Классификатора видов разрешенного использования земельных участков – Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков (возвращен без госрегистрации) (отменен на основании приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 541), Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 года №630

Содержание

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2018

Земельные вопросы, сделки с недвижимостью всегда характеризовались как значимые действия, выполняемые с учетом множества нюансов. Любые мероприятия в отношении данной собственности требуют соответствия регламентам, указанным в ЗК и ГК РФ. Закон требует от владельцев участков и иной недвижимости обязательной постановки на учет по кадастру с предварительным прохождением оценочной экспертизы, получения плана земли и установления ВРИ. В рамках реализации программы по вводу кадастрового учета был усовершенствован и внедрен новый Классификатор видов разрешенного использования (сокращенно – ВРИ).

Значение Классификатора ВРИ

Владельцы земельных наделов знают, что каждый участок может быть использован только в рамках той деятельности, которая указана в целевом назначении. Указанное правило определено согласно ст.42 ЗК РФ. Классификатор ВРИ, принятый Минэкономразвития (МЭР) 1.09.2014г., устанавливает коды, присваиваемые наделам в зависимости от их предназначения.

Позднее, осенью 2015 г., были введены в действие некоторые новые поправки Министерства, разъясняющие, каким образом можно использовать конкретные территории и наделы, со ссылкой на ПЗЗ, действующих в каждом конкретном регионе. При отсутствии утвержденных правил порядок определяется самостоятельно. Кроме того, от ВРИ зависит кадастровая стоимость надела и возведенного на нем строения.

Каждому участку, территории, зоне присваивается свой код, определяющий порядок землепользования.

Основная классификация предусматривает деление территорий на группы, в зависимости от их предполагаемого использования:

  • сельхоздеятельность;
  • возведение жилых объектов;
  • возведение объектов капстроительства, используемых под соцнужды;
  • строительство объектов для торговой, банковской, коммерческой деятельности;
  • территории для спортивных занятий, походов;
  • расположение недвижимого имущества, используемого в добыче ископаемых, переработке ресурсов;
  • пути сообщения, организация грузоперевозки, пассажирского транспорта;
  • организация объектов охраны и безопасности государства, правопорядка, обеспечение деятельности вооруженных сил;
  • исследование ресурсов, памятников истории, курортных объектов;
  • деятельность, связанная с лесными ресурсами, древесно-заготовительными работами, насаждением лесных массивов;
  • расположение объектов гидротехники;
  • ведение особой внехозяйственной деятельности.

Внутри каждой из вышеуказанных групп есть свои подразделы, которые сопровождаются детальным описанием. Содержание Классификатора настолько прозрачное, что любой собственник надела в состоянии самостоятельно определить, какой код ВРИ соответствует его участку, и правильно ли он был определен ранее.

Если будет выявлено расхождение, землевладелец обращается в судебные органы за пересмотром и внесением изменений в документы.

Приказ, утверждающий данный Классификатор, был принят Минэкономразвития под номером 540 в сентябре 2014 года. В настоящее время действует последняя редакция, утвержденная 30 сентября 2015 г.

Понятие «разрешенного использования»

Отсутствие четкой формулировки термина не мешает данному термину, в российском законодательстве есть ссылки на его применение. Так, в п.2 ст.7 ЗК указано, что порядок реализации права распоряжения землей устанавливается с учетом категории соотнесения, а также, каково разрешенное использование надела согласно зонированию территорий.

ЗК России определяет ВРИ как характеристику объекта, предопределяющую правовой режим эксплуатации, со ссылкой на территориальное зонирование.

В ФЗ «О земельном кадастре» территориальное зонирование определяется как разделение территории на части, имеющие определенные характеристики по режиму использования.

При установлении границ той или иной зоны руководствуются ЗК РФ, градостроительными законами, лесным, водным, природоохранным законодательствами, принятыми на федеральном и местном уровнях.

Классификатор включает исчерпывающий список видов использования с подробными комментариями относительно допустимого вида деятельности в пределах определенного надела. С помощью Классификатора готовят планы развития, устанавливаются кадастровые цены, назначается определенная ставка земельного налога.

Особенности структуры Классификатора

В документе помимо указания обобщенных видов деятельности на конкретном участке, приводятся уточненная информация, как именно используется земля. В каждом пункте действует по несколько подпунктов. Например, земли сельхозназначения подразделяются на: растениеводство (1.1), выращивание зерновых (1.2), выращивание овощей (1.3), выращивание лекарственных трав, цветочных культур (1.4), ведение садоводства (1.5) и т.д.

Особенностью документа стало добавление в примечания возможного возведения линейных объектов, инженерных сооружений, объектов защиты. Единственное исключение – железная и автомобильная дорога рассматриваются отдельно.

Таким образом, при строительстве линии связи или протягивании водопровода иной инженерной коммуникации, согласно действующим положениям закона, не потребуется присвоение дополнительных вспомогательных кодов для использования земли.

Использование земель согласно ПЗЗ и Классификатора

Государство регулирует правила использования земель, обязывая местные органы соотносить положения Правил землепользования и застройки с действующим Классификатором. Об этом говорится в законе № 171-ФЗ, принятом в 23.06.2014.

Органы власти каждого субъекта Федерации обязаны к 2020 году внести изменения в ПЗЗ. Новые положения ПЗЗ должны позволить ясно устанавливать вид использования, который допустим для того или иного участка, не вступая в противоречие с действующим Классификатором.

В настоящее время сохраняются разночтения при установлении вида использования земель, что затрудняет осуществление деятельности в соответствии с законом.

Пока органы власти субъектов РФ только приступили к подготовке изменений, владельцы земельных наделов основываются на следующих положениях:

  1. Вид использования, закрепленный до вступления в силу Классификатора, то есть до марта 2015 года, считается действующим и согласованным, невзирая на возможные расхождения с Классификатором.
  2. Владелец участка, обладающий правами распоряжения землей, может обратиться в соответствующий госорган с письменным прошением установить соответствие ВРИ Классификатору. Уполномоченные должностные лица должны рассмотреть заявление и сообщить правообладателю свое решение относительно возможности установить соответствие. В дальнейшем, данное решение станет основанием для изменения записи о ВРИ в кадастре недвижимости.

Если изменение вида использования произошло до принятия ПЗЗ, решение принималось местными властями после прохождения публичных слушаний.

С января 2012 года вступили в силу ПЗЗ, что на практике затруднило процесс изменения вида использования. На данный промежуток времени в законодательстве нет никаких нормативных актов, разъясняющих процедуру урегулирования вопроса.

Тем не менее, актуальность вопроса сохраняется. Это, например, земельные угодья, которым присвоены ВРИ как «фермерское хозяйство», и у которых желают изменить вид использования на «садоводство» или «дачное строительство». Как правило, подобные участки уже зарегистрированы в виде частной собственности с внесением записи о госрегистрации и поставлены на кадастровый учет.

Данные ситуации вынуждают рассматривать каждую ситуацию по изменению ВРИ по отдельности, исходя из той практики, которая складывается в различных субъектах Федерации по-своему.

На видео об использовании земли

Утвержденный в 2015 году Классификатор позволил структурировать целевое назначение российских земель, регулируя их использование согласно принятым нормативам.

ru-act.com

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков в 2018: утверждение разновидностей

Для получения дополнительного удобства регулирования землепользовательских отношений на местном, региональном и федеральном уровнях, а также упрощения учёта земельных территорий и их кадастровых данных, ежегодно вводятся новые положения, понятия и термины, усиливающие нормативную базу земельного законодательства и регламентирующие земельные отношения.

Одним из таких документов является классификатор, дифференцирующий виды разрешённого пользования угодья. Тип использования земли является основополагающим условием проведения тех или иных работ на участке и должен быть известен землевладельцу ещё до совершения покупки.

Классификация земель

Но целевое использование, которое определёно в общем контексте, разделено ещё на более узкие специфические подвиды, ограничивающие землевладельца от нарушений не только общего фона районов, но и санитарных, сейсмологических норм.

Так, стандартом нормативного использования земли исключена возможность постройки высотного здания среди ИЖС и наоборот, ограничена возможность строения коттеджа на дачном участке, предусматривающем наличие только дачного домика и т.д.

Классификация представляет собой перечень вариантов разрешённого применения, где каждому классу разрешения соответствует индивидуальный числовой код.

Отличительные особенности нового классификатора от старого

Вступивший в законную силу в 2014 году классификатор, содержащий перечисление видов, учитывает такие критерии земли, как: наименование, описание, код. Оформлен документ в качестве приложения к постановлению от 01.09.2014г. Министерства экономического развития РФ.

Наименования в перечне заключены в скобки, по несколько объединённых между собой видов. Это говорит об их единстве и возможности применять в соответствии с разрешением, распространяющимся на весь пункт.

Классификатор типов

Так, на примере пункта 1 перечня, разрешающего сельскохозяйственные работы, можно увидеть ещё 18 подпунктов, для каждого из которых указано индивидуальное числовое значение, на которые распространяется разрешение на сельскохозяйственное использование.

Столбец с описаниями содержит все подробные характеристики разрешённого применения, исключающие неверную интерпретацию и толкование.

На примере того же пункта 1 можно увидеть, что участок, на котором разрешены сельскохозяйственные работы, также может использоваться под строительство зданий для хранения и переработки получаемой продукции. Столбец с кодами содержит только числовые обозначения, соответствующие тому или иному типу разрешения на эксплуатацию.

Пример части классификатора

Всего в перечне выделено 13 пунктов разрешённых работ, текстовые наименования которых равнозначны их числовому коду.

До момента принятия нового классификатора, действовал другой, опирающийся на иные правовые источники. В этом и есть их существенное отличие, ведь прошлый перечень был основан на местных Правилах, регулирующих возведение застроек и использование земельной территории, где главным принципом было зонирование земли и использование её в соответствии с разрешением для данной конкретной зоны.

Выделялись основные зоны:

  • зона жилого района;
  • зона центров торговли;
  • зона спортивных, культурных и развлекательных комплексов;
  • зона культурных наследий, находящихся под защитой государства.
Особенности типов

Застройка строго регламентировалась управлением администрации по градостроительству и архитектуре, произвольные постройки по прихотям строительных и инвестиционных компаний были исключены.

После проведения сравнительного анализа между классификаторами, было принято решение о переходе на новую его форму. Преимуществом актуального классификатора является повышенная эффективность проведения работ по учёту и контролю над использованием земельной территории.

Приказ об утверждении классификатора с изменениями на 2017 год можно посмотреть тут.

Разновидности

Кроме перечня основных видов, разделённых по предметному содержанию, существуют разновидности разрешённого пользования, которые играют важную роль в распоряжении территорией землевладельцем. Так, разрешённые на территории действия могут либо строго привязываться к классификации, либо оставлять за владельцем территории возможность нестандартного подхода к пользованию землёй.

Основная группа

Эта разновидность требует строгого соблюдения регламента в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и его правовых актов. В перечне классификатора основная группа определяется полным цифровым кодом.

На примере пункта 1, разрешающего проведение сельскохозяйственных работ, они будут ограничены подпунктами 1-18, следующими за основным кодом пункта. Для остальных пунктов всего их 13) действует то же правило.

Владелец надела с основным типом разрешённого пользования обязан ответственно соблюдать резолюции организационно-распорядительной документации хозяйствующего субъекта, определённых для исполнения на близлежащих землях. Личные намерения владельца участка при этом не учитываются, а проведение не регламентированных работ на участке, находящемся в собственности, будет запрещено.

Виды разрешённого применения земельных участков и объектов капитального строительства

Собственник территории либо вписывается в заданную на окружающей территории программу, либо защищает свои конституционные права через судебную инстанцию и добивается от муниципального образования изменения группы разрешённого пользования с основной на условно разрешённую.

Важно! В интересах государства, муниципалитета или населения на землю, находящуюся в частной собственности может быть оформлен сервитут земельного участка. В этом случае третьи лица получают возможность ограниченного использования этой территории.

Условно разрешённая группа

Регламент использования надела этой группы разрешения является более расширенным. Он ограничен рамками одного пункта перечня, но его подпункты могут трактоваться в зависимости от личных интересов собственника территории.

На примере пункта 1, который разрешает ведение сельского хозяйства, можно понять, что обязательной к соблюдению является только первая часть числового кода, а остальные 18 подпунктов могут заменяться и мигрировать между собой.

Так, разрешённые на участке постройки могут ограничиваться определёнными региональными особенностями, но допускается привнесение в них творческих элементов.

Образец заявления на предоставление разрешения на условный тип использования ЗУ

Для получения официального разрешения на такую постройку собственнику необходимо обратиться в отдел архитектуры и градостроительства администрации и предоставить на согласование проект планируемой постройки.

В случае отсутствия замечаний со стороны муниципалитета, заявитель получит разрешение на осуществление запрашиваемого вида работ. В случае отказа, собственник имеет право потребовать мотивировать его в соответствии с существующими нормативными актами и правилами.

При фиксировании случая нецелевого использования земельного участка, законодательством предусмотрено наказание в виде:

Не редки случаи, когда нецелевое использование объекта осуществляется со стороны третьих лиц, не являющихся собственниками участка. В этом случае ответственность несёт основной владелец, поэтому в его интересах осуществлять постоянный контроль и защиту территории от несанкционированного использования.

В этих целях собственник обязан проводить регулярные осмотры владений на предмет посторонних посадок или незаконного использования. Даже если земля не обрабатывается и не используется, контроль за её состоянием нужно проводить регулярно.

Вспомогательная группа

Виды деятельности, входящие в эту группу, не наделены юридической силой и выступают дополнением к видам основной или условно разрешённой группы. Этими видами можно расширить спектр функций участка, дополнить его определёнными нюансами, без потери основных его характеристик, не нарушая требований нормативных актов.

В качестве примера можно рассмотреть территорию с разрешением на сельскохозяйственные работы, на которой располагается пастбище. Территория отдалена от мест проживания населения и строительство на ней ИЖС для нужд собственника запрещено.

Виды земельных участков, разрешенных для строительства дома

Нормативами исключена возможность изменения типа разрешенной эксплуатации участка в связи с расположением на нём уникальных заливных лугов. В этом случае муниципальные власти, войдя в положение собственника и понимая необходимость обеспечения его местом сезонного проживания, может дать ему вспомогательное разрешение и позволить возвести сезонную постройку ограниченного размера.

Тем самым собственник получает возможность проживания на территории своей земли, усиления её эффективности и производительности, не нарушив при этом установленного регламента.

Где уточнить вид своего надела

Чтобы узнать какой тип использования надела доступен собственнику, необходимо обратиться в отделение кадастрового учёта и картографии муниципального образования и запросить данные из кадастровых документов.

Заявитель должен иметь при себе оригиналы и копии кадастрового и гражданского паспортов. Подать соответствующее заявление можно при личном посещении ведомства, либо воспользоваться почтовыми услугами, отправив заявление и копии документов, заверенные нотариусом.

Образец кадастрового паспорта

Существует также возможность получения необходимой информации через официальный сайт или портал Государственных услуг. Отделение кадастрового учёта предоставляет актуальную информацию всем обратившимся пользователям, нужно лишь сформировать свой запрос, указав кадастровый номер своего земельного участка.

Изначально все наделы имеют тип разрешённого пользования, относящийся к основной группе. Эти сведения указаны и в муниципалитете. Изменение вида возможно только после получения соответствующего постановления от администрации.

Полученная документация подлежит хранению и является основным доказательством изменения основной группы на условно разрешённую или вспомогательную. В случае её отсутствия угодью присваивается основной вид.

Получение кадастрового паспорта земельного участка через ГосУслуги

Инициировать изменение типа разрешённого применения вправе только владелец земли, исходя из формы собственности на землю. При оформлении документов, фиксирующих возникновение правообладания, рекомендуется указывать вид разрешённых действий на территории, наравне с остальными характеристиками объекта собственности.

Разница между использованием надела по разрешённому виду и целевому назначению

Под целевым назначением земельной территории подразумевается её использование в общем контексте земельного массива. В перечне же насчитывается 13 пунктов с указанием вида разрешённых работ, которые в свою очередь разделены на подпункты, насчитывающие до 18 наименований видов.

Пользование территорией по её целевому назначению – это общее, глобальное определение проводимой на ней деятельности. А в классификации видов акцент делается на детальное уточнение всех сторон её использования, реконструкции, извлечения выгоды и преимущества. Это даёт больше достоверности при учёте и контроле земляных ресурсов.

Важно! Числовым кодом обозначается только вид разрешённых действий на территории.

Такая необходимость обусловлена многочисленностью видов и возможностью создания эффективной структуры землепользования в соответствии с градостроительными регламентами и местными нормативными актами. Кодовые обозначения позволяют безошибочно составлять и применять документацию на землепользование.

Никакие другие критерии категории земли не предусматривают использование числовых обозначений. Это обусловлено:

  • отсутствием правовой основы;
  • отсутствием в них необходимости;
  • отсутствием требований расположения категорий земли в определённой последовательности;
  • целесообразностью их использования в виде наименований.
Статистика структуры земель по категориям

Для человека, впервые столкнувшегося с вопросом определения или смены типа разрешённого использования территории земли, находящейся в собственности, этот вопрос может показаться сложным и непонятным. Но разобравшись в классификаторе единожды, можно понять, насколько удобна и важна такая дифференциация.

Для специалистов же, чья деятельность связана с ведением систематического учёта земельных угодий в соответствии с категориями, целевым назначением и видам использования, данная классификация является основным документом, помогающим избежать путаницы при оформлении многочисленных номенклатур и актов.

oprave.com

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков в 2018 году

При оформлении земельного участка в собственность, нужно учитывать, для чего его можно применять, то есть определить возможную деятельность в его пределах.

Чтобы выяснить это, можно применять классификатор видов использования земель, который позволяет регулировать отношения в этой сфере и обеспечить защиту некоторых типов участков.

Каждый владелец земли может понять, какие процедуры допустимо производить на собственных владениях, воспользовавшись именно классификатором использования, разделенным как на категории, так и на виды разрешенной деятельности.

Что нужно знать

В законодательстве Российской Федерации, которым регулируются правовые особенности земельных участков, оговаривается, что каждый из них должен принадлежать к категории.

Предназначение земли нужно прописать заранее, чтобы статус участка был известен, а другие земли, которые нельзя применять в некоторых сферах, остались защищенными законом.

Несмотря на наличие категорий, это не тождественное с видом использования понятие, поскольку всего категорий есть 7, при этом каждая из них включает в себя некоторый объем узких видов использования.

Чтобы структуризировать все особенности использования земель, был разработан классификатор видов использования участков, а утвержден он был по приказу Минэкономразвития РФ под номером 540.

Каждому участку присваивается собственный код, отображающий, для чего предназначена земля, и каким образом владелец может ей распорядиться, чтобы тем самым не нарушить законов.

Каково его назначение

С помощью классификатора разрешенного использования участков можно будет определить, какими способами можно вести разную деятельность на земельном участке.

Всего в таблице есть три характеристики каждого вида:

Название
ОписаниеРаскрывающее особенности использования и нюансы распоряжения землей
Числовой кодИспользуемый в документах

Сам документ современного вида был введен в работу в 2014 году, но для реального применения на участках госслужбы были готовы только в 2015 году, поскольку информация менялась.

Поскольку есть и классификаторы, существовавшие ранее, то они действуют и на данный момент, но только если границы земли или ее назначение не менялись.

При изменении параметров используется действующий на момент внесения информации нормативный акт.

В 2016 году свод информации касательно видов использования обновлялся в последний раз, и в 2018 году работает все тот же нормативный акт.

В целом он нужен только для того, чтобы соединить в себе информацию о назначении земель, свести их в более понятный код вместо прописывания полного наименования, а также упорядочить всю информацию об участках.

Общая структура таблицы ВРИ с расшифровкой

На данный момент в перечне классификатора находятся 12 пунктов разрешенного использования, каждый из них работает в разных условиях, поэтому важно разобраться, что именно понимается под цифрами.

Прежде всего, есть коды и группы, объединяющие целые системы земельных участков, и специалисты должны обязательно знать, для чего указывается конкретный номер и что он обозначает в официальной документации.

Группа (диапазон кодов)Характеристика
1 (1.1-1.18)Земли для ведения сельского хозяйства, которые подразумевают не только наличие огородов, но и хозяйственных построек. На таких участках вполне можно развивать дачное хозяйство
2 (2.1-2.7)Жилые помещения, к которым относятся самые разные здания, используемые для проживания человека, но есть и разные исключения. К примеру, на этих землях не может размещаться здание для создания временного жилья, гостиниц и отелей. Еще на этих участках нельзя размещать больницы и санатории, а также вахтовые постройки и режимные объекты
3 (3.1-3.10)Капитальные объекты, которые используются для удовлетворения социальных, духовных и бытовых нужд человека, то есть точки общественного питания, прачечные и т.д.
4 (4.1-4.9)Строительные объекты, с помощью которых получается прибыль в предпринимательской деятельности
5 (5.1-5.5)Зоны, в которых были созданы условия для занятия спортом или физкультурой, а также для досуга на открытом воздухе, это может быть охота и рыбалка, территория для пикников
6 (6.1-6.9)Территория для добычи недр, которые планируется переработать для создания промышленных продуктов
7 (7.1-7.5)Объекты транспортной инфраструктуры, которые нужны для перевозки грузов или людей
8Участки, на которых размещаются капитальные постройки учреждения исполнения наказаний, вооруженных сил, оборонной сферы и прочих служб охраны правопорядка
9Земля, имеющая историческое значение, а также используемая для курортной деятельности, природоохранения и изучения экологии, а также содержащая постройки для охраны окружающей среды
10Объекты, которые предназначены для лесозаготовок, получения ресурсов и выращивания лесных резервов
11Земли водяного фонда, это водные объекты, гидротехнические постройки
12Территории для особой деятельности, к примеру запасные земельные фонды, места общего пользования, а также ритуальная и специальная земли

Действующие виды деятельности по нему утверждаются федеральными органами, но есть нюанс, связанный с территориями, которые были установлены ранее, по прошлому классификатору.

Если его границы не изменялись и право собственности также осталось прежним, то участок останется действительным, невзирая на законодательные изменения, но только до момента, пока не нужно будет произвести правовые действия касательно земли.

Как разрешается использовать землю

В зависимости от назначения участка, на нем могут вести деятельность различные субъекты, которые соответствуют определенной категории.

В 2018 году каждая из категорий обладает подпунктами, к примеру, сельскохозяйственная деятельность может в свою очередь разделяться на скотоводство, садоводство и звероводство, а также прочие сходные структуры. Но не всегда одна категория объединяет похожие виды деятельности.

Это можно заметить на примере последнего пункта современного классификатора “Общее пользование”, который в себе объединяет:

Земли ритуального назначенияСюда относятся крематории, кладбища и здания культов
Специальную деятельностьМеста для захоронения отходов и их утилизации, как бытовых, так и радиоактивного мусора
ЗапасУчастки без ведения деятельности, но которые законсервированы на случай потребности

Чтобы вид деятельности, предписанный для участка и те занятия, которые по факту там происходят, совпадали, необходимо осуществлять контроль за этим.

Нарушение может повлечь за собой разные последствия, из которых наиболее серьезным будет наказание административного характера, к примеру штраф.

Гражданско-правовые последствия тоже могут быть, поскольку расторжение договора аренды за несоблюдение нормативов касательно назначения земли или прочие такие действия тоже могут применяться.

Чтобы не допустить нарушений, необходимо прослеживать все изменения в классификаторе, ведь если сейчас использовать участок, соответствующий нормам, действовавшим ранее — вполне законно, то в дальнейшем это может стать проступком.

Если земля применяется для деятельности, но для этого нет оснований, то данная ситуация может стать незаконной, и поэтому последует наказание для виновной стороны.

Видео: по данной теме

Можно ли изменить вид участка

Участок не может постоянно использоваться по одному профилю, поскольку у владельца возникают разные потребности и назначение земли потребуется сменить.

Этот нюанс решается в несколько этапов, для начала необходимо узнать, какой тип может быть назначен участку, но обычно это все те, которые есть в классификаторе.

Получить такую информацию можно в Росреестре, МФЦ или архитектурном отделе местных властей.

Чтобы изменить вид разрешенного использования, желательно выбирать не разнополярную с текущей деятельность, а запрос на это отправляется в Кадастровую палату или ответственный отдел местной администрации.

Для изменения типа потребуются:

  • копия удостоверения личности;
  • копия документа, который подтверждает полномочия человека, это понадобится, если заявку подает представитель;
  • согласие от собственника на изменение ВРИ;
  • документ о праве собственности.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2018 года используется для систематизации и оформления земель по принципу их пригодности к использованию.

Всего есть 12 групп, которые отличаются по применению земли, но при желании, изначально имеющийся тип деятельности можно сменить, для этого нужно обращаться к государственным специалистам.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

realtyaudit.ru

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

С декабря 2014 года введен классификатор видов разрешенного использования земельных участков, далее ВРИ, он действует на основании приказа Минэкономразвития от 01.09.2014 года.

До этой даты вид разрешенного использования земель назначался по регламенту градостроений, определяющего землеустроительные и строительные правила.

Предназначение классификатора

Принятие классификатора земельных участков привело к упорядочиванию земель, и виды разрешенной на них хозяйственной деятельности. ВРИ определяет разрешительный характер деятельности, к тому же по ней устанавливается кадастровая и рыночная цена за участок, и ставка земельного налогообложения.

Законотворчество привело к исчезновению некоторых пробелов в земельном законодательстве, с введением классификатора стало меньше злоупотреблений с определением вида использований.

Приказ «Классификатор видов разрешенного использования земельных участков» содержит 3 части:

  • 1 – само утверждение нового классификатора;
  • 2 – определяет действие документа на российской территории;
  • в 3-ей части указана дата принятия.

К документу установлено приложение, в котором прописано: наименование земель, их описательная часть, и присвоенный код разрешения на использование. Действие Приказа начинается с официального выхода документа, то есть с декабря 2014 года.

Приложения содержат дополнительную информацию:

  • Есть перечисления одноименных видов разрешенного применения земель.
  • Содержаться виды земель, которые не отмечены в классификаторе.
  • Определено размещение и эксплуатация линейных объектов, таких как газопроводы, линии электропередачи, расположение насаждений и защитных объектов.
  • Текст самого ВРИ и обозначение кода.

Сами виды подразделены по 12 группам, которые и обозначают классификацию земель.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков коды:

  1. Под первым кодом находятся участки, предназначенные для нужд сельскохозяйственной деятельности, на которых разрешено строительство подсобных сооружений, в том числе и для переработки. Здесь есть пункты от 1 до 18, с конкретными описаниями разрешенного использования.
  2. Ко второму коду относятся земли, на которых разрешено строительство жилых объектов для целей:
    • Для получения дохода от сдачи жилых объектов гражданам, например, возведения гостиниц или санаториев.
    • Для возведения лечебных центров, домов ребенка или престарелых людей.
    • Для строительства общежитий для сотрудников вахтового режима работы, или для проживания сотрудников предприятия.
    • Для нужд режимных учреждений: военные казармы, караульные пункты, тюрьмы или помещения для арестованных граждан. В этом разделе указаны коды разрешений от 2.1 до 2.7 пунктов.
  3. В третьем пункте указаны разрешения на проведение капитального строительства объектов, для удовлетворения духовных потребностей: церквей, семинарий и других религиозных сооружений, список разрешений обозначены кодами 3.1 — 3.10.
  4. Для зданий капитального возведения с целью получения доходов от коммерческой или предпринимательской деятельности, коды разрешений содержат от 4.1 до 4.9 пунктов.
  5. Под 5 пунктом указаны земли, на которых разрешено возводить спортивные сооружения, места отдыха, пешие или конные прогулки, места для охоты или рыбалки. Коды земель указаны в п.п. 5.1 — 5.5.
  6. Виды земель для капитального возведения сооружений под добычу ископаемых, их переработку или изготовления из них вещей промышленного или народного потребления. Коды разрешений указаны в п. 6.1 — 6.9.
  7. Под обустройство железнодорожного сообщения, перевозку грузов или людей. Коды указаны в п. 7-1.- 7.5.
  8. В 8 группу объединили виды разрешений для возведения капитальных зданий для нужд оборонительного характера и обеспечения безопасности страны, для нужд армии в области охраны рубежей или иных стратегических объектов. Также сюда относят земли для строительства зданий под цели правоохранительных органов, например, следственных изоляторов, служб исполнительного производства по осуществлению наказаний.
  9. 9-ая группа включает ВРИ для ведения деятельности по охране и изучению природных явлений, охраны заповедников и курортных зон, а также земли, имеющие историческое значение.
  10. В эту группу объединены разрешения на использование земель под нужды лесной деятельности: заготовку деревьев, сбор целебных трав и резервацию лесного фонда.
  11. В следующую группу входят разрешения на использование водного хозяйства, определена разрешенная деятельность гидротехнических сооружений и объектов.
  12. В последнюю группу классификатора входят разрешения на использование земель без особого назначения: для общего использования народом, для ритуальных служб или для осуществления запасов.

 Изменения в Земельном Кодексе

Основополагающее значение выхода Приказа об утверждении классификатора имеет Земельный Кодекс РФ.

Большая масса законов о земле вносят значительные поправки в оптимизацию возможностей по получению земельных наделов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, кроме лесных угодий. Большая часть земель будет передана властям местного самоуправления. Так Правительство надеется перераспределить пустующие территории и отдать их гражданам, юридическим лицам на правах аренды или в собственность.

Что изменилось конкретно:

  1. Начиная с 2015 года, любой гражданин РФ может приобрести земельный надел в местном органе самоуправления, согласно Классификатору видов разрешенной деятельности.
  2. Ставить на кадастровый учет земельный участок следует по составленной администрацией схеме, это дает право на получение его в собственность.
  3. Есть некоторая категория земель, которую можно получить в пользование бесплатно:
    • Если был заключен договор с администрацией об его дальнейшем развитии.
    • Для духовных нужд.
    • По истечении пятилетнего срока после того, как земля была передана по договору бессрочного пользования под сельскохозяйственные нужды, под строительство личного жилого объекта или создание фермерского хозяйства. Но использование подобных участков должно проводиться в соответствии с установленным классификатором разрешений.
    • Для многодетных семей выдается бесплатно земельный надел, если родители имеют российское гражданство.

Предоставляются наделы по договору аренды только на аукционах, а конкурсное производство остановлено. Но есть исключения из общего правила:

  1. На торги не выставляются земли, предназначенные для полного освоения.
  2. Под ведение садоводства и огородничества, индивидуального возведения жилых строений.
  3. Земли, переданные на основании договора аренды под сельскохозяйственные нужды частным или юридическим лицам.
  4. Те участки, где оформлена собственность на жилые и другие строения.

Возможен обмен земельного надела, если:

  1. Участок подлежит передаче государству или муниципалитету для их нужд.
  2. Если на участке будут возведены объекты социального, транспортного назначения, или в том случае, если они уже на нем расположены.

В этом случае оформляют договор обмена участка на равноценный. И все построенные сооружения переходят во владение нового собственника.

Кроме этих изменений, есть и еще важные перемены, касающиеся договоров аренды участков и сопоставлению с классификатором разрешений на использование:

  • Для нового строительства или капитального ремонта сроком от 3 до 10 лет.
  • Для возведения комплексных сооружений от 3 до 10 лет.
  • Собственники строений получают аренду сроком до 49 лет.
  • Аренда участка под строительства частного жилого строения или ведения дачного хозяйства до 20 лет.
  • Под огородничество – 3 года.

Новыми постановлениями определен порядок перераспределения земельных участков, находящихся в частном владении, если:

  • Участок подлежит дальнейшему развитию инфраструктуры.
  • Если не было проведено межевание с установкой точных границ.
  • Если на участке планируется строительство капитальных строений для нужд поселения, города.

Все эти действия возможны по новой законодательной базе, только в соответствии с классификатором разрешений на ведение хозяйственной деятельности, поскольку произошли изменения и в самом Земельном кодексе с 2015 года.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

consultmill.ru

NormaCS ~ Статьи ~ Результаты практического применения классификатора видов разрешенного использования земельных участков: достоинства и недостатки

В последние годы правовое регулирование в сфере земельно — имущественных отношений претерпевает существенные изменения. Одним из основных нормативных правовых актов, значительно повлиявших на реформирование земельного законодательства, стал утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 Классификатор видов разрешенного использования земельных участков [1].

Классификатор разработан во исполнение пункта 13 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р [2], пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации [3] и определяет исчерпывающий перечень видов разрешенного использования земельных участков (далее также – ВРИ, виды разрешенного использования).

Классификатор направлен на устранение бессистемности, излишней конкретизации, ненужного разнообразия видов разрешенного использования, сложившихся в результате многолетней практики самостоятельного установления ВРИ органами местного самоуправления путем закрепления их в правилах землепользования и застройки муниципальных образований.

Классификатор ВРИ представляет собой единую систему типологии видов разрешенного использования земельных участков. Он устанавливает определенный стандарт видов разрешенного использования — их наименования, содержание и кодовые обозначения. В описании вида разрешенного использования приводится разрешенная деятельность на земельном участке, виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ.

Виды разрешенного использования земельных участков изложены в Классификаторе не просто путем последовательного перечисления. В структуре Классификатора отдельные виды разрешенного использования объединены в более крупные группы. Данная группировка использована не только для наиболее понятного восприятия содержащейся в Классификаторе информации, но и как показывает практика, удобна в применении разработчиком правил землепользования и застройки при подготовке градостроительного регламента.

Стоит отметить то обстоятельство, что описание содержания видов разрешенного использования является достаточно широким и включает в себя обширный спектр видов деятельности, разрешенных к осуществлению на земельном участке, в том числе, предусматривает размещение объектов, которые раньше должны были быть включены в состав вспомогательных видов разрешенного использования. Так, например, в содержание видов разрешенного использования «Жилой застройки» включено размещение гаражей, автостоянок. Кроме того, часть видов разрешенного использования земельных участков, связанных с жилой застройкой, содержит в своем составе выращивание плодовых, ягодных овощных, бахчевых, декоративных культур, обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха. В данном примере речь идет о сопутствующем использовании земельного участка, которое неразрывно связано с его основным назначением, и, по сути, является вспомогательным видом разрешенного использования.

Данное обстоятельство исключает необходимость закрепления в градостроительном регламенте размещение объектов, требующихся для полноценного функционирования территории (таких как объекты, предназначенные для временного хранения автомобильного транспорта, объекты, обслуживающие жилую застройку и пр.) в качестве вспомогательных видов разрешенного использования в жилых, общественно-деловых и иных зонах, что, безусловно, является положительным моментом.

Кроме того, Приказ № 540 содержит отдельную оговорку о том, что содержание всех видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков. Из этого следует, что объекты инженерно-технического обеспечения зданий, строений, сооружений являются разрешенными во всех территориальных зонах.

Учитывая то, что функционирование практически любого объекта не представляется возможным без инженерных сетей (связь, водопровод, канализация, электроснабжение, теплоснабжение и т.д.), ранее их указание было необходимо в градостроительном регламенте всех территориальных зон в качестве вспомогательного вида разрешенного использования, а с принятием Классификатора, закрепившего возможность размещения и эксплуатации линейных объектов совместно с любым видом разрешенного использования земельного участка без необходимости отдельного указания таких объектов, содержание градостроительных регламентов значительно упростилось.

Рассмотренные примеры наглядно иллюстрируют то, что Классификатор ВРИ существенно облегчил работу по подготовке правил землепользования и застройки за счет унификации подходов, ликвидации разночтений, возникающих при определении видов разрешенного использования, исключения их излишней детализации, приводящей не только к перегруженности градостроительных регламентов, но и к последующей необходимости их частой корректировки.

Казалось бы, унификация и упорядочивание ВРИ путем введения Классификатором единой терминологии с четко определенным содержанием, должны устранить проблемы двоякого толкования и неправильного определения видов разрешенного использования при подготовке проектов правил землепользования и застройки, что, в общем — то, и произошло. Однако структура Классификатора и некоторые формулировки ВРИ при практическом применении вызывают больше затруднения, нежели устраняют неточности.

В результате практической деятельности по подготовке документов градостроительного зонирования специалистам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также иным правоприменителям пришлось столкнуться с рядом трудноразрешимых вопросов, вызванных нововведенными видами разрешенного использования, закрепленными в Классификаторе.

Стоит отметить, что разработчики Классификатора, понимая значимость его принятия и в то же время осознавая не безупречность первой редакции, изначально предвосхищали неизбежное возникновение необходимости корректировки в целях его улучшения. Так, М.В. Бочаров, заместитель директора Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации, отмечал, что «Его совершенствование будет продолжаться также и в связи с появлением новых видов деятельности (в качестве примера можно привести институт некоммерческого найма), так и с целью лучшего приспособления классификатора для прочих нужд – оценки, предоставления земельных участков и т.д. При этом в его совершенствовании необходимо проявлять определенную сдержанность и мудрость. Потребности и условия многих регионов могут отличаться (так, в некоторых городах существуют особые традиции зонирования и наименования), но нужно понимать, что классификатор должен служить интересам страны в целом, и последующие его изменения должны быть обоснованы вескими причинами» [4].

Вместе с тем, до внесения необходимых изменений, осознавая не совершенность Классификатора, а также проявляя «сдержанность и мудрость» правоприменители, сталкиваясь с проблемами в процессе его использования, пытались самостоятельно найти оптимальные решения преодоления таких проблем и адаптировать Классификатор с учетом специфики муниципальных образований.

Один из главных, существенных недостатков, связанный с определением видов разрешенного использования для жилой застройки, был выявлен при первом же применении Классификатора на практике. В результате использования установленных норм сложилась неоднозначная ситуация в части определения ВРИ для зоны малоэтажной жилой застройки, являющейся характерной, как правило, для большинства муниципальных образований страны.

Классификатор не предусматривал основной вид разрешенного использования, отражающий потребности и соответствующий в полной мере назначению зоны малоэтажной жилой застройки. В первоначальной редакции Классификатора был предложен вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилое строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», под которым фактически понималось индивидуальное жилое строительство, а именно «размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры», что автоматически исключало возможность его применения, как ВРИ, предусматривающего строительство многоквартирной жилой застройки малой этажности. Таким образом, Классификатором не был предусмотрен вид разрешенного использования, к которому однозначно и бесспорно можно было бы отнести 2-3 этажные многоквартирные жилые дома.

В поисках наиболее подходящего решения был рассмотрен вариант включения в градостроительный регламент зоны малоэтажной жилой застройки такого основного ВРИ, как «блокированная жилая застройка» с максимальным количеством блоков до 10, что, в свою очередь, делает данную застройку приближенной к многоквартирным жилым домам. Такой вариант применения видов разрешенного использования не совсем подходит для муниципальных образований, где планируется или существует застройка многоквартирными жилыми домами в 2-3 этажа с количеством квартир больше 10.

Осознавая некую проблематичность данного подхода, в поисках иных решений, был найден еще один вариант, заключающийся в установлении основного ВРИ «среднеэтажная жилая застройка» и ограничении его в параметрах — этажность до 3-х этажей. Однако необходимо отметить, что данное решение могло противоречить нормативам градостроительного проектирования, которые предусматривают для среднеэтажной жилой застройки количество этажей от 4 и выше. Так, к примеру, региональные нормативы градостроительного проектирования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, утвержденные Постановлением Правительства Ханты –Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2014 № 534 – п [5], предусматривают для среднеэтажной жилой застройки этажность от 4 до 8 этажей. Поэтому, стоит признать, что ни один подход в полной мере не устранял сложившуюся проблему и не являлся оптимальным решением.

Учитывая изложенное выше, наиболее целесообразным и результативным выходом являлось внесение изменений в Классификатор, которые позволяли бы однозначно определять вид разрешенного использования земельных участков и объектов, расположенных на них.

В продолжение вопроса жилого строительства, необходимо остановиться на еще одном пробеле, связанном с отсутствием возможности размещения жилых дачных домов на землях сельскохозяйственного назначения. Указанный ВРИ, несмотря на его актуальность и распространенность как в городских округах, так и в поселениях, не предусмотрен Классификатором. Данное обстоятельство влечет негативные последствия в виде недопустимости формирования земельного участка под такой вид разрешенного использования и, как следствие, размещения такого ВРИ.

Справедливости ради стоит отметить, что Классификатором не полностью упущен вопрос дачного строительства. Так, размещение дачных домов было предусмотрено ВРИ «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», однако, данный вид разрешенного использования применим лишь к землям населенного пункта, что не исправляет возникшую проблему.

Учитывая, что данный вопрос является крайне актуальным, а ВРИ востребованным для многих муниципальных образований, в целях устранения пробела также возникла необходимость внесения изменений в Классификатор, в части дополнения соответствующим видом разрешенного использования.

Кроме того, в некоторых случаях отрицательную реакцию у правоприменителей вызывало нелогичное и неуместное распределение ВРИ по группам. В частности, несовместимое сочетание было закреплено в ВРИ «коммунальное обслуживание», который включал в себя «Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальными услугами, в частности: поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи, отвод канализационных стоков, очистка и уборка объектов недвижимости (котельные, водозаборы, очистные сооружения, насосные станции, водопроводы, линии электропередачи, трансформаторные подстанции, газопроводы, линии связи, телефонные станции, канализация, стоянки, гаражи и мастерские для обслуживания уборочной и аварийной техники, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, полигоны по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, места сбора вещей для их вторичной переработки, а также здания или помещения, предназначенные для приема населения и организаций в связи с предоставлением им коммунальных услуг)».

Данный ВРИ содержал противоречивые для одной группы виды разрешенного использования. Поскольку такой ВРИ, как «коммунальное обслуживание» характерен для включения в качестве основного и вспомогательного видов разрешенного использования в градостроительный регламент многих территориальных зон, установление в нем некоторых ВРИ, просто недопустимо. К примеру, «коммунальное обслуживание» подлежит включению в качестве основного вида разрешенного использования в ряд общественно — деловых зон, что, в свою очередь, автоматически вызывает негативное отношение к возможности размещения в них «Мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировки бытового мусора», учитывая степень негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов, в то время как «газопроводы, линии связи, канализации и т.д.» не просто допустимы, а являются необходимыми ВРИ для нормального функционирования объектов расположенных в данных территориальных зонах. Мусоросжигательные и мусороперерабатывающих заводы, полигоны по захоронению и сортировки бытового мусора, являются специальными объектами, требующими установления санитарно — защитных зон, и подлежат включению в соответствующую группу ВРИ «Специальная». Ранее эту проблему пытались решить путем установления такого ограничения в градостроительном регламенте, как запрет на размещение объектов, причиняющих вред окружающей среде и санитарному благополучию, что подразумевало под собой недопустимость размещения заводов и полигонов, требующих установления санитарно – защитных зон. Вместе с тем, указанное выше обстоятельство предопределяет потребность разграничения объектов, содержащихся в описании ВРИ «коммунальное обслуживание», и исключения «Мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора».

Содержание некоторых ВРИ вызывало в ходе работы вопросы, аргументированные ответы на которые не были найдены. Например, один из таких вопросов связан с описанием содержания ВРИ «автомобильный транспорт», закрепляющего «размещение автомобильных дорог вне границ населенного пункта», на что возникает вполне разумный вопрос: «а как же дороги в границах населенного пункта?». Полагаю, что доводов, обуславливающих правильность данной формулировки, нет, и это является недочетом, требующего корректировки Классификатора путем внесения изменений.

Также вопросы вызывали описания видов разрешенного использования «деловое управление» и «банковская деятельность», которые включают в себя тождественные объекты: «Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения органов управления производством,…, банковской, страховой деятельностью,…» и «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые». Каким критерием необходимо руководствоваться при выборе ВРИ для включения организации в сфере банковской деятельности, остается загадкой. В целях устранения путаницы при выборе вида разрешенного использования целесообразно исключить объекты банковской и страховой деятельности из ВРИ «деловое управление».

Кроме того, Классификатор содержит закрытый перечень видов разрешенного использования, что исключает возможность учета индивидуальных особенностей территории в градостроительном проектировании. Например, установлен закрытый перечень объектов, которые могут быть размещены на земельном участке с видом разрешенного использования «Развлечения». При этом виды развлекательных сооружений не ограничиваются дискотеками, танцевальными площадками, ночными клубами, аквапарками, боулингом, аттракционами, ипподромами, игровыми автоматами или игровыми площадками. Достаточно распространен на практике бильярд или пейнтбол, которые не включаются ни в одну из категорий. Закрытый перечень содержит и вид разрешенного использования «Спорт», в котором также учтены не все объекты, востребованные на практике, например, отсутствуют картодромы. Поэтому наиболее разумным выходом является установление формулировок расширительного толкования содержания ВРИ, включающих в себя множество различных объектов, которые невозможно перечислить в Классификаторе для недопущения перегруженности.

Учитывая изложенные выше недостатки и пробелы, а также важность применения Классификатора в практической деятельности и его влияние на земельно — имущественные отношения, назрела острая необходимость внесения изменений с учетом выявленных проблем.

Именно поэтому в конце 2015 года был принят приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540» [6] (далее также – Приказ № 709).

Приказ № 709 направлен на уточнение формулировок отдельных видов разрешенного использования и дополнение Классификатора рядом новых ВРИ на основе правоприменительной практики. В частности, в Классификатор были внесены следующие изменения, устраняющие вышеперечисленные проблемы.

В новой редакции Классификатора малоэтажная жилая застройка разделена на индивидуальное жилищное строительство и малоэтажную многоквартирную жилую застройку. Введены новые виды разрешенного использования, среди которых – «ведение дачного хозяйства», предполагающее размещение жилых дачных домов на землях сельскохозяйственного назначения. Также уточнены описания ВРИ, в том числе, «Коммунальное обслуживание», «Деловое управление», «Автомобильный транспорт», «Специальная деятельность», «Спорт» и другие.

В Классификатор также внесен ряд иных изменений, устраняющих другие недостатки, выявленные при его применении. Данные изменения, безусловно, улучшают содержание Классификатора и повышают эффективность его использования в ходе практической деятельности.

Однако, несмотря на существенные корректировки Классификатора ВРИ, вопросы, требующие его дальнейшее совершенствование все же остались.

Так, по-прежнему сохранились закрытые перечни в описании видов разрешенного использования («Культурное развитие», «Спорт», «Развлечения» и др.), что не позволяет учитывать индивидуальные особенности территории при подготовке документов градостроительного зонирования. Не полностью устранено дублирование тождественных формулировок («научная и селекционная работа») в разных ВРИ. Кроме того, Классификатором охвачены не все виды объектов, подлежащие на практике включению в градостроительный регламент. К примеру, нет однозначного ответа, к какому виду разрешенного использования относить аптеки, пожарные депо и другие. Вместе с тем, в Классификаторе присутствуют ВРИ («Резервные леса»), целесообразность закрепления которых ставится под сомнение в силу регулирования их правового положения федеральным законодательством.

В заключение хотелось бы сказать, что принятие Классификатора, бесспорно, является важным достижением, играющим огромную роль в упорядочивании земельно-имущественных отношений посредством введения единого подхода при установлении видов разрешенного использования земельных участков, включая унификацию наименований таких видов, их описания и содержания, а его влияние на эффективное установление видов разрешенного является положительным и значимым.

Библиографический перечень:

  1. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»
  2. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
  3. Земельный кодекс Российской Федерации
  4. Интервью с М.В. Бочаровым о классификаторе видов разрешенного использования земельных участков //Управление развитием территории. 2014. № 3. С. 16-20.
  5. Постановление Правительства ХМАО — Югры от 29.12.2014 № 534-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  6. Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540»

www.normacs.info

Классификатор разрешенного использования земельных участков. Вид разрешенного использования земельного участка :: BusinessMan.ru

Вид разрешенного использования участка земли принадлежит к перечню его характеристик как объекта недвижимости. Правовыми источниками этого понятия одновременно являются земельное и градостроительное законодательство.

Какое использование земли является разрешенным

Понятие «разрешенное использование земель» означает, что в процессе эксплуатации учитывается как целевое назначение земель, так и дополнительные требования, источниками которых могут быть законодательные акты федеральных властей и субъектов РФ, а также акты местных органов.

Следовательно, это юридическое понятие включает в себя как правомочие в виде разрешения использовать участок, так и обязанности, включая обязанность использовать землю по ее целевому назначению и в соответствии с ограничениями, которые установлены правовым режимом участка земли.

Правовые источники понятия «вид разрешенного использования участка»

Внутри установленных согласно ЗК РФ земельных категорий возможно множество разрешенных способов использования земель по их целевым назначениям. В принципе, было бы логично использовать для различных методов такого использования участка без изменения его целевого назначения (категории по ЗК РФ) термин «вид целевого назначения участка земли», как это сделано в земельном законодательстве той же Украины. Почему же в России появился новый термин «разрешенное использование»?.

Дело в том, что в РФ имеется два основных правоустанавливающих документа, регулирующих земельные отношения: ЗК РФ и ГрК РФ. Так вот, если отталкиваться от положений только ЗК РФ, то вполне логично выстраивается такая иерархическая цепочка понятий: «целевое назначение земель» — «категории земель» — «виды целевого назначения земель (или их подкатегории)». Именно таким путем пошли создатели законодательства о земле в Украине.

В РФ исходным правовым источником появления рассматриваемого понятия является ГрК РФ, широко применяется разрешенное использование земли населенных пунктов при зонировании их территорий (выделении специализированных зон, вроде спальных районов, промзон, зон отдыха и т.д.). Именно этот принцип градостроительства послужил основанием для первоначального внесения еще в 1998 году в ГрК РФ термина «разрешенное использование земельных участков», перечень которых содержится в градостроительных регламентах, входящих в качестве отдельных разделов в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), принимаемые властями каждого населенного пункта. Отсюда данный термин, как и термин «зонирование территорий», перекочевал в ЗК РФ и во все последующие нормативные документы.

Как классифицирует ВРИ земельных участков ГрК РФ

Итак, в ПЗЗ конкретного населенного пункта входит в виде одного из разделов карта его территориальных зон, а также градостроительный регламент, содержащий кроме всего прочего и перечень ВРИ земельных участков для каждой такой зоны. К услугам правообладателей участков для каждой зоны приводится прежде всего перечень основных ВРИ, которые они могут выбирать самостоятельно безо всяких разрешений и согласований.

Кроме того, для конкретной зоны может быть предусмотрен перечень условно-разрешенных ВРИ, которые также выбираются правообладателями самостоятельно, но им нужно будет получить разрешение местных властей после проведения публичных слушаний по этому вопросу для учета мнения населения. Если для данной зоны предусмотрен перечень вспомогательных ВРИ, то он может быть присоединен правообладателем участка к любому из первых двух ВРИ, но не может использоваться сам по себе.

Как выбирались ВРИ земельных участков до 2015 года

Предположим, что из нескольких земельных участков неким их собственником формировался в территориальной городской зоне для жилой застройки (зона ЖЗ) новый участок для строительства 9-этажного жилого дома. Для выбора ВРИ нового участка собственник должен был обратиться к ПЗЗ своего города (или к ПЗЗ конкретной территориальной городской зоны для Москвы и Санкт-Петербурга), найти там раздел градостроительного регламента, в нем перечень ВРИ для зоны ЖЗ и выбрать соответствующий его цели основной вид разрешенного использования или условно-разрешенный.

При принятии градостроительных регламентов законодательные городские власти самостоятельно придумывали наименования ВРИ, в связи с чем в стране возникло большое их разнообразие. Это существенно затрудняло ведение кадастрового учета земельных участков. Именно поэтому в конце прошлого года был введен в действие классификатор разрешенного использования земельных участков.

Особенности российского классификатора ВРИ

Любой классификатор упрощает восприятие и понимание какого-либо процесса. Так и классификатор ВРИ упорядочивает всевозможные виды использования земельных участков и условно выделяет из них наиболее значимые для избранных общественных отношений. Например классификатор ВРИ г. Нью-Йорка содержит их более тысячи. Разрешенное использование земельных участков классификатор России делит на сотни видов (в т.ч. укрупненные).

Классификатор не использует то разделение ВРИ, которое приведено в ГрК РФ. Для него все ВРИ равнозначны, т.е. отнесение их к основным или условно-разрешенным остается за разработчиками местных ПЗЗ, что, конечно же, совершенно правильно.

Все ВРИ из классификатора предполагают возможность размещения на участке линейных объектов: водопровода, газопровода, ЛЭП, но не авто- или железной дороги. До этого при описании ВРИ приходилось переусложнять их перечнем возможных коммуникаций, а любое изменение этих коммуникаций требовало изменения и кадастрового паспорта участка.

В каждой из своих 12-ти условных групп классификатор содержит так называемые укрупненные ВРИ, которые содержат несколько различных видов использования. Это будет нужно для тех участков, по которым еще нет ясности в направлениях их дальнейшего использования.

Какие последствия повлечет введение классификатора ВРИ

Когда разрешенное использование земельных участков классификатор упорядочит, это существенно изменит правовое регулирование хоздеятельности на земельных участках.

С 24.12.2014 классификатор уже определяет ВРИ земельных участков, устанавливаемые после указанной даты. С 25.12.2014 в госкадастр недвижимости уже не включаются виды, не предусмотренные классификатором.

Местные же власти обязаны до 01.01.2020 откорректировать свои ПЗЗ, указав в их градостроительных регламентах те ВРИ, которые предусмотрены классификатором.

Как быть с участками, ВРИ по которым уже установлен без классификатора

Уже установленный вид участка после введения в действие классификатора замене не подлежит, поскольку российские законодатели предусмотрительно ввели такое правило в изменениях в ЗК РФ (частью 11 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ). И это абсолютно справедливо, так как защищаются права собственников таких земельных участков, если они предполагают продолжать на них деятельность согласно ВРИ, установленному до введения классификатора.

Кроме того, правообладатель участка может подать заявление об установлении соответствия имеющегося ВРИ участка классификатору в уполномоченные органы госвласти, которые обязаны в срок не более месяца установить такое соответствие.

Выбираем вид по классификатору

Если вернуться в вышеописанной процедуре выбора ВРИ земельного участка под 9-этажный жилой дом, то собственник участка должен по классификатору выбрать вид разрешенного использования «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», код 2.6.

Рассматривая ВРИ из группы 2 (жилые помещения), можно убедиться, что их наименование и описание выполнены с целью предотвращения злоупотреблений застройщиков и более четкого соблюдения требований к застройке конкретных территориальных зон. Так, например, если в данной зоне установлено ограничение по высоте жилых домов, то вместо типового ВРИ «для размещения многоквартирного дома», широко используемого во многих существующих ПЗЗ, по классификатору можно установить «малоэтажную жилую застройку» (до 3-х надземных этажей), «среднеэтажную жилую застройку» (до 8 надземных этажей) или «многоэтажную жилую застройку» (от 9-ти надземных этажей). Такие ВРИ не позволят застройщикам слишком вольно интерпретировать их содержание, что довольно часто встречается в настоящее время.

Зачем нужно изменять ВРИ

Нередки ситуации, когда возникает необходимость использования участка не по установленному ВРИ. Например, у собственника участка с установленным видом «земля для садоводства» возникло намерение выстроить на нем капитальный частный дом для собственного проживания. Или, наоборот, собственник участка под ИЖС вознамерился использовать его для ведения бизнеса, хочет построить на нем магазин или автомастерскую.

Как же выполнить изменение разрешенного использования земельного участка?

Этого можно добиться только одним способом – изменением его ВРИ. Но сделать это можно двумя путями: с заменой категории земель участка по ЗК РФ на другую (если этого требует новый ВРИ) или без такой замены.

Изменение ВРИ с заменой категории участка на другую

Такой способ изменения ВРИ подходит для больших участков земли, предназначенных, например, под пригородный коттеджный поселок или под новый жилой микрорайон, когда нужно перевести землю из категории сельхозземель в землю населенного пункта.

Изменение вида разрешенного использования по этому способу позволяет установить для участка любой применяемый в практике ВРИ.

Порядок замены категории четко прописан в ЗК РФ, а также в ФЗ № 172 от 21.12. 04 г.

Сначала готовится следующий пакет документов:

  • ходатайство с указанием причины замены категории, имеющейся и требуемой категории, кадастрового номера участка;
  • личные документы заявителя;
  • выписку из госкадастра;
  • выписку из ЕГРП;
  • нотариально заверенное согласие собственника, если заявление от землепользователя.

Документы подаются в уполномоченный орган госвласти (Правительство РФ, Правительство субъекта РФ, местные власти) в зависимости от собственности на землю, который в срок до 30 дней его рассматривает.

При положительном решении органом госвласти выдается акт о переводе участка в другую категорию. Затем орган госвласти в 10-дневный срок направляет копию своего решения в Росреестр для внесения им изменений в госкадастр и ЕГРП в срок до 7 дней.

Изменение ВРИ внутри одной категории по ЗК РФ

Этот способ основан на ст. 37, 38 ГрК РФ и ст. 4.1 ФЗ «О введении в действие ГрК РФ».

Сначала правообладатель участка обращается в местное Управление по архитектуре и градостроительству за ПЗЗ данного населенного пункта. Во включенном в ПЗЗ градостроительном регламенте должны быть прописаны все основные условно-разрешенные и вспомогательные ВРИ по каждой территориальной зоне.

Выбрав по перечню видов своей зоны нужный вид использования, следует обратиться к местным властям с заявлением об установлении для участка нового ВРИ. Здесь нужно помнить, что проще всего устанавливать его из числа основных, для которых не требуется дополнительных разрешений.

Получив соответствующее решение власти, можно обращаться в Росреестр с заявлением об учете изменений ВРИ участка.

businessman.ru

Виды разрешенного использования земельных участков (классификатор)

Важно! Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

Виды разрешенного использования земельных участков

 

Перечень основных видов разрешенного использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

 

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

  1. Основные виды разрешенного использования.
  2. Условно разрешенные виды использования.
  3. Вспомогательные виды разрешенного использования.

I. Основные виды разрешенного использования земельных участков:

  • для индивидуального жилищного строительства (для ИЖС)
  • для ведения личного подсобного хозяйства (для ЛПХ)
  • для дачного строительства
  • для ведения дачного хозяйства
  • для сельскохозяйственного производства
  • для организации фермерского хозяйства
  • для организации крестьянско-фермерского хозяйства
  • для ведения сельского хозяйства
  • под малоэтажное жилищное строительство
  • для сельскохозяйственного использования
  • для жилищного строительства
  • жилая, коммерческая застройка
  • иное разрешенное использование

II. Условно разрешенные виды использования земельных участков

 

Перечень условно разрешенных видов использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки. 

 

Отличие условно разрешенного вида использования земельного участка и объектов капитального строительства от их основного вида разрешенного использования заключается в том, что если для выбора одного из основных видов разрешенного использования участка его правообладателю, как правило, не требуется получения каких-либо согласований и разрешений от соответствующих органов, то для выбора одного из видов условно разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства они требуются.

 

III. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков

 

Вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка допустимы только как дополнительные к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

 

Примерами вспомогательных видов функционального использования территории могут быть встроенные, подземные или полузаглубленные гаражи или открытые стоянки для временного хранения автотранспорта.

 

Правовой режим земельного участка

Первичное установление категории земельного фонда

Целевое назначение земельных участков

Изменение целевого назначения земельного участка

Разрешенное использование земельных участков 

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

pravoross.jimdo.com

alexxlab

*

*

Top