Для рекреационных целей: ЗК РФ Статья 98. Земли рекреационного назначения / КонсультантПлюс

Содержание

Статья 98 ЗК РФ. Земли рекреационного назначения

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Комментарии к статье

"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации" (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. С.А. Боголюбова) ("Проспект")

"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ" (постатейный) (Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс)

Статья: Реквизиция земельных участков как ограничение прав на землю (Ревякин А.П.) ("Экологическое право", 2018, N 3)

ст. 13, "Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (Майборода В.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)

гл. 5, § 1, "Особенности юридической ответственности за земельные правонарушения: учебное пособие" (Грачева О.С., Романова А.А.) (под ред. О.С. Грачевой) ("РУСАЙНС")

Позиции Верховного Суда и ФНС

Позиция ВС РФ: Постройка, которая возведена с нарушением правил целевого (разрешенного) использования земли либо с нарушением правил градостроительного зонирования, будет считаться созданной на участке, не отведенном для этих целей Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.04.2016 N 5-АПГ16-12 и другие акты высших судов Применимые нормы: п. 1 ст. 222 ГК РФ, ст. 7 ЗК РФ, ст. 35 ГрК РФ

Позиция ВС РФ: При рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку необходимо установить, соблюдено ли целевое назначение земельного участка Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, и другие акты высших судов Применимые нормы: п. 3 ст. 222 ГК РФ, п. 1 ст. 7 ЗК РФ

Решение ФНС России от 06.12.2019 N СА-3-9/[email protected] Суть жалобы: По итогам налоговой проверки вынесено решение, в соответствии с которым заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу, НДС, ЕСХН. В жалобе заявитель указывает на неправомерность вывода о том, что доход, полученный в качестве возмещения затрат на проведение работ по восстановлению качества земель, является объектом налогообложения НДС. Решение: Жалоба оставлена без удовлетворения, так как Инспекция пришла к выводу о том, что в рассматриваемом случае Общество, допустившее нарушение качества земель, перечислило заявителю сумму денежных средств в счет предстоящего выполнения им работ (оказания услуг) по восстановлению качества земель, которая фактически является предоплатой данных работ (услуг) и с которой уплачивается НДС. Содержит правовую позицию ФНС России.

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

Перечень позиций высших судов к ст. 22 ЗК РФ "Аренда земельных участков"

Позиция ВАС РФ: Для досрочного расторжения договора аренды государственного (муниципального) земельного участка сроком более пяти лет арендодатель должен доказать существенное нарушение договора арендатором Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 и другие акты высших судов Применимые нормы: п. 9 ст. 22, ст. 46 ЗК РФ, ст. ст. 450, 619 ГК РФ

Позиция КС РФ, ВС РФ: Обязанность по сносу самовольной постройки возлагается на виновное лицо Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 910-О и другие акты высших судов Применимые нормы: п. 2 ст. 222 ГК РФ, п. 3 ст. 76 ЗК РФ

Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Единоличное принятие арендатором решения о внесении изменений в договор аренды в отношении целевого назначения арендуемого имущества не является существенным изменением обстоятельств Определение Верховного Суда РФ от 06.08.2013 N 56-КГ13-5 и другие акты высших судов Применимые нормы: п. 1 ст. 451, п. 1 ст. 615 ГК РФ, п. 5 ст. 85 ЗК РФ

Судебная практика и путеводители

Важнейшая практика по ст. 22 ЗК РФ

Важнейшая практика по ст. 23 ЗК РФ

Важнейшая практика по ст. 27 ЗК РФ

Важнейшая практика по ст. 65 ЗК РФ

Важнейшая практика по ст. 85 ЗК РФ

Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости

Путеводитель. Что нужно знать об аренде земли (КонсультантПлюс, 2020)

Путеводитель по договорной работе. Аренда. Общие положения. Рекомендации по заключению договора

Правовой режим земель рекреации — PRAVO.UA

С наступлением весны и в преддверии лета мы все чаще начинаем задумываться об отдыхе, о том, где и как его провести. И не только долго­жданный отпуск, но и возможный ­week-end на природе, в лесопарковой зоне вблизи города. Для этого есть прекрасные возможности, поскольку Украина имеет богатый потенциал природных рекреационных ресурсов.

Правовой режим таких земель в общих чертах обозначен в Земельном кодексе Украины (ЗК). Согласно статье 50 ЗК, к землям рекреационного назначения относятся земли, используемые для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятий. В состав таких земель входят: земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно-туристских и экологических троп, маркированных трасс, участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыбаков и охотников, детских туристических станций, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов, а также предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов стационарной рекреации (статья 51 ЗК).

Но вот что удивительно, несмотря на такое разнообразие состава данного вида земель, их общая площадь, по сравнению с другими категориями земель, очень незначительна. Так, по данным Государственного земельного кадастра Украины, по состоянию на 2009 год площадь земель рекреационного назначения была 108,2 тыс. га, что составляет лишь 0,18 % от общей площади земель государства.

Низкая доля земель рекреационного назначения в структуре земельного фонда Украины свидетельствует о низком уровне использования природно-рекреационного потенциала регионов и непринятии его как полноценной и мощной составляющей природно-ресурсного потенциала в целом. Сложившаяся ситуация имеет ряд причин и последствий, которые обобщенно можно обозначить как проблемы использования земель рекреационного назначения, выявление которых позволит определить круг задач и целей, а также пути более эффективного использования земель данной категории.

Итак, первой и, на мой взгляд, основной проблемой использования земель рекреационного назначения является недостаточное и несовершенное правовое регулирование данного вопроса. На данный момент сложилась ситуация, когда большинство норм, касающихся сферы правового регулирования использования земель рекреационного назначения содержатся в положениях природоресурсного и природоохранного законодательства. В первую очередь к ним относятся законы Украины «Об охране окружающей природной среды», «О природно-заповедном фонде Украины», Земельный, Водный и Лесной кодексы Украины, а также различные положения, приказы и инструкции экологической направленности. В то же время некоторые аспекты использования земель рекреационного назначения обозначены в законодательстве о туризме, о физической культуре и спорте, о музеях и музейном деле, в градостроительном и муниципальном законодательстве в части осуществления рекреационной деятельности в пределах населенных пунктов.

Однако эти законодательные акты практически не содержат положений земельно-правового характера. Яркий пример — Закон Украины «О туризме», являющийся специальным нормативно-правовым актом в сфере регулирования туристических отношений и, по сути, основным актом в сфере рекреации в целом. Однако большинство его норм, касающихся правового регулирования использования природных ресурсов в сфере туризма, главным из которых являются земли рекреационного назначения как территориальный базис для размещения остальных ресурсов, носят бланкетный характер, отсылая к другим нормам законодательства, при этом без указания, к каким именно. Более того, регулирование данного вопроса на уровне нескольких статей, в общих чертах описывающих туристические ресурсы, лишь с указанием на то, что один из них — окружающая природная среда, является крайне недостаточным.

Таким образом, налицо отсутствие комплексного характера правового регулирования использования земель рекреационного назначения, хотя на нормативном уровне — в части 3 статьи 52 ЗК — прямо предусмотрено наличие специального акта, определяющего правовой режим таких земель. К сожалению, такой акт до сих пор отсутствует, хотя в многочисленных программных документах, в частности, в Стратегии развития туризма и курортов, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины № 1088‑р от 6 августа 2008 года, предусмотрена необходимость разработки проекта закона, который урегулировал бы правовой режим туристических ресурсов. Надеюсь, принятие такого закона не за горами, особенно в преддверии Евро-2012.

Отсутствие эффективного механизма правового регулирования земель рекреационного назначения порождает другие проблемы, связанные с использованием земель данной категории. Такой проблемой, в частности, является наложение правовых режимов земель рекреационного назначения на земли иного целевого назначения, то есть отсутствие четкого разграничения земель разных категорий, а отсюда и отсутствие четкого понимания правил их использования. Особенно это касается земель природно-заповедного фонда, в составе которых выделяются зоны стационарной и регулированной рекреации. То есть такие земли имеют «двойную прописку», одновременно являясь землями природоохранного и рекреационного назначения.

В меньшей степени это касается и некоторого совпадения правового режима земель рассматриваемой категории и земель оздоровительного, историко-культурного назначения. И хотя сегодня данные виды земель относятся к различным категориям, а правовое регулирование осуществляется отдельно, их правовой режим имеет много общего: установление зон с особенными условиями землепользования, нормирования размеров земельных участков и проч., что является следствием отнесения до 1990 года земель природно-заповедного и другого природоохранного значения, земель рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения вместе с другими видами к землям «специального назначения», а также их объединения в одну категорию земель по Земельному коде­ксу УССР 1990 года.

Что касается разграничения правового режима земель рекреационного назначения и земель водного и лесного фонда, то следует отметить, что использование последних возможно в рекреационных целях. И это прямо предусмотрено в статьях 64, 85 Водного кодекса (ВК) и статье 39 Лесного кодекса (ЛК), выделяющей в отдельную категорию лесов — рекреационно-оздоровительные леса. Анализ соотношения их правового режима свидетельствует о том, что на землях водного фонда не допускается строительство объектов рекреационного назначения, поэтому использование вод­ных объектов для рекреационных целей или размещение временных рекреационных сооружений на землях водного фонда не ведет к изменению их целевого назначения и перевода в категорию земель рекреационного назначения. Исходя же из положений статьи 51 ЗК, все леса, кроме лесов зеленых зон, населенных пунктов, природно-заповедного фонда и тех, которые являются объектами культурного наследия, расположены на землях лесного фонда, а леса зеленых зон и населенных пунктов — на землях рекреационного назначения.

Отсутствие четкого разграничения правового режима земель, их реестра с закреплением соответствующих данных относительно месторасположения, площади, пользователя или владельца и др., а также «размытое» определение состава земель рекреационного назначения приводят к злоупотреблениям в их использовании как со стороны органов власти, так и лиц, заинтересованных в получении земельных участков. Одним из видов таких злоупотреблений является нецелевое использование земель рекреационного назначения.

На практике такое злоупотребление осуществляется двумя путями: открыто — путем изъятия земель у постоянных землепользователей (например, у санаториев или баз отдыха ведомственного подчинения) соответствующими органами, передачи их в запас с последующим изменением целевого назначения (или без такового) и предоставлением в аренду/собственность совершенно для иных целей; завуалированно — путем осуществления загородной жилищной застройки под видом рекреационных объектов, что позволяет осуществлять строительство без ввода запланированных под застройку земельных участков в пределы населенных пунктов (согласно статье 38 ЗК, земли жилищной и общественной застройки могут существовать исключительно в пределах населенных пунктов).

Позитивным шагом на пути решения данной проблемы можно считать принятый в первом чтении законопроект № 2443, предлагающий наложить мораторий на изменение целевого назначения рекреационных земель. Закон направлен на «предупреждение массовых проявлений изменения целевого назначения и застройки отдельных земельных участков рекреационного назначения независимо от формы собственности в городах и других населенных пунктах (зеленых зон, зеленых насаждений, объектов физической культуры и спорта), что влечет ухудшение санитарно-гигиенических, рекреационных и спортивно-оздоровительных условий жизни граждан и т.д.».

Также проблемой в сфере использования земель рекреационного назначения является реализация права общего природопользования. Большинство природных ресурсов, по закону относящихся к объектам права первичного общедоступного бесплатного пользования (в том числе и земли рекреационного назначения, например, пляжи), становятся, по сути, объектами вторичного природопользования, за использование которых людям приходится платить, либо переходят в частные руки и становятся недоступными для простых граждан вообще. О существовании данной проблемы свидетельствуют многочисленные скандалы и конфликты относительно «лакомых кусочков» земли на территориях, используемых или потенциально предназначенных для отдыха (в Крыму или на Западной Украине), постоянно освещаемые в СМИ и интернет-ресурсах.

Не способствуют эффективному использованию земель рекреационного назначения и недостатки в организационно-функциональном обеспечении данного процесса: отсутствие эффективных связей между различными звеньями органов управления, дублирование функций друг друга, отсутствие специального органа, выполняющего роль координационного центра и непосредственно занимающегося управлением в сфере использования природных рекреационных ресурсов, прежде всего земель рекреационного назначения и т.д. На мой взгляд, первым шагом на пути решения данной проблемы могло бы стать создание в составе Государственного агентства земельных ресурсов Украины отдельного подразделения с передачей ему функций подготовки нормативной базы, формирования фонда рекреационных земель, экологической и территориально-планировочной регламентации (контроля) рекреационного освоения земель и др.

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что проблем в сфере использования земель рекреационного назначения достаточно и их решение зависит не только от политической воли чиновников. В данном процессе не стоит преуменьшать и роль юристов, поскольку именно от профессионализма последних будет зависеть качество норм законодательных актов, направленных на регулирование правового режима природных рекреационных ресурсов в целом, и земель рекреационного назначения в частности, разработкой которых, хотелось бы надеяться, займутся в ближайшее время.

СЕМЕНЕЦ Ольга — юрист ЮФ AGRECA, г. Киев

Минприроды Крыма разъясняет порядок использования акватории морей для рекреационных целей | Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым

27.11.2015

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым разъясняет порядок использования акватории морей для рекреационных целей.

 Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации пользование морской акваторией, в том числе для рекреационных целей, требует наличия договора водопользования, предусматривающий выполнение мероприятий по охране водных объектов.

Под рекреационными целями понимается оказание услуг пляжа.

Согласно ГОСТ Р 55698-2013 от 8.11.2013 «Туристические услуги. Услуги пляжей. Общие требования» пляж – это участок побережья естественного или искусственного водоема (океана, моря, озера, водохранилища, реки, пруда) с прибрежными водами (акваторией), оборудованный и пригодный для организации организованного отдыха, купания и приема оздоровительных и профилактических процедур.

В соответствии с п. 2.1 СаНПиНа 4060-85 от 26.12.1985 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» (далее – СаНПиН) лечебный пляж – участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купания под контролем медицинского персонала.

Граница зон купания на акватории пляжа, в том числе лечебного должна быть обозначена буями или поплавками, расположенными на расстоянии 25-30м друг от друга (пункт 6.27 СаНПиНа). 

Исполнители услуг пляжей должны осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных правовых документов, регулирующих использование водных объектов для рекреационных целей.

Для получения консультации необходимо обращаться в отдел регулирования пользования водными ресурсами управления нормирования воздействия на окружающую среду Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Кечкеметская, 198, каб.310. 

Рекреационный лесной участок

Рекреация – это использование природных объектов и ресурсов для отдыха населения. Чаще всего для рекреации используют земельные участки, водоемы и леса.

Рекреационные цели участков леса

Земли лесного фонда разделены на определенные категории в зависимости от целей их использования. Так, рекреационный лесной участок предназначен для отдыха. Удовлетворение потребностей населения в отдыхе – это и есть рекреационные цели лесного участка, который можно приобрести или взять в аренду. Под рекреацию можно брать следующие участки:

  • лесные насаждения лесопарковых территорий;
  • лесопарки;
  • рекреационный лесной участок территории санаториев;
  • лесные территории оздоровительных учреждений;
  • городская лесная полоса.

Выполнять рекреационные цели лесного участка также могут примыкающие к пляжам, автостоянкам, водоемам лесные полосы.

Рекреационная деятельность на участке

Рекреационные лесные участки можно разделить на два вида:

  1. Участки массового использования.

Рекреационный лесной участок первого типа может быть обустроен под пляж. Здесь также хорошо размещать места для палаточных городков и кемпингов, спортивно-оздоровительные площадки. Множество подобных участков сдаются в аренду и не требуют больших доработок – они сразу начнут приносить прибыль.

Лесопарковые ландшафты здесь могут быть открытыми или полуоткрытыми. Что касается насаждений, то они должны быть устойчивыми к погодным изменениям и эстетически привлекательными.

  1. Участки умеренного использования.

Умеренно используемый рекреационный лесной участок подойдет для прогулок. Здесь обустраивают дорожки, беседки, лавочки, устанавливают памятники садово-паркового искусства. Преимуществом таких зон для лесной рекреации является быстрота создания и возможность насаждения многочисленных деревьев и кустарников.

Аренда рекреационного лесного участка

Сфера отдыха и туризма является очень прибыльной. Предприятия, желающие организовать место для посещения отдыхающими, возвести дом отдыха или санаторий, могут не только приобретать участки, но и брать их в аренду. Поэтому аренда лесного участка для рекреационных целей является достаточно популярной.

Арендовать лес, то есть взять его в платное пользование на определенное время, намного выгоднее, чем приобретать. Причины этого:

  • продлить аренду или закончить ее намного проще. (Купить лесной участок нельзя)
  • через время рекреационный лесной участок может перестать быть популярным среди отдыхающих – перестанет приносить выгоду, и от него легко избавиться;
  • аренда не потребует большого единовременного вливания средств;
  • при необходимости краткосрочная аренда может быстро превратиться в долгосрочную.

Лесные зоны являются очень популярным местом отдыха, ведь здесь можно приятно провести время, подышать запахом хвои, пособирать дары природы и понаблюдать за лесными жителями. В связи с этим лесной участок для осуществления рекреационной деятельности может считаться прекрасным способом выгодного вложения средств.

Рекреационные ресурсы

Рекреация – восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища – на лоне природы или во время туристской поездки; рекреация – синоним понятия "отдых". Природные рекреационные ресурсы Еврейской автономной области представлены следующими видами:

Геологические

В ЕАО они представлены минеральными водами. Всего известно 6 минеральных источников: Кульдурский, Стариковский, Нижнетуловчихинский, Верхнетуловчихинский, Венцелевский и Бирский. Кроме Кульдурского все источники являются холодными, температура воды 5,4 – 120С. На базе Кульдурского источника функционирует несколько санаториев. Показания: заболевания органов дыхания, периферической нервной системы, кожи, гинекологические. Стариковский, Нижнетуловчихинский и Верхнетуловчихинский источники являются не только лечебными ресурсами (желудочные заболевания), но и ресурсами познавательного, экологического типов туризма. Это связано с тем, что они являются памятниками природы, т.е. признаны уникальными объектами.

Геоморфологические

Ведущее место среди орографических рекреационных ресурсов занимают горные ресурсы, так как разнообразие природных условий гор создает предпосылки для развития самых разных типов рекреационной деятельности. Около 50 % горной территории ЕАО имеет отметки абсолютных высот 200-400 м и относится к предгорью. Остальная часть является низкогорьем (400 - 1000 м), и лишь на севере есть незначительные участки среднегорья (более 1000 м).

Такой рельеф благоприятен для развития лечебно-оздоровительного отдыха. Наиболее благоприятным для данных целей является крупнохолмистый рельеф. Данный тип рельефа совместно с равнинно-холмистым занимает чуть более 50% горной территории ЕАО. Горный рельеф области благоприятен для осуществления пешеходного, лыжного, велосипедного, экстремального туризма (памятник природы "Камень Монах"). Наличие карстовых пещер в горах позволяет успешно развиваться спелеотуризму. В области насчитывается более десяти пещер, многие из них объявлены памятниками природы ("Глубокая", "Пасечная", "Коридорная", "Ледовая" и др.). Некоторым пещерам характерны натечные образования кальцита в виде сталактитов и сталагмитов. Это делает их важным ресурсом познавательного туризма.

Равнинная территория ЕАО представляет собой плоскую, слаборасчлененную низменность. По мнению многих экспертов, низменный рельеф мало интересен для рекреации. Однако при рекреационном лесопользовании плоская поверхность и склоны до 30 являются наиболее благоприятными для организации пикникового, прогулочного, познавательного и других видов отдыха.

Климатические

При оценке комфортности климата юга Дальнего Востока для рекреационных целей ЕАО была отнесена к территории с благоприятными и относительно благоприятными условиями.

На равнинной территории период комфортных погод для осуществления рекреации в теплое время года составляет 20-30 дней, субкомфортных – 85-90. Купальный сезон длится 40-50 дней.

Для зимней рекреации комфортными являются 55-60 дней, субкомфортными – 85-95.

В горах в теплое время года период комфортных погод длится 35 дней, субкомфортных – 70-75. В холодное время года период комфортных погод составляет 70-75 дней, субкомфортных – 75-80.

В целом благоприятные условия для пешеходного туризма устанавливаются с середины апреля до середины октября, для лыжного – с декабря по март.

Гидрологические

Водные объекты являются самыми привлекательными для отдыхающих. На территории ЕАО протекает 5017 рек. Густота речной сети наибольших показателей достигает в горной и предгорной местностях – 0,7-0,8 км/км2. На равнинной территории данный показатель меньше – 0,1-0,3 км/км2, однако равнинные реки более пригодны для купания, чем горные. Реки ЕАО богаты рыбой и могут использоваться для рыбалки.

Сплав можно осуществлять по некоторым участкам следующих рек – Бира, Биджан, Бол. Таймень, Дитур, Сагды-Бира, Хинган и др. По Амуру возможно осуществление круизов на теплоходах.

В ЕАО около 3000 озер. Все они небольшие. Могут использоваться для рыбалки, купания, отдыха на берегу. В особую группу отнесены озера – памятники природы. Благодаря своей уникальной растительности (лотос Комарова, кувшинка четырехгранная, кубышка малая, водяной орех и др.) они являются объектами познавательного и экологического туризма ("Озеро Лебединое", "Озеро Утиное", "Заросли лотоса", "Маньчжурка").

Флористические

Наибольшее значение для рекреации имеют леса. Они занимают более 45 % территории ЕАО. Богатое видовое разнообразие, уникальное сочетание северной и южной флоры делают леса области не только оздоравливающим ресурсом, но и ресурсом познавательного и экологического туризма. Флористические ресурсы в сочетании с геоморфологическим, спелеологическими, гидрологическими становятся важными рекреационными ресурсами (памятники природы "Сосняки на Бревенчатой", "Лондоковская пещера", "Гора Филиппова", "Озеро Лебединое" и др.).

Особую группу для наблюдений составляют редкие виды растений. В области 146 видов, занесенных в Красную книгу ЕАО и РФ. Они являются объектами познавательного, научного, экологического типов туризма.

Их использование возможно только при соблюдении строгих норм природопользования и охраны окружающей среды. Экскурсии должны проводиться в сопровождении специалистов природоохранных или научных учреждений. При этом наиболее интересными будут места концентрацииредких видов – особо охраняемые природные территории, среди них памятники природы "Заросли лотоса", "Биджанское обнажение", "Биджанские Остряки", "Казачий сад", "Гора Гомель", "Озеро Утиное", заказники "Чурки", "Дичун", "Забеловский" и др.

На берегу оз. Лебединное (памятник природы "Заросли лотоса") в 2002 г.оборудована смотровая остановочная площадка для проведения экотуристских маршрутов. В охранной зоне заповедника "Бастак" создан и функционирует экологический маршрут.

Важны для отдыха различные виды грибов, ягод и других дикоросов, которые являются ресурсами "тихой охоты".

Фаунистические

Фауна позвоночных животных области насчитывает 468 видов. Из 104 видов млекопитающих Дальнего Востока России в фауне ЕАО представлено почти 58% (60 видов), птиц - 343 вида, рептилий – 9, амфибий – 7, рыб – 78.

В рекреационном природопользовании они могут использоваться в виде непрямого расходования (фотоохота, познавательный, научный, экологический туризм) и в виде прямого расходования (охота, рыбалка) при наличии лицензии. Интересными для этих целей могут быть долины основных рек области – Бира, Биджан, Хинган и их притоки, которые удобны для сплава. К зоологическим памятникам природы относятся "Залив Черепаший" и "Змеиный утес", находящиеся в непосредственной близости с рекой Биджан. Это местообитание дальневосточной черепахи, змей – красноспинного и амурского полозов, восточного и каменистого щитомордников, которые могут быть интересны для научного туризма, особенно для герпетологов.


Информация предоставлена управлением природных ресурсов правительства ЕАО.
Дата обновления информации: 29.01.2009

Анализ использования земель в рекреационных целях на территории Республики Хакасия


Please use this identifier to cite or link to this item: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/59872

Title: Анализ использования земель в рекреационных целях на территории Республики Хакасия
Authors: Рудакова, Ольга Леонидовна
metadata.dc.contributor.advisor: Кончакова, Наталья Викторовна
Keywords: рекреационная деятельность; категория земель; вид разрешенного использования; Республика Хакасия; водоохранные зоны; recreational activity; land category; type of permitted use; The Republic of Khakassia; water protection areas
Issue Date: 2020
Citation: Рудакова О. Л. Анализ использования земель в рекреационных целях на территории Республики Хакасия : магистерская диссертация / О. Л. Рудакова ; Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), Инженерная школа природных ресурсов (ИШПР), Отделение геологии (ОГ) ; науч. рук. Н. В. Кончакова. — Томск, 2020.
Abstract: В работе были проанализированы нормативно-правовые источники по теме исследования, выявлены нарушения правового режима использования земель, проблемы неорганизованного развития туризма, разработаны рекомендации по использованию земель в рекреационных целях.
In this study, the legal and regulatory sources were analyzed. Violations of the legal regime of land use, problems of unorganized tourism development were revealed. Recommendations on the use of lands for recreational purposes have been developed.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/59872
Appears in Collections:Магистерские диссертации

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Зоны рекреации Чкаловского района г. Екатеринбурга - Новости

На территории Чкаловского района г.Екатеринбурга находится 6 излюбленных мест отдыха населения - это Нижне-Исетский пруд (мкр. Химмаш). зона отдыха на реке Патрутпиха (мкр.Елизавет), водоемы Спартак (мкр.Елизавет), в п. Шабры. c.Горный Щит и в мкр. Уктус. Все зоны рекреации водных объектов несанкционированные, не имеют санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарного законодательства. До сих пор не определены их балансодержатели или эксплуатирующие организации: не решены вопросы обеспечения отдыхающих питьевой водой, общественными туалетами, организацией своевременного сбора, вывоза и утилизации образующихся твердых и жидких бытовых отходов, не говоря уже об организации медицинского и спасательного обслуживания. Ни на одной из зон рекреаций не проводится в должном объеме лабораторный контроль за качеством водных объектов и мониторинг почвы в районе пляжей.
В рамках мониторинга Южным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» проводятся лабораторные исследования воды из вышеперечисленных водоемов. Качество воды водоемов, используемых населением для рекреационных целей не соответствует требованиям санитарных правил. Так, за текущий период 2018 года неудовлетворительные пробы отмечены в 80% отобранных проб по санитарно - химическим показателям (выявлены превышения химического потребления кислорода, биохимического потребления кислорода, марганца, железа). Кроме того, выявлено 40% неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям: общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, и 50% неудовлетворительных проб по паразитологическим показателям (цисты патогенных кишечных простейших).
Одним из факторов, способствующих ухудшению качества воды, является нарушение режима эксплуатации водоохраной зоны. Это и отсутствие на территории имеющихся зон рекреации организованных мест для сбора твердых бытовых отходов, общественных туалетов, отсутствие своевременной очистки песка от мусора, отсутствия санкционированных стоянок автотранспорта. Все эти факторы в свою очередь приводят к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов, к захламлению, замусориванию водоохраной зоны данных водоемов.
Учитывая все выше перечисленное, можно сказать, что купание в данных водоемах может быть опасным для здоровья и может привести к нежелательным последствиям, в частности, к появлению кожных реакций в виде аллергических высыпаний, раздражений, кишечным инфекциям.
Фото: www.yandex.ru

рекреационной цели в предложении

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Эти изделия предназначены для использования в целях рекреационного назначения .

Будет ли он исследовать возможность использования собственности для образовательных или развлекательных целей ?

Какая часть общей земли на самом деле используется для рекреационных целей , представляющих ценность для нации?

Но эта земля вполне может иметь потенциал, чтобы служить очень полезной рекреационной цели , если будут созданы средства доступа, которые позволили бы людям добраться до нее.

Что такое рекреационная цель ?

Архитектура села основана на длинных фермерских домах, но сейчас используется для отдыха цели .

Из

Википедия