Регресс это обществознание: Понятие общественного прогресса | ЕГЭ по обществознанию

Содержание

Регресс — что это такое, примеры регресса

Обновлено 22 июля 2021 Просмотров: 99678 Автор: Дмитрий Петров
  1. Регресс – это …
  2. Регресс в развитии общества
  3. В психологии
  4. В биологии
  5. Регресс в праве и страховании

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слова, имеющие множество значений, очень часто встречаются нам и в деловой сфере, и в повседневной жизни.

Знать значение таких слов нужно хотя бы для того, чтобы уметь правильно употреблять, не боясь показаться невеждой .

Сегодня мы поговорим о том, что такое регресс и где уместно использование этого термина.

Регресс – это …

Если очень кратко и очень коротко, то «прогресс» — это «идти вперед», а «регресс» — «идти назад».

Латинское слово «regressus» обозначает «движение назад». Такова суть понятия, но в разных сферах применение этого термина имеет свои особенности.

Далее мы рассмотрим, что обозначает понятие «регресс» применительно к различным процессам.

Регресс в развитии общества

Эволюция человечества – это сложный процесс развития, который характеризуется как движением вперед (прогрессом), так и движением назад (регрессом).

Регресс – это, как и прогресс, есть развитие. Только вектор этого развития направлен в противоположную прогрессу сторону.

Пример: период с 20 века по сегодняшний день – это стремительный прогресс науки и техники. Человечество поднялось на новую ступень эволюционного развития. Но положительные результаты этого процесса затронули не все человечество.

В мире есть десятки регионов и даже целых стран, где людям недоступны элементарные медицинские услуги, где люди гибнут от различных инфекций, потому что у них нет антибиотиков. В этих странах налицо процесс регресса.

Допустим, эти страны не будут иметь возможность получать какую-либо помощь извне. В результате, с течением времени (возможно, через несколько сотен лет), население этих стран деградирует в умственном (отсутствие образования), физическом (голод) и нравственном развитии.

Вывод: регресс в истории развития общества – это движение от сложной системы развития к более простой (примитивной), т.е. деградация (это как?) всех составляющих общественной системы.

Наиболее значимые признаки регресса в обществе:

  1. прекращение роста экономики → упадок экономики → кризис → развал экономики;
  2. снижение уровня жизни населения → рост разницы благосостояния богатых и бедных слоев населения → обнищание основной массы населения;
  3. (снижение рождаемости + рост смертности + рост заболеваемости) → уменьшение численности населения;
  4. (падение уровня образованности + снижение актуальности моральных и духовных ценностей) → моральная деградация населения;
  5. решение острых общественных вопросов мерами насилия;
  6. снижение роли страны в международных отношениях.

Самое интересное, что человечество уже «проходило» тему регресса. В далеких 15 – 18 веках до н.э. существовала развитая микенская цивилизация (Греция). А примерно в 12 веке до н.э. данная цивилизация (это как?) перестала существовать.

По мнению ученых, упадок и гибель цивилизации произошли из-за регресса развития, который привел к миграции населения в другие регионы, утрате письменности, исчезновению технологий производства, прекращению торговых отношений с другими странами.

Регрессия в психологии

Сознание и мировосприятие человека формируются в раннем возрасте. Следовательно, защитные реакции организма на негативное влияние извне закрепляются в подсознании человека в том же периоде.

Например, ребенок испугался → заплакал → мама пожалела → испуг прошел. Став старше, этот человек, не сумевший найти выход в какой-то ситуации, просто начнет плакать. Его подсознание вспомнило, что когда-то именно плач помогал решить аналогичную проблему.

Такая ситуация в психологии называется регрессией.

Вывод: регрессия в психологии – это защитная реакция сознания человека (защитный механизм). Выражается в том, что индивидуум в стрессовой ситуации на подсознательном уровне прибегает к поведению, которое в детстве гарантировало ему безопасность.

Пример регрессии, который наблюдали миллионы телезрителей: бывший (на тот момент действующий) президент Грузии Саакашвили жует свой галстук во время разговора по телефону.

По всей видимости, известия чрезвычайно расстроили Саакашвили, и он, не контролируя своего поведения, начинает жевать предмет своего гардероба.

Примеры регресса в биологии

Регресс в биологии характеризуется следующими признаками:

  1. уменьшение численности особей какого-либо вида флоры или фауны;
  2. уменьшение ареала их обитания.

Прогресс и регресс – две движущих силы эволюции.

Отличия природного прогресса от регресса:

Результатом регресса может стать полное исчезновение вида.

Данный процесс протекает либо очень медленно, под воздействием природных факторов (вспомним про вымерших динозавров), либо очень стремительно, например, из-за непродуманной хозяйственной деятельности человека.

Ныне в состоянии биологического регресса находятся многие представители животного мира: уссурийские тигры, гепарды, белые медведи.

Морфологический регресс – это разновидность биологического. Это изменение биологического организма в сторону упрощения. Например, у некоторых пещерных насекомых нет органов зрения, они исчезли ввиду ненадобности в конкретных условиях.

Регресс в праве и страховании

Регрессом в области права называют требование физического или юридического лица возместить денежную сумму, уплаченную им ранее другому физ. или юр. лицу.

Объясню ситуацию «на пальцах». Допустим, есть 3 человека – Иванов, Петров и Сидоров. Иванов разбил стекло Сидорову. Петров оплатил Сидорову ущерб, нанесенный Ивановым.

И теперь Петров вправе требовать у Иванова сумму, которую он уплатил Сидорову. Это называется регрессным требованием (регрессным иском).

Регрессное требование может возникнуть в следующих ситуациях:

  1. в случае, если работодатель возместил третьему лицу ущерб, причиненный его работником;
  2. в случае, если страховщик ОСАГО (что это?) выплатил пострадавшему в ДТП некую сумму за ущерб, нанесенный страхователем в состоянии алкогольного или иного опьянения (либо скрывшемся с места аварии).

    Примечание: если бы страхователь причинил ущерб пострадавшему в трезвом виде и оставался бы на месте ДТП, то страховщик (кто это?) был бы не вправе предъявлять регрессный иск к виновному страхователю;
  3. в случае, если страховщик соц.страхования оплатил пострадавшему ущерб, нанесенный третьим лицом.

    Например: Иванов избил Петрова, страховщик ОМС оплатил Петрову больничный. Страховщик ОМС (что это?) вправе предъявить Иванову регрессный иск на возмещение оплаты больничного Петрова;

  4. в случае, если владелец транспортного средства (ТС) или другого объекта повышенной опасности оплатил пострадавшему ущерб, причиненный лицом, который управлял ТС.

    Например: Иванов ехал на машине, принадлежащей Сидорову, и по его вине произошло ДТП. Сидоров оплатил пострадавшему ущерб, причиненный Ивановым. Теперь Сидоров вправе предъявлять регрессный иск Иванову.

Правомерность вышесказанного регламентируется Гражданским Кодексом (ст. 1081).

Надеюсь, что термин «регресс» стал более понятен, и вы сумеете правильно применять его в различных ситуациях.

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Общественный прогресс. Реформа и революция.

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась ещё в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития:

  • Французские просветители (история – непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества)
  • Религиозные течения (преобладание регресса во многих сферах жизни общества)
  • Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби (движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е, теория исторического круговорота.
  • Современные исследователи (положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса)

Постепенное совершенствование общества, переход на более высокую ступень развития, который отражается во всех сферах общественной жизни, называется прогрессом.

Не смотря на то, что весь материальный мир динамичен, постоянно изменяется, не все изменения являются прогрессом. Как таковой прогресс свойственен только обществу и отражается в деятельности и условиях жизни людей.

История показывает, что процесс развития обществ не всегда идет по направлению к прогрессу, зачастую рост и процветание может обернуться распадом и деградацией (упадком), вследствие каких-либо событий (например, военные действия или революция, природные катаклизмы и др.). Такой «откат» назад называется регрессом.

Регресс — упадок в развитии, переход от более высоких форм развития к низшим, менее совершенным, движение назад.

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперёд могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (от лат.— стоячая вода).

Стагнация — это застой в развитии общественной жизни, остановка.

Стагнация — явление характерное, в первую очередь, для экономической сферы общества. Так, стагнация может характеризоваться и как длительное состояние застоя экономики. При стагнации, экономическая ситуация в стране, а также в мировой экономике, практически не изменяется. Зачастую стагнация возникает в период перехода от одного вида экономики к другому и может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.


Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерениях, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества.

В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: 

  • средняя продолжительность жизни человека, 
  • детская и материнская смертность, 
  • состояние здоровья, 
  • уровень образования, 
  • развитие различных сфер культуры, 
  • чувство удовлетворённости жизнью, 
  • степень соблюдения прав человека, 
  • отношение к природе и др.

Общество — это динамичная система, в которой постоянно происходит большое количество изменений. Различают две основные формы развития: эволюционную и революционную.

Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.

Так, например, появление новой техники по возделыванию земли, не повлияло на использование лопат.

Изменения в обществе могут носить незначительный (реформа) или радикальный характер (революция).

Реформа (от лат. «reformo» — «преобразовываю») — изменение в какой-либо сфере общественной жизни, преобразования, не затрагивающие фундаментальной основы (системы, явления, структуры).

Соответственно и виды реформ классифицируются по сферам жизни общества:

  • Экономические (Преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.))
  • Социальные (Преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми))
  • Политические (Изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.))
  • Духовные (реформа образования, попытка создать национальную идею, интегрирующую россиян, возрождение исторических традиций, пропаганда гражданственности, патриотизма и т. д.)

Реформы не подразумевают коренных и резких изменений, они направлены на улучшение жизни общества. Любая реформа является способом введения инноваций в сферы общественной жизни и модернизации общества в целом. Реформы могут стимулировать развитие общества (прогрессивные) или вызывать застои и упадок (

регрессивные, реакционные).

Более радикальные перемены в общественной жизни вызывают революции.

Революция — это резкие и глубокие изменения, затрагивающие все сферы жизни общества и основы существующего социального строя.

В исторической науке под революцией понимается насильственная смена власти, так как именно это влечет собой дальнейшее переустройство общественной жизни, вызывая такие последствия как гражданские войны, репрессии, смуту.

В отличие от реформ революции осуществляются народом, а не правящей элитой, те. проводятся «снизу». Революция бывает буржуазной, социалистической или национально-освободительной, в зависимости от целей, которые преследует общество.

Признаки революции:

  • это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
  • носят общий, фундаментальный характер;
  • как правило, опираются на насилие;
  • организуются сознательно;
  • вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Виды революции:
  • Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
  • Долговременные (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.)

И реформы, и революции являются неотъемлемой частью эволюционного процесса. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от лат. — обновление) понимается введение научных и технических новшеств, которые способствуют усилению прогресса и разностороннего развития общества.

Другими словами, инновации — это создание и внедрение новой техники, технологии, разработка новых материалов, развитие новых отраслей производства и т д.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. — новейший, современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. 

Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» («органическую») модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют её через понятия «вторичная» («неорганическая», «догоняющая») модернизация. Она имеет место в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели. Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Основные подходы к изучению развития общества

линейный (формационный и стадиально-цивилизационный)

нелинейный (локально-цивилизационный)

развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложнымразвитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации

Общественный прогресс его критерии и понятие

Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.

«Прогресс — это движение по кругу, но все более быстрое»

Так считал американский писатель Леонард Левинсон.

Напомним, что одним из признаков СИСТЕМЫ является ДИНАМИКА – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института ОБРАЗОВАНИЯ.

Посмотрим на другие важные институты – СЕМЬЯ, ГОСУДАРСТВО, представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:

Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.

Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним).

Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для традиций другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.

А с точки зрения норм одной из мировых религий – ислама, социальное равенство мужчины и женщины, принятое в демократических западных обществах неприемлемо.

Революция – резкое качественное изменение общественных отношений, отражающееся на всех СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним). Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от государства, и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина). РЕВОЛЮЦИЯ в политическом смысле исходит от народа.

Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной философии. Существуют два основных подхода к изучению общества.

По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к коммунизму (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой цивилизации, параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.

Попробуем сравнить три типа исторических обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:

И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:

Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на натуральном производстве, монархической системе и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на рыночной экономике (капитализме), внедрении научных достижений в производстве, ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, средств массовой информации. Результат НТР XX века.

Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из КОДИФИКАТОРА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ:

  • Понятие общественный прогресс;
  • Многовариантность общественного развития (типы обществ).

А теперь ПРАКТИКУМ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!

Выполняем

задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.

Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило. Соответственно:
«Критерий прогресса» — мера, по которой судят о степени развитости общества.

Далее, вспомним, что прогресс и регресс для каждого общества проявляются по-разному, противоречивы. Отвечаем на первый вопрос, сохраняем начало его формулировки (пишем то, что от нас хотят увидеть!):

1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.

И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:

2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Таким образом, вот как выглядит наш ответ:

25. «Критерий прогресса» — мера, по которой судят о степени развитости общества.

  1.  Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
  2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Варианты развития общества. Прогресс | LAMPA

В обществе постоянно происходят изменения.

Социальные изменения – это переход общественных явлений и процессов из одного состояния в другое.

Мир меняется каждый день, поэтому и социальные изменения мы можем наблюдать ежедневно. Но иногда эти изменения становятся особенно значительными и оказывают сильное влияние на жизнь всего общества. Тогда мы говорим об общественном развитии.

Все происходящие изменения в обществе влияют на направление его развития: либо вперёд, либо назад. Можно выделить два основных пути развития общества – это прогресс и регресс. Если все предельно упростить, то прогресс – это движение вперед, улучшение, а регресс – движение назад, упадок.

Общественный прогресс − это переход от более низкого уровня развития к более высокому, а также от простых форм организации общественной жизни к более сложным.

Но как отличить более высокий уровень развития от более низкого? По этому вопросу существует множество разных мнений, но в качестве основных критериев прогресса обычно называют следующие:

1) уровень развития науки и техники

2) гуманистические критерии: наличие в обществе условий для свободного развития личности, осознание обществом ценности человеческой жизни.

С точки зрения гуманистических критериев, запрет на применение смертной казни является проявлением общественного прогресса.

Эти два критерия не всегда выполняются одновременно. Например, во времена Советского Союза наука развивалась успешно, но при этом ценность отдельной личности не признавалась, а свобода была ограничена.

Нельзя говорить, что общественный прогресс несёт только благо для людей. Противоречивость общественного прогресса заключается в том, что какие-то новшества приводят не только к позитивным последствиям, но и к негативным.

Благодаря социальным сетям мы быстро узнаем новости и представляем, что происходит у наших знакомых. Но зато у нас остается меньше времени для личного общения и других занятий.

Другое направление общественного развития – это регресс.

Регресс – это переход от более высокого уровня развития к более низкому, изменения к худшему.

Часто регресс проходит через две стадии – стагнацию и последующую деградацию.

Стагнация – это период остановки в развитии, застой.

Деградация – процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, движение назад.

Историки, философы и простые обыватели придерживались и придерживаются разных взглядов относительно преобладающего направления развития общества. Большинство мыслителей сходятся в том, что в целом общество идет по пути прогресса, но, например, религиозные фундаменталисты считают, что общество находится в состоянии регресса, и стремятся вернуть его к истокам.

Споры вызывает не только направление, но и траектория общественного развития. На этот счет существуют разные теории.

Тип социальной динамики

Описание

Иллюстрации

1. линейный

Восходящее или нисходяще развитие, проявляется в виде прогресса и регресса.

Если рассматривать всю историю человечества с первобытных времен до наших дней, то можно увидеть, как совершенствовались орудия труда: от каменных орудий до компьютеров

2. циклический

Социальные системы зарождаются, развиваются, достигают расцвета, а затем приходят в упадок и исчезают.

История Древнего Рима, который был одной из величайших цивилизаций Древнего мира, но пришел в упадок и прекратил свое существование

3. спиралевидный

Развитие общества проходит через этапы (витки спирали), каждый из которых соответствует более высокому уровню. При этом каждый отдельный этап проходит через фазы роста, расцвета и упадка. После прохождения «витка спирали» общество не возвращается к исходной точке, а переходит на следующий уровень.

Формационный подход к истории Маркса, согласно которому этапам развития соответствуют определенные общественно-экономические формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая)

Общественные изменения могут происходить по-разному: постепенно или скачкообразно, управляемо или стихийно, во всех сферах жизни или в одной какой-либо сфере.

Часто используют следующую условную классификацию форм общественных изменений.


Меняется одна сфера общественной жизниМеняются основы общественного устройства
Скачкообразные измененияРеформаРеволюция
Постепенные измененияЭволюция, инновации

Рассмотрим эти явления подробнее.

1. Реформа

Реформа – преобразование одной из сфер общественной жизни, не приводящее к коренному изменению всего социального строя и осуществляемое властью.

Реформы могут происходить в любой сфере общественной жизни, поэтому их можно разделить на политические, социальные, экономические и духовные (культурные).

Также можно классифицировать реформы по их влиянию на жизнь общества: говорят о прогрессивных и регрессивных реформах. Прогрессивные реформы помогают обществу подняться на более высокую ступень развития, а регрессивные, наоборот, отбрасывают общество назад.

Хрестоматийный пример прогрессивных и регрессивных реформ:
– прогрессивные – либеральные реформы Александра II, среди которых особое место занимает отмена крепостного права в 1861 г.
– регрессивные – контрреформы его наследника Александра III, который отказался от многих начинаний своего отца

Для реформ свойственно:

  • сохранение основ общественного устройства
  • осуществление при непосредственном участии властей
  • итог – обновление части системы общественных отношений.

2. Революция

Революция – это глубокое изменение всех или большинства сторон общественной жизни, оказывающее сильное влияние на всё общественное устройство.

Революции различаются по продолжительности во времени: кратковременные (политические революции, например Великая французская революция 1789 г., Февральская и Октябрьская революции 1917 г.) и долговременные (обычно революции в экономической сфере, например научно-техническая революция сер. XX в., в результате которой произошел переход от индустриального общества к постиндустриальному).

Для революции свойственно:

  • радикализм, слом старых общественных форм
  • стихийность, инициатива снизу, от народных масс
  • итог – качественное обновление всей системы общественных отношений, а не только её части.

Великая французская революция 1789 г. привела к падению абсолютной монархии и провозглашению принципа свободы и равенства граждан.

Хотя по формальному определению революция коренным образом меняет все стороны общественной жизни, а реформа – нет, на практике выбор термина «революция» или «реформа» часто зависит от того, происходили ли изменения стихийно или осуществлялись властью.

Например, реформы Петра I или российские реформы в начале 90-х годов 20 века привели к коренным изменениям всего общественного устройства и по этому критерию могли бы считаться «революциями». Но эти события принято называть реформами, так как изменения были управляемыми и проводились «сверху».

3. Эволюция

И в социальных, и в естественных науках эволюцией называют процесс развития, состоящий из постепенных изменений.

Классический пример эволюции – это происхождение биологических видов, описанное Чарльзом Дарвином.

Общественные изменения тоже могут быть эволюционными. Например, в 19-20 вв. в Европе и США постепенно расширялись права женщин и их роль в общественной жизни.

В последние десятилетия в развитых странах общественные изменения носят эволюционный характер. В целом можно сказать, что эволюционные изменения благоприятны для общества по двум причинам. Во-первых, они помогают избежать общественных потрясений. Во-вторых, эволюционные изменения происходят в тот момент, когда общество к ним готово, не давая проблемам зреть, усугубляться и накапливаться (а вот реформы и революции являются путями решения застаревших проблем).

При эволюционном пути развития в обществе происходит большое число инноваций.

Инновация – это отдельное изменение в одной из сфер общественной жизни.

Как правило, под инновациями подразумевают изменения к лучшему.

Модернизация

Основным вектором общественного развития является модернизация.

Модернизация – это процесс перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному, а от индустриального – к современному постиндустриальному.

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество рассматриваются подробнее в следующей статье.

Различают первичную (органическую) и вторичную (неорганическую, догоняющую) модернизацию. Первичная модернизация – это путь развития Европы и Северной Америки, в которых на протяжении веков формировались социальные институты и принципы, лежащие сегодня в основе общественного устройства большинства стран (например, капитализм, демократия). Вторичная модернизация характерна для стран, которые долгое время шли по своему особому пути, а потом оказались в положении, когда они вынуждены догонять наиболее развитые экономики. Вторичная (догоняющая) модернизация происходила быстрее, чем первичная, потому что, как правило, она проводилась «сверху», причем при ее осуществлении можно было ориентироваться на пример успешных развитых стран мира.

Иногда слово модернизация понимают в более узком смысле и используют его для обозначения только догоняющей модернизации. Модернизация может происходить по-разному: и эволюционно, и революционно, и в результате реформ.

Примеры догоняющей модернизации:
– Реформы Петра I

– Китайские экономические реформы, которые начались в 1980-х годах.

Лекция 16. Общественный прогресс

Общество никогда не стоит на месте. В мире нельзя выделить ни одного объекта, который бы находился в абсолютном покое. Сказанное касается и социальных субъектов, всего общества. Древнегреческий философ Гераклит по поводу развития сказал: «Всё течет, всё изменяется. В одну реку нельзя войти дважды — воды текут не те, да и человек уже другой».

Изменяется и общество. По направленности изменений можно выделить:
 — прогресс — развитие от менее совершенного к более совершенному, усложнение, улучшение;
— регресс — переход от более совершенного к менее совершенному, упрощение, ухудшение.

Общественный прогресс противоречив. Так, прогресс в одной сфере может оборачиваться регрессом в другой. Например, прогресс ядерной физики привёл к созданию ядерного оружия. Повысилась степень обороноспособности государств. Но мир стал более уязвимым — ядерное оружие может оказаться в руках террористов и т.п. Общественный прогресс приводит к улучшениям не во всех сферах жизни, он не всегда выгоден всем. Прогресс осуществляется нелинейно. В отдельные периоды общественного развития возможны застойные явления, кризисы. Общественное развитие осуществляется по спирали — за прогрессом следуют периоды регресса, но в общем прогресс опережает и стирает негативный эффект от застойных этапов.

Трудными для научного осмысления являются критерии прогресса. Так, в политике ими могут быть развитие демократии, повышение прозрачности политических процессов (выборов, принятия решений властью), развитие гражданского общества и правового государства. В экономике критериями прогресса можно признать развитие производства, покупательской способности населения, увеличение благосостояния человека. К критериям прогресса в социальной сфере можно отнести увеличение средней продолжительности жизни, состояние здоровья населения, повышение общего уровня образования членов общества и т.п. Сложнее с критериями в духовной сфере. Культуры разных народов попросту несравнимы. Разве можно сказать, что европейская культура более развита, чем восточная (или наоборот)? Нет, конечно. Культуры разные. И тем не менее, уровень развития науки, образования оценить можно. Очевидно, что, например, в древности, где курс школы составлял 1-3 года и предполагал изучение элементарных математических действий и грамотности, образование было менее развито, нежели сегодня. В настоящее время образование, по сути, длится всю жизнь человека — даже после окончания вуза он продолжает заниматься самообразованием, повышает свою квалификацию.

По скорости развитие бывает:
 — эволюционное — медленные, плавные, постепенные изменения;
— революционное — быстрое, скачкообразное развитие.

Эволюционное развитие более предпочтительно, поскольку оно не приводит к нестабильности в обществе, не ломает быстро сложившиеся формы общественных отношений. «Тише едешь — дальше будешь» — выражение, справедливое и в отношении общественного прогресса.

По критерию основания развития (причин, сущности) можно выделить:
 — экстенсивное — развитие количественное, вширь, за счёт увеличения чего-либо. Например, экстенсивным развитием будет улучшение знаний учащихся в школе за счёт увеличения количества уроков; — интенсивное — развитие за счёт качественных изменений, улучшений. Пример: развитие успеваемости учащихся за счёт применения более совершенных технологий преподавания предметов.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Общественный прогресс и его критерии

На экзамене проверяются дидактические единицы: прогресс; регресс; стагнация; критерии общественного прогресса.

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — 1) направление развития, для которого характерны переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному и передовому. Социальный прогресс — развитие людей, человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию; 2) совокупность всех поступательных изменений в обществе. Прогресс противоречив: совершенствование в одних областях может привести к потерям в других. Кроме того, прогресс в одних странах необязательно несет прогресс в других. Так, европейская колонизация Азии и Африки способствовала росту богатств и уровня жизни европейцев, но надолго законсервировала отсталость этих регионов. В настоящее время понятие прогресса меняется в сторону обогащения его гуманистическим содержанием, т. к. на общественное развитие влияют не только объективные факторы, не зависящие от воли и сознания людей (природно-географические катаклизмы), но и субъективные, обусловленные сознательной деятельностью людей. Именно деятельность людей делает понятие прогресса столь сложным и противоречивым.

Критериями общественного прогресса являются:

— развитие производительных сил общества, включая самого человека;

— прогресс науки й техники;

— возрастание степени свободы человека, которую общество может предоставлять человеку;

— уровень образования;

— состояние здоровья;

— экологическая обстановка и т. д.

Регресс (от лат. regressus — обратное движение). Это такой тип развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, попятное движение; деградация общества или отдельных его сторон; утрата обществом способности выполнять те или иные функции. Регресс противоположен прогрессу.

Стагнация — 1) периоды в развитии общества, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но и нет обратного движения; 2) задержка в развитии общества вперед и даже временная остановка. Стагнация — серьезный симптом «заболевания» общества, появления механизмов торможения нового, передового. В это время общество отвергает новое, противится обновлению.

По отдельности ни прогресс, ни регресс, ни стагнация не существуют. Попеременно сменяя друг друга, переплетаясь, они дополняют картину общественного развития.

1.16 Понятие общественного прогресса

Видеоурок: 

👉 Подписаться на YouTube канал «Школа обществознания»

Лекция: 


 Понятия прогресс, регресс, стагнация

Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. 

  

Общественный прогресс — это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.  

Термин «общественный прогресс» связан с терминами «инновация» и «модернизация». Инновация — это нововведение в какой — либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация — это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.

Общественный регресс — это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному. 

К примеру, рост численности населения — прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения — регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.  

Стагнация — застойное явление в развитии общества.


 Критерии общественного прогресса

Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:

  • Образованность и грамотность людей.
  • Степень их нравственности и толерантности.

  • Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.

  • Уровень научных и технических инноваций.

  • Уровень производительности труда и благосостояние народа.

  • Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.

 Пути общественного прогресса

Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».

  • Эволюционный путь держит курс на постепенные, медленные изменения в сферах жизнедеятельности общества. Это в основном мирный ход развития. 

  • Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.

  • Неотъемлемой частью общественного развития является реформа — законные преобразования в какой — либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.  

Противоречивость общественного прогресса

Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:

  • Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс). 

  • Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс). 

  • Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс). 


👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Общественный прогресс»

Интеллект-карта по обществознанию №16

РЕГРЕССИЯ (общественные науки)

Регрессия — это широкий класс статистических моделей, которые являются основой анализа данных и вывода в социальных науках. Более того, многие современные статистические методы основаны на модели линейной регрессии. По сути, регрессия описывает систематические отношения между одной или несколькими переменными-предикторами с (обычно) одним результатом. Гибкость регрессии и ее многочисленные расширения делают ее основным статистическим инструментом, который социологи используют для моделирования своих основных гипотез с помощью эмпирических данных.

ИСТОРИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Первоначально регрессия применялась в исследовании сэра Фрэнсиса Гальтона о росте родителей и детей в конце 1800-х годов. Гальтон отметил, что у высоких родителей, как правило, рождаются дети несколько ниже ростом, и наоборот. Он описал взаимосвязь между ростом родителей и детей, используя тип линии регрессии, и назвал это явление регрессией к посредственности. Таким образом, термин «регрессия» описывал конкретный результат (то есть взаимосвязь между ростом родителей и детей), но быстро стал применяться к статистическому методу.

В основе регрессии лежит уравнение регрессии; для исследования высоты Гальтоном уравнение могло бы выглядеть так:

intercept оценивает среднее значение роста детей, когда рост родителей равен 0, а коэффициент наклона оценивает увеличение среднего роста детей при увеличении роста родителей на 1 дюйм, предполагая, что рост измеряется в дюймах. Пересечение и наклон определяют линию регрессии, которая описывает линейную зависимость между ростом детей и родителей.Большинство точек данных (т. Е. Пар высот дочерних и родительских) не лежат непосредственно на простой линии регрессии; разброс точек данных вокруг линии регрессии фиксируется термином остаточной ошибки &, который представляет собой вертикальное смещение каждой точки отсчета от линии регрессии.

Линия регрессии описывает условное среднее значение результата при определенных значениях предиктора. Таким образом, это краткое изложение взаимосвязи между двумя переменными, которое ведет непосредственно к определению регрессии: «[чтобы понять], насколько это возможно, с доступными данными, как условное распределение ответа … варьируется между субпопуляциями, определяемыми возможные значения предиктора или предикторов »(Cook and Weisberg 1999, p.27). Это определение не ссылается на оценку (т.е.как определяются коэффициенты регрессии?) Или статистический вывод (т.е. насколько хорошо коэффициенты выборки отражают совокупность, из которой они были выбраны?). Исторически регрессия использовала оценку методом наименьших квадратов (т. Е. Находят значения коэффициентов, которые минимизируют квадраты ошибок &) и частотный вывод (т. Е. Изменчивость выборочных коэффициентов регрессии исследуется в рамках теоретических распределений выборки и суммируется с помощью p-значений или доверительных интервалов) .Хотя оценки регрессии методом наименьших квадратов и p-значения, основанные на частотном выводе, являются наиболее распространенными настройками по умолчанию в статистических пакетах, они не являются единственными доступными методами оценки и вывода и не являются неотъемлемыми аспектами регрессии.

РАСШИРЕНИЯ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ РЕГРЕССИИ

Если бы регрессия суммировала только ассоциации между двумя непрерывными переменными, она была бы очень ограниченным инструментом для социологов. Однако регрессия была расширена во многих отношениях.Первоначальное и важное расширение модели позволило использовать несколько предикторов и несколько типов предикторов, включая непрерывные, бинарные и категориальные. С включением категориальных предикторов статистики отметили, что анализ моделей дисперсии с одним членом ошибки и аналогичные модели являются частными случаями регрессии, а два метода (т.е. регрессия и дисперсионный анализ) рассматриваются как разные аспекты общей линейной модели. модель.

Второе важное расширение регрессии позволило использовать различные типы переменных результата, такие как двоичные, порядковые, номинальные и счетные переменные.В базовой модели линейной регрессии в качестве вероятностной модели используется нормальное распределение. Обобщенная линейная модель, которая включает ненормальные исходы, увеличивает гибкость регрессии, позволяя использовать различные вероятностные модели (например, биномиальное распределение для бинарных исходов и распределение Пуассона для исходов подсчета), а предикторы связаны с результатом через функцию связи ( например, преобразование логита для двоичных результатов и натуральный логарифм для результатов подсчета).

Помимо общих и обобщенных линейных моделей , в базовую регрессионную модель было внесено множество других расширений, которые допускают большую сложность, включая многомерные исходы, модели путей, которые допускают множественные предикторы и исходы со сложными ассоциациями, модели структурных уравнений, которые вкладываются друг в друга. модели измерения скрытых конструкций в моделях путей, многоуровневые модели, которые позволяют получать коррелированные данные благодаря вложенным схемам (например,g., студенты в классах), а также модели нелинейной регрессии, которые используют регрессию для соответствия сложным математическим моделям, в которых коэффициенты не связаны аддитивно с результатом. Хотя каждый из предыдущих методов обладает уникальными качествами, все они вытекают из базовой модели линейной регрессии.

РЕГРЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Исследование — это сочетание трех компонентов: Теоретические вопросы исследования определяют дизайн исследования, который, в свою очередь, определяет статистические методы.Таким образом, статистические методы сопоставляют вопросы исследования с эмпирическими данными, а статистические результаты дают ответы на эти вопросы в хорошо спланированном исследовании. В контексте научных исследований регрессия — это прежде всего прикладной инструмент для проверки теории с эмпирическими данными. Этот симбиоз между теоретическими моделями и статистическими моделями стал движущей силой многих достижений и расширений регрессии, о которых говорилось выше.

Хотя регрессия может применяться как к данным наблюдений, так и к экспериментальным данным, регрессия сыграла особенно важную роль в данных наблюдений.С данными наблюдений нет рандомизации или вмешательства, и может быть множество потенциальных причин и объяснений изучаемого явления. Методы регрессии позволяют исследователям статистически контролировать дополнительные переменные, которые могут повлиять на результат. Например, в обсервационном исследовании неверности, которое фокусируется на возрасте в качестве предиктора, может быть важно контролировать удовлетворенность отношениями, поскольку предыдущие исследования показали, что это связано как с вероятностью неверности, так и с возрастом.Поскольку коэффициенты регрессии в нескольких моделях регрессии оцениваются одновременно, они контролируют присутствие других предикторов, что часто описывается как частичное устранение эффектов других предикторов.

Регрессия также может играть практическую роль в передаче результатов исследований. Коэффициенты регрессии, а также сводки регрессии (например, процент вариабельности результатов, объясняемый предикторами) количественно передают важность регрессионной модели и, следовательно, лежащей в основе теоретической модели.Кроме того, модели регрессии представляют собой уравнения прогнозирования (т. Е. Коэффициенты регрессии являются коэффициентами масштабирования для прогнозирования результата на основе предикторов), а модели регрессии могут предоставлять оценки результата на основе предикторов, позволяя исследователю учитывать, как результат варьируется в зависимости от комбинаций. конкретных значений предикторов.

ОГРАНИЧЕНИЯ

Несмотря на то, что регрессия является чрезвычайно гибким инструментом для исследований в области социальных наук, она не лишена ограничений.Не все вопросы исследования хорошо описываются регрессионными моделями, особенно вопросы, в которых не указаны переменные результата. Например, кластерный анализ — это статистический инструмент, используемый для выявления наличия согласованных групп или кластеров в данных; поскольку нет результата или целевой переменной, регрессия не подходит. В то же время, поскольку регрессия фокусируется на переменной результата, пользователи регрессии могут полагать, что подгонка модели регрессии подразумевает причинную связь (то есть предикторы вызывают результат).Это заведомо неверно, и результаты одних анализов могут быть предикторами для других. Доказательство причинно-следственной связи требует гораздо большего, чем использование регрессии.

Другая критика регрессии сосредоточена на ее использовании для статистического вывода . Чтобы обеспечить достоверный вывод (например, значения p или доверительные интервалы), данные должны быть случайной выборкой из популяции или включать рандомизацию по условию лечения в экспериментальных исследованиях. Большинство примеров в социальных науках — это образцы для удобства (например,г., студенты бакалавриата, изучающие вводную психологию). Конечно, это критика не регрессии как таковой, а дизайна исследования и ограничений статистического вывода при неслучайной выборке. Несмотря на ограничения, регрессия и ее расширения продолжают оставаться невероятно полезным инструментом для социологов.

Объяснение линейной регрессии — Цзыян Ян

Этот блог даст вам реальный пример того, как объяснить линейную регрессию

Люди в социальных науках часто используют линейную регрессию.Ученые часто используют его для измерения взаимосвязи между зависимой переменной и независимыми переменными. И большинство реальных ситуаций можно было смоделировать и, следовательно, объяснить. В принципе, если у нас есть данные, и если вы хотите:

  • Объясните ситуацию: например: взаимосвязь между заработной платой и образованием, полом, опытом работы и так далее. Приводит ли высшее образование к более высокой средней заработной плате? Есть ли гендерная разница в средней заработной плате?
  • Прогнозирование: например, оценка ученика в следующем семестре с учетом его текущей успеваемости.

Вы можете использовать линейную регрессию. Линейная регрессия часто выражается приведенным ниже уравнением. Зависимая переменная — это переменная, которую мы хотим объяснить, а независимые переменные — это факторы, связанные с зависимыми переменными. Коэффициент и константа будут вычислены компьютерами, и мы объясним их позже. Когда есть только одна независимая переменная, она называется простой моделью линейной регрессии. Несколько независимых переменных указывают на множественную линейную регрессию.

Когда я пытался найти ресурсы о линейной регрессии, большинство руководств были сосредоточены только на построении модели в программном обеспечении, в то время как меньше упоминалось объяснение.Более того, в руководстве не говорится о выборе переменных перед моделированием. Здесь мы предполагаем, что наши читатели уверены в построении моделей с помощью различного программного обеспечения, и мы сосредоточимся только на процессе и объяснении построения модели.

Непосредственное построение модели со всеми переменными нецелесообразно, особенно когда количество переменных велико. И вы не хотите объяснять что-либо несущественными факторами, например, объяснять оценку ученика количеством животных в зоопарке.Итак, нам нужны только релевантные факторы в нашей модели.

Как правило, есть два правила для поиска релевантных факторов:

  • Отображение взаимосвязи между зависимой переменной и независимой переменной или вычисление коэффициента корреляции. Если существует линейная зависимость или коэффициент корреляции достаточно велик, мы могли бы рассмотреть возможность включения этой независимой переменной в нашу модель. Чтобы узнать, как они измеряются, прочтите этот блог.
  • Обзор литературы.Узнайте, какая переменная использовалась в других подобных исследованиях. Следовательно, мы могли бы добавить эти переменные в нашу модель.

Если переменная соответствует любому правилу, ее можно выбрать для построения модели.

Например, мы измерим, какие факторы будут влиять на отношение людей к лестнице удовлетворенности жизнью (цифры от 1 до 7, где 1 представляют собой неудовлетворенность в целом, а 7 — полное удовлетворение). Согласно обзору литературы, исследования показывают, что возраст и пол влияют на удовлетворенность жизнью.График зависимости и коэффициент корреляции также подтверждают этот аргумент. Поэтому мы добавили в нашу модель возраст и пол, чтобы объяснить удовлетворенность жизнью.

Примерка и проверка модели — это сложный технический процесс, мы не показываем весь процесс здесь.

Вспомните наш пример об удовлетворенности жизнью, у нас есть математическое выражение вроде:

Удовлетворенность жизнью = 7,101 + -0,099 \ раз Возраст +0,111 \ раз Пол (Женский)

Как это объяснить?

  • 7.101: Перехват. Это средняя удовлетворенность жизнью референтных людей. В нашем примере это означает, что средняя удовлетворенность жизнью женщин 0-летнего возраста (это невозможно) составляет 7,101. Поэтому иногда мы могли видеть, что перехват не имеет практического значения.
  • -0,099: Наклон для непрерывной переменной. В нашем примере это означает, что для одного пола средняя удовлетворенность жизнью снизится на 0,099 по мере увеличения возраста на один год. Это разумно, когда люди растут, нужно учитывать больше вещей и они не удовлетворены своей жизнью, как раньше.
  • 0,111: наклон дискретной переменной. В нашем примере это означает, что женщины младше одного возраста в среднем более удовлетворены своей жизнью, чем мужчины.

Теперь вы можете выбрать переменные для моделей и объяснить основные линейные модели.

Дополнительные технические блоги по моделестроению:

Как создавать модели в R: https://www.r-bloggers.com/2020/05/step-by-step-guide-on-how-to-build-linear-regression-in-r-with- code /

Как строить модели в SPSS: https: // www.r-bloggers.com/2020/05/step-by-step-guide-on-how-to-build-linear-regression-in-r-with-code/

Дополнительные сведения о линейной регрессии:

https://www.youtube.com/watch?v=ZkjP5RJLQF4

Множественный регрессионный анализ: ключ к исследованиям в области социальных наук

МНОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕГРЕССИИ: КЛЮЧ К СОЦИАЛЬНО-НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

Аннотация

Это хорошо известный факт, что успех исследований в области социальных наук во многом зависит от выбора исследовательских инструментов и их эффективного использования.Исследователи часто сталкиваются с ситуациями, когда они хотят изучить влияние одной переменной на другую, а именно. влияние доходов на расходы. Хотя у нас есть свобода выбора исследовательских инструментов для многомерного анализа, поскольку доступен широкий спектр исследовательских инструментов, множественный регрессионный анализ позволяет нам определить влияние более чем одной независимой переменной на зависимую переменную. В этой курсовой работе рассказывается о концепции множественного регрессионного анализа, его допущениях, применении и ограничениях в исследованиях в области социальных наук.В документе также приводится краткая информация о различных статистических данных, связанных с множественным регрессионным анализом.

Обзор

Регрессионный анализ — это статистический метод исследования взаимосвязей между количественными переменными. В некоторых ситуациях исследователи заинтересованы в определении основного эффекта одной переменной на другую переменную, а именно. влияние доходов на расходы или влияние изменений денежной массы на уровень инфляции. В то же время исследователи также оценивают «статистическую значимость» оцененных отношений, то есть степень уверенности в том, что истинные отношения близки к оцененным отношениям.

Регрессионный анализ — это мощный статистический метод, который определяет связь между двумя или более количественными переменными: зависимой переменной, значение которой необходимо предсказать, и независимой или объясняющей переменной (или переменными), о которой имеется значительный объем знаний. Этот статистический инструмент используется для разработки уравнения, которое представляет взаимосвязь между переменными. Простой регрессионный анализ может показать, что связь между независимой переменной и зависимой переменной является линейной, с помощью простого уравнения линейной регрессии.Множественный регрессионный анализ предоставляет уравнение, которое предсказывает зависимую переменную от двух или более независимых переменных. Другими словами, можно сказать, что множественная регрессия включает одну зависимую переменную и две или более независимых переменных, тогда как простая регрессионная модель включает одну зависимую переменную и одну независимую переменную.

Регрессионный анализ касается природы, а также степени связи между переменными. Хотя независимые переменные могут объяснить вариацию зависимой переменной, это не обязательно подразумевает причинно-следственную связь.Во время использования множественного регрессионного анализа в психологии многие исследователи используют термин «независимые переменные» для определения тех переменных, которые, по их мнению, будут влиять на некоторые другие «зависимые переменные». В исследовательской литературе также используется термин «переменные-предикторы» для тех переменных, которые могут быть полезны при прогнозировании оценок по другой переменной, которую мы называем «критериальной переменной».

[…]

Выдержка из 11 страниц

Регрессионный анализ для социальных наук — 2-е издание

«Регрессионный анализ для социальных наук» — это хорошо разработанный учебник для студентов и аспирантов по социальной статистике.Учебник обеспечивает идеальный баланс между теорией и практикой. В нем содержится мягкий, но тщательный обзор статистической теории регрессионных моделей, при этом основное внимание уделяется практическому применению регрессионных моделей. Учебник представляет собой незаменимое руководство для изучения сложностей и механики регрессионных моделей и анализа в социальных науках.

— Стивен Прус, социология и антропология, Карлтонский университет

Преподавание статистики социальных наук для выпускников является сложной задачей, потому что наши студенты поступают с таким разным уровнем подготовки по математике.Рэйчел Гордон проделывает исключительную работу по объяснению сложных статистических концепций, используя простой язык и интуитивно понятные релевантные примеры. Эта книга позволяет студентам с разным уровнем знаний и опытом понять и применять материал, а также укрепляет их уверенность в использовании статистики.

— Эми Кейт Бейли, социология, Иллинойсский университет в Чикаго

Учебник

Гордона предлагает проницательный и современный подход к методологическому обучению в социальных науках.Он задействует современные стратегии моделирования социального поведения с использованием регрессии и в то же время предоставляет множество прикладных ориентиров, позволяющих студенту получить прагматические знания о том, как лучше всего решать современные исследовательские проблемы. Книга отличается широким использованием отрывков из недавней литературы по социальным наукам и вниманием к ключевому кругу прагматических проблем, с которыми сталкиваются исследователи. Тщательная интеграция основного статистического пакета (Stata), включая примеры кода, ссылки на наборы данных и иллюстративные результаты, — еще одна особенность, которая будет широко оценена.Преподавателям и студентам, которые часто разочаровываются в других текстах — слишком упрощенных или слишком формальных или делающих упор на примерах, далеких от современных социальных наук, — Регрессионный анализ для социальных наук Гордона, вероятно, подойдет.

— Майкл Дж. Уайт, социология, Университет Брауна

Использование статистики в социальных науках

Агрести, А. (2007), Введение в категориальный анализ данных, Джон Вили, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Агрести, А. и Финлей, Б. (2009), Статистические методы для социальных наук, 4-е изд., Пирсон / Прентис Холл, Нью-Джерси.

Азен Р. и Уокер К. (2011), Категориальный анализ данных для поведенческих и социальных наук, Рутледж, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Аззалини, А.и Скарпа, Б. (2010), Анализ данных и интеллектуальный анализ данных, Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Варфоломей, Д. и Кнотт, М. (2011), Модели со скрытыми переменными и факторный анализ, 2-е изд., т. 7, Библиотека статистики Кендалла, Арнольд.

Бартоломью Д.Дж., Стил Ф., Мустаки И. и Гэлбрейт Дж. (2008), Анализ многомерных данных социальных наук, 2-е изд., CRC Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Бисгаард, С. и Кулахчи, М. (2011), Анализ временных рядов и прогнозирование на примерах, Джон Вили, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Box, G.E.P., Jenkins, G.M. и Reinsel, G.C. (2008), Анализ временных рядов: прогнозирование и контроль, 4-е изд., Джон Вили, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Кристенсен, Р.(2011), Плоские ответы на сложные вопросы: теория линейных моделей, Springer.

Коэн, Дж. (1988), Статистическая мощь для поведенческих наук, Ассоциация Лоуренса Эрлбаума, Махва, Нью-Джерси.

Коэн, Б. и Ли, Р. Б. (2004), Основы статистики для социальных и поведенческих наук, Джон Вили, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

Кордер, Г.У. и Форман Д. (2009), Непараметрическая статистика для нестатистиков: пошаговый подход, Джон Вили, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

Додж, Ю. (2008), Краткая энциклопедия статистики, Springer.

Эверитт Б. (1993), Кластерный анализ, Арнольд, Лондон.

Гринакр, М.Дж. (2007), Анализ корреспонденции на практике, Чепмен и Холл, Бока-Ратон.

Хасти Т., Тибширани Р. и Фридман Дж. (2009), Элементы статистического обучения: интеллектуальный анализ данных, вывод и прогнозирование, Спрингер, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Джейкоб Р. и Чжу П. (2012), Практическое руководство по разрыву регрессии, mdrc.

Джоллифф, И. (2002), Анализ главных компонентов, 2-е изд., Спрингер, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Джозеф Л., Бургер Р. и Белисл П. (1997), «Байесовские и смешанные байесовские критерии / критерии правдоподобия для определения размера выборки», Статистика в медицине, Vol. 16 No. 7, pp. 769-789.

Киш, Л.(1995), Survey Sampling, John Wiley, New York, NY.

Катнер, М.Х., Нахтсхейм, К.Дж., Нетер, Дж. И Ли, В. (2005), Прикладные линейные статистические модели, McGraw-Hill / Irwin, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Лаваль, Б. (2003), Категориальный анализ данных с помощью приложений SAS и SPSS, Lawrence Erlbaum Associates, Нью-Джерси.

Лент, Р.V. (2001), «Некоторые практические рекомендации по расчету эффективного размера выборки», American Statistician, Vol. 55 No. 3, pp. 187-193.

Ловрич, М. (2011), Международная энциклопедия статистических наук, Springer.

Rencher, A.C., Schaalje, G.B. (2008), Линейные модели в статистике, Джон Вили, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

Райли-Тилман, Т.К. и Бернс, М. (2009), Оценка образовательных вмешательств, The Guilford Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Rousseeuw, P.J., Leroy, A.M. (1987), Надежная регрессия и обнаружение выбросов, Джон Вили, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

Шустер, Дж. (1990), Руководство по размеру выборки для клинических испытаний, CRC Press, Boca Raton, FL.

Тимм, Н.Х. (2002), Прикладной многомерный анализ, Спрингер, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Вассерман, Л. (2006), Вся непараметрическая статистика, Спрингер, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Ксекалаки, Э. и Дегианнакис, С. (2010), Модели ARCH для финансовых приложений, Джон Вили, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Регрессия | Encyclopedia.com

ИСТОРИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

РАСШИРЕНИЕ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ РЕГРЕССИИ

РЕГРЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ

ОГРАНИЧЕНИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

базовый статистический анализ данных

. вывод в социальных науках. Более того, многие современные статистические методы основаны на модели линейной регрессии.По сути, регрессия описывает систематические отношения между одной или несколькими переменными-предикторами с (обычно) одним результатом. Гибкость регрессии и ее многочисленные расширения делают ее основным статистическим инструментом, который социологи используют для моделирования своих основных гипотез с помощью эмпирических данных.

Первоначальным применением регрессии было исследование сэром Фрэнсисом Гальтоном роста родителей и детей в конце 1800-х годов. Гальтон отметил, что у высоких родителей, как правило, рождаются дети несколько ниже ростом, и наоборот.Он описал взаимосвязь между ростом родителей и детей, используя тип линии регрессии, и назвал феномен регрессией к посредственности . Таким образом, термин регрессия описывал конкретный результат (то есть взаимосвязь между ростом родителей и детей), но быстро стал применяться к статистическому методу.

В основе регрессии лежит уравнение регрессии; для исследования роста Гальтона уравнение могло бы выглядеть так: Ребенок i = β 0 + β 1 (Родитель i ) + ∊ i .Каждая семья предоставляет значения для роста ребенка (например, Child i ) и роста родителей (например, Parent i ). Приведенное выше уравнение простой регрессии идентично математическому уравнению для прямой линии, которое часто выражается как y = mx + b. Два коэффициента регрессии (т.е. β 0 и β 1 ) представляют собой пересечение и наклон y . Перехват y оценивает среднее значение роста ребенка, когда рост родителя равен 0, а коэффициент наклона оценивает увеличение среднего роста ребенка при увеличении роста родителя на 1 дюйм, предполагая, что рост измеряется в дюймах.Пересечение и наклон определяют линию регрессии, которая описывает линейную зависимость между ростом детей и родителей. Большинство точек данных (т. Е. Пар высот дочерних и родительских) не лежат непосредственно на простой линии регрессии; разброс точек данных вокруг линии регрессии фиксируется параметром остаточной ошибки ε i , который представляет собой вертикальное смещение каждой точки отсчета от линии регрессии.

Линия регрессии описывает условное среднее значение результата при определенных значениях предиктора.Таким образом, это краткое изложение взаимосвязи между двумя переменными, которое непосредственно приводит к определению регрессии: «[чтобы понять] насколько это возможно с доступными данными, как условное распределение ответа … варьируется между субпопуляциями, определяемыми возможные значения предиктора или предикторов »(Cook and Weisberg 1999, p. 27). Это определение не ссылается на оценку (т.е.как определяются коэффициенты регрессии?) Или статистический вывод (т.е. насколько хорошо коэффициенты выборки отражают совокупность, из которой они были выбраны?).Исторически регрессия использовала оценку методом наименьших квадратов (т. Е. Находят значения коэффициентов, которые минимизируют квадраты ошибок ε i ) и частотный вывод (т. Е. Изменчивость коэффициентов выборочной регрессии исследуется в рамках теоретических распределений выборки и суммируется с помощью p-значений или доверительные интервалы). Хотя оценки регрессии методом наименьших квадратов и p-значения, основанные на частотном выводе, являются наиболее распространенными настройками по умолчанию в статистических пакетах, они не являются единственными доступными методами оценки и вывода и не являются неотъемлемыми аспектами регрессии.

Если бы регрессия суммировала только ассоциации между двумя непрерывными переменными, она была бы очень ограниченным инструментом для социологов. Однако регрессия была расширена во многих отношениях. Первоначальное и важное расширение модели позволило использовать несколько предикторов и несколько типов предикторов, включая непрерывные, бинарные и категориальные. С включением категориальных предикторов статистики отметили, что анализ моделей дисперсии с одним членом ошибки и аналогичные модели являются частными случаями регрессии, и два метода (т.е., регрессия и дисперсионный анализ) рассматриваются как разные аспекты общей линейной модели.

Второе важное расширение регрессии позволило использовать различные типы переменных результата, такие как двоичные, порядковые, номинальные и счетные переменные. В базовой модели линейной регрессии в качестве вероятностной модели используется нормальное распределение. Обобщенная линейная модель, которая включает ненормальные исходы, увеличивает гибкость регрессии, позволяя использовать различные вероятностные модели (например, биномиальное распределение для бинарных исходов и распределение Пуассона для исходов подсчета), а предикторы связаны с результатом через функцию связи ( е.g., преобразование логита для двоичных результатов и натуральный логарифм для результатов подсчета).

Помимо общих и обобщенных линейных моделей, в базовую регрессионную модель было внесено множество других расширений, которые допускают большую сложность, включая многомерные исходы, модели путей, которые позволяют использовать несколько предикторов и исходов со сложными ассоциациями, модели структурных уравнений, которые содержат измерения модели для скрытых конструкций в моделях путей, многоуровневые модели, которые позволяют коррелировать данные из-за вложенных конструкций (например,g., студенты в классах), а также модели нелинейной регрессии, которые используют регрессию для соответствия сложным математическим моделям, в которых коэффициенты не связаны аддитивно с результатом. Хотя каждый из предыдущих методов обладает уникальными качествами, все они вытекают из базовой модели линейной регрессии.

Исследование — это сочетание трех компонентов: вопросы исследования, основанные на теории, определяют дизайн исследования, который, в свою очередь, определяет статистические методы. Таким образом, статистические методы сопоставляют вопросы исследования с эмпирическими данными, а статистические результаты дают ответы на эти вопросы в хорошо спланированном исследовании.В контексте научных исследований регрессия — это прежде всего прикладной инструмент для проверки теории с эмпирическими данными. Этот симбиоз между теоретическими моделями и статистическими моделями стал движущей силой многих достижений и расширений регрессии, о которых говорилось выше.

Хотя регрессия может применяться как к данным наблюдений, так и к экспериментальным данным, регрессия играет особенно важную роль в данных наблюдений. С данными наблюдений нет рандомизации или вмешательства, и может быть множество потенциальных причин и объяснений изучаемого явления.Методы регрессии позволяют исследователям статистически контролировать дополнительные переменные, которые могут повлиять на результат. Например, в обсервационном исследовании неверности, которое фокусируется на возрасте в качестве предиктора, может быть важно контролировать удовлетворенность отношениями, поскольку предыдущие исследования показали, что это связано как с вероятностью неверности, так и с возрастом. Поскольку коэффициенты регрессии в нескольких моделях регрессии оцениваются одновременно, они контролируют присутствие других предикторов, что часто описывается как частичное устранение эффектов других предикторов.

Регрессия также может играть практическую роль в передаче результатов исследований. Коэффициенты регрессии, а также сводки регрессии (например, процент вариабельности результатов, объясняемый предикторами) количественно передают важность регрессионной модели и, следовательно, лежащей в основе теоретической модели. Кроме того, модели регрессии представляют собой уравнения прогнозирования (т. Е. Коэффициенты регрессии являются коэффициентами масштабирования для прогнозирования результата на основе предикторов), а модели регрессии могут предоставлять оценки результата на основе предикторов, позволяя исследователю учитывать, как результат варьируется в зависимости от комбинаций. конкретных значений предикторов.

Несмотря на то, что регрессия является чрезвычайно гибким инструментом для исследований в области социальных наук, она не лишена ограничений. Не все вопросы исследования хорошо описываются регрессионными моделями, особенно вопросы, в которых не указаны переменные результата. Например, кластерный анализ — это статистический инструмент, используемый для выявления наличия согласованных групп или кластеров в данных; поскольку нет результата или целевой переменной, регрессия не подходит. В то же время, поскольку регрессия фокусируется на переменной результата, пользователи регрессии могут полагать, что подгонка модели регрессии подразумевает причинно-следственную связь (т.е., предикторы обуславливают результат). Это заведомо неверно, и результаты одних анализов могут быть предикторами для других. Доказательство причинно-следственной связи требует гораздо большего, чем использование регрессии.

Другая критика регрессии сосредоточена на ее использовании для статистического вывода. Чтобы обеспечить достоверный вывод (например, p-значения или доверительные интервалы), данные должны быть случайной выборкой из популяции или включать рандомизацию по условию лечения в экспериментальных исследованиях. Большинство примеров в социальных науках — это образцы для удобства (например,г., студенты бакалавриата, изучающие вводную психологию). Конечно, это критика не регрессии как таковой, а дизайна исследования и ограничений статистического вывода при неслучайной выборке. Несмотря на ограничения, регрессия и ее расширения продолжают оставаться невероятно полезным инструментом для социологов.

СМОТРИ ТАКЖЕ Векторная авторегрессия

Берк, Ричард А. 2004. Регрессионный анализ: конструктивная критика . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.

Коэн, Джейкоб, Патрисия Коэн, Стивен Г. Уэст и Леона С. Эйкен. 2003. Прикладной множественный регрессионный / корреляционный анализ для поведенческих наук . Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.

Кук, Деннис Р. и Сэнфорд Вайсберг. 1999. Прикладная регрессия, включая вычисления и графику . Нью-Йорк: Джон Вили.

Фокс, Джон. 1997. Прикладной регрессионный анализ, линейные модели и родственные методы . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.

Дэвид К.Аткинс

(PDF) Построение регрессионных моделей в социальных науках

5

Построение регрессионных моделей в социальных науках

можно использовать для интерпретации изучаемой реальности или для построения будущих

прогнозов. На рисунке 1.1 выше показана взаимосвязь между всеми обсуждаемыми нами элементами

: предположения, модель, данные, оценка, наблюдение

План

, совокупность, выборка, интерпретация и прогноз. Среди всех этих

упомянутых элементов, если мы оставим сбор данных в стороне и сосредоточим наше внимание

на процессе построения модели, четыре из них очень важны

, и это (1) представление функций или математические уравнения,

( 2) объяснения, (3) допущения, которые часто используются для проведения оценок модели

, и (4) методы оценки.

В качестве примера предположим, что мы заинтересованы в построении простой регрессионной модели

. Простая регрессия — это модель, в которой ответ может быть

, линейно представленным одной независимой переменной. Математически

можно записать как уравнение Yi = β 0 + β 1 Xi + ε i.

Здесь, в уравнении простой регрессии, помимо зависимой переменной

Y и независимой переменной X, у нас есть еще три элемента — константа

(точка пересечения) β 0, наклон β 1 и остатки ε i.Эти три элемента — это то, что нам нужно оценить с помощью собранных данных

, и то, что нам нужно интерпретировать

, чтобы понять результаты нашего моделирования.

Другими словами, для простой регрессии у нас также есть четыре важных элемента

, с которыми нужно работать. И это (1) представление функции или математическое уравнение

, которое имеет вид Yi = β 0 + β 1 Xi + εi, (2) объяснение

константы β 0, которая является значением Y, когда X равно 0, и наклона β 1

, то есть изменение Y при изменении X на одну единицу, (3) оценка коэффициентов

, из которых часто используется обыкновенный метод наименьших квадратов (OLS),

и (4) допущения.

alexxlab

*

*

Top