Монополии в россии примеры – примеры в мире и в России

Содержание

Легальная монополия примеры в россии

Естественные монополии в России

  1. Природные монополии. Появление таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, установленных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых. В случае если она при этом приобретает земельный участок, где расположено месторождение, никто другой уже не сможет им воспользоваться. Закон защищает права собственности, даже если они ведут к созданию монополии. Однако регулирующее вмешательство государства даже при этих условиях не исключено.
  2. Технико-экономические монополии. Это условное название для монополий, возникновение которых обусловлено либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлениями эффекта масштаба. Например, практически невозможно создание в городе двух сетей водоснабжения, подвода газа и электроэнергии в дома. То есть технически это реально осуществить, но нерационально с технической и экономической точек зрения. В России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:
  • естественные монополии;
  • разрешенные монополии;
  • временные монополии.

Бессмысленно дробить естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен. Из города в город все равно можно будет проехать только по одной дороге. В результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен на ряд локальных. Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на своем участке). Уровень конкуренции не повысится. Более того, из-за трудностей согласования работы региональных компаний могут возрасти общие издержки железнодорожной отрасли. Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром говорят, что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением. Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.

Легальная монополия примеры в россии

Это и есть чистая монополия. Причины возникновения и существования монополий. Таким образом также возникают искусственные монополии. Сбыт снижается как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В 2009 году тенденция усилится, поэтому динамика ВВП будет отрицательной. В таком случае возникает естественная монополия.

В рыночной экономике прибыль занимает центральное место, выражая разносторонние экономические связи в воспроизводственном процессе и выступая в качестве цели предпринимательской деятельности. В современных условиях, когда международное денежное обращение действует без единой основы — золота, применяются два вида валютного курса: фиксированный и плавающий.

Монополии в России в конце 19 в начале 20 века (стр

На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики. К традиционным средствам достижения собственных целей добавились новые, типичные для империалистической эпохи — кабальные займы, концессии.

Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) — уровень монополизации был невысок.

Монополии: примеры в мире и в России

Яркий пример чистой монополии в России – местные фирмы по электро-, газоснабжению населенных пунктов. Кроме того, это компании, содержащие водопроводные сети. Коммунальные службы являются наиболее удачными примерами таких субъектов хозяйствования во всем мире.

Где же особенно ярко проявляется государственная монополия? Примеры использования административной власти можно увидеть в различных сферах. Это Банк России. Он обладает монополией на организацию, обращение и эмиссию наличных денег. Такое право дано ему законодательными актами.

Государственная монополия

  • Патент — это свидетельство, который выдается физическому лицу для пользования изобретением. Патентом еще называют документ, который разрешает за определенную сумму в налоговый комитет квартальных отчислений в бюджет, заниматься малым бизнесом небольшим промыслом либо небольшой торговлей.
  • Авторское право — это интеллектуальная собственность автора, который имеет возможность официально размножать их для получения выгоды в течение всей своей жизни либо до того периода не передаст в собственность авторские права другому владельцу.
  • Торговый знак — это то, что называют брендом, в нем, может, содержаться определенный узор, рисунок, символы. А название будет отождествлять товар, фирму или услугу, которую они предоставляют людям. Регистрация торгового знака в государственных органах означает, что конкуренты не смогут использовать ваш знак для своей деятельности и получения выгоды от вашего разработанного проекта.

Картель — это союз, кучка предприятий, которые занимаются по сути одним и тем же, но они как бы между собой договариваются, как будут делить на доли общий выпуск продукции. А далее по какой цене будут продаваться продукты, производимые ими, для их распределения либо изделия на рынке. Эта форма искусственной монополии, по сути, не даёт возможности создать другим фирмам конкуренцию картелю.

Монополия, её основные характерные черты и виды (на примере России)

Итак, целью данной работы является выявление сущности монополии, её характерных черт и видов, а также одной из наиболее значимых линий конфронтации в новейшей истории России — борьбы за статус и роль государства в экономике нашей страны: будет ли государство реальным представителем народа, выразителем интересов страны и её экономики или оно станет инструментом в руках транснациональных корпораций и мировой финансовой олигархии…

Неслучайно в настоящее время как устойчивая тенденция четко прослеживается неуклонный рост тарифов/цен на блага, услуги, поставляемые данными государственными корпорациями и одобренные Правительством РФ, что провоцирует инфляцию, социальную напряженность, так как снижаются реальные доходы населения. А это свидетельствует о том, что государство, пока еще не стало «эффективным собственником».

Легальная монополия примеры в россии

Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение монополистов не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы конкурентной борьбы.

Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные предмета торговли сами продают на рынке; они договариваются о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Монополия в России

Административно- командная система развивается, как правило, в условиях закрытой экономики (за «железным занавесом»), опирается на государственную монополию внешней торговли. Существенным признаком этой системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной монополии. Конечным ее результатом становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.

Достичь доминирующего положения первым путем очень сложно, о чем говорит сам факт очень редких таких образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «честным», так как он предусматривает достижение преимущества над конкурентами постоянным повышением эффективности деятельности.

Естественные монополии в России: история, перспективы

В 2001 г. были одобрены основные принципы и направления реформирования электроэнергетики, а в марте 2003 г. принят пакет соответствующих законов. Этими актами решен целый комплекс вопросов, касающихся как правового регулирования сфер, относящихся к естественным монополиям, так и порядка их взаимодействия с иными сферами деятельности, не являющихся естественно-монопольными, но примыкающими к ним, в том числе производства электроэнергии и ее продажи [7, с.33].

Однако проблема регулирования естественных монополий в сфере электроэнергетики является важной проблемой. Правительство ищет разнообразные способы регулирования, учитывая специфику нашей страны. Еще одной проблемой является привлечение инвестиций в эту отрасль.

Легальная монополия примеры в россии

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

urist-yslugi.ru

Монополия

Современная экономика — это достаточно интересная и широкая область, которая объединяет в себе множество понятий и терминов, законов и факторов. Одно из таких понятий – монополия. Именно о ней и будет идти речь в статье.

Понятие и сущность монополии

Разъяснений термина монополия достаточно много. Если рассматривать этимологию слова «монополия», то оно состоит из двух греческих слов:

«mono» — один, и «poleo» — продаю, фактически означая – один продавец.

Определение 1

Если говорить простыми словами, то монополия – это единоличное право обладать чем-либо, или производить что-либо. Как правило, монополистическое предприятие, это крупная компания, организация или структура, которая является единственным поставщиком продуктов, товаров или услуг. Монополистическая организация характеризуется жёстким контролем и установлением завышенных цен. Стоит отметить, что помимо понятия «монополия», есть и «абсолютная монополия».

Итак, в чём же отличие двух понятий: монополия и абсолютная монополия? В случае с предприятием монополистом, есть вариант выхода на рынок другого игрока, который будет продавать аналогичный товар, предоставлять такие же услуги. Абсолютная монополия исключает этот факт, так как подразумевает факт того, что предприятие единолично и полностью владеет ресурсами по производству товаров или предоставлению услуг.

Для более детального понятия отличий, рассмотрим примеры монополии обычной от абсолютной, на территории России. Так, предприятием монополистом можно назвать Почту России. Это одна крупная организация, которая предоставляет ряд услуг по доставке грузов на всей территории Российской Федерации. Есть мелкие и несущественные конкуренты, к примеру, те, которые занимаются организацией перевозок в пределах одного региона. Однако существенную конкуренцию это однозначно не вызывает.

Пример 1

Предприятием абсолютным монополистом можно назвать Газпром. Эта компания не просто единолично обладает правом на продажу природного газа. Газпром полностью владеет добычей газа, то есть весь газ на территории России фактически принадлежит этой организации. Конкуренция полностью отсутствует.

Три вида монополии. Разъяснения и суть

Различают три основные виды монополий:

  1. Закрытая монополия.
  2. Естественная монополия.
  3. Открытая монополия.

Закрытая монополия

Подразумевает собой то, что монопольное право компании защищено юридически, а именно законами, к примеру, патентом или авторским правом.

Пример закрытой монополии – операционная система IOS, которая используется на смартфонах Apple, а её права и патенты принадлежат всё той же одноимённой компании.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает в результате того, что спрос на определённый товар или услугу удовлетворяет одно предприятие. Товары или услуги, которые производятся в пределах естественной монополии, не могут быть заменены другими.

Как примеры естественной монополии можно отнести услуги по передаче электричества и отопления, телефонную связь, железнодорожные перевозки.

Открытая монополия

В области открытой монополии находятся компании, которые являются единственными производителями или продавцами товара, однако юридически не защищены от конкуренции. Как правило, это компании, которые вышли на рынок с новым товаров или компании которые кардинально отличаются от конкурентов, к примеру – качеством.

Пример 2

Отличным примером предприятия, работающего в открытой монополии, является компания по производству конструкторов LEGO. По качеству аналогов LEGO нет. Однако существуют многие другие компании по изготовлению аналогичных конструкторов. Но благодаря высоким стандартам, качеству и рекламе, говоря о детском конструкторе, мы сразу вспоминаем LEGO.

В таблице приведём причины появления монополий и их характеристики.

Рисунок 1.

Плюсы и минусы монополии в экономике

Если говорить о преимуществах монополии в экономике, то их практически нет. Честно говоря, кроме как для самого монополиста, пользы от монополии практически нет.

Неэффективность монополии обусловлена двумя простыми факторами:

  1. Распределение ресурсов. Все ресурсы (товар, услуги) находятся во владении одной монополистической компании. Тем самым цены устанавливаются не в соотношении спроса на товар, а «самовольно» компанией монополистом. Как пример можно рассмотреть поставку электроэнергии. Спрос есть практически стопроцентный, однако цена устанавливается вне зависимости от желаний потребителей.
  2. Отсутствие конкуренции. В связи с тем, что у компании монополиста нет конкурентов, она менее стимулирована для развития. Мировая экономическая практика показала, что конкурентный рынок более эффективен и добивается более высоких результатов в развитии.
  3. Отсутствие стимулов. Всё то же отсутствие конкуренции, вызывает неэффективность монополистического предприятия, в связи с тем, что нет стимулов и предпосылок сделать товар, услугу или продукт лучше. Действует принцип «один продавец – одно качество».

Замечание 1

В конце стоит отметить, что абсолютной мировой монополии практически нет. Как правило, компании монополисты действуют в пределах одной страны или региона, области или города.

Если общество хочет контролировать монополии, по крайней мере те монополии, которые не были созданы его собственным правительством, оно имеет три варианта. Первый — это антимонопольная политика американского сорта; второй — государственное регулирование ; и третье — общественная собственность и эксплуатация. Как для монополии, ни один из них не является идеальным.

Антимонопольная политика дорога для обеспечения: антитрестовский отдел Департамента юстиции имел бюджет $133$ млн долларов в $2004$ году , и бюджет Федеральной торговой комиссии составил $183$ млн долларов. Подсудимые (которые также сталкиваются с сотней частных антимонопольных дел каждый год ), вероятно, потратили десять или двадцать раз больше. Кроме того, антимонопольное регулирование медленно двигается.

spravochnick.ru

Примеры естественных монополий в России


Сложившиеся в Российской Федерации естественные монополии — Российское акционерное общество “ЕЭС России”, Российское акционерное общество “Газпром”, акционерная компания “Транснефть”, железнодорожный транспорт Российской Федерации, составляют основу производственного комплекса страны, в определенном смысле являясь гарантом экономической стабильности и целостности Российского государства. Эти естественные монополии даже в условиях всеобщего экономического кризиса, остановки и несостоятельности большинства промышленных предприятий доказали свою жизнеспособность и высокий уровень экономической эффективности. Именно они определяют лицо России в мировом экономическом хозяйстве.

Сложность регулирования деятельности акционерных обществ в отраслях естественных монополий — РАО “ЕЭС России”, ОАО “Газпром”, заключается в том, что, с одной стороны, они, как и любой другой хозяйствующий субъект имеют целью своей деятельности получение прибыли. С другой стороны, их монопольное положение на рынке и стратегическая значимость для экономики и интересов безопасности государства требуют проведения такой политики, приоритетами которой являются интересы государства и населения. Эта двойственность требует разработки особого подхода к регулированию деятельности субъектов естественных монополий и предопределяет необходимость подкрепления государственного регулирования значительной долей государства в акционерном капитале этих обществ.

На сегодня доля государства в акционерном капитале РАО “ЕЭС России” — составляет 53%, в РАО “Газпром” — 40%. В то же время пакет акций, находящийся у иностранных акционеров РАО “ЕЭС России” увеличивался до последнего времени достаточно быстрыми темпами и составил на сегодня 30,8%. Нетрудно догадаться, что стихийное развитие данных процессов могло бы привести к потере государственного контроля в этих обществах и к возрастающему влиянию на их политику иностранных акционеров. Дальнейшее увеличение доли акций иностранных акционеров в РАО “ЕЭС России” и снижение доли государства поставило бы под угрозу самостоятельность РАО “ЕЭС России” и приоритет национальных интересов в политике РАО. Печальный опыт Казахстана, где значительная доля акций энергокомплекса принадлежит иностранцам, подтвердил необходимость проведения политики ограничения доли акций, принадлежащих иностранцам в отраслях естественных монополий, имеющих стратегическое значение, и установление предельной доли акций, находящихся в государственной собственности. Можно продолжить перечисление: приватизация Российского нефтегазового комплекса, его раздробление на ряд самостоятельных компаний способствовало тому, что в условиях падения мировых цен на нефть, они не смогли проводить единую экспортную и ценовую политику. Никакие соображения о необходимости пополнения федерального бюджета за счет продажи части акций из государственного пакета, нельзя назвать экономически целесообразными. Национальные стратегические интересы государства выходят за рамки решения сиюминутных проблем федерального бюджета, но носят долгосрочный характер, базируются на интересах развития национальной промышленности и сельского хозяйства, в каждой единице товарной продукции которых заложена цена энергии, сохранения единства и целостности России.



Государственное регулирование означает приоритетность интересов государства в экономической политике данных обществ, включая вопросы сбыта, ценообразования, расчетных отношений, экспортной политики. Очевидно, что государственные интересы следует понимать шире, чем интересы федерального центра: поскольку деятельность естественных монополий прямо и непосредственно затрагивает состояние экономик всех регионов России, постольку интересы субъектов Российской Федерации должны находить свое отражение в политике субъектов естественных монополий. Наконец, государственное регулирование и контроль деятельности естественных монополий предполагают выражение интересов государства и общества внутри самих естественных монополий. Это предполагает, с одной стороны, установление контроля закона за деятельностью естественных монополий, дабы не допустить действий исполнительной власти, по Конституции управляющей федеральной собственностью, в интересах самой исполнительной власти и ее отдельных представителей. О возможности таких действий свидетельствует опыт проведения приватизации в России.

В который раз Россия сталкивается с проблемой отставания законодательного процесса от процессов и потребностей хозяйственного развития. В условиях отсутствия базового закона, регулирующего деятельность акционерных обществ со значительной долей государства в отраслях естественных монополий, значительной долей государства, для решения необходимых и неотложных, отмеченных выше проблем. Законодательный процесс стал развиваться по пути принятия частичных законов и внесения изменений и дополнений в уже действующие законодательные акты. Наиболее “продвинутым” обществом с точки зрения законодательного обеспечения стало РАО “ЕЭС России”.

С этой целью был разработан и принят федеральный закон “Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации РАО ЕЭС России и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящихся в Федеральной собственности”. Этот закон был принят через преодоление вета Президента, что отражает высокий накал противоречий различных интересов вокруг проблем, решаемых этим законодательным актом.

1. Прежде всего, закон устанавливает, что контрольный пакет РАО “ЕЭС России” и других акционерных обществ электроэнергетики должен находиться у государства, то есть доля акций государства (федеральный пакет) в акционерном капитале РАО “ЕЭС России” и других обществ электроэнергетики должна составлять 51% .

2. Закон разрешает противоречие между федеральным характером контрольного пакета акций РАО “ЕЭС России” и необходимостью учета интересов субъектов Российской Федерации в деятельности данного общества через передачу 33 процентов голосов по акциям РАО, находящимся в федеральной собственности, субъектам Российской Федерации пропорционально потребляемой электроэнергии.

3. Закон вводит ограничения (до 25 %) на объем акций РАО “ЕЭС России”, который может находиться в собственности иностранных институтов, юридических, физических и аффинированных российских юридических лиц.

Нельзя не видеть несовершенство данного закона, которое “тянет” за собой необходимость внесения изменений и дополнений в целую серию законодательных актов и самого закона.

Прежде всего, жесткое закрепление за государством пакета акций в 51 процент вряд ли целесообразно, поскольку при изменении экономической ситуации могут возникнуть условия, в том числе финансовые, для расширения государственного пакета акций. Более того, представляется, что наиболее оптимальным, с точки зрения интересов государства, был бы 75 процентный пакет акций в руках государства, чтобы исключить блокирование решений государства в органах управления РАО. Поэтому целесообразно было бы в законе установить, что не менее 51 % акций РАО ЕЭС России должно находиться в руках государства, тем более что уже сегодня пакет акций государства составляет 53 %, и подталкивание к его сокращению нецелесообразно. В этом и состоит экономический смысл поправки к названному закону, предложенной Советом Федерации.

Далее, принятие половинчатого решения о передаче голосов по акциям из федерального пакета субъектам Российской Федерации предполагает следующий шаг — законодательное закрепление права на консолидацию голосов субъектов федерации и связанный с этим механизм (право) пропорционального представительства в органах управления РАО “ЕЭС России”. Понятно, что такая консолидация голосов может быть осуществлена только на добровольной основе. В связи с этим, Совет Федерации выступил с законодательной инициативой: внести соответствующую поправку в федеральный закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества”.

Наконец, ограничение участия иностранных акционеров в акционерном капитале РАО “ЕЭС России” долей ниже, чем ее реальный фактический уровень, как это имело место в принятом законе, вряд ли целесообразно и приведет к тому, что данная норма либо не будет работать, либо ее действие приведет к нарушению прав акционеров. Действительно, добиться уменьшения доли иностранных акционеров можно двумя путями: либо через покупку государством требуемого количества акций по рыночному курсу; либо через проведение процедуры дополнительной эмиссии, по сути означающей “разводнение капитала”. И то и другое нежелательно, поскольку покупка государством акций РАО “ЕЭС” требует дополнительных затрат федерального бюджета; “разводнение же капитала” приведет к изменению пропорций распределения акций у акционеров, что безусловно, нарушает их права. Пытаясь найти выход в сложившейся ситуации, когда необходимо, с одной стороны, иметь ограничения на допустимую долю акций, находящуюся в собственноcти иностранных акционеров, а с, другой стороны, не создавать прецедента нарушения прав акционеров, Комитет по вопросам экономической политики выступил с инициативой ввести в закон поправку, суть которой состоит в ограничении объема акций, находящихся в собственности иностранных акционеров уже имеющейся долей, то есть 30 процентов, не допуская ее дальнейшего роста. Совет Федерации не согласился с предложенной поправкой Комитета по вопросам экономической политики, хотя она представляла собой разумный компромисс. Изменение политической ситуации в России, поставило вопрос о смене экономического курса и вопрос об уровне ограничений на владение акциями иностранных акционеров через какое-то время станет опять актуальным.

Представляется целесообразным принять аналогичные законодательные акты — содержащие нормы, определяющие долю государства в пакете акций, передающие голоса по акциям, находящимся в федеральной собственности субъектам Российской Федерации, вводящие ограничения на долю акций, могущих находиться в собственности иностранных акционеров, в отношении других акционерных обществ в отраслях естественных монополий — таких как ОАО “Газпром”.

На сохранение и защиту естественных монополий направлена законодательная инициатива Комитета по вопросам экономической политики, поддержанная Советом Федерации — “О внесении изменений и дополнений в статью 15 Федерального закона “Об акционерных обществах”, суть которой состоит в том, что реорганизация обществ в отраслях естественных монополий должна совершаться исключительно на основании федерального закона. Поводом для разработки данной поправки послужили нападки на таких как РАО “Газпром” и стремление законодательно защитить его от расчленения на отдельные звенья.

 

ФАС России

stydopedia.ru

МОНОПОЛИЯ

Глава 12. МОНОПОЛИЯ.

«Вмешательство монополий без всяких к тому

оснований ведет к сокращению производства… Монополия принадлежит к тем вещам, против которых настроено большинство людей».

(Пол Самуэльсон «Экономика»)

Изучаемые вопросы

Цели, средства и ограничения фирмы, работающей на рынке несовершенной конкуренции.

Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в СССР и России. Пути демонополизации российской экономики.

Математическая модель монополии. Монопольная прибыль. Социальная цена монополии.

Поведение монополии. Ценовая дискриминация.

====================================================================

Цели, средства и ограничения фирмы на рынках несовершенной конкуренции. Цена и объем производства несовершенного конкурента связаны между собой: чем больше производится товаров, тем ниже их цена. То есть кривая спроса на продукцию фирмы имеет отрицательный наклон, а несовершенный конкурент является ценоустановителем (ценоискателем).

Первый фактор, влияющий на выбор цены — это эластичность спроса на продукцию фирмы. Чем больше эластичность спроса на продукцию фирмы, то есть чем сильнее зависит потенциальный объем продаж от изменений цены, тем меньше рыночная власть фирмы. И наоборот, если эластичность спроса на продукцию фирмы невелики, то фирма обладает большой рыночной властью. Это вполне согласуется со здравым смыслом, так как эластичность спроса отражает доступность заменителей: чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.

Второй фактор – это затраты, а именно переменные затраты. Чем они выше, тем больше приходится поднимать цену.

Природа монополии. Фирму принято считать монополистом, если она выступает в качестве единственного продавца товара, не имеющего близкого заменителя. При этом часто доступ других производителей на рынок этого товара сильно затруднен. Это может быть связано с патентом, дающим исключительное право производства его владельцу, или со значительными финансовыми затратами.

Несмотря на четкое определение понятие монополии противоречиво. С одной стороны, в реальном мире практически нет чистых монополий, то есть ситуаций, когда вся отрасль состоит из одной фирмы. С другой стороны, монопольная власть на рынке встречается на каждом шагу. В городе может быть одна электростанция, одна железная дорога, одна больница. Более пяти процентов всех товаров и услуг, производимых американской экономикой, производится на рынках близких к монополии.

Монополия как массовое явление в современном мире связано не только и не столько с естественным развитием отрасли, когда экономически сильный конкурент вытесняет или поглощает слабого. Таких монополий относительно немного. Кого же можно назвать монополистом? Само слово «монополия», происходящее от двух греческих слов («моно» — единственный, «полис» — продаю), дает достаточно точный ответ на поставленный вопрос. Например, продавец ночного магазина, единственного на всю округу, торгует по повышенным ценам, реализуя свое монопольное положение в ночное время. Или цена вообще не объявляется и продавец ночного магазина, глядя вам в глаза, осуществляет ценовую дискриминацию, то есть устанавливает наиболее выгодную для себя цену в зависимости от ситуации.

Виды монополий — это конкурентная монополия, технологическая монополия, искусственная монополия естественная монополия. Точной границы между ними нет.

Конкурентная монополия возникает в ходе конкурентной борьбы. Она представлена обычно крупными предприятиями с наивысшей производительностью и наименьшими затратами. Монополии такого рода носят переходящий характер в силу все той же конкуренции.

Технологические монополии. Фирмы, лидирующие в тех или иных областях научно-технического прогресса, обладают технологической монополией. В отличие от фирмы-монополиста, обладающего патентом на относительно простое изобретение типа клеющейся бумаги, разработанной фирмой 3М, технологические монополии занимают устойчивое положение. Например, можно обладать всеми патентами и лицензиями на производство одной из моделей КБ «Сухой», но производить все новые и новые отличные модели самолетов, скорее всего, сможет только само КБ.

Искусственные (легальные) монополии создаются государством. Искусственная монополия отличается стабильностью, так как поддерживается внеэкономически. Она не обязательно представлена передовыми в техническом отношении фирмами. Таким монополиям предоставляются привилегии, закрепляющие их преимущественные права на природные и иные ресурсы. Тем самым государство разрешает одним и запрещает другим. Таковы были монополия на водку в России или привилегии Ост-Индийской компании на продажу чая в колониях, предоставленная ей Великобританией в 1773 году, что послужило поводом для начала американской революции.

Естественные монополии. Местная система энергоснабжения, телефонная станция или линия метро — все это примеры монополий. Действительно трудно представить себе две параллельные линии метро или дублирующие друг друга телефонные сети. Это примеры так называемой естественной монополии, которая в некоторых случаях неизбежна, так как позволяет обществу наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы.

Естественные монополии возникают там, где конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна, то есть там, где конкуренция менее эффективно использует ресурсы общества.

Естественная монополия – это ситуация, когда при производстве некоторого вида продукции крупное предприятие оказывается более эффективным по сравнению с несколькими мелкими, которые все вместе могли бы выпустить такой же объем продукции, как и данное предприятие, но при этом их средние издержки будут значительно выше, чем у данной фирмы. Например, невозможно одну шахту эксплуатировать двумя фирмами и нецелесообразно иметь дублирующие линии метро или энергосистемы.

Как правило, спрос на продукцию или услуги естественных монополий в гораздо меньшей степени зависит от изменения цены, поскольку их трудно заменить в употреблении другими товарами и услугами. Предположим, повышение цены на автомобили потребитель может перенести. Он просто откажется на время от покупки собственной машины. Но даже значительное повышение цены на электроэнергию вряд ли заставит его отказаться от ее потребления. В результате у естественного монополиста появляется возможность устанавливать цены значительно выше своих фактических затрат на производство. Чтобы этого не происходило, государство должно защитить интересы потребителя и закрепить эту функцию на уровне закона. Действительно, крайне нежелательно допустить такую ситуацию, чтобы энергетическая компания требовала повышения платы угрожая отключением электричества. Она может обосновывать необходимость повышения тарифов увеличением затрат, но никак не использовать силу. Конечно, ее услуги можно заменить, но никак не в краткосрочном периоде. Поэтому государство выступает посредником в отношениях между потребителем и естественной монополией, регулируя цены и объемы продаж, а также давая дотации потребителям.

ПРИМЕР 12-1. ЗАКОН «О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ».

В разных странах существует практика регулирования естественных монополистов специальными независимыми агентствами, деятельность которых опирается на законодательные акты. Например, в США предприятия телефонной связи регулируются Федеральной комиссией по связям, в Великобритании — Офисом по регулированию телекоммуникаций, в Канаде — Канадской комиссией по телевидению и телекоммуникациям. Эти агентства обязаны, с одной стороны, обеспечивать доступность для потребителя продукции естественных монополий, с другой — устанавливать и поддерживать такие цены на эту продукцию, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие самих монополий.

Российский перечень естественных монополий включает транспортировку нефти по магистральным трубопроводам; транспортировку газа по трубопроводам; производство электроэнергии и предоставление услуг по ее передаче; железнодорожные перевозки; перевозки в труднодоступные районы и в их пределах; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; отдельные виды электрической и почтовой связи; услуги водопроводно-канализационного хозяйства; управление воздушным движением.

Статистические данные свидетельствуют о неэффективности управления отраслевыми министерствами естественными монополиями. Отмечено, что динамика роста цен в отраслях естественных монополий постоянно значительно опережает рост цен промышленности. По данным Госкомстата России, сводный индекс оптовых цен по отраслям промышленности с января 1993 г. по январь 1994 г. вырос в 8 раз, а тарифы на электроэнергию за это же время повысились в 14 раз. Тарифы на теплоэнергию — в среднем в 15 раз. Тарифы на железнодорожном транспорте — в 19 раз.

Ориентированный на затратный механизм ценообразования позволял включать в тарифы такие расходы, как плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ, налог на заработную плату сверх установленных пределов и даже штрафы. В итоге фактическая рентабельность в энергетике составляла свыше 40% к себестоимости и позволяет около половины чистой прибыли использовать на потребление, выплату дивидендов, приобретение акций коммерческих банков.

[Источник: Известия 16.07.94]

Монополии не вечны. Они разрушаются и вновь возникают в результате научно-технического и экономического прогресса. В начале ХХ века сложилась телефонная сеть как естественная монополия. Сегодня с развитием средств телефонной связи это уже олигополия. Одни монополии более устойчивы, другие менее.

Причины возникновения монополий. Все чаще монопольная власть на рынке определяется входными барьерами для вступления на рынок, то есть условиями, которые затрудняют вступление «фирм-новичков» в отрасль, где господствуют «фирмы-старожилы». Кроме того, существенным фактором создания монополий являются слияния. Рассмотрим подробнее причины возникновения монополий.

1. Естественная монополия возникает вследствие положительного эффекта масштаба: чем больше объем производства, тем ниже средние затраты. Это означает, что средние затраты в долгосрочной перспективе будут минимальны, если отрасль представлена только одной, а не несколькими конкурирующими фирмами.

2. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача лицензий, например, на кабельное телевидение, перевозки в условиях севера, почтовые услуги и тому подобные виды деятельности). На это оно идет довольно часто для того, чтобы ограничить конкуренцию в отраслях, где обществу выгоднее допустить монополию (это ситуация естественной монополии). В краткосрочной перспективе такая искусственная монополия может дать эффект, но в долгосрочной перспективе конкуренция незаменима.

3. Собственность на невосполнимые и редкие ресурсы тоже является сильным входным барьером. Классическим примером является рыночная власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Возможен вариант передачи в долгосрочную аренду месторождений полезных ископаемых частным компаниям. К этому же типу рыночных барьеров относится и обладание уникальными человеческими дарованиями (выдающиеся артисты, спортсмены и даже талантливые предприниматели — все они обладают монопольной властью в своей сфере деятельности).

4. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий на эту деятельность, например в регионах или на рынках, определенных иным способом. Автор, владеющий патентом, может продать права на использование своего изобретения или использовать его сам. В любом случае на рынке сохраняется в том, или ином виде монопольная власть. Такой тип монополии иногда называют закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкурентов в виде патентов или преимуществ естественной монополии.

5. Стоимость вхождения в отрасль, где господствует открытая монополия или рынок делят несколько крупных фирм, получающих преимущество массового производства с уже осуществленными значительными капиталовложениями, является серьезным барьером для входа в отрасль. Внедрению на рынок автомобилей или самолетов мешает помимо проблем с правительствами и патентами еще и гигантские затраты на достижение конкурентоспособности нового предприятия.

6. Нелегальные методы борьбы с потенциальными конкурентами часто препятствуют входу на рынок новых фирм. К сожалению, и в России это имеет место.

7. Объединения фирм. Слияние фирм — это основной вид объединения для создания монополий или доминирующих фирм. Например, в 1997 году слияние авиагигантов “Боинг” и “МакДональд — Дуглас” привело к созданию доминирующей фирмы на мировом рынке авиатехники.

Слияние компаний может быть: горизонтальным, вертикальным или конгломератным.

  • Горизонтальное слияние приводит к соединению двух или более компаний, выпускающие аналогичные товары или оказывающих близкие услуги, например, слияние двух издательств.

  • Вертикальное слияние приводит к соединению компаний, которые осуществляют различные стадии одного производственного процесса. Примером вертикального слияния может быть ситуация, при которой нефтяная компания приобретает нефтеперегонный завод для производства собственного бензина.

  • Конгломератное слияние приводит к соединению двух или более совершенно не связанных между собой компаний. Примером может служить приобретение некоторое время назад автомобильным концерном “Вольво” крупной сети супермаркетов. Конгломераты позволяют диверсифицировать производство, но затрудняют управление. Они не всегда приводят к успеху. Тот же “Вольво” в 1997 году вновь стал чисто автомобильным, продав сеть супермаркетов.

Слияние происходит по нескольким причинам. Некоторые компании приобретают другие фирмы для изменения или расширения ассортимента продукции. Изменение продукции компании позволяет ей “снизить степень риска” или, другими словами, обезопасить себя от возможности уменьшения спроса на одни товары за счёт добавления новых производств. Другие фирмы сливаются с целью увеличения объёма производства и, соответственно, доли рынка. Третьи же — для сокращения затрат и ради осуществления внутренних структурных изменений. Четвёртые объединяются для реализации совместных проектов. Такие слияния выгодны и компаниям, и потребителям. Правда и то, что в некоторых случаях слияние является способом уменьшения или устранения конкуренции. Антимонопольное законодательство направлено на то, чтобы помешать подобным слияниям, разрешая при этом те, которые способствуют эффективности производства и действию эффекта масштаба.

В качестве альтернативы слиянию некоторые компании создают совместные предприятия. В совместном предприятии две компании соединяют часть своих ресурсов, сохраняя в то же время свою юридическую и экономическую самостоятельность. С начала перестройки стали очень распространёнными совместные предприятия между российскими и иностранными компаниями. Хотя совместные предприятия могут быть образованы и российскими предприятиями.

Монополии в СССР. В условиях административно-командной экономики бывшего Советского Союза монополии были распространённым явлением. Их можно назвать административными монополиями. Этот факт еще долгое время будет оказывать влияние на нашу экономику. российские предприятия в среднем довольно крупные и среди них не мало предприятий-гигантов. Более половины советских отраслей имели высокий уровень монополизации, так как в каждой из этих отраслей доля четырёх крупнейших предприятий (это так называемый коэффициент концентрации) составляла свыше 60% общего отраслевого объёма производства. Масса продукции производилась на одном — единственном предприятии.

В том, что касается численности рабочих, средний размер промышленных предприятий был почти в десять раз выше, чем у таких же предприятий в странах с развитой рыночной экономикой. В 1987 году крупнейшие советские предприятия (с численностью 10000 рабочих и более) производили 20,2 процента от общего объёма промышленного производства.

Данные, представленные в таблице 12 -1 иллюстрируют высокий уровень концентрации, который был характерен для советской экономики. В действительности, очень большая часть советских предприятий были единственными производителями своей продукции. Это особенно имело место в машиностроительном секторе, где 87 процентов предприятий в указанный период были единственными производителями своей продукции.

Экономика “осажденного лагеря” породила особый тип монополии. Основным видом монополии в советской экономике была не монополия на конечный продукт, а монополия на полуфабрикат или передел.

Таблица 12 -1. Распределение объема производства в

СССР по числу производителей в 1988 г.

Количество

Произведенная продукция в процентах по секторам

производите-

лей

Машино-

Строение

Металлур-

гия

Химическая

и лесная

промышленность

Строи-

тельство

Сфера

социального

обслуживания

1

87,0

27,9

46,7

30,0

44,9

2-3

7,8

28,4

27,6

28,9

20,7

4-6

2,7

20,7

13,1

12,2

12,9

7 и более

2,5

23,0

12,6

28,9

21,5

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Около 2000 предприятий были единственными производителями некоторых видов продуктов. По данным Госкомстата СССР в 1989 году из 340 групп промышленной продукции 209 производились на одном предприятии, а 109 — на предприятиях, контролировавших 90 и более процентов союзного рынка. Казалось бы, более неблагоприятную рыночную структуру трудно представить. Но это еще не все.

Сравнительный анализ монополизации российской экономики. Сопоставим количества крупных, средних и мелких предприятий в США и России. В США предприятия с числом занятых до 250 человек составляют примерно 98% от общего числа предприятий и на них занято 27% работающих. В России ситуация принципиально иная: 53% и 8,5%, соответственно.

Таблица 12-2. Распределение числа фирм по числу работников в

обрабатывающей промышленности в России и США, 1993 год.

Малые

(до 250)

Средние

(250-999)

Крупные

(1000-99990

Очень крупные

(свыше 10000)

РОССИЯ

Число фирм

% от общего числа

10374

46,1

7651

34,0

4292

19,1

188

0,8

США

Число фирм

% от общего числа

299666

97,6

5530

1,8

1657

0,5

267

0,1

По многим отраслям США и Россия имеют сходные коэффициенты концентрации, но количество малых фирм в США намного выше. В России в обычной отрасли остальной объём продукции производится на нескольких средних предприятиях, а в США — на бесчисленных мелких фирмах. Именно малые предприятия обеспечивают в США поиск оптимальных путей научно-технического прогресса и прирост новых рабочих мест. структура унаследована от СССР и меняется она пока не столь быстро. В России даже после первых десяти лет рыночной экономики ощущалась “острая недостаточность” малых предприятий.

Регионально-отраслевая сегментация рынка. В наследство от СССР России достался высокий уровень сегментации рынка. Исторически сложившаяся система торговли (тогда это называлось распределением) во главе с Госснабом и отраслевыми министерствами такова. За каждой торгово-снабженческой структурой закреплялись регион и набор предприятий. Поэтому на каждом территориально-отраслевом сегменте и сейчас ещё мало серьёзных конкурентов. Новым оптовым фирмам трудно стать вровень с осколками старых монополистов. Укрепление оптового звена есть один из реальных путей преодоления высокой монополизации российской экономики.

Высокий уровень сегментации рынка в каждом регионе дополняется наличием перевозчика — монополиста. Это железные дороги. Их доля в транспортировке грузов в России составляла в 1993 году 96% (в тонно-километрах без учёта трубопроводов), тогда как в США — 50%, а в Западной Европе — 30%. Конечно это объясняется и огромной территорией нашей страны, но не только. Низкое качество и нехватка дорог привели к тому, что более 17% объёма перевозок на железных дорогах приходится на маршруты протяжённостью 100 км.

Монополии в России. Российская экономика унаследовала и до некоторой степени сохранила многие черты советской экономики, включая и высокую концентрацию производства во многих секторах. Хотя монополизация в России значительна, но она ни чуть не выше, например, чем в Чехии или Венгрии. Реальная рыночная власть российского монополиста ограничена не столько потенциальными конкурентами и товарами — заменителями, сколько низкими доходами предприятий и граждан.

Пути демонополизации российской экономики. Чтобы изменить ситуацию, необходимо, конечно, увеличить число независимых предприятий, работающих на рынке. Добиться этого можно, работая в трёх направлениях:

  • Экономика должна быть открытой для иностранной конкуренции. Если это условие соблюдено, количество предприятий внутри России не имеет большого значения. Например, Фиат и Оливетти — крупнейшие в Италии компании по производству автомобилей и компьютеров, соответственно, но они не считаются монополиями. Эти компании испытывают на себе влияние международной конкуренции и не могут действовать как монополисты.

  • Там, где это экономически целесообразно, необходимо разделить чрезмерно крупные предприятия на ряд более мелких фирм. Хорошим примером являются авиационные компании. Советская авиакомпания Аэрофлот была крупнейшей в мире, но при этом работала очень неэффективно, а её услуги пользовались печальной известностью. После приватизации она была разделена на несколько компаний. Некоторые из них, такие как Трансаэро, отреагировали на давление конкурентов тем, что стали предлагать услуги международного уровня по разумным ценам.

  • Необходимо создать условия для образования большого количества новых предприятий. Работая на конкурентных рынках, эти предприятия смогут более полно удовлетворять спрос потребителей.

Монопольная прибыль. Монополист, как правило, получает экономическую прибыль или сверхприбыль, которую в экономической теории именуют монопольной прибылью, за счет сокращения производства и превышения монопольной цены над ценой при совершенной конкуренции, если бы она по каким-либо причинам возникла на рынке данного товара. Эта разница действительно может рассматриваться как монопольная прибыль, то есть как прибыль, полученная вследствие преимуществ фирмы-монополиста над конкурентной фирмой. Так как нормальная прибыль включена в издержки, то экономическая прибыль конкурентной фирмы в долгосрочном периоде равна нулю, в то время как сверхприбыль, то есть монопольная прибыль, положительна. Поэтому экономисты считают это одной из преград для рынка, эффективно распределяющего ресурсы, а монопольную прибыль рассматривают как потери общества от монополии.

Вместе с тем, современная наука смотрит на монополию достаточно спокойно. Одна из причин заключается в достаточно распространенном мнении, что монополия относительна и часто неизбежна. К тому же зачастую искусственное разрушение монополии нередко нерационально, поскольку обходится дороже, чем выигрыш от конкурентного рынка. Другая причина состоит в том, что монополии часто являются носителями научно-технического прогресса. Кроме того, во многих случаях сверхприбыль невелика и потому не столь уж велики общественные потери от монополии.

PМонопольная прибыль

MC AC

PM M1

ACM M2 О

PC

D — кривая спроса

MR

Q

QМ QС

Рис.12-1. Монопольная прибыль и сравнение равновесия на рынке совершенной конкуренции (PC, QС) и на монопольном рынке (PM, QM) при неизменности средних и предельных затрат.

Как сравнить монополию и совершенную конкуренцию? Ведь если на рынке властвует монополист, то трудно представить себе, чтобы завтра там была совершенная конкуренция. Тем не менее, именно это предполагает экономическая теория. То есть умозрительно предполагается, что мгновенно монополия распадается на множество предприятий, возникает совершенная конкуренция, а средние и предельные затраты остаются неизменными. В этом случае цена на монопольном рынке выше, а объем продаж меньше, чем на рынке совершенной конкуренции (см. рис. 12-1). Обратите внимание, что последнее предположение о неизменности АС и МС сомнительно, так как, как правило, на крупных предприятиях затраты ниже, чем на мелких.

Монопольная прибыль определяется разницей между TR и TC в точке равенства MR=MC. На рисунке монопольная прибыль равна площади прямоугольника M1,M2, Рм, АСм. Краткое пояснение к этому непростой модели состоит в следующем. Максимум прибыли для любой фирмы на любом рынке достигается в точке, где MR=MC. Значит наилучший выпуск монополиста составляет Qм. При этом средние затраты будут АСм, а цена достигнет Рм. По сравнению с нулевой прибылью конкурентной фирмы, получаемой в точке О, монополист имеет прирост в

Пм = (Рм — АСм)Qм. (12.1)

Это и есть монопольная прибыль (см. рис. 12-1).

studfiles.net

Естественные монополии в современной России

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Содержание

Введение

1. Понятие естественной монополии

2. Естественные монополии в России

3. Негативные стороны монополизма

4. Влияние естественных монополий на национальную экономику

5. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

5.1 Методы антимонопольного регулирования

5.2 Закон РФ о регулировании естественных монополий

5.2.1 Сущность закона

5.2.2 Пример по России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

С возникновением монополий стало очевидным, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства: 1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; 2) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации; 3) помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.

В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду cнеблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

От того насколько прогрессивно будет развиваться законодательная база страны, зависит дальнейшее развитие экономики России и уровень ее благосостояния.

1. Понятие естественной монополии

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Электроэнергетика.

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности:

· вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;

· предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками;

· намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;

· расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.

Основной целью образования РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО «ЕЭС России» поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.

mirznanii.com

Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки?

Юридическая консультация > Предпринимательная деятельность > Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки?

Монополией в экономике называют отрасль, в которой по каким-либо причинам нет конкуренции. Она может быть ограничена законодательно с помощью юридического акта или патента, конкуренция может отсутствовать в новой отрасли, которой занимается только один производитель.

Однако существует совершенно особый вид: естественная монополия – это отрасль, в которой нуждается максимальное количество потребителей и которая использует уникальные природные ресурсы. Если обычная монополия ограничивает создание свободного рынка, то естественная является наиболее выгодным вариантом существования данной отрасли.

Понятие и сферы существования естественной монополии

Виды монополий: схематически

Если говорить языком экономической науки, естественная монополия – это такое состояние рынка, когда его максимальная эффективность возможна только при полном отсутствии конкуренции. Товары, которые производятся в данных отраслях производства, невозможно заменить никакими аналогами, а спрос на них максимально неэластичен.

Даже если цена на продукцию естественных монополий будет значительно увеличена, спрос останется прежним, и покупатели начнут экономить на приобретении товаров других групп. Естественная монополия в отрасли возможна только в том случае, если издержки на производство товаров и услуг одной фирмой будут ниже, чем если бы этим делом занимались две организации. Если же число производителей увеличится, объем производства для каждой из них станет меньше, а издержки будут только расти.

В России, как и в других странах, сегодня существует несколько отраслей, в которых сформировалась ситуация естественной монополии:

  • Транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также природного газа по магистральным трубопроводам. Работа такой транспортной сети будет максимально эффективной и прибыльной, если этим занимается только одна компания.
  • Железнодорожные перевозки. Примером естественной монополии в России является компания «Российские железные дороги» — это единственное предприятие, занимающееся железнодорожными перевозками, оно же владеет всей транспортной сетью по всей территории России.
  • Услуги по транспортировке электричества и тепловой энергии. Аналогичным образом в данной отрасли ни одна организация не сможет стать серьезным конкурентом монополистам.
  • Работа транспортных терминалов: аэропортов, морских и речных портов и т. д.
  • Услуги водоснабжения городов, обеспечение работы коммунальных сетей. Назначение платы за коммунальные услуги находится под постоянным контролем государства, тарифы формируются с учетом целого ряда факторов. При этом у конечного потребителя нет альтернативы, ему приходится оплачивать водоснабжение канализацию, теплоснабжение и другие услуги по назначенным тарифам, и он не может перейти к другому поставщику.
  • Почтовая связь. В России естественным монополистом в отрасли почтовой связи и пересылки корреспонденции является ФГУП «Почта России». Хотя в стране действует несколько региональных операторов, их доля в общем количестве оказываемых услуг уже более 10 лет составляет меньше 1%, и никаких изменений в ближайшее время не предвидится.

Все перечисленные отрасли являются исключительными, и на них не распространяется действие антимонопольного законодательства. Это связано с тем, что они призваны оградить отрасль от некачественной конкуренции, и во всех случаях их деятельность регламентируется и контролируется государством.

Главные признаки монополии в экономике

Товары естественной монополии незаменимы

Любая монополия в экономике имеет ряд специфических черт, которые отличаются ее от всех видов конкуренции и объясняют ее особое положение на рынке. Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:

  • Существование только одной компании, поставляющей на рынок товары или услуги. Эта компания может сформироваться с помощью больших вложений капитала на протяжении длительного промежутка времени, как, например, сеть железных дорог в России. Естественно, никакая новая организация не сможет вложить столько же, чтобы стать сильнее монополиста и быстро покрыть все затраты.
  • Товар или услуга является настолько специфическим, что для него не существует никаких аналогов. Потребителю остается только соглашать на условия, выставляемые монополистом или вообще отказываться от предлагаемого им блага. Монополист имеет возможность самостоятельно устанавливать цену.
  • В условиях конкуренции цена формируется за счет соответствия спроса и предложения, поэтому она быстро меняется. Компания-монополист в любое время может диктовать свои условия, в естественных монополиях в ценообразовании большую роль играет государство. Монополист сам контролирует весь объем услуг или товаров, предоставляемых в данной отрасли. То есть он формирует не только цену, но и предложение, регулируя их соотношение по своему усмотрению.

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Понятие естественной монополии появилось еще в античные времена

Такая форма организации отрасли, как монополия, существует очень давно, сам термин появился еще в античные времена. Самые первые организации возникали в результате объединения усилий нескольких производителей, которые захватывали весь рынок и могли самостоятельно назначать цены на свое усмотрение.

Практически во всех цивилизованных странах сегодня действует антимонопольное законодательство, регулирующее ситуацию на рынке и не допускающее захвата одной компанией целой отрасли. Однако необходимо различать искусственную монополию, являющуюся результатом договора между производителями и объединения компаний, и естественную, возникающую по объективным причинам.

Она не только не будет препятствовать развитию экономики, но и являются для нее более выгодной и эффективной формой существования. Ситуация естественной монополии формируется по нескольким причинам:

  • Одна фирма производит продукцию или услуги с меньшими средними затратами благодаря увеличенным объемам производства. Это позволяет уменьшить цену на конечный продукт, и для конечного потребителя такая ситуация оказывается намного более выгодной. В пример можно привести систему городского метрополитена или железных дорог: если в одном и том же направлении будут работать два перевозчика, доход каждого из них станет вдвое ниже, и из-за этого придется в два раза увеличить плату за проезд.
  • Сложность входа на рынок нового предприятия с аналогичным предложением. К примеру, чтобы ввести еще одно предприятие, занимающееся водоснабжением города, придется прокладывать дополнительную водопроводную сеть. Это не только крайне затратно, но и бесполезно, так как получаемая прибыль даже в далеком будущем не окупит вложения.
  • Ограниченный рыночный спрос. Товар некоторых поставщиков настолько специфичен, что для него более чем достаточно одного производителя. Если их станет больше, общая прибыль останется той же. В качестве примера можно назвать производство военной техники или атомных ледоколов: спрос на такую продукцию полностью зависит от государства, и в этой отрасли большее число производителей просто не выживет.
  • Естественная монополия является максимально устойчивой: если искусственное монополистическое объединение может со временем распасться на несколько конкурирующих фирм, то отрасль естественной монополии будет очень долго оставаться неизменной. Перелом в ее работе может возникнуть только при появлении новых технологических решений или резком изменении спроса на рынке.

Пример работы естественной монополии

Естественная монополия защищается государством

Рассмотрим принцип работы компании «РЖД» — одной из самых крупных монополистических организаций в России. Сегодня это единственный продавец, предоставляющий возможность транспортировки грузов и перевозки пассажиров по железным дорогам.

Даже если другая компания приобретет собственные локомотивы, она будет вынуждена пользоваться существующей транспортной сетью и согласовывать каждое свое действие с «РЖД».

Сама организация включает в себя многочисленные дочерние предприятия, делающие ее полностью независимой. Это собственные конструкторские институты, ремонтные заводы, торговые организации и многое другое, что должно обеспечивать жизнедеятельность компании-гиганта. Из-за огромных масштабов конкуренции в этой отрасли нет и не предвидится.

При этом уникальность предлагаемых услуг сегодня остается спорной, так как кроме железнодорожного можно пользоваться автомобильным, воздушным и водным транспортом. Однако железнодорожные перевозки являются самыми надежными и самыми безопасными, кроме того, они дают возможность перевозить крупные партии грузов, а значит, полноценной альтернативы у них также нет. Другим компаниям на этот рынок вход закрыт из-за огромных затрат на строительство собственной транспортной сети.

Положение монополии защищается государством, которое является единственным акционером компании и полностью контролирует ее руководство.

Организация «РЖД» самостоятельно формирует цены, и они мало зависят от колебаний спроса. По всем этим признакам можно с уверенностью заявить, что компания «Российские железные дороги» является естественным монополистом в своей сфере, и на данный момент это самый выгодный для потребителя вариант работы данной отрасли.

Естественная монополия – это положение на рынке, которое не препятствует развитию отрасли, а наоборот, делает ее более выгодной и эффективной. Существование таких монополий зависит от целого ряда факторов, и их появление обусловлено естественными объективными причинами.

Естественные монополии: национализировать нельзя приватизировать — тема видеоматериала:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Поделиться

ВКонтакте

Класс

WhatsApp

Telegram

    

juristpomog.com

Монополия

Под монополией понимается такая структура рынка, при которой существует всего один продавец, контролирующий всю отрасль, и реализуемый им продукт не имеет субститутов в других отраслях. Монополия – противоположность конкурентному рынку, где действует большое количество продавцов. Соперничество на конкурентном рынке заставляет продавцов снижать цены – при монополии же продавец может устанавливать любую цену на свою продукцию.

 

Причины образования монополий

 

Основными причинами, по которым образуются монополии, считаются следующие:

 

  • Стремление получить прибыль выше среднеймонополистическую прибыль. Считается, что, если компания имеет более 65% всей прибыли отрасли, значит, отрасль монополистична. Достичь такой прибыли можно, только если лишить потребителя возможности выбора.

 

  • Законодательные барьеры. Вход в рынок может быть доступен только фирмам, имеющим специальный сертификат или лицензию.

 

  • Внешняя политика. Монополия может быть образована из-за желания государства защитить отечественного производителя. С этой целью государство ставит барьеры для зарубежных игроков, например, ограничение импорта.

 

 

  • Запугивание. На руководство конкурирующей фирмы может оказываться давление с целью добиться ухода этого предприятия из отрасли.

 

Виды монополий

 

Существует несколько классификаций монополий – наиболее распространенная предлагает делить их на следующие типы:

 

 

  1. 1. Открытая монополия – это временная ситуация, обусловленная тем, что конкуренты пока не освоили производство продукта. Чаще всего возникает при появлении новой технологии.

 

  1. 2. Закрытая монополия создается с помощью законодательных барьеров.

 

  1. 3. Естественная монополия – ситуация, при которой предприятия отрасли объединены одной организацией. Естественная монополия существует, если в отсутствии конкуренции удовлетворять потребности населения проще и выгоднее (за счет снижения издержек на единицу товара). К отраслям естественной монополии в России относят железнодорожный транспорт, линии электропередач, водоснабжение и канализацию. Естественная монополия характеризуется большим количеством барьеров входа в отрасль. Прежде всего потенциальных конкурентов отпугивает внушительный размер капитала, необходимый для входа.

 

Преимущества и недостатки естественных монополий

 

Естественные монополии имеют ряд плюсов, в числе которых:

 

  • Возможность использовать значительные финансовые ресурсы для поддержания или модернизации производства.

 

  • Установление единых стандартов, которым должна соответствовать продукция (что упрощает контроль качества).

 

  • Возможность использовать современные достижения НТП.

 

Однако существуют и минусы:

 

  • Соблазн переложить максимум издержек на потребителя, который не в состоянии оказать обратное влияние на производителя (например, отказаться от его услуг).

 

  • Вероятность снижения качества предоставляемых услуг (компания идет на это, чтобы снизить издержки).

 

  • Вероятность «застоя» в техническом прогрессе (у производителя нет побудительных мотивов к совершенствованию услуг).

 

Что представляет собой чистая монополия?

 

Чистая монополия – ситуация, когда на рынке присутствует всего один производитель. Явление чистой монополии считается теоретическим – на данный момент встретить чистую монополию, образованную естественным способом (без поддержки государства), проблематично.

 

Чистая монополия характеризуется следующими чертами:

 

  • Реализуемый товар не имеет субститутов, то есть продуктов-заменителей. Это тоже абстракция – сейчас практически любой продукт заменяем, поэтому у потребителя всегда есть возможность выбора.

 

  • Ценовой диктат. Цена устанавливается фирмой, а не рынком. Реализация этой особенности тоже невозможна – диктата не допускает государство.

 

  • Компания не имеет стратегии, так как необходимость бороться за потребителя отсутствует.

 

 

Найти примеры чистой монополии при некоторых допущениях все же можно. Например, компания INTEL – монополист на рынке полупроводников (90% рынка), а фирма БЕЛАЗ – вовсе единственный в СНГ производитель карьерной техники (бульдозеры, тягачи).

 

Как бороться с монополией?

 

К основным методам борьбы с монополией относятся:

 

  • Устранение всяких барьеров и создание благоприятных условий для образования в отрасли фирм-конкурентов.

 

  • Устранение препятствий для зарубежных производителей.

 

  • Принудительное разделение большой организации на несколько мелких.

 

  • Государственный надзор за процессами слияния и поглощения, которые приближают отрасль к монополии, а также установление высоких требований к фирме-«поглотителю».

 

  • Прямой контроль. Государство самостоятельно определяет заработную плату сотрудников и цену продукции предприятий, являющихся естественными монополистами. Пример такой компании – «Уралкалий», фирма, которая разрабатывает единственное в стране месторождение калийных солей.

utmagazine.ru

alexxlab

*

*

Top