что это по 218 ФЗ
Российское законодательство регламентирует большинство вопросов, касающихся земли и недвижимости. Создание единого кадастра недвижимости позволило государству ь взять под контроль данные обо всех объектах недвижимости и землях, относимых к территории РФ. Процесс объединения сведений в Едином Кадастре привело к выявлению проблемы регистрации земель с неверно определенными границами и другими ошибками при оформлении. Ранее учтенный земельный участок – это земля, права на который были зарегистрированы, однако на кадастровый учет объект не был поставлен.
Особенности ранее учтенных участков
Право владеть и распоряжаться землей и иной недвижимостью закреплено на уровне Конституции, однако только постановка имущества на учет в Кадастровой Палате позволит признать объект частной собственностью конкретного владельца. Даже процедура приватизации остается недоступной до тех пор, пока статус земли не установлен.
Исходя из особенностей кадастрового учета, земли на территории РФ могут быть:
- ранее учтенными;
- учтенными;
- временными;
- архивными;
- аннулированными.
В 2007 году начал действовать закон о кадастре, в процессе реализации которого возникло такое понятие, как ранее учтенные земли.
Закон определяет ранее учтенный участок как объект, поставленный на учет до того, как вступил в силу новый закон, а также в ситуациях регистрации прав владельца или арендатора до марта 2008 года без постановки на кадастровый учет.
Таким образом, по рассматриваемой категории участков в Кадастровом Реестре нет полной информации, а все сведения ограничены тем объемом, который имеется в документах на собственность. Для правильной постановки на учет участка земли должна присутствовать информация о произведенных работах по межеванию, с определением границ земли.
Внесение сведений в Кадастровый реестр
Введение нового закона привело к выявлению расхождений по кадастровому учету и появлению Единого Кадастра. Все участки земли, включая зарегистрированные ранее объекты, теперь должны состоять на учете в новом Кадастре. Владелец такой земли не имеет кадастрового паспорта, а получить его невозможно ввиду отсутствия сведений в кадастре.
Разрешить проблему позволит проведенная по личной инициативе собственника процедура внесения данных в реестр с подачей заявления и предъявления правоустанавливающих документов на землю. Если владелец планирует совершать юридически значимые действия в отношении своей земли, необходимо учитывать 10-дневный срок, который отводится на процедуру постановки на кадастровый учет.
Корректировка и уточнение границ
Как следует из названия, участок данной категории уже был ранее учтен, а его границы могут не нуждаться в уточнении. В этом случае сложностей с постановкой не возникнет. Когда границы надела не определены, проходят упрощенную процедуру уточнения.
Главным условием упрощенной процедуры является неизменность показателя площади участка после того, как будут определены границы. Это не потребует согласования границ с сопредельными участками. От собственника требуется лишь подача заявления в тот государственный орган, который наделен полномочиями регулировать земельные вопросы в конкретном регионе на определенной территории.
Значительное изменение пределов участка, его формы и площади влечет за собой необходимость повторной процедуры постановки земли на кадастровый учет.
Бывают ситуации, когда собственник, обратившись в Кадастровую Палату за выпиской или паспортом участка, не получает нужного документа ввиду отсутствия сведений о нем в единой базе учета. В этом случае владелец проходит процедуру внесения записи в Единый реестр кадастрового учета недвижимости.
При обращении в Кадастровую Палату, помимо заявления, собственник предоставляет пакет имеющихся документов на объект:
- правоустанавливающий документ на участок, свидетельство о собственности или праве пользования;
- акт государственного органа, подтверждающий право на участок со стороны физических лиц или организаций;
- при наличии, предоставляется свидетельство, оформленное согласно требованиям Указа Президента от 27.10.1993 г.;
- разрешительный документ от местного органа власти, подтверждающий право владения землей конкретным гражданином;
- информация из домовой книги;
- если земля находится в аренде – действующий договор.
В каждой конкретной ситуации могут потребоваться и иные справки, свидетельствующие о правомочности распоряжения землей конкретным гражданином.
В данном случае заявление будет рассматриваться более продолжительный период – в течение 20 дней. После чего будет внесена информация в Кадастровый реестр.
Возможные проблемы
Не всегда постановка ранее учтенного участка проходит гладко. Государственный орган вправе отказать в выдаче новых документов, если будут выявлены следующие факты:
- Границы рассматриваемого надела накладываются на смежные участки, не состоящие на учете по кадастру.
- Границы участка накладываются на территории, принадлежащие муниципалитету.
На видео о кадастровом учете земельных участков
Подобные проблемы возможны по причине ошибок ответственных за межевание служб или технической ошибки при внесении сведений. Вопрос разрешается с помощью подачи заявления в компетентный по земельным отношениям государственный орган. Несмотря на отсутствие в законе требований проходить процедуру межевания, собственникам наделов рекомендуется это выполнить, чтобы исключить возможные проблемы при дальнейшем распоряжении и управлении своим участком.
ru-act.com
Ранее учтенный земельный участок в 2019 году
Особое внимание нужно будет уделить регистрации личной собственности. В том числе земельным участкам, которые ранее уже были учтены в специальном реестре.
Стоит отметить, что процесс данный имеет свои особенности и тонкости. Само понятие этого типа возникло ещё в далеком 2007 году когда был принят специальный федеральный закон — на основании которого учет земельных участков должен осуществляться обязательно.
Ранее также таковой учет осуществлялся. Именно поэтому если он был осуществлен в полном соответствии со всеми обозначенными ранее законодательными нормами — то данные попросту переносятся в соответствующие разделы реестра.
Но в таком случае нередко возникает что сам собственник попросту не получает на руки соответствующего типа документы — кадастровый паспорт, другие.
Потому вопрос ранее учтенных участков очень важно внимательно разобрать. А также пристально изучить основные нормы законодательства по этому поводу.
Нередко случается, что различные проблемы возникают как раз по причине банального непонимания гражданином юридических тонкостей.
Общие моменты
Граждане Российской Федерации в соответствии с нормами Конституции имеют право осуществлять владение личной собственностью.
В том числе недвижимым имуществом — это может быть земельный участок, а также частный дом — расположенный на нем.
Но стоит заметить, что права собственности обязательно должны быть соответствующим образом зарегистрированы. Только так возможно не допустить стандартных сложностей.
Причиной таковых сложностей может быть неверно составленные документы, а также множество иных нюансов. Именно поэтому собственнику необходимо самостоятельно следить за тем, как именно осуществляется отражение данных в Росреестре.
Особенно если регистрация земельного участка была осуществлена ранее и данные попросту перенесены с прежних записей. Нередки судебные разбирательства, возникающие из-за банальной ошибки.
Что это такое
Основным нормативным документом, определяющим необходимость регистрации земельного участка, сегодня является как раз Федеральный закон №221-ФЗ о кадастровом учете.
В соответствии с данным нормативным документом все регистрационные действия, свершенные ранее с земельными участками, обязательно считаются действительными.
Именно таковые участки, которые были соответствующим образом ранее зарегистрированы, и называются ранее учтенными.
Согласно ст.№45 специализированного федерального закона, обозначенного выше, информация по ранее учтенным включается в специальные разделы реестра.
Но вопреки этому нередко случается, что кадастровые паспорта не были получены. Получить таковой паспорт возможно будет без большого труда. Для этого понадобиться лишь обратиться в соответствующий регистрационный орган.
Документ рассматриваемый выдается для всей земли без каких-либо исключений — если она соответствующим образом регистрирована.
Введение такового термина обосновано специальными нормами законодательства. Под ранее учтенными объектами подразумевается следующее:
- таковые были зарегистрированы до начала действия законодательных норм;
- имеются актуальные имущественные права, но при этом по каким-то причинам не занесенные в госреестр.
В зависимости от типов данных различают следующие виды участков земли:
- которая была ранее учтена;
- аннулированную;
- архивную;
- внесенную;
- учтенную.
Стоит заметить, что под учтенными землями подразумеваются только те, которые были зарегистрированы только лишь после принятия соответствующего закона.
Таковые в обязательном порядке имеют данные о процессе межевания. Если в течение 2 лет статус не будет изменен — то переходят таковые в категорию аннулированных.
Потому все нюансы и тонкости процедуры рассмотрения важно заранее разобрать. Это позволит избегнуть необходимости вести судебные споры в судах.
Правовое регулирование
Ранее границы не определенных не учтенных земельных участков возможно было проверить по специальным планам. Но далеко не всегда имеются соответствующим образом оформленные кадастровые паспорта.
Сегодня существует достаточно хорошо проработанное законодательство, которое определяет все вопросы постановки на учет земельных участков и других объектов недвижимости.
Основной законодательной нормой является как раз Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.15 г. «О государственной регистрации недвижимости».
Причем по возможности заинтересованному лицу, которому требуется осуществить регистрацию прав собственности, необходимо разобрать все основные разделы касательно постановки недвижимости на учет. Только таким образом можно будет не допустить стандартных в таком случае ошибок.
К основным разделам, изучить которые нужно будет в первую очередь, относится следующее:
ст.№7 | Что входит в состав государственного кадастра недвижимости, правила ведения данного документа |
ст.№8 | Что такое вообще кадастр недвижимости |
ст.№9 | Реестр прав на определенную недвижимость |
ст.№14 | Основания для ведения кадастрового учета, а также регистрации прав собственности |
ст.№15 | Перечень лиц по заявлению которых вообще возможно осуществление кадастрового учета |
Процесс регистрации, а также все остальные моменты обязательно прорабатываются в специальных нормативных документах.
Причем постановка на учет недвижимости — действие имеющее особую юридическую важность. Как следствие — понадобиться оплачивать государственную пошлину за осуществление таковых действий.
Вопрос размера государственной пошлины определяется в ст.№17. Основанием для постановки на учет конкретного объекта недвижимости станет не только перечень необходимых документов, но также специальное заявление.
Подробно вопрос этот рассматривается в ст.№18. Иногда случается, что информация о земельном участке представлена в специальном реестре ненадлежащим образом.
Все основные моменты, отраженные гл.№4, определяют именно вопрос межведомственного взаимодействия.
Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется на основании гл.№5.
Существуют особые виды земельных участков и иной недвижимости процесс регистрации которых несколько отличается от стандартного. Все основные моменты по этому поводу определяются в гл.№6.
Гражданину, заинтересованному в процессе оформления имущества, необходимо будет внимательно ознакомиться с законодательными нормами.
Это позволит избежать различных проблем, сложных ситуаций. Знание норм законодательства позволит самостоятельно контролировать соблюдение собственных прав.
Если гражданин считает, что иное физическое лицо либо государственный орган каким-либо образом нарушает его права, то необходимо будет обратиться в суд.
Судебные дела по поводу имущественных прав, а также кадастра вызывают наибольшие затруднения — как правило. Потому лучшее решение при отсутствии опыта — нанять хорошего юриста.
Особенности надела
Все особенности, имеющие непосредственное отношение к составлению кадастрового паспорта и постановке на учет, рассматриваются в законодательстве.
Если соответствующим образом не оформить документы и при этом участок ранее не был зарегистрирован — то его попросту снимут с учета.
Изменение статуса земельного участка может стать причиной серьезных неприятностей в юридическом смысле. По 218-ФЗ ранее учтенный земельный участок — это поставленный на учет в соответствии с нормами законодательства.
В стандартный набор вопросов, проработать которые лучше всего предварительно, входит следящее:
- каковы его признаки;
- нужно ли межевать;
- уточнение границ;
- исправление кадастровой ошибки ранее учтенного земельного участка.
Каковы его признаки
Важно заранее понять является ли конкретный земельный участок ранее учтенным. Вопрос этот поднимается в ст.№69 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.15 г.
В данном законодательном документе вопрос признания ранее возникших прав освещается подробно.
Основные моменты уделить внимание которым нужно обязательно:
Если права на объект недвижимости возникли до принятия рассматриваемого выше закона | И зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ от 21.07.97 г. «О государственной регистрации» — то таковые права юридически действительные, участок является ранее учтенным |
Права на объект недвижимости | Которые были соответствующим образом, но не зарегистрированы в Росреестре, являются законными и признаются — участок является ранее учтенным |
В качестве подтверждения прав собственности определенного типа может выступать сделка | Но для этого понадобиться подтверждение со стороны нотариуса по этому поводу |
Законодательно установлено, что единый реестр прав собственности должен быть пополнен соответствующими данными в течение 5 дней — если предоставлены необходимые документы.
В качестве таковых документов-оснований для постановки на учет, регистрации ранее учтенного объекта недвижимости выступают следующие:
- документ о ранее учтенном объекте недвижимости;
- документ, подтверждающий ранее осуществленный государственный учет конкретного объекта недвижимости.
Вопрос касательно признаков отнесения земельного участка к ранее учтенному нужно проработать внимательно. Так как только лишь таковым образом возможно избегнуть юридических проблем.
Нередко таковые выясняются уже на этапе продажи земельного участка либо при осуществлении иных юридических действий с таковым.
Нужно ли межевать
Точное определение места положения конкретного участка очень важно. Но стоит отметить, что это касается и ранее поставленных на учет участков земли. Важным моментом является как раз процесс оформления границ.
Видео: кадастровый учет земельного участка с ранее возникшем правом
Если информация по поводу межевания участка по каким-то причинам не обозначена в Росреестре, а документы с планом отсутствуют — то понадобиться обязательно провести межевание. По таковому вопросу нужно будет заранее проконсультироваться в БТИ.
Уточнение границ
Нередко данные при межевании обозначаются с некоторыми ошибками. Причины тому могут быть самые различные.
Но стоит отметить, что процедура межевания может быть осуществлена различным образом. Лучшее решение — обратиться в местное БТИ.
Причем нередко участки пересекаются между собой. В таком случае понадобиться сделать уточнение кадастрового участка. Это позволит избежать конфликтных ситуаций уже с соседями.
Исправление кадастровой ошибки ранее учтенного земельного участка Нередко данные в кадастре отражаются с некоторыми ошибками.
Причины тому могут быть самые разные. В первую очередь это человеческий фактор — иногда при выполнении замеров имеют место ошибки.
Вне зависимости от причины возникновения таковых ошибок они должны быть соответствующим образом устранены. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в Росреестр.
Учтенный ранее земельный участок должен снабжаться специальными оформленными документами.
Для постановки соответствующим образом на учет в Росреестре необходимо подготовить подтверждение наличия прав собственности.
Существует много нюансов при постановке на учет именно ранее учтенных объектов недвижимости — все таковые нужно будет заранее прояснить.
jurist-protect.ru
Министерство экономического развития Российской Федерации
Письмо № ОГ-Д23-1484 от 10 февраля 2017 г. относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости; относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН)
21.03.17
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее − Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение и, учитывая, что в обращении отсутствует информация, позволяющая идентифицировать объекты недвижимого имущества, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) до 1 января 2017 г.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), в соответствии с положениями которого, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее – ЕГРН) состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также – кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также – реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ).
С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ).
Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943 (далее – Порядок).
В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:
о возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) до вступления в силу Закона № 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость;
об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона № 218-ФЗ.
Исходя из описываемой заявителем ситуации, с учетом изложенного, сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, – в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.
Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН).
Земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ).
Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.
Документы
economy.gov.ru
Ранее учтенный земельный участок в 2019 году
Вопросы земельных отношений являются актуальными и находятся под пристальным государственным контролем.
Только после формирования государственного кадастра недвижимого имущества получилось собрать в единый комплекс все данные о недвижимой собственности, в том числе о земельных участках.
Однако добавление обновление базы данных происходит постоянно, что стало причиной появления такого понятия, как ранее учтенный земельный участок.
Важные аспекты
Земельные участки, отнесенные в категорию ранее учтенных, являются сравнительно новым понятием для отечественных законодательных актов.
Что это такое
Разберемся, в чем разница между ранее учтенным земельным участком и учтенным.
Учтенные земли подразумевают, что полные сведения об их площади, границах и другие нюансы введены в государственный кадастр в полной мере. А также на них выдан документ о праве собственности.
Ранее учтенными считаются земли, которые были поставлены на учет до момента приобретения законной силы нового закона, или права владения на который были поставлены на учет до 1 марта 2008 года, однако по нему не был выполнен учет по кадастру.
Если участок не был подвержен процедуре межевания и кадастровым работам, тогда в кадастре он отображен без указанных границ.
С целью уточнения границ участка требуется проведение кадастровых оценочных работ на ранее учтенном участке.
Статус учтенных или ранее учтенных земель в некоторых случаях меняется на архивный без заявки при государственном учете прав на сформированные из таких объектов недвижимости других объектов.
Или при пребывании участка в государственной или муниципальной собственности до ее межевания и государственного учета аренды как минимум одного сформированного участка из данных участков.
В случае, если есть документ на указанный земельный участок, однако в кадастре данные о нем не представлены, необходимо внести эти данные.
С этой целью требуется написать заявление в учреждение кадастровой регистрации, после чего кадастровая палата внесет необходимые изменения.
Плюсы и минусы
Специфика ранее учтенных участков предполагает наличие как преимуществ, так и недостатков.
Неоспоримым преимуществом является то, что нет необходимости проходить всю длительную процедуру постановки участка на учет.
Нужно лишь провести кадастровые работы и межевание земли, после чего участок будет поставлен на учет и процедура оформления завершена.
Минусом является то, что часто в кадастр внесены неполные или не соответствующие действительности данные об участке. И в большинстве случаев их исправление может занять длительный период времени.
Действующие нормативы
Процесс учета регулируется такими законодательными актами:
Особенности такой собственности
ГКН содержит данные о землях, имеющих пометку «ранее учтенные».
Это означает, что кадастровый учет таких участков был выполнен до приобретения законной силы кадастрового закона, или же такие земли не были поставлены на учет, однако регистрация права владения на них была начата и не прекращена.
Данные о ранее учтенных землях после вступления в силу закона были записаны в кадастр недвижимого имущества на базе инвентаризации, что означает, что границы земель не были четко очерчены в соответствии с законодательными актами и не имеют четких координат.
Также в кадастр была внесена неполная информация о землях из тех данных, что содержались в документе о праве собственности на участок.
Установление границ (уточнение)
Государством запущена программа полного внесения данных в кадастр с целью выявления и заполнения отсутствующей информации касательно границ участков.
Многие участки, не прошедшие процесс определения границ и площади, в кадастре учтены без указания координат границ или вписаны неточно.
Если в ранее учтенном земельном участке границы не определены, необходимо внесение соответствующие изменений и четкое установление границ.
Последствиями неточного обозначения границ участков могут быть умышленный или неумышленный захват части рядом находящегося участка, несоответствие фактической площади и вписанной в документ на право собственности.
Также при неточном определении границ могут быть неправильно рассчитаны платежи за пользование земельными участками.
С целью установки точной площади и границ участка требуется провести кадастровые работы по замерам территории.
В процессе уточнения границ за основу берутся сведения из документа на право собственности или из бумаг о местонахождении участка при его формировании.
Если же обоих документов нет в наличии, границами участка станут координаты, закрепленные на протяжении 15 и более лет за природными или искусственными объектами.
При помощи таких объектов есть возможность разграничить участки и установить четкие координаты, площадь и границы, которые и будут внесены в кадастр.
Уточнение границ осуществляется в следующих ситуациях:
- в случае отсутствия в ГКН данных о точках, координатах и границах участков, его графических данных и план-схемы;
- если границы и координаты указаны с низкой точностью;
- если выясняется, что границы одного участка пересекают по документам границы другого.
Как поставить на кадастровый учет ранее учтенный земельный участок
Кадастровый учет участков и другой недвижимости требуется для закрепления права владения.
Помимо этого, он требуется для расчета подлежащего оплате налога на землю, исходя из площади участка.
Постановка на учет по кадастру являет собой первую стадию заявления прав на недвижимое имущество.
В итоге владелец получает кадастровый паспорт на участок и идет с ним в соответствующее госучреждение для получения документа о государственной регистрации права.
План-схему участка невозможно сделать самостоятельно. Это должен выполнять кадастровый инженер со специальной аккредитацией.
Он также оформит акт совместимости и согласования координат и границ земли с владельцами соседних участков.
При постановке участка на учет владелец сначала должен подать заявку в Росреестр с приложенными документами:
- копии свидетельств на право владения;
- межевая схема участка;
- копии о принадлежности участка к определенному типу и категории земель, а также разрешительный документ на пользование землей.
После постановки на учет документ выдается владельцу лично при предоставлении паспорта.
Владелец получает кадастровый паспорт и выписку с данными о последних внесенных изменениях схемы и границ участка. Данные документы сохраняются до следующей процедуры кадастрового учета.
Длительность процесса при отсутствии ошибок или несоответствий составляет не больше 10 дней. При выявлении данных, по которым необходимы уточнения, срок может продлиться.
Кадастровый орган может выдать отказ в учете, если земля не подлежит занесению в кадастр (например, для заповедных территорий) или если собственником предоставлен неполный пакет документации.
Порядок снятия с учета
Процедура снятия с кадастрового учета аналогична постановке на учет. Для снятия потребуется подача заявки в кадастровую палату с указанием номера участка и причины, по которой владелец желает снять его с учета.
К заявке нужно прикрепить копию российского паспорта, копию документа на право владения, кадастровый паспорт. Решение принимается государственным органом на протяжении 10 дней.
После этого собственник получает документацию лично с предъявлением паспорта или же почтовым отправлением с информированием о получении.
Также следует отметить, что часто могут возникать определенные нюансы и проблемы при снятии с учета.
Например, в случае, если необходимо изменить границы участка или объединить несколько земель в один участок.
Такая ситуация может стать основанием для снятия с учета. Однако государственный орган вправе отказать в такой ситуации.
И единственным выходом для владельца станет обращение в судебную инстанцию, в результате решения которой участок может быть снят с учета.
Каждый отдельный случай рассматривается судом в индивидуальном порядке и не берет во внимание аналогичные решения по судебным разбирательствам.
Исправление кадастровой ошибки
После принятия закона о государственном кадастре был начат процесс переноса всех данных из архива в новый кадастр. Затягивается и осложняется процесс в случае наличия ошибок и несоответствий.
Часто происходят ситуации, когда земельный участок был учтен ранее, однако не был зарегистрирован в Росреестре.
Для исправления кадастровых ошибок потребуется написать соответствующее заявление в кадастровый орган.
Данный процесс должен быть инициирован исключительно собственником, ведь государственный орган не может начать процедуру самостоятельно.
При этом, чтобы исправить ошибки касательно площади, границ участка или других нюансов к заявлению потребуется приложить документы о праве собственности на участок.
В результате после рассмотрения дела кадастровым органом будет получен отказ или положительное решение с выдачей кадастрового паспорта с исправленными данными.
Оформление паспорта согласно законодательству будет подтверждением того, что процедура исправления ошибок была соблюдена и все документы были заполнены правильно.
Нужно ли его межевать
Понятие ранее учтенного участка означает, что границы его уже были указаны. Сведения о координатах и границах необходимо также вносить в кадастр.
Часто бывают ситуации, когда нет данных о реестре и необходимо уточнение границ и размежевание участка.
В случае ранее учтенного участка нужно лишь по упрощенной процедуре уточнить его границы и размежевать.
Это происходит в нескольких случаях:
- если границы вообще не были учтены и размечены;
- если точность разметки и межевания ниже нормативной.
Для межевания собственнику нужно обратиться в уполномоченный орган по регулированию земельного кадастра.
Процедура межевания по упрощенной схеме возможна только в случае, если после ее проведения количество квадратных метров участка не изменится.
Однако в ситуации уменьшения или увеличения площади необходимо согласование соседей.
В кадастровый паспорт и государственный кадастр должна быть внесена актуальная информация касательно границ и координат участка.
Процесс межевания проводится исключительно аккредитованным инженером с соблюдением всех требований законодательства.
После проведения межевания и уточнения границ собственнику не будут страшны захват территории соседями.
Ведь у владельца будут документальные подтверждения в виде план-схемы участка с обозначенными границами.
Судебная практика
С развитием сферы прав частного владения землями вопрос о приобретении прав на участки является чрезвычайно актуальным.
Так, по статистике за 2019 год, земельные конфликты составляют около 3% от общего количества рассматриваемых судебными учреждениями гражданских дел.
Видео: предварительная запись на прием в Росреестр
Помимо этого, часто рассматриваются дела касательно жалоб на бездействие или неправомерные действия государственных и муниципальных работников.
По итогам рассмотренных дел в апелляционном суде стабильность решений суда по земельным разбирательствам около 90%.
Также отметим, что до недавнего времени среди судебных дел преобладали межевые конфликты, порядок использования земель, вопросы касательно применения земель сельхозназначения.
Однако на сегодняшний день основными являются ограничения в правах пользования землями, проведение процедуры кадастрового учета для постановки ранее учтенных участков на полноценный кадастровый учет.
Все судебные иски касательно прав и использования земельных участков подаются в судебные инстанции по месту нахождения участка по нормам исключительной подсудности.
Итак, мы рассмотрели детально важные вопросы касательно процедуры постановки ранее учтенных земель на учет в государственном кадастре, какие документы для этого необходимы и в какие сроки проводится процесс.
Необходимо помнить, что при подаче документации и заявок, а также при получении на руки готового кадастрового паспорта необходимо тщательно их проверять на наличие ошибок и несоответствий.
jurist-protect.ru
Статус «земельный участок, ранее учтенный»
Государство всегда с большим вниманием относится к сфере земельных отношений. Однако только после формирования единой базы данных – госкадастра – все сведения о недвижимых объектах, к которым относится и земля, удалось собрать в одном месте и упорядочить.
Обновление ГКН происходит постоянно, поскольку усложняются правоотношения, совершается множество сделок. В результате возникают новые понятия, ранее не использовавшиеся на практике. Одно из них – «ранее учтенный земельный участок». Это понятие многим собственникам и пользователям неизвестно. Рассмотрим его подробнее.
Общие сведения
В зависимости от характера информации об участках земли их классифицируют на:
- Аннулированные.
- Архивные.
- Временные.
- Учтенные.
- Ранее учтенные.
Земельные участки – это объекты недвижимости, с которыми можно совершать сделки, предусмотренные законом. Категория «ранее учтенный надел» возникла после вступления в силу Закона «О госкадастре недвижимости».
Определение
Что значит ранее учтенный земельный участок? Это такой надел, который был поставлен на учет до введения в действие указанного выше закона или права на который (собственность, пользование, аренда, застройка) были зарегистрированы до 01.03.2008 г., однако на учет объект поставлен не был.
Отсутствие единой информсистемы об объектах недвижимости не означает, что информация о них нигде не фиксировалась.
Проблемы на практике
После вступления в действие нового закона возникло немало сложностей, связанных с постановкой на учет земельных участков. О ранее учтенных наделах в новой информсистеме сведений нет. Соответственно, владельцы (пользователи) не могут совершить с ними никаких сделок.
В ГКН должна присутствовать информация обо всех объектах недвижимости. Однако процесс внесения информации будет достаточно длительным. В настоящее время нередко возникает ситуация, когда данных о наделе в госкадастре еще нет, но собственнику нужно получить кадастровый паспорт.
Конституция гарантирует гражданам право распоряжения и владения участками земли. Но только после постановки объекта на учет будет признана его принадлежность конкретному лицу. Пока статус земли не будет определен, субъекту недоступны никакие юридические действия, в том числе и приватизация. Существенно осложняется регистрация новых наделов и распоряжение ими некорректно выполненные процедуры межевания и установления границ.
Решение проблем
В законодательстве предусмотрена возможность внести сведения о ранее учтенном земельном участке по инициативе владельца. Для этого заинтересованному лицу необходимо обратиться в уполномоченную госструктуру с заявлением и бумагами, подтверждающими существование недвижимого объекта и права на него. Правоустанавливающими документами являются:
- Договор аренды.
- Государственный акт.
- Выписка из домовой книги.
- Св-во о праве собственности, пожизненного владения, бессрочного пользования.
- Решение о предоставлении надела конкретному гражданину.
Законодатель отводит уполномоченному органу 10 дней на внесение данных о ранее учтенном земельном участке. Этот срок начинает течь с дня подачи заявления. После рассмотрения и проверки документов заявителю предоставляется кадастровый паспорт либо выписка из ГКН.
Причины отказа
Далеко не во всех случаях у заявителей получается внести в ГКН информации о ранее учтенном земельном участке. Это может быть связано с наложением границ надела на соседние участки или на муниципальные земли. Такие ситуации имеют место из-за ошибок местных структур власти, проводивших инвентаризацию или подготавливавших кадастровые работы, самих кадастровых инженеров, определявших границы, а также сотрудников кадастровой службы, вносивших сведения в реестр.
Уточнение границ ранее учтенного земельного участка
Его можно осуществить в упрощенном порядке. В законе, регламентирующем ведение госкадастра, закреплено две причины, по которым нужно границы уточнить: у ранее учтенного земельного участка они не были установлены или были установлены, но точность их не совпадала с нормативной.
Для уточнения границ заинтересованное лицо подает заявление в орган, уполномоченный осуществлять функции госрегулирования в сфере земельных отношений. Следует учесть, что упрощенный порядок действует тогда, когда после проведения процедуры уточнения границ площадь надела останется прежней. Если же она изменяется в ту или другую сторону, вопрос решается только по согласованию с соседями.
В законодательстве не установлена обязанность владельцев уточнять границы. Главное, поставить ранее учтенный земельный участок на кадастровый учет, внести информацию об объекте и его правообладателе в реестр. Однако для собственного спокойствия целесообразно все-таки провести межевание. На практике недобросовестный сосед может вполне захватить часть участка. В таких случаях придется идти в суд. Разбирательство может затянуться на долгие годы.
Особенности оформления заявления
Подать документы в уполномоченный орган вправе субъект, имеющий участок в пожизненном владении, собственности, бессрочном пользовании. Необходимо соблюсти письменную форму заявления. В нем указываются все необходимые сведения:
- Ф. И. О. заявителя.
- Месторасположения объекта.
- Реквизиты правоустанавливающего документа.
Снятие с учета
К сожалению, снятие ранее учтенных участков с кадастрового учета сопровождается не меньшими проблемами, чем постановка. Дело в том, что в законодательстве вообще такая процедура не предусматривается. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда надел необходимо изменить: разделить, объединить с другим. В результате возникают новые объекты недвижимости.
Любые манипуляции с наделом, изменяющие его существенные характеристики, являются основанием для снятия его с кадастрового учета.
Ранее учтенный земельный участок можно снять с учета и через суд. В этом случае необходимо запастись терпением, поскольку такие дела разрешаются очень долго.
Число разбирательств, связанных со снятием участков с учета ежегодно только растет. Сегодня это почти единственный способ решения проблемы. Следует помнить, что судебные решения не используются в России в качестве источников права. Это значит, что если даже по какому-то конкретному делу решение было принято в пользу истца, по другому делу может быть противоположный исход. Многое будет зависеть от видения судьи. Однако решение можно оспорить в вышестоящей инстанции.
Минусы и плюсы
С ранее учтенными наделами возникает немало проблем. Однако есть и некоторые плюсы такого статуса. Основным достоинством можно назвать то, что владельцу или землепользователю не требуется проходить достаточно длительную процедуру постановки объекта на учет. Необходимо только провести межевание, кадастровые работы. По их завершении заинтересованное лицо получит нужные документы, с которыми направится в регистрирующий орган.
Главным недостатком статуса «ранее учтенный» является то, что в госкадастре присутствуют неполные сведения о наделе или информация, не соответствующая действительности. В некоторых случаях на их исправление потребуется довольно много времени.
Заключение
Земельные правоотношения – специфическая сфера. Владельцам и пользователям наделов приходится вникать во множество тонкостей законодательства. Далеко не всегда получается быстро и без особых финансовых потерь решить ту или иную спорную ситуацию.
Ранее учтенные участки – настоящая головная боль для многих собственников и пользователей. Отсутствие сведений в госкадастре существенно ограничивает их в правах. Исправить эту ситуацию можно, обратившись в регистрирующий орган – кадастровую палату. Целесообразно предварительно проконсультироваться с квалифицированным юристом, имеющим опыт в земельных спорах.
Немаловажное значение имеют отношения с соседями. Очень часто при разрешении вопросов, связанных с постановкой участка на учет, необходимо их согласие.
fb.ru
Министерство экономического развития Российской Федерации
Письмо № ОГ-Д23-4496 от 18 апреля 2017 г. по вопросу уточнения местоположения границ ранее учтенных объектов недвижимости
30.05.17
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел Ваше обращение и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Исходя из содержания Вашего обращения не представляется возможным определить, какой именно нормативный правовой акт подразумевается под «новым законом о межевании земель». Кроме того, в обращении отсутствуют сведения о принадлежащем Вам земельном участке и документах о правах на землю, в связи с чем дать объективную правовую оценку в сложившейся ситуации не представляется возможным.
При этом считаем необходимым отметить, что с 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее − Закон № 218-ФЗ), которым сведения Единого государственного реестра прав на недвижимость и государственного кадастра недвижимости объединены в единую федеральную систему – Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При этом ни Законом № 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В связи с этим данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов.
При отсутствии сведений о таких объектах в Едином государственном реестре недвижимости сведения о них могут быть внесены в ЕГРН согласно статье 69 Закона № 218-ФЗ на основании представленного в орган регистрации прав заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой объект недвижимости (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Отсутствие в таком документе сведений о местоположении границ (контура) объекта недвижимости не является основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о таком объекте недвижимости в ЕГРН (часть 8 статьи 69 Закона № 218-ФЗ). Представление в указанном случае межевого плана земельного участка не требуется.
Следует учитывать, что Законом № 218-ФЗ не ограничен перечень вышеуказанных документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. В связи с этим сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости, при этом такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Уточнение местоположения границ земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 22, частями 1 и 2 статьи 43 Закона № 218-ФЗ, статьями 39 и 40 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», и сроками не ограничивается.
Документы
economy.gov.ru
По вопросу уточнения местоположения границ ранее учтенных объектов недвижимости, Письмо Минэкономразвития России от 18 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4496
ПИСЬМО
от 18 апреля 2017 года N ОГ-Д23-4496
По вопросу уточнения местоположения границ ранее учтенных объектов недвижимости
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Исходя из содержания Вашего обращения не представляется возможным определить, какой именно нормативный правовой акт подразумевается под «новым законом о межевании земель». Кроме того, в обращении отсутствуют сведения о принадлежащем Вам земельном участке и документах о правах на землю, в связи с чем дать объективную правовую оценку в сложившейся ситуации не представляется возможным.
При этом считаем необходимым отметить, что с 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), которым сведения Единого государственного реестра прав на недвижимость и государственного кадастра недвижимости объединены в единую федеральную систему — Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При этом ни Законом N 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В связи с этим данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов.
При отсутствии сведений о таких объектах в Едином государственном реестре недвижимости сведения о них могут быть внесены в ЕГРН согласно статье 69 Закона N 218-ФЗ на основании представленного в орган регистрации прав заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой объект недвижимости (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Отсутствие в таком документе сведений о местоположении границ (контура) объекта недвижимости не является основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о таком объекте недвижимости в ЕГРН (часть 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ). Представление в указанном случае межевого плана земельного участка не требуется.
Следует учитывать, что Законом N 218-ФЗ не ограничен перечень вышеуказанных документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. В связи с этим сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости, при этом такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Уточнение местоположения границ земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 22, частями 1 и 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, статьями 39 и 40 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», и сроками не ограничивается.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт
Минэкономразвития России
www.economy.gov.ru
по состоянию на 06.07.2017
docs.cntd.ru