Комплексные кадастровые работы по уточнению границ земельных участков: Статья 42.1. Объекты комплексных кадастровых работ / КонсультантПлюс

Содержание

Статья 42.6. Порядок выполнения комплексных кадастровых работ / КонсультантПлюс

1. При выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется:

1) разработка проекта карты-плана территории;

2) согласование местоположения границ земельных участков путем проведения заседаний согласительной комиссии по этому вопросу;

3) утверждение карты-плана территории органом, уполномоченным на утверждение карты-плана территории;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) представление карты-плана территории в орган регистрации прав.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Карта-план территории утверждается:

1) органом местного самоуправления либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являющимися заказчиком комплексных кадастровых работ, в случае, если выполнение таких работ финансируется за счет бюджетных средств;

2) уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа либо органом исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, на территории которого выполнялись такие работы, в случае, если выполнение таких работ финансируется за счет внебюджетных средств.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

К отношениям, связанным с выполнением комплексных кадастровых работ по контрактам, заключенным до 16.09.2019, включая представление и рассмотрение карты-плана территории, применяется редакция данного документа, действовавшая до указанной даты (ФЗ от 17.06.2019 N 150-ФЗ).

2. При выполнении комплексных кадастровых работ исполнитель комплексных кадастровых работ:

1) получает или собирает документы, содержащие необходимые для выполнения комплексных кадастровых работ исходные данные;

2) уведомляет правообладателей объектов недвижимости, являющихся объектами комплексных кадастровых работ, о начале выполнения таких работ;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) представляет в орган регистрации прав заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости (далее — адрес правообладателя и (или) адрес электронной почты правообладателя), если указанные лица являются правообладателями объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, и заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, в соответствии с предоставленными правообладателями этих объектов и заверенными в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», копиями документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости, которые в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» считаются ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен;(п. 3 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) подготавливает проект карты-плана территории;

5) представляет заказчику комплексных кадастровых работ проект карты-плана территории, в том числе в форме документа на бумажном носителе, для его рассмотрения;

(в ред. Федеральных законов от 17.06.2019 N 150-ФЗ, от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1) представляет в орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, сведения об указанных в части 4.1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона выявленных объектах, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, и (или) предусмотренную частью 4 статьи 42.8 настоящего Федерального закона информацию о границах фактического использования земельных участков в случае, если сведения о таких границах не могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка и для указанной цели требуется образование нового земельного участка в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке, при наличии таких сведений и (или) информации;(п. 5.1 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

6) участвует в установленном настоящим Федеральным законом порядке в работе согласительной комиссии и оформляет проект карты-плана территории в окончательной редакции;

7) утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органах местного самоуправления поселений, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков. Для определения местоположения границ лесных участков при выполнении комплексных кадастровых работ используются сведения государственного лесного реестра.(в ред. Федеральных законов от 17.06.2019 N 150-ФЗ, от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Имеющиеся в распоряжении заказчика комплексных кадастровых работ материалы и необходимые для выполнения комплексных кадастровых работ сведения, в том числе сведения Единого государственного реестра недвижимости (в электронном виде), государственного адресного реестра (в электронном виде), сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и других систем и (или) архивов органов местного самоуправления, предоставляются индивидуальному предпринимателю, указанному в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическому лицу, указанному в статье 33 настоящего Федерального закона, после заключения государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ. Получение иных необходимых для выполнения работ материалов исполнитель комплексных кадастровых работ осуществляет самостоятельно. Правообладатели земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства вправе предоставить исполнителю комплексных кадастровых работ имеющиеся у них материалы и документы в отношении указанных объектов недвижимости, а также заверенные в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на указанные объекты недвижимости, которые считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, для внесения сведений об этих объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном частями 5 — 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В подтверждение получения указанных документов исполнитель комплексных кадастровых работ выдает правообладателю земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства расписку с указанием перечня документов и даты их получения исполнителем комплексных кадастровых работ.(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о расположенных в кадастровом квартале, в границах которого выполняются комплексные кадастровые работы, земельных участках, за исключением земельных участков, являющихся лесными участками, о зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, которые считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными, а также о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа или поселения по месту нахождения таких объектов недвижимости при наличии у них документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», направляют заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства по правилам, предусмотренным частями 5 — 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». После внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства такие объекты недвижимости включаются в перечень объектов, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы.(часть 4.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ; в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По требованию правообладателя объекта недвижимости, являющегося объектом комплексных кадастровых работ, исполнитель комплексных кадастровых работ без взимания платы обязан указать на местности местоположение границ земельных участков в соответствии с подготовленным проектом карты-плана территории.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Правообладатели объектов недвижимости, являющихся объектами комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать выполнению комплексных кадастровых работ и обязаны обеспечить доступ к указанным объектам недвижимости исполнителю комплексных кадастровых работ.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По требованию правообладателя объекта недвижимости, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, кадастровый инженер, непосредственно выполняющий данные комплексные кадастровые работы, в целях подтверждения полномочий на их выполнение обязан представить такому правообладателю следующие документы:

1) заверенную индивидуальным предпринимателем, указанным в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическим лицом, указанным в статье 33 настоящего Федерального закона, копию государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение данных работ;

2) справку с места работы, подтверждающую, что кадастровый инженер, непосредственно выполняющий комплексные кадастровые работы, является работником юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на выполнение данных работ, либо документ, подтверждающий факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, или копию такого документа;

3) документ, удостоверяющий в соответствии с законодательством Российской Федерации личность кадастрового инженера.(часть 7 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7.1. Заказчик комплексных кадастровых работ в случае выполнения комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет бюджетных средств, после рассмотрения проекта карты-плана территории направляет его в согласительную комиссию.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

При представлении карты-плана территории, подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ по контрактам, заключенным до 16.09.2019, применяется редакция данного документа, действовавшая до указанной даты (ФЗ от 17.06.2019 N 150-ФЗ).8. Орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, после рассмотрения проекта карты-плана территории, представленного согласительной комиссией, утверждает карту-план территории и в срок не более трех рабочих дней со дня утверждения направляет ее в орган регистрации прав в порядке, установленном частью 3 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».(часть 8 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В России упрощается порядок проведения комплексных кадастровых работ

 

В России упрощается порядок проведения комплексных кадастровых работ

Россияне могут узаконить земли, используемые более 15 лет

16 сентября вступают в силу изменения в законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости». Поправки упростят процедуру проведения комплексных кадастровых работ, заказчиками которых выступают муниципальные власти. Федеральный закон (150-ФЗ от 17.06.2019) устанавливает порядок уточнения границ земельных участков, фактическая площадь которых не соответствует площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Сбор и анализ данных в ходе комплексных кадастровых работ позволяют выявить и устранить случаи пересечения границ и, в определенных случаях, самозахвата земель, а также реестровые ошибки. Последнее – наиболее распространенная причина, по которой садоводы не могут поставить на кадастровый учет личные участки и земли общего пользования в соответствии с законодательством. По мнению специалистов

Федеральной кадастровой палаты, упрощение процедуры проведения комплексных кадастровых работ в целом благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

Так, одно из положений предоставляет возможность гражданам узаконить в рамках проведения комплексных кадастровых работ фактически используемые земельные участки, если их площадь превышает площадь, указанную в ЕГРН. Важно отметить, что узаконить фактически используемые «лишние» метры можно будет лишь в том случае, если участок используется в этих границах более 15 лет, на него нет посягательств со стороны соседей и претензий органов власти. Кроме того, площадь такого «увеличения» должна быть не больше предельного минимального размера участка, установленного местной администрацией, а в случае если такой минимальный размер не установлен – не более, чем на 10% от площади, указанной в ЕГРН.

«

У граждан есть возможность официально оформить используемые участки, а соответственно, впоследствии ими распоряжаться. Если в ходе комплексных кадастровых работ, которые проводятся по заказу местных властей, выяснится, что используемая площадь земельного участка больше, чем предусмотрено данными в ЕГРН, при соблюдении всех критериев разницу можно будет узаконить. Но важно – к поправкам нельзя относиться как к возможности быстро увеличить площадь своих земельных участков. Закон направлен на уточнение существующих участков и поддержку собственников, которые на протяжении многих лет использовали земли без уточненных границ», – говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты Марина Семенова.

Комплексные кадастровые работы (ККР) – это кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков, зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства. Такие работы проводятся за счет бюджета по заказу органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) или местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах). 

Кадастровые работы проводятся для уточнения границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Кроме того, они нужны для корректного представления земельных участков, на которых расположены здания, а также для исправления реестровых ошибок. Комплексные кадастровые работы не проводятся в отношении линейных объектов.

Информация о проведении таких работ публикуется в открытых источниках, в том числе на сайтах органов госвласти или местного самоуправления, в течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ. Кроме того, о начале проведения работ в конкретном кадастровом квартале, где расположен объект, правообладателя должен известить непосредственный исполнитель работ – кадастровый инженер – по электронной или обычной почте, при наличии этих сведений в реестре недвижимости.

Как отмечает замглавы Кадастровой палаты Марина Семенова, после внесения в ЕГРН сведений о земельных участках и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате проведения комплексных кадастровых работ, у правообладателей таких объектов недвижимого имущества отпадает необходимость проводить кадастровые работы за свой счет. Комплексные кадастровые работы проводятся на бюджетные средства.

Помимо этого, с вступлением в силу 150-ФЗ появляется возможность проведения комплексных кадастровых работ без утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка и утверждение такого проекта не требуется. Согласно 150-ФЗ, заказчики ККР вправе использовать технические паспорта, оценочную и иную необходимую в работе документации. Эта мера позволяет исключить дополнительные затраты и сэкономить местный бюджет.

«Проведение комплексных кадастровых работ по заказу органов госвласти или местного самоуправления позволяет сократить число земельных споров и защитить права собственников недвижимости, обеспечить справедливое налогообложение. Таким образом повышается и эффективность управления различными территориями в составе субъектов федерации», – заключила Марина Семенова.

Напомним, Федеральный закон №150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» подписал Президент России Владимир Путин 17 июня 2019 года. Закон вступает в силу 16 сентября, спустя 90 дней после дня его официального опубликования.

Разъяснения Росреестра по выполнению комплексных кадастровых работ

в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

Кроме того, в соответствии с положениями Закона о кадастровой деятельности комплексные кадастровые работы направлены в том числе, на уточнение сведений о местоположении и площади земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), а также исправление реестровых ошибок.

Согласно части 1 статьи 42.8 Закона о кадастровой деятельности при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации). В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

Таким образом, положения части 1 статьи 42.8 Закона о кадастровой деятельности противоречат положениям пункта 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, по мнению Росреестра, при уточнении местоположения границ земельных участков и исправлении реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости необходимость подготовки проектов межевания территории отсутствует.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части уточнения перечня документов, необходимых для проведения комплексных кадастровых работ, в том числе в части обязательного применения проекта межевания территории при образовании земельных участков.

По пункту 2.2 повестки.

Законом о кадастровой деятельности не запрещено выполнение комплексных кадастровых работ в отношении всего кадастрового квартала, если проект межевания территории утвержден только в отношении элемента планировочной структуры. При этом полагаем необходимым отметить, что определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, возможно только в рамках данного элемента планировочной структуры, тогда как уточнение местоположения границ земельных участков и исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости возможно в отношении всего кадастрового квартала.

По пункту 2.3 повестки.

Росреестр как главный распорядитель средств федерального бюджета в отношении комплексных кадастровых работ рекомендует для обеспечения загрузки в ЕГРН результатов, полученных в ходе выполнения комплексных кадастровых работ, производить загрузку в ЕГРН результатов комплексных

кадастровых работ сразу же после завершения таких работ в кадастровом квартале, а также обратить внимание на целесообразность проведения оплаты по контрактам после завершения загрузки сведений в ЕГРН с учетом полученных результатов и включения соответствующих условий в технические задания и заключаемые контракты на проведение работ.

Порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ предусмотрен статьей 42.10 Закона о кадастровой деятельности.

В соответствии с частью 20 статьи 42.10 Закона о кадастровой деятельности земельные споры о местоположении границ земельных участков, не урегулированные в результате предусмотренного настоящей статьей 42.1 Закона о кадастровой деятельности согласования местоположения границ земельных участков, в отношении которых выполнены комплексные кадастровые работы, после оформления акта согласования местоположения границ при выполнении комплексных кадастровых работ разрешаются в судебном порядке.

При этом, по мнению Росреестра, при возникновении судебных разбирательств, связанных с невозможностью оформления акта согласования местоположения границ земельного участка без судебного решения, при условии добросовестного выполнения подрядчиком комплексных кадастровых работ, не должны влиять на приемку выполненных работ и ее оплату.

По пункту 2.4 повестки.

Форма извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ, в том числе для размещения в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и для направления почтовым отправлением либо по адресу электронной почты, утверждена приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 №254.

Данные требования являются обязательными к исполнению.

Вместе с тем извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ другими способами не запрещено действующим законодательством.

Порядок извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ установлен статьей 42.7 Закона о кадастровой деятельности.

При этом заказчик комплексных кадастровых работ обеспечивает информирование граждан и юридических лиц о начале выполнения комплексных кадастровых работ в течение десяти рабочих дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ.

По пункту 2.5 повестки.

Наличие гарантийного письма субъекта Российской Федерации о выполнении перед проведением комплексных кадастровых работ мероприятий, позволяющих внести в ЕГРН сведения обо всех объектах недвижимости, расположенных на территориях кадастровых кварталов, включенных в перечень кадастровых кварталов, в том числе в форме полевых обследований, инвентаризации земель кадастрового квартала, предусмотрено подпунктом ж) пункта 4 Правил определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на финансовое обеспечение проведения комлексных кадастровых работ, предоставления и распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на указанные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 № 903.

При этом действующим законодательством не установлен перечень документов и материалов, подтверждающих выполнение данного требования.

Вместе с тем, по мнению Росреестра технология проведения инвентаризации земель должна предусматривать обязательное использование сведений об объектах недвижимости, внесенных в ЕГРН, содержащихся в архивах, сформированных’ по результатам регистрации земельных участков, и сведений землеустроительных организаций и организаций, осуществлявших техническую инвентаризацию и технический учет объектов недвижимости, документов, хранящихся в органах местного самоуправления и у правообладателей объектов недвижимости.

Таким образом, при использовании вышеуказанных сведений при проведении инвентаризации земель, данную информацию возможно указать в текстовой части карты-плана территории, подготовленного по результатам комплексных кадастровых работ.

По пункту 2.6 повестки.

В соответствии с частью 4 статьи 42.6 Закона о кадастровой деятельности имеющиеся в распоряжении заказчика комплексных кадастровых работ материалы и необходимые для выполнения комплексных кадастровых работ сведения, в том числе сведения Единого государственного реестра недвижимости (в электронном виде), государственного адресного реестра (в электронном виде), сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и других систем и (или) архивов органов местного самоуправления, предоставляются индивидуальному предпринимателю, указанному в статье 32 Закона о кадастровой деятельности, или юридическому лицу, указанному в статье 33 Закона о кадастровой деятельности, после заключения государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ.

При этом действующим законодательством не запрещена передача полномочий исполнителю работ на получение указанных документов.

Вместе с тем, по мнению Росреестра, передача указанных полномочий должна быть закреплена нотариально удостоверенной доверенностью, либо предусмотрена условиями государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ, заключенного заказчиком комплексных кадастровых работ с кадастровым инженером.

По пункту 2.7 повестки.

Согласно статье 42.4 Закона о кадастровой деятельности результатом комплексных кадастровых является подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24.1 Закона о регистрации недвижимости в состав текстовой части карты-плана территории включается, в том числе пояснительная записка с указанием оснований выполнения комплексных кадастровых работ, сведений о территории выполнения комплексных кадастровых работ, об учетных номерах кадастровых кварталов, являющихся территорией, на которой выполняются комплексные кадастровые работы, включая реквизиты полученных для выполнения комплексных кадастровых работ кадастровых планов территории указанных кадастровых кварталов, реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (в том числе в составе проекта планировки территории), реквизиты документа, устанавливающего распределение земельных участков в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении граждан, и иных сведений о территории, на которой выполняются комплексные кадастровые работы.

Согласно части 4 статьи 62 Закона о регистрации на основании одного запроса о предоставлении сведений предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРН.

Вместе с тем, органам регистрации прав субъектов Российской Федерации будут даны соответствующие рекомендации о необходимости соблюдения сроков предоставления указанных документов по запросам исполнителей комплексных кадастровых работ.

По пункту 2.8 повестки.

Пунктом 6 части 2 статьи 42.10 Закона о кадастровой деятельности установлено, что в состав согласительной комиссии включаются по одному представителю от саморегулируемой организации, членом которой являегся кадастровый инженер (в случае, если он является членом саморегулируемой организации).

Таким образом, если кадастровые инженеры — исполнители комплексных кадастровых работ, являются членами разных саморегулируемых организаций, то в состав согласительной комиссии включаются по одному представителю от каждой саморегулируемой организации.

 

Госдума приняла в первом чтении законопроект о возможности проведения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств

Законопроект, устанавливающий возможность выполнения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств, принят Госдумой в первом чтении. Согласно поправкам в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в роли заказчиков комплексных кадастровых работ могут также выступать граждане и юридические лица.

В настоящее время выполнение комплексных кадастровых работ проводится только по заказу уполномоченного органа местного самоуправления или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 

Согласно Федеральному закону «О кадастровой деятельности» комплексные кадастровые работы выполняются за счет бюджетных средств, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета, или при софинансировании из бюджета субъекта России на основании муниципального или государственного контракта, заключаемого на конкурсной основе. 

Новый законопроект предусматривает поправки, благодаря которым в качестве источника финансирования комплексных кадастровых работ могут привлекаться средства лиц, заинтересованных в выполнении таких работ. Предполагается, что заказчиками комплексных кадастровых работ смогут выступать физические и юридические лица, являющиеся правообладателями объектов недвижимости, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, гаражного потребительского кооператива, товарищества собственников жилья, а также единого, неразрывного элемента планировочной структуры или совокупности таких смежных элементов, расположенных в границах одного муниципального образования. От имени заказчиков могут выступать представители на основании нотариально удостоверенных доверенностей или уполномоченные представители потребительского кооператива или товарищества собственников недвижимости. 

В отличие от индивидуальных работ по уточнению местоположения границ отдельного земельного участка комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов. В ходе выполнения комплексных кадастровых работ одновременно уточняются местоположения границ земельных участков и расположенных в границах таких земельных участков зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства. 

«Только при выполнении комплексных кадастровых работ можно уточнить границы сразу всех земельных участков, расположенных в пределах садовых и огороднических товариществ, коттеджных поселков. Работы включают в себя согласование границ смежных земельных участков и внесение актуальных сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Благодаря этому устраняются реестровые ошибки в сведениях ЕГРН, возникшие в разное время при определении границ того или иного земельного участка, а вместе с тем снижается вероятность возникновения земельных споров с соседями о местоположении смежных границ участков», – говорит глава Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков.

В случае принятия законопроекта владельцы недвижимости получат возможность не дожидаться решения муниципальных властей о проведении комплексных кадастровых работ в отношении конкретного СНТ или коттеджного поселка. Поправки позволят заказать проведение таких работ на основании общего решения собственников. Подготовленную по итогам комплексных кадастровых работ карту-план территории заказчик также самостоятельно направит в организованную муниципалитетом согласительную комиссию.

Комплексные кадастровые работы, выполняемые за счет внебюджетных средств, позволят экономить деньги правообладателей недвижимости. Стоимость уточнения местоположения границ земельного участка при заказе комплексных кадастровых работ в данном случае будет значительно ниже, чем при заказе индивидуального межевания. 

Комплексные кадастровые работы проводятся в республике

Министерство имущественных и земельных отношений Якутии отвечает на вопросы граждан, поступающие через социальные сети. Наиболее популярные вопросы касаются проводимых комплексных кадастровых работ.

Что такое комплексные кадастровые работы?

— На территории Республики Саха (Якутия) уже третий год проводятся комплексные кадастровые работы (ККР). Комплексные кадастровые работы – это осуществляемые за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а также средств местного бюджета работы по установлению границ земельных участков, объектов капитального строительства на определенном кадастровом квартале. В текущем году ККР проводятся на территории ГО г. Якутск, Горного, Усть-Алданского, Мирного и Ленского, Вилюйского районов.

Зачем нужны комплексные кадастровые работы?

—  В результате выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется: уточнение местоположения границ земельных участков; расположенных на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства; исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости; осуществляется образование новых земельных участков.

Таким образом, проведение комплексных кадастровых работ для граждан обернется сплошными «плюсами»:

во-первых, проведение межевания земельного участка гражданина будет происходить за счет государственных средств и средств местного бюджета – платить за межевание не придется;

во-вторых, межевание, как правило, будет осуществляться совместно с соседними участками, что в дальнейшем препятствует возникновению споров по границам с соседями.

в-третьих, не нужно будет обращаться в региональное Управление Росреестра с заявлением о внесении границ земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Может ли поменяться площадь земельного участка при проведении комплексных кадастровых работ?

— При уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Однако законом установлены минимальные и максимальные параметры возможного уменьшения или увеличения площади участка. В частности, по общему правилу площадь земельного участка в результате уточнения границ может уменьшиться или увеличиться не более чем на 10% по сравнению с указанной в ЕГРН. Если площадь участка уменьшилась или увеличилась более чем на 10%, сведения о таком земельном участке включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ. Такое согласие включается в состав приложения к карта-плану территории.​

МО «Андегский сельсовет» Ненецкий АО|Главная

Во многих регионах нашей страны проводятся комплексные кадастровые работы: массово уточняются характеристики объектов недвижимости, выявляются неучтенные объекты, исправляются ошибки в определении границ.

В Кадастровой палате по Архангельской области и Ненецкому автономному округу рассказали – что должны знать граждане о комплексных кадастровых работах.

Такие работы проводятся в отношении земельных участков и построек на определенной территории всего один раз. О начале выполнения таких работ граждане могут узнать на сайтах органов местного самоуправления  и органов власти субъектов Российской Федерации, на сайте Росреестра, на информационных щитах органов местного самоуправления  и в печатных средствах массовой информации.

В рамках комплексных кадастровых работ границы земельных участков, включенные в карту-план территории, проходят процедуру согласования в специально созданной согласительной комиссии. Карта-план территории утверждается заказчиком работ, после чего передается в Росреестр для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Важно знать, что расходы по  уточнению характеристик объектов недвижимости органы власти берут на себя и гражданам не надо платить за эту процедуру. От собственников лишь требуется обеспечить кадастровым инженерам доступ к своим объектам недвижимости и не препятствовать проведению комплексных кадастровых работ.

Но, допуская кадастрового инженера к своей недвижимости, граждане вправе запросить у исполнителя работ документ, удостоверяющий личность, копию государственного или муниципального контракта, а также справку с места работы, подтверждающую, что кадастровый инженер является работником юридического лица, с которым заключен данный контракт.

Правообладатели могут предоставить кадастровому инженеру имеющиеся у них документы (заверенные копии), устанавливающие или подтверждающие права на ранее учтенные объекты недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН. Желательно также сообщить сведения об адресе правообладателя и адресе его электронной почты для связи с ним. Полученные документы и сведения кадастровый инженер обязан передать в Росреестр для внесения их в ЕГРН.

Граждане, которые используют земельные участки без  соответствующих  документов  на землю, должны понимать, что исполнитель комплексных кадастровых работ  проинформирует органы государственного земельного надзора для принятия соответствующих мер.

         При уточнении местоположения границ земельного участка значение площади может измениться, но в рамках определенных нормативов. Например, если площадь земельного участка уменьшилась более чем на 10% по сравнению с той, которая содержится в ЕГРН, то потребуется письменное согласие правообладателя для включения новых значений площади в карту-план территории. Если же площадь уточняемого земельного участка превысила все нормативы, то исполнитель комплексных кадастровых работ готовит информацию о возможности образования нового земельного участка. В последствие у граждан появляется возможность узаконить квадратные метры земли, которые они используют на протяжении многих лет.

Возражения относительно местоположения границ земельных участков направляются заинтересованными лицами в согласительную комиссию, созданную при органе местного самоуправления.

Правообладатели вправе потребовать у кадастрового инженера без взимания платы указать на местности местоположение границ земельных участков в соответствии с подготовленным проектом карты-плана территории.

Таким образом, выполнение комплексных кадастровых работ выгодно и населению, и государству.

Гражданам – потому, что будет наведен порядок с границами земельных участков и будут поставлены на учет отсутствующие в реестре недвижимости объекты. Тем самым будет меньше споров у собственников, меньше злоупотреблений, связанных с владением недвижимостью.

Региональной власти и местной администрации комплексные кадастровые работы выгодны по тем же причинам, а кроме того, таким образом будут уточнены объекты налогообложения.

Севреестр

Проведение рабочей встречи

1 сентября 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о гаражной амнистии), определяющий правовые основания приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены.

В целях реализации положений Закона о гаражной амнистии, Севреестр совместно с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, планирует проведение ряда встреч с представителями гаражных кооперативов и кадастровыми инженерами.

Для принятия участия во встречах необходимо на электронный адрес сервиса обработки сообщений [email protected] до 09 августа 2021 направить следующие данные:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • контактный номер телефона;
  • для представителя гаражного кооператива — наименование такого гаражного кооператива (не более одного представителя от каждого кооператива).

Во 2 квартале 2021 число поданных заявлений на регистрацию ДДУ выросло на 93,8% в сравнении с 1 кварталом 2021

По итогам 2 квартала 2021 года количество поданных заявлений на регистрацию договоров долевого участия (ДДУ) составило 719 заявлений. Это на 93,8% больше, чем за аналогичный период (371 заявление) прошлого года.

В условиях ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции Севреестр и регистраторы продолжают регистрацию сделок в интересах граждан. Особое внимание уделяется обеспечению максимального перехода на онлайн-взаимодействие — для заявителей этот формат значительно удобнее и быстрее.

По сравнению с 1 кварталом 2021 г. на 32,3% увеличилось количество поданных заявлений на регистрацию ДДУ в электронном виде.

В мае Росреестром запущен Онлайн-сервис по аналитике рынка недвижимости. С его помощью можно получить информацию о количестве сделок с недвижимостью в субъектах Российской Федерации и федеральных округах. Сведения доступны поквартально, а также в целом за год.

В предыдущем отчетном периоде количество поданных заявлений на регистрацию ДДУ в электронном виде составляло 279 заявлений, в текущем – 369 заявлений, что на 32,3% больше.

Публичные обсуждения правоприменительной практики соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации за II квартал 2021 года

В рамках исполнения программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении государственного земельного надзора Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя проведёт публичные обсуждения правоприменительной практики за II квартал 2021 года, где планируется обсуждение вопросов, касающихся соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, а также проведения профилактических мероприятий в рамках контрольно-надзорной реформы.

Обсуждение состоится 18 августа 2021 года в 11:00 по адресу: г. Севастополь, ул. Демидова, 13, кабинет 420. Принять участие приглашаются представители органов исполнительной власти Севастополя, а также члены общественных и иных заинтересованных организаций.

Для регистрации в качестве участника необходимо сообщить до 16:00 часов 13 августа 2021 в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о желании принять участие с указанием количества человек и организации либо статуса лица, а также предоставить перечень проблемных вопросов для обсуждения по адресу электронной почты: [email protected].

По вопросам участия можно обратиться по телефону: 7(8692) 41-77-53.

Об обеспечении доступа к земельным участкам

Согласно пункту 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» причиной приостановления учетно-регистрационных действий является отсутствие (не будет обеспечен), в том числе путем установления сервитута, доступа (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в отношении которого представлено заявление и необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, а также и к иным земельным участкам.

Таким образом, проверка наличия доступа к земельному участку, в отношении которого представлено заявление, не связана с видами учетно-регистрационных действий и должна осуществляться как в отношении образуемых/измененных земельных участков, так и в отношении уточняемых земельных участков (осуществление кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельного участка).

В соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», в межевом плане в соответствующем разделе указываются сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам.

В целях соблюдения положений пункта 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» соответствующую информацию в отношении уточняемых земельных участков необходимо отражать в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана.

Также сообщаем, что иными являются любые земельные участки, как смежные к земельному участку, в отношении которого представлено заявление, так и не смежные по отношению к нему, но в отношении которых заявленные учетные действия могут повлечь прекращение доступа к ним (например, в случае, если в результате уточнения границ земельного участка будет невозможен доступ к другим земельным участкам, расположенным в одном ряду с уточняемым земельным участком (расположенным на одной улице в населенном пункте или на территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд).

О Telegram-канале для кадастровых инженеров

В целях выработки единой правоприменительной практики при подготовке кадастровыми инженерами необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов, Севреестром создан Telegram-канал, участниками которого являются кадастровые инженеры, осуществляющие свою деятельность на территории города Севастополя.

Для получения доступа к Telegram-каналу, кадастровому инженеру необходимо прислать на адрес электронной почты [email protected] контактные данные (Ф.И.О., номер телефона) с указанием темы письма «Telegram-канал».

В Севреестре меняются телефонные номера

Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя оператором АО «Севтелеком» предоставлен новый цифровой канал телефонной связи. Современная телефонная линия позволит улучшить качество звонков и повысить доступность сервиса.

Старые телефонные номера, начинающиеся на 54-**** и 55-**** будут действовать до 1 декабря 2021 года.

С 19 июля 2021 года действует новая телефонная сетка номеров. Код города Севастополя +7 8692

Отдел Ответственный сотрудник,
функционал
Старый номер Новый номер
Канцелярия запись на проведение консультации 555-195 41-77-78
Приемная руководителя рабочие вопросы функционирования Управления 54-25-03 41-77-85
Отдел кадров Колмыкова Лариса Ивановна
начальник отдела
54-24-56 41-77-56
Отдел государственной регистрации недвижимости дежурный регистратор 555-314 41-77-54
Отдел обеспечения учетно-регистрационных действий дежурный специалист по вопросам кадастрового учета 55-34-64 41-77-64
Отдел предоставления сведений ЕГРН Падолочный Иван Геннадьевич
начальник отдела
55-53-15 41-77-80
Отдел государственного земельного надзора специалисты отдела, инспекторы 54-25-13 41-77-53
Отдел ведения архива Агалаков Евгений Александрович
начальник отдела
55-97-53 41-77-59

Извещение о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя извещает о проведении заседания согласительной комиссии по результатам проведенных комплексных кадастровых работ в отношении кадастровых кварталов
91:02:006002, 91:02:005002, 91:02:003011, 91:02:005006, 91:01:004002, 91:04:007001, 91:02:003012, 91:01:004001, 91:04:032001, 91:04:029005, 91:04:003013, 91:02:003006, 91:02:006020, 91:03:002008, 91:01:001002, 91:02:006012, 91:02:003004, 91:01:047001; 91:04:025001; 91:01:063001; 91:04:002006; 91:01:064001; 91:02:006013; 91:02:005001
и уведомляет всех заинтересованных лиц о завершении подготовки проекта карты-плана территории, с которым можно ознакомится на официальном сайте https://dizo.sev.gov.ru/

Заседания комиссии состоятся по адресу:
г. Севастополь, ул. Балаклавская, д.11 (Актовый зал) в 11 часов 00 минут:

  • «09» августа 2021 г.,
  • «23» августа 2021 г.,
  • «06» сентября 2021 г.,
  • «13» сентября 2021 г.

Для участия в согласовании местоположения границ при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, а также документы, подтверждающие права на соответствующий земельный участок. Обоснованные возражения относительно местоположения границ земельных участков, содержащегося в проекте карты-плана территории, можно представить в согласительную комиссию в письменной форме в период с «16» июля 2021 г. по «09» августа 2021 г. и с «10» августа 2021 г. по «13» сентября 2021 г.

В случае отсутствия таких возражений местоположение границ земельных участков считается согласованным.

alexxlab

*

*

Top