Пересчет кадастровой стоимости – Пересчет кадастровой стоимости земельных участков с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г.

Содержание

Оценка кадастровой стоимости: как снизить и оспорить завышенную цену объектов

• (имеется ввиду участок земли, квартира, дом и так далее)— это рыночная цена объекта недвижимости, которая была определена во время государственного оценивания способом массовой оценки.

• Если это нереально по каким-либо причинам, определяется рыночная цена недвижимости для каждого отдельного объекта, в корреляции с существующим законодательством.

2. Что представляет собой кадастровая цена участка?

• Это цена участка, которая действует на рынке государственной недвижимости и может быть установлена таким действующим в стране органом, как Российская кадастровая служба. Также этот орган называется Кадастровой палатой.

• По сути, кадастровая цена является публичным эквивалентом цены какого-либо объекта недвижимости. Для проведения верного расчёта стоимости недвижимости — территория, где расположен участок(или другая недвижимость) оценивается по множеству параметров. При этом важно учитывать состояние объекта, а также его площадь.

3. Зачем может потребоваться кадастровая цена недвижимости?

• Показатель цены участка или дома по кадастру нужен, чтобы понять объем возлагаемых налогов. Данный показатель может быть математически рассчитан Российской автоматической службой по вычету кадастра. Расчет происходит, на основе информации о недвижимости(она могла быть заранее занесена в кадастровый архив).

• Этим же органом может происходить оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости.

• На основе кадастровой цены может определяться соответствующий объем отчислений в казну.

4. Для чего требуется такая стоимость?

• В давние времена для расчета отчислений в казну государства применяли метод инвентаризационной цены жилья — она определялась согласно БТИ. Однако, на практике, стоимость одного такого объекта часто была достаточно занижена, а это приводило к тому, что страна теряла огромные деньги.

• Кадастровая цена может применяться и в случае, если квартира, либо участок земли переводится человеку в качестве наследства или при оформлении ипотеки, при определении возлагаемых платежей.

• Также следует учитывать, что кадастровая цена на недвижимость постоянно изменяется, обычно эта смена происходит в сторону роста.

1-kadastr.ru

Инструкция: Как оспорить кадастровую стоимость?

О способах вычисления и пересмотре кадастровой стоимости

Данная стать расскажет о том как оспорить кадастровую стоимость квартиры, участка, земли, коммерческой недвижимости, и других объектов, подлежащих постановке на кадастровый учет РФ. Проверить данный факт можно с помощью поиска объектам недвижимости на кадастровой карте Москва и всей России.
К кадастровой стоимости относят цену за недвижимый объект, описание которого имеется в государственном кадастре недвижимости.
Расчетом данной стоимости занимаются оценщики со стороны. Эта процедура регламентируется с помощью Федерального закона от 29-го июля 1998-го года №135-ФЗ (Закона, регулирующего оценочную деятельность).

Решение о том, что необходимо провести государственную кадастровую оценку, принимается местными органами власти субъектов РФ или же органами МСУ. Они же осуществляют выбор специалиста и подписывают с ним соглашение. Исходя из положений вышеупомянутого закона, процесс переоценки осуществляется минимум один раз в пять лет (в любом регионе) и максимум раз в три года (в случае с Москвой, Санкт-Петербургом действует иная норма проведения процесса – не чаще, чем один раз за 2 года).

Для проведения государственной кадастровой оценки, ФГБУ «ФКП Россреестра» осуществляет формирование списка оцениваемых объектов недвижимости в данной местности. Соответствующий запрос на эту процедуру должен направить орган, решившийся провести кадастровую оценку. Кадастровую стоимость вычисляют оценщики со стороны, избираемые по итогам конкурса властями субъектов РФ.

Российское законодательство позволяет оценщикам в самостоятельном порядке определять метод, с помощью которого будет рассчитана кадастровая стоимость недвижимых объектов. После окончания процесса оценки, происходит ее утверждение местными властями и передача в Росреестр (который вводит все полученные факты в ГКН).

Выделяют следующие варианты, благодаря которым может быть получена информация о кадастровой стоимости объекта недвижимости:

  1. С помощью портала Росреестра и сервиса, дающего возможность получить информацию из ГКН

Такой вариант возможен при заказе соответствующей выписки. В данной ситуации есть вариант воспользоваться специализированным сервисом на вышеобозначенном портале. Заходите на главную страницу, делаете переход в раздел, посвященный физическим либо юридическим лицам. Нажимаете на кнопку выдачи информации из ГКН, заполняете образец и формируете заявку. Те пункты, на которых есть восклицательный знак, должны быть заполнены. Далее убеждаетесь, что заявку приняли, запоминаете ее номер (он позволит следить за Вашей заявкой). Информация из ГКН будет получена в течение 5 рабочих дней с того момента, как были приняты документы.

  1. С помощью портала Росреестра и сервиса, посвященного публичной кадастровой карте.

В данной карте находится информация ГКН. Для поиска конкретного объекта можно применить кадастровый номер и поисковый запрос. Про любой объект, отраженный на портале, имеются стандартные характеристики. Такие сведения обладают справочным характером и не обладают юридической законной силой.

  1. Благодаря порталу Росреестра и сервису, предоставляющему справочные материалы по объектам недвижимого типа в режиме онлайн.

Чтобы найти справочный материал по конкретному объекту недвижимого типа в режиме онлайн, можно зайти на специализированный портал. Его расположение – раздел, посвященный электронным работам и услугам. Кадастровый номер либо адрес необходимого объекта даст Вам возможность получить справочный материал об объекте недвижимого типа.

  1. С помощью портала Росреестра и сервиса, дающего возможность узнать справочный материал из фонда справочных материалов государственной кадастровой оценки.

Данный портал даст возможность узнать итоги такой оценки, проведенной региональными органами власти РФ. Заходите в раздел, посвященный физлицам либо юрлицам, выбираете «выдача информации». После вводите кадастровый номер нужного объекта в поисковике и нажимаете соответствующую кнопку. Получаете ссылку на весь интересующий Вас материал (либо, если такие сведения отсутствуют – появляется надпись, что их нет). Сведения выдаются сервисом на безвозмездной основе в режиме онлайн.

  1. Также можно лично посетить офис Федеральной кадастровой палаты Росреестра либо МФЦ.

Если все вышеперечисленные способы для Вас по определенным обстоятельствам не актуальны, тогда можно запросить кадастровую справку о стоимости из ГКН. Посещаете офис либо городское МФЦ (возможно также направление запроса почтовым отправлением). Если у ГКН есть справочный материал о нужном Вам объекте, требуемую справку Вы получите бесплатно (срок выдачи – одна неделя). Подавая запрос, обязательно укажите, каким образом готовы забрать материал: лично либо с помощью почты.

Налоговый расчет на имущество физлиц возможен благодаря специализированному сервису на сайте ФНС России.

Каким образом можно изменить итоги вычисления кадастровой стоимости?
Как оспорить кадастровую стоимость?

Исходя из положений Закона об оценке, итоги вычисления кадастровой стоимости могут быть пересмотрены в судебной инстанции и специальной комиссии, занимающейся рассмотрением таких дел.

Пересматривать вычисления кадастровой стоимости могут следующие лица:

  • Физические лица – если результаты вычисления кадастровой стоимости влияют на их права и обязанности;
  • Юридические лица – аналогично физлицам.
  • Органы госвласти, органы МСУ – если речь идет о недвижимых объектах, владельцами которых выступает государство либо муниципалитет.

Для осуществления данного процесса в судебной инстанции используется специальный порядок рассмотрения аналогичных споров.

Если итоги вычисления кадастровой стоимости желают пересмотреть в суде физические лица, им не нужно обязательно составлять предварительный запрос в комиссию. С юрлицами и органами госвласти все немного сложнее – они имеют право пересмотреть итоги проведения данного процесса в судебной инстанции лишь в той ситуации, когда комиссия отклонила заявление о таком пересмотре (если оно при этом было оформлено надлежащим образом), либо же если комиссия не рассмотрела заявление в обозначенные законодательными актами сроки.

Процесс регулируется ст. 24.18 Закона об оценке. Также данный процесс регулирует приказ российского Минэкономразвития от 4-го марта 2012-го года №263.

Подать заявление в комиссию можно с того дня, как в ГКН были внесены итоги вычисления кадастровой стоимости и до того дня, когда в ГКН были внесены итоги вычисления кадастровой стоимости, определенные при проведении стандартной государственной кадастровой оценки.

Обстоятельства, на основании которых комиссия имеет право на пересмотр итогов определения кадастровой цены:

  1. Ложный справочный материал об объекте недвижимого типа, который был применен при расчете его кадастровой цены.
  2. Если в отношении объекта недвижимого типа провели установку его цены на рынке – на день, по состоянию на который установили его кадастровую цену.

Для пересмотра итогов расчета кадастровой стоимости в комиссии, заявителем обязательно должно быть подано обращение.

Как по первому, так и по второму обстоятельству заявление в комиссию могут направить как лица физического, так и лица юридического типа – если по итогам вычисления кадастровой цены произошло нарушение прав и обязанностей этих лиц. Аналогичное право имеют и органы госвласти, МСУ.

Чтобы выявить обстоятельства для пересмотра итогов вычисления кадастровой стоимости объекта недвижимого типа, заявитель имеет право на составление обращения к заказчику услуг по вычислению кадастровой стоимости. Есть вариант и с обращением в орган, занимающийся вопросами данного типа – если цена вычислена путем проведения кадастрового учета недвижимого объекта.

В течение одной недели с того дня, как поступил указанный запрос, заказчик работ и орган, занимающийся данными вопросами, должны предоставить заявителю необходимую информацию. Нарушать обозначенные временные сроки категорически нельзя (исходя из положений законодательства Российской Федерации).

Должно быть подано как само заявление, так и следующие типы документов:

  • Кадастровая справка о кадастровой цене (можно заказать онлайн как и выписку из ЕГРП) объекта недвижимого типа. В ней должен находиться справочный материал об оспариваемых итогах вычисления кадастровой стоимости.
  • Копия правоопределяющего документа на недвижимый объект – в случае подачи заявления лицом, имеющим право на недвижимый объект. Ее должен заверить нотариус.
  • Документы, доказывающие ложную направленность информации об объекте недвижимого типа, примененные при вычислении его кадастровой цены (если основанием подачи заявления выступает именно это обстоятельство).
  • Отчет об оценке оценочного объекта. Он должен быть как на бумаге, так и в электронном формате – если заявление подается в силу причины определения в отношении объекта недвижимого типа его рыночной цены.

Если обозначенных документов нет – рассмотрением заявления никто заниматься не будет.

Также возможно приложение документации иного типа.

Комиссия должна рассмотреть поступившее заявление за 30 дней со дня его поступления.

В течение одной недели со дня поступления заявления комиссия осуществляет направление уведомления о том, что это заявление будет рассмотрено с обозначением дня его изучения в орган МСУ, на территории которого находится недвижимый объект, итоги вычисления кадастровой стоимости которого намерены оспорить. Также подобное уведомление получает лицо, имеющее право на данный недвижимый объект.

Если заявление подали из-за неправильного справочного материала о недвижимом объекте, который был использован при вычислении его кадастровой цены, по итогам изучения этого заявления комиссия может остановиться на следующих решениях:

  1. Она может отклонить заявление, если использовалась достоверная информация.
  2. Она имеет право пересмотреть итоги вычисления кадастровой стоимости – если применяли недостоверный справочный материал об объекте недвижимого типа.

Если же заявление подали из-за второго обстоятельства, то комиссия решает определить кадастровую цену объекта недвижимого типа, исходя из размера его рыночной цены. Комиссия также имеет право просто отклонить заявление и не изучать его далее.

Комиссия работает на законных основаниях, если на заседании находятся более половины ее участников. Голоса отдают открыто. Участники комиссии не могут проигнорировать голосование – они должны быть либо «за», либо «против». Если свыше половины пришедших на заседание участников комиссии отдали свои голоса «за» какое-то решение, оно будет принято комиссией.

В течение одной рабочей недели с момента принятия по итогам изучения заявления конкретного решения комиссия направляет специализированное уведомление лицу – владельцу объекта недвижимого типа, итоги вычисления кадастровой цены которого оспаривались. Аналогичное управление направляется в орган МСУ, на территории которого находится недвижимый объект.

Комиссионные решения можно оспорить в судебной инстанции.

Если пересматриваются итоги вычисления кадастровой цены в судебной инстанции, комиссионное решение не считается предметом изучения при изучении требований заявителя.

Если комиссия решила пересмотреть итоги вычисления кадастровой цены, то за одну рабочую неделю ею должна быть направлена копия данного решения в соответствующий орган.

Если комиссия приняла решение пересмотреть итоги вычисления кадастровой цены по причине вычисления в отношении объекта недвижимого типа его рыночной цены, то ею также должны быть направлены следующие документы:

  1. Отчет, оценивающий рыночную цену. Он должен быть в электронном формате.
  2. Справочный материал о кадастровой цене – в орган кадастрового учета.

Исходя из положений ст.403 НК РФ, если кадастровая цена на объект изменена судебным либо комиссионным решением, вся необходимая информация учитывается при исчислении налоговой базы – но только после того, как кадастровая цена будет внесена в ГКН.

 

xn——6kcbaababou8b2age7axh3agnwid7h4jla.xn--p1ai

Как пересчитать налог при изменении кадастровой стоимости земли

 

Чем руководствоваться

С какого момента применять новую кадастровую стоимость в случае ее изменения судом или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости? Вопрос о дате изменения кадастровой стоимости законодательно не урегулирован, отсюда – спорные ситуации.

Какова позиция финансового ведомства на сегодняшний день?

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров в суде или комиссией по рассмотрению споров ( ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ ).
Налоговой базой, согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ, считается кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

По каждому участку налоговая база определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом ( п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ ).
Одновременно следует иметь в виду, что на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кроме того, корректировка кадастровой стоимости может происходить в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Вместе с тем в действующем законодательстве не прописан правовой механизм, регламентирующий особенности исчисления налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедшем в течение налогового периода.

Примечание. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год ( п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ ).

 

Позиция Минфина

В то же время Президиум ВАС РФ в постановлении от 28 июня 2011 г. № 913/11 указал, что определение судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета этой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Такая обязанность возникает с момента вступления в силу судебного акта по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, учитываются при исчислении земельного налога.

Данный подход должен применяться и при изменении в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования.

Начало применения нового значения зависит от того, на какую дату внесены изменения в государственный кадастр недвижимости.

Если они внесены в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то новая кадастровая стоимость подлежит применению в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором были выполнены такие коррективы.

Однако если изменения в государственный кадастр недвижимости (в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной) внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то налог исчисляется исходя из новой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр. А также за все последующие налоговые периоды.

Поясним.

Если судебным решением, вступившим в силу, например, 20 июня 2013 года, кадастровая стоимость земельного участка признана на 1 января 2011 года равной рыночной стоимости этого участка и на указанную дату внесена в государственный кадастр недвижимости, то в отношении такого участка нужно пересчитать суммы ранее исчисленного земельного налога за 2011 и 2012 годы.

То есть налогоплательщик вправе пересчитать налог за прошлые периоды и подать уточненные декларации.

Изложенный порядок отражает позицию департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в отношении применения измененной решением суда или комиссии кадастровой стоимости земельного участка. Она была доведена до Федеральной налоговой службы письмом от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 , направленным в дополнение к письмам от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217 и от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507 .

Налоговая служба в свою очередь направила указанное письмо Минфина России нижестоящим структурам для сведения и руководства в работе (см. письмо ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС-4-11-13149@ ).

Добавим: в настоящее время ведется работа по совершенствованию главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ, в рамках которой рассмотрят и вопрос о порядке определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода. Надеемся, что неясности будут устранены.

Важно запомнить. Если по решению суда кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости, то право на перерасчет налога у компании возникает только с даты изменения кадастровой стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости.

Июль 2013 г.



Статьи по теме:

www.pnalog.ru

новые правила решения старых проблем

1.1. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка: новые правила для старой проблемы в 2016 году.

Тема оспаривания кадастровой стоимости земельных участков остается актуальной на протяжении многих лет.

Столь высокий интерес связан с тем, что кадастровая стоимость земельного участка напрямую определяет размер налоговой базы для исчисления земельного налога к уплате в бюджет, а также в ряде случаев влияет на сумму арендной платы и выкупной стоимости такого земельного участка. Успешное оспаривание кадастровой стоимости земельного участка позволяет уменьшить сумму земельного налога, размер арендной платы и выкупной стоимости земельного участка в несколько раз.

Суть оспаривания кадастровой стоимости земельного участка сводится к установлению данной стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ.

Процедура установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, если не заострять внимание на различных юридических аспектах данной процедуры, предполагает следующий порядок действий:

1. Определение (оценка) размера рыночной стоимости земельного участка с привлечением профессиональных оценщиков. При этом рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

2. Досудебное оспаривание кадастровой стоимости.

В случае, если кадастровая стоимость земельного участка оспаривается юридическим лицом, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предполагает обязательное досудебное обращение с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре.

Обращение в комиссию возможно в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости.

Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости — 1 месяц с даты поступления заявления в комиссию.

Досудебная процедура является обязательной исключительно для юридических лиц. Оспаривание кадастровой стоимости физическими лицами допускается «в обход» данного досудебного обращения, непосредственно в судебном порядке.

3. Обращение с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в суд.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде по основаниям установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный месячный срок.

С 15 сентября 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон — Кодекс административного судопроизводства (далее КАС), глава 25 которого регламентирует процедуру рассмотрения дел по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с п. 15 ст. 20 КАС административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд города федерального значения, областной суд, верховный суд республики, краевой, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость

В нашем регионе данные дела уполномочен рассматривать Кемеровский областной суд.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

По итогам рассмотрения административного искового заявления суд выносит решение, которое вступает в законную силу спустя месяц после изготовления решения в полной форме.

Как правило, к этому моменту орган кадастрового учета уже вносит в государственный кадастр новую кадастровую стоимость самостоятельно.

В случае, если этого не произошло, с момента вступления решения суда в законную силу заявитель вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного листа, который сможет предъявить в орган кадастрового учета либо в отдел службы судебных приставов-исполнителей для понуждения органа кадастрового учета к совершению действий по внесению новой кадастровой стоимости в кадастр.


1.2. Кадастровая стоимость и налоги: с какого момента можно применять новую (оспоренную) кадастровую стоимость для целей налогообложения в 2016 году?

До недавнего времени в законодательстве никак не был определен момент, с которого налогоплательщик может использовать измененную кадастровую стоимость в целях определения налоговой базы по земельному налогу.

Решение на этот счет было сформировано сложившейся судебной практикой.

Так, применение рыночной стоимости земельного участка, установленной арбитражным судом или комиссией, в целях исчисления земельного налога допускалось только с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором соответствующее решение вступило в законную силу.

Соответственно, если сроки рассмотрения дела об оспаривании кадастровой стоимости и вступления решения суда в законную силу тянулись достаточно долго, то налогоплательщик мог использовать новую кадастровую стоимость в целях налогообложения лишь спустя год, а то и более продолжительный срок с момента обращения в суд. Инициировав спор в 2012 году, а завершив его в январе 2013 года, налогоплательщик мог применить новую стоимость лишь с 2014 года.

Подобный подход явно противоречил здравому смыслу и интересам налогоплательщика, поскольку ставил его в невыгодные условия по весьма формальным основаниям.

Впрочем, стоит отметить существование иной судебной практики, согласно которой использование новой кадастровой стоимости в целях налогообложения допускалось не в указанном выше порядке, а с квартала, следующего за кварталом, в котором решение об установлении кадастровой стоимости вступило в законную силу. Однако, данный способ осложнен судебным спором с налоговыми органами, которые не признают правомерность перерасчета земельного налога за часть налогового периода, несмотря на то, что кадастровая стоимость земельного участка изменилась еще во втором квартале налогового периода.

Новый подход, сформированный на уровне законодательства, кардинально меняет порядок определения момента, с которого возможно использование кадастровой стоимости земельного участка в целях налогообложения.

Первые изменения в данном вопросе произошли на уровне Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции от 21 июля 2014 года..

Так, согласно пункту 24.20. Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в указанной редакции, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, предусмотренном данным законом для ее оспаривания, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, данное нововведение позволяет пересчитать земельный налог, исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной на дату подачи заявления об оспаривании.

Впоследствии данный подход также нашел отражение в Налоговом кодексе РФ, в редакции от 29 декабря 2014 года, действующей с 01 января 2015 года, за исключением отдельных положений.

Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ в указанной редакции, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Данные положения применяются к отношениям, возникшим после 01 января 2015 года.

Таким образом, с 2015 года законодатель позволяет пересчитать земельный налог с 01 января того года в котором было подано заявление в комиссию или суд и исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной на дату подачи определения кадастровой стоимости.

Данные нововведения, безусловно, являются положительными, поскольку новый подход в большей мере отвечает интересам плательщиков земельного налога, является более выгодным в сравнении с подходом, утратившим актуальность.

На заметку налогоплательщику


  • В случае успешного оспаривания кадастровой стоимости земельного участка уточненную налоговую декларацию по земельному налогу следует подавать не ранее момента внесения органом кадастрового учета новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
  • В ходе 2014 года в Кемеровской области была произведена переоценка кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения. Результаты этой переоценки были утверждены региональным комитетом по управлению госимуществом и действуют с 01 января 2015 года.
  • В ноябре ноября 2015 года опубликовано решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области. Для расчета земельного налога новые данные будут использовать с 1 января 2016 года.

Из всего этого следует, что для оспаривания кадастровой стоимости земельных участков сейчас самое время. Артем Устинов, юрист компании «ЮрИнвест»:


Для налогоплательщика самые интересные изменения в теме оспаривания кадастровой стоимости связаны с определением момента, с которого плательщик земельного налога может использовать новую кадастровую стоимость земельного участка в целях определения налоговой базы и исчисления сумм земельного налога к уплате.

В этом направлении законодатель пошел навстречу налогоплательщикам. Можно говорить о том, что новые правила определения момента, с которого возможно использование оспоренной кадастровой стоимости в целях налогообложения, улучшают положение налогоплательщика.

Теперь время, затраченное на оспаривание кадастровой стоимости и вступление в законную силу решения об установлении новой кадастровой стоимости, не сможет „отсрочить“ использование новой кадастровой стоимости в целях налогообложения. Налогоплательщики могут быть уверены в своей возможности пересчитать земельный налог с того налогового периода, в котором заявление об оспаривании кадастровой стоимости было подано на рассмотрение в суд или в комиссию при Росреестре, даже если это произошло в конце календарного года.

Тем не менее, стоит отметить, что новые правила, хотя и улучшают положение плательщиков земельного налога, все же не соответствуют в полной мере положениям п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ, который устанавливает, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

По моему мнению, принцип экономического основания земельного налога предполагает наличие у налогоплательщика права и реальной возможности пересмотреть налоговые обязательства за весь период, в котором применялась кадастровая стоимость, не соответствующая рыночной.

Иное не позволяет налогоплательщику в полной мере восстановить права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости».

Если Ваша компания столкнулась с проблемой завышенной кадастровой стоимости, земельный налог либо арендная плата выросли в несколько раз, а выкупная стоимость земельного участка стала далека от рыночной, то мы готовы предложить свои услуги по снижению кадастровой стоимости. Мы готовы оказать правовую поддержку на стадии предварительной оценки реальной рыночной стоимости, рассчитать экономическую выгоду от планируемого снижения, а также сопроводить проект на досудебном (комиссионном) или на судебном этапах.
Будем рады видеть Вас среди наших клиентов. За более подробной информацией Вы может в любой момент обратиться к нашим специалистам. Вы также можете отправить заявку на консультацию непосредственно с нашего сайта.

yurinvest.ru

Налог на землю при изменении кадастровой стоимости

Налог на землю рассчитывается исходя из стоимости участка, отраженной в ЕГРН на 1 января года, за который исчисляется налог. В случае изменения кадастровой стоимости для расчета земельного налога важны дата корректировки стоимости и ее основание.

Кто должен платить налог на землю

Порядок расчета и уплаты земельного налога установлены Налоговым кодексом и местным законодательством муниципальных образований.

Налог на землю должны платить юридические и физические лица, которые владеют участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследования.

Налог для физических лиц, в том числе предпринимателей, рассчитывает налоговый орган. Уплата производится на основании извещения инспекции. Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости может быть произведен налоговым органом в случае, если человек оспорит кадастровую стоимость участка или будет выявлена техническая ошибка в стоимости, допущенная Росреестром.

Организации самостоятельно обязаны исчислять и уплачивать налог на землю. Кроме того, если иное не предусмотрено местным законодательством, на юридические лица возлагается обязанность по уплате авансовых платежей по налогу, исчисляемых как ¼ от годовой суммы налога. По итогам года организация представляет в инспекцию декларацию по земельному налогу. Изменение кадастровой стоимости для расчета земельного налога учитывается юридическим лицом самостоятельно после отражения такого изменения в ЕГРН.

Как определить стоимость земельного участка по кадастру

Базой для расчета налога является кадастровая стоимость земельного участка, зафиксированная на начало года, за который исчисляется налог. База определяется по каждому участку отдельно.

Кадастровая стоимость – это стоимость участка, установленная в результате оценки стоимости государством или по результатам разрешения споров о стоимости.

В случае образования участка в течение года для расчета налога используется стоимость, указанная в ЕГРН на дату регистрации в Росреестре.

Узнать точную кадастровую стоимость участка позволяет интернет-сайт Росреестра, где сведения предоставляются в режиме онлайн по кадастровому номеру .

Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Изменение стоимости участка, указанной в ЕГРН, в течение года, за который производится расчет налога, не влечет за собой перерасчет налога исходя из новой цены земли. Перерасчет обязательств не осуществляется за предыдущие периоды и за год, в котором изменилась стоимость.

Однако исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости может быть произведено исходя из новой стоимости в случае:

  • исправления ошибки, носящей технический характер.

Она может быть допущена Росреестром. При корректировке кадастровой стоимости в этом случае налог пересчитывается за все периоды начиная с того, в котором возникла ошибка. Возникшую переплату налога можно вернуть из бюджета или зачесть в счет следующих платежей по налогу на землю;

  • пересмотра стоимости участка судом или комиссией по урегулированию споров.

Может возникнуть ситуация, когда установленная стоимость участка, отраженная в ЕГРН, завышена и не соответствует рыночной цене. В этом случае налогоплательщик имеет право обратиться в суд или комиссию по урегулированию споров с требованием о пересмотре результатов оценки. По итогам действий налогоплательщика кадастровая стоимость земли может быть изменена.

Налог на землю при изменении кадастровой стоимости в этом случае пересчитывается с того налогового периода, в котором налогоплательщик заявил о желании пересмотреть стоимость письменно в суд или комиссию. Скорректированная стоимость применяется в расчетах не ранее чем с даты отражения в реестре новой стоимости участка.

glavkniga.ru

Пересчет налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка

Для исчисления земельного налога налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

При этом налоговая база определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Правила проведения кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 08.04.00 № 316. В соответствии с ними оценка земель основывается на их классификации по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в пять лет. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Росреестра.

Вместе с тем на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости, определенной для данного объекта недвижимости индивидуально.

Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре решается органами исполнительной власти, а при несогласии налогоплательщика с принятым решением — в судебном порядке.

Физические и юридические лица, права и обязанности которых затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность установленного значения и произвольность отказа органов власти в пересмотре кадастровой стоимости участка. Цель этих действий — изменение кадастровой стоимости участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости.

Сославшись на вышеприведенные нормы НК РФ и Земельного кодекса, специалисты Министерства финансов дали разъяснения, что если суд признал кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную субъектом РФ и установленную на начало налогового периода, равной рыночной стоимости, то новая кадастровая стоимость применяется с налогового периода, на начало которого она установлена судебным решением.

При этом финансисты отметили, что, согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ, возврат (зачет) излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса.

Какой же точки зрения придерживаются судьи относительно того, как делать пересчет налога при изменении кадастровой стоимости?

Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное решением суда, вступившим в законную силу, несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости. Именно поэтому определение рыночной стоимости производится на момент определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.

Между тем, установление судом указанного несоответствия и вступление соответствующего решения суда в законную силу не означает аннулирование ранее внесенной в государственный кадастр записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Решение суда должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести новую стоимость в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Получается, что новая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.

Вопрос о периоде, с которого подлежит применению новая установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участки, рассматривался на всех уровнях арбитражных судов, вплоть до Высшего Арбитражного Суда РФ.

И в постановлении Президиума ВАС от 28.06.11 № 913/11 указано конкретно, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Кроме того, в статье 24.20 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Суды на местах, используя правовую позицию Президиума ВАС РФ, а также положения Земельного кодекса РФ и закона № 135-ФЗ, приходят к выводу, что действие судебного решения не может распространяться на правоотношения, предшествующие его принятию. Они подчеркивают, что судебный акт может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления этого решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, вынесенное решение не является основанием для аннулирования ранее внесенной в государственный кадастр недвижимости записи о кадастровой стоимости земельного участка. По мнению арбитров, датой внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка является дата вступления в силу судебного решения.

statuspro-st.ru

Оценка с целью оспаривания кадастровой стоимости

Пересчет кадастровой стоимости земли поможет сэкономить!

 

Неразумно высокая кадастровая стоимость участков является сегодня достаточно распространенной проблемой. Главная причина такой ситуации – расхождения в методологии определения стоимости земли. Известны случаи, в которых кадастровая стоимость участка превышала рыночную, определенную на ту же дату, более чем в 10 раз. В результате, собственник земельного участка вынужден выплачивать налоги исходя из некорректно рассчитанной кадастровой стоимости, которая существенно превышает фактическую рыночную цену аналогичной земли.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для определения налога на земельные участки определяется на основе именно кадастровой стоимости. Поэтому в случае неадекватного увеличения кадастровой стоимости  налоговые платежи для землевладельца непомерно вырастают и перестают соответствовать рыночной действительности. Так же складывается ситуация и для арендаторов земли у государства, т.к. арендная ставка в этом случае также зависит от кадастровой стоимости земли.

В соответствии с 66 статьей Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночную стоимость. Рыночную стоимость земельного участка следует определять на основе отчета независимого оценщика.

В случае, если кадастровая стоимость превышает рыночную, то оспорить её можно двумя способами:

  • Оспаривание через комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • Оспаривание в суде (или в Арбитражном суде для юридических лиц).

Первый вариант не всегда доступен, т.к. для использования должно пройти не более полугода с момента принятия правительством соответствующего региона решения об утверждении результатов кадастровой переоценки. Во многих субъектах РФ этот срок уже вышел. Так же далеко не в каждом субъекте РФ функционирует такая комиссия. Однако воспользоваться своим законным правом обратиться в суд можно всегда.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость земельного участка зачастую может быть ниже его кадастровой стоимости. Это вызвано тем, что при определении кадастровой стоимости посредством умножения площади земельного участка на усредненный удельный показатель по всему кадастровому кварталу не учитываются специфические индивидуальные особенности земельных участков, такие как:

  • правовая история участка;
  • особенности подъезда;
  • обременения и ограничения хозяйственной деятельности на участке;
  • особая значимость объектов недвижимости, расположенных на участке.

Таким образом, в случае если по объективным причинам рыночная стоимость земельного участка ниже его установленной кадастровой стоимости, наиболее эффективным вариантом снижение последней является обращение в суд с приложением отчета независимого оценщика о рыночной стоимости участка.

Высший арбитражный суд сформулировал правовые позиции, обязательные для всех нижестоящих арбитражных судов. Вот их перечень:

1.    Если кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости (значительно превышает ее) это является ни чем иным как нарушением прав землепользователя, который имеет право в судебном порядке оспорить эту стоимость;

2.  Из системного анализа норм законодательства следует, что законодательство как в прежней, так и в ныне действующей редакции допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости;

3. Права владельца земельного участка можно защитить посредством указания в государственном кадастре недвижимости рыночной стоимости земельного участка;

4.   Данная категория споров подлежит рассмотрению по правилам искового производства, а не по правилам главы 24 АПК РФ. Для разрешения вопроса по существу не требуется обжаловать акт государственного органа субъекта РФ, которым утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков, достоверность кадастровой оценки предметом оспаривания в данном случае не является.

5.  Истец обязан доказать действительную рыночную стоимость земельного участка. Суд имеет право назначить экспертизу отчета об определении рыночной стоимости, выполненного по заказу истца.

6.  Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Оспаривание кадастровой стоимости — это реальная возможность:

  • снизить налоговое бремя,
  • снизить арендные платежи,
  • снизить выкупную стоимость участка,
  • снизить плату за снятие запрета на строительство.

Возврат излишне уплаченного налога.

Кадастровая стоимость непосредственно определяет размер земельного налога, арендной платы за землю, арендуемой у государства или муниципалитета, а также стоимость выкупаемой у государства земли.

Что касается возврата ранее уплаченных налоговых платежей, такая практика просто не успела еще сформироваться. Однако представляется, что если решением суда будет изменена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января какого либо прошедшего года, налогоплательщик вправе будет в установленном порядке требовать от налогового органа возврата или зачета излишне уплаченного налога, разумеется, с учетом установленного Налоговым Кодексом трехгодичного срока давности.

Кстати, в этой связи вызывает оптимизм позиция Минфина России, который в недавнее время издал ряд писем, обязательных для применения налоговыми органами на местах. В них сообщается, в частности, что основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости обратным числом в связи с утверждением новых результатов кадастровой оценки земель субъектом Российской Федерации будет являться решение суда, которое является основанием для пересчета земельного налога за прошлые периоды.

Порядок действий, если кадастровая стоимость вашего участка превышает рыночную.

  • Обратиться к независимому оценщику для составления отчета об оценке вашего земельного участка.
  • Получить от оценщика не только отчет об оценке, но и положительное заключение экспертизы СРО на этот отчет.
  • Обратиться в суд с исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости Вашего земельного участка.

Для установления фактической стоимости участка земли привлекается независимая оценочная компания, которая выполняет оценку земли. Итогом проведенных оценочных мероприятий становится отчет, который официально обосновывает цену объекта и принимает участие в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка. Базовым критерием определения рыночной стоимости земли является наличие различных факторов, формирующих  реальную цену, в том числе, на аналогичные участки. Источниками информации выступают печатные средства, данные из печатных источников, статистической службы и органов власти. Узнать реальную кадастровую стоимость участка и оспорить ранее рассчитанную цену поможет профессиональная оценочная организация, которая должна проверить фактическую релевантность исходной информации.

Фирма ООО «Эксперт Консалт» является одной из самых высокопрофессиональных и уважаемых представителей рынка оценочных услуг РСО-Алания.

Неоспоримым преимуществом ООО «Эксперт Консалт» на рынке оценочных услуг являетсяналичие современной материально-технической базы, квалифицированного персонала и многолетнего опыта работы в данной сфере.

Заключения и отчеты наших экспертов-оценщиков принимаются государственными и частными структурами как объективное подтверждение истинной стоимости объекта оценки. Нам доверяют при совершении гражданско-правовых сделок и разрешении судебных споров.

 

Что мы можем предложить Вам, как клиентам?

  • Бесплатная предварительная оценка рыночной стоимости земельного участка с целью определения наличия завышения кадастровой стоимости.
  • Составление отчета об оценке и получение положительного заключения экспертизы СРО на этот отчет в случае экономически оправданных перспектив снижения кадастровой стоимости земли.
  • Консультации и по процедуре оспаривания кадастровой стоимости земельного участка самостоятельно, либо предложение услуг юристов для представления Ваших интересов в суде.

ekonsalt.com

alexxlab

*

*

Top