Разное

Реорганизация юридического лица и ее формы – Реорганизация юридических лиц: понятие, способы, правопреемство. Права кредиторов при реорганизации — Вопросы на госэкзамен по гражданскому праву

Реорганизация юридических лиц

    1. Понятие и формы реорганизации юридических лиц

Реорганизация — специфический способ
образования новых и прекращения
деятельности действующих юридических
лиц. Процесс реорганизации основан на
так называемом универсальном
правопреемстве. То есть переходе
имущества, имущественных прав и
обязательств хозяйствующего субъекта
к его преемнику на основании передаточного
акта или разделительного баланса.
Принцип универсального правопреемства
требует перехода всех прав и обязанностей
(в том числе и налоговых) к правопреемнику
или правопреемникам.

Реорганизация юридического лица может
быть проведена путем слияния, присоединения,
разделения, выделения и преобразования
(ст.57 ГК РФ1).
От формы реорганизации зависит порядок
ее проведения и состав оформляемой
документации. В процессе реорганизации
одни компании прекращают свое
существование, другие же либо возникают
в виде новых фирм, либо предстают в ином
качестве.

Реорганизация юридического лица может
быть добровольной или принудительной.
Добровольная реорганизация юридического
лица осуществляется по решению его
учредителей (участников) либо органа
юридического лица, уполномоченного на
то учредительными документами. В ряде
случаев реорганизация юридических лиц
может быть осуществлена лишь с согласия
уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация юридического
лица в форме разделения или выделения
осуществляется в случаях, установленных
законом, по решению уполномоченных
государственных органов или суда.

1. Преобразование наряду со слиянием,
присоединением, разделением и выделением
является одной из форм реорганизации
юридического лица. В соответствии с п.5
ст.58 Гражданского кодекса РФ при
преобразовании юридического лица одного
вида в юридическое лицо другого вида
(изменении организационно-правовой
формы) к вновь возникшему юридическому
лицу переходят права и обязанности
реорганизованного юридического лица
в соответствии с передаточным актом.

Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет
выделить следующие отличительные черты
преобразования как формы реорганизации
юридического лица. Во-первых, в процедуре
реорганизации в форме преобразования
участвует одно юридическое лицо,
прекращающее свое существование по ее
завершении. Во-вторых, на месте
реорганизуемого юридического лица
возникает новое юридическое
лицо-правопреемник иной организационно-правовой
формы. Наконец, в-третьих, правопреемство
вновь возникающего юридического лица
по отношению к реорганизованному
оформляется отдельным документом —
передаточным актом. Таким образом,
преобразование можно считать самой
простой формой реорганизации, поскольку
в отличие от слияния, присоединения,
разделения и выделения в нем участвует
только одно юридическое лицо и только
одно юридическое лицо возникает в ходе
его проведения. Однако отмеченные
признаки преобразования принимаются
не всеми учеными. Так, в литературе
высказывалось мнение о том, что при
проведении преобразования сохраняется
реорганизуемое юридическое лицо, у
которого изменяется организационно-правовая
форма, и, соответственно, новое юридическое
лицо не возникает2.

Круг возможных вариантов преобразования
ограничивается законом, который
определяет, в какие организационно-правовые
формы могут преобразовываться те или
иные виды юридических лиц. Применительно
к коммерческим организациям подобное
правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ,
предусматривающим, что хозяйственные
товарищества и общества одного вида
могут преобразовываться в хозяйственные
товарищества и общества другого вида
или в производственные кооперативы по
решению общего собрания участников в
порядке, установленном Гражданским
кодексом РФ. Ограничения для преобразования
акционерных обществ в иные коммерческие
организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ,
предусматривающим для юридических лиц
данной организационно-правовой формы
лишь возможность преобразования в
общество с ограниченной ответственностью
или в производственный кооператив.
Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ
расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за
счет включения в перечень юридических
лиц, в которые может быть преобразовано
акционерное общество, некоммерческих
организаций, при этом порядок проведения
такого преобразования должен быть
установлен законом.

Порядок проведения преобразования
акционерного общества регулируется
Федеральным законом «Об акционерных
обществах» (далее — Закон об акционерных
обществах). Он конкретизирует положения
ГК РФ о преобразовании акционерного
общества, в частности, устанавливает,
что общество по единогласному решению
всех акционеров вправе преобразоваться
в некоммерческое партнерство (абз.2 п.1
ст.20 Закона).

Закон об акционерных обществах
предусматривает и иные особенности
процедуры преобразования. Отличительной
чертой названного Закона является то,
что термин «преобразование» в нем
применяется не только для обозначения
одной из разновидностей реорганизации:
под преобразованием понимается также
изменение типа акционерного общества
— с открытого на закрытое и наоборот.
При превышении в закрытом обществе
установленного Законом предельного
числа участников оно обязано провести
такое преобразование в течение года, в
противном случае общество подлежит
ликвидации в судебном порядке.

2. Выделение.Одной из форм реорганизации,
предусмотренной российским
законодательством, является выделение.
Решение о выделении могут принять либо
учредители (участники), либо орган,
уполномоченный на то учредительными
документами. На это указывает пункт 1
статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

При выделении из состава организации
одного или нескольких юридических лиц
к каждому их них переходят права и
обязанности реорганизованного предприятия
в соответствии с разделительным балансом
(п.4 ст.58 Гражданского кодекса РФ). При
этом реорганизуемое предприятие
продолжает свою деятельность.

В отношении акционерных обществ
реорганизацией в форме выделения
признается создание одного или нескольких
обществ с передачей части прав и
обязанностей реорганизуемого общества
без прекращения последнего3,
аналогичное определение применимо к
обществам с ограниченной ответственностью4.

В определении термина «выделение»
содержатся ключевые положения, которые
характеризуют данную форму реорганизации,
а именно:

а) создается одно или несколько новых
обществ;

б) новым обществам передается часть
прав и обязанностей реорганизуемого
общества;

в) само реорганизуемое общество продолжает
существовать.

Первая из указанных характеристик
является отличительной чертой
реорганизации в целом и может быть
применена ко всем формам реорганизации,
за исключением присоединения. Остальные
характеристики присущи исключительно
реорганизации в форме выделения.

Выделение характеризуется сингулярным
(частным) правопреемством, при котором,
в отличие от универсального (общего)
правопреемства, правопреемник занимает
место правопредшественника не во всех,
а только в некоторых правоотношениях.
Необходимо иметь в виду, что правопреемство
не допускается в случаях, когда права
и обязанности носят личный характер
(право на имя, авторство, обязанность
по возмещению вреда) либо имеется прямой
запрет закона5.

Выделение отличается от прочих форм
реорганизации также тем, что реорганизуемое
общество не ликвидируется, в то время
как при остальных формах реорганизации
прекращается деятельность по крайней
мере одного юридического лица.

Решение о принудительной реорганизации
в форме выделения из коммерческой
организации принимается при наличии
определенных условий:

а) возможности организационного и
территориального обособления ее
структурных подразделений;

б) отсутствия между ее структурными
подразделениями тесной технологической
взаимосвязи;

в) возможности юридических лиц в
результате реорганизации самостоятельно
работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного
органа о принудительном выделении
подлежит исполнению собственником или
органом, уполномоченным им, с учетом
требований, предусмотренных в указанном
решении, и в определенный в нем срок,
который не может быть менее шести
месяцев.

Если учредители (участники) юридического
лица, уполномоченный ими орган или орган
юридического лица, уполномоченный на
реорганизацию его учредительными
документами, не осуществят реорганизацию
юридического лица в срок, определенный
в решении уполномоченного государственного
органа, суд по иску указанного
государственного органа назначает
внешнего управляющего юридическим
лицом и поручает ему осуществить
реорганизацию этого юридического лица.
С момента назначения внешнего управляющего
к нему переходят полномочия по управлению
делами юридического лица. Внешний
управляющий выступает от имени
юридического лица в суде, составляет
разделительный баланс и передает его
на рассмотрение суда вместе с учредительными
документами возникающих в результате
реорганизации юридических лиц. Утверждение
судом указанных документов является
основанием для государственной
регистрации вновь возникающих юридических
лиц (ст.57. п.2 ГК РФ).

3. Разделение. Такая форма реорганизации
предполагает прекращение существования
юридического лица и создание двух или
более новых. К последним переходят все
права и обязанности реорганизованного
юридического лица в соответствии с
разделительным балансом. Другими
словами, при разделении реорганизуемое
юридическое лицо прекращает свое
существование и передает все свои активы
и пассивы новым юридическим лицам,
возникшим по решению учредителей
(участников) и на основе материальной
базы старого предприятия. Разделительный
баланс реорганизуемого предприятия
является важным документом, на основании
которого определяется перечень имущества
и обязательств, переходящих к вновь
образованным предприятиям. По мнению
Т.П. Шишмаревой, в соответствии с частями
передаваемого имущества осуществляется
переход прав и обязанностей.6

Важным вопросом реорганизации юридических
лиц в форме разделения является вопрос
о возможности создания в результате
разделения юридических лиц различных
организационно-правовых форм.

Так, например, в соответствии с Законом
«Об акционерных обществах» разделение
акционерного общества предполагает
возникновение на базе одного —
реорганизуемого нескольких акционерных
обществ. Другими словами, при разделении
юридического лица вновь образованные
субъекты наделяются той же
организационно-правовой формой, что и
реорганизуемое лицо. Данное положение
прямо не закреплено в действующем
законодательстве, однако косвенное
подтверждение сказанному можно найти
в существующей нормативной базе.

Таким образом, буквальное толкование
акционерного законодательства приводит
к выводу о невозможности разделения
акционерного общества, приводящего к
возникновению юридических лиц иной
организационно-правовой формы.

4. Присоединение. В этом случае одно
или несколько юридических лиц прекращают
деятельность, а их права и обязанности
переходят другому юридическому лицу.
Согласно Гражданскому кодексу при
реорганизации в форме присоединения
присоединяющая организация считается
реорганизованной с момента внесения в
единый государственный реестр юридических
лиц записи о прекращении деятельности
присоединяемой организации, права и
обязанности которой переходят в
соответствии с передаточным актом к
присоединяющей организации. При этом,
как установлено Федеральным законом
«О государственной регистрации
юридических лиц», государственной
регистрации подлежит не вновь созданное
юридическое лицо, а изменения, вносимые
в его учредительные документы.

Российское законодательство не содержит
запретов на присоединение различных
организационно-правовых форм хозяйственных
обществ. Для реализации своего права
они должны совершить действия в
определенном порядке.

5. Слияние. При слиянии юридических
лиц права и обязанности каждого из них
переходят к вновь возникшему юридическому
лицу в соответствии с передаточным
актом. Слияние характеризуется тем, что
несколько предприятий образуют одно
новое юридическое лицо, а ранее
существовавшие субъекты права прекращают
свою деятельность. Реорганизация в
форме слияния считается завершенной с
момента государственной регистрации
вновь возникшего юридического лица.

Действующее законодательство Российской
Федерации не ограничивает число
юридических лиц, которые могут выступить
субъектами реорганизации в форме
слияния. В соответствии со ст. 16 Закона
об АО слиянием обществ признается
возникновение нового общества путем
передачи ему всех прав и обязанностей
двух или нескольких обществ с прекращением
последних. Подобное определение содержит
и ст. 52 Закона об ООО, согласно которой
слиянием обществ признается создание
общества с передачей ему всех прав и
обязанностей двух или нескольких обществ
и прекращением последних.

studfiles.net

Формы реорганизации юридического лица — Юридическая компания

Реорганизацией юридического лица называется форма ликвидации или создания юридических лиц, в результате чего происходит передача обязанностей и прав от одной организации к другой или полное прекращение ее в роли юридического лица. Реорганизация может осуществляться добровольно, по единогласному решению уполномоченных в этом лиц, а также принудительно, если этого требует судебное решение.

Добровольная реорганизация юридического лица используется в случае, когда требуется прекратить деятельность уже существующих юридических лиц или создать новые. Перед реорганизацией проводится подготовительная работа, к которой нужно подойти серьезно и ответственно. В ходе нее составляется подробный план реорганизации, с оговоренными точными сроками уведомления налоговых органов о принятом компанией решении. Также необходимо поставить в известность всех работающих с компанией юридических лиц и иных кредиторов, чтобы они могли предъявить требования о досрочном исполнении обязательств. Обязательно нужно провести оценку всех активов юридического лица, включая имущество, и выявить обязательства перед кредиторами.


Различают несколько форм реорганизации юридического лица:

  • Слияние. Эта форма используется в случае объединения нескольких компаний, в результате чего образуется новое юридического лицо. Новая компания получает все активы компаний, вошедших в состав вновь образованного юридического лица, и к ней переходят все обязательства перед кредиторами.
  • Присоединение. Эта форма очень похожа на слияние, но в этом случае юридическое лицо присоединяют к уже существующей компании. Все обязательства и активы, которые были у другой компании, переходят под управление получившегося юридического лица.
  • Разделение. Эта форма используется, если необходимо прекратить деятельность юридического лица. Все его обязательства, активы и права отходят к вновь созданным компаниям.
  • Выделение. Эта форма похожа на предыдущую реорганизацию разделением, но здесь ликвидация юридического лица не предусмотрена. Новая зарегистрированная компания получает все права и обязанности согласно разделительному балансу.
  • Преобразование. Этот вид используется, если необходимо поменять организационно-правовую форму. Все активы, обязанности и права юридического лица передаются новой организованной компании.

В процессе реорганизации права и обязанности, которые имеют юридические лица, могут переходить частично или в полном объеме.

Если было принято решение о частичной передаче прав, то они переходят к одному правопреемнику или, при форме выделения, к нескольким. Решение об оценке имущества, которое перейдет к вновь созданной организации, принимается собранием акционеров или органом, принимающим решение о реорганизации.

Если подразумевается передача прав в полном объеме, то правопреемником может быть только одна компания — в случае формы слияния, преобразования или присоединения. Или несколько — при использовании разделения или выделения нескольких лиц.

Остались вопросы? Пишите или звоните.

www.ur-assistent.ru

37. Реорганизация юридического лица. Способы реорганизации.

Реорганизация
ООО, или иными словами реорганизация
фирмы может выполняться пятью различными
способами, которые различны по своему
содержанию. Вот они:

Слияние; Разделение;
Выделение; Присоединение; Преобразование.

Способы реорганизации
юридических лиц.

Слияние.

Такая форма
реорганизации организации как слияние,
подразумевает собой создание нового
юр.лица, которое примет все имущественные
и неимущественные обязанности и права
участников слияния. Организации, которые
приняли участие в слиянии, более не
существуют в виде отдельных юридических
лиц.

Разделение.

Эта форма
реорганизации ООО полностью противоположна
первой. Эта форма — организация юридических
лиц совершенно новых, имеющих свои права
и обязанности, созданных из одного
юр.лица, которое ранее работало, но в
свою очередь прекращает существовать.

Выделение.

Чем-то похоже на
разделение, однако же, есть одна деталь
— первоначальное юр.лицо продолжает
деятельность. Подобная процедура
характерна для предприятий, у которых
во владельцах несколько человек, которые
желают вести бизнес самостоятельно.

Присоединение.

Очередной способ
реорганизации фирм. Суть такова: одно
или несколько предприятий просто
вливаются в уже функционирующее другое,
одновременно с этим передавая ему свои
права и обязанности. Как правило, такая
процедура характерна для крупных
холдингов, а также при объединении фирм,
что функционируют в одной отрасли, или
же когда поглощаются конкуренты.

Преобразование.

Последняя форма,
реорганизации организаций. Преобразование
представляет собой переход юр.лиц из
одной организационно-правовой формы в
другую. Теперь, когда мы с вами понимаем,
какие существуют виды реорганизаций
ООО (или например ЗАО), можно идти дальше.

Порядок реорганизации
юридических лиц.

Общий порядок
проведения самого процесса реорганизации
юр.лиц закреплен непосредственно в
Федеральном законе «О регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей». Планирование,
подготовка, проведение, сопровождение
процесса реорганизации юридического
лица – процесс крайне трудоемкий, и
требует специальных юридических знаний,
посему рекомендую для проведения
реорганизации обратиться к специалистам
(желательно из крупных городов, например,
таких как Москва), ибо они уже долгое
время занимаются вопросом реорганизации,
как с теоретической, так и с практической
стороны. Цена у каждого специалиста
своя, поэтому не могу её точно обозначить.
Так как процесс реорганизации, повторюсь,
крайне трудоемкий, то руководитель
должен быть к нему хорошо подготовлен.
Предлагаю рассмотреть процесс проведения
реорганизации поэтапно.

Этапы реорганизации:

Принятие решения
о реорганизации.

Принимается оно
на общем собрании учредителей или
акционеров, составляется план
реорганизации, получаем справочку об
отсутствии задолженности в пенсионном
фонде.

Далее идет этап
уведомления о реорганизации.

С для принятия
решения о реорганизации, в течение трех
дней надлежит уведомить налоговую о
начале реорганизации, на основании
этого уведомления ИФНС вносит в ЕГРЮЛ
запись о начале реорганизации. В течение
пяти дней со дня направления уведомления,
оповещаются кредиторы, о том, что начата
реорганизация. После того, как внесена
запись о начале реорганизации в ЕГРЮЛ,
в «Вестнике государственной регистрации»
публикуется уведомление о реорганизации,
публикуется дважды, по разу в месяц.

Инвентаризация.

Срок инвентаризации
назначает приказом руководитель
организации, если он не утвержден
решением учредителей.

Затем идет этап
составления промежуточной бухгалтерской
отчетности.

После составляем
передаточный акт (для присоединения,
слияния, преобразования) или составляем
разделительный баланс (для разделения,
выделения).

Необходимо отметить,
что к передаточному акту прилагают акты
инвентаризации и бухгалтерскую
отчетность.

Получаем учредительные
документы, которые вновь возникли в
результате реорганизации общества.

Составляем
заключительную отчетность реорганизованного
юридического лица:

начисляем зарплату
работникам;

рассчитываем
амортизацию по основным средствам и
активам нематериальным;

списываем расходы
будущих периодов, которые невозможно
будет включить в наш передаточный акт;

закрываем счета
учета затрат наших прибылей и убытков,
обязательно выводим чистую прибыль со
дня составления промежуточной отчетности
до того дня, который предшествовал дате
исключения юр.лица из ЕГРЮЛ;

составляем
заключительную бухгалтерскую отчетность
всех ликвидированных ЗАО или ООО;

передаем архив
документов материально ответственным
лицам наших вновь образованных обществ;

передаем ценности
и материальные активы новому обществу.

  1. Публично-правовые
    образования как участники гражданских
    правоотношений.

Российская
Федерация, субъекты РФ и муниципальные
образования, как и другие субъекты
гражданского права, могут участвовать
в гражданско-правовых отношениях. Однако
их правоспособность обладает рядом
особенностей, связанных прежде всего
с тем, что они являются главными субъектами
публичного права – носителями власти.
При этом в частноправовых отношениях,
соблюдая такой важный принцип гражданского
права, как равенство сторон, Российская
Федерация, субъекты РФ и муниципальные
образования отказываются от своего
особого положения. Согласно п. 1 ст. 124
Гражданского кодекса они участвуют в
гражданско-правовых отношениях на
равных с другими субъектами началах. И
все же, полномочия Российской Федерации,
субъектов РФ и муниципальных образований
по вмешательству в гражданско-правовые
отношения достаточно велики.

Характер государства
как субъекта гражданского права
выражается в том, что хотя оно и является
организацией, но, тем не менее, не
выступает в гражданском обороте
юридическим лицом. Поэтому в российском
гражданском праве классификацию
субъектов составляют физические,
юридические лица и особое лицо –
государство. Однако законодатель на
государство распространяет нормы,
которые определяют участие юридических
лиц в гражданских отношениях. Таким
образом, государство приравнено к
юридическому лицу, но не названо таковым.

Правоспособность
Российской Федерации, субъектов РФ и
муниципальных образований не может
быть тождественна правоспособности
физических и юридических лиц. Это связано
с тем, что их правовая природа, с одной
стороны, позволяет (или, напротив, не
позволяет) Российской Федерации,
субъектам РФ и муниципальным образованиям
приобретать ряд прав, доступных (не
доступных) физическим и юридическим
лицам и возлагать (не возлагать) некоторые
обязанности доступные (или недоступные)
физическим и юридическим лицам. Например,
государство может приобретать имущество,
не имеющее наследников, или выпускать
государственные ценные бумаги. Но при
этом не может передавать имущество по
наследству, иметь свое имя. С другой
стороны, Российская Федерация, субъекты
РФ и муниципальные образования участвуют
в гражданском обороте в целях наиболее
эффективного отправления публичной
власти, а не для удовлетворения своих
частных интересов. Эти цели и предопределяют
правоспособность Российской Федерации,
ее субъектов и муниципальных образований.
От имени Российской Федерации и субъектов
РФ могут своими действиями приобретать
и осуществлять гражданские права и
обязанности, выступать в суде органы
государственной власти в рамках их
компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов (п.
1 ст. 125 Гражданского кодекса).

Особыми участниками
гражданского оборота выступают
муниципальные образования. Под
муниципальными образованиями понимаются
городское, сельское поселение, несколько
поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения, иная населенная
территория, в пределах которых
осуществляется местное самоуправление,
имеются муниципальная собственность,
местный бюджет и выборные органы местного
самоуправления. От имени муниципальных
образований своими действиями могут
приобретать и осуществлять гражданские
права и обязанности органы местного
самоуправления в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими
статус этих органов (п. 2 ст. 125 Гражданского
кодекса). В роли таких органов могут
выступать представительный орган
местного самоуправления, выборный глава
муниципального образования (если такая
должность предусмотрена) и иные органы
местного самоуправления.

studfiles.net

Реорганизация юридических лиц и её виды. Гарантии прав кредиторов при реорганизации юридического лица

Реорганизация – прекращение юридического
лица с переходом его прав и обязанностей
в порядке правопреемства к другому
ранее существовавшему или вновь
созданному юридическому лицу.

Реорганизация может проводиться в
следующих формах:

a) Преобразование – в связи с
изменением организационно-правовой
формы старое Ю.Л. прекращает свою
деятельность, а вместо него создается
новое, к которому переходят права и
обязанности старого лица.

б) Слияние – соединение двух и
более лиц, вместо нескольких старых
возникает одно новое Ю.Л., к которому
переходят права и обязанности.

в) Разделение –  старое лицо
разделилось на два и более Ю.Л., к которым
перешли права и обязанности старого.

г) Присоединение – одно Ю.Л.
присоединяется, входит в состав другого,
к которому переходят все права и
обязанности.

д) Выделение – из старого Ю.Л. 
(за счет его имущества) образуется новое,
образуются два и более новых самостоятельных
Ю.Л.

Все имущество, долги и обязательства
реорганизуемого юридического лица
должны быть распределены между
юридическими лицами, появившимися в
процессе реорганизации, в соответствии
с передаточным актом (при слиянии,
присоединении или преобразовании) или
разделительным балансом (при разделении
или выделении). Указанные документы
определяют имущественные последствия
реорганизации, они в обязательном
порядке представляются для государственной
регистрации в органы ФНС РФ.

Реорганизационные процедуры могут
существенно затронуть права кредиторов,
которые в результате этого лишатся
возможности получить удовлетворение
своих требований ввиду непропорционального
распределения активов и долгов между
образуемыми в процессе реорганизации
юридическими лицами. Поэтому
законодательством предусмотрен ряд
гарантий прав кредиторов при реорганизации.

Прежде всего, на субъектов, принявших
решение о реорганизации, возлагается
обязанность уведомить об этом в письменной
форме всех кредиторов юридического
лица. Кредиторы могут потребовать
прекращения или досрочного исполнения
обязательств реорганизуемого юридического
лица и возмещения возникших убытков
(пп. 1, 2 ст. 60 ГК).

Если разделительный баланс не позволяет
определить, какому из возникших
юридических лиц передана обязанность
удовлетворить требования того или иного
кредитора, то по соответствующему
обязательству все образованные в
результате реорганизации юридические
лица будут нести солидарную ответственность
(п. 3 ст. 60 ГК).

Реорганизация в форме выделения,
разделения, слияния и преобразования
считается завершенной с момента
государственной регистрации вновь
возникших юридических лиц. Реорганизация
в форме присоединения завершается в
момент исключения присоединенного
юридического лица из государственного
реестра юридических лиц.

Ликвидация юридических лиц (основания, порядок ликвидации, правовые последствия ликвидации)

Ликвидацией юридического лица называется
его прекращение без перехода прав и
обязанностей в порядке правопреемства
к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Лквидация
юридического лица может быть добровольной
или принудительной.

По общему правилу право принятия решения
о ликвидации юридического лица принадлежит
его учредителям (участникам) – это
добровольная ликвидация. Необходимость
ликвидации может возникнуть, в частности,
в связи с истечением срока, на который
создано юридическое лицо, или с достижением
цели, ради которой оно создано.

Принудительная ликвидация юридического
лица осуществляется по решению суда,
принятому по требованию государственного
органа или органа местного самоуправления,
которому право заявлять такое требование
предоставлено законом (п. 3 ст. 61
ГК).

Основания для принудительной ликвидации
указаны в п. 2 ст. 61 ГК, а именно:

– в случае допущенных при его создании
грубых нарушений закона, если эти
нарушения носят неустранимый характер;

– при осуществлении юридическим лицом
деятельности без надлежащего разрешения
(лицензии), либо запрещенной законом,
либо с нарушением Конституции Российской
Федерации, либо с иными неоднократными
или грубыми нарушениями закона или иных
правовых актов;

– при систематическом осуществлении
некоммерческой организацией, в том
числе общественной или религиозной
организацией (объединением),
благотворительным или иным фондом,
деятельности, – противоречащей ее
уставным целям.

Юридическое лицо, за исключением
казенного предприятия, учреждения,
политической партии и религиозной
организации,  может быть ликвидировано
по основаниям и в порядке, предусмотренным
Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ 
«О несостоятельности (банкротстве)».
Несостоятельность (банкротство) –
признанная арбитражным судом неспособность
должника в полном объеме удовлетворить
требования кредиторов по денежным
обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей

Ликвидация юридического лица считается
завершенной, а юридическое лицо
прекратившим существование после
внесения об этом записи в единый
государственный реестр юридических
лиц.

Процесс ликвидации юридического лица
можно разделить на несколько
последовательных этапов:

1. Во-первых, лицо или орган, принявший
решение о ликвидации, уведомляет об
этом регистрирующий орган для внесения
в Единый государственный реестр
юридических лиц записи о том, что
юридическое лицо находится в процессе
ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК). На этом
же этапе лицо или орган, принявший
решение о ликвидации, назначает
ликвидационную комиссию (либо единоличного
ликвидатора), определяет порядок и сроки
ликвидации. С момента назначения
ликвидационной комиссии к ней переходят
полномочия по управлению делами
юридического лица.

2. Во-вторых, ликвидационная комиссия
публикует в органах печати сообщение
о ликвидации юридического лица, о порядке
и сроке заявления кредиторами своих
требований (он не должен быть менее 2
месяцев с момента публикации), а также
самостоятельно выявляет кредиторов и
в письменной форме уведомляет их о
ликвидации, принимает меры по выявлению
и взысканию дебиторской задолженности
юридического лица.

3. В-третьих, по окончании срока предъявления
требований кредиторов ликвидационная
комиссия составляет промежуточный
ликвидационный баланс, который
утверждается учредителями (участниками)
юридического лица или органом, принявшим
решение о ликвидации. В этот баланс
включаются сведения о фактическом
имуществе должника, а также перечне
требований кредиторов и результатах
их рассмотрения (возможности их
удовлетворения или отклонения).

4. В-четвертых, ликвидационная комиссия
после утверждения промежуточного
ликвидационного баланса производит
расчеты с кредиторами. При недостаточности
у организации денежных средств для
удовлетворения подтвержденных требований
кредиторов ликвидационная комиссия
продает с публичных торгов имущество
юридического лица и направляет полученные
средства на удовлетворение таких
требований. В соответствии с утвержденным
промежуточным балансом удовлетворяются
законные требования кредиторов. Денежные
выплаты производятся в порядке
очередности, установленной ст. 64 ГК.

5. В-пятых, после завершения расчетов с
кредиторами ликвидационная комиссия
составляет окончательный ликвидационный
баланс, который утверждается учредителями
(участниками) юридического лица или
органом, принявшим решение о ликвидации
юридического лица.

6. В-шестых, государственная регистрация
при ликвидации юридического лица
осуществляется органом ФНС РФ по месту
нахождения ликвидируемого юридического
лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор)
уведомляет налоговый орган о завершении
процесса ликвидации юридического лица
не ранее чем через два месяца с момента
помещения в органах печати публикации
о ликвидации юридического лица. Ликвидация
юридического лица считается завершенной,
а юридическое лицо — прекратившим свою
деятельность после внесения об этом
записи в единый государственный реестр
юридических лиц.

7. В-седьмых, если у юридического лица
осталось имущество, оно распределяется
между участниками юридического лица,
если иное не предусмотрено законом,
другими правовыми актами или учредительными
документами юридического лица. Такое
право участников именуется правом на
ликвидационную квоту.

И в завершение необходимо отметить, что
если в ходе принятия решения о ликвидации
юридического лица или при утверждении
промежуточного ликвидационного баланса
обнаруживается, что имущества юридического
лица недостаточно для удовлетворения
требований кредиторов, ликвидация
производится в порядке, предусмотренном
законодательством о несостоятельности
(банкротстве).

studfiles.net

формы, стадии, правопреемство при реорганизации.

Реорганизация
юридического лица

– способ прекращения правового положения
юридического лица или образования
нового, влекущий отношения правопреемства
юридических лиц.

Формы
реорганизации юридических лиц
,
определённые Гражданским кодексом,
таковы:

•посредством
слияния;

•посредством
присоединения;

•посредством
разделения;

•посредством
выделения;

•посредством
преобразования.

Этапы
реорганизации юридического лица.

Учредители
или собственников компании после
принятия решения о изменении обязаны
в трехдневный срок уведомить регистрирующие
органы о своем решении с объявлением
выбранной формы реорганизации.
Регистрирующий орган, в свою очередь,
обозначает в едином государственном
реестре юридических лиц, что данное
юридическое лицо проходит процедуру
перемены.

Эти
мероприятия, как правило, реализуются
в двухнедельный срок.

Компания,
проходящая изменения должна поместить
объявление о начале процедуры в
специализированных средствах массовой
информации. Повторное объявление
необходимо поместить вторично через
месяц. Это объявление должно содержать
сведения обо всех юридических лицах,
причастных к преобразованию, как
подвергшихся процедуре, так и вновь
образуемых. Также в обязательно порядке
требуется указать выбранную форму
реорганизации, порядок её проведения,
сроки и прочие условия, предусмотренные
законодательством.

С
учетом всех нюансов этот этап может
занять до шести недель.

Далее
юридическому лицу надлежит подготовить
и сдать финансовую отчетность в налоговые
органы и внебюджетные фонды.

На
завершающем этапе регистрирующие органы
закрепляют законодательно факт
произошедшей изменения. Каждый вид
изменения требует подготовки специфического
пакета документов, необходимого для
осуществления процедуры в выбранной
форме. Как правило, процедура
законодательного закрепления требует
около двух недель.

Статья
58. Правопреемство при реорганизации
юридических лиц.

1.При
слиянии юридических лиц права и
обязанности каждого из них переходят
к вновь возникшему юридическому лицу
в соответствии с передаточным актом.

2.При
присоединении юридического лица к
другому юридическому лицу к последнему
переходят права и обязанности
присоединенного юридического лица в
соответствии с передаточным актом.

3.При
разделении юридического лица его права
и обязанности переходят к вновь возникшим
юридическим лицам в соответствии с
разделительным балансом.

4.При
выделении из состава юридического лица
одного или нескольких юридических лиц
к каждому из них переходят права и
обязанности реорганизованного
юридического лица в соответствии с
разделительным балансом.

5.При
преобразовании юридического лица одного
вида в юридическое лицо другого вида
(изменении организационно-правовой
формы) к вновь возникшему юридическому
лицу переходят права и обязанности
реорганизованного юридического лица
в соответствии с передаточным актом.

35.Прекращение деятельности юридических лиц: понятие, основания, способы и порядок.

Прекращение
деятельности юридического лица происходит
в результате его реорганизации (кроме
случаев выделения из состава юридического
лица другой организации) или ликвидации
и, как правило, носит окончательный
характер.

В
соответствии с пунктом 2 статьи 61
Гражданского кодекса РФ основаниями
ликвидации юридического лица являются:

•решение
его учредителей (участников), либо органа
юридического лица, уполномоченного на
то учредительными документами, в том
числе в связи с истечением срока, на
который создано юридическое лицо, с
достижением цели, ради которой оно
создано;

•решение
суда в случае осуществления деятельности
без надлежащего разрешения (лицензии),
либо деятельности, запрещенной законом,
либо с иными неоднократными или грубыми
нарушениями закона или иных правовых
актов;

•признание
судом недействительной регистрации
юридического лица в связи с допущенными
при его создании нарушениями закона
или иных правовых актов, если эти
нарушения носят неустранимый характер;

•другие
случаи, предусмотренные Гражданским
кодексом РФ.

Способы
прекращения юридического лица:

1.Бросить
фирму. Уволить работников. Закрыть
расчетные счета. Не сдавать отчетность.

2.Смена
генерального директора и главного
бухгалтера на некого гражданина
(номинала).

3.Продажа
фирмы. Участники (учредители, акционеры)
продают свои доли (акции) некому гражданину
(номиналу), а заодно меняют генерального
директора.

4.Прекращение
реорганизацией. Присоединение (иногда
слияние) ликвидируемого юридического
лица к другому юридическому лицу, лучше
в другом регионе.

5.Официальная
ликвидация в соответствии с Гражданским
Кодексом.

6.Банкротство.

7.Принудительное
исключение из ЕГРЮЛ решением налогового
органа.

Порядок
прекращения деятельности юр.лиц.

Требования
кредиторов удовлетворяются в порядке
очереди. В первую очередь – требования
граждан за причинение вреда жизни или
здоровью; во вторую – выплаты работникам
ликвидируемого ЮЛ; в третью –
удовлетворяются требования кредиторов
по обязательствам, обеспеченным залогом
имущества ликвидируемого ЮЛ; в четвертую
– погашается задолженность по обязательным
платежам в бюджет и во внебюджетные
фонды; в пятую – производятся расчеты
с другими кредиторами. Требования
каждого очередного кредитора
удовлетворяются после полного
удовлетворения требований предыдущего;
при недостаточности имущества
ликвидируемого ЮЛ оно распределяется
между оставшимися кредиторами
пропорционально суммам требований,
подлежащих удовлетворению; требования
кредиторов, не удовлетворенные из-за
недостаточности имущества ликвидируемого
ЮЛ, считаются погашенными.

ЮЛ
в связи с его банкротством происходит
в соответствии с ГК РФ и Законом «О
несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.
Порядок банкротства ЮЛ и гражданина, в
том числе индивидуального предпринимателя,
различны. Очередность удовлетворения
кредиторов ЮЛ при банкротстве: вне
очереди выплачиваются долги, появившиеся
в связи с затратами на процедуру
банкротства, а затем соблюдается
очередность, указанная выше.

studfiles.net

Вопрос 30. Реорганизация юридического лица: основания, формы и порядок.

Реорганизация юридического лицапредставляет собой способ прекращения, который влечет возникновение но­вых организаций либо значительное изменение характе­ра юридической формы уже существующих.

Реорганизация юридических лиц происходит в фор­мах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Слияние как форма реорганизации представляет собой создание нового субъекта гражданского права (юридиче­ского лица) за счет прекращения деятельности нескольких юридических лиц. При этом созданной организации переда­ются все права и обязанности.

Присоединение представляет собой укрупнение юриди­ческого лица за счет того, что одна или несколько других орга­низаций вливаются в нее. Вливающиеся организации утра­чивают признаки юридического лица.

Разделение как форма реорганизации юридических лиц заключается в создании нового юридического лица путем де­ления прекращающего свое существование юридического лица на несколько более мелких организаций. При разделе­нии юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с раз­делительным балансом.

Выделение представляет собой форму реорганизации юридических лиц, при которой организация не перестает существовать, но уменьшаются ее объемы, имущественный комплекс, численность участников, т.е. из состава юридиче­ского лица выделяются одно или несколько юридических лиц. При этом юридическое лицо, из которого произошло выде­ление, продолжает существовать. При выделении к каждому юридическому лицу переходят права и обязанности реорга­низованного юридического лица в соответствии с раздели­тельным балансом.

Преобразование юридического лица заключается в изме­нении организационно-правовой формы юридического лица. При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соот­ветствии с передаточным актом.

С помощью вышеперечисленных форм реорганизации происходит изменение существующих юридических лиц.

Все формы реорганизации можно разделить на две группы в зависимости от воли учредителей.

1. Разделение и выделение.

Реорганизация в обоих случаях происходит по воле учре­дителей (участников) юридического лица, либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами, либо (независимо от воли юридического лица) по решению упол­номоченного государственного органа. Решение определяет срок реорганизации. И если учредители (участники), упол­номоченный ими для этой цели орган или орган самого юри­дического лица не осуществят реорганизации в этот срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назнача­ет внешнего управляющего юридическим лицом, которому поручает проведение реорганизации. Внешний управляющий наделяется правами органа реорганизуемого юридического лица. В соответствии с поставленной перед ним задачей вне­шний управляющий составляет разделительный баланс, а так­же учредительные документы вновь образуемого юридиче­ского лица (вновь образованных юридических лиц). Баланс и учредительные документы утверждаются судом, что слу­жит необходимым основанием для осуществления регистра­ции учреждаемого юридического лица.

2. Слияние, присоединение и преобразование.

Эти три вида реорганизации происходят в случаях, уста­новленных законом, по решению юридического лица с пред­варительного согласия уполномоченного государственного органа, т.е. реорганизация может быть добровольной или принудительной.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момен­та государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (исключение — реорганизация в форме присоеди­нения к нему другого юридического лица, когда первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекра­щении деятельности присоединенного юридического лица). Реорганизация осуществляется разделением баланса или передаточным актом. Разделительный баланс и передаточный акт и должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обя­зательства, оспариваемые сторонами. Данные документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы су­ществующих юридических лиц.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

10. Реорганизация юридических лиц |  Читать онлайн, без регистрации

10. Реорганизация юридических лиц

Реорганизация юридического лица – способ прекращения деятельности юридического лица, который влечет возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической формы уже существующих организаций.

Формы реорганизации юридического лица:

1) слияние – форма реорганизации юридических лиц, при которой создаются новые субъекты гражданского права за счет прекращения действия нескольких юридических лиц;

2) присоединение – укрупнение юридического лица за счет того, что одна или несколько других организаций вливаются в нее. Вливающиеся организации утрачивают признаки юридического лица;

3) разделение – форма реорганизации юридического лица, при которой происходит деление прекращающего свое существование юридического лица на несколько более мелких организаций;

4) выделение – форма реорганизации юридического лица, при которой организация не перестает существовать, а уменьшаются ее объемы, имущественный комплекс, численность ее участников;

5) преобразование – изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК РФ). В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (исключение – реорганизация в форме присоединения к нему другого юридического лица, когда первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении к каждому юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

velib.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о