Чем отличается казенное предприятие от унитарного
Действующим законодательством РФ определены два вида унитарных предприятий:
- Имеющие право самостоятельного хозяйственного ведения.
- Имеющие право оперативного управления, или казенные.
Казенные предприятия предназначены заниматься производством ограниченно оборотоспособной продукции, связанной с военными нуждами, а также продукции для нужд федеральных и публичных организаций, обеспечения безопасности страны и ее стратегических интересов. Их деятельность сочетается с активной коммерческой деятельностью, хотя они имеют весьма ограниченные права на имущество, которое было передано собственником-учредителем.
Отличия казенных предприятий
Казенное предприятие свою деятельность осуществляет на основании утверждаемой собственником сметы доходов и расходов. Это требует строго целевого, а не самостоятельного, как у простого унитарного предприятия, характера использования имеющегося имущества. Ему доводятся заказы собственника, которые необходимо обязательно выполнить, это может быть поставка товаров, оказание различных услуг или проведение работ, которые обеспечивают деятельность государственных и муниципальных органов. Учредитель наделен правом изымать лишнее и неиспользованное имущество, и если оно используется не по назначению.
Правовая ответственность казенных предприятий
Так как казенные предприятия не имеют своего имущества, учредители несут полную субсидиарную ответственность по их долгам, с унитарными предприятиями это не происходит (кроме случаев их банкротства). Объявить банкротство казенного предприятия не является возможным, чего нельзя сказать об унитарном, которое может стать банкротом. От коммерческих предприятий казенные предприятия отличаются отсутствием уставного фонда.
Только собственник вправе наделить его имуществом для ведения хозяйственной деятельности, только он может решать вопросы, связанные с уменьшением или увеличением размера фонда. Казенные предприятия не так давно могли создаваться на базе имеющегося федерального имущества и должны были обеспечивать федеральные нужды. Принятый Закон об унитарных предприятиях разрешает создавать данные предприятия и другим собственникам, что способствует увеличению их числа.
Имущество казенных предприятий
Унитарные предприятия отличаются прежде всего объемом правомочий относительно имущества, которым их наделяют учредители-собственники, ведь право в отношении оперативного управления казенным предприятием имеет более узкие рамки относительно своего содержания, тем самым отличаясь от простого унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения. Поэтому, совершение казенным предприятием сделок относительно распоряжения имуществом невозможно без получения согласия собственника.
Кем и зачем создаются казенные предприятия
Казенные предприятия занимаются производством продукции, оказанием услуг, выполняют различные работы. Они осуществляют коммерческую и хозяйственную деятельность на основании бюджетных средств, выделяемых федеральной казной. Унитарные предприятия создает Правительство РФ, они формируются на базе имеющегося имущества, которое является федеральной собственностью. Правительством утверждается также Устав предприятия, который является его главным учредительным документом.
Казенные предприятия предназначены решать конкретные задачи, и создаются чаще всего на базе реорганизованных федеральных предприятий. В них сохраняются все нормы трудового законодательства, которые запрещают сокращать рабочие места, передавать имущество другим организациям, увольнять сотрудников и отказывать в приеме на работу работников реорганизованного предприятия. Только собственник наделен правом отчуждать и распоряжаться имуществом, закрепленным за предприятием.
Управление унитарными предприятиями
Казенные предприятия могут создаваться лишь на основании решения Правительства, а унитарные с правом хозяйственного ведения создаются на основании решений уполномоченных на эти действия государственных структур, это право имеют также органы местного самоуправления. Это является главной и отличительной особенностью права по хозяйственному ведению и оперативному управлению данными предприятиями. Осуществляет руководство казенным предприятием директор, назначенный федеральным органом российского правительства.
Все обязательства казенных предприятий по субсидиарной ответственности по имеющимся обязательствам несет Правительство РФ. Именно государство берет на себя все риски, которые связаны с деятельностью предприятий и лишь оно отвечает своим имуществом за их долги. Оно предоставляет для данных субъектов максимально возможный объем правомочий, и лишь оно вправе осуществить реорганизацию или ликвидацию казенного предприятия.
vchemraznica.ru
Отличия муниципальных унитарных предприятий от предприятий других форм собственности
Имущество неделимо, не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. Создаются для осуществления определенных видов деятельности. Обладают специальной правоспособностью. Имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (МУП — создается по решению уполномоченного муниципального органа) или оперативного управления (казенные предприятия- создается по решению Правительства РФ). Собственник назначает директора МУПа. Унитарное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. Недвижимым имуществом вправе распоряжаться только с согласия собственника. Решение о продаже неиспользуемого имущества принимает собственник имущества. Нельзя за счёт имущества УП покрывать дефицит бюджета. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Объективные причины существования и проблемы функционирования предприятий муниципальной формы собственности.
Причины: унитарное предприятие создаются только в тех областях, где другие формы организации бизнеса неэффективны.
использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации;
осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Поскольку УП создается правительством или органами местного самоуправления, то коммерческий интерес в нем может не иметь доминирующего значения. Такое предприятие чаще всего является выразителем общественного интереса;
УП более стабильно, нежели частные предпринимательские структуры. Это обстоятельство вызвано тем, что, во-первых, унитарные предприятия функционируют в специальных сферах коммерческой деятельности, где конкуренция менее остра, и, во-вторых, в связи с постоянным контролем и поддержкой со стороны государства внезапное банкротство им, как правило, не грозит;
Наемный персонал УП чувствует себя зачастую более комфортно в плане предсказуемости дальнейшей деятельности предприятия (так как работа его связана с меньшим риском). Работа на таком предприятии предпочтительнее для людей, которые получают небольшой, но стабильный заработок.
Проблемы:Муниципальная форма собственности менее экономически эффективна, нежели частная. Стабильность в оплате труда угнетает стимулы для творческой инициативы, коммерческого интереса и риска, повышения производительности труда; Государственная форма собственности провоцирует бюрократизм в управлении унитарным предприятием, создает почву для уравниловки и разворовывания имущества предприятия; Персонал унитарного предприятия часто стремится использовать имущество предприятия в целях личной наживы.
Особенности экономико-правового статуса муниципальных унитарных предприятий
Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом РФ и специальным Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Особенности правового статуса унитарных предприятий нередко позволяют рассматривать их отдельно от иных организационно- правовых форм юридических лиц. В законодательной систематизации российского гражданского права данный вид коммерческих организаций – несобственников — занимает последнее место. В юридической литературе справедливо отмечается, что с точки зрения обычного хозяйственного оборота такая конструкция является несовершенной, поскольку участниками оборота должны являться собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом. В данном же случае в обороте участвуют лица, не обладающие всеми полномочиями по распоряжению имуществом в полном объеме, а полномочия собственника этого имущества, в свою очередь, ограничены законодательством.
В отличие от ранее действующих правовых актов, предусматривающих основания создания унитарных предприятий, государственные или муниципальные унитарные предприятия не могут быть созданы для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств. Для такой деятельности могут создаваться только казенные предприятия.
Характеристика муниципального предприятия как унитарного предприятия, как коммерческого предприятия. Муниципальное предприятия – предприятие, созданное на базе муниципальной (общественной) собственности.
Принцип унитарности МП. Отличительной чертой государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее – унитарное предприятие) от иных организационно-правовых форм коммерческих организаций является принцип унитарности. Суть этого принципа заключается в том, что создаваемое унитарное предприятие не является собственником имущества, право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество сохраняется за единственным учредителем. Имущество, уставный фонд такого юридического лица являются неделимыми, их нельзя распределить, в том числе между работниками, по долям, паям, вкладам и т.д.
Особенности МП как коммерческих предприятий. МУПы относятся к числу коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако данная классификация менее всего подходит для характеристики деятельности муниципальных предприятий, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения.
В литературе встречаются предположения о том, что унитарные предприятия нельзя отнести к коммерческим организациям, потому что они:
не преследуют цели извлечения прибыли в качестве основной;
не имеют права собственности на имущество;
действуют в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника;
их образование и ликвидация зависят от воли собственника.
Как правило, главной целью создания и функционирования муниципальных унитарных предприятий является не извлечение прибыли, а удовлетворение общественных потребностей, достижение политических целей, решение вопросов, которые требуют непосредственного государственного регулирования.
(?) Необходимость создания муниципальных предприятий как коммерческих предприятий
(?) Особенности муниципальных предприятий как общественных предприятий
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Чем отличается казенное предприятие от унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения?
Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения– это предприятие, которое создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления.
Особенности унитарного предприятия:
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственниками предприятия.
Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник не имеет в отношении этого имущества прав владения и пользования.
Движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находятся в полном распоряжении унитарного предприятия.
Действия, которые должен совершить собственник-учредитель
— назначить директора;
— утвердить устав унитарного предприятия;
— реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности;
— осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества;
— получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества.
Действия, которые унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника-учредителя:
— продавать недвижимое имущество;
— сдавать его в аренду;
— вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал других обществ и товариществ.
Казенное предприятие
«Казенное предприятие — по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное К.п.). Учредительным документом К.п. является его устав, утверждаемый Правительством РФ. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам К.п. при недостаточности его имущества. К.п. может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ…»
Казенное унитарное предприятие
«Унитарные предприятия существуют в двух разновидностях: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (казенные) (ст. 114 и 115 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях)…
Различия в правовом статусе названных видов унитарных предприятий заключаются прежде всего в объеме правомочий, получаемых ими в отношении имущества учредителя-собственника, поскольку право оперативного управления казенного предприятия по своему содержанию еще более узкое, чем право хозяйственного ведения унитарного предприятия (ср. ст. 295-297 ГК). В частности, для совершения казенным предприятием любых сделок по распоряжению имеющимся у него имуществом требуется обязательное согласие собственника (уполномоченного им органа государственной власти или местного самоуправления), если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия (п. 1 ст. 297 ГК, ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).
Казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утверждаемой собственником сметой доходов и расходов (подобно госбюджетному учреждению). Это обстоятельство предопределяет строго целевой (а не формально самостоятельный, как у обычного унитарного предприятия) характер использования любого закрепленного за ним имущества собственника-учредителя. До него доводятся обязательные для исполнения заказы собственника на поставку товаров, производство работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, у него может быть изъято излишнее, используемое не по назначению или неиспользуемое имущество (п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).
Важным для оборота является то обстоятельство, что при недостатке у казенных предприятий «своего» имущества наступает субсидиарная ответственность их учредителей по их долгам (п. 5 ст. 115 ГК, п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях), тогда как для обычных унитарных предприятий такая ситуация исключается (кроме некоторых случаев банкротства). Поэтому казенное предприятие в отличие от обычного унитарного не может быть объявлено банкротом…»
infopedia.su
Чем отличается предприятие от учреждения
Организации называют по-разному: всё зависит от особенностей их деятельности, количества персонала, масштабов работы. Есть существенная разница между предприятиями и учреждениями, однако она заметна далеко не сразу. Понимание отличий поможет грамотно использовать наименование организаций в своей повседневной деятельности.
Определение
Предприятие – коммерческая организация, обладающая статусом юридического лица и преследующая коммерческие цели: производство продукции, торговля товарами, оказание услуг и выполнение работ. В состав юр.лица входит широкий перечень активов, в числе которых – движимое и недвижимое имущество, исключительные права, оборотные средства, готовая продукция и сырьё и многое другое.
Учреждение – некоммерческая организация, созданная для выполнения задач, связанных с социально-культурной, просветительской, образовательной и иной деятельностью, не предполагающей напрямую с заработка денег. Собственником может выступать как частное, так и юридическое лицо, государство, финансируя проект частично или полностью.
к содержанию ↑Сравнение
Таким образом, основное отличие предприятия и учреждения – это цели деятельности. Предприятие занимается исключительно коммерческой активностью, ставя во главу угла извлечение прибыли. Его эффективность оценивают по уровню рентабельности, то есть чистой прибыли. Учреждение преследует иные цели, в числе которых – обучение граждан, благотворительность и просвещение. Оценить его эффективность можно и качественными, и количественными показателями: объём собранных средств, число вылеченных пациентов и т.д. Стоит заметить, что имущество предприятия принимается на праве хозяйственного ведения, учреждения – оперативного управления.
к содержанию ↑Выводы TheDifference.ru
- Деятельность. Предприятие – это хозяйствующий субъект, который занимается предпринимательством. Учреждение осуществляет некоммерческую деятельность.
- Цели существования. Предприятие ориентировано на получение прибыли, учреждение – на обучение, лечение, просвещение граждан, а также иные важные задачи, не связанные с заработком денег.
- Функции. Предприятие занимается производственно-торговой деятельностью или оказанием услуг на возмездной основе, учреждение – выполняет социальные, управленческие и иные функции бесплатно.
- Вещные права на имущество. Руководитель принимает предприятие на праве хозяйственного ведения, учреждение – оперативного управления.
thedifference.ru
12. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения. Хозяйственное ведение и оперативное управление.
Унитарное предприятие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.
Виды государственных унитарных предприятий
1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, ¬федеральное госпредприятие и госпредприятие субъекта РФ (госпредп¬риятие), муниципальное предприятие;
2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, ¬
федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству. Это — вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.
Согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 294. Право хозяйственного ведения
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 296. Право оперативного управления
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Бюджетное учреждение — по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.[1]
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (англ. budget institution) — по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос-ной власти РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ*). Б.у. является некоммерческой организацией.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Б.у., получаемые как из бюджета и гос-ных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, др. доходы, получаемые от использования гос-ной или муниципальной собственности, закрепленной за Б.у. на праве оперативного управления, и иной деятельности.
При уменьшении уполномоченными органами гос-ной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Б.у., такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Б.у. только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.
Статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:
1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.
2. В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.
Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.
3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.
Данный признак имеет следующую особенность: само по себе получение финансирования из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам. Это осуществляется в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях и кончая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субвенций, субсидий и т.п.
4. Основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.
Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией. [12, с.12-19]
Виды бюджетных организаций.
Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков.
В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.
По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации:
государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;
судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;
международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д.
В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы:
финансируемые за счет средств федерального бюджета;
финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;
финансируемые за счет средств местных бюджетов.
По источникам формирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы:
* бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;
* бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств. [12, с.19-28]
Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ.
ole-olesko.livejournal.com
2.4. Государственные и муниципальные предприятия
Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.
Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника, как правило, его представителя в лице соответствующего органа Министерства имущественных отношений и устав.
Имущество государственного унитарного предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.
В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК),
В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц. Различают:
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
Такое предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятии) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.
Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности.
До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной1 . Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК).
Кроме рассмотренных видов существуют еще некоммерческие организации, которые не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п. 1 ст.50 ГК).
studfiles.net
Что выбрать УП или ООО, регистрация -Zakonoved
1.Что такое унитарное предприятие и что такое общество с ограниченной ответственностью
В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
То есть, все то имущество, которое передано унитарному предприятию учредителем, а также все то имущество и блага, которые приобретены унитарным предприятием в процессе осуществления им предпринимательской деятельности, являются собственностью учредителя – физического или юридического лица.
Поскольку имущество унитарного предприятия неделимо, то неправильно говорить, что учредитель имеет 100% доли в унитарном предприятии. В данном случае доли у учредителя нет, он просто является единственным учредителем и собственником имущества созданного им унитарного предприятия.
Согласно статье 86 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК РБ) обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать пятидесяти.
В соответствии со статьей 31 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» имущество, которое передано учредителями в уставный фонд общества в качестве вкладов; имущество, которое приобретено самим обществом в процессе осуществления предпринимательской деятельности, является собственностью самого общества, а не учредителей.
Таким образом, видим отличие унитарного предприятия от общества с ограниченной ответственностью в отношении правовой судьбы имущества, переданного учредителем. В унитарном предприятии все имущество, как переданное предприятию, так и приобретенное предприятием, является по умолчанию собственностью учредителя, а в обществе с ограниченной ответственностью такое имущество находится в собственности самого общества и учредители не имеют к нему никакого отношения. В обществе с ограниченной ответственностью учредители имеют только обязательственные права в отношении общества. Исключение составляет лишь то имущество, которое передано обществу в пользование в качестве вклада в уставный фонд. Такое имущество может оставаться в собственности учредителя общества с ограниченной ответственностью.
Резюмируем. Частное унитарное предприятие – это юридическое лицо (фирма, организация), созданное учредителем – физическим или юридическим лицом, которое не имеет право собственности на находящееся у него имущество и владеет таким имуществом на праве хозяйственного ведения. Имущество унитарного предприятии является неделимым. Общество с ограниченной ответственностью – это юридическое лицо (фирма, организация), созданное учредителем – физическим или юридическим лицом либо несколькими физическими и/или юридическими лицами, которое имеет право собственности на находящееся у него имущество. Учредители в таком обществе имеют по отношению к обществу лишь обязательственные права.
Учредитель унитарного предприятия может своим решением изымать любое имущество из унитарного предприятия для себя лично. Однако, при этом, если я правильно помню, необходимо оценить такое изымаемое имущество и уплатить по нему подоходный налог, так как, несмотря на то, что это имущество и так находится в собственности учредителя, налоговой инспекцией изъятие имущества из унитарного предприятии рассматривается как доход физического лица. Данную информацию я не перепроверял и изложил по памяти, которая, надеюсь, меня не подвела.
Что касается общества с ограниченной ответственностью, то учредители не могут изымать из общества какое-либо имущество. Они имеют право только на получение дивидендов (части прибыли общества) пропорционально долям в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью.
2.Кто может быть учредителем в унитарном предприятии и в обществе с ограниченной ответственностью. Сколько может быть учредителей.
В связи с тем, что имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям), то учредителем унитарного предприятия может быть только одно лицо. В частном унитарном предприятии это может быть одно физическое или одно юридическое лицо.
В обществе с ограниченной ответственностью может быть несколько учредителей. При этом в соответствии со статьей 91 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» максимальное количество учредителей не должно превышать пятидесяти физических лиц и/или юридических лиц.
Учредителями в частном унитарном предприятии и в обществе с ограниченной ответственностью могут быть граждане (физические лица) или юридические лица. Причем, не только граждане Республики Беларусь и белорусские юридические лица, но и иностранные физические или юридические лица.
Также отмечу, что благодаря последним изменениям в законодательстве, теперь и в обществе с ограниченной ответственностью может быть один учредитель.
Почему же часто можно увидеть в уставе общества с ограниченной ответственностью фразу участник общества, а не учредитель? Почему где-то пишется учредитель, а где-то участник? Дело в том, что в соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» учредители хозяйственного общества после его государственной регистрации становятся участниками хозяйственного общества. То есть в документах, которые готовятся до момента государственной регистрации необходимо в основном использовать статус «учредитель», а уже после государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью статус «участник».
Вопрос | Частное унитарное предприятие | Общество с ограниченной ответственностью |
1.Минимальное количество учредителей | 1 | 1 |
2.Максимальное количество учредителей | 1 | 50 |
3.Кто может быть учредителем | физические и юридические лица, в том числе иностранные | физические и юридические лица, в том числе иностранные |
4.Могут ли быть учредителем индивидуальные предприниматели | нет | нет |
5.Статус учредителя после государственной регистрации фирмы | учредитель | участник |
3.Фирменное наименование унитарного предприятия и общества с ограниченной ответственностью
В соответствии со статьей 113 ГК РБ фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на форму собственности, если иное не установлено законодательными актами. То есть слово «частное» или «государственное», «коммунальное». Фирменное наименование дочернего предприятия также должно содержать слово «дочернее».
Однако иное законодательством как раз предусмотрено. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24.01.2013г. № 2 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. № 1» наименование (фирменное наименование) унитарного предприятия, имущество которого находится в частной собственности юридического лица, не должно содержать указание на форму собственности. Обращаю внимание, что речь идет только об учредителе – частном юридическом лице. Если учредителем является физическое лицо – фирменное наименование частного унитарного предприятия должно иметь указание на форму собственности.
В сокращенном наименовании частных унитарных предприятий, имущество которых находится в частной собственности физического лица, независимо от характера деятельности указываются только слова – «частное предприятие», частных унитарных предприятий, имущество которых находится в частной собственности юридического лица, – «унитарное предприятие», а также специальное наименование. В сокращенном наименовании указание в виде аббревиатуры организационно-правовой формы таких предприятий не допускается (то есть нельзя указывать сокращенно УП или ЧУП, например).
Согласно статье 50 ГК РБ наименования унитарных предприятий должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. То есть нужно указывать: торговое, производственное, строительное и так далее. Характер деятельности указывается только в полном наименовании: например, частное торговое унитарное предприятие «Бобмалейо».
В соответствии со статьей 91 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать слова «общество с ограниченной ответственностью». Сокращенное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать аббревиатуру «ООО».
Вопрос | Частное унитарное предприятие – учредитель физическое лицо | Частное унитарное предприятие – учредитель юридическое лицо | Общество с ограниченной ответственностью |
1.Пример полного фирменного наименования | Частное торговое унитарное предприятие «Рога и копыта» | Торговое унитарное предприятие «Рога и копыта» | Общество с ограниченной ответственностью «Рога и копыта» |
2.Пример сокращенного фирменного наименования | Частное предприятие «Рога и копыта» | Унитарное предприятие «Рога и копыта» | ООО «Рога и копыта» |
4.Уставный фонд унитарного предприятия и общества с ограниченной ответственностью
В соответствии со статьей 41-1 ГК РБ при создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Коммерческая организация самостоятельно определяет размер уставного фонда, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов. Минимальные размеры уставных фондов установлены для ОАО И ЗАО.
Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости.
Оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе достоверности такой оценки в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
В уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собственником, законодательством или договором.
В соответствии со статьей 113 ГК РБ на момент осуществления государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью сформирован собственником имущества предприятия, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Иное предусмотрено Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. № 1 по вопросам регистрации субъектов хозяйствования. Согласно пункту 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденных названным выше Декретом, объявленный в уставе уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом.
Как видим, в положении о государственной регистрации также есть ссылка на иное, предусмотренное законодательными актами, к которым, кстати, и относится ГК РБ.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» Декрет Президента Республики Беларусь имеет верховенство над законом, в данном смысле ГК РБ, поэтому объявленный уставный фонд унитарного предприятия также может быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации предприятия.
Таким образом, порядок формирования уставного фонда для унитарного предприятия и общества с ограниченной ответственностью, а также условия размера уставного фонда, сроки формирования и требования ко вкладам в уставный фонд, одинаковы.
вопрос | частное унитарное предприятие | общество с ограниченной ответственностью |
1.Размер уставного фонда | любой | любой |
2.Что может выступать в качестве вкладов в уставный фонд | вещи, включая деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости | вещи, включая деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости |
3.Сроки формирования уставного фонда | можно сразу или в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации предприятия | можно сразу или в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации общества |
5.Ответственность учредителя в унитарном предприятии и обществе с ограниченной ответственностью
В соответствии со статьей 113 ГК РБ унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных ГК РБ (об этом чуть ниже).
В соответствии со статьей 114 ГК РБ собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 52 ГК РБ.
Согласно пункту 3 статьи 52 ГК РБ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица.
Согласно части второй пункта 3 статьи 52 ГК РБ если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В соответствии со статьей 95 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный фонд этого общества.
Участники общества с ограниченной ответственностью, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.
Таким образом, по общему правилу учредитель частного унитарного предприятия не отвечает по долгам своего унитарного предприятия, а учредители общества с ограниченной ответственностью не отвечают по долгам своего общества и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный фонд общества.
В том случае, если специальная ответственность предусмотрена в уставах частного унитарного предприятия или общества с ограниченной ответственностью или же экономическая несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия или общества с ограниченной ответственностью вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками), то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.
вопрос | частное унитарное предприятие | общество с ограниченной ответственностью |
1.Ответственность по обязательствам своей фирмы | нет | нет, участники несут риск убытков в пределах стоимости внесенных вкладов в уставный фонд |
2.Ответственность специальная, если предусмотрена уставом фирмы | да | да |
3.Субсидиарная ответственность, если экономическая несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия или общества с ограниченной ответственностью вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) | да | да |
6.Продажа бизнеса, продажа фирмы, продажа доли
В унитарном предприятии имущество такого предприятия является неделимым. Таким образом, нельзя продать долю в уставном фонде унитарного предприятия. Кроме того, частное унитарное предприятие владеет и пользуется имуществом на праве хозяйственного ведения.
Из-за таких нюансов в случае желания учредителя выйти из бизнеса и продать его кому-либо можно пойти по двум практическим вариантам:
1.Реорганизация унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью, когда при реорганизации в состав создаваемого путем реорганизации ООО входит то лицо, которому учредитель желает продать предприятие. После реорганизации старый учредитель продает свою долю в ООО новому участнику, который остается в ООО один. Оставшийся участник может продолжать бизнес в ООО или обратно реорганизоваться в унитарное предприятие.
2.Регистрация унитарного предприятия и всего его имущества как единый имущественный комплекс. Имущественный комплекс регистрируется как недвижимое имущество, после чего его можно продать другому лицу.
Первая процедура не очень сложная, но и не очень простая. По времени все займет около 3 недель.
Вторая процедура очень сложная и по времени может занять около 6-7 месяцев. Плюс пошлина за регистрацию имущественного комплекса очень высокая, что потребует от учредителя ненужных дополнительных затрат.
В обществе с ограниченной ответственностью все значительно проще.
Поскольку в обществе уставный фонд разделен на доли (вклады), то законодательством предусмотрены различные варианты смены участников, продажи бизнеса (доли) и прочее.
Так, участник общества с ограниченной ответственностью имеет право в любое время выйти из общества. Тогда в обществе остаются остальные участники с последующим перераспределением долей и внесением изменений в устав общества с ограниченной ответственностью. При этом не допускается выход из общества единственного участника такого общества.
Участник общества с ограниченной ответственностью может в любое время продать свою долю одному или нескольким участникам общества или третьим лицам.
Также участника, который не принимает участия в деятельности общества можно через суд исключить из состава участников.
Доля может быть также подарена или отчуждена иным законным способом.
Как видим, в случае желания выйти из бизнеса или продать его кому-либо, в обществе с ограниченной ответственностью имеется ряд более комфортных вариантов реализации такого желания по сравнению с унитарным предприятием.
вопрос | частное унитарное предприятие | общество с ограниченной ответственностью |
1.Продажа доли | нет | да |
2.Выход из фирмы | нет | да |
3.Дарение доли | нет | да |
4.Оформление фирмы как имущественного комплекса и продажа другому лицу как имущественный комплекс | да | да |
5.Лучшие варианты продажи бизнеса | реорганизация в ООО | продажа своей доли |
6.Исключение из фирмы | нет | да |
7.Место нахождения юридического лица (юридический адрес)
В настоящее время учредители сами определяют место нахождения своей фирмы. Гарантийные письма или копии договоров аренды в регистрирующие органы представлять не нужно. То есть, регистрирующий орган не проверяет юридический адрес и, соответственно, в уставе можно указать, что угодно.
Однако, согласно законодательству местонахождение юридического лица определяется местонахождением его постоянно действующего исполнительного органа. То есть, подразумевается, что по адресу, который указан в уставе, будет находиться руководитель унитарного предприятия или общества с ограниченной ответственностью.
Таким образом, во избежание в будущем проблем с проверяющими органами, рекомендую брать в аренду или покупать настоящий офис, в котором будут располагаться работники фирмы и адрес которого будет указан при регистрации фирмы в уставе.
С точки зрения строительного права каждый объект недвижимого имущества, даже если такой объект уже возведен, считается объектом строительства.
В соответствии со статьей 65 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» собственники, пользователи объекта строительства обязаны эксплуатировать объект строительства в соответствии с требованиями законодательства, а также целевым и функциональным его назначением.
Это означает, что офис мы должны получать в аренду в соответствии с функциональным назначением помещения. Так, например, если назначение – жилое помещение, офис в таком помещении располагаться не может.
Однако в отношении частного унитарного предприятия установлены некоторые исключения. Согласно положению о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. № 1 местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица – собственника имущества частного унитарного предприятия в одном из следующих случаев:
-жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) – с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;
-он постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, – с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).
При этом с собственника жилого помещения взимаются плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.
Соответственно, указанные выше нормы говорят о том, что офис с работниками может располагаться в жилом помещении, где проживает собственник имущества (учредитель) унитарного предприятия – физическое лицо. Но если фирма будет заниматься производственной деятельностью, оказывать по данному адресу услуги или выполнять работы, тогда обязательно переводить жилое помещение в нежилой фонд.
Считаю, что данная норма несовершенна. Она размыта и непонятна. Если фирма оказывает юридические услуги или бухгалтерские услуги, то есть, по сути, работает только компьютер и имеется в наличии бумага. Нужно переводить в нежилое?
Или же норма, все-таки, касается случаев, когда, например, в таком жилом помещении будут оказывать услуги массажа или салона красоты и другое, то есть, где нужно устанавливать как минимум кушетку, дополнительное медицинское оборудование и другое.
Если при любых услугах, работах нужно переводить помещение в нежилое, тогда в чем смысл разрешать размещение юридического адреса в жилой квартире?
Каким видом деятельности должна заниматься фирма, чтобы не переводить жилое помещение в нежилой фонд?
Думаю, данная норма не имеет больше смысла, поскольку нормальной работы юридического лица в жилом помещении, по моему мнению, быть не может, нужен нормальный офис в нежилом фонде, даже если в фирме только директор и главный бухгалтер.
В отношении общества с ограниченной ответственностью похожих льгот не установлено, что означает необходимость получать в аренду офисное помещение с назначением, например, «административное здание» или что-то в этом роде.
вопрос | частное унитарное предприятие | общество с ограниченной ответственностью |
1.Статус помещения для места нахождения юридического лица | 1.Административное здание, помещение нежилого фонда 2.Жилое помещение (квартира, дом), в котором учредитель зарегистрирован по месту жительства или собственником которого он является | Административное здание, помещение нежилого фонда |
2.Основания владения | собственность аренда безвозмездное пользование другие законные основания | собственность аренда безвозмездное пользование другие законные основания |
8.Учредительные документы унитарного предприятия и общества с ограниченной ответственностью
Учредительным документом, как унитарного предприятия, так и общества с ограниченной ответственностью, является устав.
В частном унитарном предприятии устав утверждает собственник имущества (учредитель) предприятия.
В обществе с ограниченной ответственностью устав утверждается решением общего собрания участников общества.
Учредительный договор в обществе с ограниченной ответственностью не заключается.
вопрос
| частное унитарное предприятие
| общество с ограниченной ответственностью
|
1.Учредительный документ | Устав | Устав |
9.Крупные сделки, аффилированные лица
Такая организационно-правовая форма юридического лица, как унитарное предприятие, достаточно «слабо», на мой субъективный взгляд, регулируется законодательством. Как мне кажется, уже давно необходим отдельный законодательный акт по унитарным предприятиям, как это есть, например, у хозяйственных обществ – Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».
В основном, законодательное регулирование унитарных предприятий содержится в ГК РБ.
Так, в унитарном предприятии нет особых ограничений (кроме недвижимого имущества, по распоряжению которым обязательно нужно получить согласие учредителя) по распоряжению имуществом предприятия руководителем (директором), назначенным собственником имущества (учредителем) предприятия. То есть руководитель действует на основании устава и контракта, в которых указываются полномочия такого руководителя. Если особых ограничений в уставе или контракте нет, то директор может любое движимое имущество продавать кому угодно, сдавать в аренду кому угодно, отдавать в безвозмездное пользование и так далее, не спрашивая об этом учредителя каждый раз при заключении договора.
В отношении обществ с ограниченной ответственностью существует намного больше ограничений. Помимо четких полномочий и компетенции органов управления, закрепленных в Законе Республики Беларусь «О хозяйственных общества», существует в хозяйственных обществах еще такое понятие, как крупные сделки и сделки с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества.
В соответствии со статьей 58 указанного выше Закона крупной сделкой хозяйственного общества является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, влекущих приобретение, отчуждение или возможность отчуждения хозяйственным обществом прямо либо косвенно денежных средств и (или) иного имущества, стоимость которого составляет двадцать и более процентов балансовой стоимости активов этого общества, определенной на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки (стоимости активов). Уставом хозяйственного общества могут быть определены и иные сделки, на принятие решения о совершении которых распространяется порядок принятия решения о совершении крупной сделки.
Общее собрание участников хозяйственного общества принимает решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество стоимостью:
-от двадцати до пятидесяти процентов балансовой стоимости активов (стоимости активов) хозяйственного общества, – большинством не менее двух третей от числа голосов лиц, принявших участие в общем собрании, если большее число голосов не предусмотрено уставом хозяйственного общества;
-пятьдесят и более процентов балансовой стоимости активов (стоимости активов) хозяйственного общества, – большинством не менее трех четвертей от числа голосов лиц, принявших участие в общем собрании, если большее число голосов не предусмотрено уставом хозяйственного общества.
То есть, крупную сделку, руководитель общества не может совершить без согласия общего собрания участников общества. На каждый договор, который будет подпадать под понятие крупной сделки нужно созывать общее собрание, принимать решение и только после этого договор заключать. Все это, конечно же, влияет на оперативность ведения бизнеса.
Особенно важен этот момент в начале деятельности общества с ограниченной ответственностью, поскольку сразу после регистрации общества активов у общества почти нет. Что это означает? Это означает, что каждый договор в таком случае будет крупной сделкой и нужен протокол общего собрания. Чтобы избежать этого я всегда рекомендую формировать достаточно большой размер уставного фонда при регистрации общества с ограниченной ответственностью.
В соответствии со статьей 56 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных общества» аффилированными лицами хозяйственного общества являются физические и юридические лица, способные прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения либо оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юридические лицами, на принятие решений которыми хозяйственное общество оказывает такое влияние.
Перечень аффилированных лиц указан в статье 56 данного Закона.
В том случае, если обществом совершается сделка, в которой имеется заинтересованность аффилированных лиц общества с ограниченной ответственностью, то в обязательно порядке необходимо решение общего собрания участников общества.
То есть, как видим, и в таком случае директор не может просто так совершить сделку (заключить договор), нужно вести список аффилированных лиц, определять своевременно заинтересованность в той или иной сделке, созывать собрание, получать решение и только после этого заключать договор.
Если в обществе собрания проводятся по официальной процедуре, то, конечно же, затрудняется деятельность общества с ограниченной ответственностью, а именно оперативность директора в осуществлении хозяйственной деятельности общества.
вопрос | частное унитарное предприятие | общество с ограниченной ответственностью |
1.Распоряжение недвижимым имуществом | руководителем с согласия собственника имущества (учредителя) | руководителем как с согласия, так в определенных случаях и без согласия общего собрания участников |
2.Распоряжение движимым имуществом | руководителем без согласия собственника имущества (учредителя), если иное не указано в уставе предприятия | руководителем как с согласия, так и без согласия общего собрания участников |
3.Понятие крупной сделки | нет | да |
4.Понятие сделки с заинтересованностью аффилированных лиц | нет | да |
10.Органы управления частного унитарного предприятия и общества с ограниченной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью | Частное унитарное предприятие |
1.Общее собрание участников общества 2.Совет директоров (наблюдательный совет) – данного органа может не быть 3.Коллегиальный исполнительный орган либо единоличный исполнительный орган 4.Ревизор или ревизионная комиссия 5.Есть возможность передать полномочия исполнительного органа управляющей организации (управляющему) | 1.Директор 2.Есть возможность передать полномочия исполнительного органа управляющей организации (управляющему)
Собственник имущества (учредитель) не является органом унитарного предприятия, хотя на практике, в основной своей массе, в уставах собственник имущества (учредитель) указывается органом предприятия. |
Оказываю услуги по реорганизации юридических лиц, УП в ООО, выделение, присоединение и другие формы реорганизации.
www.zakonoved.by