Разное

Особенности гражданской государственной службы – Особенности государственной службы как вида социальной деятельности людей. Административно-правовой статус государственного служащего. Классификация государственных служащих.

плюсы, минусы, предельный возраст пребывания на гражданской службе

Юридическая консультация > Трудовое право > Особенности государственной гражданской службы: плюсы, минусы, предельный возраст пребывания на гражданской службе

Государственная гражданская служба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в органах власти (исполнительной, законодательной и служебной). Именно этот род занятий требует максимальной ответственности и исполнительности, поэтому к работникам предъявляются высокие требования.

Особенности государственной гражданской службы

Работники госслужбы всегда пользовались массой привилегий

Госслужбу можно разделить на две ветви:

  1. Федеральная гражданская служба. Из названия становится понятно, что граждане, которые являются федеральными госслужащими, несут службу в федеральных органах власти. Соответственно зарплату они получают из федерального бюджета.
  2. Региональная гражданская служба. К этой группе относятся госслужащие, которые выполняют свою профессиональную деятельность в органах власти субъектов Российской Федерации. Зарплата идет из бюджета конкретного региона, в некоторых случаях из федерального бюджета.

На государственной гражданской службе огромное множество должностей. Как и на любой работе, здесь есть руководители (отделов, департаментов и т.д.), их советники и помощники, а также специалисты, выполняющие вполне конкретные специфичные задачи, и обеспечивающие специалисты для информационного, хозяйственного и другого обеспечения государственной деятельности.

Стать госслужащим может любой гражданин России, достигший совершеннолетия, владеющий русским языком. Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Однако не так давно президент издал указ, согласно которому срок выхода на пенсию для госслужащих может быть продлен при необходимости до 65 лет, а для госслужащих высших должностей – до 70 лет. Основные достоинства, из-за которых госслужба является такой желанной:

  1. Официальная зарплата, обеспечивающая достойную пенсию. А у высших должностей и сама зарплата весьма достойная.
  2. Стабильность. Какой бы кризис ни грянул, госслужба будет всегда, и это дает уверенность в завтрашнем дне.
  3. Различные льготы и соцпакет. Госслужащие пользуются скидкой на проезд, коммунальные услуги. Молодые мамы могут уйти в декрет или на больничный без всяких проблем.

Запреты и правила, касающиеся госслужбы

Госслужащие не имеют права заниматься любой другой деятельностью

Государственная гражданская служба – это большая ответственность. Она накладывает на работников этой сферы определенные ограничения:

  • Госслужащим нельзя заниматься прочей деятельностью помимо педагогической, научной или творческой.
  • Граждане, находящиеся на государственной гражданской службе, не должны участвовать в забастовках и прочих мероприятиях, нарушающих функционирование государственных органов.
  • Госслужащий не должен заниматься предпринимательством и использовать свое служебное положение, чтобы каким-то образом содействовать другим предпринимателям и организациям.
  • Конечно, госслужащему запрещено брать взятки. Это касается не только материального вознаграждения, но и различных подарков, услуг «в благодарность за оказанную помощь».
  • Человек, находящийся на государственной гражданской службе, не должен разглашать информацию, связанную с его работой, тем более информацию конфиденциального характера.
  • Нельзя никаким образом использовать свое служебное положение в личных целях.
  • Запрещено находиться на государственной службе в должности, которая находится в подчинении или же, наоборот, в начальственном положении по отношению к какому-либо близкому родственнику госслужащего (брат, сестра, муж, жена, сын, отец и т.д.).
  • Вступать в политические партии и религиозные организации также запрещено.
  • Нельзя выступать в СМИ с различными обращениями, давать суждения и оценки деятельности государственных органов и их руководителей. Не допускается также давать неполномочные обещания.
  • Госслужащий не может использовать техническое оборудование и другое имущество, принадлежащее госорганам в личных целях и передавать его третьим лицам.
  • Нельзя приобретать ценные бумаги с целью получения дохода.

Как поступить на государственную гражданскую службу?

Кандидаты на госслужбу должны отвечать некоторым требовниям

К кандидату на пост госслужащего также предъявляются свои требования:

  1. Человек должен быть совершеннолетним и дееспособным.
  2. Он должен быть гражданином России и хорошо владеть языком. Второго гражданства быть не должно.
  3. Гражданин, претендующий на пост госслужащего, не должен иметь судимостей.
  4. Ряд заболеваний не позволяет устроиться на государственную службу: психические расстройства, заболевания, отражающиеся на умственных способностях.
  5. Человек не должен иметь тесных родственных связей с потенциальным руководителем.

Если гражданин соответствует перечисленным стандартам и к тому же имеет специальное высшее образование, он может претендовать на должность госслужащего. Для этого нужно пройти конкурс, состоящий из двух этапов. Лишь по результатам конкурса проводится прием на эту работу.

  1. Первый этап – предоставление своих документов. Конечно, это нужно делать не в любое желаемое время, а лишь после того, как на сайте или в печатном издании был объявлен конкурс. Госслужащие не любят разглашать информацию о вакансиях, поэтому узнать что-то заранее будет крайне трудно.
  2. Второй этап – оценка и отбор кандидатов. Этим занимается специальная комиссия, выбранная соответствующим государственным органом. Первым делом рассматриваются все документы, предоставленные кандидатами, а затем уже проводят другие отборочные мероприятия: собеседование, анкетирование, реферат и прочее. После рассмотрения и тестирования всех кандидатов комиссия голосует.

Кандидат может быть принят на работу или же не принят, но занесен в кадровый резерв. Во втором случае участвовать в конкурсе больше не придется. Кандидата пригласят на определенную должность, если такая необходимость появится.

Особенности альтернативной гражданской службы — тема видеоматериала:

Поделиться

ВКонтакте

Класс

WhatsApp

Telegram

    

juristpomog.com

2. Государственная гражданская служба рф на современном этапе

2.1 Особенности государственной гражданской службы в рф

Государственная
гражданская служба в РФ − это важнейший
инструмент проводимых в стране
преобразований. Её развитие рассматривается
как приоритетное направление в области
современного государственного
строительства. Основной документ о
государственной службе – это Федеральный
закон «О государственной гражданской
службе Российской Федерации». Он содержит
ряд принципиально важных правовых норм,
носящих инновационный характер для
российской управленческой практики.

Отбор
кадров, который осуществляется
Департаментом государственной гражданской
службы (ДГГС) по конкурсу на замещение
вакантных должностей, помогает
сформировать кадровый резерв Министерства
обороны России. Специалисты Департамента
собирают информацию о кандидатах,
проверяют их персональные данные, а
также сведения о доходах и имуществе.
Для этого в настоящий момент налажено
тесное взаимодействие ДГГС с МВД,
Федеральной налоговой службой и
Федеральной миграционной службой, а
также с Архивом Минобороны и Объединенным
архивом учреждений системы образования
[23].

Государственные
гражданские служащие должны обладать
профессиональными знаниями и навыками,
необходимыми для исполнения своих
должностных обязанностей. Для оценки
результатов их деятельности регулярно
проводятся квалификационные экзамены
и аттестация. Следует отметить, что
сегодня требования к гражданским
служащим существенно возросли [24].

Система
дополнительного профессионального
образования дает возможность многим
сотрудникам двигаться вверх по карьерной
лестнице. Учебные планы повышения
квалификации регулярно корректируются
и обновляются. Таким образом, формируется
кадровый состав для системы государственного
управления. Длительное и эффективное
исполнение гражданским служащим своих
обязанностей всегда поощряется. К
примеру, учитывается при назначении
сотрудника на вышестоящую должность
или присвоении ему классного чина [29].

Особое
внимание уделяется борьбе с коррупцией.
Принят комплекс мер, направленных на
снижение коррупционной составляющей
на гражданской службе. Специально
созданная комиссия занимается вопросами
служебного поведения гражданского
служащего и урегулированием конфликта
интересов. Она тесно взаимодействует
с военной прокуратурой, правоохранительными
и налоговыми органами, а также с органами
военного управления Минобороны России.
В целом привлечение на государственную
гражданскую службу высококвалифицированных
специалистов, их последующее обучение
и регулярная аттестация помогают решить
одну из важнейших задач – формирование
кадрового состава [21].

Анализ
ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»
свидетельствует о том, что основная
масса регулятивных полномочий закреплена
как за Российской Федерацией, так и за
субъектами Российской Федерации. Однако
в этом Законе недостаточно четко
прослеживаются основания отнесения
тех или иных вопросов государственной
службы к полномочиям Российской Федерации
и к полномочиям субъектов Российской
Федерации [4].

Разграничение
полномочий по вопросам гражданской
службы между уровнями власти должно
основываться на решении следующих
задач:

1)
построение целостной системы
государственной гражданской службы,
основанной на единых принципах
регулирования вопросов прохождения
службы, установления ограничений на
гражданской службе, оплаты служебной
деятельности, предоставления
государственных социальных гарантий,
независимо от уровня и вида гражданской
службы;

2)
ликвидация противоречий в законодательстве
о государственной службе путем создания
комплексной нормативной правовой основы
регулирования гражданской службы на
базе федеральных законов прямого
действия;

3)
обеспечение стабильности гражданской
службы;

4)
обеспечение государством реализации
гражданами своего конституционного
права на равный доступ к государственной
гражданской службе [31].

Органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации регулируют вопросы
гражданской службы, связанные в большей
мере с предоставлением социальных услуг
(материально-бытовое, медицинское
обслуживание, санаторно-курортное
лечение, дополнительные виды поощрений
и т.д.).

Исполнительно-распорядительные
полномочия в действующем Законе
зафиксированы в минимальной степени
(особенно на уровне субъектов Российской
Федерации). Объясняется это тем, что
данный Закон содержит массу отсылочных
норм, в которых должен быть раскрыт
механизм его исполнения государственными
органами:

− порядок
проведения аттестации, квалификационных
экзаменов и присвоения классных чинов;

− порядок
ведения личных дел и реестров
государственных служащих;

− порядок
применения и обжалования дисциплинарных
взысканий, применения поощрений;

− порядок
защиты государственного служащего и
членов его семьи от насилия и угроз;

− порядок
проверки сведений, представленных при
поступлении гражданина на государственную
службу, и др.).

Исполнительно-распорядительные
полномочия в большей мере связаны с
вопросами прохождения гражданской
службы и обеспечения ее функционирования,
поэтому осуществляют их специальные
государственные органы по вопросам
гражданской службы и государственные
органы в лице кадровых служб. Данные
полномочия однотипны как для федеральных
органов государственной власти, так и
для органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.

Должное
внимание привлекается
исполнительно-распорядительным
полномочиям, которые по своей сути могут
быть только в федеральном ведении,
однако вопросы гражданской службы
субъектов Российской Федерации должны
решаться с помощью таких действий как:

− дача
Президентом РФ разрешения на принятие
наград, почетных и специальных званий
иностранных государств, международных
и иностранных организаций;

− присвоение
Президентом РФ гражданским служащим
высших классных чинов, дипломатических
рангов; принятие федеральным государственным
органом по вопросам гражданской службы
решения о признании образования
равноценным [20].

Контрольные
полномочия, связанные с осуществлением
государственного надзора и контроля
за соблюдением законов и иных нормативных
правовых актов по вопросам гражданской
службы, предлагается закрепить за
Российской Федерацией, поскольку именно
она создает правовую основу единообразного
регулирования вопросов гражданской
службы.

Обеспечение
эффективности гражданской службы
возлагается на специальные органы по
вопросам государственной службы и
кадровые службы государственных органов.
На федеральном уровне координацию
деятельности по реализации задач,
возложенные на гражданскую службу
должен выполнять орган по управлению
государственной службой. Учитывая, что
гражданская служба осуществляется не
только в органах исполнительной, но и
законодательной и судебной власти,
будет правильным установить, что
федеральный орган по вопросам гражданской
службы, его состав, определяется
Президентом РФ.

Управление
Президента Российской Федерации по
вопросам государственной службы является
самостоятельным подразделением
Администрации Президента Российской
Федерации. Основными задачами Управления
являются:

− содействие
Президенту Российской Федерации в
пределах своих полномочий в определении
основных направлений реформирования
и развития государственной службы
Российской Федерации (далее — государственная
служба), в обеспечении согласованного
функционирования и взаимодействия
органов государственной власти по этим
вопросам;

− обеспечение
реализации Президентом Российской
Федерации его полномочий по проведению
государственной политики в области
государственной службы;

− участие
в работе по совершенствованию правовых
основ государственной службы [29].

Основными
функциями Управления являются:

− участие
в подготовке законопроектов по вопросам
государственной службы, вносимых
Президентом Российской Федерации в
Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке
законодательной инициативы, а также
проектов указов, распоряжений и поручений
Президента Российской Федерации по
названным вопросам;

− представление
предложений Президенту Российской
Федерации по вопросам организации
государственной службы, подготовки
граждан для прохождения государственной
службы, переподготовки, повышения
квалификации и стажировки государственных
служащих, а также по вопросам формирования
и совершенствования системы управления
государственной службой;

− участие
в подготовке проектов федеральных
целевых программ по вопросам государственной
службы;

− обеспечение
выполнения Администрацией Президента
Российской Федерации функции координатора
федеральных целевых программ по вопросам
государственной службы;

− организационное
обеспечение деятельности рабочих
органов по подготовке мероприятий,
связанных с реформированием государственной
службы;

− участие
в подготовке материалов для ежегодных
посланий Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской
Федерации и для его программных
выступлений;

− анализ
практики применения федерального
законодательства по вопросам
государственной службы, подготовка
докладов, аналитических и информационных
материалов для Президента Российской
Федерации по вопросам реформирования
и развития государственной службы;


координация деятельности по формированию,
размещению и исполнению государственного
заказа на переподготовку и повышение
квалификации государственных служащих
в федеральных органах государственной
власти;

− обеспечение
выполнения Администрацией Президента
Российской Федерации функции
государственного заказчика подготовки
(стажировки) государственных служащих
за рубежом;

− формирование
на основе предложений государственных
органов проектов утверждаемых
Администрацией Президента Российской
Федерации и Аппаратом Правительства
Российской Федерации ежегодных планов
подготовки лиц, замещающих должности
государственной службы;

− отбор
лиц, замещающих должности государственной
службы, для направления на подготовку
(стажировку) за рубеж, контроль за
качеством прохождения указанными лицами
стажировки, учет лиц, прошедших стажировку;

− участие
совместно с заинтересованными
государственными органами в переговорах
с государственными органами иностранных
государств и международными организациями
по вопросам заключения соглашений о
подготовке (стажировке) за рубежом лиц,
замещающих должности государственной
службы, а также по другим вопросам,
связанным с государственной службой;

− взаимодействие
с Российской академией государственной
службы при Президенте Российской
Федерации по вопросам реализации
основных направлений ее деятельности;

− осуществление
мониторинга реформирования и развития
государственной службы;

− участие
в пределах своей компетенции в проверках
реализации федеральными органами
исполнительной власти федеральных
законов, указов, распоряжений и иных
решений Президента Российской Федерации
по вопросам государственной службы.

Аналогичные
органы субъектов Российской Федерации
должны, разумеется, создаваться в
соответствии с их законодательством,
составляя при этом единую систему
управления [35].

Таким
образом, создается современная
государственная гражданская служба –
оптимальная по численности, профессиональная
по составу, эффективная по результатам
деятельности.

studfiles.net

Государственная гражданская служба: понятие, принципы, особенности.




⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 26Следующая ⇒

Государственная гражданская службавид государственной службы, это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов.

Правовые акты, регулирующие государственную гражданскую службу:

1. Конституция – граждане имеют право участия в управлении государством

2. Федеральный Закон «О системе государственной службы»

3. Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» — основной акт

4. иные федеральные законы, например: Федеральный Закон «О противодействии коррупции» устанавливает ряд дополнительных обязанностей.

5. Федеральные Законы, регулирующие особенности прохождения государственной службы в отдельных государственных органах, например Федеральный Закон от 27.07.2010 «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД».

6. Указы Президента РФ. Если будет регулировать Правительственными актами – вторжение исполнительной власти в др.органы власти => вопросы решаются над системой разделения властей, т.е. президентом. При этом обсуждаются вопросы, и в Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» упоминается орган по управлению государственной службой – выражена позиция законодателя, что когда-нибудь такой орган появится. Но МинЮст сам не знает, что это будет за орган, и какое место он займет в системе органов РФ. Это не может быть орган исполнительной власти. Да и вообще его существование сомнительно. Или совещательный орган при президенте. В общем, спорный вопрос.

7. Постановления Правительства, регламентирующие отдельные особенности или отдельные аспекты гос.-служебных отношений в ФОИВ.

8. Акты ФОИВ, причем как центральных, так и территориальных. Основной вид актов – должностные регламенты гос.гражд.служащих, которые составляют основной массив. Утверждаются руководителем органа.


9. Конституции (уставы) субъектов – формально.

10. Законы субъекта «Об особенностях ГГС в субъекте РФ».

11. Акты Высших должностных лиц.

12. Акты государственных органов.

Федеральная государственная гражданская служба:

— администрация Президента

— аппараты Государственной Думы и Совета Федерации.

— аппараты всех судов

— аппарат Правительства

— все ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти), включая территориальные органы

— аппараты Счетной Палаты, ЦИК, уполномоченного по правам человека.

 

Государственная гражданская служба в субъектах:

— аппарат Высшего должностного лица

— аппарат представительного органа

— аппараты судов субъекта

— органы исполнительной власти субъекта

— аппараты избирательных комиссий субъекта

 

2 аспекта государственной гражданской службы (ГГС):

1. должности государственной гражданской службы.

2. служащие, т.е. лица, которые эти должности замещают.

 

Принципы государственной гражданской службы:

1. приоритет прав и свобод человека и гражданина

2. единство правовых и организационных основ государственной гражданской службы РФ и ее субъектов

3. равный доступ граждан к госслужбе, владеющих госязыком РФ, равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами госслужащих

4. профессионализм и компетентность

5. стабильность гражданской службы

6. доступность информации о государственной гражданской службе

7. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

26. Должность государственной гражданской службы: понятие, виды, квалификационные требования.



Государственная гражданская служба — это вид государственной службы, т.е. профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов.

Признаки государственной гражданской службы:

1. Является частью государственной службы.

2. Является службообразующей категорией.

3. категория устанавливается только для государственной гражданской службы, иные работники должностей не занимают.

4. государственные должности учреждаются ФЗ или указами Пр-та, либо з-нодат-вом субъекта РФ.

5. учреждение государственной должности должно иметь внешнюю форму этого учреждения (реестр).

6. учреждённая должность замещается определенным физическим лицом.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

Должности государственной гражданской службы:

Нормативное регулирование осуществляется ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ. Важным нормативно-правовым актом является Указ Президента от 31.12.2005г «О реестре должностей ФГСС». + акты Высших должностных лиц субъектов «О реестрах должностей ГГС субъекта РФ».

Основная цель реестров заключается в том, чтобы нормативно закрепить в/связь иерархического положения каждой конкретной должности с её местом в структуре каждого вида гос.органа.

Иерархическое положение => см. классификацию должностей.

Статья 9 ФЗ «О Государственной гражданской службе» Классификация должностей гражданской службы.

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Каждая должность имеет определенную категорию и определенную группу одновременно.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

Категории должностей определяют функциональную роль лица, замещающего эту должность в аппарате государственного управления.

· руководители— должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов ФОИВ и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; П: начальник управления.

· помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности (советник Президента РФ), руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов ФОИВ и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

· специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; Те, кто осуществляет правоприменение, кто рассматривает наше дело. Инспектор ФНС.

· обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Сотрудники бухгалтерии, системный администратор. Служащие, которые непосредственно принимает или выдает документы.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы должностей государственной гражданской службы:

Критерием является объем и важность служебных обязанностей.

· высшие должности гражданской службы;

· главные должности гражданской службы;

· ведущие должности гражданской службы;

· старшие должности гражданской службы;

· младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Реестры должностей, утверждаемый Президентом и ВДЛ, определяют, какие должности в органе м.б. созданы, и для каждой должности определяют категорию и группу.

Классификация важна для того, чтобы определить квалификационные требования, которые д.б. предъявлены к лицу, которое будет замещать ту или иную должность. Чем выше должность – тем больше требований.

Квалификационные требования к каждой должности устанавливаются исходя из категорий и групп и в отношении каждой должности есть 3 группы квалификационных требований, которые закрепляются на разных уровнях нормативного регулирования:

1. требования к уровню профессионального образования – ФЗ «О ГГС».

2. требования к стажу гражданской службы или гос.службы иных видов. – Указ Президента РФ от 27.09.2005 «О квалификационных требованиях к стажу ГГ служащих и стажу работы по специальности», акт ВДЛ.

3. требования к профессиональным знаниям и навыкам – на уровне нормативных актов гос.органов.

Акт, комплексно регулирующий конкретную должность в гос.органе – должностной регламент. Должен содержать всю информацию из ФЗ, указов, административные регламенты исполнения функции предоставления услуг, определить ответственность, определить, какие акты может принимать, в принятии каких – принимать участие. Должностные регламенты принимаются руководителем гос.органа: территориального или центрального.

 



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Понятие, принципы, признаки и особенности государственной гражданской службы — Административное право

Государственная гражданская служба РФ (гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Принципами гражданской службы являются:

приоритет прав и свобод человека и гражданина;

единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

профессионализм и компетентность гражданских служащих;

стабильность гражданской службы;

доступность информации о гражданской службе;

взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией, ФЗ о системе государственной службы, ФЗ ≪О государственной гражданской службе Российской Федерации, другими ФЗ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, НПА ФОИВ, конституциями (уставами), законами и иными НПА субъектов РФ, НПА государственных органов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную гражданскую службу и государственную службу субъектов РФ.

Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба осуществляется на должностях в аппарате ФОГВ. Согласно российскому законодательству о федеральной государственной службе таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ, а также иные органы в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, установленный законодателем перечень федеральных государственных гражданских служащих не является закрытым (исчерпывающим), и в него могут вноситься соответствующие изменения и дополнения.

Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Государственная гражданская служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ, поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие законы субъектов Федерации. Практически все субъекты РФ к настоящему времени разработали и приняли законы о государственной службе, регулирующие государственно-служебные отношения в соответствующих субъектах Федерации. Принимаемые в субъектах Федерации законодательные акты не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации».

ifreestore.net

Государственная гражданская служба как вид государственной службы российской федерации Сущность государственной службы

 

 

Слово
«служба» имеет в русском языке несколько
значений. Так,
с одной стороны, службами именуются
многие органы го­сударственной
исполнительной власти (Федеральная
служба безопасности,
Федеральная служба су­дебных
приставов), с другой – под
службой понимается деятель­ность
отдельных категорий граждан. Во втором
значении службу можно
обозначить как один из видов социальной
общеполезной деятельности.

Рассмотрим специфические
особенности службы как вида социальной
общеполезной деятельности
.

1. Служащий
в процессе сво­ей
работы обычно не создает материальных
ценностей и не ока­зывает
хозяйственных услуг. Объект воздействия
служащего –сознание
и поведение людей. Врач — лечит,
препо­даватель
— учит, государственный чиновник —
управляет; все они являются
служащими.

2.
Воздействие служащего на других людей
не всегда осуществ­ляется
напрямую. Так, например, служащий может
заниматься обработкой
обращений граждан в государственный
орган, однако непосредственно
с гражданами при этом не общаться.
Поэтому можно
сказать, что еще одним признаком служащего
является то, что в большинстве случаев
он работает с информацией, которая одновременно
выступает средством воздействия на
людей.

3. Процесс
труда служащего регули­руется
не только профессионально-технологическими
правила­ми,
но и нормами социальных взаимоотношений,
многие изкоторых
есть правовые нормы. Наличие правовых
отношений в самом
процессе труда служащего является
характерной особен­ностью и обязательным
элементом всей его трудовой деятельно­сти.
Статус служащего обязывает его вступать
в социальные, в т.ч.
правовые, отношения с теми субъектами,
которым он слу­жит
или которых обслуживает.

Таким
образом, можно
дать следующее определение понятию
«служба».

Служба  это
профессиональная социальная деятель­ность,
связанная с осуществлением воздействия
на людей или информацию
и характеризующаяся наличием правовых
отноше­ний
в самом процессе труда служащего.

С
точки зрения направленности службы на
решение различных задач выделяют два
вида служебной деятельности
:

·         публичную
службу;

·          частную
службу.

Одним
из видов публичной службы
является государственная
служба
.
Какой должна быть государственная
служба? Прежде всего, концептуальные
положения о государственной службе
долж­ны
соответствовать основам конституционного
строя Российской Федерации, способствовать
установлению единой системы
госу­дарственного
управления и отвечать следующим требованиям:

·         государственная
служба создается как публичный институт в
интересах всех граждан. Он призван
обеспечивать реализацию государственной
власти и государственного управления,
аккумулировать,
интегрировать и обеспечивать соблюдение
законных прав   и
интересов   граждан
Российской Федерации;

·         государственная
служба представляет собой важнейший
социальный
институт, носит демократичный характер
и подконтрольна
гражданскому обществу. Социальная
общность государ­ственных служащих
выполняет волю народа посредством
испол­нения полномочий государства,
системы государственных орга­нов,
решающих социальные задачи в интересах
граждан;

·         государственная
служба развивается и укрепляется как
правовой
институт. Государственные служащие
действуют на основе
законов и других нормативных правовых
актов от имени го­сударства
и последствия их деятельности носят
политический характер.
Деятельность государственного служащего
и деятельность
по отношению к самому государственному
служащему дол­жны
носить правовой характер;

·         государственная
служба формируется как организационный институт.
Он призван осуществлять и обеспечивать
упорядочен­ное и
эффективное функционирование  системы   государствен­ной
власти и государственного управления.
Его организация дол­жна
быть адекватна целям и задачам государства;

·         деятельность
государственного служащего и
государственной
службы должна быть профессиональной.
Общество заинте­ресовано
в качественном государственном
управлении, что дик­тует
высокие требования к уровню профессионализма
и компетентности
государственных служащих, необходимость
эффектив­ной
государственной кадровой политики в
этой области.

При
определении понятия государственной
службы можно выделить два
основных концептуальных подхода
.

·         деятельностный;

·         институциальный.

Принимая
во внимание оба подхода можно сказать
следующее:

С
одной стороны,  госслужащий
является профессионалом-управленцем,
обслуживающим власть. С другой стороны
госслужащий выступает как публичное
должностное лицо, в круг полно­мочий
которого входят самоотверженное служение
людям и качественная реализация
государственных функций.
Отсюда,
понятие «государственная служба» как
доста­точно
сложный феномен общественного бытия
может и должен
рассматриваться с различных точек
зрения
.

Таким
образом, государственная служба как
организационно-правовой инсти­тут
государства призвана обеспечить
организацию и практичес­кое
осуществление задач и функций государства,
ибо государ­ственный
аппарат проявляет себя лишь в деятельности
своих служащих,
а без них он остается общей схемой и
мертвой кон­струкцией. К государственной,
прежде всего, относится служба, решающая
го­сударственно
значимые задачи: обороны, безопасности,
защиты целостности, неприкосновенности
и суверенитета страны, охра­ны
общественного порядка и т.д., то есть
задачи, которые реша­ются
в интересах всего государства и без
решения которых его существование
немыслимо.

 

Правовое
регулирование государственно-служебных
отношений

Правовое
регулирование государственно-служебных
отношений выдвигает требование об их
упорядочении или систематизации. Система
государственной службы Российской
Федерации
 включает
в себя следующие элементы или виды
государствен­
ной
службы:

1) государственная
гражданская служба;

2) военная
служба;    

3) правоохранительная
служба. 

Военная
и правоохранительная службы призваны
обеспечить специфические функции охраны
общественного порядка и защи­ты
российского государства от внутренних
и внешних угроз. Государственная
гражданская служба направлена на
реализа­цию
общеадминистративных функций
государственного управ­ления.

Рассмотрим
более подробно особенности государственной
гражданской службы.

Из
приведенного выше определения
государственной гражданской службы
можно сделать следующие вы­воды
о её специфике:

·        основным
признаком государственной гражданской
служ­бы
является профессиональная деятельность.
Данный признак означает, что служебная
деятельность должна осуществляться непрерывно,
в качестве основного вида деятельности,
на основе специальных
знаний и навыков;

·        работать
на государственной службе могут только
граждане Российской
Федерации. Исключения из данного правила
могут быть
установлены международными договорами
Российской Федерации;

·        государственная
гражданская служба осуществляется с
це­лью
обеспечения полномочий
федеральных государственных
ор­ганов, государственных
органов субъектов Российской Федера­ции,
лиц, замещающих государственные должности
Российской Федерации,
и лиц, замещающих государственные
должности субъектов
Российской Федерации.

Федеративный
характер российского государства
предопреде­ляет
выделение в рамках государственной
гражданской службы её двух
видов
:

·         федеральной
государственной гражданской служ­бы;

·         государственной
гражданской службы субъектов Российс­кой
Федерации. 

Правовое
регулирование государственно-служебных
отношений базируется
на определенных принципах.

Согласно ст.
4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №
79-ФЗ «О государственной гражданской
службе РФ» принципами государственной
гражданской службы
 являются:

1. Приоритет
прав и свобод человека и гражданина.

2. Единство
правовых и организационных основ
федеральной гражданской
службы и гражданской службы субъектов
Российской Федерации.

3. Равный
доступ граждан, владеющих государственным
языком Российской
Федерации, к гражданской службе и равные
условия ее прохождения
независимо от пола, расы, национальности,
происхождения,
имущественного и должностного положения,
места житель­ства,
отношения к религии, убеждений,
принадлежности к обще­ственным
объединениям, а также от других
обстоятельств, не связанных
с профессиональными и деловыми качествами
граждан­ского
служащего.

4. Профессионализм
и компетентность гражданских служащих.

5. Стабильность
гражданской службы.

6. Доступность
информации о гражданской службе.

7. Взаимодействие
с общественными объединениями и
граждана­ми.

8. Защищенность
гражданских служащих от
неправомерного вмешательства
в их профессиональную служебную
деятельность.

К
настоящему времени в Российской Федерации
сформирована достаточно
обширная правовая
база государственной службы
.
К ней
относятся:

studfiles.net

23. Понятие государственной службы, ее особенности.

Государственная
служба в РФ

(ФЗ
«О системе государственной службы РФ»
)
— профессиональная служебная деятельность
граждан РФ по обеспечению исполнения
полномочий РФ, федеральных органов
государственной власти, иных федеральных
государственных органов, субъектов
РФ, органов государственной власти
субъектов РФ, иных государственных
органов субъектов РФ, лиц, замещающих
должности, устанавливаемые КонституциейРФ,
ФЗ для непосредственного исполнения
полномочий федеральных государственных
органов, лиц, замещающих должности,
устанавливаемые конституциями, уставами,
законами субъектов РФ для непосредственного
исполнения полномочий государственных
органов субъектов РФ.

Государственная
служба

(в
широком смысле
)
— это выполнение служащим своих
обязанностей в государственной
организации, в органах государственной
власти, на государственных предприятиях
и других организациях.

Государственная
служба
(В
узком смысле
)
— это выполнение служащим своих
обязанностей в государственных органах.
Законодатель ограничивает государственную
службу рамками государственных органов.

Особенности
государственной службы:

1)
это государственная деятельность.

2)
это профессиональная служебная
деятельность.

3)
ограничена рамками государственных
органов.

В
ФЗ «О системе государственной службы
РФ» устанавливаются основные
принципы построения и функционирования
ГС:


федерализм;


законность;


равный доступ граждан;


приоритет прав и свобод человека и
гражданина, их признание, соблюдение и
защита.


профессионализм и компетентность
государственных служащих.

+

Эти
принципы дополняются ФЗ «О государственной
гражданской службе»:


стабильность государственной службы


взаимодействие с гражданами и общественными
объединениями.

Источники:

Лекция.

24. Законодательные основы государственной службы.

В
РФ нет правового
акта,
который регулировал бы весь комплекс
основных вопросов государственной
службы. Она осуществляется в соответствии
с Конституцией РФ и Федеральным
законодательством, однако государственная
гражданская служба, как вид государственной
службы, так же может регулироваться
конституциями, уставами и законодательством
субъектов РФ.

Базовым
законом, регулирующим
основы
государственной службы в РФ, является
ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной
службы РФ». Он устанавливает, что
является
государственной службой, кто является
государственными служащими, основные
принципы государственной службы, виды
государственной службы и др.

Существуют
так же и
федеральные
законы, регулирующие каждый из 3х видов
государственной службы. В
частности:

1.
Для
гражданской

службы:

ФЗ
от 27.07.2004
«О
государственной гражданской службе
РФ» — регулирует государственную
гражданскую службу на федеральном
уровне.

+
Касаемо нашего субъекта, государственную
гражданскую службу КО, регулирует закон
КО «О государственной гражданской
службе в КО».

2.
Военная
служба

регулируется
ФЗ от 18 марта 1998 г. «О воинской обязанности
и военной службе», а так же ФЗ от 27 мая
1998 г. « О статусе военнослужащих»)

3.
Касаемо
правоохранительной

службы: Единого законодательного акта,
который бы регулировал данный вид службы
нет, его только планируется принять, а
пока она регулируется отдельными
законами. Например, правоохранительная
службу в органах прокуратуры регулируется
ФЗ «О прокуратуре
РФ» N 2202-1 от 17.01.1992,
службу в органах полиции – ФЗ от
07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».

Источники:

2
группа.

studfiles.net

1. Понятие и особенности государственной службы.

1.1 Принципы государственной службы.

Согласно
статье 1 Федерального закона «О системе
государственной службы Российской
Федерации» от 27.05.2003 №58-ФЗ:

Государственная
служба

— это профессиональная служебная
деятельность граждан Российской
Федерации по обеспечению исполнения
полномочий:

  1. Российской
    Федерации;

  2. Федеральных
    органов государственной власти, иных
    федеральных государственных органов;

  3. Субъектов
    Российской Федерации;

  4. Органов
    государственной власти субъектов
    Российской Федерации, иных государственных
    органов субъектов Российской Федерации;

  5. Лиц,
    замещающих должности, устанавливаемые
    Конституцией Российской Федерации,
    федеральными законами для непосредственного
    исполнения полномочий федеральных
    государственных органов;

  6. Лиц,
    замещающих должности, устанавливаемые
    конституциями, уставами, законами
    субъектов Российской Федерации для
    непосредственного исполнения полномочий
    государственных органов субъектов
    Российской Федерации.

Такое
законодательное трактование содержания
понятия «государственная служба»
теоретиками по вопросам системы
государственного управления признается
несколько ограниченным. Служение
государству при таком подходе низводится
до служения государственному органу
или лицу, замещающему должность.
Вследствие этого в стороне остаются
проблемы использования государственными
службами прерогатив государственной
власти, реализации законов государства,
а также социальные задачи государственной
службы.

Издавна
в России под словом «служба» понималось
отношение, связь, обязанность долга,
верности, преданности, готовности
исполнять дело, оказывать услугу,
защищать интересы. Предполагалось, что
служба имеет не только материальные
измерения в виде времени службы, либо
произведенных продуктов. Она заключается
в духовной, идейной, ценностной обязанности
того, кому служат, и того, кто служит.

В
настоящее время многие ученые смотрят
на государственную службу шире и
предлагают ее понимание как
государственно-правового и социального
института. Такое понимание требует
комплексного подхода, широкого
использования знаний философии,
политологии, социологии, экономической
теории, макро- и микроэкономики,
социального менеджмента, государственного
и муниципального управления, корпоративной
культуры и др. Только на такой базе можно
сосредоточить внимание на освоении
практических умений и навыков, конкретных
технологиях управленческой деятельности,
методах анализа и решения конкретных
проблем государственных органов власти.

При
изучении государственной службы нужно
учитывать и точку зрения, трактующую
государственную службу как систему
публично-правовых отношений между
государством и служащим, основанных на
подчинении и имеющих своим содержанием
обязательную деятельность, идущую от
лица государства и направленную к
осуществлению государственной задачи.
Такой подход позволяет в полной мере
учесть управленческие, организационные,
экономические, правовые, психологические
и многие другие аспекты государственной
службы, понять сущность бюрократии как
профессионального и социального слоя
общества, государственного служащего
как гражданина и человека.

В
полной мере отражает все стороны и
сущность государственной службы понятие,
предложенное учеными Российской академии
государственной службы:

Государственная
служба

— это деятельность по выполнению в
пределах полномочий прерогатив
государственной власти и управления,
совокупность правовых, социальных и
организационных норм, правил, стандартов,
традиций по реализации Конституции и
законов государства, его политических,
экономических, социальных задач,
публично-правовое отношение между
государством и государственным служащим
по поводу условий, методов и результатов
служения государству и обществу.

Однако
громоздкость такого определения
позволяет отдать предпочтение понятию,
предложенному профессором Г.В. Атаманчуком:
Государственная
служба

— это практическое и профессиональное
участие граждан в осуществлении целей
и функций государства посредством
исполнения государственных должностей,
учрежденных в государственных органах.

Правда,
здесь стоит сделать уточнение по поводу
государственных должностей, поскольку,
например, Федеральный Закон «О
государственной гражданской службе
Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля
2004 г. под государственной должностью
подразумевает должность, устанавливаемую
особым правовым актом для непосредственного
исполнения полномочий федеральных
государственных органов или государственных
органов субъектов РФ, а таковые в систему
государственной службы не входят.
Возможно, в определении целесообразнее
говорить о должностях государственной
службы.

Особенности
понятия государственной службы,
вытекающие из Федерального закона «О
системе государственной службы Российской
Федерации», таковы:

1)это
деятельность государственно-значимого
характера, а именно государственная
деятельность;

2)она
лишь часть государственной деятельности,
а именно в той ее мере, в которой она
обеспечивает исполнение полномочий
государственно-властного характера,
присущих Российской Федерации (составным
частям государства), а также лицами,
замещающими государственные должности
Российской Федерации и ее субъектов;

3)это
деятельность профессионального
характера, отвечающая специальным
требованиям, предъявляемым к ее субъектам,
в качестве которых выступают государственные
служащие.

Характеризуя
государственную службу, важно понимать,
что это служба не конкретным «государственным
органам» или «должностным лицам», а
служба государству, государственным и
общественным интересам. Это профессиональная
деятельность по выполнению государственных
задач и функций, осуществляемая лицами,
которые находятся на штатных государственных
должностях в государственных органах.

При
этом их деятельность оплачивается из
государственного бюджета — федерального
или субъекта Российской Федерации.

Принципы
государственной службы.

Основные
принципы построения и функционирования
системы государственной службы закреплены
в ст. 3 Федерального закона «О системе
государственной службы Российской
Федерации».

Принципы
государственной службы подразделяются
на конституционные, закреплённые
непосредственно в Конституции РФ, и
организационно — функциональные,
сформулированные в законодательстве
о государственной службе.

К
конституционным принципам государственной
службы относятся принципы федерализма,
законности, приоритета прав и свобод
человека и гражданина, равного доступа
к государственной службе.

Принцип
федерализма обеспечивает единство
системы государственной службы и
соблюдение конституционного разграничения
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти и органами государственной
власти субъектов РФ.

Принцип
федерализма означает, что государственная
служба представляет собой систему
должностей, учреждаемых в единой системе
государственных органов.

Федерализм
применительно к государственной службе
имеет несколько аспектов:

Нормативный
аспект

– конституционное и законодательное
разграничение компетенции в области
государственной службы между РФ и
субъектами РФ.

Организационный
аспект

– соблюдение принципа федерализма при
построении государственной службы,
разделение госслужбы на федеральную и
госслужбу субъектов РФ.

Функциональный
аспект

– самостоятельность каждого уровня
федеративной системы при решении
кадровых вопросов и вопросов
функционирования госслужбы.

Финансовый
аспект

– соблюдение принципа федерализма при
ресурсном обеспечении госслужбы за
счёт бюджета соответствующего уровня
(федерального или регионального).

Принцип
законности означает необходимость
соответствия Конституции РФ и федеральному
закону, подзаконных нормативных актов
и индивидуальных правовых актов в сфере
госслужбы.

Все
коллизии и противоречия разрешаются в
пользу Конституции РФ и федерального
закона.

Принцип
приоритета прав и свобод человека и
гражданина означает их непосредственное
действие, обязательность их признания,
соблюдения и защиты. При функционировании
института госслужбы права и свободы
человека и гражданина определяют смысл,
содержание и применение законов.

Недопустима
дискриминация граждан со стороны
госслужащих и самих госслужащих по
признакам пола, социальной, расовой,
национальной, языковой, религиозной
принадлежности.

Принцип
равного доступа граждан к госслужбе
означает, что каждый гражданин РФ должен
без какой бы то ни было дискриминации
и без неоправданных ограничений
допускаться на общих условиях равенства
к госслужбе. Равный доступ граждан к
госслужбе осуществляется в соответствии
с установленными применительно к
должностям квалификационными требованиями.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о