Порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд схема – : ?

Содержание

Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность принудительного изъятия земельных наделов у собственника, если на то существуют государственные или муниципальные нужды. Данный вопрос на сегодняшний день является особенно актуальным и злободневным, так как, основываясь на данную правовую норму, многие органы государственной власти превышают свои полномочия и ущемляют граждан в их законных правах.

Понятие изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Такое понятие как институт изъятия земельных участков известен практикующим юристам давно. Он существовал и в Российской империи, и в СССР, и РСФСР, и теперь оказывает свое непосредственное влияние на распределение земель в России. И если данное понятие было отлично урегулировано дореволюционным и советским законодательством, то сегодня Земельный кодекс России содержит в себе большое количество коллизий и пробелов по данному вопросу.

Что же собой представляет понятие «изъятие земельного участка»? Это закрепленный законодательством процесс принудительного изъятия надела посредством выкупа для государственных или же муниципальных нужд, который подразделяется на 4 конкретные стадии:

  • принимается решение об изъятии земельного участка у собственника, после чего осуществляется госрегистрация;
  • происходит уведомление собственника о подобном государственном решении, которое направлено на изъятие участка;
  • осуществляется определение конкретных условий и порядка изъятия и перечисления выкупа за территорию;
  • вносится оплата за земельный участок, равная выкупной цене, а также дополнительная компенсация.

В юридической литературе понятие «изъятие земельного участка» находит различную трактовку, в частности, во внимание берутся такие основания, как, например, правовой статус земельного участка. Некоторые ученые сходятся во мнении, что подобное правомочие со стороны государства является сделкой на подобии купли-продажи. Другие, напротив, находят основания, чтобы придать изъятию статус «квази-сделки», в частности, из-за его принудительного характера.

Условия изъятия участков. Возмещение убытков при изъятии земельных участков

На сегодняшний день Земельный кодекс РФ, а также гражданское законодательство закрепляют все основополагающие условия, которые могут использоваться в качестве основания для изъятия земли у собственника.

В частности, вышеуказанный Кодекс, а именно ст. 55, фиксируют, что изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может быть осуществлено только при соблюдении условия равноценного возмещения рыночной стоимости земельного участка по решению судебной инстанции. Таким образом, основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.

Что собой представляет понятие «возмещение убытков при изъятии участков»? Это равноценная плата за подобное правомочие со стороны государственных или же муниципальных органов, которая подразумевает компенсацию не только рыночной стоимости земли, но и покрытие дополнительных расходов собственника, и финансовое возмещение за убытки, причиненные государством.

При этом порядок и условия возмещения всех убытков и внесения платы определяется участниками правоотношений по обоюдному соглашению. Этот контракт подразумевает ключевую обязанность со стороны государственной власти уплатить рыночную стоимость и компенсировать дополнительные причиненные убытки собственника.

Изъятие земельных участков для удовлетворения государственных или муниципальных нужд путем выкупа

Стоит отметить, что Земельный кодекс РФ, четко регламентирует порядок изъятия участка путем выкупа. В частности, в нем прописаны все ключевые случаи, когда может быть осуществлено данное правомочие со стороны государственной власти:

  • изъятие земли у собственника происходит в том случае, если надел необходим для исполнения РФ всех своих международных обязательств;
  • принудительное изъятие собственности осуществляется в том случае, если существует необходимость разместить на участке государственный объект, а иных вариантов для строительства не имеется;
  • изъятие происходит в иных случаях, которые закрепляет как Земельный кодекс, так и федеральное или региональное законодательство РФ.

Как было сказано выше, размер выкупа определяется сторонами соглашения. Если подобного согласия достичь не удается, то выкупная цена определяется арбитражным судом РФ. При этом судья берет во внимание рыночную стоимость, которая зафиксирована на момент судебного разбирательства.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, связанное с выполнением международных обязательств

Рассмотрим перечисленные выше основания более подробно. Если обратиться к современному российскому законодательству, то особую роль в нем играют международные обязательства, которые берет на себя РФ. Зачастую, чтобы выполнить их, государству требуются многочисленные ресурсы, к которым можно причислить и земельные территории.

Именно поэтому Земельный кодекс РФ закрепляет за государственными органами власти возможность осуществить принудительное изъятие земельного надела у собственника. Но при этом основания для принятия судом подобного решения должны быть хорошо аргументированы.

Как и во всех остальных случаях изъятия участка, владельцу земли перечисляется выкуп и возмещаются дополнительные убытки, в том числе и упущенная выгода, которую он мог получить, распоряжаясь территорией по своему усмотрению.

Изъятие земельных участков для муниципальных нужд в рамках развития застроенных территорий

Порядок изъятия земель, которые необходимо освоить с целью дополнительного развития территорий для удовлетворения муниципальных нужд, имеет стандартное воплощение. Свое закрепление данное правомочие со стороны органов нашло в статье 49 ЗК РФ.

Порядок изъятия земли для строительных работ подразумевает прохождение двух ключевых стадий, которые регулирует указанный выше Кодекс. На первой стадии происходит предварительное согласование о том, в каком конкретном месте будет возведено то или иное строение для обеспечения нужд конкретного муниципалитета. Далее процесс переходит в стадию непосредственного изъятия частной собственности в пользу государства.

На первом этапе обязательным условием его легитимации считается участие собственников земельных территорий. В том случае если возникают какие-либо проблемы в урегулировании вопроса, касающегося предварительного согласования, владелец надела может найти защиту в уполномоченных органах, то есть судебных инстанциях.

Если предварительная стадия прошла успешно и никакие законодательные проблемы не возникли, то принимается решение об изъятии территории. Но даже при этом собственник имеет законное право использовать земельный участок в своих целях на протяжении 1 года с момента подписания официального решения.

Это является дополнительной гарантией соблюдения прав и интересов гражданина РФ.

Освоение территории до истечения годовалого срока может быть обусловлено лишь с согласия собственника, который стал участником процесса изъятия территорий.

Изъятие земельных участков для обеспечения обороны и безопасности, общегосударственной инфраструктуры, коммуникаций

Одной из ключевых задач любого государства признается своевременное и полноценное обеспечение обороны и безопасности страны, а также благополучия населения, проживающего на ее территории. Именно поэтому Земельный кодекс России в ст. 49 предусматривает законодательную возможность осуществить изъятие наделов, находящихся в частной собственности, для поддержания должного уровня обороноспособности РФ.

Осуществляется подобное изъятие по решению судебного органа, которое принимается после предварительного согласования и перечисления выкупной стоимости участка. После ограничения в обороте изъятые территории наделяются особым правовым статусом, согласно ст. 27 ЗК РФ.

В большинстве случаев подобные наделы становятся режимными объектами, в том числе начинают входить в так называемые закрытые административно-территориальные образования. Подобная особенность регламентирована законом под № 3297-1.

Иные основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Земельный кодекс РФ предусматривает и иные основания, которые позволяют осуществить изъятие земельного участка из частной собственности в государственную или муниципальную собственность. Дать исчерпывающий перечень подобных причин для передачи прав собственности от одних субъектов правоотношений к другим просто невозможно. Это связано с тем, что иные основания закрепляются федеральными и региональными законами в каждом конкретном субъекте РФ.

Показательным примером в данном случае выступает процесс изъятия земель для строительства спортивной инфраструктуры в городе Сочи. В качестве нормативно-правового акта, который обусловил эту необходимость, считается Федеральный закон под № 310-ФЗ.

Процедура изъятия земельных участков была достаточно сложной и болезненной для собственников, поэтому получила название «сочинский синдром».

Не менее интересным примером является изъятие земель для прокладки на их территории дорог и автобанов, которые соединяют собой поселения, города, районы и даже страны, а также для разработки полезных ресурсов из недр земли и пр.

Таким образом, изъятие земельных участков предусматривается современным российским законодательством, даже если их используют на праве частной собственности. Но при этом государство стремится обеспечить должную защиту интересов и прав граждан, предоставляя за подобное правомочие равноценную компенсацию и денежный выкуп, которые покрывают собой все убытки субъектов правоотношений.

advokat-malov.ru

Изъятие земельных участков в 2018 году: основания, новый порядок и судебная практика

Отобрать имущество у владельца с 2018 года можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Государство или муниципалитет может изъять земли

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения  об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной  защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

Закон об изъятии земель в 2018 году

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию. Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации. Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Новый порядок процедуры изъятия земель

Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

В 2018 году изъятие включает несколько этапов:

  • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
  • поиск правообладателей;
  • вынесение постановления компетентной комиссией;
  • уведомление собственника;
  • подготовка соглашения;
  • отчуждение земли и регистрация перехода права.

Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

Добровольное и принудительное изъятие земель

Процедура предполагает преимущественно добровольный порядок. Изъятию предшествует уведомление собственника о намерении государства или муниципалитета получить в свое владение землю в обмен на компенсацию. Для этого всем собственникам предлагается заключить соглашение, которое предусматривает возмещение денег.

Расчет производится с учетом:

  • рыночной стоимости;
  • цены недвижимости размещенной на земле;
  • упущенной выгоды.

Если стороны не смогли договориться об условиях, применяется механизм принуждения. Условия и порядок перехода права будет определять суд.

Отдельным видом принудительного отъема земли является реквизиция. Она всегда носит принудительный характер и может быть временной или постоянной. Применение реквизиции обоснованно острой необходимостью или чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция имеет иную природу, чем изъятие и осуществляется в особом предусмотренном порядке.

Поиск правообладателей

Прежде чем принять окончательное решение о присвоении земли, органы власти должны отыскать собственников земель и заключить с ними соглашение. Только после этого будет возможно осуществить переход права собственности.

Для поиска владельцев земли заинтересованный орган власти:

  • размещает сведения на районных информационных стендах;
  • объявляет о предстоящем изъятии территории у себя на сайте;
  • направляет запросы в органы Росреестра.

Если сведения в электронных реестрах отсутствуют, поиск осуществляется на основании данных из архивов. Без уведомления владельца земли отнять ее в рамках изъятия нельзя. Органу власти необходимо иметь подтверждение об уведомлении собственников в установленном порядке. В случае если собственников не найдут, заинтересованный орган вправе потребовать перехода собственности через суд. Землевладелец, узнавший об изъятии земельного участка, после завершения процедуры может претендовать только на компенсацию. Если право на землю возникло до 1998 года, доказывание права собственности на землю может быть осложнено отсутствием сведений в базах Росреестра.

Окончательное решение об  изъятии земель

Как только правообладатели найдены и оповещены, заинтересованный в изъятии компетентный орган готовит документы для оформления окончательного решения в форме постановления.

Для вынесения постановления необходимы сведения:

  • о площади и местоположении изымаемых участков;
  • расположенных на земле недвижимых объектах;
  • сведения о документах, инициировавших процедуру.

Постановление об изъятии земель

В течение 2 месяцев компетентный орган готовит постановление об изъятии земельных участков.

Окончательный вариант документа должен содержать:

  • основания изъятия;
  • сведения о владельцах земельных участков;
  • площадь земли;
  • сведения о кадастровых номерах.

Копии постановления направляются заинтересованным органам и землевладельцам.

Компенсация

Выплата за землю формируется с учетом кадастровой стоимости. Если предложенная сумма собственника не устраивает, производится переоценка. В качестве компенсации владелец земли может запросить другой земельный участок, но соразмерный по стоимости.

Судебная практика

Нередко государственные органы нарушают процедуру изъятия земли. Это становится причиной судебного отказа в принудительном изъятии территории.

Чаще всего чиновниками нарушается:

  • процедура принятия решения;
  • порядок извещения владельца земли;
  • порядок проведения оценки.

Если собственник участка хочет потянуть время и не намерен сдаваться без боя, его бдительность поможет в выявлении нарушений в действиях компетентного органа.

Если указать суду на ошибки в процедуре и в ходе рассмотрения дела по существу все подтвердится, собственник имеет право:

  • на восстановление положения существовавшего до нарушения права;
  • отмену акта органа власти;
  • возмещение убытков.

В случае если орган власти произвел процедуру поэтапно, решение будет вынесено в его пользу. 

bigland.ru

Закон об изъятии земельных участков

Земельные участки, принадлежащие гражданам РФ по официальному праву собственности, могут быть конфискованы государством или муниципалитетом. Для этого должен быть актуален веский перечень оснований, которые в свою очередь подтверждаются установленными законодательными нормативами.

В процессе изъятия не имеет значения, кто и на каких основаниях владеет участком земли. В подавляющем большинстве случаев земли изымаются из частной собственности для реализации общественных интересов.

Закон об изъятии земельных участков в 2019 году имеет характерные особенности. Для их досконального понимания следует ознакомиться с важными нюансами, с новым порядком осуществления процедуры, с поиском правообладателей, с составлением постановления, с возможными компенсациями, а также с судебной практикой.

Важные нюансы

Изъятие земельных участков из собственности может производится в добровольном или принудительном порядке. В первом случае между собственником и уполномоченным представителем муниципалитета составляется соглашение о выкупе земельного участка.

Стоит отметить, что в стоимость земельного объекта входят следующие параметры:

В рассматриваемой ситуации основная сложность заключается в определении стоимости участка. Государственные органы берут за основу рыночные показатели, исходя из полученных результатов по факту оценки. Если действующий собственник не согласен с проведенной процедурой, то он может инициировать независимые оценочные мероприятия и назвать свою стоимость.

Правообладатели должны быть в обязательном порядке уведомлены об изъятии земельного участка в течение недели со дня принятия соответствующего решения. Также владельцу передается проект договора о выкупе земли с указанием предлагаемой стоимости.

На изучение всех нюансов может отводиться до 3 месяцев. Передача участка в собственность государства или муниципалитета раньше истечения указанного срока может быть осуществлена только с согласия непосредственного собственника.

Что говорит Закон об изъятии земельных участков в 2019 году

Статья 56.6 действующего Земельного Кодекса РФ содержит в себе исчерпывающую информацию об особенностях изъятия участков под государственные нужды. Соответствующее решение может приниматься в отношении одного или нескольких участков земли. Важно помнить о том, что решение принимается и по отношению ко всем имущественным объектам, располагающимся на конкретной территории.

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

К постановлению об изъятии в каждом конкретном случае прикрепляется специальная схема расположения участка. Органы местного самоуправления, которые участвовали в процессе принятия решения, имеют законные основания для утверждения прочего варианта схемы расположения земли.

Образец постановления об изъятии земельного участка:

Основания

Закон об изъятии земельных участков гласит о том, что владелец может лишиться своей собственности в следующих случаях:

  • при размещении энергетических коммуникаций;
  • при установке оборудования, относящегося к атомной энергетике;
  • при размещении оборонительных военных систем;
  • при организации космической деятельности;
  • в случае прокладывания транспортных развязок.

Стоит отметить, что существуют и прочие обстоятельства, регламентируемые действующим федеральным законодательством. Одним из ключевых условий при изъятии земельных участков считается процедура возмещения, в рамках которой определяется выкупная ценна, определяющаяся с помощью договора между действующим владельцем и государственным учреждением, занимающимся изъятием.

В связи с неиспользованием

Если земля изымается в связи с ненадлежащим использованием, то это делается принудительно в силу того, что владелец, по сути, нарушает нормы законодательства.

Это актуально для следующих случаев:

  • участок предназначается для строительных мероприятий или ведения подсобного хозяйства, но в течение трех лет он никак не использовался;
  • использование земли осуществляется с нарушением законодательных норм, например, если из-за некорректных действий теряется плодородность близлежащих участков или нарушается экология региона;
  • земля используется для хранения химических отходов.

В случае, когда собственник соглашается отдать участок, он практически сразу же реализуется с публичных торгов. В противном случае вопрос решается исключительно в порядке судебного разбирательства.

Для государственных нужд

Решение об изъятии земли для государственных нужд принимается в исключительных ситуациях, перечень которых в полной мере прописан в статье 49 Земельного Кодекса РФ. Выкуп производится органами власти Российской Федерации или представительствами субъектов. Постановление выносится компетентными органами исполнительной власти.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Порядок осуществления операции предусматривает то, что государственные органы договариваются с собственником о сумме выкупа, условиях и остальных нюансах с помощью заключения специального соглашения. При этом правообладатели могут рассчитывать на получение компенсационных выплат по факту потери имущественных ценностей и понесенных убытков.

Изъятый земельный участок может быть заменен на объект недвижимого имущества идентичной ценности. Также гражданам в некоторых случаях предлагается другой участок меньших размеров.

По результатам принудительного изъятия должно в обязательном порядке обеспечиваться равносильное возмещение. В противном случае владелец имеет основания для подачи искового заявления в компетентный суд.

Сроки, сумма и нюанс возмещения определяются в судебном порядке на основании предоставленной документации.

Для муниципальных нужд

Под муниципальными нуждами может пониматься развитие территории, находящейся в подчинении определенного регионального субъекта. Изыматься могут только те участки, в отношении которых было ранее принято компетентное решение о комплексном переустройстве. Для этого должно заключаться специальное соглашение с исполнителями.

Такое решение принимается на основании проектной документации о межевании территории. Постановление об актуальности данного факта пересылается действующему владельцу в течение 7 рабочих дней с момента принятия решения. В случае отказа от заключения договора в установленные сроки земельный участок может быть конфискован на основании судебного постановления. Помимо прочего, суд сам определяет условия изъятия и стоимость выкупа.

Денежные средства перечисляются на известный банковский счет бывшего собственника или остаются на хранении у уполномоченного нотариуса до востребования. Обжалование судебного решения может быть достигнуть только по отношению к параметру о сумме возмещения.

Новый порядок процедуры

Рассматриваемая процедура может быть осуществлена в несколько этапов.

В первую очередь стоит выделить следующие:

  • предупреждение действующего владельца о факте наличия нарушений;
  • принятие мер органами местного самоуправления или государственной власти по изъятию земельных участков;
  • реализация участка в пользу государственного органа – данный этап предусматривает предоставление уведомления о согласии в соответствующий орган;
  • если собственник отказался от продажи своего участка, то представители органа, принявшего решение, должны решить данный вопрос исключительно в порядке судебного разбирательства.

Добровольное или принудительное

Каждому правообладателю в рассматриваемой ситуации будет предложено соглашение о выкупе земли.

В подавляющем большинстве случаев в цену включаются следующие параметры:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость размещенных имущественных объектов;
  • сумма упущенных выгод и затраты на переезд.

Именно цена является наиболее значимым предметом в рамках переговорного процесса – ее определение в некоторых ситуациях может длиться до 3 месяцев. Обычно органы власти осуществляют покупку земли по рыночной стоимости на основании самостоятельной оценки. Конечно, владелец может не согласится с ней и, в соответствии с законодательством, привлечь к процедуре независимую экспертную группу.

Что касается принудительного изъятия, то оно становится актуальным только в тех случаях, когда сторонам не удалось договориться мирным путем. Такое взыскание производится только по решению высших судебных инстанций.

В такой ситуации сумма выкупа определяется компетентными представителями суда. Исковое заявление может быть подано только через три месяца после получения собственником проекта соответствующего соглашения.

Поиск правообладателей

Процедура изъятия земли начинается с выявления граждан, выступающих в качестве действующих собственников. Для этих целей заинтересованный муниципальный орган отправляет запрос в государственный реестр. Если это не дало результатов, то этот запрос передается в архивы или органы государственной власти, где могут храниться данные сведения.

Помимо прочего, поисковая операция организуется путем размещения сообщения на официальном сайте компетентного органа или на городских информационных стендах через 60 дней с момента принятия постановления об изъятии. Это в полной мере регламентируется нормами статьи 56.5 Земельного Кодекса РФ.

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию

Кто принимает окончательное решение

После обнаружения всех лиц, имеющих законные основания на распоряжение участком, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны указываться параметры изымаемых участков, расположенные на них имущественные объекты, а также реквизиты документации, на основании которой осуществляется процедура.

В случае, если соответствующее решение принимается на основе ходатайства, то также должно быть указано наименование организации, подавшей его.

Постановление

Решение об изъятии обычно принимается за два месяца.

Оно в обязательном порядке должно содержать в себе следующие нормы:

  • основания для изъятия участка;
  • лица, у которого изымается участок;
  • площадь земли и актуальные кадастровые номера.

В течение семи дней с момента принятия решения, орган исполнительной власти должен направить в определенные учреждения копию постановления о том, что собственники земли больше не имеют на нее прав.

Компенсация

Для расчета компенсационных выплат необходимо иметь информацию о кадастровой стоимости, которая приближается к рыночному показателю. Зачастую соответствующая цифра получается неопределенной и не удовлетворяет потребности собственника участка. После этого принимается решение о переоценке рыночной стоимости.

Владелец может выбрать два способа для получения выплат – наличными средствами или равноценным земельным участком на другой территории.

Судебная практика

Судебная практика, касающаяся вопросов конфискации участков земли, указывает на факт того, что органы власти лишаются возможности принудительного изъятия земли по причине нарушения установленного порядка.

В большинстве случаев судебные инстанции не удовлетворяют исковые заявления, если не соблюдается порядок, включающий в себя:

  • процесс принятия решения;
  • уведомление собственника;
  • осуществление оценочных мероприятий;
  • заключение соглашения о изъятии;
  • возмещение убытков владельца;
  • регистрация новых прав на собственность.

Стоит отметить, что потерпевшая сторона не сможет восстановить нарушенные права из-за расходования огромного количества бюджетных средств. Это особенно актуально для ситуаций, связанных с самовольным захватом земли.

В соответствии с нормами статей 60-62 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривается эффективный механизм защиты прав собственности, однако реализация норм осложняется именно понесенными бюджетными расходами.

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Статья 62. Возмещение убытков

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

1kvartirka.ru

Порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Поиск Лекций

Прекращение прав на землю

1) По волевому признаку:

· Добровольное

· Принудительное

2) По порядку (способу) прекращения:

· Гражданско-правовой

· Административно-правовой

Прекращение права при отсутствии неправомерных действий

· Наличие государственных или муниципальных нужд (документ территориального планирования)

· Резервирование земельного участка (Акт о резервировании)

Изъятие ЗУ.

«Изъятие земельного участка – совокупность последовательных действий, проводимых в соответствии с законодательством специально уполномоченными исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, направленных на прекращение прав на землю в связи наличием государственных или муниципальных нужд или неправомерных действий правообладателя земельного участка.» (прим. – слайд)

Изъятие ЗУ – способ прекращения или основание прекращения? С 1 марта 2015 года порядок изъятия получил отдельное правовое регулирование. Это административный способ прекращения права. Если брать теорию: право может прекращаться добровольно или принудительно. Добровольный – тут все понятно, нет проблем, нет спора. Принудительный – право на землю может прекращаться как при правомерных действиях и при отсутствии неправомерных действий, так и при нарушении и неправомерных действиях. Рассмотрим изъятие, когда со стороны правообладателя нет никаких нарушений, он не желает прекратить право, он наоборот намерен продолжать использование ЗУ для тех целей, с которыми участок был предоставлен. Поэтому изъятие как административный способ прекращения права при отсутствии неправомерных действий со стороны правообладателя ЗУ будь то собственник, будь то обладатель права постоянного бессрочного пользования, будь то обладатель пожизненного наследия, будь то со стороны обладателя безвозмездного пользования или же со стороны арендатора.

Изъятие ЗУ — способ или основание? До 1 марта я бы сказала, что это все-таки способ прекращения, предусматривающий особый порядок при наличии гос. нужд. После 1 марта такой вывод следует из специальной главы 7.1 ЗК. Кроме того, ст. 26 ФЗ “О внесении изменений в ЗК и отдельные законодательные акты РФ” от 31.12.2014 года № 499-ФЗ. Эту статью также как ст.34 прочитать. Посвящена особому регулированию отношений при изъятии при отсутствии неправомерных действий со стороны обладателя права. 10.12.2015 вышел обзор судебной практике по делам с изъятием гос. или муниципальных нужд ЗУ в целях размещения объектов транспорта для отдельных правоотношений. Обзор утвержден ВС РФ 10.12.2015[1] года и содержит нормы разъясняющие правоприменительную практику главы 7.1.

Изъятие – основание прекращения. Это всегда проблема и этот вопрос риторический. Смотрите, у меня есть ЗУ, на нем жилой дом, разбит сад, гараж стоит, куча различных вспомогательных построек и там живет кто-то и в гараже кто-то там живет. Я осуществляю свои права пользования, живу там. ЗУ – это часть населенного пункта, часть городской территории. Как использовать городскую территорию решает орган публичной власти. Значит я, будучи собственником ЗУ, в общем-то нахожусь в другом измерении, если хотите. Публичные отношения, отношения по порядку использования ЗУ – это не моя сфера и влиять я на нее не могу. Или все-таки могу? Поэтому изъятие – действие в рамках полномочий суверена относительно обладателя права, в том числе и собственника. И вот в этом всегда была проблема! Потому что, если мы говорим, что изъятие – это основание прекращения права, значит мы предполагаем, что есть решение органа публичной власти наделенного правом применительно к собственности – принимать решение относительно судьбы этого объекта. То есть он может решить, что его не будет, а будет дорога.

Второй момент: решение органа публичной власти, наделенного законом полномочиями, это некий компромисс и принятого в порядке, установленном законом. Но по сути решение о изменении правовой судьбы этого объекта. Если речь идет ЗУ, на котором расположен дом и который полностью либо на 2/3 попадает в зону прокладки допустим автомобильной дороги. Возникает вопрос: кто может принять такое решение? Какое я имею участие в этом? Могу ли я поучаствовать в этом? Могу ли я изменить это? Или же все-таки мои интересы имеют меньший интерес по сравнению с публичными? Следовательно, возникает вопрос конкуренции интересов частного и публичного, конкуренция публичного, регионального, муниципального и федерального интересов. Потому что в случае последнего – снесут без вариантов, особенно если это в интересах обороны. В случае среднего субъекта – регионального могут как правило. В случае муниципального интереса может быть могут. А вот конкуренция частного публичного здесь на мой взгляд большой вопрос. Право собственника – владеть, пользоваться и распоряжаться своим ЗУ, при чем в интересах пп.11 п.1 ст.1 принципы ЗЗ: сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование, использование и охрана земель осуществляется в интересах всего общества и законных интересов граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему ЗУ.

Если говорить о конкуренции интересов, что имеет приоритет – частный или публичный. Пп.4 п.1 ст.1 – участие граждан в решении вопроса их прав на землю, то есть граждане имеют право принимать участие в подготовке таких решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель. Если говорить о том, что речь идет о публичном интересе, то здесь ГрК ст.1 пп.3 обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности. Приоритет публичных интересов просматривается, поэтому на мой взгляд эта проблема правовой природы изъятия понимая, как те последствия, которые имеют место быть для участников правоотношений. На сегодняшний день законодатель сказал: все ребята, это порядок, это процедура.

2 лекция.

Порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Итак, если посмотреть на процедуру, а если точнее – на последовательность мероприятий в процедуре изъятия, то нужно выделить следующие действия, юридические значимые, опуская чисто организационные, что получается? У меня есть ЗУ, он находится у меня в собственности, на участке дом с иным имуществом. Законодатель, регулируя порядок изъятия, устанавливает следующие мероприятия: инициирование изъятия начинается с ходатайства, причем в законодательстве устанавливаются требования к этому ходатайству. Здесь обратите внимание на приказ Минэкономразвития от 23 апреля 2015 года №250[2]. Законодатель предполагает, что инициатива может исходить как от органов публичной власти, так и от частного лица. Причем перечень организаций, которые имеют право обратиться с ходатайством, установлен Правительством, и 6 мая 2012 года Правительство приняло постановление (прим. – я не нашел L), в котором принят критерий организации – либо естественная монополия, либо уполномоченная федеральным законодательством, либо являющиеся недропользователями организации могут обратиться с ходатайством, но относительно изъятия земельного участка для расположения объекта, указанного в этом постановлении правительства. Далее идет подготовительная работа, причем эта подготовительная работа включает как организационно-правовые мероприятия публичного характера, так и частного характера.

Вторые связаны с выявлением правообладателей, а публичного характера организационно-правовые работы связаны с принятием документов территориального планирования. У нас есть понятие государственная нужда, а где она может быть зафиксирована, определена? Каким актом подтверждается наличие государственной или муниципальной нужды? Законодатель устанавливает, что таким актом является документ территориального планирования. Документом территориального планирования являются, это нормы ГрК, схемы территориального планирования РФ, субъекта РФ, муниципального образования, либо документом территориального планирования является генеральный план поселения или городского округа. Поэтому публично-правовая форма закрепления публичных нужда – это принятие документа территориального планирования.

ГрК регулирует порядок принятия документов территориального планирования, подготовку, согласование и принятие таких документов. В частности, в главе 3 ГрК вы можете найти статьи, посвященные подготовке, согласованию документа территориального планирования РФ, субъекта РФ, муниципального образования или для сельского поселения и городского округа порядок подготовки генерального плана. Вот в этих документах закрепляется публичная нужда. Каким образом? Через определение территории зоны планируемой для размещения объекта, будь то линейный объект, будь то электростанция, будь то инфраструктура объекта транспорта (железнодорожного, автомобильного), всех объектов, указанные в постановлении правительства и ст. 49 ГрК.

Документ территориального планирования. Здесь нужно знать, что на этом этапе (этап публичного слушания) правообладатель изымаемой недвижимости может, во-первых, узнать об этом, а, во-вторых, участвовать в обсуждении этого вопроса. Норма в ГрК сформулирована таким образом, что его слово последнее. Но знание этого факта он получает. Это очень важный момент. Законодатель в данной ситуации учитывает приоритет публичных нужд над частными и говорит: нет, твое слово – последнее, но имей в виду – предполагается изъятие. Да, законодатель позволяет правообладателю недвижимости участвовать в обсуждении, представлять свои возражения, причем привлекать к оценке этого факта экспертов, за свой счет, понятно. Поэтому может быть представлено заключение академика архитектуры по оценке проектной возможности прокладки магистрали здесь, а не вон там. И это право собственника недвижимости – представить такое заключение в орган публичной власти. Орган публичной власти не обязан его принимать, но сам факт информирования о своих интересах, сам факт и форма информирования о том, каким образом правообладатель видит, что это решение нарушает его права, уже имеет значение для будущей процедуры защиты в суде.

С подготовкой, обсуждением и принятием документа территориального планирования имеют какое значение? Во-первых, в документе территориального планирования фиксируется тот факт, что есть государственная или муниципальная нужда, второй момент – через процедуру публичных слушаний заинтересованное лицо получает информацию о намерениях органа публичной власти каким-то образом решить судьбу этого земельного участка. Вспомните ст.37 ЗК – продавец обязан информировать покупателя о всех планируемых решениях относительно земельного участка. Так вот если проведены публичные слушания, а публичные слушания – это информирование о вынесении на обсуждение документа территориального планирования. Информационное сообщение вывешивается в местах публичного скопления людей, публикуется в СМИ, являющиеся официальным источником официального опубликования нормативно-правовых актов органа местного самоуправления, либо для законов и нормативно-правовых актов субъекта РФ, либо для законов РФ. Есть опубликование в газете – выписываете вы ее или нет – органы публичной власти это не волнует. Это обязанность правообладателя – действовать с определенной мерой внимательности и осмотрительности при защите прав. На этом этапе, таким образом, можно получить информацию и документ фиксирует наличие нужды.

После подачи ходатайства в орган публичной власти, заинтересованное лицо либо, если процедуру изъятия инициирует орган публичной власти, то определяется какое-то бюджетное учреждение, которое занимается выявлением лиц, заинтересованных. Кто такие лица? Это правообладатели объектов недвижимости, расположенных на изымаемой территории. Вот здесь законодатель с 01 марта 2015 года пошел кардинальным путем, внеся существенные изменения. Эти нормы стимулируют оформление документов о правах по действующему законодательству. В законе сказано так: есть срок 60 дней на выявление всех этих вещей, либо лицо, подавшее ходатайство, либо уполномоченное исполнительным органом государственной власти юридическое лицо занимается выявлением. Что такое выявление? Во-первых, это запрос в реестр о правах, о земельных участках. Реестр о правах – это единый государственный реестр прав. Реестр об участках – это кадастр недвижимости. Запрашивается информация о чем? Какие земельные участки зарегистрированы на изымаемой территории, какие права на какие объекты зарегистрированы на изымаемой территории и зарегистрированы ли вообще.

Далее, получив перечень лиц, чьи права зарегистрированы, а здесь внимание – по тому адресу, который указан правообладателем при государственной регистрации права и при кадастровом учете земельного участка, по тому адресу и направляется уведомление. Поэтому, если вы имеете земельный участок в Тмутаракани, указываете адрес, как с вами связаться, потому что, если адрес совпадает с участком в Тмутаракани, в Тмутаракань и придет письмо. Закон устанавливает срок для ответа – 5 дней. В течение этого срока вы обязаны информировать о том, что вы либо возражаете, либо какие-то мысли имеете по поводу цены (кадастровая оценка либо рыночная цена, как правильно применяется рыночная оценка). Орган публичной власти, проверяя вас, проводит и оценку недвижимости, рыночную оценку. Если есть государственная нужда и, может быть, специальная норма закона, закрепляющая, что выкуп производится по кадастровой оценке. Здесь возникает вопрос даты – на дату принятия решения об изъятии.

Для ЗУ имеет значение вид разрешенного использования земельного участка. Здесь, пожалуйста, когда принимается решение об изъятии участка под ИЖС, изымается земельный участок и он меняет вид использования и он становится участком для прокладки магистрали. Так вот оценивается исходя извида разрешенного использования на момент изъятия, то есть как для жилого дома оценивается, а не как для постройки дорог. Вид разрешенного использования, который применяется для оценки – это тот вид разрешенного использования, который был у правообладателя на момент принятия решения.

Соответственно, оцениваетсяпо рыночной стоимости и ЗУ, и расположенное на земельном участке имущество (тут какая-то тварь шуршит и ничего не слышно), статья 26 закона от 31 декабря 2014 года №499 «О внесении изменений в земельный кодекс» определяет, регулирует, в том числе, и порядок возмещения вреда при изъятии земельного участка. И здесь начинается очень интересная ситуация: имеет значение, зарегистрировано ли в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество ваше право собственности. И в зависимости от того, зарегистрировано или нет, определяется и возмещение вреда, если права не зарегистрированы, то оценивается как аренда, если права зарегистрированы, то оценивается рыночная стоимость, вид разрешенного использования учитывается при оценке как вид разрешенного использования на дату принятия решения об изъятии. А если не зарегистрировано право, то увы и ах. Если у вас зарегистрировано право ПНВ на ЗУ, но не зарегистрировано право на дом, закон выделяет тоже такой порядок – это все в главе 7.1. В случае, если у вас фактическое землепользование, а это право собственности на объекты недвижимости, которое возникло до 1991 года, это фактическое землепользование. В этом случае используются некие, скажем так, льготы, послабления, тут все равно рыночная стоимость.

При этом если у вас документы оформлены по действовавшему ранее законодательству— вы фактический землепользователь, вы не обязаны снова платить за оформление своих прав. Ст. 26 ФЗ от 31 декабря 2014 года + глава 7.1. Изымаемый земельный участок должен быть образован или сформирован и здесь, в плане правил образования, законодатель устанавливает те документы, в которых и определяется земельный участок как индивидуально-определённая вещь. Это может быть проект планировки и проект межевания, принятый с учетом схемы территориального планирования, генерального плана, в которых выделена зона, планируемая для изъятия в связи с прокладкой автомобильной дороги.

Проект межевания, проект планировки – это документы, в которых определяются границы вашего участка. Вид разрешенного использования все равно будет ИЖС, но участок уже будет числиться на этом плане. Вполне может быть, что под изъятие может попасть ЗУ, который до 01 марта 2015 года был предоставлен по процедуре предварительного согласования предоставления, тогда эта процедура называлась «предварительное согласование места размещения объекта». И в этом случае составлялся акт выбора земельного участка. Так вот такой участок тоже может попадать под изъятие. И вот в этом случае информация по границам, размере этого земельного участка берется по акту выбора земельного участка. Права лиц, получивших земельный участок по процедуре предварительного согласования предоставления, ранее называвшейся предварительное согласование места размещения объекта, указаны в ст.34 «О внесении изменений в Земельный кодекс» 171-ФЗ от 23 июля 2014 года. Там сказано следующее: в случае, если начата эта процедура, она должна продолжаться, и у правообладателя такого участка есть права на период действия решения (3 года), так вот до 01 января 2018 года они имеют право на земельный участок. В случае возмещения за ЗУ, предоставленный по такой процедуре, в ст.26 ФЗ №499 четко указано, на что имеет право правообладатель такого ЗУ.

Вот эта процедура она, в принципе, мало чем отличается, может быть только тем, что решение об изъятии действует не более трех лет после утверждения проекта планировки. Предположим, есть ЗУ с домом, гаражом, хоз.постройками. Если права были зарегистрированы и на ЗУ, и на дом, то в этом случае есть право на защиту от изъятия, потому что есть конституционные права и можно доказать при совокупности определённых условий, привлекая за свой счет экспертные организации, обосновать целесообразность или нецелесообразность прокладки этой магистрали. Здесь ситуация такая: с федералами спорить бесполезно, с региональными спорить малополезно, а вот с муниципалами можно побороться.

Поэтому, если говорить о перечне лиц, которые подали ходатайство, с естественными монополиями тягаться практически невозможно, но можно попробовать. Что касается организаций, уполномоченных федеральными законами по части автомобильной дороги, опять-таки, федеральная автомобильная дорога по любому пройдет. Действия по выявлению правообладателей выявлены на то, чтобы выяснить, зарегистрированы у меня права или нет. Если у меня права зарегистрированы, я более защищена и сдвинуть меня можно только при компенсации, а вот если у меня права не зарегистрированы, то тут имеет значение, насколько они у меня документально оформлены в соответствии с законодательством, потому что, если есть документы о правах, оформленных в соответствии с законодательством, действовавшим на дату возникновения моего права, то я тогда приравнена к собственникам, чьи права зарегистрированы по новым правилам. Почему?

Меня защищает принцип устойчивости землепользования и ст.26 499 закона содержит правило, защищающее меня именно по этой части. Там есть пункты, касающиеся именно этой ситуации. Если документов о правах и на дом нет, то здесь человек не защищен и речь идет только о социальной защите, поэтому единственное, на что будет право – это встать на учет по нуждаемости о получении какого-то социального жилья, тогда может не быть компенсации. Если человек – фактический землепользователь, вступил в право через наследство, есть решение суда или через суд можно признать, что вступил в право наследства, то лицо автоматически переходит в категорию лиц, права которых зарегистрированы и оформлены надлежащим образом, поэтому законодатель через процедуру изъятия также включает нормы, стимулирующие в добровольно-принудительном порядке оформить документы о правах на земельные участки и объекты недвижимости на них. Тогда есть вероятность получить компенсацию, потому что возмездность – это основной принцип изъятия. В принципе, нормы, касающиеся возможности обращения в суд, это норы ГК, если не может быть достигнуто соглашение, то изъятие будет в судебном порядке. Таким образом, можно сформулировать примерно такие правила изъятия:

1) изъятие производится на основании документов территориального планирования и документов по планировки территории (это основное правило). И если вам направляется извещение об изъятии земельного участка, тот вы всегда имеете право на то, чтобы увидеть документ, подтверждающий наличие государственных нужд. Нужно обратиться с заявлением в орган градостроительства и архитектуры или орган, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительное деятельности, получаете информацию, что же там на самом деле есть.

2) зависимость порядка изъятия от записи в ЕГРП и записи в кадастре о ЗУ. Так вот упрощенный порядок изъятия при отсутствии сведений о правах. Орган исполнительной власти имеет право, если хотите в упрощенном порядке изъять земельный участок). Если право зарегистрировано в ЕГРП, а участок изымается, то орган исполнительной власти в этом случае направляет его (решение наверное) в регистрирующий орган, мне, а если не получается – в суд. Если же мои права не зарегистрированы, исполнительный орган гос власти решение об изъятии направляет в налоговый орган, подает заявление в регистрационные орган о регистрации права собственности на этот участок, чтобы начать дальнейшую процедуру по изъятию.

3) не может быть изъят участок свободный (без недвижимости и не предоставленный никому). Потому что он и так находится в государственной собственности и его нужно просто предоставить для конкретных государственных нужд, это будет уже не изъятие.

Момент прекращения права при изъятии зависит от регистрации прав на земельный участок в ЕГРП. С момента внесения записи о переходе права и с момента внесения записи о регистрации права публичной собственности. То есть, если права не зарегистрированы, в налоговый орган направляется решение об изъятии, а в регистрационный орган подается заявление о регистрации публичной собственности. Нужно прочитать главу 7.1 и найти подтверждение сказанному.

Правообладателю недвижимости, у которого права не зарегистрированы, закон предоставляет пять дней для того, чтобы представить в орган исполнительной власти те документы, которые у него есть. Если он расписался на уведомлении и в течение пяти дней ничего не предоставил, то будет прекращение права. А если направили уведомление, а лица по этому адресу нет, его никто не будет объявлять в федеральный розыск. Не пришел в течение пяти дней – твои проблемы. Необходимо сообщать сведения о контактах в регистрационные системы. В этом случае вы будете защищены от неполучения информации. Если будет доказано, что в регистрационной системе вы оставили контакты, а по этому адресу вам ничего не пришло, а пришло по адресу земельного участка, то тогда можно оспорить. Поэтому все, что делает собственник информирования о себе, имеет правовое значение. Основная обязанность собственника – это не нарушать права других. И первая обязанность собственника – это знать свои права.

Это все, что важно в части изъятия земельного участка, как способа прекращения права при отсутствии неправомерных действий. Это административный способ прекращения права, он может быть, как добровольным, так и принудительным(принудительный – в судебном порядке). Лицам, не информировавшим в срок, установленный законом, о наличии у них надлежащим образом оформленных документов, может быть упрощен порядок прекращения их права. Их право не прекратится, просто будет зарегистрировано право публичной собственности на этот ЗУ, а по закону о государственной регистрации регистрационная запись является единым доказательством существования права, и в этом случае лицо, извещенное и не явившееся, должно будет избирать соответствующий образ защиты, без юриста, если само лицо не обладает юридическими знаниями, это сделать будет проблематично. Относительно способов защиты права собственности, это курс магистерский. В этом случае закон позволяет на незарегистрированное право наложить лапу публичную, а публичная снимается очень сложно, если ее вообще возможно снять. Это даже не лапка, это лапа. В ЗК главу про основания прекращения права читать, излагать нормы ЗК излишне, надо читать. Особенности как раз в изъятии, они самые важные.

Прим. далее идет другая тема, а в слайдах есть и про изъятие вследствие неправомерных действий. Они будут ниже:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



poisk-ru.ru

Изъятие части частного земельного участка для муниципальных нужд. — Вопросы и ответы

Процедура изъятия части частного земельного участка для муниципальных нужд.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд регламентирован положениями главы VII.1. Земельного кодекса РФ.

 

Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

— для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;

— для создания или расширения особо охраняемой природной территории;

— для выполнения международного договора;

— для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

— после признания аварийного состояния многоквартирного дома.

 

Необходимо отметить, в Земельном кодексе отсутствуют положения, допускающие возможность изъятия части земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

 

В связи с чем, при наличии оснований для принятия решения об изъятии части частного земельного участка, необходимо проработать вопрос о возможности раздела земельного участка, находящегося в частной собственности. В дальнейшем рассмотреть возможность принятия решения об изъятии.  Другой вариант:  проработать вопрос о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданину или юридическому лицу.

 

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными о

rkc56.ru

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие земли для муниципальных нужд, порядок и основания изъятия, основные проблемы процедуры

4678

Основания для изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд. Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в ст. 49, 56 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ. На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен Постановлением Правительства РФ № 442 от 06.05.2015 г.

Постановление об изъятии земельного участка

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.

В случае неудовлетворения размером компенсации, собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел. В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.

Последствия изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.

Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Пример по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих. Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства. Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
  2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
  3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
  4. Выплата компенсации за землю.
  5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги. Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?

Ответ: Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения. Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.

Список законов

 

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

zk-expert.ru

О порядке изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд по новым правилам

Новый порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд

С 1 апреля 2015 г. в действующее законодательство были внесены изменения, установившие, по существу, новый порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. Данные изменения были внесены в Земельный кодекс PФ (далее — ЗК РФ) и Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) Федеральным закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Теперь в ст. 279 ГК РФ прямо прописаны последствия изъятия земельного участка. Так, в пункте 2 указанной статьи прямо закрепляется правило, в cooтветствии с которым в результате изъятия земельного участка осуществляются:

  •  прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
  •  прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного  наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
  • досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Сама процедура изъятия также подверглась значительным изменениям, в т. ч. более подробной регламентации. Такую процедуру можно условно разде­лить на несколько этапов. Не все эти этапы в зависимости от конкретной ситуа­ции будут иметь место, но тем не менее общий алгоритм изъятия можно условно разделить на шесть этапов.

Первый этап

Первый этап связан с возникновением оснований для изъятия земельных участков.

Изъятие происходит для государственных и муниципальных нужд в связи с необходимостью размещения объектов, соответственно, федерального, регио­нального или местного значения на основании решения уполномоченного органа. Нововведением действующего законодательства является правило, согласно ко­торому соответствующее решение об изъятии может быть принято на основании ходатайства, поданного в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления следующими организациями:

  • являющимися субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов ре­гионального значения;
  • уполномоченными в соответствии с нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации, субъектов РФ, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашения­ми либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обе­спечения которой в соответствии со ст. 49 ЗК РФ осуществляется изъятие земель­ного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • являющимися недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в т. ч. осуществляемых за счет средств недропользователей.

Перечень таких организаций определен постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд». С ходатайством об изъятии вправе обратиться также государственный орган в случае, например, изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионально­го значения, строительство которых планируется полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, госу­дарственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвести­ционной программой.

Судьба ходатайства должна быть разрешена в тридцатидневный срок. При этом уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправ­ления в указанный срок, в зависимости от соблюдения заявителем требуемых для изъятия участка условий, принимает решение либо о направлении запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое  имущество и сделок с ним, в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, либо об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии.

Второй этап

Второй этап связан с выявлением лиц, являющихся правообладателями земельных участков, подлежащих изъятию для государственных или муниципалы нужд, а также их уведомлением.

Согласно ст. 56.5 ЗК РФ в случае получения из органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об  отсутствии сведений о зарегистрированных правах на земельный участок уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны:

  • запросить сведения об имеющихся правах на земельные участки в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков;
  • обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в информационной телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • обеспечить размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков, которое должно содержать сведения об изъятии, на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.

Заинтересованные лица (собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники располо­женных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах) могут подать соответствующие заявления об учете их прав в течение шестидесяти дней с момента опубликования информации. Основная цель данных действий -информирование уполномоченных органов о своих правах на основании представ­ленных правоустанавливающих документов, а также сообщении действительных контактов для связи.

Третий этап

Третий этап связан непосредственно с принятием решения об изъятии.

В течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган должен опубликовать его по месту нахождения изымаемых земельных участков в порядке, установленном для опубликования муниципальных норма­тивных актов, а также разместить на своем официальном сайте.

Кроме того, копии решения об изъятии должны быть направлены правооб­ладателям изымаемых участков и расположенных на соответствующих участках объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ). Копия решения об изъятии направ­ляется письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости.

В случае если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат рас­положенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.

Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме.

При отсутствии каких бы то ни было адресов, отправка уведомлений не про­исходит.

Необходимо отметить, что в редакции ЗК РФ, действовавшей до 1 апреля 2015 г., возможность изъятия земельного участка напрямую увязывалась с уве­домлением правообладателя. Изъять участок можно было не ранее чем через год после уведомления. Теперь, в связи с отменой этой гарантии, можно говорить о том, что введена так называемая презумпция осведомленности правооблада­теля о планируемом изъятии земельного участка, а срок, являвшийся важной гарантией соблюдения прав правообладателей, оказался урезанным в шесть раз.

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.

В случае если права на земельный участок были зарегистрированы, решение подлежит регистрации в ЕГРП, что напрямую следует из положений п. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ). Данное решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев со дня, когда правообладателю стало известно о принятии такого решения. 

Четвертый этап

Четвертый этап связан с определением размера возмещения в связи с изъ- ятием земельного участка.

Статьей 281 ГК РФ предусмотрено, что при определении размера возмеще­ния при изъятии земельного участка для государственных или муниципальньх  нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право соб­ственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в т. ч. упущенная выгода, определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае если одновременно с изъятием земельного участка для государствен ных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имуще­ство включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или му­ниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

ЗК РФ устанавливает основные правила определения размера возмеще­ния за изымаемый земельный участок. В соответствии с ними рыночная стои­мость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъ­ятии земельного участка.

Альтернативой денежному возмещению является предоставление право­обладателю иного участка и (или) объекта недвижимости. Такая альтернатива может быть использована только при наличии согласия лица, у которого изыма­ется земельный участок.

Пятый этап

Пятым этапом является направление правообладателю соглашения об изъ­ятии с последующим его заключением. Соглашение об изъятии недвижи­мости для государственных или муниципальных нужд содержит следующую информацию:

  • наименования лиц, являющихся сторонами соглашения об изъятии недвижимости;
  • кадастровые номера земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, которые подлежат изъятию, или в случае отсутствия кадастровых номеров зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства их условные номера, присвоенные в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ, а при отсутствии условных номеров иное описание этих зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства;
  • цель изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд;
  • реквизиты решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • указание прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые прекращаются и (или) возникают на основании соглашения об изъятии недвижимости;
  • срок передачи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию. При этом срок указанной передачи не может превышать шесть месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости;
  • размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости;
  • указание на сооружения (в т. ч. сооружения, строительство которых не завершено), изъятие которых в соответствии с решением об изъятии не осуществляется, а также право, на котором собственник такого сооружения или лицо, которому такое сооружение принадлежит на иных правах, вправе использовать подлежащий изъятию земельный участок;
  • указание на сервитуты, которые установлены в отношении земельного участка, подлежащего изъятию, и в соответствии с решением об изъятии подлежат сохранению.

К такому соглашению применяются правила ГК РФ, регламентирующие вопросы купли-продажи, если предполагается денежная компенсация, либо мены, если выбран альтернативный способ компенсации — предоставление взамен изымаемого равноценного земельного участка либо объекта недвижимости.

Порядок заключения соглашения подробно расписан в ст. 56.10 ЗК РФ. В частности, проект соглашения направляется по известному адресу правообладателя. В качестве подтверждения получения проекта рассматривается не только, собственно, фактическое получение письма адресатом, но и факт его возврата отправителю в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

При этом действующее законодательство не предполагает обязанности уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления рассматривать предлагаемые изменения к соглашению, в случае если таковые заявлены. Они могут быть рассмотрены и учтены, но только в общем гражданско-правовом порядке согласования условий договора, а не как императивная обязанность органов публичной власти. 

 Шестой этап

В случае отказа от подписания соглашения, каковым является и фактическое бездействие, можно говорить о начале шестого этапа изъятия земельной участка, а именно о его принудительном изъятии.

Если правообладатель не представил подписанное соглашение об изъятии в течение 90 дней со дня получения проекта, то уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном изъятии участка и (или) расположении на нем объектов недвижимости.

Соответствующее требование может быть предъявлено в суд в течение трех лет с момента принятия решения об изъятии.

Обоснованные возражения относительно предъявленных требований могут быть заявлены правообладателем в рамках встречного иска.

Вступившее в законную силу решение суда об изъятии является основание» для наступления правовых последствий, аналогичных последствиям, указанным в ст. 279 ГК РФ, наступающим в случае принятия решения об изъятии.

По материалам журнала «Практика муниципального управления»

cmokhv.ru

alexxlab

*

*

Top