Присоединение к другой организации – Реорганизация в форме присоединения — пошаговая инструкция, передаточный акт, образец уведомления в 2018 году

Содержание

Реорганизация в форме присоединения: последствия для сторон


Юлия Васильева
руководитель группы по аккредитации иностранных представительств

Присоединение другого юридического лица представляет собой форму реорганизации, при которой новое общество не создается, а изменяется объем прав и обязанностей у продолжающего действовать общества.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ: Цели участников процедуры реорганизации в форме присоединения могут быть самыми разными: от попытки улучшить свои экономические показатели и повысить свою конкурентоспособность на рынке товаров, работ, услуг, до попытки избавиться от обязательств компании и ее кредиторов (так называемая «альтернативная ликвидация»).

ПОЗИЦИЯ ВАС: Действующее законодательство не предусматривает возможность участия в реорганизации путем присоединения юридических лиц различных организационно правовых форм (нельзя присоединить ООО к АО и наоборот).
Пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19.

Общество, к которому осуществляется присоединение, считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При этом выбор той или иной организационно правовой формы никак не влияет на процесс реорганизации, так как в общих чертах процедура присоединения и у акционерных обществ и у обществ с ограниченной ответственностью (две наиболее популярные формы) совершенно идентична. Однако следует учитывать, что нельзя присоединить ООО к АО и наоборот. В случае необходимости присоединения юридических лиц различных организационно правовых форм, сначала необходимо преобразовать присоединяющее либо присоединяемое юридическое лицо так, чтобы в итоге все участники реорганизации имели общую организационно правовую форму, а потом уже присоединять. Компании в форме ЗАО и ОАО подобных ограничений по присоединению не имеют, так как имеют общую организационно правовую форму — акционерное общество.

Алгоритм действий при реорганизации в форме присоединения Подготовка к реорганизации. Определение порядка и сроков реорганизации, согласование и подписание документов для проведения процедуры:
  • Решение о реорганизации
  • Договор о присоединении
  • Передаточный акт

 

Уведомительный этап. Уведомление регистрирующего органа и кредиторов о начале реорганизации в форме присоединения, включая:
  • Внесение в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации
  • Уведомление территориальных органов ПФР и ФСС
  • Публикацию объявления в «Вестнике государственной регистрации»

 

Регистрационный этап.
  • Передача документов на государственную регистрацию в налоговый орган по месту нахождения присоединяющего общества
  • Снятие с учета присоединившихся компаний

Реорганизация в юридическом смысле завершена, но присоединяющей компании необходимо произвести ряд действий, непосредственно связанных с процедурой

 

Этап оформления перехода прав и обязанностей.
  • Перенос данных бухгалтерского учета присоединяемого общества в учетную систему правопреемника;
  • Переоформление расчетных счетов, паспортов сделок, обособленных подразделений и филиалов;
  • Переоформление недвижимого имущества;
  • Подача заявления в лицензирующий орган на оформление новой лицензии, соответствующей виду деятельности присоединенного общества;
  • Перевод персонала;
  • Переоформление договорных и внедоговорных требований и обязательств.

В целом процесс реорганизации условно можно разделить на следующие этапы.

Принятие решения о реорганизации каждым участвующим в ней обществом.

Принятие такого решения относится к исключительной компетенции общего собрания участников (п. 1 ст. 57 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО) или единственного участника общества (ст. 39 Закона об ООО). Решение должно быть принято единогласно общим собранием участников каждого общества.

Также на этом этапе необходимо подготовить проект договора о присоединении и передаточный акт присоединяемого общества. В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н, разъясняют, какие сведения должны быть отражены при составлении передаточного акта. Передаточный акт в п. 6 Методических указаний рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организации.

Требований к содержанию договора законодательство практически не содержит, за исключением указания на то, что в нем должны содержаться сроки и порядок проведения совместного общего собрания участников обществ (п. 3 ст. 53 Закона об ООО). Полагаем, что он должен содержать сведения о новом составе участников присоединяющего общества и размерах их долей.

В соответствии с п. 3.1. ст. 53 Закона об ООО при присоединении общества подлежат погашению:

  1. принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение;
  2. доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие этому обществу;
  3. доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение;
  4. принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества.

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в присоединении, принимает решение о реорганизации и об утверждении договора о присоединении, а общее собрание присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 53 Закона об ООО).

ВАЖНО В РАБОТЕ: Присоединяемых обществ может быть и не одно, а несколько, это не меняет сути юридической процедуры, просто упомянутые в статье действия, необходимо будет провести в отношении каждого присоединяемого юридического лица.

Совместное общее собрание

Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в устав общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение.

Уведомление о реорганизации

Общество, принявшее решение о реорганизации последним, либо общество, определенное решением о реорганизации, в течение трех рабочих дней после даты решения, принятого последним, обязано письменно уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации и ее форме (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации). Уведомление подается по форме Р12003. Неисполнение указанной обязанности в срок образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

ВАЖНО В РАБОТЕ: Течение трехдневного срока, предусмотренного п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации, начинается не со дня проведения совместного общего собрания участников, а с даты последнего решения, принятого в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 53 Закона об ООО.

Кроме регистрационного органа общество также и в этот же срок обязано сообщить о реорганизации в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Специальная форма такого сообщения не утверждена и может использоваться произвольная.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ: Ранее законодательство накладывало на реорганизуемые общества также обязанность сообщить о принятом решении в налоговые органы по месту своего нахождения по форме № С-09-4, (утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@). Но Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ норма, содержащая соответствующую обязанность (п.п. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ), была признана утратившей силу с 24 августа 2013 года.

Публикация в Вестнике госрегистрации

После даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации, дважды с периодичностью один раз в месяц в журнале «Вестник государственной регистрации» (подробная информация на сайте от имени всех участвующих в реорганизации юрлиц помещается сообщение о реорганизации. В нем указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации обществе и о продолжающем деятельность в результате реорганизации обществе, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона об ООО и п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).

При этом второе уведомление о реорганизации может опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления (п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64).

Уведомляем кредиторов

В течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган общества в письменной форме обязаны уведомить известных им кредиторов о начале реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08. 2011 № 09АП-17176/11).

Бухотчетность

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» при реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.

Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

ВАЖНО В РАБОТЕ: Бухгалтерский учет операций и их отражение в отчетности при реорганизации, в частности, в форме присоединения осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н.

В силу п. 9 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций на день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о прекращении деятельности, реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность.

Согласно п. 20 Методических указаний при реорганизации в форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяющейся организацией на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении ее деятельности. При этом производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление на определенные цели) на основании договора о присоединении учредителей суммы чистой прибыли присоединяющейся организации.

Организация, у которой в процессе присоединения к ней другой организации, на основании решения учредителей, изменяется только объем имущества и обязательств и текущий отчетный год не прерывается, закрытие счета учета прибылей и убытков в бухгалтерской отчетности не производит и заключительную бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемой организации применительно к положениям п. 9 Методических указаний не формирует (п. 21 Методических указаний).

Статьей 18 Закона № 402-ФЗ установлена обязанность экономических субъектов (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации) представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

То есть нормы законодательства о бухгалтерском учете и после вступления в силу Закона № 402-ФЗ по-прежнему предусматривают составление заключительной бухгалтерской отчетности, но не регулируют порядок и сроки ее представления в налоговый орган. В свою очередь, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность, однако с 1 января 2013 года эта обязанность предусмотрена также только в отношении годовой бухгалтерской отчетности.

Таким образом, представлять в налоговый орган заключительную бухгалтерскую отчетность при проведении реорганизации действующим законодательством не предусмотрено. Более того, с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации ее обязанность представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность прекращается, так как она снимается с налогового учета в качестве юридического лица (п. 5 ст. 84 НК РФ). Иными словами, у присоединенной организации с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации отсутствует обязанность по представлению заключительной бухгалтерской отчетности в налоговый орган, в котором она была зарегистрирована. При этом, по нашему мнению, у организации-правопреемника также отсутствует обязанность по представлению заключительной бухгалтерской отчетности присоединенной организации.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ: Федеральным законом от 28.12.2013 № 423-ФЗ уведомительный порядок, предусмотренный ст. 30 Федерального закона «О защите конкуренции» (не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения общество должно уведомить о реорганизации антимонопольный орган), отменен.

Госрегистрация реорганизации

В регистрирующий орган по месту нахождения общества, к которому осуществляется присоединение, представляются документы, указанные в п. 3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ о госрегистрации.

Если в учредительные документы продолжающего деятельность юридического лица вносятся изменения, их государственная регистрация осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации. В орган государственной регистрации подаётся заявление по форме Р12001. В отношении присоединяемого юридического лица, прекращающего свою деятельность, подаётся заявление по форме Р16003. Кроме того, в регистрирующий орган представляется заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о его участниках или иных сведений, в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации. Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов (п. 3 ст. 18 Закона о госрегистрации). При присоединении все права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом переходят к обществу, продолжающему деятельность (п. 4 ст. 53 Закона об ООО). Кроме того, присоединяемое ООО необходимо снять с налогового учета.

Налоговая проверка

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо. Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов (пени, штрафов) пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков (п. 2 ст. 50 НК РФ).

При проведении выездной налоговой проверки, осуществляемой в связи с реорганизацией, проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ, смотрите также п. 8 письма ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309, письмо Минфина России от 29.07.2011 № 03-02-07/1-267).

Таким образом, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица (присоединенного), не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки. Проверку деятельности реорганизуемого лица налоговые органы могут провести как в рамках внеплановой выездной налоговой проверки этого лица, так и в рамках проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного (присоединенного) лица (письмо Минфина России от 16.12.2011 № 03-02-07/1-435, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2008 № А82-4644/2007-14 (определением ВАС РФ от 19.05.2008 № 5863/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Западно-Сибирского округа от 14.04.2008 № Ф04-2275/2008(3239-А27-15), постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2013 № А56-75256/2012 (определением ВАС РФ от 23.12.2013 № ВАС-18603/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), определение ВАС РФ от 10.09.2010 № ВАС-11575/10).

Какие-либо специальные правила для проведения такой проверки НК РФ не установлены (смотрите также письмо Минфина России № 03-02-07/1-48 от 05.02.2009). Вместе с тем обращаем внимание на п. 7 письма ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690, в котором говорится, что если такое присоединение произошло до начала проверки, решение о назначении выездной налоговой проверки выносится в отношении проверяемого предприятия с отдельным указанием наименования присоединившейся организации. Если реорганизация произошла во время проведения проверки, то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации. Управлениям ФНС России по субъектам РФ указано было довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

www.uk-prioritet.ru

Реорганизация бюджетного учреждения путем присоединения

Процессы реорганизации могут затронуть не только частные фирмы — они могут осуществляться и в учреждениях, находящихся на балансе государства.

Процедура присоединения может применяться в том случае, если планируется сокращение числа бюджетных организаций или их филиалов, а также для укрупнения существующих структур.

Используемый в отношении юридических лиц механизм реорганизации на уровне бюджетных учреждений имеет свою специфику, которая подробно раскрывается в данной статье.

Государство принимает решение о реорганизации отдельных учреждений, финансируемых из бюджета для оптимизации своих затрат, удаления лишних подразделений, оптимизации управления.

Необоснованно большое число филиалов, раздутый аппарат управления, удаление непрофильных департаментов – все эти вопросы в рамках бюджетных учреждений способна решить реорганизация.

Ее применение обусловлено двумя главными причинами:

В результате достигается оптимизацияИспользования ресурсов и рационализация бюджетных затрат
В отличие от ликвидацииАктивы организации не просто извлекаются из оборота, но начинают использоваться более эффективным образом после передачи другому экономическому агенту на основании правопреемства (ст. 58 ГК РФ)

Одной из наиболее распространенных процедур реорганизации на уровне бюджетных учреждений выступает присоединение, которое приводит к ликвидации одних организаций и укрупнению других.

Стоит подчеркнуть, что решение о проведении реорганизационных мероприятий принимают федеральные или региональные власти, в зависимости от того, на чьем балансе состоит то или иное учреждение.

Что это такое

Реорганизация бюджетного учреждения в общем виде предполагает прекращение его деятельности, как юридического лица, после чего все его права, активы, долги, обязанности переходят к иной организации (новой или действующей).

В этом ее отличие от ликвидации, при которой бизнес исчезает безвозвратно (гл. 3 ФЗ-7).

Для бюджетных организаций реорганизация учреждения путем присоединения может рассматриваться, как процедура прекращения существования одной или нескольких структур, которое предполагает передачу их активов, прав и обязательств организации, частью которой они становятся.

Чаще всего в этом случае мелкие учреждения или филиалы присоединяются к крупной организации (ст. 16 ФЗ-7).

Важно помнить, что в рамках присоединения имеют место такие процессы:

Во-первыхВ устав присоединяющей организации вносятся соответствующие поправки
Во-вторыхПередача прав, имущества, обязанностей осуществляется на основании передаточного акта

С какой целью осуществляется

Принимая решения о присоединении бюджетных организаций федеральные или местные органы власти, как правило, преследуют одну из приведенных ниже целей, в частности:

  1. Устранение излишней раздробленности внутри отраслевого учреждения (удаление лишних подразделений и филиалов.
  2. Сокращение численности аппарата управления.
  3. Формирование крупных структур с широким набором направлений деятельности.

В целом же в рамках реорганизации преследуется сокращение затрат на содержание лишних структур и оплату труда руководящим работникам, а также оптимизация работы учреждения.

Правовое регулирование

Вопросы, касающиеся реорганизации бюджетных учреждений, регулируются гражданским законодательством РФ.

К тому же важно понимать, что стандартные процедуры присоединения, слияния, преобразования, предусмотренные для юридических лиц здесь неприменимы – речь идет о некоммерческих организациях.

В общем виде правовую основу осуществления присоединения бюджетных организаций формируют:

Ст. 57 ГК РФУстанавливает возможность осуществления реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, присоединения, выделения и разделения
Ст. 120 ГК РФУказывает на особенности реорганизации и ликвидации государственных учреждений и бюджетных организаций
Гл. 3. ФЗ-7Которая раскрывает особенности, порядок и процедуры реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, к числу которых относятся бюджетные учреждения
ФЗ-174Затрагивает вопросы проведения реорганизационных мероприятий в рамках автономных бюджетных учреждений
Постановление Правительства РФ № 539Устанавливающее подробный порядок осуществления реорганизации учреждений, финансируемых из государственного бюджета

После того как реорганизация организации завершена потребуется внести новое юридическое лицо в ЕГРЮЛ. Этот вопрос подробно раскрывает ФЗ-129.

Ныне российские власти серьезно занимаются вопросом повышения эффективности деятельности бюджетных организаций.

Они проводят их функциональный анализ на основании, которого нередко принимают решение о реорганизации всего учреждения или его части.

Мероприятия по реорганизации затрагивают учреждения образования, культуры, здравоохранения, преследуя при этом сокращение затрат и оптимизацию выполнения возложенных на структуру функций.

В общем виде процесс присоединения бюджетной организации предполагает:

  • укрупнение одного подразделения;
  • ликвидация других, путем их вливания в более крупную структуру.

Он напоминает аналогичного характера процедуру, происходящую на уровне коммерческих фирм, но имеет и свои специфические особенности.

Пошаговая инструкция

Процесс присоединения одной или нескольких бюджетных организаций к другой можно представить в виде такой последовательности этапов:

Принятие решения

В отличие от хозяйственных обществ, где решение о реорганизации выносят учредители, создавшие данный бизнес, с бюджетными организациями ситуация несколько иная.

Здесь решение принимается непосредственно Правительством РФ (Постановление Правительства РФ №71).

Осуществляется этот строго регламентированный процесс следующим образом:

  • Федеральный или местный орган исполнительной власти, в ведении которого состоит бюджетное учреждение подготавливает решение.

Оно должно содержать (Письмо Минфина РФ Письмо № 03-01-01/08-176):

  1. Цели проведения реорганизации.
  2. Численность персонала.
  3. Размер ассигнований из бюджета на содержание рассматриваемой структуры.
  4. Сроки и дату проведения процедуры.
  5. Курирующий процесс реорганизации орган, созданный на базе учреждения (комиссия).
  6. Источник средств для проведения мероприятий.
  7. Организации, к которым будут присоединены учреждения.

Рассылка уведомлений

После того как решение о реорганизации принято потребуется осуществить уведомительные мероприятия.

В круг структур, которым рассылаются письма с сообщением о реорганизации бюджетного учреждения входят:

  • орган, который проводит государственную регистрацию организации, выдал ей свидетельство и внес в ЕГРЮЛ (ст. 60 ГК РФ). Таковым, как правило, выступает налоговая служба в лице ее регионального подразделения. Отправить ей письмо потребуется в течение 3-х дней с момента утверждения решения Правительством РФ.
  • кредиторы, которые получив уведомление, имеют право запросить у присоединяемой организации досрочного погашения долга или переоформления договора. Осуществить это мероприятие необходимо в течение 5-ти дней с момента принятия решения (ст.13.1 ФЗ-129).
  • широкая общественность, для которой публикуется официальное сообщение о реорганизации бюджетного учреждения в «Вестнике госрегистрации». Сделать это необходимо в течение 2-х месяцев до начала реорганизации бюджетного учреждения (ФЗ-129).
  • внебюджетные фонды, в том числе ПФР, ФСС и ФОМС о реорганизации также, как и налоговая уведомляются в течение 3-х дней. Поскольку речь идет о присоединении, то эти организации начинают рассматривать вопрос о передаче уплаты взносов присоединяющей организации (ст. 28 ФЗ-212).
  • работники бюджетного учреждения уведомляются в письменной форме и под роспись за 2 месяца до начала реорганизации. При этом они имеют право уволиться за этот период по собственной воле, ввиду своего нежелания работать в укрупненной организации. Тем же, кто пожелает остаться впоследствии вносятся записи о переводе в иную организацию в трудовые книжки (ст. 74-75 ТК РФ).

Составление передаточного акта

Поскольку в процессе присоединения активы, обязательства, долги передаются от одних бюджетных учреждений к другому на правах правопреемства, то это оформляется в форме передаточного акта (ст. 58 ГК РФ).

Данный документ по сути представляет собой годовую бухгалтерскую отчетность присоединяемых организаций с удостоверением акта передачи бухгалтерскими проводками (Инструкция Минфина РФ №128-н).

Процедура перерегистрации

Присоединяемые бюджетные учреждения исключаются из ЕГРЮЛ, а относительно присоединяющей организации в реестр вносится новая информация.

На ее основании выписывается новое регистрационное свидетельство (ФЗ-129). Этим и заканчивается процесс реорганизации.

Составление передаточного акта

Важным документом в процессе присоединения бюджетных учреждений является передаточный акт.

В ходе его составления соблюдаются следующие правила (ст. 58-59 ГК РФ):

  1. Берется годовая отчетность присоединяемых организаций, из которой выписываются сведения об активах, капитале, обязательствах.
  2. Составляются проводки, которые удостоверяют акт правопреемства.
  3. Формировать передаточный акт разрешается только после полного завершения расчетов с кредиторами и дебиторами.

При реорганизации бюджетного учреждения в форме присоединения проводки строятся на базе следующей общей схемы:

Дт 08 (01, 10, 41 …)В зависимости от типа имущества и обязательств
Кт 00(…)

Передаточный акт утверждает Правительство РФ. На его основании активы и пассивы переносятся в баланс присоединяющей бюджетной организации.

Решение кадровых вопросов

Присоединения бюджетной организации не может выступать основанием для увольнения персонала, поскольку действует принцип правопреемства (ст. 75 ТК РФ).

Однако потребуется совершения следующих мероприятий:

  1. За 2 месяца до проведения реорганизации всех работников необходимо уведомить о таком решении под роспись;
  2. В течение двухмесячного срока работник имеет право уволиться из организации по собственному желанию;
  3. С иными сотрудниками договоры перезаключаются, поскольку меняется наименование их работодателя.

При перезаключении контрактов недопустимо изменение основных условий взаимодействия работников и работодателя (ст. 77 ТК РФ).

Если путем слияния

Когда реорганизация бюджетного учреждения осуществляется путем слияния, то несколько меняются детали проведения процедуры, а именно:

Передаточный баланс формируется на уровне всех соединяемых в единую структуру организаций – в нем указывается, что активы и обязательства передаются совершенно новому юридическому лицуст.16 ФЗ-7
По итогам слияния все старые организации ликвидируются и образуется новое, которое проходит регистрацию и заносится в ЕГРЮЛФЗ-129
Как заполнить форму 12003 — уведомление о начале процедуры реорганизации узнайте из статьи: реорганизация.

Пошаговую инструкцию реорганизации в форме присоединения в 2018 году узнайте из статьи: читайте здесь.

Все о реорганизации путем выделения нового юридического лица, смотрите здесь.

Процедура присоединения бюджетных организаций почти полностью повторяет аналогичный процесс на уровне коммерческой фирмы.

К числу отличительных черт относится принятие решения со стороны федеральных и местных органов власти, а также его утверждение Правительством РФ.

Под контролем государственных органов происходит процесс погашения задолженностей перед кредиторами и передача имущества, которое является частью государственной или муниципальной собственности.

buhonline24.ru

Чем отличается реорганизация путем присоединения от реорганизации путем слияния

Компания может реорганизоваться путем присоединения и слияния. В чем различия между этими способами реорганизации?

Прежде чем перейти к различиям двух из пяти существующих форм реорганизации, вкратце напомним суть этих форм реорганизаций.

При присоединении прекращается деятельность одной или нескольких присоединяемых компаний, а все права и обязанности переходят к иной (присоединившей) компании (п.1 ст.53 Закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ):

ООО «Лютик» + ООО «Василек» = ООО «Василек»

То есть в данном случае речь идет о полной передаче прав и обязанностей к существующей компании в соответствии с передаточным актом, а присоединяемые компании прекращают свою деятельность.

Внесение в ЕГРЮЛ записей, содержащих сведения, связанные с завершением деятельности компании о присоединении к компании другой компании, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения компании, к которой осуществляется присоединение.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Важно!

Само по себе признание недействительным (ничтожным) решения собрания о реорганизации и договора о присоединении компании не может повлечь таких правовых последствий как восстановление компаний, существовавших до реорганизации (определение ВС РФ от 18.03.2015 г. №305-ЭС14-4611).

При слиянии компании создается новая компания с передачей всех прав и обязанностей объединяемых компаний в соответствии с передаточным актом (п.1 ст.52 Закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ):

ООО «Лютик» + ООО «Василек» = ООО «Нарцисс»

Таким образом, при данных способах реорганизации, речь идет о полном правопреемстве.

Реорганизация путем слияния компании считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшей компании – правопреемника. При слиянии прекращают свою деятельность существовавшие до реорганизации компании.

Гражданско-правовые различия реорганизации путем присоединения от слияния

При реорганизации в форме слияния все объединяемые компании прекращают свою деятельность, а взамен появляется новая компания с совершенно иными реквизитами (новый ИНН, КПП и пр.). Вся информация о «старых» компаниях исключается из ЕГРЮЛ.

При реорганизации в форме присоединения все присоединяемые компании прекращают свою деятельность, но новой компании не возникает. У основной компании, к которой присоединяются иные компании сохраняются все реквизиты (ИНН, КПП и пр.).

И в том и другом случае, реорганизуемая компания обязана уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации путем публикации сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации» (абз.2 п.1 ст.60 ГК РФ, п.5 ст.51 Закона №14-ФЗ).

Важно!

Реорганизация в форме слияния предполагает создание новой компании, что делает невозможным  сохранение лицензий, разрешений и т.п., которые выдаются на конкретное юридическое лицо.В этом случае лицензии переоформляются в порядке, установленном п.3 ст.18 Закона от 04.05.2011 г.  №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», только при условии наличия у каждой участвующей в слиянии компании на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных компаний лицензии на один и тот же вид деятельности.Реорганизация в форме присоединения позволяет существующей компании (к которой присоединяются другие компании) сохранить лицензии, разрешения и т.п.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ДЕТАЛИ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ?

Налоговые различия реорганизации путем присоединения от слияния

По общему правилу, установленному ст.50 НК РФ, если реорганизуемая компания лицо не оплатила либо не смогла оплатить налоги (сборы) до своей реорганизации, то эта обязанность исполняется его правопреемником (правопреемниками).

Важно!

При слиянии нескольких компаний их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшая в результате такого слияния новая компания (п.4 ст.50 НК РФ). При присоединении одной компании к существующей компании правопреемником присоединенной компании в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившая ее компания (п.5 ст.50 НК РФ).

Реорганизация как в форме слияния, так и в форме присоединения, чаще всего, используется для оптимизации налогообложения (для применения спецрежима и т.п.).

И больше всего претензий возникает в части присоединения убыточной компании к прибыльной компании. Дело в том, что налогоплательщик, у которого по итогам финансово-хозяйственной деятельности получены убытки, учитываемые при исчислении налога на прибыль, вправе уменьшить налоговую базу на убытки в течение десяти лет, считая с года, следующего за годом получения убытка (ст.283 НК РФ).

А поскольку при присоединении и слиянии компании в части уплаты налогов правопреемник пользуется всеми правами реорганизованного юридического лица, то убытки переходят на новую (при слиянии) и существующую (при присоединении) компанию.

Если убыток реорганизованной путем присоединения компании образовался в последнем для нее налоговом периоде, то правопреемник вправе учесть такой убыток в периоде, следующем за налоговым периодом, в котором произошло присоединение (Письмо Минфина РФ от 30.03.2016 г. №03-03-06/1/17811).

При этом если у компании-правопреемника отсутствуют первичные учетные документы реорганизованного юридического лица, подтверждающие размер понесенного им убытка и период его возникновения, налоговые органы отказывают в праве уменьшения налогооблагаемой прибыли.

Данные выводы соответствуют правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 24.07.2012 г. №3546/12 и поддерживаются арбитражными судами (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 г. №А27-7354/2014, решение АС Свердловской области от 27.07.2015 г. №А60-15039/2015). 

Однако если подобная реорганизация имеет единственную цель – минимизация налогов, а не осуществления реальной деятельности, суды могут поддержать позицию налоговых органов о получении необоснованной налоговой выгоды (определение ВАС РФ от 13.03.2008 г. №2789/08).

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ СЛИЯНИЯ

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ: СРОКИ

rosco.su

это… Реорганизация в форме присоединения :: BusinessMan.ru

Реорганизация – это фактическое прекращение деятельности компании. Она сопровождается общим правопреемством. Результатом процедуры является возникновение одного или нескольких юрлиц. Они выступают как обязанные субъекты по отношениям, в которых принимало участие первоначальное предприятие. Рассмотрим далее пути реорганизации.

Общая характеристика процедуры

Реорганизация – это процесс, который осуществляется по решению учредителей компании, собственников имущества, уполномоченного фирмой органа, а также на основании судебного постановления. В ряде случаев эту процедуру проводят во избежание ликвидации компании, в том числе и в связи с ее банкротством (признанием несостоятельной).

Переход прав

Реорганизация организации влечет передачу юридических возможностей от ранее действующего предприятия к вновь созданным. Данная процедура всегда связана с имущественным преемством. В этой связи при ее осуществлении особое значение всегда имеет вопрос, касающийся объема переходящих обязанностей и прав. Преемство может производиться:

  1. В полном объеме и только к одной компании. Например, это имеет место, если проводится реорганизация в форме присоединения, слияния и преобразования.
  2. В полном объеме к нескольким преемникам в соответствующих долях.
  3. Частично к одному и более предприятию. Такое преемство имеет место при выделении.

Отличительные черты

Реорганизация – это один из способов прекращения работы компании, не предполагающий погашения ее обязательств. Этим она отличается от ликвидации. При реорганизации к новым субъектам переходят и права, и обязанности. Правопреемство в данном случае обладает универсальным характером. Это, в частности, означает, что переходят не какие-то отдельные обязанности и права, а их комплекс. Кроме этого, вновь созданные лица не могут отказаться от принятия какой-либо их части. В ходе процедуры должны быть решены все вопросы относительно определения субъектов, которые выступают в качестве преемников. Эта проблема встает наиболее остро при реорганизации в формах выделения и разделения. Это обуславливается тем, что в таких случаях образуется всегда несколько лиц. Реорганизация в форме присоединения, преобразования или слияния предполагает возникновение только одного субъекта. Он и будет являться правопреемником.

Документы

При реорганизации компании должен составляться разделительный баланс либо передаточный акт. Первый необходим при выделении и разделении. Передаточный акт составляется при присоединении, слиянии либо преобразовании. В балансе должен быть однозначно определен конкретный субъект, к которому перешло конкретное обязательство. Оба указанных документа должны также содержать данные обо всех задолженностях компании. В их числе указываются и те обязательства, которые, по мнению реорганизуемой компании, можно не исполнять.

Решение о проведении процедуры

Оно может быть принято участниками либо уполномоченным органом компании. Это будет зависеть от организационно-правового статуса фирмы. Любая добровольная процедура должна начинаться с принятия решения. В АО этот вопрос отнесен к полномочиям собрания акционеров. При принятии решения необходимо учитывать ряд формальных требований:

  1. Должно поступить предложение совета директоров, если другое условие не установлено в уставе компании.
  2. Принятие решения осуществляется голосованием. За реорганизацию должно быть большинство, составляющее не меньше 3/4 владельцев голосующих акций от кворума собрания. При этом обладатели привилегированных бумаг также имеют право участвовать в принятии решения.

Классификация

В ГК установлено 5 схем, по которым проводится реорганизация:

  1. Присоединение.
  2. Слияние.
  3. Разделение.
  4. Преобразование.
  5. Выделение.

Рассмотрим их подробнее.

Формы реорганизации: описание

В случае слияния каждое из объединяющихся предприятий свою деятельность прекращает, а его обязанности и права переходят к созданному юрлицу. При присоединении одно предприятие становится преемником другого, уже существующего. К последнему переходят все обязанности и права без изменения его юридического статуса. То есть, решение о реорганизации для действующей компании является согласием на присоединение другой компании. В учредительную документацию этого предприятия вносятся соответствующие изменения. Такие формы реорганизации, как выделение и разделение, имеют ряд общих черт. Однако есть между ними существенное отличие. Так, при разделении одно предприятие прекращает работу и на его базе возникают другие юрлица. При выделении сама компания продолжает свою деятельность, но на основании ее структурных подразделений образуются новые фирмы.

Преобразование

Его суть состоит в том, что предприятие, имеющее одну организационно-правовую форму, прекращает свою работу. Вместо него возникает новое юрлицо с другим статусом. При этом изменения количества участников не происходит. В данном случае переход обязанностей и прав осуществляется к одному преемнику. Как показывает практика, преобразование является одним из наиболее распространенных способов реорганизации. Законодательство при этом устанавливает ряд запретов. Так, коммерческая компания не может преобразовываться в некоммерческую, ООО и АО – в госпредприятия либо товарищества.

Гарантии кредиторов

Реорганизация – это процесс, существенно затрагивающий интересы субъектов, перед которыми у предприятия есть обязательства. В этой связи в законодательстве предусмотрены гарантии защиты прав кредиторов. В первую очередь участники коммерческой фирмы либо члены органа, который принял соответствующее решение, должны направить письменное уведомление всем лицам, перед которыми у компании есть задолженность.

Госрегистрация

Коммерческая организация будет считаться реорганизованной с момента внесения соответствующих записей в Единый реестр обо всех вновь сформированных юрлицах. Это общий порядок, предусмотренный для большей части способов проведения процедуры. Если реорганизация осуществляется в форме присоединения, то процесс будет считаться завершенным после внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении работы предприятия, вошедшего в состав действующей фирмы, и регистрации изменений в учредительной документации последней.

Отказ уполномоченных органов

Госрегистрация вновь созданных компаний при реорганизации, внесение соответствующих записей в ЕГРЮЛ производится по общим правилам. Согласно ст. 59 ГК, в качестве оснований для отказа уполномоченного органа может выступать непредоставление разделительного баланса либо передаточного акта вместе с учредительной документацией или отсутствие в них положений, определяющих правопреемство по обязательствам.

businessman.ru

Присоединение

  1. Главная
  2. Статьи
  3. Присоединение

– как способ ликвидации организации

Рост проблем экономического характера: понижение покупательской активности и, как следствие, снижение прибыли, непосильные в этой связи налоговые обременения, накапливание долгов по невыполненным договорным обязательствам и т.п., неизбежно приводят к принятию решения о переменах.

Юридические консультации и помощь в ведении разного рода дел правового характера Вы можете получить в Коллегии адвокатов «Правовая защита». Телефоны: (495) 790-54-47.

Зачастую участники организаций идут кардинальным путем – фактически бросая ее, выводя себя из состава учредителей и оформляя фирму на подставных лиц, либо выходят на ее ликвидацию, как добровольную, так и принудительную. Вместе с тем, целям оптимизации бизнеса, служит предоставляемый действующим законодательством набор решений, позволяющий сохранить ее активы, занимаемое место на рынке, отчасти оптимизировать бизнес. Достижению названных целей способствует присоединение организации.

Присоединение юридического лица, предполагает его вхождение в состав другой организации. В отличие от слияния, при присоединении создания новой организации не предполагается. Организация, поглотившая присоединившуюся фирму, сохраняет свое наименование, форму собственности и т.п., т.е. как и прежде является полноправным субъектом рынка. Трактуя процесс присоединения с иных точек зрения, можно отметить увеличение штата сотрудников, поглотившей организации, концентрацию капитала в одних руках. Последнее с точки зрения антимонопольного законодательства вызывает определенные опасения, следствием чего может явиться пристальное внимание со стороны антимонопольных органов.

При присоединении все права и обязанности ликвидируемой, подобным образом организации, переходят к поглощающему юридическому лицу. Детализация процедуры присоединение, его условия, права и обязанности ее участников, находят свое отражение в заключаемом в этих целях договоре, подписываемый от каждой стороны соответствующими представителями. До заключения такого договора, каждый его участник принимает индивидуально-самостоятельное решение о присоединении. Решение принимается в порядке и на условиях установленных действующим законодательством применительно к  конкретной организационно-правовой форме юридического лица (ООО, ОАО, ЗАО и т.п.). В любом из случаев принятие решения о присоединение относится к исключительной компетенции общего собрания его участников, полномочия которого по данному вопросу не подлежат подмене иными органами управления организации.

Целям соблюдения легитимности присоединения организации  служит детально регламентированный порядок оформления принятого решения, который в числе своих целей преследует реализацию декларируемых законодательством гарантий прав и законных интересов, как кредиторов, присоединяемой организации, так и ее участников, наемных работников и иных лиц. Организация, принявшая решение о присоединении, обязана в течение трех дней поставить об этом и о начале соответствующей процедуры в известность налоговый орган по месту своей государственной регистрации. После внесения на основании сделанного уведомления соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, присоединяемая организация обязана дважды с периодичностью один раз в месяц разместить в средствах массовой информации уведомление о своем присоединении.

Сроки присоединения организации определяются заключаемым ей договором. При их определении во внимание принимается время необходимое для производства текущих расчетов, инвентаризации и фактической передачи имущества, проведения действий по правовому сопровождению присоединения с позиций налогового учета. При присоединении организации к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам присоединенной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт утверждается учредителями юридического лица и представляется вместе с учредительными документами для внесения изменений в учредительные документы поглотившей организации.

Наши адвокаты помогут Вам отстоять Ваши интересы в суде. Звоните по телефонам: (495) 790-54-47.

Петров Михаил Игоревич © МОО «Правовая защита»

advokats.me

Присоединение одной организации к другой

Что происходит со взносом в компенсационный фонд строительной СРО её члена организации А, после её присоединения к организации В, если (1) обе состоят в одной СРО; (2) организация В не состоит в этой СРО; (3) организация В состоит в другой СРО.

При присоединении одной организации к другой, средства компенсационного фонда СРО не перераспределяются и не возвращаются, как в случае если обе организации состоят в одной СРО, так и в случае, если в СРО состоит одна из организаций.

В Письме Минрегиона России от 24.01.2012 № 1972-08/ДШ-ОГ разъясняется, что при реорганизации в форме присоединения свидетельство о допуске к работам, выданное присоединяемому юридическому лицу, прекращает свое действие со дня прекращения членства в саморегулируемой организации и внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности этого лица.

При этом порядок перераспределения средств, внесенных таким лицом в компенсационный фонд саморегулируемой организации, законодательство не предусматривает.

В случае реорганизации в форме присоединения размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации для юридического лица, к которому произошло присоединение другого юридического лица, прекратившего свою деятельность, не увеличивается за счет его взноса, даже если оба юридических лица являются членами одной и той же саморегулируемой организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Строительная компания осуществила реорганизацию. Как правопреемнику переоформить свидетельство СРО

<…>

«Для ведения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, организация должна получить статус члена саморегулируемой организации (далее — СРО) и свидетельство о допуске к соответствующим видам работ. При этом для вступления в члены СРО заявителю необходимо уплатить достаточно существенный вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд СРО. Если же лицо прекращает членство в СРО, эти взносы ему не возвращаются.

Соответственно в случае преобразования строительных организаций остро стоит вопрос о порядке получения такого свидетельства на организацию-правопреемника. Нужно ли создаваемому в результате реорганизации лицу вновь платить взносы и получать свидетельство как новой организации в общем порядке? А следовательно, и предоставлять полный комплект документов, подтверждающих соответствие организации стандартам СРО? В случае положительного ответа на данные вопросы организациям придется нести значительные дополнительные затраты на получение необходимого свидетельства о допуске.

Свидетельство о допуске СРО не передается правопреемнику

Министерство регионального развития России, ссылаясь на ст.ст. 58, 59 ГК РФ указало, что в гражданском законодательстве отсутствует регулирование правопреемства юридических лиц в области прав, на осуществление которых необходимо специальное разрешение (письмо от02.11.2010 №37669-ИП/08 «О применении действующего законодательства при реорганизации членов СРО в различных формах»).

При этом индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного СРО свидетельства о допуске к таким работам (ст. 55.8 ГрК РФ).

Министерство пришло к выводу, что право осуществлять виды работ, на которые саморегулируемой организацией выдано свидетельство, является исключительным специальным правом и не может быть передано в порядке правопреемства. Таким образом, при реорганизации юридического лица вновь возникшему юридическому лицу необходимо вступить в саморегулируемую организацию и получить свидетельство о допуске на выполняемые виды работ.

Позднее Минрегионразвития России озвучило позицию относительно судьбы компенсационного взноса в случае реорганизации в форме присоединения: размер взноса в компенсационный фонд СРО для юридического лица, к которому произошло присоединение другого юридического лица, не увеличивается за счет его взноса, даже если оба лица являются членами одной и той же СРО (письмо от24.01.2012 №1972–08/ДШ-ОГ «О перераспределении средств, внесенных реорганизуемым юридическим лицом в компенсационный фонд саморегулируемой организации»).*

Позиция Минрегионразвития России представляется ошибочной, поскольку положенные в ее основу ст.ст. 58, 59 ГК РФ относятся к гражданскому законодательству и посвящены вопросам правопреемства в гражданском обороте. Между тем отношения в сфере получения права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нельзя признать в чистом виде частноправовыми. Поэтому руководствоваться здесь исключительно гражданско-правовыми нормами было бы неправильно.

И дело тут не в несовершенстве ст. 59 ГК РФ, которая говорит о правопреемстве применительно к обязательствам юридического лица, не упоминая при этом его прав. Вопрос о возможности переоформления свидетельства СРО на правопреемника нельзя решать в отрыве от правовой природы отношений, связанных с получением такого допуска, и целей, которые преследовались законодателем при установлении существующей модели регулирования.

Цитата: «Основными целями СРО являются: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц <…> вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций; повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» (ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ).

Исходя из целей СРО, саморегулирование направлено также на защиту публичных интересов и сходно в этом с лицензированием. Так, целями лицензирования являются предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (ст. 2 Федерального закона от04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В силу этого, неверным будет рассматривать правоотношения, связанные с получением допуска СРО исключительно как частноправовые, не принимая во внимание их публично-правовую природу. Представляется, что к разрешению спорных ситуаций возможно применять публично-правовые нормы.

Очевидно, что после завершения реорганизации в форме преобразовании фактически деятельность, требующую получения свидетельства о допуске, осуществляет тот же хозяйствующий субъект (у него имеется необходимое имущество, работники соответствующей квалификации, переходят обязательства по ранее заключенным договорам, взносы уплачены). В данном случае переоформление свидетельства о допуске без прохождения новой процедуры приема в члены СРО и получения свидетельства о допуске не создает угрозу для целей саморегулирования.

Градостроительный кодекс РФ какого-либо специального ответа на рассматриваемый вопрос не содержит. Так, в качестве одного из оснований прекращения членства в СРО законодатель указывает ликвидацию юридического лица — члена СРО (ст. 55.7 ГрК РФ). Преобразование является иной формой прекращения юридического лица.

На это обстоятельство обращено внимание в письме Комитета Госдумы ФСРФ по строительству и земельным отношениям от02.03.2011 №3.31–22/162 «О реорганизации членов саморегулируемых организаций». В пункте 1 данного письма разъясняется, что поскольку в соответствии со ст. 58 ГК РФ при реорганизации сохраняется правопреемство юридических лиц, сам факт реорганизации юридического лица не является основанием для прекращения его членства в СРО.

Представляется, что только из формулировки ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ вывод о возможности переоформления членства сделать нельзя (так как причины существующей редакции могли быть разными, включая возможность пробела в регулировании данного вопроса). В случае реорганизации в иных формах, правопреемство и возможность переоформления свидетельства СРО в ряде случаев не признается.

Принципиальное значение имеет позиция, изложенная в п. 3 указанного письма Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям: для определения правовых последствий реорганизации членов СРО предложено руководствоваться принципом аналогии закона и применять ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Эта статья закрепляет возможность для правопреемника переоформить на себя лицензию, выданную его предшественнику».

<…>

16.06.2017

www.law.ru

alexxlab

*

*

Top