, как правило, объекты, отвечающие за исследование воды, осуществляющие водозабор, объекты научного и культурного назначения, а также эстетического и рекреационного характера.
Земли водного фонда общего пользования
Эта категория находится во владении муниципалитета и федеральных органов. Такие территории могут использоваться физическими лица свободно для бытовых нужд. Предпринимательскую деятельность юридические лица на территории земель этой категории вести не могут.
Объекты водного фона можно так же разделить на подземные и поверхностные.
Надземные объекты
- Снежные и ледяные поверхности,
- Водоемы (реки. пруды, ручьи, болота, водохранилища),
- Моря и включенные его части (порты, проливы, заливы, пристани и прочие),
- Выходы подземных источников (ключи, гейзеры, родники, колодцы),
Все выше перечисленные объекты являются собственностью государства. Их водные и береговые границы определяются законодательно в каждом отдельно случае индивидуально.
Подземные объекты
- Водоемы, расположенные под землей,
- Подземные реки ключи, течения и водостоки.
В Российской Федерации земли водного фонда являются особо охраняемыми, при этом допустимо их использование для ведения легальной хозяйственной деятельности, при соблюдении целевого назначения.
Целевое назначение земель водного фонда – строительство и эксплуатация зданий и сооружений, деятельность которых направлена на реализацию питьевых, бытовых, оздоровительных и иных потребностей населения, а так же нужд государства в развитии сельскохозяйственной, водохозяйственной, промышленной, рыболовной, энергетической и транспортной деятельности.
Охранная деятельность
В отношении земель водного фонда включает в себя:
- Контроль использования по назначению, пресечение неправомерного пользования,
- Штрафные санкции при нарушении правил, установленных водным и земельными законодательствами,
- Организация мероприятий направленных на восстановление земель водного фонда и водных ресурсов,
- Контроль уровня загрязнения воды и земли,
- Разработка правил и регламентов по строительству, использованию и сносу строений на прилегающих территориях.
Контролем и надзором за охраной земель водного фонда, а так же за соблюдением норм и регламентов в данной сфере осуществляет государственная инспекция в области использования и охраны природных объектов.
Запрещенное и разрешенное использование водоохранной зоны
Водоохранная зона это выделенная территория в рамках водного объекта, в которой может быть установлен особый правовой режим ведения хозяйственной деятельности, предполагающий проведение специальных мероприятий по очищению поверхности и сохранению ресурсов.
К запрещенной деятельности на данной территории относят
- Водоснабжение земли сточными водами,
- Размещение на территории отходных и отстойных сооружений, а так же скотомогильников и кладбищ,
- Химическое опыление растений с использованием авиатехники,
- Не контролируемые транспортные потоки и стоянки,
- Проведение мойки и ремонтных работ на транспортных средствах, а так же хранение горючих и смазочных веществ,
- Нелегальная организация судостроительных верфей,
- Использование и распространение пестицидов и химикатов,
- Несанкционированная добыча полезных ископаемых,
- Организация самовольных свалок отходов,
- Осуществление отдельных видов сельхоздеятельности.
К разрешенной деятельности относятся строительство, эксплуатация сооружений хозяйственного и иного назначения, при условии, что они имеют центральную систему канализации, систему отвода сточной воды и жидкости, оборудования для сбора и фильтрации отходов и сточных вод.
Собственность объектов водного фонда
Субъектами в данном случае могут выступать:
- Российская Федерация,
- Отдельные ее субъекты,
- Муниципальные образования,
- Физические лица, использующие землю и водные поверхности для собственных нужд,
- Юридические лица, использующие землю и водный фон для предпринимательской деятельности, при наличии специальной лицензии.
Все водные объекты, а также земли из водного фонда относятся к федеральной собственности.
Административные образования, физические и юридические лица имеют отдельные права на обособленные водные объекты. К водному фонду субъектов Российской Федерации относят только те водные территории, которые полностью располагаются в рамках данного субъекта и не принадлежат собственности федеральной.
К частной собственности относят объекты, которые располагаются на небольшой площади, не примыкают к другим водным объектам, не имеют протоков, являются замкнутыми и обособленными.
Аренда территорий водного фонда
Аренда части водного фона для собственных нужд возможна при заключении договора водопользования. Аренду часто используют с целью получения ресурсов, использование территории для проведения профилактических и восстановительных оздоравливающих мероприятий, использование территории для генерации электроэнергии.
Данный договор со стороны арендодателя имеет возможность подписать следующие инстанции:
- Федеральное агентство водных ресурсов,
- Органы местной администрации ( для объектов муниципальной собственности)
ВАЖНО в договоре аренды водоохраняемой зоны следует указывать подробные сведение о передаваемом объекте, цели и срок пользования, ответственность сторон, порядок и размер ежемесячной платы, а также условия изменения и прекращения действия договора. Такой договор в обязательном порядке подлежит регистрации в Государственном водном реестре
Все отношения в рамках использование земель водного фонда регулируются Гражданским и Водным кодексом РФ.
Для оформления аренды водной территории необходимо помимо заявления предоставить в государственные органы следующие документы:
- Копии паспорта либо учредительного документа для юридического лица,
- При необходимости доверенность на предъявителя,
- Описание действий, которые планируются на водном объекте, и действий, которые будут направлены на сохранение и восстановление водных ресурсов,
- Схема расположения зданий и сооружений на выделяемой территории,
- Техническая информация обо всех видах оборудования, которые будут установлены на выбранном объекте,
Заявка рассматривается до 2 месяцев, после ее согласования с федеральными органами принимается окончательное решение и заявителю направляется результат рассмотрения.
Похожие статьи:
У вас есть вопрос юридического характера?
Звуковая функция ограничена 200 символами
prodatkvartiry.ru
Статья 102. Земли водного фонда. 1. К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.
2. Земли водного фонда могут
использоваться для строительства и
эксплуатации сооружений, обеспечивающих
удовлетворение потребностей населения в
питьевой воде, бытовых, оздоровительных и
других потребностей населения, а также для
водохозяйственных, сельскохозяйственных,
природоохранных, промышленных,
рыбохозяйственных, энергетических,
транспортных и иных государственных или
муниципальных нужд при соблюдении
установленных требований.
3. Для охраны
источников питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения
устанавливаются зоны охраны, в пределах
которых вводится особый правовой режим
использования земель.
4. Порядок
использования и охраны земель водного
фонда определяется настоящим Кодексом и
водным законодательством.
Комментарий к
статье 102
1. В Земельном кодексе РФ к
землям водного фонда отнесены земли,
занятые водными объектами, земли
водоохранных зон водных объектов, а также
земли, выделяемые для установления полос
отвода и зон охраны водозаборов,
гидротехнических сооружений и иных
водохозяйственных сооружений, объектов.
Таким образом, основным критерием
отнесения земель к землям водного фонда
является наличие на поверхности суши
водных объектов. В отличие от Земельного
кодекса РСФСР 1991 г. в новом законе не
перечислены виды водных объектов. Их
определение и виды установлены в Водном
кодексе РФ .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471.
Так, поверхностными
водными объектами является постоянное или
временное сосредоточение вод на
поверхности суши в формах ее рельефа,
имеющее границы, объем и черты водного
режима. Поверхностные водные объекты
состоят из поверхностных вод, дна и берегов.
Поверхностные водные объекты
подразделяются на:
поверхностные
водотоки и водохранилища на них;
поверхностные водоемы;
ледники и
снежники (статья 9).
При отнесении
земель к землям водного фонда имеет
значение устойчивость покрытия земель
водными объектами, т.е. земли должны быть
покрыты водой вечно или большую часть
времени года. Если земли заливаются водой
не на длительный срок, например в период
половодья, суточных колебаний речного
стока, в период морских приливов, они не
считаются водопокрытыми.
Не все
искусственные каналы являются
поверхностными водными объектами, а лишь
каналы межбассейнового перераспределения
и комплексного использования водных
ресурсов. Поэтому земли временных
оросительных каналов и борозд, площади
лиманного орошения (земледельческие поля
орошения) не относятся к землям водного
фонда.
2. В Водном кодексе РФ
поверхностные воды и земли, покрытые ими и
сопряженные с ними (дно и берега водного
объекта), рассматриваются как единый водный
объект (статья 7).
Следовательно, берега
водного объекта также должны относиться к
землям водного фонда. В Земельном кодексе
РФ указаны пределы берега поверхностного
водного объекта, который входит в состав
земель водного фонда, — земли водоохранных
зон водных объектов. Поэтому можно сделать
вывод, что водоохранные зоны как неразрывно
связанные с водным объектом находятся в
составе земель водного фонда . Это еще
одно отличие от Земельного кодекса РСФСР 1991
г.
———————————
Территория
водоохранных зон была включена в состав
земель водного фонда при прохождении
законопроекта в Государственной Думе
Федерального Собрания РФ после принятия
Земельного кодекса РФ в первом чтении. Для
сравнения см.: Постановление
Государственной Думы Федерального
Собрания РФ от 15 июня 2001 г. N 1655-III ГД «О
проекте N 85788-3 Земельного кодекса
Российской Федерации» // Парламентская
газета. 2001. 7 июля. N 124 — 125.
Вместе с тем в
статье 111 Водного кодекса РФ дано
определение водоохранной зоны. Это
территория, примыкающая к акватории
водного объекта, на которой
устанавливается специальный режим
использования и охраны природных ресурсов
и осуществления иной хозяйственной
деятельности. Водоохранные зоны водных
объектов, являющихся источниками питьевого
водоснабжения или местами нереста ценных
видов рыб, объявляются особо охраняемыми
территориями в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
Положение о водоохранных зонах водных
объектов и их прибрежных защитных полосах
утверждено Постановлением Правительства
РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 49. Ст.
5567.
Земли водоохранных зон рек и водоемов
в соответствии со статьей 97 Земельного
кодекса РФ относятся также к землям
природоохранного назначения. При этом на
землях природоохранного назначения
допускается ограниченная хозяйственная
деятельность при соблюдении
установленного режима охраны этих земель.
Так как в соответствии с Положением о
водоохранных зонах водных объектов и их
прибрежных защитных полосах в пределах
водоохранных зон при их ширине более 100
метров и крутизне склонов прилегающих
территорий менее 3 градусов допускается
размещение дачных и садово-огородных
участков, территория водоохранных зон
может быль включена в состав земель
поселений или земель
сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, в пределах водоохранных зон
и зон охраны источников питьевого
водоснабжения правовой режим земель
водного фонда и земель природоохранного
назначения, а в некоторых случаях и иных
категорий земель пересекается. При
возникновении коллизии правовых норм
следует исходить из принципов,
установленных в статье 1 Земельного кодекса
РФ.
3. Земли водного фонда могут
использоваться для строительства и
эксплуатации сооружений, обеспечивающих
удовлетворение потребностей населения в
питьевой воде, бытовых, оздоровительных и
других потребностей населения, а также для
водохозяйственных, сельскохозяйственных,
природоохранных, промышленных,
рыбохозяйственных, энергетических,
транспортных и иных государственных или
муниципальных нужд при соблюдении
установленных требований.
В статье 85
Водного кодекса РФ определены цели и
способы использования водных объектов, в
соответствии с которыми используются и
земли водного фонда.
Использование
водных объектов может осуществляться с
изъятием (забор воды) либо без изъятия
(сброс, использование в качестве водных
путей и другое) водных ресурсов. Водные
объекты или их части могут предоставляться
в пользование для удовлетворения одной или
нескольких целей, одному или нескольким
водопользователям.
Согласно статье 133
Водного кодекса РФ использование водных
объектов для питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения
является приоритетным. Это означает, что
при отсутствии подземных водных объектов,
которые могут быть использованы для
питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, поверхностные водные
объекты должны использоваться в первую
очередь для удовлетворения нужд населения
в питьевой воде и хозяйственно-бытовых
нужд.
4. Источники питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения
подлежат особой охране. Для этой цели
устанавливаются зоны охраны, в пределах
которых вводится особый правовой режим
использования земель.
В соответствии с
п. 10 Положения о водоохранных зонах водных
объектов и их прибрежных защитных полосах
при установлении на водных объектах зон
санитарной охраны источников
централизованного хозяйственно-питьевого
водоснабжения минимальные размеры
водоохранных зон и режим хозяйственной
деятельности в них определяются
санитарными правилами и нормами.
В
настоящее время правовой режим зон
санитарной охраны источников
водоснабжения устанавливается в
соответствии с санитарными правилами и
нормами «Зоны санитарной охраны источников
водоснабжения и водопроводов
хозяйственно-питьевого назначения.
Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.4.027-95»,
утвержденными Постановлением
Госкомсанэпиднадзора России от 10 апреля 1995
г. N 7 .
———————————
Справочно-правовая система :Эксперт.
Зоны санитарной охраны источников
водоснабжения организуются в составе трех
поясов: первый пояс (строгого режима)
включает территорию расположения
водозаборов, площадок расположения всех
водопроводных сооружений и
водопроводящего канала. Его назначение —
защита места водозабора и водозаборных
сооружений от случайного или умышленного
загрязнения и повреждения.
Второй и
третий пояса (пояса ограничений) включают
территорию, предназначенную для
предупреждения загрязнения воды
источников водоснабжения. Санитарная
охрана водоводов обеспечивается
санитарно-защитной полосой.
В каждом из
трех поясов, а также в пределах
санитарно-защитной полосы, соответственно
их назначению, устанавливается специальный
режим и определяется комплекс мероприятий,
направленных на предупреждение ухудшения
качества воды.
5. Порядок использования
и охраны земель водного фонда определяется
Земельным кодексом и водным
законодательством. Вместе с тем к земельным
отношениям нормы водного законодательства
применяются, если эти отношения не
урегулированы земельным законодательством
(п. 2 статьи 3 Земельного кодекса РФ).
Следующая статья »
К тексту закона »
www.lawmix.ru