Публичный сервитут — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 мая 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 мая 2017; проверки требуют 4 правки.Публичный сервитут — вид земельного сервитута, устанавливаемого законом или иным нормативным правовым актом в случаях необходимости обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, не предусматривающий изъятия земельных участков.
Основным отличием и характеристикой публичного сервитута является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользование которого устанавливается сервитут, а также установление этого ограничения права собственности в интересах неопределенного круга лиц[1][2]. В связи с этим многими учёными не признаётся в качестве разновидности сервитута, а определяется как ограничение права собственности.
Сенат Российской империи разъяснял, что «большая дорога не может подлежать присвоению в чью-либо исключительную собственность, а составляет предмет свободного для всех пользования в видах общегосударственного интереса», что «в качестве пути сообщения большая дорога находится в распоряжении той власти, которой принадлежит заведование ею», «что, поэтому, собственник земли под большой дорогой не вправе препятствовать власти, заведующей дорогой, производить работы и сооружения, имеющие целью содержание, улучшение и исправление пути», — устанавливая, однако, что «земли под большими дорогами, пролегающими через частные имения, а равно судоходные реки, находящиеся в пределах тех же имений, принадлежат не казне, а собственникам этих имений, с ограничением лишь собственности правом участия общего»[3].
В современном российском законодательстве публичный сервитут — это вид земельного сервитута, устанавлива
ru.wikipedia.org
Публичный сервитут на земельный участок: что это такое
Загрузка…Публичный сервитут на земельный участок вызывает недопонимание со стороны простых граждан. Не каждый сможет объяснить суть данного понятия, воспользоваться им или опротестовать. Что подразумевается под публичным сервитутом, а также о правилах его введения, предлагаем поговорить в нашей статье.
Публичный сервитут – что это такое
Под публичным сервитутом понимается введение ограничений для владельца участка, относительно его использования в пользу третьих лиц. В их роли могут выступать муниципальные службы, заинтересованные граждане и частные компании.
Порядок наложения сервитута прописан в Гражданском кодексе РФ. По своей сути, он является некой формой обременения, накладываемой на определенную часть участка. Его введение возможно с целью обеспечения доступа к коммуникациям, другим участкам, проведения ремонтно-строительных работ и прочего.
Сервитут подразделяется на два вида:
- Простой. Заключается между частными лицами.
- Публичный. Одна из сторон представляет интересы государства или частной компании.
Публичный сервитут отличается от простого кардинально. Он может быть установлен принудительно, по результатам проведенных публичных слушаний и вынесения соответствующего приказа.
Публичный сервитут вводится для:
- Прогона скота на пастбище или водопой.
- Прохода техники к сельскохозяйственным угодьям.
- Проезда муниципальной техники к коммуникациям.
- Проведения работ по прокладке и обслуживанию линий электроснабжения или коммуникационных сетей.
- Обеспечения свободного доступа к береговой линии.
- Проведения дренажных работ.
Публичный сервитут не дает права изъятия земли из собственности. Он носит временный характер. После проведения работ и обеспечения всех целей наложения, владелец участка вправе подать на снятие обременения. Собственник также может потребовать у муниципалитета или частного предприятия выкупить часть земли.
Действующее законодательство направлено на защиту прав собственников земельных участков. В связи с этим, если владения не могут быть использованы по назначению из-за введения сервитута, не исключена выплата материальной компенсации.
Последовательность установления публичного сервитута
Публичный сервитут вводится на основании акта, созданного органами местного самоуправления. Его принятие осуществляется в следующем порядке:
- Заинтересованное лицо или государственная служба подает заявление о наложении обременения на участок.
- Заявка рассматривается уполномоченным органом.
- Назначается публичное слушание, в процессе которого каждая из сторон вправе высказать свое мнение.
- Принимается решение о наложении сервитута.
- Осуществляется государственная регистрация обременения.
Подать заявление может как физическое, так и юридическое лицо. В его тексте должна содержаться полная информация о владельце, участке и причинах наложения обременения. Заявителю необходимо понимать, что просьба должна быть подкреплена документальными фактами. В противном случае, возможно получение отказа.
В процессе слушания составляется протокол. В нем отмечается мнение сторон, включая пожелания и претензии. По результатам слушания, составляется акт с указанием сведений о владельце участка и границах обременения.
Сервитут обретает юридическую силу только после регистрации в Росреестре. Ее оформлением должен заниматься заявитель. Он же несет траты на оплату государственной пошлины.
Если владелец участка не согласен с введением сервитута, он вправе подать судебный иск в Арбитражный суд.
Прекращение публичного сервитута
Существует два основания для снятия ограничения с земельного участка:
- Причина, по которой он был наложен, полностью устранена.
- Срок действия обременения закончился.
В акте, составляемом после проведения публичного слушания, может быть назначена дата прекращения сервитута. Не исключено досрочное прекращение его действия по решению суда.
Прекращение действия публичного сервитута также должно быть зарегистрировано на государственном уровне. Проведение слушаний здесь не потребуется. Достаточно лишь посетить отделение Росреестра.
Возможна ли продажа участка после наложения сервитута
Публичный сервитут не лишает собственника права продать свои владения. Сделать это можно предложив их выкуп стороне, подавшей заявку на наложение обременения, либо любому другому лицу.
В случае продажи участка стороннему лицу, не имеющему никакого отношения к наложению сервитута, собственнику необходимо заранее уведомить его о наличии обременения. Если данный факт будет сокрыт, возможно признание договора купли-продажи недействительным.
Оплата публичного сервитута
Гражданский и Земельный кодексы РФ предусматривают возмещение моральной компенсации владельцу участка за наложение сервитута. Определение его размера происходит исходя из рыночной стоимости земли.
Оплата публичного сервитута осуществляется:
- Единоразово. Собственнику выплачивают одну сумму единым платежом за весь период наложения ограничения.
- Регулярно. Владелец будет получать денежные платежи на протяжении всего срока действия сервитута.
Определение размера оплаты публичного сервитута может вызвать большие споры между владельцем участка и лицом, подавшим заявку на его наложение. Сумма определяется на основании обоюдной договоренности или решения органа местного самоуправления.
Заключение
Публичный сервитут – ограничение на пользование землей, процедура введения которого юридически сложная и длительная.Она вызывает большое количество спорных вопросов, связанных с предоставлением моральной компенсации владельцу земли. В некоторых ситуациях, сервитут является единственной законной возможностью проведения ремонтно-строительных работ на смежных с участком территориях.
Прочтите также: Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд
© 2018, Про сад и дом. Все права защищены.
Загрузка…prosadidom.ru
Публичный сервитут \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс
]]>Подборка наиболее важных документов по запросу
Формы документов: Публичный сервитут
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Публичный сервитут
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положенияСогласно выводам, содержащимся в отрицательном заключении государственной экспертизы, в процессе проведения государственной экспертизы проектная документация частично откорректирована и дополнена. Вместе с тем, техническая часть проектной документации не рекомендована к утверждению и возвращена в связи с необходимостью ее укомплектования исходно-разрешительными документами — градостроительным планом земельного участка, на основании которого проектная документация должна быть дополнена данными о границах земельного участка, границах зон действия публичных сервитутов, минимальных отступах от границ земельного участка, градостроительном регламенте, расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и культурного наследия, возможности или невозможности разделения земельного участка на несколько земельных участков. После устранения недостатков указанных в отрицательном экспертном заключении, проектная документация может быть представлена на повторную экспертизу.Нормативные акты: Публичный сервитут
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ(ред. от 27.06.2019)3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
что это такое, как устанавливается и снимается?
Не каждый обычный человек сможет внятно объяснить значение слова «сервитут». А тем более доходчиво рассказать о публичном земельном сервитуте.
Что это такое?
Понятие о сервитуте пришло в современное законодательство из далёкой эпохи Римской империи. Где такая юридическая практика применялась очень широко.
Естественно, современные юридические нормы сервитутов сильно отличаются от древнеримских.
Само понятие земельного сервитута означает ограничение прав использования собственником участка в пользу третьих лиц. Или, иными словами, посторонним лицам разрешено постоянное ограниченное право использование чужого участка земли.
Законодательное определение и порядок наложения сервитутного обременения отражены в Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ), в частности в его статьях 274 – 277.
Устанавливается такое обременение для того, чтобы обеспечить себе и другим лицам проезд либо проход через препятствующий этому участок земли. Или же для монтажа и обслуживания коммуникационных сооружений, если иного выхода из сложившейся ситуации найти невозможно.При этом сервитут на земельный участок подразделяют на частный (простой) и публичный (предиальный):
- простое соглашение может быть между частными лицами;
- в публичной форме с одной стороны могут выступать органы, обеспечивающие таким образом интересы населения или государства.
Особенности публичной формы
Как уже отмечалось, для такого вида сервитута характерно участие в нём органов местного самоуправления, или иных органов государственной власти.
Это не единственное отличие его от частного сервитута. Если последний может быть заключён с обоюдного согласия обеих сторон, то публичный сервитут устанавливается после проведения публичных слушаний на основании государственного правового акта, либо аналогичного документа субъекта РФ, либо актом органов местного самоуправления.
Налагается такое обременение для:
- Обеспечения проезда, или прохода через земельный участок.
- Обеспечения производства необходимых работ по прокладке, ремонту или обслуживанию каких-либо коммуникационных сетей.
- Обеспечения забора воды, или водопоя сельскохозяйственных животных.
- Прогона скота на водопой, пастбище и обратно.
- Обеспечения проведения дренажных работ.
- Обеспечения проезда к сенокосным угодьям в определённые периоды времени.
- Обеспечения свободного доступа к береговой линии находящегося на участке естественного водоёма. А так же обеспечения возможности ловли там рыбы и охоты, или для сбора грибов и ягод в имеющихся на участке лесных угодьях.
При этом об изъятии земельного участка речь не идёт. Если же отпала необходимость обеспечения условий, установленных публичным сервитутом на земельный участок, то его собственник вправе потребовать отмены такого обременения.
Владелец имеет право потребовать от органов, установивших такое обременение, изъять или выкупить у него данный участок и возместить все понесённые убытки.
Это возможно, в том случае, если сервитутное обременение делает невозможным использование земельного участка по его прямому назначению.
Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено предоставление собственнику участка с сервитутным публичным обременением права требовать от тех, в пользу кого было составлено такое обременение, разумной платы за пользование его участком. Такая оплата может быть истребована и с органов власти установивших сервитут.
Порядок установления ограничений
Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного муниципального органа. Для того чтобы такое ограничение было установлен, нужно выполнить следующие условия:
- Должно быть подано заявление об установлении такого обременения в органы власти, которые правомочны решить этот вопрос.
- Далее следует рассмотрение заявления властными структурами.
- После рассмотрения заявления наступает черёд организации публичных слушаний для выяснения общественного мнения по такому вопросу.
- Лишь после этого органами власти выносится решение о наложении сервитута.
- Заключительным этапом будет обязательная государственная регистрация.
Заявление может быть подано юридическим, или физическим лицом, а так же группой граждан от лица местного населения.
В этом заявлении должен быть подробно описан земельный участок, приведены все необходимые данные о его собственнике, грамотно обоснована необходимость наложения обременения и указаны сроки его действия.Поданное заявление рассматривается властными структурами. Чаще всего этим занимаются местные органы самоуправления населённым пунктом или сельским поселением.
Результатом такого рассмотрения станет вынесение обсуждения этого вопроса на публичные слушания, где и определяется необходимость установления сервитута.
На слушания должны быть приглашены все заинтересованные лица, включая собственника участка земли, на который предполагается наложить сервитутное обременение.
В процессе слушания обязательно должен вестись протокол и должен быть составлен поимённый список всех, кто присутствовал на этом мероприятии.
В протоколе должны быть отмечены все пожелания, мнения и претензии участников слушаний.
На основании результатов общественных слушаний властными органами выносится решение в виде нормативного правового акта об установлении публичного сервитута на земельный участок. В нём скрупулёзно отмечаются границы обременяемого участка, указывается его номер кадастрового учёта, даются необходимые сведения о владельце этого участка.
Если собственник участка считает, что его права нарушены, то он может подать исковое заявление в Арбитражный суд.
Прекращение действия ограничений
Существует несколько оснований для прекращения действия публичного сервитута на земельный участок:
- Устранение причины, по которой он был наложен.
- Окончание срока действия сервитутного обременения, если оно было срочным, и срок был указан в зарегистрированном акте.
В случае, когда результатом действия сервитутного обременения стала невозможность использования участка по его непосредственному назначению, то собственник вправе через суд требовать прекращения действия этого обременения.
Независимо от того, по какой причине прекращено действие сервитута, это должно быть оформлено правовым актом структур, вынесших решение о наложении обременения, с его последующей государственной регистрацией.
Для принятия решения о прекращении действия сервитута проведение общественных слушаний не требуется, если это не предусмотрено местным законодательством.
Никаких особенных хитростей в этом вопросе нет. Получить чёткое представление о том, что такое земельный публичный сервитут можно прочитав эту статью, но чтобы уяснить все тонкости применения этого права на практике, придётся покопаться в отдельных статьях регионального законодательства РФ, или воспользоваться консультациями опытных юристов.
Видео: Земельные споры -как правильно установить сервитут?
В видеосюжете юрист рассказывает, что представляет собой земельный сервитут.
Рассказывается,я в чем суть подобного ограничения для собственника земельного участка, какими дополнительными обязанностями и на какой срок обременяется владелец, какова процедура установки сервитута на землю.
terrafaq.ru
Публичный сервитут
Публичный сервитут ограничил права собственника участка. Компания-собственник может оспорить решение администрации или заставить платить за ограничение. Как действовать правообладателю, зависит от обстоятельств.
Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.
Содержание статьи
Действующее земельное законодательство понимает под общим понятием сервитута вещное право ограниченного пользования чужим земельным участком. Публичный сервитут налагает ограничения для собственника на распоряжение своим земельным участком. Публичный сервитут – это возможность использовать чужую землю (ст. 23 ЗК РФ). Часто такой сервитут устанавливают субъекты РФ и органы местного самоуправления. Если собственник не согласен с правовым актом о введении ограничений, документ можно оспорить. Также владелец земли может потребовать плату за ограничение своих прав.
Публичный сервитут на земельный участок: что это такое и можно ли возразить
В чем разница между публичным и частным сервитутом
Существует две формы сервитута: публичный и частный. И публичный сервитут, и частный сервитут устанавливают в соответствии с правилами ЗК РФ, а также ст. 274 ГК РФ. От того, какой именно тип ограничений действует, зависит правовое регулирование вопроса:
Остались вопросы по земельным отношениям? Ответ найдется в Системе Юрист
- Нормы о частном – это п. 1 ст. 23 ЗК РФ. О таком сервитуте стороны правоотношений могут заключить соглашение. Также суд вправе вынести решение о таком сервитуте на основании иска частного лица.
- Нормы о публичном сервитуте Земельный кодекс содержит в п. 2 ст. 23. В соответствии с ЗК такой сервитут устанавливается законом либо иным правовым актом, причем только с учетом итогов общественных слушаний.
Основное отличие между частным сервитутом и публичным сервитутом заключается, прежде всего, в круге лиц, для которых он устанавливается:
- частный сервитут устанавливает для частных лиц;
- публичный предназначен для обеспечения интересов государства, органов местного самоуправления или населения в больших масштабах.
Так, использование соседнего земельного участка для проезд собственником к своему участку является примером частного сервитута. А вот использование земельного участка, скажем, для прохода к водоему общего пользования – пример публичного сервитута.
Таким образом, спецификой установления публичного сервитута является не интерес конкретных собственников земельного участка, а общественный интерес, который не связан непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.
42 полезных документа для юриста компании
Каков порядок установления публичного сервитута
Порядок установления публичного сервитута состоит из нескольких этапов:
- Инициатор направляет соответствующее заявление в органы местного самоуправления или субъекта РФ.
- Госорган рассматривает заявление и назначает публичные слушания.
- В ходе слушаний ведут протокол. На заседании должны присутствовать все заинтересованные стороны, в том числе собственники земли, которой коснется обременение.
- По итогам слушаний госорган издает нормативно-правовой акт о публичном сервитуте на земельные участки.
- Акт должен пройти процедуру регистрации.
- Об установлении публичного сервитута вносят информацию в ЕГРН.
Публичный сервитут устанавливается, когда необходимо обеспечить:
- свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
- ремонт коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;
- размещение на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов сетей, подъездов к ним;
- проведение дренажных работ на земельном участке;
- изъятие водных ресурсов, водопой;
- прогон сельскохозяйственных животных;
- сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
- использование участка для охоты, рыболовства;
- проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
25 марта 2019 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии выпустила письмо № 01-02960-ГЕ/19 о порядке регистрации и внесения сведений о сервитутах в ЕГРН.
Публичный сервитут может устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для эксплуатации участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Обременение участка публичным сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и (или) распоряжения. Переход прав на такой участок или предоставление государственного участка с сервитутом гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
Срок действия публичного сервитута определяют в решении о его установлении. Если участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, срок сервитута не может быть дольше срока резервирования таких земель.
Орган власти вправе досрочно прекратить действие публичного сервитута, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен. Сервитут считают прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек его срок. В данном случае решение органа не требуется. Также публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску владельца участка.
Комментарий эксперта: с 2018 года действует специальный порядок установления сервитута
Об изменениях в земельном законодательстве рассказывает Анна Пикалова
В 2018 году ЗК РФ дополнили новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях» (ФЗ № 341-ФЗ от 03.08.2018). Ввели специальный порядок размещения линейных объектов на земельных участках на условиях такого сервитута. В частности, определили:
- перечень органов, уполномоченных принимать решения о его установлении;
- условия установления;
- требования к ходатайству о публичном сервитуте;
- способы выявления правообладателей участков, в отношении которых предполагается установление сервитута;
- порядок принятия решения о введении публичного сервитута;
- основания для отказа в установлении;
- срок действия сервитута;
- правила определения платы;
- требования к соглашению о сервитуте;
- последствия невозможности или существенного затруднения использования участка (его части), обремененного публичным сервитутом;
- права и обязанности обладателя публичного сервитута.
Такой сервитут устанавливают по ходатайству от заинтересованного лица без изъятия участка. Решение принимает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В данном случае публичный сервитут нужен для:
- размещения объектов электросетевого хозяйства, теплосетей, водопроводных сетей и сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
- складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений и (или) строительной техники на период работ на объектах транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
- устройства пересечений автодорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования;
- размещения автодорог и железнодорожных путей в туннелях;
- проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории в связи с размещением линейных объектов федерального, регионального или местного значения, а также перед работами на этих объектах.
При этом публичный сервитут не устанавливают на участках, где граждане занимаются ИЖС, садоводством, огородничеством и личным подсобным хозяйством. Исключение делают, только если сервитут потребовался для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на этих участках. Установление публичного сервитута применительно к землям и участкам из состава земель сельскохозназначения осуществляют с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
Если публичный сервитут устанавливают, хотя есть другие способы прохода, это можно оспорить
Если правообладатель считает, что публичный сервитут нарушает его права, он вправе оспорить нормативный акт. Как правило, споры между правообладателем и органом власти возникают по двум причинам. Собственника участка не устраивает:
- оплата (наличие задолженности) за пользование его землей;
- сам факт установления публичного сервитута.
В обоих случаях препятствовать доступу и загораживать проход через свой участок нецелесообразно. Чтобы защитить свои права, нужно обращаться в суд. Если субъект РФ или орган местного самоуправления злоупотребляет правом, оспорьте его действия.
Земельный кодекс допускает публичный сервитут только при отсутствии иных способов прохода и проезда
Правообладатель может признать недействующим нормативный акт, который устанавливает сервитут. Такая возможность есть, когда постановление нарушает интересы собственника. Изучите соответствующее постановление. Обратите внимание, устанавливает ли оно конкретные границы, которые необходимы для прохода, проезда, обосновывает ли площадь, которую запрашивает. Орган местного самоуправления или субъекта РФ не вправе устанавливать публичный сервитут на весь участок, если не докажет, что нет другого способа обеспечить интересы третьих лиц.
Так, правообладатель оспорил публичный сервитут на земельные участки. Администрация ввела ограничения на землю истца в целях прогона и проезда сельскохозяйственных животных, свободного доступа к прибрежной полосе. Владелец земли в ходе слушаний предлагал три иных варианта проезда и прохода, а также выступил с инициативой решить вопрос о проезде техники через земельные участки заявителя по соглашению сторон. Однако акт об обременении приняли без учета его интересов.
Суд отметил, что в постановлении администрация не указала границы используемого участка. Она не определила часть земли, в отношении которой установила сервитут. Суд сделал вывод, что размер необходимой части земли для проезда и прохода никто не выяснял. Администрация не подтвердила необходимость установления публичного сервитута на всю площадь, которая принадлежит заявителю. Суд признал недействующим постановление администрации (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.09.2011 по делу № А39-465/2011).
Необходимость установления публичного сервитута можно проверить с помощью экспертизы
При необходимости можно обратиться в суд с ходатайством о проведении экспертизы.
Например, в одном деле суд назначил дополнительную экспертизу. Потребовались дополнительные сведения, чтобы определить все возможные способы обеспечить беспрепятственный проход и проезда через земельный участок. Ранее эксперты принимали вопрос без учета части документов: разрешения на строительство, схемы размещения объектов, а также канализационных сетей, которые находятся на спорном участке. С помощью экспертизы суд выяснил, была ли необходимость в публичном сервитуте (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.08.2016 № Ф01-2691/2016 по делу № А17-1658/2013).
За публичный сервитут на земельный участок можно потребовать плату
Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании участка, собственник вправе требовать плату от органа государственной власти или местного самоуправления, которые установили такой сервитут.
Владелец земли, в отношении которой устанавливается публичный сервитут, может взыскать сумму, соразмерную плате за пользование участком (п. 6 ст. 23 ЗК РФ, п. 5 ст. 274 ГК РФ).
Например, в договоре указали стоимость публичного сервитута, который установили для прокладки коммуникаций инженерной инфраструктуры. Собственник не получил своевременно оплату и обратился в суд. Ответчик настаивал, что размер выплат должен определять уполномоченный орган согласно приказу Минтранса России от 17.10.2012 № 373, однако приказ вышел позже, чем стороны подписали соглашение. Поэтому ответчик считал, что оплату надо начислять после публикации акта в «Российской газете». Но суд счел, что плата за публичный сервитут – это плата, которая не относится к категории регулируемых цен, ее устанавливают в соглашении (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.12.2016 № Ф04-5771/2016 по делу № А46-15812/2015).
Комментарий эксперта: новеллы 2019 года касаются платности публичного сервитута
Анна Пикалова поясняет, как плату за публичный сервитут устанавливают по новым правилам
На сегодняшний день порядок установления и функционирования института сервитута регулируют ГК РФ, ЗК РФ, законы об оценочной деятельности, о государственной регистрации недвижимости, а также множество подзаконных НПА. Так, Минэкономразвития России 4 июня 2019 года издало приказ № 321, в котором дало методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут.
В приказе Минэкономразвития № 321 пояснили, как определять плату за публичный сервитут. Рекомендуется исходить из того, что такая плата представляет собой разницу в рыночной стоимости участка (если он в частной собственности) или рыночной стоимости прав на него (если гражданину или организации предоставили участок в государственной или муниципальной собственности) до установления публичного сервитута и после этого. Также в расчет берут ограничения использования участка и другие обстоятельства, связанные с установлением сервитута и деятельностью, которую может вести его обладатель.
При определении платы рекомендуется учитывать:
- разрешенное использование участка;
- ограничения (обременения) прав, которые существовали до установления публичного сервитута;
- степень обременения сервитутом участка в целом, а не отдельной части.
Обстоятельства, которые повлияют на определение суммы, учитывают однократно.
При расчете платы за публичный сервитут учитывают стоимость имущества собственников участков на дату, предшествующую не более чем на 30 дате направления им соглашения о сервитуте. Плату можно определить в соглашении в виде единовременного платежа или периодических выплат. Ее определяют пропорционально площади участка и (или) земель в его границах. Если договорились о периодических платежах, стоит предусмотреть возможность их изменения на размер уровня инфляции за каждый год в течение действия соглашения.
Плату можно перечислять собственнику участка или в установленных случаях на депозит нотариуса. При этом в депозит вносят единовременный платеж (п. 8 ст. 39.46 ЗК РФ).
При досрочном прекращении публичного сервитута внесенная плата возврату не подлежит.
www.law.ru
границы зон действия, протокол слушаний, установление, кадастровый учет
Наряду с частным обременением существует еще одна его разновидность – публичный сервитут. Его отличительной чертой является то, что он утверждается только решением органа госвласти, при этом земельный надел не изымается в пользу государства. Об особенностях публичного обременения и способах его установления речь пойдет ниже.
Что такое публичный сервитут
Публичный или государственный сервитут это:
- Субъективное право (собственник земли вправе требовать оформления обременения от землевладельца смежного надела для ограниченного пользования).
- Способ обременения.
- Оформляется на постоянной основе или носит бессрочный характер.
Признаки публичного обременения:
- Его утверждение происходит для обеспечения общественного или государственного интереса.
- Оформление происходит на основании правового акта.
- Основанием вынесения акта являются итоги общественных заседаний.
Оформление публичного обременения необходимо для осуществления следующих целей:
- Перемещение (передвижение) через участок.
- Территория чужого участка необходима для проведения ремонтных работ, связанных с коммунальными, инженерными линиями и электросетями, а также объектов дорожного благоустройства.
- Выполнение дренажных мероприятий.
- Для осуществления водозабора из объектов водного фонда.
- Для обеспечения прогона и выпаса с/х животных.
- Для осуществления работ по сенокошению в определенный сезонный период.
- Для организации охоты и рыболовства.
- Для проведения временных геодезических работ, а также проведения исследований.
- Обеспечение свободного прохода к прибрежной линии водного объекта.
Данный список не является исчерпывающим.
Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативно-правовым актом:
- законодательным актом;
- другим НПА РФ;
- НПА субъекта РФ;
- НПА органа местного самоуправления.
Утвержденное обременение не должно никаким образом затруднять эксплуатацию участка его владельцем. В случае возникновения таких «преград» землевладелец вправе потребовать изъятия (выкупа) своего участка государством с предоставлением аналогичного либо с полной компенсацией убытков. Для этого лицо, чьи интересы нарушены, обращается в уполномоченный орган с предоставлением полного расчета убытков. Данную калькуляцию выполняет специализированная организация на момент выплаты компенсации.
Если же публичное обременение существенным образом затрудняет эксплуатацию участка, землевладелец может потребовать соразмерную оплату. Порядок обращения в уполномоченный орган аналогичный.
В результате рассмотрения подобных заявлений собственника уполномоченный орган принимает следующие меры в течение месячного срока:
- изымает участок у собственника путем выкупа с компенсацией убытков;
- предоставляет равнозначный участок с компенсацией убытков;
- производит соразмерные выплаты;
- отказывает в требовании.
Далее мы расскажем про границы зон действия публичных сервитутов: что это такое и для чего требуется.
Границы зон действия
В процессе подготовки проектной документации возникают вопросы по оформлению пределов зон действия государственных обременений. На законодательном уровне определен порядок проведения кадастровых мероприятий по созданию земельных наделов, а также постановке их на кадастровый учет. Следовательно, участок считается сформированным, когда все данные о нем занесены в кадастровый реестр.
Перед подготовкой проектной документации по межеванию земли исполнитель имеет дело с двумя типами участков:
- Полностью сформированные участки (состоящие на кадастровом учете).
- Участки, находящиеся на стадии формирования, которым впоследствии предстоит пройти процедуру по проведению кадастровых мероприятий (к таким участкам относятся земли, на которых планируется разместить объекты капитального строительства государственного значения).
В отношении первого типа участков пределы зон действия публичных обременений в проекте межевания должны определяться на основании НПА органа местного самоуправления, которые уже приняты на момент составления проекта. В данной ситуации в проекте закреплено существующее положение земельных правоотношений на местности («status quo»).
Таким образом, в проекте межевания должны быть отображены пределы зон действия уже оформленных публичных обременений. Если же участок не зарегистрирован, тогда предстоит проделать «двойную» работу: установление границ сервитута будет осуществляться после полного оформления участка.
Кадастровый учет
Оформление публичного сервитута на участок возможно только после того, как он пройдет официальную процедуру кадастрового учета. Обременение может быть утверждено на всю территорию участка или на конкретную его часть.
Постановка на учет означает внесение данных об утверждении публичного обременения в государственный кадастр объектов недвижимости. Данный учет уполномочено осуществлять специализированное агентство (Роснедвижимость), а также его территориальные управления и подразделения. Для учета необходимо представить заявление и перечень документации, среди которой обязательным является наличие межевого плана публичного обременения с указанием границ его действия.
Виды обременений
Разграничение осуществляется на основании целей их утверждения. Кроме описанных выше задач, обременение может оформляться в отношении следующих объектов:
- Водный фонд (сервитут определяет ограниченное право каждого гражданина пользоваться объектами водного фонда общего пользования; публичный водный сервитут оформляется для забора водных ресурсов без специальных технических приспособлений, для организации водопоя с/х животных, для передвижения небольших плавательных средств).
- Лесной фонд (сервитут предполагает возникновение права у граждан беспрепятственного и бесплатного нахождения на территории объектов лесного фонда, сбора и использования пищевых лесных ресурсов, участия в различных незапрещенных мероприятиях).
- Публичный сервитут на дорогу — участки территории в пределах зон отвода автодорог общего пользования федерального значения (публичные обременения устанавливаются для проведения работ по прокладке, переносу и переоборудованию технических коммуникаций и их использованию).
Далее мы поговорим про порядок установления публичного сервитута на земельный участок.
Процедура оформления
Итак, как установить публичный сервитут на земельный участок? Утверждение его проходит несколько последовательных стадий.
Обращение с заявлением
Правом подачи наделены граждане и организации, госорганы или органы на местах. До сих пор в законодательстве существует недочет в урегулировании вопроса о том, в какой орган обращаться с заявлением. Практика сводится к тому, что для оформления публичного обременения необходимо обращаться либо к законодательным органам, либо органам исполнительной власти.
Поэтому в ситуации, когда заинтересованным лицом является орган местного самоуправления, то заявление представляется в администрацию муниципального образования. Если заинтересованное лицо – это субъект федерации, то обращаться необходимо в исполнительный орган, компетентный разрешать земельные вопросы.
Заявление должно содержать следующую информацию:
- данные об участке, на котором планируется установить обременение.
- цели его утверждения;
- период действия обременения;
- данные о землевладельцах;
- данные о заинтересованных лицах.
Рассмотрение заявления
Федеральным НПА определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать заявление и заниматься мероприятиями по оформлению публичного обременения. Данный документ также содержит указание на временные рамки рассмотрения подобного заявления вместе с представленными документами.
Акты, имеющие федеральное значение, не содержат подобных требований.
Организация и проведение публичных заседаний
Данное мероприятие представляет собой одну из разновидностей участия населения в решении публичных вопросов. Результатом таких слушаний должен стать протокол, который устанавливает мнение лиц, участвующих в собрании, по установлению публичного обременения.
В данной процедуре принимают участие:
- заинтересованное население конкретной территориальной единицы;
- лица, представляющие интересы организаций, которые расположены на конкретной территории;
- землевладелец, на участке которого планируется установить обременение;
- лица, представляющие интересы органа госвласти или местного самоуправления.
Принятие решения и издания НПА
Решение об установлении обременения должно содержаться в НПА с указанием следующих данных о:
- земельном участке;
- его месте нахождения;
- кадастровом номере, который присваивается в процессе проведения межевания границ участка;
- землевладельце, чей участок обременяется;
- наименовании обременения и его содержание;
- периоде действия обременения и иные условия.
Процедура регистрации
Обременение начинает действовать с момента его госрегистрации – внесения сведений о нем в ЕГРП.
Особенности
Публичное обременение регистрируется при наличии сведений в Реестре о ранее возникших правах на землю. Для регистрации необходим следующий перечень документов:
- заявление от органа госвласти или органа местного самоуправления, издавшего постановление об установлении публичного сервитута;
- квитанция об уплате госпошлины;
- подтверждение полномочий представителя;
- НПА, которым установлено публичное обременение;
- кадастровый план с отображением границ действия обременения при его установлении только на часть участка.
Регистрирующий орган вправе запросить и иные документы.
Далее мы расскажем про протокол общественных слушаний по установлению публичного сервитута.
Протокол общественных слушаний
Итогом общественных заседаний являются следующие документы:
- список участников;
- протокол общественного слушания;
- перечень поступивших вопросов и примечаний.
Однако определяющим документом является протокол, который должен содержать следующую информацию:
- место проведения заседания;
- обсуждаемый вопрос;
- участники с описанием их мнения по установлению публичного обременения;
- результаты публичного заседания с указанием числа лиц, проголосовавших «за», «против» и «воздержались»;
- итоговое решение.
Нормы земельного законодательства предписывают, что для принятия решения об оформлении публичного обременения итоги заседания лишь принимаются во внимание.
Однако конституционные нормы, защищая права граждан и интересы местного населения, относят итоги заседания к обязательному их исполнению. В противном случае за защитой общественных интересов можно обратиться в суд.
Постановление об установлении обременения
На основании итогового решения общественного заседания госорган выносит постановление об установлении публичного обременения. Данный документ содержит:
- решение об установлении обременения;
- сведения об участке с указанием кадастрового номера, места расположения;
- цели оформления сервитута;
- распоряжение по прохождению процедуры госрегистрации конкретной организации;
- распоряжение по публикации документа в официальных СМИ;
- указание конкретного лица, который обязан осуществлять контроль над исполнением постановления.
Следующее видео расскажет еще больше о публичных сервитутах, их установлении, оспаривании и подобных нюансах:
urned.net
Публичный сервитут, что это, как устанавливается (порядок)
Сервитут публичный – это возмездное ограничение права пользования определенным земельным участком или его частью в пользу государства.
Более понятно на вопрос, что такое публичный сервитут, можно ответить следующим образом: это принудительная аренда куска земельного участка у владельца для определенного общественного пользования. При составлении договора тип пользования будет прописан и ни государство, ни другие люди не смог использовать эту землю в иных целях, кроме собственника.
Данный вид ограничения может быть установлен только в результате публичного слушанья, на котором рассматриваются вопросы, связанные с доступом к общественной территории.
Продемонстрировать, что это такое – публичный сервитут, может следующий пример: дом построен на земельном участке, ведущем к единственному водоему.
В данном случае обременением будет являться разрешение проходить всем гражданам по определенной территории участка для попадания к воде, не выходя за установленные границы.
Цели публичного сервитута
Государственный сервитут может быть установлен исходя из ряда определяющих потребностей государства и его жителей:
- Проход и проезд через частную собственность до значимого государственного объекта или территории;
- Свободный доступ всех желающих к прибрежным полосам;
- Необходимость проведения дренажных работ;
- Необходимость использования территории для научных исследований;
- Как единственно возможное место выгона рогатого скота.
Как можно установить публичный сервитут
Установление любого обременения начинается с проведения общественного слушания, которое организует муниципалитет. На слушанье происходит уточнение мнения заинтересованных людей и жителей, проживающих в муниципальном образовании. В случае, когда граждане высказали согласие в необходимости обременения, муниципальные органы выпускают соответствующее постановление, если же люди оказались против, либо воздержались, сервитут быть наложен, не может.
С учетом того, что сервитут устанавливается для реализации гражданских государственных целей, то его установление может происходить только при рассмотрении и подписании определенных государственных актов:
- Нормативный документ местного самоуправления;
- Нормативный акт субъекта Российской Федерации;
- Общегосударственного нормативного акта РФ.
При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.
В случаях, когда пользование территорией затрудненно по адекватным причинам, которые не зависят от собственника, он может обратиться в суд и обязать государство выплатить ему стоимость части участка и забрать ее в собственность.
В случае, когда хозяин обращается в судебные органы и выигрывает процесс государство не только выкупает участок, но и компенсирует все подтвержденные затраты, которые понес хозяин в связи с ограничением прав на пользования землей и использования ее сторонними лицами в своих целях.
Особенности межевания участков при публичном сервитуте
Перед тем как ограничение вступит в законную силу, государство должно внести изменения в кадастровый план земельного участка и указать межеванную территорию.
Для того что бы установить и принять публичный сервитут на земельный участок необходимо:
- дождаться официального постановления на учет сервитута и только после этого ставить вопрос о межевании;
- в случаях, когда земельный участок находится в собственности, но не имеет полноценной регистрации, для установления сервитута участок изначально регистрируется;
- публичные сервитуты могут быть зарегистрированы только после согласия собственника участка, либо поставлен в известность, но дал отказ. В случаях, когда собственник не согласен с межеванием, он имеет право обратиться в суд. Если обращения не было, то считается, что собственник согласен.
Все спорные вопросы межевания участка необходимо решать через суд.
Защита прав собственника при публичном сервитуте
Не все собственники согласны делить свой земельный участок с государством и общественностью. Если хозяин земли считает, что созданный сервитут нарушает его права и ухудшает условия жизни, то он может обратиться в суд.
В соответствии с законами России, рассмотрение вопросов, связанных с публичным сервитутом находится в компетенции только арбитражного суда.
В арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением, в котором указать какие права и почему нарушает обременение и, в просительной части, попросить признать государственный сервитут недействительным.
В судебном процессе основное бремя доказывания ложится на государство или представителя муниципалитета. В судебном заседании им необходимо доказать, что обременение установлено как единственный способ реализации прав и свобод граждан.
В качестве доказательства административные органы должны предоставить:
- документы, которые будут подтверждать, что только данное обременение части земельного участка лица позволяет реализовать права и свободы других граждан.
В данном случае истцу необходимо внимательно изучить предоставленные документы, и в случае необходимости, провести независимую экспертизу, которая опровергнет или подтвердит заключение государства об отсутствии другой возможности реализации прав жителей;
- документы, в которых указана точная цель обременения и в чьих интересах он вынесен. Если сервитут устанавливался для допуска к колодцу, то в документах должно быть указано «для допуска к колодцу».
В данном случае владелец может привести суду доказательства, если они есть, использования земельной полосы для других целей, то есть показать, что условия обременения не соблюдаются;
- протокол общественного собрания, в котором обязательно должны быть указаны сведения о необходимости обременения и отражена точка зрения общественности.
Установление публичного сервитута происходит для соблюдения прав, свобод и потребностей неопределенного круга людей, только в случае, когда отсутствие обременения не позволяет реализовать им свои потребности другим способом.
Важно: государство должно доказать, что только данный способ является возможностью реализации прав и свобод людей. Если доказательств будет недостаточно, сервитут будет признан недействительным.
Собственник земельного участка, в свою очередь, должен опровергнуть весомыми аргументами и доказательствами, документы предоставленные администрацией.
Суд, чаще всего, принимает сторону той стороны, которая смогла привести больше аргументов в свою пользу.
Публичный сервитут устанавливается только на основании голосования общественности, если муниципалитет не проведет голосование должным образом, установить обременение нельзя.
Так же стоит помнить, что обременение, в данном случае, не является безвозмездным оказанием услуг, поэтому при подписании документов стоит внимательно вычитать параграф оплат.
Если предлагаемая сумма не устраивает собственника, он вправе потребовать ее увеличения, так как в настоящий момент минимальной и максимальной ежемесячной выплаты не установлено законом.
prosobstvennost.ru