Овз что такое – что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение :: BusinessMan.ru

что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение :: SYL.ru

Главная проблема современного общества - восприятие людей с ограниченными возможностями как неполноценных. И пока данная проблема существует, инвалидам очень трудно находиться в общественных местах.

Практический каждый человек знает про людей с ОВЗ. Что это такое, вернее, кто такие? Сейчас в нашей стране не стесняются говорить об этом, проявляя сочувствие к немного отличающимся от основной массы индивидуумам. Однако каждому из нас нужно осознать, что взрослые и дети с ограничениями вполне могут обучаться и жить в социуме, как и все остальные. Главное - максимально в этом им помочь. Данная статья расскажет обо всех трудностях и возможностях, связанных с понятием ОВЗ.

Что это такое

Ограниченные возможности здоровья: о чем в данном случае идет речь? В различных источниках ОВЗ описываются как некоторые отклонения от нормы в физическом, сенсорном или психическом плане. Это своеобразные человеческие дефекты, которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. И именно по этим причинам такие люди не могут выполнять некоторые функции либо полностью, либо частично, либо выполнять их с посторонней помощью.

Подобные особенности детей с ОВЗ вызывали у окружающих различную эмоциональную и поведенческую реакцию. Однако времена меняются, и сегодня к детям с такими проблемами относятся всё более адекватно. Для них создаются специальные условия в образовании (разрабатываются дополнительные программы обучения), обществе, в различных торговых центрах, кинотеатрах, больницах и т.д.

Между тем реакция окружающих на данное заболевание = это одно, а сами дети с такими ограничениями каким образом ощущают себя? Опытные психологи утверждают, что для ребенка это, в первую очередь, сложный психологический барьер. Дети с ОВЗ могут считать себя обузой или ненужными этому миру. Хотя это далеко не так. И основная задача каждого представителя современного общества состоит в том, чтобы помочь им понять это.

Люди с ОВЗ

Понятно, что ограниченные возможности здоровья бывают не только у детей, но и у взрослых. И если дети не всегда понимают свои недуги в силу возраста, то взрослый человек способен их реально оценивать. Взрослый человек способен воспринимать себя таким, какой он есть. И важно дать ему понять, что он ничем не отличается от других, несмотря на его проблемы со здоровьем.

Старайтесь понимать людей с ОВЗ. Что это такое, и как с этим живут люди?. Не относитесь к человеку с жалостью, не показывайте ему этого, не ставьте в неловкое положение. Избегайте вопросов, связанных с его недугом и не указывайте на него. Ведите себя так, словно перед вами абсолютно здоровый человек. Если предстоит общение с ним, а его сопровождает кто-либо, обращайтесь непосредственно к тому, с кем ведётся диалог. Смотрите конкретно на данного человека, ему в глаза. Вести следует себя расслаблено, не показывайте напряжение, неуверенность или страх. Помните: таким людям больше всего требуется банальное человеческое общение, понимание, принятие и дружелюбность.

Виды ограничений

ОВЗ – расшифровка, вызывающая иногда панику у людей. Они сразу представляют себе «овощ», с которым абсолютно невозможно взаимодействовать. Даже опытные педагоги порой отнекиваются от работы с такими детьми. Однако зачастую всё далеко не так плохо и ужасно. С такими людьми вполне можно вести процесс обучения, работы и какой-либо иной деятельности.

Существуют некоторые группы ОВЗ, к которым относятся дети с расстройствами слуха и зрения, общения и поведения, речевых функций, с синдромом умственной отсталости, с дефектами или видоизменениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями. Действительно, данные слова звучат очень неприятно, но дети с подобными заболеваниями зачастую воспринимают всё происходящее вокруг намного лучше, чем обычные дети. Их умственные способности зачастую превосходят умения обычных школьников в несколько раз, они читают много различной литературы, развивают в себе таланты по написанию стихотворений или рассказов, созданию картин, подделкам. В связи с тем, что они лишены некоторых обычных видов времяпрепровождения, им удаётся сконцентрироваться на чём-то более важном и интересном.

Атмосфера в семье

Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются именно теми, которые необходимо наблюдать постоянно. Именно в таких семьях большое внимание должно уделяться не только самому ребёнку, но всем членам семьи. Точнее, важно понимать, в каких условиях растёт и воспитывается особенный ребёнок, какие отношения друг с другом в семье, как сами родственники относятся к больному ребёнку.

Ведь в некоторых случаях недуг ребёнка может усугубляться из-за того, что в семье происходят какие-то негативные вещи. Дети с ОВЗ требуют, в первую очередь, особого ухода и заботы от своих родителей. Семья, в которой царит благотворная атмосфера, способна не просто помогать ребёнку, но и существенно повлиять на устранение недуга или ослабления его действия. Там же, где нет взаимопомощи и понимания членов семьи, может лишь стать хуже положение больного ребёнка.

Школа для детей с ОВЗ

Ещё один немаловажный аспект, который влияет на необычного ребёнка - это школа. Как известно, именно там дети проявляют себя по-разному. Каждый ребёнок по-своему уникален, имеет характер, увлечения, взгляды и манеру общения, поведения. И для детей с недугом там тоже имеется место. Именно по этой причине существует ФГОС ОВЗ. Федеральный Государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ – это определённые рекомендации для педагогов, которые призваны помочь в работе.

Эти стандарты включают в себя подробные примеры учебных планов, рекомендации по обучению детей с ограничениями, требования к профессиональной квалификации самих педагогов. На основании этих рекомендаций дети получают образование наравне со всеми. Таким образом, ФГОС ОВЗ является вспомогательным действенным стандартом, а не методом утяжеления работы педагогов в образовательном процессе. Однако некоторым это может казаться иначе.

Специальная программа

В свою очередь, педагоги на основании данного стандарта разрабатывают учебный план. Включают в него всевозможные аспекты. Не только сами педагоги, но и вышестоящее руководство учебного заведения должно контролировать процесс обучения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ может быть разработана в различных видах.

Естественно, многое зависит от того, какой именно недуг у ребёнка, в чём причины его болезни. Поэтому педагог должен составить подробную характеристику ученика, где укажет всю необходимую информацию. Необходимо изучить заключения медицинских комиссий, сведения о семье, о порядке протекания заболевания или отклонения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ складывается из многих этапов, именно поэтому необходимы подробные сведения о ребёнке.

Далее составляется подробный учебный план с расставлением всех задач и целей. Учитываются специальные условия, при которых ученик получает образование. Программа также направлена не только на образование, но и на коррекционную составляющую, и на воспитательную.

Задачи обучения

Обучение детей с ОВЗ требует не только профессиональных знаний, но и некоторых личностных качеств педагогов. Безусловно, к таким детям необходим индивидуальный подход: важно понимать их и быть терпимым в процессу обучения. Расширять пространство образовательной среды возможно только в том случае, если на ребёнка не давить, не позволять ему закрываться, чувствовать себя неуклюжим или ненужным. Важно своевременно поощрять ученика за его успехи в учёбе.

Обучение детей с ОВЗ должно строиться таким образом, чтобы развивались их навыки чтения и письма. Необходимо осуществлять непрерывный контроль за тем, чтобы происходило чередование практической и умственной деятельности. Это нужно для того, чтобы дети не утомлялись, ведь как известно, ограниченные возможности могут отнимать немало сил у ребёнка, как физических, так и психологических. При этом очень важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовал и с другими учениками, был частью коллектива, а не отдельным звеном.

Сопроводительный процесс

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья выбирает одной из главенствующих задач процесс взаимодействия с другими школьниками. На протяжении всего обучения ребёнка, сопровождающий должен оказывать разностороннюю помощь не только в развитии, воспитании и обучении, но и в социальном становлении личности. Сопровождающим может являться не только педагог, но и психолог, дефектолог, социальный педагог или иной специалист. Определяющим фактором является именно наличие специального образования у сопровождающего.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя также помощь в обучении при взаимодействии с другими педагогами, родителями. Деятельность такого специалиста направлена на развитие памяти, внимания, речевых и практических навыков ребёнка. Стоит задавать такой темп в процессе обучения, который будет наиболее привычен ученику, позволит ему не просто воспринимать информацию, но и развивать её и свои навыки, качества, умения.

Задачи учителя

Естественно, что процесс обучения является не всегда лёгким для обычных детей, а для больных он ещё более сложен. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ): расшифровка этой аббревиатуры даёт достаточно обширную информацию людям, если они не являются специалистами или просто никогда её не слышали. Учителя, психологи и другие работники зачастую сталкиваются с подобными детьми.

К сожалению, количество детей с ограниченными возможностями постоянно возрастает. На это влияет ряд определённых факторов, начиная от наследственности родителей и заканчивая ошибками, допущенными врачами. Помимо этого, на рост числа детей с ОВЗ оказывает воздействие стремительное развитие промышленности, приводящее к экологическим проблемам, которые сказываются впоследствии на всем обществе.

Радует только то, что современная сфера образования старается разработать всё более профессиональные методики обучения, которыми могут пользоваться дети с ОВЗ. Школа старается не только дать знания и умения ученикам, но и повлиять на развитие его природного потенциала, на умение адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни в социуме.

Есть ли будущее после школы

Существует мнение, что маленькие дети обычно проще воспринимают нездоровых ребят, чем это происходит у взрослых. Это утверждение по-своему верно потому, что в младшем возрасте проявление толерантности происходит само собой, так как у детей вовсе не существует каких-либо барьеров в общении. Поэтому важно интегрировать ребёнка с ОВЗ в процесс обучения в раннем возрасте.

Даже в детских садах воспитатели знают об ОВЗ, что это такое, и как работать с такими детьми. Если раньше практиковалось формирование отдельных групп, в которых обучались дети с нарушениями, то сейчас пытаются организоватьучебно-воспитательный процесс совместно с обычными ребятами. Это касается и детских садов, и школ. Всем понятно, что ученик по окончании школы должен идти дальше, в университет, среднееспециальное учебное заведение, чтобы приобрести профессиональные навыки, которые должны помочь ему в дальнейшем будущем.

И действительно, в университетах также создаются условия для обучения ребят с ОВЗ. Вузы охотно принимают таких людей в ряды студентов. Многие из них способны плодотворно обучаться и выдавать очень хорошие результаты. Это, конечно же, зависит и от того, как был ранее организован процесс обучения в школе. Дети с ОВЗ – обычные дети. Просто их здоровье немного хуже, и совсем не по их вине. Современный мир всё больше предоставляет широкие возможности для личностной реализации таких детей, разрабатывает принципиально новую модель отношения общества к ним, создавая новые условия развития и становления.

Понимание обычных людей

Таким образом учебный процесс стоит строить и осуществлять, основываясь на многих аспектах. Дети с ОВЗ отличаются не только от здоровых детей, но и друг от друга. У них разные заболевания, в разных формах и с различными перспективами выздоровления. Одним можно помочь с помощью операций, реабилитации, оздоровительных программ, другим помочь невозможно или есть средства немного исправить состояние здоровья. Несомненно, каждый из них по-своему переживает, выражает эмоции, испытывает какие-либо чувства. Но все они очень чувствительны к окружающему их миру и людям.

Те, кто знает про ОВЗ, что это такое, стремятся бескорыстно помогать больным людям, оказывать поддержку и понимать их. И пусть не всегда это специально обученные специалисты, не профессиональные психологи, а обычные люди, они так же способны внушать больному ребёнку веру в лучшее. Порой это поднимает настроение и влияет на чувства ребёнка намного больше, чем профессиональное сопровождение или обучение.

www.syl.ru

что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

Главная проблема современного общества - восприятие людей с ограниченными возможностями как неполноценных. И пока данная проблема существует, инвалидам очень трудно находиться в общественных местах.

Практический каждый человек знает про людей с ОВЗ. Что это такое, вернее, кто такие? Сейчас в нашей стране не стесняются говорить об этом, проявляя сочувствие к немного отличающимся от основной массы индивидуумам. Однако каждому из нас нужно осознать, что взрослые и дети с ограничениями вполне могут обучаться и жить в социуме, как и все остальные. Главное - максимально в этом им помочь. Данная статья расскажет обо всех трудностях и возможностях, связанных с понятием ОВЗ.

Что это такое

Ограниченные возможности здоровья: о чем в данном случае идет речь? В различных источниках ОВЗ описываются как некоторые отклонения от нормы в физическом, сенсорном или психическом плане. Это своеобразные человеческие дефекты, которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. И именно по этим причинам такие люди не могут выполнять некоторые функции либо полностью, либо частично, либо выполнять их с посторонней помощью.

Подобные особенности детей с ОВЗ вызывали у окружающих различную эмоциональную и поведенческую реакцию. Однако времена меняются, и сегодня к детям с такими проблемами относятся всё более адекватно. Для них создаются специальные условия в образовании (разрабатываются дополнительные программы обучения), обществе, в различных торговых центрах, кинотеатрах, больницах и т.д.

Между тем реакция окружающих на данное заболевание = это одно, а сами дети с такими ограничениями каким образом ощущают себя? Опытные психологи утверждают, что для ребенка это, в первую очередь, сложный психологический барьер. Дети с ОВЗ могут считать себя обузой или ненужными этому миру. Хотя это далеко не так. И основная задача каждого представителя современного общества состоит в том, чтобы помочь им понять это.

Люди с ОВЗ

Понятно, что ограниченные возможности здоровья бывают не только у детей, но и у взрослых. И если дети не всегда понимают свои недуги в силу возраста, то взрослый человек способен их реально оценивать. Взрослый человек способен воспринимать себя таким, какой он есть. И важно дать ему понять, что он ничем не отличается от других, несмотря на его проблемы со здоровьем.

Старайтесь понимать людей с ОВЗ. Что это такое, и как с этим живут люди?. Не относитесь к человеку с жалостью, не показывайте ему этого, не ставьте в неловкое положение. Избегайте вопросов, связанных с его недугом и не указывайте на него. Ведите себя так, словно перед вами абсолютно здоровый человек. Если предстоит общение с ним, а его сопровождает кто-либо, обращайтесь непосредственно к тому, с кем ведётся диалог. Смотрите конкретно на данного человека, ему в глаза. Вести следует себя расслаблено, не показывайте напряжение, неуверенность или страх. Помните: таким людям больше всего требуется банальное человеческое общение, понимание, принятие и дружелюбность.

Виды ограничений

ОВЗ – расшифровка, вызывающая иногда панику у людей. Они сразу представляют себе «овощ», с которым абсолютно невозможно взаимодействовать. Даже опытные педагоги порой отнекиваются от работы с такими детьми. Однако зачастую всё далеко не так плохо и ужасно. С такими людьми вполне можно вести процесс обучения, работы и какой-либо иной деятельности.

Существуют некоторые группы ОВЗ, к которым относятся дети с расстройствами слуха и зрения, общения и поведения, речевых функций, с синдромом умственной отсталости, с дефектами или видоизменениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями. Действительно, данные слова звучат очень неприятно, но дети с подобными заболеваниями зачастую воспринимают всё происходящее вокруг намного лучше, чем обычные дети. Их умственные способности зачастую превосходят умения обычных школьников в несколько раз, они читают много различной литературы, развивают в себе таланты по написанию стихотворений или рассказов, созданию картин, подделкам. В связи с тем, что они лишены некоторых обычных видов времяпрепровождения, им удаётся сконцентрироваться на чём-то более важном и интересном.

Атмосфера в семье

Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются именно теми, которые необходимо наблюдать постоянно. Именно в таких семьях большое внимание должно уделяться не только самому ребёнку, но всем членам семьи. Точнее, важно понимать, в каких условиях растёт и воспитывается особенный ребёнок, какие отношения друг с другом в семье, как сами родственники относятся к больному ребёнку.

Ведь в некоторых случаях недуг ребёнка может усугубляться из-за того, что в семье происходят какие-то негативные вещи. Дети с ОВЗ требуют, в первую очередь, особого ухода и заботы от своих родителей. Семья, в которой царит благотворная атмосфера, способна не просто помогать ребёнку, но и существенно повлиять на устранение недуга или ослабления его действия. Там же, где нет взаимопомощи и понимания членов семьи, может лишь стать хуже положение больного ребёнка.

Школа для детей с ОВЗ

Ещё один немаловажный аспект, который влияет на необычного ребёнка - это школа. Как известно, именно там дети проявляют себя по-разному. Каждый ребёнок по-своему уникален, имеет характер, увлечения, взгляды и манеру общения, поведения. И для детей с недугом там тоже имеется место. Именно по этой причине существует ФГОС ОВЗ. Федеральный Государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ – это определённые рекомендации для педагогов, которые призваны помочь в работе.

Эти стандарты включают в себя подробные примеры учебных планов, рекомендации по обучению детей с ограничениями, требования к профессиональной квалификации самих педагогов. На основании этих рекомендаций дети получают образование наравне со всеми. Таким образом, ФГОС ОВЗ является вспомогательным действенным стандартом, а не методом утяжеления работы педагогов в образовательном процессе. Однако некоторым это может казаться иначе.

Специальная программа

В свою очередь, педагоги на основании данного стандарта разрабатывают учебный план. Включают в него всевозможные аспекты. Не только сами педагоги, но и вышестоящее руководство учебного заведения должно контролировать процесс обучения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ может быть разработана в различных видах.

Естественно, многое зависит от того, какой именно недуг у ребёнка, в чём причины его болезни. Поэтому педагог должен составить подробную характеристику ученика, где укажет всю необходимую информацию. Необходимо изучить заключения медицинских комиссий, сведения о семье, о порядке протекания заболевания или отклонения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ складывается из многих этапов, именно поэтому необходимы подробные сведения о ребёнке.

Далее составляется подробный учебный план с расставлением всех задач и целей. Учитываются специальные условия, при которых ученик получает образование. Программа также направлена не только на образование, но и на коррекционную составляющую, и на воспитательную.

Задачи обучения

Обучение детей с ОВЗ требует не только профессиональных знаний, но и некоторых личностных качеств педагогов. Безусловно, к таким детям необходим индивидуальный подход: важно понимать их и быть терпимым в процессу обучения. Расширять пространство образовательной среды возможно только в том случае, если на ребёнка не давить, не позволять ему закрываться, чувствовать себя неуклюжим или ненужным. Важно своевременно поощрять ученика за его успехи в учёбе.

Обучение детей с ОВЗ должно строиться таким образом, чтобы развивались их навыки чтения и письма. Необходимо осуществлять непрерывный контроль за тем, чтобы происходило чередование практической и умственной деятельности. Это нужно для того, чтобы дети не утомлялись, ведь как известно, ограниченные возможности могут отнимать немало сил у ребёнка, как физических, так и психологических. При этом очень важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовал и с другими учениками, был частью коллектива, а не отдельным звеном.

Сопроводительный процесс

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья выбирает одной из главенствующих задач процесс взаимодействия с другими школьниками. На протяжении всего обучения ребёнка, сопровождающий должен оказывать разностороннюю помощь не только в развитии, воспитании и обучении, но и в социальном становлении личности. Сопровождающим может являться не только педагог, но и психолог, дефектолог, социальный педагог или иной специалист. Определяющим фактором является именно наличие специального образования у сопровождающего.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя также помощь в обучении при взаимодействии с другими педагогами, родителями. Деятельность такого специалиста направлена на развитие памяти, внимания, речевых и практических навыков ребёнка. Стоит задавать такой темп в процессе обучения, который будет наиболее привычен ученику, позволит ему не просто воспринимать информацию, но и развивать её и свои навыки, качества, умения.

Задачи учителя

Естественно, что процесс обучения является не всегда лёгким для обычных детей, а для больных он ещё более сложен. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ): расшифровка этой аббревиатуры даёт достаточно обширную информацию людям, если они не являются специалистами или просто никогда её не слышали. Учителя, психологи и другие работники зачастую сталкиваются с подобными детьми.

К сожалению, количество детей с ограниченными возможностями постоянно возрастает. На это влияет ряд определённых факторов, начиная от наследственности родителей и заканчивая ошибками, допущенными врачами. Помимо этого, на рост числа детей с ОВЗ оказывает воздействие стремительное развитие промышленности, приводящее к экологическим проблемам, которые сказываются впоследствии на всем обществе.

Радует только то, что современная сфера образования старается разработать всё более профессиональные методики обучения, которыми могут пользоваться дети с ОВЗ. Школа старается не только дать знания и умения ученикам, но и повлиять на развитие его природного потенциала, на умение адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни в социуме.

Есть ли будущее после школы

Существует мнение, что маленькие дети обычно проще воспринимают нездоровых ребят, чем это происходит у взрослых. Это утверждение по-своему верно потому, что в младшем возрасте проявление толерантности происходит само собой, так как у детей вовсе не существует каких-либо барьеров в общении. Поэтому важно интегрировать ребёнка с ОВЗ в процесс обучения в раннем возрасте.

Даже в детских садах воспитатели знают об ОВЗ, что это такое, и как работать с такими детьми. Если раньше практиковалось формирование отдельных групп, в которых обучались дети с нарушениями, то сейчас пытаются организоватьучебно-воспитательный процесс совместно с обычными ребятами. Это касается и детских садов, и школ. Всем понятно, что ученик по окончании школы должен идти дальше, в университет, среднееспециальное учебное заведение, чтобы приобрести профессиональные навыки, которые должны помочь ему в дальнейшем будущем.

И действительно, в университетах также создаются условия для обучения ребят с ОВЗ. Вузы охотно принимают таких людей в ряды студентов. Многие из них способны плодотворно обучаться и выдавать очень хорошие результаты. Это, конечно же, зависит и от того, как был ранее организован процесс обучения в школе. Дети с ОВЗ – обычные дети. Просто их здоровье немного хуже, и совсем не по их вине. Современный мир всё больше предоставляет широкие возможности для личностной реализации таких детей, разрабатывает принципиально новую модель отношения общества к ним, создавая новые условия развития и становления.

Понимание обычных людей

Таким образом учебный процесс стоит строить и осуществлять, основываясь на многих аспектах. Дети с ОВЗ отличаются не только от здоровых детей, но и друг от друга. У них разные заболевания, в разных формах и с различными перспективами выздоровления. Одним можно помочь с помощью операций, реабилитации, оздоровительных программ, другим помочь невозможно или есть средства немного исправить состояние здоровья. Несомненно, каждый из них по-своему переживает, выражает эмоции, испытывает какие-либо чувства. Но все они очень чувствительны к окружающему их миру и людям.

Те, кто знает про ОВЗ, что это такое, стремятся бескорыстно помогать больным людям, оказывать поддержку и понимать их. И пусть не всегда это специально обученные специалисты, не профессиональные психологи, а обычные люди, они так же способны внушать больному ребёнку веру в лучшее. Порой это поднимает настроение и влияет на чувства ребёнка намного больше, чем профессиональное сопровождение или обучение.

Источник

www.obovsyom.ru

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Выпускники с ограниченными возможностями вправе сами выбирать форму сдачи выпускного экзамена. Для таких лиц итоговая аттестация может проходить в форме Единого государственного экзамена, либо в традиционной форме. Также допускается сочетание разных форм аттестации по разным предметам.

Государственный выпускной экзамен и ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями организуется и проводится с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.

Пункт сдачи ЕГЭ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должен быть оборудован пандусами, поручнями и иными средствами.

Для детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие) необходима звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного прослушивания.

Выпускники с нарушением зрения (слепые и слабовидящие) сдают экзамен с использованием увеличивающих приборов, экзаменационных материалов увеличенного формата или отпечатанного шрифтом Брайля. Освещенность каждого рабочего места в аудитории для слабовидящих должна быть равномерной и не ниже 300 люкс.

Согласно закону, количество рабочих мест в каждой аудитории для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 12 человек. Количество выпускников в аудитории для слепых участников ЕГЭ не должно превышать 6 человек.

Во время испытания в пункте приёма экзамена (ППЭ) могут находиться ассистенты – помощники участников ЕГЭ. Как правило, это штатные сотрудники школы, список которых формирует Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК). Ассистентами не могут быть назначены учителя-предметники по предмету, по которому проводится ЕГЭ в данный день.

Какую помощь оказывают ассистенты?

  • содействие в перемещении;
  • оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
  • вызов медперсонала;
  • оказание неотложной медицинской помощи;
  • помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод – для глухих).

________________________

Это может быть интересным:

moeobrazovanie.ru

Расшифровка овз в образовании - что это и для чего это нужно

Добрый день!

Когда родителям сообщают о том, что у его ребенка – ограниченные возможности здоровья, перед ними встает огромное количество сложных вопросов и ситуаций, с которыми придется столкнуться.

Одной из самых нелегких задач является обучение. Когда ребенок достигает возраста когда пришла пора получать дошкольное образование, потом идти в школу, родителям предстоит серьезный выбор – в какое учебное учреждение отдать ребенка, в какой класс, а может стоит обучать его на дому.

Аббревиатура ОВЗ в образовании – это не просто набор слов. В ней собран весь комплекс мер по реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети имеющие физические или психологические нарушения в развитии. К ним относятся:

  • Имеющие поведенческие и коммуникативные расстройства;
  • Имеющие психические отклонения и задержки в развитии;
  • Имеющие дефекты речи, нарушение слуха и зрения;
  • Имеющие нарушения опорно – двигательного аппарата;
  • Имеющие сразу несколько отклонений.

Для возможности обучаться по специальным программам, у ребенка должно иметься заключение медико – социальной экспертизы.

Обучающиеся с ОВЗ – это термин педагогический. Под эту категорию попадают дети, которые действительно нуждаются в создании особых условий для получения образования: индивидуальные образовательные программы, специальные учебные пособия, технические средства, закрепление куратора и другое.

Процесс образования детей с ОВЗ может осуществляется в специализированных школах и интернатах, а также в обычных средних общеобразовательных учреждениям путем создания отдельных классов, групп, или же приема особенного ребенка в обычный класс.

Если ребенок с нарушениями учиться в обычной школе – речь идет об инклюзивном образовании.

Инклюзия (вовлечение) в современной образовательной системе имеет положительную динамику. Она предполагает равный доступ к образовательным услугам для всех обучающихся, независимо от психофизических особенностей.

Но это не значит, что ребенка, имеющего какие – либо ограничения просто приняли в класс с обычными детьми, посадили за парту и забыли про него.

Смысл инклюзии состоит в том, чтобы уже в юном возрасте, человек мог находиться в обыкновенном обществе, ведь во взрослой жизни ему придется столкнуться с ним.

Это, разумеется, очень нелегко – и для самого ребенка, и для его родителей, учителей и порой даже для одноклассников.

Поэтому на протяжении всего процесса обучения ребятам с особенностями оказывается особая поддержка.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по специальным адаптированным программам, составленными в соответствии с физическими и психологическими особенностями, а также с программой реабилитации инвалида.

При реализации образовательных программ применяются специальные методы работы, используются специализированные учебные пособия и технические средства реабилитации.

Оказывается психолого – педагогическое сопровождение, ведется коррекционная работа с ребятами, при необходимости оказываются консультации родителям или законным представителям.

Помимо этого многие образовательные учреждения стараются адаптировать ребятишек через вовлечение их в общественную школьную жизнь: участие в различных мероприятиях, конференциях, праздниках, конкурсах, способствуя реализации их творческого потенциала и развития талантов.

Полноценная работа учреждений образования невозможна без поддержки государства.

Деятельность по сопровождению детей с ограниченными возможности в учебном процессе осуществляется по следующим направлениям.

  • Субсидирование и финансирование муниципалитетов на постройку новых образовательных учреждений, приспособленным для обучения в них детей с ОВЗ.
  • Законотворческая деятельности в области образования, в том числе и образования ребят, имеющих нарушения и дефекты.
  • Государственный контроль в сфере качества предоставления оказания образовательных услуг.

Образование детей с ограниченными возможностями в нашей стране с каждым годом становится более приближенным к уровню западных стран.

Ведь не так давно особенные дети не имели возможности учиться, посещать дополнительные занятия и заниматься спортом.

А в советском союзе вообще говорили о том, что инвалидов в нашей стране нет. Конечно же, это было неправдой. Просто тогда детей и взрослых с инвалидностью содержали в специализированных учреждениях, расположенных в отдаленных уголках нашей страны. И уж там точно никто не заботился о раскрытии их как личностей.

Читайте и другие статьи на нашем сайте.

www.rline.tv

Что такое инклюзивное обучение детей с овз

ОВЗ — что это такое? Воспитание детей с ОВЗ

Адаптационный период для ребёнка, не имеющего патологий в развитии, как правило, протекает с осложнениями. Естественно, что дошкольники с ОВЗ привыкают к условиям детского социума намного сложнее и проблематичнее. Эти малыши привыкли к ежеминутной опеке родителей, постоянной помощи с их стороны. Установление социальных контактов со сверстниками проходит затруднительно вследствие отсутствия опыта полноценного общения с другими детьми. Навыки детских видов деятельности развиты у них недостаточно: рисование, аппликация, лепка и другие любимые ребятами занятия с особенными малышами проходят несколько медленнее и с затруднениями. Практики, занимающиеся интеграцией детей с ОВЗ в дошкольный социум, рекомендуют в первую очередь проводить психологическую подготовку воспитанников тех групп, в которые придут дошкольники с ОВЗ. Малышу будет комфортнее, если остальные дети, развивающиеся в норме, будут воспринимать его как равного, не замечая недостатков в развитии и не выставляя барьеров в общении.

Важная роль в улучшении качества обучающего процесса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья отводится семье. От того, насколько тесно налажено сотрудничество педагогов с родителями, напрямую зависит успеваемость особого школьника. Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении сыном или дочерью учебного материала, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками. Позитивный психологический настрой в полной мере будет способствовать успехам в усвоении программного материала. Участие родителей в жизни класса будет способствовать созданию единого психологического микроклимата семьи и школы, соответственно, и адаптация ребёнка в классе пройдёт с минимальным проявлением сложностей.

Методическая разработка по теме: Что такое инклюзивное образование

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования

В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми. Данный процесс обеспечивает доступность образования и его приспособленность для нужд различных детей, в том числе с особыми потребностями [1].

В ходе работы над курсовым проектом в 2014 году был проведен опрос педагогических работников образовательных учреждений с целью выяснения уровня их компетенции в рамках работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Анализ полученных данных показал, что:

Инклюзивное образование

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ

В целом, под образовательной технологией раскрывается «упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей» [5. С. 79]. Несмотря на различное понимание термина «педагогическая технология», большинство специалистов объединяют их четырьмя важными положениями:

По словам Н. В. Бабкиной, «методика обучения в лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации, создание комфортного психологического климата в коллективе. Должна быть обеспечена специальная материально-техническая база для детей с разными нарушениями (специальные пособия, оборудование). Должно быть обеспечено психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями. Должна быть создана адаптированная коррекционно-развивающая среда обучения, модернизированы технологии в системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики» [2. С.13].

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы 4089

В этой связи повышается роль инклюзивного обра­зования, позволяющего существенно сократить про­цессы маргинализации детей с ограниченными воз­можностями здоровья и способствующего расшире­нию доступности образования для них. Тем самым та­ким детям будут создаваться более благоприятные ус­ловия для их социальной адаптации.

В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к обору­дованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Со­циальная среда в образовательных учреждениях долж­на учитывать уровень современной жизнедеятельнос­ти общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социаль­ной активности и жизнеустойчивости ребенка [1].

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать воспитателю, если у него в группе ребенок с особенными возможностями здоровья? Прежде всего, изучить особенности ребенка и составить индивидуальный образовательный маршрут. Сделать это возможно только на основе знаний о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании. Зная особенности, возможности можно приступать к организации предметно – развивающей среды.

Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для успешного осуществления поставленной цели, можно выделить ряд задач:

Что такое инклюзивное образование детей с ОВЗ

Ключевым условием инклюзивного образования является доступность образования для всех детей, которая достигается путем приспособления учебного заведения к нуждам каждого ребенка. Это означает, что обычные общеобразовательные школы должны обеспечивать включение всех детей в общую систему образования, учитывая при этом особые потребности отдельных учеников. Дети с ОВЗ обучаются вместе с другими детьми в одном классе, а не в специально выделенных группах.

В основе инклюзивного (интеграционного) образования лежит принцип равного отношения ко всем людям. Он полностью исключает дискриминацию детей, нуждающихся в особых условиях обучения. Эта система признана мировым сообществом гораздо более эффективной, чем специальное или дополнительное образование детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

В терминологии нового Федерального закона такие программы относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с пунктом 28 статья 2 Федерального закона №273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Сегодня насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. При этом более 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их перемещение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

В-пятых, одна из необходимых форм работы — работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.