Отличия фз 44 от 44 – Отличия федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ — Удостоверяющий центр СКБ Контур

Содержание

В чем отличия 44-ФЗ от 94-ФЗ? Часть первая

В чем отличие действующего ныне 44-ФЗ от 94-ФЗ ранее регулировавшего сферу госзакупок? Сравнив их, мы увидим, в какую сторону развивается законодательство сферы госзакупок.

Изначально размещение заказов для государственных нужд определял закон 94-ФЗ. Он был предшественником знакомого всем закона о госзакупках 44-ФЗ. Он определял то, как осуществляется размещение заказов для государственных нужд, был основным документом. ФЗ № 44 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” вступил в действие лишь 1 января 2014 года.

Чем эти законы отличались друг от друга? Сравнив их, мы увидим, в какую сторону развивается законодательство сферы госзакупок.

Сперва сравним сферы применения. 94-ФЗ содержит 65 статей, которые регулировали следующий круг вопросов: размещение заказов для государственных нужд через проведение конкурсов, аукционов (и “бумажных”, и электронных), запросов котировок; закупка у единственного поставщика, порядок обжалования действий (или бездействия) заказчика, комиссии, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора ЭТП.

При этом 94-ФЗ регулирует лишь три вида взаимоотношений с поставщиками:  поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Здесь начинаются первые отличия: 44-ФЗ регулирует сферу закупок значительно больше. В нем целых 114 статей, помимо этого закон предусматривает вариативность – благодаря положениям закона, отдельные вопросы в сфере госзакупок могут регулироваться как на уровне субъекта РФ, так и на муниципальном уровне. 

Таким образом, закон 44-ФЗ и связанные с ним подзаконные акты регулируют порядок планирования, нормирования, и обоснования закупок, способы определения подрядчиков, закупки у единственного поставщика; мониторинг и аудит в сфере закупок; порядок исполнения и размещения заказов для государственных нужд и алгоритм проведения экспертизы результатов закупок; информационное обеспечение контрактной системы, контроль в сфере закупок и порядок обжалования действий или бездействия участников системы закупок со стороны заказчика, будь то контрактные управляющие, или должностные лица контрактной службы.

Также этот закон, в отличие от 44-ФЗ, нормирует закупки или аренду недвижимости. Именно на это указывает сама формулировка – “закупка для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. 

Существуют отличия и в принципах организации закупочных систем, действующих на основании 94 и 44-ФЗ. Можно сказать, что система закупок по 44-ФЗ отличается  следующим: здесь существует акцент на профессионализм заказчиков, в частности, постулируется необходимость создания специальной контрактной службы, в чьем ведении проведение закупок.  

Также в этом списке — стимулирование инноваций. Сейчас, спустя 4,5 года после начала действия 44-ФЗ, можно подтвердить, что этот принцип сполна реализуется – регулирование в этой сфере продолжает совершенствоваться, а технологическое развитие находится в числе приоритетов правительства России.

Также в числе основных принципов – усиление контроля над проведением закупок, увеличение их прозрачности. Этот принцип не был приоритетным во время действия 94-ФЗ, что приводило к росту коррупции, числа картельных сговоров, и общему снижению эффективности системы размещения заказов для государственных нужд.

В более старом законе говорится о необходимости размещения планов-графиков на сайте госзакупок, однако нет обязательств их придерживаться. В 44-ФЗ подобные обязательства прописаны намного подробнее:  в частности, есть II глава закона, согласно которой заказчик должен составить и разместить в ЕИС план закупок на 3 года, и план-график на ближайший год. Если закупки нет в соответствующем плане – то её проводить нельзя. 

При этом подлежит обоснованию Начальная максимальная цена контракта, с которой, собственно, и начинаются торги на понижение, проходящие за тендер. В законе отдельно оговорено, что приоритет определения НМЦК – за методом сравнительных рыночных цен, по которому заказчик делает ряд запросов коммерческих предложений от компаний, предоставляющих данный товар, работу или услугу на рынке, и вывести среднюю стоимость. 

goszakaz.tv

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ — katalog-rus.ru

44 — ФЗ

223 —  ФЗ

Основное отличие и назначение
Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.

Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков)

Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.

Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ заказчики должны сами разработать Положение о закупках для своей организации.

В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок.

Заказчики
  • Государственные бюджетные учреждения
  • Муниципальные бюджетные учреждения
  • Организации с долей участия гос-ва более 50%
  • Компании занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.)
  • Организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.)
  • Бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.)
Поставщики (участники)
Юридические и физические лица, в том числе ИПЮридические и физические лица, в том числе ИП
Способы закупочных процедур
  • электронный аукцион;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс;
  • аукцион в закрытой форме;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • закрытый конкурс с ограничением участия;
  • закупка у единственного поставщика.
  • электронный аукцион;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс;
  • аукцион в закрытой форме;
  • конкурс с ограничением участия;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • закрытый конкурс с ограничением участия.
Торговые площадки
5 площадок с бесплатной регистрацией и участием:
  1. Сбербанк-АСТ
  2. РТС-Тендер
  3. Роселторг
  4. ММВБ
  5. ЗаказРФ
Более 170 торговых площадок.

Закон не ограничивает заказчиков в выборе ЭТП.

Площадки могут иметь платный и/или бесплатный доступ на своё усмотрение с различными условиями участия.

Сроки подачи заявок
Все этапы проведения торговой процедуры имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики.Заказчик самостоятельно устанавливает и прописывает сроки в своём Положении о закупках, которым в дальнейшем руководствуются участники и сам заказчик. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика.
Отчетность заказчика
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают:
  • Отчеты об исполнении контрактов.
  • Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО.
  • Отчеты и обоснования закупок у Единственного поставщика.
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают отчеты об общей стоимости:
  • Всех заключенных договоров.
  • Договоров с Единственным поставщиком.
  • Договоров на закупки содержащих государственную тайну.
  • Договоров с СМП и ССП.
Обеспечение контракта
Госзаказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта в размере от 0 до 30%, если сумма контракта не превышает 50 млн. руб и закупается не медицинское оборудование. На контракты на закупку мед. оборудования, или если сумма свыше 50 млн. руб, заказчики обязаны устанавливать обеспечение контракта от 5 до 30% от НМЦК.

Способ обеспечения контракта поставщик выбирает на свое усмотрение, это может быть банковская гарантия, или внесение денежных средств на счет заказчика.

Обеспечение контракта устанавливается на усмотрение заказчика.
Изменение, расторжение контракта
Существенные условия контракта не могут быть изменены. Условия расторжения контракта прописываются заказчиком в проекте контракта согласно 44-ФЗ.Возможности изменения условий договора прописываются в Положении заказчиков.

Изменения существенных условий договора согласуются с поставщиком.

Обжалование действий заказчика
Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС. Все жалобы публикуются на сайте zakupki.gov.ru в течение двух рабочих дней со дня ее принятия. На рассмотрение жалобы отводится пять рабочих дней.Жалобы на действия заказчика подаются также в территориальное отделение ФАС.

Сроки подачи жалоб прописываются в Положении о закупках заказчика. Рассмотрение жалобы проходит также руководствуясь Положением и ГК РФ.

katalog-rus.ru

Таблица отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ

В России есть два федеральных закона, регулирующих отношения в сфере государственных закупок: 44-ФЗ и 223-ФЗ. В чём-то они схожи, но во многом отличаются.

По ним работает каждый, кто так или иначе имеет дело с поставкой товаров, оказанием услуг, проведением каких-либо работ для нужд государства или муниципалитета.

Что общего у 44-го и 223-го Федеральных законов

Оба закона призваны регулировать деятельность организаций и учреждений в сфере государственных закупок. Они дают понимание того, что относится к закупкам для государственных и муниципальных нужд, кто является участником взаимоотношений, какие у них права и обязанности.

  • В обоих случаях подрядчиками могут выступать любые физические или юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей. 
  • Перечень заказчиков по 223-му закону гораздо шире, чем по 44-му.

Так как при осуществлении государственных закупок используются бюджетные средства, то необходим строгий контроль за этими тратами. Поэтому:

  • В обоих случаях предусмотрена строгая отчетность по проведенным торгам. 
  • Форма и количество отчетов заметно отличаются. 
  • Заказчики обязаны их разместить на портале zakupki.gov.ru.

В том и другом случае проведение торгов планируется заранее, но срок планирования разный.

Обязательной процедурой является создание конкурсной комиссии для обоих законов.

44-й Федеральный закон и его особенности

Закупочную деятельность на основании этого закона осуществляют государственные и муниципальные бюджетные учреждения.

Проводить торги по этому закону можно только на 6 федеральных площадках.

Он жестко регулирует все процедуры, в том числе сроки каждого этапа.

Любые нарушения данного закона ведут к отмене проведенных торгов, наложению штрафных санкций на заказчиков и внесению подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков, если нарушения были с их стороны.

Вместе с тем, закон гарантирует, что с победившим на торгах поставщиком будет заключен контракт, который оплатят. Условия контракта изменять запрещено.

223-й Федеральный закон и его особенности

Так как данным законодательным актом для проведения госзакупок пользуются организации, имеющие частичное участие государства (более 50% акций), естественные монополии, а также компании занимающиеся видами деятельности, подлежащими госрегулированию, этот закон не так жестко ограничивает их свободу.

Например, порядок проведения торгов прописывается в положении о закупках, которое разрабатывает сама организация-заказчик.

Размещать заказы можно на любой электронной торговой площадке, которых более 170.

В целом закон устанавливает только общие правила, а конкретные процедуры полностью закреплены в положении о закупках.

Сравнительная характеристика основных принципов законов

Для удобства основные принципы обоих законов расположены в сравнительной таблице:

Параметр 44-ФЗ 223-ФЗ
Заказчики Государственные и муниципальные бюджетные организации
  • организации с участием государства более 50%;
  • ресурсоснабжающие предприятия, деятельность которых регулируется государством;
  • естественные монополисты;
  • бюджетные компании при закупке на собственные деньги.
Процедуры по закупке проходят в виде
  • электронного аукциона;
  • запроса предложений;
  • запроса котировок;
  • открытого конкурса;
  • аукциона, имеющего закрытую форму;
  • открытого или закрытого конкурса с ограниченным участием;
  • многоэтапного конкурса;
  • заключения договора с единственным поставщиком в порядке статьи 93 рассматриваемого закона
  • конкурса;
  • аукциона;
  • в любой иной форме, предусмотренной собственным положением о закупках.
Разрешенные электронные торговые площадки Только 5 бесплатных площадок Любые площадки на усмотрение заказчика
Обеспечение, изменение и расторжение контракта Условия установлены законом Условия прописываются в положении о закупках
Сроки процедуры Установлены законом Устанавливаются заказчиком

Оба рассмотренных закона имеют, как преимущества, так и недостатки, но соблюдать их обязаны все организации, работающие с бюджетными деньгами.

sis-company.ru

ОТЛИЧИЯ 44-ФЗ от 223-ФЗ

44 Федеральный закон

223 Федеральный закон

Основное отличие и назначение
Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.

Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков)

Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.

Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ заказчики должны сами разработать Положение о закупках для своей организации.

В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок.

Заказчики

  • Государственные бюджетные учреждения
  • Муниципальные бюджетные учреждения
  • Организации с долей участия гос-ва более 50%
  • Компании занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.)
  • Организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.)
  • Бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.)

Поставщики (участники)

Юридические и физические лица, в том числе ИПЮридические и физические лица, в том числе ИП

Способы закупочных процедур

  • электронный аукцион;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс;
  • аукцион в закрытой форме;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • закрытый конкурс с ограничением участия;
  • закупка у единственного поставщика.
  • электронный аукцион;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс;
  • аукцион в закрытой форме;
  • конкурс с ограничением участия;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • закрытый конкурс с ограничением участия.

Торговые площадки

5 площадок с бесплатной регистрацией и участием:
  1. Сбербанк-АСТ
  2. РТС-Тендер
  3. Роселторг
  4. ММВБ
  5. ЗаказРФ
Более 170 торговых площадок.

Закон не ограничивает заказчиков в выборе ЭТП.

Площадки могут иметь платный и/или бесплатный доступ на своё усмотрение с различными условиями участия.

Сроки подачи заявок

Все этапы проведения торговой процедуры имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики.Заказчик самостоятельно устанавливает и прописывает сроки в своём Положении о закупках, которым в дальнейшем руководствуются участники и сам заказчик. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика.
Отчетность заказчика
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают:
  • Отчеты об исполнении контрактов.
  • Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО.
  • Отчеты и обоснования закупок у Единственного поставщика.
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают отчеты об общей стоимости:
  • Всех заключенных договоров.
  • Договоров с Единственным поставщиком.
  • Договоров на закупки содержащих государственную тайну.
  • Договоров с СМП и ССП.
Обеспечение контракта
Госзаказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта в размере от 0 до 30%, если сумма контракта не превышает 50 млн. руб и закупается не медицинское оборудование. На контракты на закупку мед. оборудования, или если сумма свыше 50 млн. руб, заказчики обязаны устанавливать обеспечение контракта от 5 до 30% от НМЦК.

Способ обеспечения контракта поставщик выбирает на свое усмотрение, это может быть банковская гарантия, или внесение денежных средств на счет заказчика.

Обеспечение контракта устанавливается на усмотрение заказчика.

Изменение, расторжение контракта

Существенные условия контракта не могут быть изменены. Условия расторжения контракта прописываются заказчиком в проекте контракта согласно 44-ФЗ.Возможности изменения условий договора прописываются в Положении заказчиков.

Изменения существенных условий договора согласуются с поставщиком.

Обжалование действий заказчика

Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС.  Все жалобы публикуются на сайте zakupki.gov.ru в течение двух рабочих дней со дня ее принятия. На рассмотрение жалобы отводится пять рабочих дней.Жалобы на действия заказчика подаются также в территориальное отделение ФАС.

Сроки подачи жалоб прописываются в Положении о закупках заказчика. Рассмотрение жалобы проходит также руководствуясь Положением и ГК РФ.

44fzrf.ru

223 ФЗ и 44 ФЗ: характерные особенности, отличия

Согласно законодательству Российской Федерации, осуществление закупок регулируется Федеральными законами 223 и 44. У них есть общие черты, но они отличаются друг от друга. Во избежание ошибок и путаницы в этих двух актах, рекомендуется изучить сравнение и выявление их отличий.

Общие сведения ФЗ 44

ФЗ 44 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года, а одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Федеральный закон о закупках номер 44 имеет 8 глав и 114 статей. Он регулирует закупку товаров, услуг и работ муниципальными и государственными учреждениями, контролирует законность, повышает эффективность, результативность, обеспечивает гласность и прозрачность закупок учреждениями, предотвращает коррупцию. Закон распределяется на область планирования, аудита, мониторинга покупок товаров, услуг и работ, на сферу определения поставщиков, заключение договоров и исполнения обязанностей по контрактам.

Содержание Федерального закона 44:

  • В первой главе описаны сферы и области, на которые настоящий закон распределяется. Даны другие нормативы, акты и законы, регулирующие закупку товаров, работ и услуг. Описана электронная закупка и принципы работы в этой области, включая принципы открытости и прозрачности информации, единства системы, ответственности лиц за результат и т. д. Оформлены цели осуществления покупок и система закупок для бюджетных, государственных и муниципальных учреждений;
  • В главе номер два оформлено составление плана закупки, подготовка к ней. Учреждение обязано составить подробный план, обосновать цели и задачи действий, провести совещание с обсуждением, составить график, договориться с поставщиком о ценах. Все товары, услуги и работы должны быть распределены по каталогам;
  • Третья глава разделена на 7 параграфов. В ней описан сам процесс осуществления закупки. В первом параграфе описаны категории учреждений, имеющих право осуществлять покупки, даны требования и правила, форма контракта, описаны комиссии, специалисты и оценщики, их полномочия и обязанности. Дана информация о конкурсах и аукционах. Во втором параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения конкурсов и аукционов для определения поставщика. В третьем параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения запроса котировок для определения поставщика. В четвертом и пятом параграфах определение поставщиков при помощи запроса предложений и других, закрытых способов. Далее информация о выборе единственного поставщика и о изменениях в контракте;
  • В четвертой гл. описан мониторинг и аудит в области закупок;
  • Согласно гл. пять за закупками ведется контроль. В ней описаны категории и виды контроля, ведомственный, самостоятельно заказчиком, общественный. Даны сведения о государственных реестрах и учетах, реестрах и учетах отдельно для компаний и т. д.;
  • В шестой даны формы жалоб и письменных заявлений, описаны процессы и особенности подачи этих заявлений в случае, если одна из сторон хочет пожаловаться на некачественное выполнение обязанностей, нарушения, несоблюдение условий или требований и т. д. Описана ответственность за выявленные и доказанные нарушения. Статья 66 подробнее здесь:;
  • В главе семь описаны разные категории отдельных видов закупок, их особенности и нюансы;
  • В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения закона.

Закон регулирует и регламентирует правоотношения сторон заказчика (бюджетное, государственное или муниципальное учреждение) и поставщика. Подробнее о статье 94 по ссылке:

Скачать Федеральный закон номер 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции можно по ссылке.

Суть ФЗ 223

ФЗ 223 был принят Государственной Думой 8 июля 2011 года, а одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года. Последние изменения в него были внесены 7 июня 2017 года. Федеральный закон РФ о закупках номер 223 имеет 8 статей. Этот закон устанавливает и контролирует общие, единые принципы осуществления закупок на территории Российской Федерации. Согласно описываемому закону создается единое экономическое пространство, удовлетворяющее потребностям юридических лиц в сфере покупки товаров, услуг и работ.

Содержание Федерального закона 223:

  • 1 ст. — устанавливаются цели и задачи принятия закона в силу для всех корпораций, компаний и организаций;
  • 2 ст. — кроме настоящего Федерального закона, эта сфера регулируется еще другими ФЗ, Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом РФ;
  • 3 ст. — принципы и условия осуществления закупок определяются Правительством Российской Федерации и включают открытость и прозрачность сведений и информации, равноправие, толерантность и справедливость сторон по отношению друг к другу, эффективное расходование денежных средств, запрет на установку неизмеримых требований к заказчикам или поставщикам;
  • 4 ст. — вся информация о системе закупок, сведения о товаре, услугах или работах должны быть внесены в единую информационную систему;
  • 5 ст. — ведение реестра недобросовестных поставщиков и их ответственность за нарушения;
  • 6 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, над сферой закупок ведется контроль;
  • 7 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, лица, нарушившие положения или условия описываемого закона, несут ответственность;
  • 8 ст. — закон вступил в силу 1 января 2012 года.

В отличие от ФЗ 44, 223 Федеральный закон имеет другие цели и задачи и более узкую специализацию.

Скачать Федеральный закон номер 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в последней редакции можно по ссылке.

Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223

Ниже подробнее рассматриваются отличия ФЗ 223 и ФЗ 44 с перечислением отдельно пунктов для наглядности.

 ФЗ 223 ФЗ 44
 Цели законов. Цели законов.
 Целью Федерального закона 223 является установление общего экономического пространства. Его задача также — своевременное исполнение потребностей юридических лиц в товарах, услугах или работах, в нужной ценовой категории и необходимого качества. Целью Федерального закона 44 является повышение эффективности закупок для государственных, бюджетных и муниципальных учреждений. Его задача также — результативность таких закупок, предотвращение коррупции в этой области.
По закону заказчиками являются: По закону заказчиками являются:
  • Государственные корпорации и компании;
  • Публично-правовые компании;
  • Хозяйственные общества;
  • Организации области электроснабжения, обработки отходов, газоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и водоснабжения;
  • Дочерние общества с капиталом больше 50%;
  • Бюджетные учреждения;
  • Гос. предприятия;
  • Федеральные гос. унитарные предприятия.
 
  • Государственные учреждения;
  • Муниципальные учреждения;
  • Бюджетные учреждения.
 Составление плана. Составление плана.
Каждый год составляется документ с подробным описанием планов закупок и графиком. В случаях покупки лекарств или высокотехнологических товаров, документ составляется минимум на 5, а максимум на 7 лет.Составляется два документа. Каждый год оформляется план с графиками покупок. Но один раз в три года оформляется бумага с подробным планом закупки.
 Типы закупки. Типы закупки.
По ФЗ 223 существуют только торги и конкурсы.
  • Конкурсы с ограничениями, открытые или двухэтапные;
  • Электронный аукцион;
  • Запрос с котировками;
  • Запрос предложений;
  • Один поставщик;
  • Закрытый конкурс с ограничениями или двухэтапный;
  • Закрытый аукцион.

Главными отличиями двух описываемых законов являются цели и задачи, стороны договоров, графики, планы, категории и виды закупок.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

lawlinks.ru

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ и 94-ФЗ, контракта от договора

Сейчас все государственные заказчики должны работать по 44-ФЗ. С 2017 года осуществлять закупки по нему должны будут также МУПы и ГУПы. Однако бюджетные учреждения в некоторых случаях могут работать по более «мягкому» 223-ФЗ – например, если закупка идет за счет грантов или собственных средств.

Разберем основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ, а также 44-ФЗ от 94-ФЗ, и отличия договора от контракта.

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ и наоборот

Закон о контрактной системе 44-ФЗ регламентирует всю процедуру закупки – от начала и до конца. В нем детально разобраны процессы планирования, определения поставщика, заключения, изменения, расторжения, обеспечения контракта и другие.

В случае с 223-ФЗ правила для себя устанавливает заказчик. Ему необходимо самому составить положение о закупках для своей организации. В положении о закупке заказчик прописывает все условия: способы закупки, порядок ее проведения, требования к участникам закупки по 223-ФЗ, сроки, порядок заключения и исполнения договоров, необходимость обеспечения и другие пункты.

В 44-ФЗ прописаны четкие ограничения, касаемые закупок у одного поставщика. Этот способ можно выбирать в строго определенных случаях. По 223-ФЗ проводить такие закупки легче.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  

                   

В 44-ФЗ указано, что закупками на предприятии должны заниматься люди с профильным образованием. Необходимо ввести должность контрактного управляющего на предприятии, а если объем закупок большой, должна быть создана контрактная служба. При этом 223-ФЗ не предъявляет никаких требований к таким сотрудникам.

При работе по 44-ФЗ можно пользоваться 5 аккредитованными электронными площадками, при работе по 223-ФЗ можно выбирать любую из более чем 170.

Комиссию по закупкам 44-ФЗ обязывает создавать при всех способах определения исполнителя, кроме закупки у одного поставщика. По 223-ФЗ она нужна только при проведении конкурса. В остальных случаях – на усмотрение заказчика.

В 44-ФЗ способы определения начальной максимальной цены контракта перечислены, ее надо обосновать. В 223-ФЗ порядок обоснования стоимости не прописан. Заказчик определяет его для себя самостоятельно в положении о закупке.

При работе по 44-ФЗ ряд условий менять нельзя. Например, нельзя менять существенное условие — цену. А объем закупаемого товара может быть увеличен только в пределах НМЦК. По 223-ФЗ могут меняться объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора.

Отличие контракта от договора

Зачастую возникает вопрос, чем отличается договор от контракта. Термин «договор» можно применять для сделок любой формы. Однако если речь идет о закупках, одной из сторон в которых является государство, в законе принято использовать термин «контракт».

Отличие договора от контракта объясняет ГК. Он формулирует понятия «государственного (муниципального) контракта» и «договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд». Первый стороны заключают по результатам тендера, он отражает выбор заказчика в отношении исполнителя, второй содержит окончательно согласованные условия сделки.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:
«Как описать объект закупки в 2018 году»

Отличия Законов 44-ФЗ и 94-ФЗ

Контрактная служба

В 94-ФЗ не шло речи о контрактной службе, которую обязывает создавать (или же назначать управляющего) 44-ФЗ.

Обоснование закупки

Также по 94-ФЗ не нужно было обосновывать закупки.

44-ФЗ диктует несколько способов определения НМЦК, по 94-ФЗ заказчику предлагали устанавливать цену, руководствуясь открытыми данными, статистикой, а также информацией из реестра контрактов.

Требования к описанию объекта закупки

В 44-ФЗ подробнее прописаны требования к описанию объекта закупки, касающиеся указаний на международные непатентованные наименования, указаний товарного знака и т.д.

Критерии оценки заявок

Дополнены критерии оценки заявок. В их число попали экологические характеристики объекта закупки, финансовые ресурсы участника и т.д.

Поторопитесь записаться на ближайший курс
«Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)»

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »


Закупки у малого бизнеса

Изменилась доля закупок, которые необходимо осуществлять у малого бизнеса. В 94-ФЗ это было «от 10 до 20 процентов от годового объема», в 44-ФЗ – от 15 процентов. Для конкурентных способов закупок стало обязательным требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

Требования к участникам закупки

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ дополнены. Включен пункт: «правомочность участника заключать контракт». По 44-ФЗ заказчик обязан проводить экспертизу того, что ему поставил исполнитель. Раньше он был лишь вправе привлекать независимых экспертов.

Расторжение контракта

В 44-ФЗ добавился способ расторжения контракта «в случае одностороннего отказа».

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Подписаться

www.pro-goszakaz.ru

Федеральный закон (ФЗ-44) о Гос. закупках. Сравнение с 94-ФЗ

Содержание:


Законодательство о госзакупках: сравнение законов 44-ФЗ и 94-ФЗ

С 1 января 2014 года в свою законную силу вступил Федеральный закон (ФЗ-44) от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или сокращенно просто Закон о контрактной системе. С введением нового закона, как это обычно и бывает, утратил свою силу ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Если бы изменения в системе госзакупок были незначительными – достаточно было бы внесения точечных поправок, а здесь сразу новый закон. Следовательно, изменения случились именно существенные, и их достаточно много. Попробуем разобрать хотя бы основные – для понимания степени серьезности перемен и этого будет вполне достаточно.

Основные отличия 44-ФЗ от 94-ФЗ

1. В старом Законе 94-ФЗ присутствовало основополагающее понятие «размещение государственного или муниципального заказа». В новом Законе 44-ФЗ оно заменено на   «определение поставщика, подрядчика или исполнителя». При этом под таким термином  имеется в виду не какое-либо определенное действие, совершаемое каким-либо определенным субъектом, в какое-то определенное время, а целый комплекс последовательно проводимых заказчиком мероприятий. Отправной точкой этого процесса является публикация заказчиком извещения о проведении закупки, а завершающей – заключение сделки.

Вроде бы такое изменение выглядит формальным, но оно, как минимум, демонстрирует, что закон 44-ФЗ четко регламентирует абсолютно всю процедуру проведения государственных и муниципальных тендеров, «художественные изыски» их заказчиков и участников здесь невозможны, а потому госзакупки становятся куда прозрачнее, чем раньше.

2. Если в 94-ФЗ  предусматривалось всего пять вариантов размещения госзаказа (конкурс, аукцион, запрос котировок, на товарных биржах закупка у единственного поставщика), то в 44-ФЗ вариантов определения поставщика намного шире:

  • открытый конкурс;
  • открытый конкурс с ограниченным участием;
  • открытый двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

Отметим, что выбор какого-либо из этих вариантов определения поставщика напрямую зависит от конкретных условий госзакупки. Важно помнить и то, что в целях предотвращения каких-либо злоупотреблений со стороны заказчика при определении поставщика в Законе о контрактной системе 44-ФЗ прописаны и эти конкретные условия госзакупок, то есть уточнено, когда и при каких обстоятельствах определение поставщика осуществляется тем или иным образом.

Так, скажем, в статье 93 Закона 44-ФЗ прямо установлен перечень случаев, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика. В некоторых же из упомянутых в данной статье случаев заказчик обязан размещать соответствующие извещения о закупках у единственного поставщика в электронном виде, причем, не менее чем за 5 дней до даты заключения контракта.

Это дает возможность другим заинтересованным участникам рынка вмешаться в данную процедуру, если они посчитают, что предусмотренные законом условия для ее проведения не соблюдены.

В Законе 94-ФЗ столь четкого определения таких случаев не было, что, разумеется, приводило к разнообразным злоупотреблениям.

При этом в Законе 44-ФЗ предусмотрены намного более четкие требования к проведению закупок: к их участникам, к процедуре принятия заказчиком решений по определению поставщика и составу и деятельности созданной им комиссии.

Порядок заключение контрактов в новом законе

3. Серьезные изменения затронули и порядок заключения контрактов по итогам определения поставщика – он регламентирован намного строже, чем в 94-ФЗ.

Так, например, в 44-ФЗ четко установлены сроки совершения заказчиком и победителем закупки всех необходимых действий для подписания контракта: победитель обязан направить в адрес заказчика все экземпляры проекта контракта (разумеется, уже подписанного) и документы об его обеспечении в течение  15 дней с даты публикации итогового протокола. Если проводится закрытый конкурс, отсчет 15-дневного срока ведется с даты подписания этого протокола заказчиком.

Если же аукцион проводился в электронном виде, то раньше по Закону 94-ФЗ обмен экземплярами проекта контракта должен был производиться через оператора электронной площадки. А теперь по Закону 44-ФЗ – сторонами самостоятельно: либо в единой информационной системе, либо на официальном сайте закупок.

4. В Законе 44-ФЗ установлены и иные правила изменения, исполнения и расторжения госконтрактов. Например, статья 95 Закона устанавливает перечень оснований для внесения каких-либо изменений в уже заключенный контракт или для его расторжения. Если таковых оснований нет – изменять или расторгать госконтракт стороны не вправе.

Конкретизированы и меры, принимаемые сторонами контракта в рамках его исполнения в целях фактического проведения закупки – определенных действий по приемке и оплате товаров (работ, услуг), проведению экспертиз и т.п.

5. Внесены изменения в порядок проведения контроля, мониторинга и аудита в сфере закупок. Например, мониторинг закупок является принципиально новым  институтом в сфере госзакупок и включает сбор, систематизацию и оценку всей имеющейся информации о госзакупках. Процедура мониторинга госзакупок будет проводиться уполномоченными государственными и муниципальными органами в порядке, утвержденном Правительством РФ.

Аудитом же в сфере закупок будет заниматься Счетная палата РФ и аналогичные региональные и муниципальные органы.

Контролирующих данную сферу органов будет довольно много, но каждому отведено его конкретное поле деятельности: ФАС, Рособоронзаказ, региональные и местные органы власти, органы внутреннего финансового контроля. Заказчикам же придется информировать все эти контрольные органы по поступающим от них запросам.

6. Согласно новому Закону 44-ФЗ в отличие от положений Закона 94-ФЗ участники торгов обязаны в целях обеспечения своих заявок на участие, а также собственно исполнения госконтракта не просто, как раньше вносить соответствующие денежные средства, но и прибегать к обеспечению банковской гарантией. Причем выдачу этих гарантий могут осуществлять лишь те банки, которые внесены в специальный Перечень, предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.

Требования к форме такой банковской гарантии установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005.

Чуть позже – 31 марта 2014 года – вступят в законную силу и особые требования к реестру банковских гарантий и порядку его ведения.

7. В соответствии с положениями Закона 44-ФЗ о контрактной системе заказчики обязаны размещать информацию о своих заказах на официальном сайте госзакупок.

Очевидно, что изменения внесены действительно серьезные, Законы 44-ФЗ и 94-ФЗ регламентируют вроде бы одно и то же, но очень по-разному. Об этих конкретных изменениях стоит поговорить отдельно.

Также читайте:

ceneltorg.ru

alexxlab

*

*

Top