Снятие земельного участка с кадастрового учета судебная практика – Решение по исковому заявлению о снятии земельного участка с кадастрового учета, о признании собственности на земельный участок — Адвокат в Самаре и Москве

Содержание

Снятие с кадастрового учета земельного участка

Снятие земельных участков с кадастрового учета осуществляется значительно реже, чем регистрация. Для того, чтобы операция была проведена надлежащим образом, необходимо в обязательном порядке следовать определенному алгоритму действий.

Снятие с учета требует подготовки установленного пакета документации. Он обычно передается в руки сотрудников территориального кадастрового органа по месту действующего проживания заявителя.

Для понимания особенностей того, как снять земельный участок с кадастрового учета, необходимо ознакомиться с основаниями, с порядком осуществления процедуры, с перечнем документов и порядком их подачи, со сроками и стоимостью соответствующих мероприятий, с действующей судебной практикой, а также с возможными последствиями.

Что это такое

Снятие земельного участка с регистрационного учета в государственном отделе, отвечающем за кадастр, представляет собой юридическое мероприятие, указывающее на факт того, что земля утратила правоспособность. После того, как определенная территория снимается с учета, земля перестает функционировать в предыдущем качестве.

Стоит отметить, что в некоторых случаях может быть установлена гибель участка или утрата им основных функциональных характеристик. Все это не допускает возможность дальнейшего применения земель по целевому назначению. Следовательно, благодаря таким участкам станет невозможным получение прибыли.

Для чего нужно

Земля может реорганизована благодаря разделению на несколько участков. Помимо прочего, допускается соединение нескольких территорий в одну. Если такие категории земель не будут своевременно сняты с регистрационного учета, то информация о новых частях не сможет быть внесена в соответствующий реестр, в результате чего им не будут выделены индивидуальные кадастровые номера.

В некоторых ситуациях земли могут попросту погибнуть в результате следующих факторов:

  • проведение военных операций;
  • возникновение стихийных бедствий;
  • затопление или возгорание;
  • порча плодородного слоя почвы в результате техногенной катастрофы;
  • размыв русла рек;
  • обрушение земельной породы и так далее.

Снятие с кадастрового учета осуществляет Росреестр.

Образец заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета:

Кто имеет право

Что касается вопросов, связанных с определением субъектов, которые имеют право на снятие земельного участка с кадастрового учета, то в данном случае не должно возникнуть никаких сомнений. В подавляющем большинстве случаев в качестве таких лиц могут выступать непосредственные собственники имущества. Если объект принадлежит нескольким гражданам на основании долевой собственности, то в процессе должен участвовать каждый владелец.

Важно отметить факт того, что право на снятие земельного участка с регистрационного учета могут иметь и те категории граждан, которые получают официальные права наследования. Снять с учета могут и те лица, которые осуществляют свою деятельность на основании установленной нотариальной доверенности, тем самым выступая от имени собственника земли.

Те долевые владельцы, которые желают поделить землю между собой, должны для снятия с учета предоставить свое индивидуальное согласие. Соответствующая документация оформляется в письменном формате в каждом конкретном случае.

Основания

Установленный порядок снятия с кадастрового учета земельного участка предусматривает либо отсутствие прав собственности, либо то, что земля находится во владении только на временной основе. Те участки, которые передаются в бессрочное пользование, не снимаются с учета.

Рассматриваемая процедура может осуществляться в следующих ситуациях:

  • если земельный участок разделяется на несколько новых – на каждый из них должны быть поданы отдельные документы, подтверждающие наличие свидетельства о государственной регистрации права;
  • если участок земли, имеющий временный статус, был поставлен на регистрационный учет больше 2 лет назад, но за это время не было оформлено официальное право собственности;
  • если со времени получения временного участка прошло более года, но права так и не были зарегистрированы.

В случаях, если хотя бы одно из вышеуказанных условий удовлетворяется, то заинтересованные лица могут на законных основаниях начинать процедуру по снятию земли с кадастрового учета.

Как проводится снятие с кадастрового учета земельного участка

Вся информация о земле включается в государственный реестр, который, в свою очередь, можно считать единой учетной системой. В случае прохождения процедуры регистрации, конкретному объекту всегда присваивается индивидуальная кадастровая кодификация.

Такой номер не может повторяться ни в одном регионе Российской Федерации. Кроме того, он содержит в себе специальный идентификатор, указывающий на территориальную принадлежность.

Снятие участков с учета обычно требуется в случае расширения границ владения землей или в случае необходимости разделения долевой собственности.

Для осуществления соответствующей операции стоит следовать следующему алгоритму действий:

  • собрать требуемый пакет документации;
  • подать собранные бумаги на рассмотрение сотрудникам территориального кадастрового органа;
  • получить выписку о факте того, что информация о земельном участке больше не содержится в государственном реестре.

Стоит помнить, что документация может быть передана в кадастровую палату как в бумажном, так и электронном формате. Право выбора наиболее удобного способа остается за непосредственным правообладателем.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Какие нужны документы и как их подавать

Для снятия определенного объекта недвижимости с кадастрового учета рекомендуется подготовить и предоставить в контролирующую службу следующие документы:

В случае, если актуальная информация предоставляется в территориальный кадастровый отдел не фактическим собственником, то помимо вышеуказанных бумаг нужно подготовить следующие:

  • свидетельство, подтверждающее факт передачи прав тому лицу, который предоставляет установленный пакет вместо владельца участка земли – это может быть нотариальная доверенность;
  • заявление, сформированное собственником земли, со ссылками на действующее федеральное законодательство, в соответствии с которым происходит передача законных полномочий в пользу третьего лица;
  • доверенность, формируемая в нотариальном порядке и заверяемая по установленному образцу.

Важно обратить особое внимание на факт того, что рассматриваемые услуги абсолютно бесплатные. Следовательно, они требуют оплату государственной пошлины. Любое установление цены за процедуру снятия с регистрационного учета может считаться нарушением действующего законодательства и решаться в порядке судебного разбирательства.

При желании вся требуемая документация может быть подана заинтересованными собственниками в компетентные органы с помощью использования услуг почтовой связи. При отправке заявления по почте регистрационный орган должен на следующий день после принятия выслать расписку о получении пакета документации. К данной бумаге обычно прилагается ее копия и уведомительное свидетельство о получении.

Скачать бланк заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета

Скачать образец заполнения заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета

Помимо прочего, доступен вариант передачи бумаг через официальный сайт государственного реестра. Однако для этого нужно проставление электронной подписи. Что иногда является проблемой для физических лиц.

Сроки и стоимость процедуры

Постановление о снятие участка земли с кадастрового учета выносится компетентными органами в течение 18 календарных дней с момента подачи установленного заявления. После истечения указанного срока непосредственный заявитель должен получить на руки либо кадастровую выписку, содержащую в себе дату снятия с учета, либо решение об отказе в снятии земли с регистрации.

Нужно обратить особое внимание на то, что при неблагоприятном исходе событий на руки заявителю должен быть в обязательном порядке выдан отказ, оформленный в письменном формате.

В данном документе в полной мере прописываются основания для отклонения поданного запроса. В каждом конкретном случае снятие с учета осуществляется абсолютно бесплатно и не требует выплат в любой уровень бюджета.

Могут ли отказать

В некоторых ситуациях заявителю или его уполномоченному представителю могут отказать в проведении рассматриваемой процедуры.

Обычно это происходит в силу следующих актуальных причин:

  • в случае, если имущество не выступает в качестве непосредственной собственности, состоящей на учете в территориальном кадастровом органе;
  • если операция осуществлялась тем лицом, которое не имело законных полномочий;
  • когда документация подавалась ненадлежащим образом;
  • если не были устранены обнаруженные в документах ошибки в течение трех месяцев после подачи пакета;
  • если земельный участок не может быть снят с регистрационного учета из-за объективных причин.

Стоит отметить, что причины отказа должны всегда излагаться в письменной форме. Делается это для того, чтобы собственник участка смог обжаловать принятое решение в порядке судебного разбирательства.

Обращение в суд

В случае, если уполномоченное учреждение на основании самых разнообразных факторов отказывает в услуге, то заинтересованный собственник может со ссылкой на нормы Гражданского Кодекса РФ обратиться в суд с оформленным исковым заявлением.

Для этого потребуется оформить документ определенным образом, выплатить государственную пошлину в полном размере и собрать дополнительные бумаги, которые будут в дальнейшем предоставлены в территориальную кадастровую палату.

Суд обычно рассматривает поданное заявление в течение месяца с момент передачи иска в канцелярию компетентной организации. Если в документе были приведены исчерпывающие аргументы, то через 30 дней будет назначено судебное разбирательство, в рамках которого собственнику будет предоставлено неоспоримое право на получение рассматриваемой кадастровой услуги.

Если собственник участка получает на руки положительное постановление, то в течение 10 рабочих дней информация о земле будет аннулирована из государственного реестра. Это может происходить только с теми имущественными объектами, которые были поставлены на учет более 5 лет назад, но права собственности на них так и не были официально определены.

Стоит отметить, что в процессе судебного разбирательства не имеет значения факт наличия или отсутствия правоустанавливающей документации у заинтересованных лиц.

Последствия

В соответствии с нормами действующего федерального законодательства после снятия земельного участка с регистрационного учета в кадастровом отделе, он перестает выступать в качестве индивидуально-определенного объекта и не может ни при каких основаниях иметь собственников или владельцев.

В соответствии с данным положением, при снятии участка с учета происходит прекращение действия арендных соглашений, а налоговые сборы на землю не взимаются. При этом участок может быть поставлен на кадастровый учет заново абсолютно в любой момент. Для этого предусматривается установленный регламентирующими нормативными актами порядок.

Для осуществления данной операции нужно предоставить в руки сотрудников кадастрового регистрационного отдела определенный пакет документов и в течение 18 дней получит выписку, содержащую в себе определенное решение по поданному запросу.

1kvartirka.ru

О снятии земельного участка с кадастрового учета

Дело № 33-3290/2013

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург

1 августа 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего Пономаревой Т.А.,  судей Григорьевой Н.М. и Ночевника С.Г., при секретаре Терлецкой К.В. рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней истца Замотаевой Т.Н. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 мая 2013 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Замотаевой Т.Н. к Моревой О.Б. о снятии земельного участка с кадастрового учета.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пономаревой Т.А., объяснения истца Замотаевой Т.Н. и представителя истца Замотаевой Т.Н. – Артемьевой Н.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражения представителя ответчика Моревой О.Б. – адвоката Смирнова И.Н., представителей третьего лица, не заявлявшего самостяотельных требований относительно предмета спора, садоводческого некоммерческого товарищества «…» Царенко А.И. и Аветняа Ю.Н., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Замотаева Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к Моревой О.Б. о снятии с кадастрового учета земельного участка № площадью … кв.м, кадастровый номер: …, расположенный в садоводческом некоммерческом товариществе (далее – СНТ) «…» по адресу:

В обоснование иска Замотаева Т.Н. ссылалась на те обстоятельства, что в силу решения Выборгского городского суда, постановленного ДД.ММ.ГГГГ по другому гражданскому делу №, за истцом признано право собственности на находящийся в границах СНТ «…» земельный участок №, нумерация которого изменена с … года и данному участку присвоен №. По утверждению Замотаевой Т.Н., на сайте Росреестра появилась информация о постановке на кадастровый учет соседнего участка №, расположенного в СНТ «…» в районе квартала № …, принадлежащего Моревой О.Б., которая для выполнения земелеустроительных работ и изготовления межевого плана заключила договор с обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «…». Между тем, по утверждению Замотаевой Т.Н., она (Замотаева Т.Н.) как смежный землепользователь отказалась согласовать смежную границу земельного участка, принадлежащего Моревой О.Б. В этой связи Замотаева Т.Н. считала, что имеет место кадастровая ошибка в части местоположения смежной границы участков № Замотаевой Т.Н. и участка № Моревой О.Б. При этом, по мнению Замотаевой Т.Н., указанная ошибка образовалась вследствие представления Моревой О.Б. и кадастровым инженером А.В. в кадастровый орган недостоверных сведений и послужила препятствием в реализации истцом права на постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Замотаева ТН., ссылаясь на необходимость применения положений пункта 3 статьи 11, статьи 12, пункта 2 статьи 260, пункта 2 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), пункта 2 статьи 15, пункта 1 сатьи 43, статей 60, 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункта 4 статьи 16, пункта 4 статьи 28, статей 38, 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», требовала разрешения сложившейся конфликтной ситуации в судебном порядке с использованием вышеуказанного средства гражданского судопроизводства (том № 1- л.д.3-8).

Текст искового заявления Замотаевой Т.Н.. указывает на определение истцом при обращении в суд иском процессуального положения в качестве третьих лиц, не заявлявших самостоятельных требований относительно предмета спора, СНТ «…», ООО «…», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – Управление Ростреестра по ЛО) и Выборгского отдела Управления Россреестра по ЛО (том № 1 — л.д.3).

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции председатель правления СНТ «…» Царенко А.И.представила письменные возражения на исковое заявление Замотаевой Т.Н., критически оценивая содержащиеся в исковом заявлдения доводы, при этом просила отказать в удовлетворении иска Замотаевой Т.Н. (том № 1 — л.д.153-159).

Выборгский городской суд 16 мая 2013 года постановил решение, которым отказал в удовлетворении искового заявления Замотаевой Т.Н. (том № 1 — л.д.189-198).

Замотаева Т.Н. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного 16 мая 2013 года решения, представила апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда и принять по делу новое судебное решение. В качестве оснований для отмены судебного решения Замотаева Т.Н. ссылалась на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения норм процессуального права, поскольку исковое заявление рассмотрено и разрешено в отсутствии явки ответчика Моревой О.Б. и по сути в отсутствии участия представителя Моревой О.Б. – адвоката Смирнова И.Н., который покинул судебное заседание через 25 минут после его начала и отсутствовал около часа. Между тем, указанные обстоятельства в соответствии с пунктом 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) являются безусловным основанием для отмены решения суда. По мнению Замотаевой Т.Н., судом первой инстанции при постановлении обжалуемого решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, при этом суд первой инстанции не разрешил заявленные истцом требования и в нарушение статьи 196 ГПК РФ и пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» вышел за пределы заявленных Замотаевой Т.Н. исковых требований, неправильно сделав вывод о том, что фактически имеется спор о границах смежных участков, что требует использования соответствующего способа защиты нарушенного права. Кроме того, Замотаева Т.Н. считала, что судом первой инстанции допущено нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права. Так, в частности, суд первой инстанции в нарушение части 3 статьи 61 ГПК РФ не учел наличие преюдициального значения решения арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ № … (том № 1 — л.д.60-63). Податель жалобы также считала, что суд первой инстанции неправильно распределил обязанность доказывания, не применил законы и положения нормативных актов, подлежащих применению, что, по мнению Замотаевой Т.Н., привело к неправильным выводам о правоотношениях сторон спора и судебной ошибке в виде принятия решения об отказе в удовлетворении иска. Замотаева Т.Н. обращала внимание суда апелляционной инстанции на те обстоятельства, что судом первой инстанции в нарушение статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 55, 67 ГПК РФ, пунктов 3, 5, 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод необоснованно не рассмотрены и не оценены письменные доказательства, представленные истцом и приобщенные к материалам дела в качестве приложений к иску, которые подтверждают нарушение процедуры согласования границ (том № 2 — л.д.14-23).

После постуления дела с апелляционной жалобой в Ленинградский областной суд в ходе апелляционного разбирательства Замотаева Т.Н. представила дополнение к апелляционной жалобе, в котором указывала на недостовереные сведения, содержащиеся в межевом плане, и грубейшее нарушение судом первой инстанции при рассмотрении дела норм процессуального права, выразившееся в отсутствии привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Е.П.., участок которой является смежным по отношению к участкам, принадлежащим Замотаевой Т.Н. и Моревой О.Б., и имеет с этими участками общую точку со следующими обозначениями: Н-8 – по чертежу участка истца № (№) ООО «…» от ДД.ММ.ГГГГ, точки 194, 195, 196 — по чертежу участка ответчика № (№) ООО «…», предъявленного ДД.ММ.ГГГГ на согласование, точки н2 – н3 – н4 – по чертежу участка ответчика № (№), включенного в межевой план от ДД.ММ.ГГГГ. При этом Замотаева Т.Н. в обоснование отмены судебного решения ссылалась на то, что в акте согласования от ДД.ММ.ГГГГ членом СНТ «…» Е.П. (по доверенности, выданной на М.А.) написан отказ в согласовании границы по точкам 194, 195, 196 по причине несооветствия чертежа ООО «…» участка ответчика № (№) фактическим границам, сложившимся на местности более 12 лет (том № 2 — л.д.38-39).

На рассмотрение и разрешение жалобы и дополнения к ней в суде апелляционной инстанции не явились Морева О.Б., представители ООО «…», Управления Росреестра по ЛО, Выборгского отдела Управления Россреестра по ЛО, при этом . Выборгского отедела Управления Росреестра по ЛО А.В. представил письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие (том № 2 — л.д.40).

Между тем, присутствовавшие в апелляционном разбирательстве Замотаева Т.Н. и представитель Артемьева Н.Л., действовавшая в защиту прав, свобод и законных интересов Замотаевой Т.Н. на основании письменной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, поддержали доводы апелционной жалобы, тогда как представитель – адвокат Смирнов И.Н., которому на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ поручено представлять интересы Моревой О.Б. в Ленингралсокм областном суде (том № 2 – л.д.73) и дейстовавший также на основании псиьменной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года (том № 1 – л.д.88 – 88-оборот), председатель правления СНТ «…» Царенко А.И., а также предстаивтель СНТ «…» Аветян Ю.Н., дейстовавший на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, не соглашались с обоснованностью доводов апелляционной жалобы и дополненя к ней.

С учетом наличия сведений о надлежащем извещении отсутствоваших лиц о времени и месте апелляционного разбирательства по правилам статей 113 – 116 ГПК РФ (том № 2 — л.д.29, 53, 54, 55, 56, 57, 58) и выраженного волеизъявления о рассмотрении жалобы и дополнения к ней в отсутствие предстаивтеля третьего лица (том № 2 – л.д.40), суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении жалобы и дополнения к ней в отсутствии не явившихся участников гражданского процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене судебного решения по доводам апелляционной жалобы Замотаевой Т.Н. и дополнения к ней.

С целью правильного разрешения заявленного Замотаевой Т.Н. спора следует отметить, что юридическое определение понятия «земельный участок» установлено статьей 11.1 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ), согласно которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Вместе с тем согласно пунктам 7-9 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В тоже время федеральным законодателем предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Кроме того, статьей 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» введен новый термин «ранее учтенные объекты недвижимости», при этом согласно пункту 1 указанной статьи государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

(в редакции Федеральных законов от 21 декабря 2009 года № 334-ФЗ, от 4 июня 2011 года № 129-ФЗ).

Между тем, из содержания представленных и собранных по делу письменных доказательств, включая материалы межевого плана земельного участка №, находящегося в границах СНТ «…» (том № 1 – л.д.94-128), усматривается, что постановка земельного участка № имела место до обращения Замотаевой Т.Н. с вышеуказанным исковым заявлением в суд, при этом участку № был присвоен кадастровый номер: …. Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в пункте 16 кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ №, в качестве особых отметок указано, что земельный участок № имел предыдущий кадастровый номер: …, который равнозначен кадастровому номеру: …, кадастровый номер измененного земельного участка … (том № 1 — л.д.120).

Таким образом, исходя из предусмотренной частью 2 статьи 56 ГПК РФ обязанности суда по определению предмета доказывания как совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, с учетом вышеприведенных законоположений и обстоятельств в контексте указанного Замотаевой Т.Н. основания искового требования обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения спора, является не как таковая постановка земельного участка № на государственный кадастровый учет, а внесение в государственный кадастровый учет изменений относительно определения координат характерных точек таких границ этого участка согласно межевому плану (том № 1 – л.д.94-128).

Между тем, сведения, содержащиеся в представленных и собранных по делу доказательствах, указывают на тот факт, что субъективное право Моревой О.Б. на земельный участок № площадью … кв.м из земель, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании СНТ «…» подтверждено постановлением администрации муниципального образования «Выборсгкий район» Ленинградской области (далее – администарция МО «Выборсгкий район» ЛО), которым, в том числе, предусмотрено возложение на Мореву О.Б. обязанности выполнить в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществить его государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на земельный участок (том № 1 – л.д.101, 119). Указанное постановление органа местного самоуправления никем из лиц, участвовавших в деле, в установленном порядке не оспорено.

Кроме того, для правильного разрешения заявленного Замотаевой Т.Н. иска следует учесть те обстоятельства, что, требуя судебной защиты нарушенного имущественного права, Замотаева Т.Н. ссылалась на решение Выборгского городского суда, постановленное ДД.ММ.ГГГГ по другому гражданскому делу №, согласно которому (решению) за Замотаевой Т.Н. признано право собственности на земельный участок №, нумерация которого изменена с … года и участку присвоен №, находящийся в границах СНТ «…» (том № 1 — л.д.33-49), как доказательство своего субъективного права на земельный участок.

Однако в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции нашло свое подтверждение, что решение Выборгского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения искового заявления Замотаевойц Т.Н. отменено и по делу в этой части принято новое решение, которым отказано в удовлетворении искового заявления Замотаевой Т.Н. к администрации МО «Выборгский район» ЛО и СНТ «…» о признании права собственности на земельный участок № площадью … кв.м, расположенный в СНТ «…», в границах согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ (том № 1 – л.д.168).

В этой связи следует отметить, что по правилам части 5 статьи 329 ГПК РФ определение суда апрелляционной инстанции вступает в законнуюсилу со дня его принятия.

В то же время частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 ГПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

При таком положении дела у суда первой инстанции отсутствовали правовоые основания для предоставления Замотаевой Т.Н., не являющейся собственником земельного участка №, судебной защиты имущественного права по требованию о снятии с кадастрового учета смежного земельного участка №.

При этом со стороны Замотаевой Т.Н. имеет место нарушение предела доступа к судебной защите, установленного статьей 3 ГПК РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении искового заявления Замотаевой Т.Н., правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 9, статьи 12 ГК РФ, статьи 70 ЗК РФ, статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьи 1, пункта 10 статьи 4, статьи 16, пунктов 1, 3 статьи 39, статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости», обеспечил единство сложившейся судебной практики по делам о защите прав собственности, закрепленной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной праткике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции в отсутствии оснований у суда апелляционной инстанции для переоценки этих доказательств.

Не может быть положен в основу отмены судебного решения довод апелляционной жалобы относительно отсутствия ответчика в судебном заседании, когда был рассмотрен и разрешении иск по существу. – В силу сатьи 35 ГПК РФ участие стороны в судебном разбирательстве по гражданскому делу является правом, а не обязанностью. Между тем, из содердания протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (том № 1 — л.д.175-188) усматривается, что в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции принимал участие представитель — адвокат Смирнов И.Н., которому на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ поручено представлять интересы Моревой О.Б. в Выборгском городском суде (том № 1 — л.д.87) и который действовал также на основании письменной доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года (том № 1 – л.д.88 – 88-оборот). То обстоятельство, что представитель Моревой О.Б. – адвокат Смирнов И.Н. временно покидал судебное разбирательство (том № 1 – л.д.180, 184) в контексте дачи им объяснений по существу рассматриваемого иска (том № 1 – л.д.184-186) и его участия в судебных прениях (том № 1 – л.д.187), не создает правовых оснований для отмены судебного решения.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с правомерностью довода апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции при постановлении обжалуемого решения статьи 196 ГПК РФ и пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении». — Отказывая в удовлетворении иска Замотаевой Т.Н. о снятии земельного участка с кадастрового учета, суд первой инстанции, действуя в соответствии стребованиями 196 ГПК РФ, постановил решение по заявленному истцом требованию, правильно указал на ошибочное избрание истцом способа защиты своих прав. При этом следует исходить из основных начал гражданского законодательства, которыми установлено, что определение предмета спора и избрание средств гражданского судопроизводства не входит в компетенцию суда, поскольку в силу:

· пункта 2 статьи 2 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские праыва своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении свои прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих закондательству условий договора;

· пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.

Поскольку как видно из содержания решения … от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № (том № 1 — л.д.60-63) Морева О.Б. не являлась участником данного процееса, то судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельное утверждение Замотаевой Т.Н. о нарушении судом первой инстанции части 3 статьи 61 ГПК РФ, которой установлено, что при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Приведенные Замораевой Т.Н. в апелляционной жалобе и дополнении к ней другие презюмируемые нарушения судом первой инстанции норм процессуального права не свидетельствуют об отсутствии законности и обоснованности постановленного 16 мая 2013 года судебного решения, поскольку указанные нарушения норм процессуального права не привели и не могли привести к неправильному разрешению спора, а также к нарушению прав лица, не принимавшего участия в судебном разбирательстве, — смежного землепользователя Е.П. Следует также учесть, что постановленное 16 мая 2013 года судебное решение не сопряжено с возложением на Е.П. каких-либо обязанностей.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба Замораевой Т.Н. и дополнение к ней не содержат.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, пунктом 1 статьи 328 и частью 1 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Замотаевой Т.Н. и дополнения к ней – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

< Предыдущая   Следующая >

sotok.net

Росреестр

Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке до 1 марта 2008 г., в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Из Письма Минэкономразвития России от 10.02.2017 N ОГ-Д23-1484 «О рассмотрении обращения» следует: порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., зависит от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРН сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.
Порядок действий органа кадастрового учета установлен п. 181Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки».
При этом необходимо учитывать, что:
— суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок;
— возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета (п. п. 26, 28Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)).

rosreestr.ru

Решение по исковому заявлению о снятии земельного участка с кадастрового учета, о признании собственности на земельный участок — Адвокат в Самаре и Москве

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2015 года                                                  г. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе

председательствующего Житниковой О.В.,

при секретаре Козновой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2505/15 по исковому заявлению Дмитриевой А. В. к Рабинович В. И., Вавиловой В. В. о снятии земельного участка с кадастрового учета, о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Дмитриева А.В. обратилась в суд с иском к Рабинович В.И., Вавиловой В.В. о снятии земельного участка с кадастрового учета, о признании права собственности на земельный участок, указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № Новинской сельской администрации истцу был предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> га для личного подсобного хозяйства, что подтверждается Свидетельством № на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ года, Выпиской из похозяйственной книги о наличии у граждан права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ для уточнения границ занимаемого земельного участка Дмитриева А.В. обратилась в ООО «Поволжье» для изготовления межевого плана земельного участка. Входе изготовления межевого плана возникли проблемы препятствующие проведению государственной регистрации права собственности и внесению уточнений в ГКН. а именно: имеется наложение площадей участка занимаемого Дмитриевой А.В. (кадастровый номер №) и участка с кадастровым номером №. Согласно кадастровой выписке правообладателем данного земельного участка являетсяРабинович В.И., фактически пользуется участком его супруга Вавилова В.В. Согласно выписки из ЕГРП, право собственности на земельный участок № не зарегистрировано. Вавиловой В.В. неоднократно предлагалось подписать акт согласования границ земельного участка принадлежащего Дмитриевой А.В. на что Вавилова В.В. отказывалась, написать свои возражения она также отказывалась. Устное обещание уточнить границы своих земельных участков Вавилова В.В. не выполнила, уточнив лишь почтовый адрес одного из участков. Участок Дмитриевой А.В. граничит с участком № принадлежащимВавиловой В.В., которая отказывается подписывать акт согласования границ земельного участка или возражения на данный акт. При изготовлении межевого плана установлено, что фактическая площадь земельного участка № принадлежащегоДмитриевой А.В. составляет <данные изъяты> кв.м., что на <данные изъяты> кв.м. больше чем в правоустанавливающих документах. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, истец просила признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью<данные изъяты> кв.м.; установить местоположение границ земельного участка в соответствии с планом границ и каталогом координат, изготовленным кадастровым инженером ООО «Поволжье» И.С.В. ДД.ММ.ГГГГ г., который считать неотъемлемой часть решения суда; установить, что решение суда является основанием для Управления Росреестра по <адрес> для государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м. за истцом Дмитриевой А.В.; исключить из ГКН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №

В судебном заседании представитель истца уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Ответчики Рабинович В.И. и Вавилова В.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, письменных возражений не представили. В связи с чем с согласия представителя истца, дело рассмотрено в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил дело рассмотреть без его участия.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил дело рассмотреть без его участия.

Представители третьих лиц Администрации муниципального района Волжский Самарской области и Администрации сельского поседения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, заявлений и ходатайств не представили.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Суд признает установленным, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № Новинской сельской администрации истцу был предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> га для личного подсобного хозяйства, что подтверждается Свидетельством № на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ года, Выпиской из похозяйственной книги о наличии у граждан права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ года.

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок, выданным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г., правообладателем числится Дмитриева А.Д.

ДД.ММ.ГГГГ для уточнения границ занимаемого земельного участка Дмитриева А.В. обратилась в ООО «Поволжье» для изготовления межевого плана земельного участка. Как следует из заключения кадастрового инженера И.С.В. на местности границы земельного участка закреплены искусственными межевыми знаками (забором) по которым и проводились измерения. Столбы углов забора позволяют определить, что границы не передвигались и земельный участок не менял свою конфигурацию 15 и более лет. Эти данные так же подтверждаются формацией ГКН. Почти все смежные земельные участки стоят на кадастровом учете по материалам межевания: №, №, №. Границы смежного земельного участка с кадастровым номером №, граничащего в точках 5-6 не уточнены по материалам межевания. Однако по данным ГКН объект учета имеет пересечение границ с земельным участком с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. Согласно кадастровой выписке о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № не имеет определенной площади погрешности, а так же точность определения узловых точек границ больше нормативно установленной точности для данной категории земель и вида разрешенного использования. Это позволяет сделать вывод, что земельный участок с кадастровым номером № декларированный, который требует уточнения местоположения границ и площади по материалам межевания в соответствии с действующим законодательством. Адрес местоположения данного участка:<адрес>, говорит об ошибочности местоположения данного земельного участка, так как в данном населенном пункте <адрес>не существует. Подготовка межевого плана с наличием пересечения границ не допускается. Это подтверждается Письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок с кадастровым номером № не может быть преобразуемым объектом недвижимости, по причине того, что фактически на местности он не является смежным с уточняемым земельным участком с кадастровым номером №. Так же следует отметить тот факт, что площадь земельного участка по материалам измерений на местности равна <данные изъяты>.м., а по правоудостоверяющим документам и сведениям ГКН площадь земельного участка равна <данные изъяты>.м. Площадь превышения фактической площади равна<данные изъяты>.м. В соответствии с п. 5 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости»: при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем придельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного вида разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно того земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости; Земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства. Правила землепользования и застройки сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, утвержденные Решением Собрания представителей сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливают минимальный размер земельного участка для разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства в размере <данные изъяты>.м. Следовательно, уточнение земельного участка с кадастровым номером № на фактическую величину законодательно возможно. Из всего выше изложенного следует вывод о том, что уточнение земельного участка по фактически существующим границам возможно, однако внесение сведений о границах земельного участка в ГКН возможно только после исключения сведений о границах земельного участка с кадастровым номером №

Таким образом, установлено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером № допущена ошибка в определении местоположения характерных точек границ указанного участка, в связи с чем были внесены неверные характеристики участка в сведения государственного кадастра недвижимости. Согласно ответу ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН по результатам инвентаризации ранее учтенных земельных участков,

Ответчики Рабинович В.И., который указан в ГКН в качестве правообладателя земельного участка, и Вавилова В.В., за которой зарегистрировано право собственности на земельный участок в ЕГРП, не обратились в ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с заявлением об устранении кадастровой ошибки.

Иным способом устранить нарушение прав истца не представляется возможным.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.07 № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Учет изменений осуществляется на основании представляемого в орган кадастрового учета заявления и необходимых в соответствии с настоящим ФЗ для осуществления такого учета документов (ч. 2 ст. 16 ФЗ № 221). Согласно п.2 ч.1 ст. 22 ФЗ № 221 одним из таких необходимых документов является межевой план.

Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости является ошибкой в государственном кадастре недвижимости (п.2 ч. 1 ст. 28 ФЗ № 221).

В соответствии с ч. 5 ст. 28 орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Таким образом, судом установлен факт кадастровой ошибки, которая подлежит исправлению путем исключения из ГКН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №

Внесение указанных изменений в ГКН устранит нарушение прав истца, так как будут устранены препятствия для постановки его земельного участка на кадастровый учет по результатам межевания.

Таким образом, суд считает, что требования истца основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 — 199, 235 — 237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Дмитриевой А. В. удовлетворить.

Признать за Дмитриевой А. В. право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование — для личного подсобного хозяйства, категория земель: — земли населенных пунктов, по адресу:

<адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м.

Установить местоположение границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер№, площадью <данные изъяты> кв.м., в соответствии с планом границ и каталогом координат, изготовленным кадастровым инженером ООО «Поволжье» И.С.В. ДД.ММ.ГГГГ г., который считать неотъемлемой часть решения суда.

Решение суда является основанием для Управления Росреестра по Самарской области для государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м. за Дмитриевой А. В..

Исключить из ГКН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №

В течение 7 дней со дня получения копии заочного решения ответчик вправе обратиться в Волжский районный суд Самарской области с заявлением об отмене заочного решения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения либо со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное заочное решение изготовлено 17 августа 2015 года

Судья                                                                           О.В. Житникова

pravo163.ru

Снятие земельного участка с кадастрового учета

2012-10-14 Рубрика: Статьи

 

Основания для обжалования постановки земельного участка на кадастровый учет (для снятия земельного участка с кадастрового учета)

Основанием для обжалования постановки земельного участка на кадастровый учет является нарушение процедуры постановки земельного участка на кадастровый учет, установленной ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как правило, при обжаловании постановки на кадастровый учет заинтересованные лица ссылаются на основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, которые закреплены в ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Одним из таких оснований является несогласование границ земельного участка, о кадастровом учете которого предоставлено заявление. Ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предписывает в обязательном порядке согласовывать местоположения границ земельного участка с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. К заинтересованным лицам отнесены: лица, обладающие смежными земельными участками на праве собственности, пожизненно наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, аренды. Сведения о таком согласовании должны содержаться в межевом плане, который является обязательным документом, представляемым заявителем для кадастрового учета.

Положения ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» подтверждаются также нормой п. 4 ст. 69 ЗК РФ, согласно которой при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. При этом отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства.

Как отмечено в Письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития РФ от 09.10.2009 г. за N 14-8005-ВК, в состав приложения к межевому плану может быть включена заверенная органом, осуществляющим ведение фонда данных, копия акта согласования границ земельного участка (с приложенной копией схемы границ земельного участка), а также при необходимости копии документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц на участие в согласовании. При отсутствии в данном акте согласования границ земельных участков подписей заинтересованных лиц в приложение к межевому плану включаются заверенные в вышеуказанном порядке копии документов, подтверждающих извещение в установленном порядке таких заинтересованных лиц.
Наличие не снятых при согласовании местоположения границ земельных участков обоснованных возражений, которые подтверждаются соответствующими документами, включенными в землеустроительное дело либо записями в акте согласования, свидетельствует об отсутствии согласования местоположения границы со стороны соответствующего заинтересованного лица.

Субъекты, которые могут обратиться в суд с заявлением

Исходя из судебной практики, можно сделать вывод, что с заявлением об обжаловании решения о постановке на кадастровый учет земельного участка вправе обратиться любые лица, которые могут доказать, что это решение нарушает их права, в том числе и собственник смежного земельного участка.

Срок для обжалования решения о постановке на кадастровый учет

ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не содержит срока для обжалования решения о постановке земельного участка на кадастровый учет. Учитывая судебную практику по данному вопросу, можно сделать вывод, что по делам данной категории суды применяют сроки, установленные в ст. 256 ГПК РФ.

Так в соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (Решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 01.03.2011 г. по делу № 2-424/11).

При этом некоторые суды указывают, что по делам данной категории подразумевается, что заявитель должен узнать о нарушении своих прав не позднее проведения межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учет (Постановление Федерального арбитражного суда северо-западного округа от 30.08.2011 г. по делу N А56-17637/2010).
Пропуск предусмотренного трехмесячного срока при отсутствии уважительных причин для его восстановления является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления (Постановление Президиума ВАС от 19.04.2006 N 16228/05).

Какой документ обжалуется

При оспаривании заинтересованным лицом постановки земельного участка на кадастровый учет обжалуется решение о постановке земельного участка на кадастровый учет. В просительной части, как правило, заявители просят:

— признать незаконными действия кадастровых органов по постановке на кадастровый учет земельного участка;

-обязать кадастровые органы снять земельный участок с государственного кадастрового учета (исключить из государственного кадастра сведения о земельном участке).

Ответчиком по заявлению выступает уполномоченный орган в области кадастрового учета. В настоящее время уполномоченным органом в области кадастрового учета является Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, которая является правопреемником федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Воронежской области.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями —

divius.ru

Снятие земельного участка с государственного кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта

Мы являемся бюджетным учреждением. Земельный участок, на котором расположены здания больницы (ранее он был в муниципальной собственности), в свое время по разным причинам был разделен на три участка. В настоящий момент из-за этого мы не можем зарегистрировать права как на часть зданий, так и на сам земельный участок. Мы хотим написать письмо в Администрацию города с просьбой аннулировать сведения о ранее образованных на основании распоряжений главы города земельных участков. Имеют ли они право нам отказать?

  • Вопрос: №1625 от: 2015-03-03.

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:

8-919-865-42-20
8 (3532) 96-28-58

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту — Закон о ГКН) государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенными объектами недвижимости).

Согласно ч. 2 ст. 25 Закона о ГКН орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о ГКН особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

При этом, сведения о земельном участке могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости в связи с отсутствием зарегистрированных прав на такой земельный участок в течение пяти лет с момента постановки его на кадастровый учет.

Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков, в том числе, имеющих статус «учтенный», с государственного кадастрового учета.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минэкономразвития Российской Федерации № Д23-1342 от 13 апреля 2010 года, ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным ч. 3, 3.1 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Таким образом, решение о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета полномочен принимать суд.

Исходя из вышеописанной ситуации, Вам необходимо обратиться в Администрацию города с просьбой подготовки ими и подачи искового заявления в Арбитражный суд или пробовать самостоятельно обратиться в судебном порядке.

Для более развернутой консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-919-865-42-20.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

advokativlev.ru

Снятие с кадастрового учета земельного участка

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Процедура снятия земельного участка с кадастрового учета

Все данные о земельных участках хранятся и регистрируются в Государственном кадастре, который является единой системой учета. При прохождении процедуры регистрации каждого объекта недвижимости, ему присваивается собственный уникальный кадастровый номер. Этот номер не повторяется на всей территории России и обладает идентификатором, определяющим его территориальную принадлежность.

Но не всегда существует необходимость именно постановки на учет земельных участков, бывают ситуации, когда нужно совершить их снятие с государственного учета. Снять с учета земельный участок требуется, например, в случае расширения границ владения землей или при разделении земельной собственности.

Для того чтобы произвести снятие границ земельного участка с кадастрового учета необходимо выполнить несколько шагов:

  • собрать пакет всех требуемых документов;
  • подать пакет документов на рассмотрение в кадастровый орган;
  • получить выписку о том, что участок земли в кадастре больше не числится.

Важно! Документы в государственный кадастр могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном виде. Выбор способа предоставления остается за правообладателем.

Основания для снятия земельного участка с кадастрового учета

Снять участок земли с государственного учета можно только в случае отсутствия у него зарегистрированных прав. Если ограничения присутствуют, то процедура может быть осуществлена только после их устранения.

Осуществить процедуру можно, если:

  • сведения об участке земли имели временный характер;
  • земельный участок делится с последующим возникновением нескольких новых участков, которые имеют документы, подтверждающие их государственную регистрацию права;
  • со дня постановки на учет земельного участка (обладающего временным статусом) прошло 2 года, но регистрация вещного права так и не была проведена;
  • спустя 1 год со дня постановки участка земли (имеющего временный статус) на учет, не была проведена регистрация обременения вещного права.

Порядок снятия земельного участка с кадастрового учета

Процесс снятия происходит в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ (далее по тексту просто Федеральный закон) с предоставлением заявления и всех сопутствующих документов.

Документы для снятия с кадастрового учета земельного участка

Чтобы снять участок земли с учета необходимо в кадастровый орган предоставить документы, следующего вида:

  • подлинник заявления о снятии с государственного учета участка земли;
  • документ, который устанавливает или удостоверяет право обладание заявителя на этот объект недвижимости;
  • документ, на основании которого было установлено или устанавливается вещное обременение в пользу заявителя;
  • при обращении представителя заявителя требуется документ (подлинник), который подтверждает полномочия заявителя на участок земли.

Скачать образец заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета  

Скачать образец заполнения заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета

Важно! Требование о предоставлении иных документов от заявителей или их представителей не допускается.

Представитель правообладателя, чтобы подтвердить свои полномочия должен располагать одним из следующих документов:

  • доверенность, выданная нотариусом;
  • акт об установлении соответствующих полномочий представителю правообладателя;
  • заявление с указанием номера и даты федерального закона, в соответствии с которым представитель наделяется соответствующими полномочиями.

Порядок предоставления документов

У правообладателя или его представителя существует несколько способов подачи заявления о снятие с кадастрового учета временного земельного участка: лично, в электронном виде или через услуги почтовой связи.

Личная подача заявления

Заявление обязано иметь подпись правообладателя или его уполномоченного представителя.

Кадастровый орган проставляет на заявлении и документах точное время их получения. Кроме того, заявлению присваивается регистрационный номер. Этот номер проставляется на всех сопутствующих заявлению документах вместе с датой регистрации.

При личной подаче заявления в государственный кадастр заявитель или его представитель на руки получает расписку, в которой указывается полный перечень принятых документов и дата их получения.

Подача заявления посредством почтовых услуг

В случае получения заявления и сопутствующего ему пакета документов по почте, кадастровый орган обязан отправить расписку в их получении на следующий рабочий день. Расписка включает в себя заверенную копию заявления и должна быть отправлена с уведомлением о вручении.

На оригинале полученного заявления кадастровый орган проставляется штамп «расписка получена», указывает дату получения и Ф.И.О. заявителя или его представителя.

Подача заявления на снятие в электронном виде

На веб-сайте Росреестра можно подать заявление и сопутствующие ему документы на снятие участка земли учета в кадастровой палате в электронном виде. Эта процедура осуществляется в разделе «Электронные услуги».Единственным ограничивающим условием для подачи этого заявление будет наличие ЭЦП у заявителя. Получить цифровую подпись можно на том же сайте следуя инструкциям.

Важно! На интернет-портале Россреестр осуществлена возможность проверки текущего статуса поданной заявки в режиме онлайн. Чтобы проверить статус нужно воспользоваться услугой «Проверка статуса запроса» и указать его регистрационный номер.

Срок снятия с кадастрового учета земельного участка

Кадастровый орган обязан снять земельный участок с учета не позднее чем через 18 дней (календарных) со дня регистрации заявления от правообладателя.

Процедура снятия с учета преобразуемых объектов только на основании документов в порядке информационного обмена без заявления правообладателя осуществляется в трехдневный срок со времени поступления их в государственный кадастр.

Отказ о снятии участка земли с учета в государственном кадастре

Кадастровая палата может отказать заявителю в снятии с регистрационного учета участка земли. Отказ возможен в следующих случаях:

  • недвижимое имущество не является объектом собственности, кадастровый учет которого выполняется в соответствие с Федеральным законом;
  • подача заявления о снятии с государственного учета была осуществлена ненадлежащим лицом;
  • представленные документы своим содержанием или формой не соответствуют требованиям Федерального закона;
  • спустя 3 месяца после приостановки осуществления государственного учета,причины, которые послужили решением о ее возникновении, так и не были устранены;
  • участок земли не преобразуем и не подлежит снятию в соответствии Федеральному закону.

Внимание! Решение об отказе должно содержать его причину с указаниями на допущенные нарушения. Оно может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

o-nedvizhke.ru

alexxlab

*

*

Top