Закон о рф о защите инвалидов в: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция)

Содержание

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция)

(в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ,

от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ,

от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ,

от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ,

от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,

от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 09.12.2010 N 351-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 06.11.2011 N 299-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ,

от 30.11.2011 N 355-ФЗ, от 10.07.2012 N 110-ФЗ, от 20.07.2012 N 124-ФЗ,

от 30.12.2012 N 296-ФЗ, от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ,

от 02.07.2013 N 168-ФЗ, от 02.07.2013 N 183-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 25.11.2013 N 312-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 28.06.2014 N 200-ФЗ,

от 21.07.2014 N 267-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ,

от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 399-ФЗ, от 19.12.2016 N 444-ФЗ,

от 19.12.2016 N 461-ФЗ, от 07.03.2017 N 30-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ,

от 07.06.2017 N 116-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.10.2017 N 307-ФЗ,

от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 29.12.2017 N 477-ФЗ, от 07.03.2018 N 47-ФЗ,

от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 18.07.2019 N 184-ФЗ,

от 18.07.2019 N 185-ФЗ, от 02.12.2019 N 408-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ,

от 23.11.2020 N 381-ФЗ, от 08.12.2020 N 400-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,

от 29.12.2020 N 478-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ, от 26.05.2021 N 152-ФЗ,

от 11.06.2021 N 170-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом

от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016))

Проект внесения изменений в закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Информация о материале

В Государственную думу внесен проект законодательной инициативы № 7-1309О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статью 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Проект федерального закона разработан в целях реализации права ветеранов и инвалидов боевых действий, членов их семей, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на доступное жилое помещение.

В соответствии со статьей 232 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 282 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правовое регулирование в рамках реформирования системы социальной поддержки по обеспечению жильем направлено на выполнение государством взятых обязательств по обеспечению жилыми помещениями льготной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации субвенций из федерального бюджета.

Проектом закона предлагается внести изменения в статью 232 Федерального закона «О ветеранах» и статью 282 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающие обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Российской Федерации в размере 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Указанные изменения позволят вдвое увеличить начальную максимальную стоимость приобретаемого жилого помещения для льготных категорий граждан, что, в свою очередь, позволит субъектам Российской Федерации более продуктивно проводить закупочные процедуры.

Принятие законопроекта позволит ветеранам и инвалидам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, по истечении 15 лет ожидания реализовать свое право на жилое помещение.

Ссылка на источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/7-1309

О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов

Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта  В настоящее время действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, неудобен работодателям, неоднозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Краткое описание проблемы Законопроект разработан в соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 893-р, поручения Правительства Российской Федерации № ТГ-П12-9376 от 27 декабря 2018 г. и направлен на создание правовых условий возможности проведения эксперимента в отдельных субъектах Российской Федерации с использованием мер, направленных на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Круг лиц
  • федеральные государственные учреждения, подведомственные Минобороны России и осуществляющие свою деятельность в области физической культуры и спорта
  • субъекты РФ
Краткое изложение целей регулирования Проект федерального закона устанавливает нормативное правовое обеспечение возможности проведения эксперимента в отдельных субъектах Российской Федерации с использованием мер, направленных на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», разрешающих проводить в отдельных субъектах Российской Федерации эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Планируемый срок вступления в силу Январь 2020
Срок переходного периода (в календарных днях) 1825
Общая характеристика соответствующих общественных отношений квотирование рабочих мест для инвалидов
Электронный адрес для отправки своих предложений [email protected]
Почтовый адрес для отправки своих предложений г. Москва, ул. Ильинка, д. 21, 127994
Контактный телефон ответственного лица +7(495) 587-88-89 доб. 1662
Дополнительный адрес электронной почты [email protected]

ГКУ ГЦЖС > Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (ред. от 08.12.2020)

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ

в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ,
от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ,
от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ,
от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ,
от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,

от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,
от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 09.12.2010 N 351-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,
от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 06.11.2011 N 299-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ,
от 30.11.2011 N 355-ФЗ, от 10.07.2012 N 110-ФЗ, от 20.07.2012 N 124-ФЗ,
от 30.12.2012 N 296-ФЗ, от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ,
от 02.07.2013 N 168-ФЗ, от 02.07.2013 N 183-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
от 25.11.2013 N 312-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 28.06.2014 N 200-ФЗ,
от 21.07.2014 N 267-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ,
от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 399-ФЗ, от 19.12.2016 N 444-ФЗ,
от 19.12.2016 N 461-ФЗ, от 07.03.2017 N 30-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ,
от 07.06.2017 N 116-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.10.2017 N 307-ФЗ,
от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 29.12.2017 N 477-ФЗ, от 07.03.2018 N 47-ФЗ,
от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 18.07.2019 N 184-ФЗ,
от 18.07.2019 N 185-ФЗ, от 02.12.2019 N 408-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ,
от 23.11.2020 N 381-ФЗ, от 08.12.2020 N 400-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,
от 26.05.2021 N 152-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом
от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)

Прикрепленный файлРазмер
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021).doc489.5 кб

Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24.11.1995 N 181-ФЗ

В основные положения входят:

В соответствии со статьёй 1. ФЗ. № 181 «о социальной защите инвалидов в Российской федерации» понятие инвалид – это ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико – социальной экспертизы.

В соответствии со статьёй 2 ФЗ № 181 « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понятие  социальной защиты инвалида – это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер.

В соответствии со статьёй 7 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понятие медико-социальная экспертиза –  это   определение потребностей инвалида в мерах социальной защиты, реабилитации, на основе оценки ограничений жизнедеятельности.

В соответствии со статьёй 9 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понятие реабилитации инвалидов это – медицинские, педагогические, социально – экономические, мероприятия направленные на устранение ограничений жизнедеятельности.

В соответствии статьёй 11 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида это –  разработанный комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Отказ инвалида от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В соответствии статьёй 13 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение жизнедеятельности инвалидов это –оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение которое осуществляется бесплатно или на льготных условиях.

В соответствии статьёй 14 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации.    Выпуск периодической, научной, учебно – методической, справочно – информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно – точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии статьёй 15 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов создаются все условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры

В соответствии статьёй 17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды обеспечиваются жилой площадью. Имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии статьёй 19 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует создания необходимых условий для получения образования. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения  образования, создаются общие и  профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

В соответствии статьёй 20 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляются гарантии трудовой занятости. Создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;  создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;   организации обучения инвалидов новым профессиям.

В соответствии статьёй 27 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» материальное обеспечение инвалидов  включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты)


Проект “Центр защиты прав инвалидов” реализует Фонд “Без Барьеров” https://barrier-free.ru при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, гранда Мэра, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы/
Адрес: Варшавское шоссе д.76, корп.2 (по предварительной записи)
Телефон для связи: 8(985)448-8-448

Подписывайтесь в наши группы:
VK https://vk.com/club51676628
FB https://www.facebook.com/Barrierfree.ru
OK https://ok.ru/group/54575182053590
Instagram https://www.instagram.com/barrierfreeru
Смотрите наш Youtube канал

Похожее

Разъяснение действующего законодательства и правовое просвещение

Каков порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации?

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Преамбулой Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) закреплено, что государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ реабилитация инвалидов определена как система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Одним из основных направлений реабилитации инвалидов, согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, является социально-бытовая адаптация.
Реализация вышеуказанного направления реабилитации инвалидов, кроме прочего, предусматривает использование инвалидами технических средств.

Техническими средствами согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, кроме прочих, являются специальные средства для самообслуживания и специальные средства для ухода.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов, кроме прочего, отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (далее по тексту — Федеральный перечень).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категории граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту — Правила).

Согласно пут нету 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В силу подпункта «а» пункта 3 Правил обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами осуществляется путем предоставления соответствующих технических средств.

В соответствии с пунктом 9 Правил сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены утверждены Приказом Минтруда России от 24.05.2013 № 215н «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены.

Назад

ФЗ о социальной защите инвалидов в Российской Федерации — закон о социальной защите инвалидов в РФ

Конституция Российской Федерации утверждает, что каждый человек имеет право на труд. Однако не все люди могут воспользоваться этим право. Многие люди из-за увечий и болезней полностью или частично лишаются возможности заниматься трудом. Таких людей называют инвалидами. Чтобы инвалиды могли получать стабильный доход и полноценно развиваться, правительство Российской Федерации ввело определенные меры социальной поддержки инвалидов.

Федеральный закон 181 и поправки к нему

Чтобы помочь инвалидам, в 1995 году был принят ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В этом законе давалось юридическое определение термину «инвалид», вводилось понятие медико-социальной экспертизы, которая должна была определять степень инвалидности, оговаривался вопрос социальных пособий и выплат инвалидам, вносились поправки в Трудовой кодекс и так далее. Со временем в этот закон также вносились некоторые поправки и изменения. Больше всего изменений внес пакет поправок №419, который был принят после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Узнаем о том, какими особенностями обладает 419 федеральный закон о социальной защите инвалидов в 2019 году:

  • Подчеркивается необходимость создания условий, повышающих доступность различных культурных благ и ценностей (музеи, концерты, театральные постановки и так далее) для инвалидов.
  • Подчеркивается необходимость пополнения библиотечных фондов специальными книгами для слепых и слабовидящих людей.
  • Дискриминация по признаку инвалидности объявляется вне закона (в том числе — и осужденных инвалидов и инвалидов, находящихся под следствием).
  • Создается государственный реестр инвалидов.
  • Вводится понятия об абилитации и реабилитации инвалидов.
  • Создание федеральных программ по обеспечению инвалидов бесплатным жильем, если они в нем нуждаются.
  • Расширяется соцзащита инвалидов.
  • Некоторые другие постановления.

Социальная защита инвалидов

Социальная защита и реабилитация инвалидов подразумевает реализацию различных программ:

  • Социальная помощь инвалидам 1, 2 и 3 группы в виде денежных выплат. Выплаты осуществляются в виде пенсий и выплат. Различают социальную и трудовую пенсию, а тип пенсии и ее размер определяется в зависимости от наличия трудового стажа, группы инвалидности, типа профессии, наличия на содержании у инвалида иждивенцев и так далее. Под выплатами подразумеваются определенные федеральные и региональные программы — ЕДВ, ДЕМО и другие.
  • Предоставление инвалидам определенных товаров и услуг. Это могут быть лекарства, технические средства (например, протезы и инвалидные коляски), различные медико-реабилитационные программы и так далее. От части товаров и услуг, реализуемых в форме ПСУ, можно отказаться в пользу денежных выплат.
  • Возможность поступления в образовательные учреждения на льготных условиях.
  • Создания специализированной инфраструктуры.
  • Предоставление бесплатного жилья нуждающимся инвалидам.
  • Некоторые другие виды социальной защиты инвалидов.

Дискриминация инвалидов при реализации права на образование в Российской Федерации

На 19-й сессии КПИ ООН по реализации Конвенции ООН о правах инвалидов АДЦ «Мемориал» представил альтернативный отчет, посвященный нарушениям статьи 24 «Образование».

Российские законы и практика до сих пор не соответствуют обязательству по созданию равных прав и возможностей для самореализации людей с ограниченными возможностями, которое гарантируется Конвенцией о правах инвалидов и Конституцией Российской Федерации.В большинстве случаев инвалиды должны решить не получать высшее образование или выбрать специализацию на основе очень ограниченного списка учреждений, которые готовы их принять.

Постановление Правительства РФ № 697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений обучения при приеме», согласно которому поступающие должны проходить «обязательные предварительные медицинские осмотры (осмотры) в порядке, установленном при заключении трудового договора или трудового договора. по соответствующей должности или специальности »при поступлении в образовательные учреждения дискриминирует инвалидов.Эти медицинские осмотры учитывают любые особенности здоровья заявителей. В соответствии с этими особенностями медицинская комиссия может ограничивать или запрещать доступ к образованию в различных типах учебных заведений. Эти ограничения основаны не только на условиях обучения и стажировки студента, но и на условиях работы по различным специальностям после окончания учебы.

Строгие требования «медицинского разрешения» на получение образования в средних и высших учебных заведениях Российской Федерации носят явно дискриминационный характер и не позволяют людям с различными заболеваниями или формами инвалидности получить среднее и высшее профессиональное образование.

Запреты основаны на аргументе, что студенты, получившие дипломы по выбранным специальностям, не смогут трудоустроиться, поскольку медицинские комиссии предъявляют высокие требования к состоянию здоровья сотрудников, ищущих работу по определенным профессиям. Однако этот аргумент не соответствует принципу обеспечения права на образование и право на труд, гарантированного Конституцией и Законом об образовании, которые провозглашают, что человек может осуществлять права и свободы без дискриминации.Люди имеют право решать, будут ли они работать по выбранным им специальностям, поскольку учащиеся, которые не могут использовать навыки, приобретенные ими во время обучения, в процессе трудоустройства из-за состояния их здоровья, являются нарушением их прав.

Людям с ограниченными возможностями также часто отказывают в доступе к образованию, которое они выбирают, поскольку подавляющее большинство учебных заведений в России по-прежнему не могут обеспечить комфортные условия для студентов с особыми образовательными потребностями и несут ответственность за здоровье этих студентов.Отсутствие особых условий для обучения студентов с ограниченными возможностями в организациях образования не должно быть основанием для отказа в приеме. Однако вместо того, чтобы вести эффективную работу по созданию комфортных условий обучения для всех категорий студентов, учебные заведения ищут причины и различные слабые предлоги, чтобы эти условия не создавались.

Дискриминация инвалидов при реализации права на образование в Российской Федерации

Законы и законы об инвалидности по странам / районам

Страна / район Законы / законы Язык
Афганистан Закон о правах и льготах инвалидов Арабский
Албания Закон No.8626 от 22 июня 2000 г. о статусе параплегии и тетраплегии Албанский
Закон № 44/2012 о психическом здоровье Албанский
Алжир Закон о защите и поощрении инвалидов, принят 8 мая 2002 года, Официальный вестник № 34/2002 Французский
Андорра Закон о гарантиях прав инвалидов Каталонский
Ангола Закон 21/12 от 30 июля 2012 года, Закон об инвалидах Португальский
Антигуа и Барбуда Законопроект об инвалидах и равных возможностях, 2017 г. Английский
Аргентина Закон No.22431 Комплексная система защиты инвалидов (1981) Испанский
Закон № 24314 о доступности для лиц с ограниченной подвижностью Испанский
Закон № 24204 об общественной телефонной связи для компьютеров Eharing Испанский
Армения Закон Республики Армения «О социальной защите инвалидов в Республике Армения» принят в 1993 году. Английский
Австралия Закон 1992 года о дискриминации инвалидов (Cth) (DDA) Английский
Австрия Федеральный закон о равенстве инвалидов (BGBl.I № 82/2005) Немецкий
Азербайджан Закон о профилактике инвалидности и ухудшения здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с нарушением здоровья
Багамы Закон об инвалидах (равные возможности), 2014 г. Английский
Бахрейн Закон № 74 от 2006 года о регулировании ухода за инвалидами и их трудоустройства Арабский
Бангладеш Закон о социальном обеспечении инвалидов (2001) Английский
Закон о правах и защите инвалидов 2013 г. Бангла
Беларусь Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII «О социальной защите инвалидов Республики Беларусь». Русский
Бельгия Закон о реформе инвалидности и введение нового защищенного статуса в соответствии с человеческим достоинством Французский
Закон от 27 февраля 1987 г. о пособиях по инвалидности
Боливия (Многонациональное Государство) Общий закон об инвалидах (2012) Испанский
Босния и Герцеговина Закон о пенсионном страховании и страховании на случай инвалидности сербский
Бразилия Закон No.13 146 о включении людей с ограниченными возможностями (Закон об инвалидах) (2015) Португальский
Бруней-Даруссалам Закон о пенсиях по старости и инвалидности 1955 г. / пересмотренная редакция 1984 г. Английский
Болгария Закон об интеграции инвалидов от 1 января 2005 г. Английский
Буркина-Фасо Закон № 012-2010 / AN от 1 апреля 2010 г. о защите и поощрении прав лиц с ограниченными возможностями Французский
Камбоджа Закон о защите и поощрении прав инвалидов Английский (неофициальный перевод)
Камерун Закон № 2010/002 от 13 апреля 2010 г. о защите и поощрении инвалидов Французский
Постановление №2018/6233, устанавливающий процедуры применения Закона № 2010/002 от 13 апреля 2010 г. о защите и поощрении людей с ограниченными возможностями Английский
Канада Закон об услугах и поддержке для содействия социальной интеграции лиц с нарушениями развития, 2008 г. Английский
Чад Закон № 007 / PR / 2007 о защите подшипников для инвалидов Французский
Чили Закон 20 422, устанавливающий правила о равных возможностях и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями (2010 г.) Испанский
Китай Закон Китайской Народной Республики о защите инвалидов (2008 г.) Английский
Китай (Гонконг) Указ о дискриминации инвалидов (гл.487) (DDO) Английский
Китай (Макао) Закон 9/83 / М от 3 октября о подавлении архитектурных барьеров Португальский
Колумбия Закон о вступлении в силу 1618, посредством которого устанавливаются положения, обеспечивающие полное осуществление прав лиц с ограниченными возможностями (2013 г.) Испанский
Острова Кука Закон об инвалидах 2008 г. Английский
Коста-Рика Закон № 7600 о равных возможностях для инвалидов (1996). Испанский
Закон № 9379 о поощрении личной автономии лиц с ограниченными возможностями (2016) Испанский
Хорватия Закон о Хорватском регистре лиц с ограниченными возможностями (2001 г.) Хорватский
Закон о профессиональной реабилитации и трудоустройстве инвалидов (2002) Английский
Корейская Народно-Демократическая Республика Закон о защите инвалидов
Доминиканская Республика Закон No.5-13 от 5 января 2013 г. «Об органических равных правах инвалидов» № Испанский
Эквадор Органический закон об инвалидах (2012 г.) Испанский
Сальвадор Закон о равенстве возможностей для людей с ограниченными возможностями Испанский
Эфиопия Декларация о правах инвалидов на трудоустройство № 568/2008 Английский
Фиджи Закон 1994 года о Национальном совете по делам инвалидов Фиджи Английский
Закон №4 от 2018 г. — Закон о правах инвалидов 2018 г. Английский
Финляндия Закон об услугах по инвалидности 380/1987 Финский
Закон об ограниченном умственном развитии 519/1977 Финский
Франция Закон № 2005-102 от 11 февраля 2005 г. о равных правах, возможностях, участии и гражданстве для лиц с ограниченными возможностями Французский
Габон Закон №19/95 от 13 февраля 1996 г. о социальной защите инвалидов № Французский
Грузия Закон Грузии от 16 октября 1997 г. №959 «О социальной защите инвалидов» Грузинский
Германия Книга IX Социального кодекса «Интеграция и реабилитация инвалидов» (SGB IX, 2001) Немецкий
Закон о равенстве для людей с ограниченными возможностями (BGG) Немецкий
Общий закон о равном обращении (AGG) Английский
Гана Закон об инвалидах 2006 года (Закон 715) Английский
Гватемала Постановление №135-96 о законе об уходе за инвалидами Испанский
Гаити Закон об интеграции людей с ограниченными возможностями (2012 г.) Французский
Гондурас Закон о справедливости и целостном развитии для людей с ограниченными возможностями (2005 г.) Испанский
Венгрия Закон об инвалидах Закон XXVI 1998 года о правах и равных возможностях
инвалидов
Венгерский
Индия Закон об инвалидах 2016 г. Английский
Индонезия Закон No.8/2016 об инвалидах Индонезийский
Иран (Исламская Республика) Всеобъемлющий закон о защите инвалидов 2004 г. Персидский
Ирак Закон № 38 от 2013 года об уходе за людьми с ограниченными возможностями и особыми потребностями Арабский
Израиль Закон о равных правах для людей с ограниченными возможностями 5758–1998 («Закон о равных правах») Английский
Положение о равных правах для людей с ограниченными возможностями (корректировка доступности услуг) 5773-2013 Английский
Италия Закон 104/92 — Рамочный закон о помощи, социальной интеграции и правах инвалидов Итальянский
Закон 68/99 — Нормы права на труд инвалидов Итальянский
Ямайка Закон об инвалидах 2014 г. Английский
Япония Основной закон об инвалидах (август 2011 г.) Английский
Закон об услугах и поддержке для людей с ограниченными возможностями (июнь 2012 г.) Английский
Иордания Закон No.20 на 2017 год о правах инвалидов Английский
Казахстан Закон № 39 от 13 апреля 2005 г. о социальной защите инвалидов Английский
Кения Закон об инвалидах № 14 от 2003 года Английский
Латвия Закон об инвалидности Латвийский
Литва Закон Литовской Республики о социальной интеграции инвалидов Английский (неофициальный перевод)
Люксембург Закон No.№ 169 от 28 июля 2011 г. о правах инвалидов Французский
Малави Закон об инвалидах, 2012 г. Английский
Мальдивы Защита прав инвалидов и предоставление финансовой помощи (Закон № 8/2010)
Мальта Закон о равных возможностях для инвалидов Английский
Маршалловы Острова Закон о правах инвалидов, 2015 г. Английский
Маврикий Статья 16 Конституции Английский
Закон о Национальном совете по реабилитации инвалидов
Закон об обучении и трудоустройстве инвалидов Английский
Мексика Общий закон о включении лиц с ограниченными возможностями (2011) Испанский
Монако Закон No.1.410 от 2 декабря 2014 года о защите, автономии и поощрении прав людей с ограниченными возможностями Французский
Монголия Закон о правах человека инвалидов 2016 г. Английский
Черногория Закон о запрещении дискриминации Английский
Мьянма Закон Pyidaungsu Hluttaw № 30/2015 — Закон о правах инвалидов Бирманский
Непал Закон №2039 1982 г. о защите и благополучии инвалидов Английский
Нидерланды Закон о равном обращении в связи с инвалидностью или хроническим заболеванием Английский (неофициальный перевод)
Новая Зеландия Закон Новой Зеландии об общественном здравоохранении и инвалидности 2000 г. Английский
Никарагуа Закон № 763 о правах инвалидов (2011) Испанский
Нигер Постановление №93-012 от 2 марта 1993 г.
Постановление № 2010-028 от 20 мая 2010 г.
Нигерия Закон о дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями (запрет) 2018 г. Английский
Норвегия Закон о борьбе с дискриминацией и доступности (№ 42 от 2008 года). Норвежский
Оман Закон о благосостоянии и реабилитации инвалидов 2008 г. Арабский
Палау Закон о борьбе с дискриминацией об инвалидах Английский
Панама Закон № 15 от 31 мая 2016 г. о внесении изменений в Закон № 42 1999 г. «Об обеспечении равных возможностей для людей с ограниченными возможностями». Испанский
Парагвай Закон 4692, устанавливающий льготы для работодателей за трудоустройство инвалидов в частном секторе Испанский
Закон 122/90 об установлении прав и привилегий для лиц с ограниченными возможностями Испанский
Перу Общий закон о включении лиц с ограниченными возможностями (2012) Испанский
Филиппины Республиканский закон No.7277 — Великая хартия вольностей для людей с ограниченными возможностями Английский
Польша Закон о профессиональной и социальной реабилитации и трудоустройстве инвалидов Польский
Португалия Рамочный закон 38/2004 от 18 августа — Общие основы правовой системы профилактики, абилитации, реабилитации и участия лиц с ограниченными возможностями Португальский
Катар Закон о лицах с особыми потребностями No.2 2004 г. Английский
Республика Корея Закон о запрещении дискриминации инвалидов Английский
Закон о благосостоянии инвалидов Английский
Республика Молдова Закон № 60 от 30.03.2012 г. о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями Румынский
Республика Северная Македония Закон о трудоустройстве инвалидов
Закон о гражданских инвалидах войны
Правила оценки особых потребностей лиц с физическими или умственными недостатками
Румыния Закон №448/2006 О защите и поощрении прав инвалидов Английский
Российская Федерация Закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов» (в редакции от 2 июля 2013 г.) Русский
Руанда Закон № 01/2007 от 20 января 2007 г. «О защите инвалидов в целом» Английский
Саудовская Аравия Закон об инвалидности 2000 г. Арабский
Сенегал Закон о социальной ориентации №2010-15 от 6 июля 2010 г. Французский
Сербия Закон о предотвращении дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями (LPDPD) — Официальный вестник RS № 33/06 сербский
Закон о профессиональной реабилитации и трудоустройстве инвалидов (LPREPD) — Официальный вестник РС № 36/09 сербский
Сьерра-Леоне Закон об инвалидах, 2011 г. Английский
Словения Закон о профессиональной реабилитации и трудоустройстве инвалидов (ZZRZ) I словенский
Закон об обеспечении равных возможностей для людей с ограниченными возможностями (ZIMI) словенский
Южная Африка Кодекс надлежащей практики: ключевые аспекты трудоустройства людей с ограниченными возможностями Английский
Закон о южноафриканской библиотеке для слепых Английский
Испания Закон №13/1982 от 7 апреля 1982 г. о социальной интеграции инвалидов Испанский
Закон № 51/2003 от 2 декабря 2003 года о равенстве возможностей, недискриминации и всеобщей доступности для инвалидов Испанский
Шри-Ланка 1996 Закон о защите прав инвалидов № 28 Английский
Судан Закон об инвалидах 2009 года Арабский
Швеция Закон о поддержке и обслуживании лиц с определенными функциональными нарушениями (LSS) Английский
Швейцария Федеральный закон о ликвидации дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями Английский
Танзания Закон об инвалидах (2010) Английский
Таиланд Закон о расширении прав и возможностей инвалидов B.E. 2550 (2007) Английский (неофициальный перевод)
Того Закон № 2004-005 от 23 апреля 2004 г. о социальной защите инвалидов Французский
Тринидад и Тобаго Закон о равных возможностях 2000 года Английский
Тунис Закон № 83 от 15 августа 2005 года об улучшении положения и защите инвалидов Арабский
Турция Закон Турции об инвалидах (TDA) No.5378 от 2005 г. Английский
Уганда Закон об инвалидах (2006 г.) Английский
Закон о Национальном совете по делам инвалидов (2003 г.) Английский
Украина Закон «Об основах социальной защиты инвалидов в Украине» Украинский
Объединенные Арабские Эмираты Федеральный закон № 29 от 2006 г. «О правах лиц с особыми потребностями» Английский
Соединенное Королевство Закон о равенстве 2010 г. Английский
США Закон об американцах с ограниченными возможностями 1990 г. с поправками Английский
Закон о реабилитации 1973 года — с поправками, внесенными П.L. 114–95, введен в действие 10 декабря 2015 г. Английский
Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями Английский
Уругвай Закон № 29973 — Общий закон об инвалидах Испанский
Венесуэла, Боливарианская Республика Закон об инвалидах от 29 декабря 2006 г. Испанский
18 651 Закон о комплексной защите инвалидов (2010) Испанский
Вьетнам Закон об инвалидах (No.51/2010 / Qh22) Английский
Постановление Правительства № 28/2012 / ND-CP от 10 апреля 2012 года о выполнении некоторых статей Закона об инвалидах Вьетнамский

(PDF) Равные права людей с инвалидностью в России: экономическое измерение

Шошмин А., Бесстрашнова Ю. (2014) Равные права людей с инвалидностью в России: экономическое измерение.

Международный журнал устойчивого человеческого развития, 2 (3), 115-125.

2014 Авторские права принадлежат авторам. Впервые опубликовано издательским отделом Eduserv Group, Великобритания, 2014 г.

Инвалидность рассматривается более позитивно в социальной модели. Это предполагает лучшее понимание жизни

людей с ограниченными возможностями и позволяет им участвовать в общественной жизни.

В результате развития концепций, воплощенных в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для людей с ограниченными возможностями

(ООН, 1993), в 2006 году была принята КПИ.Государства

Стороны

признают, что «инвалидность — это развивающееся понятие, и что инвалидность является результатом взаимодействия

между людьми с ограниченными возможностями и поведенческими и средовыми барьерами, которые

препятствуют их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» (ООН , 2006).

Интегративный подход к концепции инвалидности основан на биопсихосоциальной модели

(ВОЗ, 2001).Предполагается, что расходы должны быть направлены не только на улучшение здоровья, пенсий,

обслуживания специальных помещений и т. Д., Но и на интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество, чтобы

разрушить барьеры, ограничивающие их жизненные возможности и мешающие им чувствовать себя полноправными членами общества. общество.

Например, согласно биопсихосоциальной модели, наибольшие затраты должны приходиться на переоборудование квартиры, чтобы человек с ограниченными возможностями мог жить самостоятельно, а не на

заработной платы поддерживающего персонала, который обслуживает его / ее полностью и ставит его / ее в иждивенческое положение

, или соответствующие изменения в транспортной инфраструктуре, которые позволяют людям с ограниченными возможностями

быть мобильными.Представляется необходимым создать экономические стимулы (льготное налогообложение и т. Д.) Для обслуживания

организаций, чтобы инвалиды стали первоочередными клиентами. Допускается даже

монополизация определенных видов деятельности для обеспечения занятости инвалидов (для

например, наружная реклама в городах). Культурная сфера должна быть доступна большинству

инвалидов. Все эти меры позволят снизить расходы, связанные с инвалидами на

государственном уровне за счет снижения и разрушения существующих барьеров в некоторых случаях, повысят интеграцию

людей с ограниченными возможностями в общество и обеспечат устойчивое развитие части

населения. и государство в целом.Принятие биопсихосоциальной модели приводит к пересмотру законодательства

и основных принципов взаимоотношений с людьми с ограниченными возможностями.

Устойчивое развитие и инвалидность

В заключительных документах основных конференций и встреч на высшем уровне

все больше признается взаимосвязь между инвалидностью и развитием. В 2012 году был принят итоговый документ «Будущее, которого мы хотим»

Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию (Рио + 20) (ООН, 2012).

Было подчеркнуто, что устойчивое развитие требует эффективного участия и активного

участия региональных, национальных и субнациональных законодательных и судебных органов и всех основных групп населения

, включая людей с ограниченными возможностями. Стратегия экономического развития в контексте устойчивого развития

и искоренения бедности должна быть направлена ​​на повышение уровня благосостояния и улучшение условий жизни

бедных и уязвимых групп.Их права и возможности должны быть расширены в законодательстве

.

Реализация стратегии устойчивого развития включает помощь в обеспечении всех жителей

жилищными и социальными услугами, создание условий для безопасной и здоровой жизни, особенно для детей, молодежи,

женщин, пожилых людей и инвалидов, обеспечение доступными и устойчивыми услуги в сфере транспорта

и энергетики, создание достойных рабочих мест и т. д.В этом документе было определено, что наличие

неограниченных возможностей для качественного образования на всех уровнях является предпосылкой для устойчивого развития,

сокращения бедности и человеческого развития. В связи с этим была обозначена необходимость обеспечения равного доступа к образованию

инвалидам. Обязанности всех государств заключались в уважении и защите

прав человека и основных свобод для всех без какого-либо различия по признаку расы, пола, языка или религии,

политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, собственности, рождения, инвалидности или другие характеристики (ООН,

2012).

Тем не менее, дальнейшие шаги были предприняты для обеспечения того, чтобы люди с ограниченными возможностями не только назывались

«уязвимой группой», а инвалидность и инвалиды учитывались в любых управленческих и целевых инструментах

в области устойчивого развития (ООН , 2013).

Российская Федерация — ENNHRI

Скачать как PDF

Уполномоченный по правам человека Российской Федерации


Независимость и эффективность национальных правозащитных учреждений

Международный статус аккредитации и рекомендации SCA

В последний раз российское национальное правозащитное учреждение было повторно аккредитовано со статусом А в октябре 2014 года.В октябре 2019 года SCA решило отложить рассмотрение национального правозащитного учреждения России до своей второй сессии 2020 года.

Изменения в национальной нормативно-правовой базе, применимые к изменению национального правозащитного учреждения со времени последнего пересмотра SCA

18 марта 2020 года принят Федеральный закон 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». Закон выводит институт региональных уполномоченных по правам человека на новый уровень развития, устанавливая равные возможности доступа граждан в различных регионах Российской Федерации к механизмам защиты прав и свобод и обеспечивая более эффективные гарантии для защита прав граждан региональными уполномоченными по правам человека.Закон определяет порядок избрания региональных омбудсменов, правовую основу и основные сферы их деятельности, а также обеспечивает гарантии их независимости и полномочия по расследованию жалоб граждан.

24 апреля 2020 года Федеральные законы №130-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон №131-ФЗ «О внесении изменений в статью 69 Гражданского кодекса Российской Федерации». Порядок Российской Федерации ».В Законы внесены новые статьи, запрещающие допрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и региональных уполномоченных по правам человека без их согласия по обстоятельствам, которые стали известны им в связи с исполнением ими своих обязанностей.

В Конституцию РФ внесены изменения, устанавливающие повышенные требования к кандидатуре на должность Уполномоченного по правам человека в РФ.[1]

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по участию в проверке членов Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) Федеральным законом Российской Федерации. 7 июня 2017 г., 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона« Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и оказания помощи лицам, содержащимся в местах заключения », Законом от 19 июля. 2018, 203-ФЗ «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых» и Федерального закона «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и о помощи лицам, содержащимся в местах лишения свободы» [2].

  1. См. П. «Д» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 14 марта 2020 года «О внесении изменения в Конституцию Российской Федерации» 1-ФКЗ «О совершенствовании положения. некоторых аспектов организации и функционирования государственной власти ».
  2. См. Части 6 и 16 статьи 10 Федерального закона от 10 июня 2008 г. «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и о помощи лицам, содержащимся в местах лишения свободы».

Правозащитники и пространство гражданского общества

В своих годовых отчетах за 2018 и 2019 годы Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации по результатам мониторинга, проведенного российским национальным правозащитным учреждением, указала на необходимость упрощения и повышения прозрачности процедура между организаторами и властями по согласованию организации и проведения публичного митинга или любых других публичных массовых мероприятий.Верховный комиссар предложил принять участие в процедуре уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также дополнить соответствующий федеральный закон положением, разрешающим организатору массового мероприятия подавать уведомление в виде электронный документ. [1]

  1. См. Годовые отчеты о деятельности Верховного комиссара в Российской Федерации за 2018 и 2019 годы:
    http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doclad_2018.pdf, http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doc2019_fin_compressed.pdf

Проверки и противовесы

Комиссар хотел бы указать на следующие вопросы, относящиеся к осуществлению законодательной и исполнительной власти.

Уполномоченным в течение нескольких лет ставился вопрос о наделении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) и составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов. .Правительство Российской Федерации выступило с соответствующей законодательной инициативой, и 7 июня 2017 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон« О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ». Федерация »», вступившего в силу с 1 января 2018 года.

В 2016-2017 гг. Комиссар поднимал на отечественных сайтах вопрос о необходимости ратификации Конвенции Совета Европы о подделке медицинских изделий и аналогичных преступлениях, связанных с угрозой общественному здоровью.Уполномоченный с удовлетворением отмечает, что соответствующая Конвенция ратифицирована Федеральным законом № 439-ФЗ 29 декабря 2017 года.

В годовых отчетах Уполномоченного неоднократно указывалось, что помещение обвиняемых в камеры в зале суда является нарушением принципа презумпции невиновности. Такая практика должна быть запрещена. По этому поводу в 2019 году во время визита в ЕСПЧ комиссар представила свой комментарий по поводу исполнения Россией решения ЕСПЧ о запрете помещения подсудимых в камеры в зале суда.Во исполнение этого решения группа депутатов и сенаторов внесла законопроект, который получил поддержку Правительства Российской Федерации и находится на рассмотрении Государственной Думы.

По инициативе Уполномоченного Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» устанавливается право заключенного на перевод в исправительное учреждение, расположенное по месту жительства. осужденного или его родственников был усыновлен.Этот законопроект учитывает интересы значительного числа граждан, их родственников и близких [1].

  1. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010064

Функционирование системы правосудия

В Отчете о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год, представленном Президенту Российской Федерации и законодательному органу, поднимался вопрос о праве потерпевшего на доступ к правосудию.
В случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела лицо, обращающееся в правоохранительные органы, не может добиться наказания виновного и компенсации причиненного вреда. В результате обращения Уполномоченного в прокуратуру в 2019 году было отменено 241 необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела [1].

  1. Годовой отчет Управления Верховного комиссара по правам человека в Российской Федерации за 2019 год.
    http: // ombudsmanrf.org / upload / files / docs / lib / doc2019_fin_compressed.pdf P.197

Плюрализм медиа

Понятно, что журналисты сегодня остро нуждаются в дополнительной защите со стороны государства и закона. Об этом свидетельствуют случаи воспрепятствования журналистской деятельности как в России, так и за рубежом.

На законодательном уровне представляется необходимым рассмотреть возможность наделения представителей СМИ, проводящих журналистские расследования, процессуальным иммунитетом. Эта мера может усилить гарантии безопасности прессы и укрепить право на свободу мысли и слова, закрепленное Конституцией Российской Федерации.

Международные принципы защиты журналистов также требуют перезагрузки системы. Этические стандарты, технически существующие на международном уровне под эгидой различных организаций, сегодня фактически не подлежат исполнению, поскольку не предполагают ответственности за их нарушение. По мнению Уполномоченного, международным организациям следует уделять повышенное внимание этой проблеме, отслеживать правонарушения против журналистов за последние несколько лет и с учетом анализа полученных данных разработать новые механизмы защиты сотрудников СМИ при исполнении служебных обязанностей.

Сегодня мы ожидаем более активных действий со стороны международного сообщества и хотели бы, чтобы оно отреагировало соответствующими решениями.

7 сентября 2019 года главный редактор РИА Новости Украина Вышинский вернулся в Москву из СИЗО на Украине. Это стало возможным, в том числе, благодаря совместным усилиям Уполномоченного по правам человека России и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека [1].

Проблема защиты прав журналистов в рамках их профессиональной деятельности остается актуальной и для России.

В адрес Уполномоченного поступило обращение о возбуждении уголовного дела в отношении российского журналиста Ивана Голунова, обвиняемого в незаконном обороте наркотиков. После обращения Уполномоченного была проведена проверка, и дело против журналиста было прекращено [2].

  1. http://rapsinews.com/judicial_news/201/303693321.html
  2. http://eng.ombudsmanrf.org/events/news/news_of_the_commissioner/view/meeting_of_russian_and_ukraine_
    ombuds13:
  3. .ru / 20200123 / 1563782390.html

В разделе, посвященном COVID-19, меры

Наиболее значительное влияние мер, принятых в ответ на вспышку COVID-19, на верховенство закона в стране

Ограничительные меры неизбежно сказывались на работе органов государственной власти, оказывающих услуги населению, и осложняли жизнь граждан. В связи с этим введены компенсационные и взыскательные меры, введенные российским государством для граждан и организаций (беспроцентные ссуды, ежемесячные выплаты гражданам, потерявшим работу, семьям с детьми и т. Д.) сыграли важную положительную роль в соблюдении законности во время пандемии. Однако потребность в помощи со стороны комиссара была очень высокой. С 27 марта по 4 июня 2020 года на горячую линию Уполномоченного поступило 1857 обращений граждан с просьбой о помощи в сложной жизненной ситуации, в которой они оказались во время пандемии.

Заявители сообщили, что у них возникли трудности с обращением в территориальные центры занятости для регистрации в качестве безработных.Граждане не смогли выполнить требования по предоставлению необходимых документов, отметили некорректную работу онлайн-сервисов, а также сочли невозможным повторно найти работу в случае потери работы с соблюдением ограничительных мер. В связи с этим Уполномоченный направил обращения к руководству Федеральной службы по труду и занятости с просьбой принять меры по преодолению сложившейся ситуации.

На основании анализа жалоб на статус безработицы Уполномоченный также обратился к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность принятия дополнительных мер по обеспечению доступности федеральной социальной поддержки потерявшим работу гражданам и усовершенствовать порядок его предоставления учреждениями, оказывающими услуги по трудоустройству.

В большинстве случаев чиновники быстро и умело принимали меры по исправлению положения. В связи с особенностями работы в удаленных регионах страны возникли проблемы, связанные с организацией необходимых условий для реализации ограничительных мер.

Необходимо отметить случаи, когда граждане, работающие вахтовым методом в связи с карантином, не были своевременно эвакуированы. Они жаловались, что работодатель не предоставил им необходимое защитное снаряжение и медицинские принадлежности.

Для выхода из сложившейся ситуации Уполномоченный в оперативном порядке обратился к Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Правления ПАО «Газпром» и Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе с просьбой Просить принять меры по эвакуации вахтовиков с этой территории месторождения, ввести карантин и обеспечить вахтовым необходимым защиту и медицинскую подготовку.В результате ситуация разрешилась, люди были обеспечены средствами защиты и доставлены к месту постоянного проживания [1].

Комиссар в сотрудничестве со своими зарубежными коллегами-омбудсменами разрешила ситуацию, возникшую в связи с введением ограничительных мер в различных государствах, которые повлияли на порядок пересечения государственных границ. В апреле 2020 года Уполномоченный обратился к Уполномоченному по правам человека в Азербайджане с просьбой оказать содействие в организации возвращения на территорию Азербайджана нескольких сотен граждан Азербайджанской Республики, скопившихся на российско-азербайджанском участке границы из-за закрытие перехода с азербайджанской стороны.В результате совместных действий двух национальных правозащитных институтов более 200 граждан Азербайджана смогли вернуться на родину. Кроме того, благодаря инициативе двух омбудсменов власти России и Азербайджана организовали возвращение в страну гражданства 12 граждан Азербайджанской Республики, которые находились в изоляторах временного содержания для иностранных граждан на территории Российской Федерации до решения об административном выдворении и депортации исполнены.

Уполномоченный совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации участвовал в решении вопроса о выезде граждан России из-за границы. В результате этих действий удалось оказать содействие в возвращении граждан России из Таиланда, Танзании, Объединенных Арабских Эмиратов, ЮАР, Индии и США. В результате было возвращено несколько тысяч человек [2].

Особым направлением работы Уполномоченного во время пандемии была защита прав заключенных и других уязвимых категорий граждан.В связи с этим Уполномоченный обратился к Генеральному прокурору Российской Федерации с предложениями пересмотреть подходы к формированию позиции представителей органов прокуратуры, участвующих в рассмотрении судами заявлений следственных органов об избрании (продлении). ) меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемым (подозреваемым) в совершении ненасильственных преступлений небольшой и средней степени тяжести, а также несовершеннолетним, инвалидам, женщинам, лицам пенсионного возраста, и в каждом случае давать ее оценку в соответствии с первоочередной задачей обеспечения права человека на жизнь и здоровье [3].

  1. https://59.ru/text/world/69241204/
  2. http://ombudsmanrf.org/news/novosti_upolnomochennogo/view/dejatelnost_upolnomochennogo_po_
    pravam_cheloveka_v_fombochennogo_po_
    pravam_cheloveka_v_fom13_snewsman_v_fom13_sande_pandex_v_periodocs_pande_man_ru/ru/i_fom13_sande_pande_man_ru/ru/i_periodoch_s_pande_pande_manual_ru/ru/i_fomb_s_pande_man_data_man_ru/ru/i_fom13_s_pande_pande_man_man_ru/9 / 9 / dejatelnost_upolnomochennogo_po_
    pravam_cheloveka_v_period_pandemii

Наиболее важные проблемы, связанные с COVID-19 для функционирования национального правозащитного учреждения

Вспышка пандемии нового коронавируса (COVID-19) в начале 2020 года оказала значительное влияние на все сферы социальной, политической и экономической жизни Российской Федерации, а также на деятельность Российского национального правозащитного учреждения.

Субъекты российской правозащитной системы были вынуждены предпринять чрезвычайные меры для решения проблем в условиях режима самоизоляции и временных ограничений на приостановку работы предприятий, принятых Правительством Российской Федерации и властями субъектов Российской Федерации по противодействию распространению заболевания, а также чрезвычайные государственные меры, принятые для финансовой поддержки граждан и бизнеса, принятые для смягчения социальных и экономических недостатков, возникающих в результате введенных ограничительных мер.

В частности, Управление Верховного комиссара по правам человека в Российской Федерации в сотрудничестве с региональными уполномоченными по правам человека (которые часто входят в состав региональных штабов по борьбе с COVID-19) организовало совместную работу по оперативному рассмотрению обращений граждан и разрешение локальных кризисов, связанных со вспышкой коронавируса.

С 27 марта 2020 года в Управлении Верховного комиссара действует круглосуточная телефонная линия доверия. Для еще более эффективного рассмотрения жалоб граждан был создан онлайн-чат, где штатные юристы могут обрабатывать срочные обращения и немедленно обращаться в соответствующие органы для принятия необходимых мер по восстановлению прав граждан.При необходимости мы по-прежнему проводим личные собеседования с поступающими, правда, в формате видеоконференцсвязи. Претендентам предоставляются юридические консультации, помощь и консультации в письменной форме или по телефону.

Реалии ограничительных мер не прервали международное сотрудничество. Таким образом, мы регулярно проводим двусторонние онлайн-встречи с зарубежными коллегами, а 29 апреля 2020 года прошла видеоконференция Евразийского альянса омбудсменов (EOA) с участием руководителей и представителей 10 национальных правозащитных институтов Евразийского пространства.

Кроме того, регулярные встречи с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации проводятся в режиме видеоконференцсвязи (онлайн-заседание Совета уполномоченных по правам человека в России состоялось 29 апреля 2020 года).

17 апреля 2020 года в связи с обращениями, поданными в Федеральное правозащитное учреждение Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации проинспектировал следственный изолятор №2 Российской Федерации в Москве.

Опыт и результаты правозащитной работы Российского национального правозащитного учреждения в условиях пандемии будут обобщены в тематическом отчете Верховного комиссара.

Верховный комиссар по правам человека публикует специальные отчеты — IOI News

Управление Верховного комиссара по правам человека в Российской Федерации опубликовало два новых специальных отчета: «Соблюдение и защита прав инвалидов в Российской Федерации» и «Защита прав человека в период распространения Covid-19».

По официальной статистике, в России более 11,8 миллиона инвалидов. Среди них более 680 тысяч инвалидов — дети. В работе омбудсмена права и законные интересы лиц с особыми потребностями имеют первостепенное значение. Только за последние три года Верховный комиссар по правам человека получил около 3000 жалоб от лиц с ограниченными возможностями. Серьезность проблем, с которыми сталкиваются инвалиды, резко возросла с ростом числа новых коронавирусных инфекций.

В специальном отчете «Соблюдение и защита прав лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации» указано, что важным инструментом улучшения защиты прав лиц с ограниченными возможностями является развитие сотрудничества между институтами омбудсменов, властями и институты гражданского общества. Кроме того, важно привлекать внимание общественности и компетентных органов к проблемам людей с ограниченными возможностями. Обращение с людьми с ограниченными возможностями демонстрирует развитие культурных ценностей гражданского общества, таких как терпимость, уважение человеческого достоинства, гуманизм и справедливость.

В этом специальном отчете рассматриваются, среди прочего, особые проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды в Российской Федерации в отношении работы и занятости, доступной среды, здравоохранения, образования, а также проблемы, возникающие в связи с пандемией COVID-19.

Второй специальный отчет посвящен общей ситуации с правами человека во время распространения коронавирусной инфекции в России. Он подготовлен на основе анализа практики Уполномоченных по правам человека на федеральном и региональном уровнях с февраля по октябрь 2020 года.Его содержание и структура зависят от характера и тематики сообщений, направленных омбудсменам в этот период, и, таким образом, отражают наиболее насущные проблемы.

Основная цель отчета — информировать федеральные и региональные органы государственной власти о проблемах защиты прав человека при применении ограничительных мер, а также вносить предложения путем анализа действующего законодательства и правоприменительной практики с целью совершенствования регулирования соответствующих правоотношений. и административные процедуры.Накопленный опыт защиты прав человека может быть полезен в связи с возобновлением распространения коронавирусной инфекции осенью 2020 года.

Сводные данные по двум специальным отчетам доступны для загрузки ниже.

Источник: Уполномоченный по правам человека, Российская Федерация

Машинный перевод «О внесении изменений в Федеральный закон« О социальной защите инвалидов в Российской Федерации »» (Россия)

О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» год Утверждена Советом Федерации 31 мая 2017 года Статья 1 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4563; 1998 г.31, разд. (…) (…) 3693; 2000, № 22, разд. 2267; 2001, № 24, оценка 2410; № 33, разд. 3426; №53, разд. 5024; 2002, № 1, оценка 2; № 22, текст 2026; 2003, №2, разд. 167; № 43, разд. 4108; 2004, № 35, разд. 3607; 2005, №1, разд. 25; 2007, № 43, разд. 5084; № 45, разд. 5421; № 49, разд. 6070; 2008, № 9, оценка 817; № 29, ст. 3410; № 30, разд. 3616; № 52, разд. 6224; 2009, № 18, разд. 2152; № 30, разд. 3739; 2011, № 30, разд. 4596; № 47, текст 6608; 2012 г.29, ст. 3990; № 30, разд. 4175; №53, разд. 7621; 2013, № 8, разд. 717; № 19, разд. 2331; № 27, разд. 3460, 3475, 3477; № 48, текст 6160; № 52, разд. 6986; 2014, № 26, оценка 3406; № 30, разд. 4268; № 49, разд. 6928; 2015, № 27, разд. 3967; № 48, разд. 6724; 2016, №1, оценка 14, 19; № 52, разд. 7493, 7510; 2017, № 11, ист. 1539) внести следующие изменения: 1) в пункте 2 статьи 4 слова «контроль за исполнением» заменить словами «государственный контроль (надзор) за исполнением требований»; 2) статью 15-1 дополнить следующим образом: «Статья 15-1.Государственный контроль (надзор) за социальной, инженерной, транспортной инфраструктурой и услугами Доступность социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и услуг для инвалидов осуществляется: 1) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции Российской Федерации. Федерация Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, федерального государственного контроля (надзора) в сфере социальных услуг, федерального государственного транспортного надзора (в сфере гражданская авиация, железнодорожный, внутренний водный транспорт, автомобильный транспорт и городской наземный транспорт), связи, контроля качества и безопасности медицинской деятельности, федерального государственного надзора за оборотом лекарственных средств; 2) федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием и сохранностью, использованием, популяризацией и общественной охраной объектов культурного наследия; 3) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ перевозки пассажиров и багажа такси, надзора государства, содержания , сохранение, использование, популяризация и общественная охрана объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, областного государственного жилищного надзора, областного государственного строительного надзора.Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за доступностью для инвалидов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и услуг устанавливается положением о государственном контроле (надзоре), утверждаемым: 1) при осуществлении федерального государственного контроля ( надзор) со стороны Правительства Российской Федерации; 2) при осуществлении региональной службы надзора высшим исполнительным органом ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Положения Федерального закона распространяются на отношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) за доступностью для лиц с ограниченными физическими возможностями, инженерные и транспортные инфраструктуры и услуги.Закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Статья 2 вступает в силу с 1 января 2018 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин Москва, Кремль 7 июня 2017 г. № 116-ФЗ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ

Модернизация образования — один из приоритетов социальной политики России. Одна из целей этого процесса — повысить доступность и качество образования для всех категорий граждан и создать равные возможности для людей с ограниченными возможностями в получении образования.Инвалиды в России составляют около 8,2% населения, что составляет 12,1 миллиона человек. Инвалид — это человек, который имеет физические, умственные или функциональные нарушения, которые препятствуют жизненным функциям и включают особые условия для индивидуальной жизни.

Всероссийский комплексный мониторинг (Общественная палата РФ) доступности высшего образования для людей с ограниченными возможностями показал, что только каждый 33-й инвалид в возрасте до 30 лет становится студентом по сравнению с каждым 5-м ровесником, не имеющим проблем со здоровьем.Только 0,38% студентов высших учебных заведений являются инвалидами. Среди них 25-65% не заканчивают учебу по разным причинам. Лишь 8,3 тысячи студентов с ограниченными возможностями обучаются по программам среднего профессионального образования.

В России существует ряд законодательных и нормативных документов, посвященных образованию и инвалидам, основными из которых являются Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон от ноября. 24, 1995 г.181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями, вступившими в силу 21 июля 2014 г.). Доступность Образования для людей с ограниченными возможностями зависит от развития доступной среды для данной категории студентов, определяемой типом личных ограничений. Здания должны быть оборудованы пандусами, увеличенными дверными проемами, коридорами и лифтами, а также специальными ванными комнатами, а также общественный транспорт должен иметь специальные функции, такие как низкие этажи и лифты на случай инвалидности (только с 2016 года закупка новых общественных транспортных средств) не приспособленные для инвалидов, запрещено законом).Во многих университетах существует множество физических препятствий для людей с ограниченными двигательными возможностями, таких как пороги, ступеньки, неровный и скользкий пол, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней и мест для отдыха на пути, высоко расположенные дверные ручки и т. Д. Барьеры для слепых а у людей с нарушением зрения отсутствуют тактильные указатели, включая информацию о направлении движения, и контрастирующие знаки таких препятствий, как стойки, колонны, углы, стеклянные двери и неровный, скользкий пол. Препятствиями для глухих являются отсутствие визуальной информации, в том числе аварийные ситуации на объектах социальной инфраструктуры, отсутствие возможности подключения современных средств реабилитации к информационным системам (например, через индукционные петли), электромагнитные помехи при прохождении через турникеты, средства управления для людей с ограниченными возможностями. кохлеарные имплантаты, отсутствие жестового перевода и другие информационные барьеры.

alexxlab

*

*

Top