122 федеральный закон о монетизации льгот – Закон о монетизации льгот — Российская газета

Монетизация льгот пенсионерам и ветеранам труда по оплате ЖКХ

Примеры «монетизации» в России известны её истории. Так, спустя несколько лет после Второй мировой войны, в СССР были ликвидированы трудодни в колхозах. Тогда люди восприняли это как возвращение к нормальной жизни.
[GeoTargeted to=»BY»][GeoTargeting:city][/GeoTargeted]
Кстати, при советской власти натуральных льгот в таких объемах, как сейчас, не существовало. В большинстве своем они появились в 90-е гг., поскольку у государства не хватало средств на выплату зарплаты, труд нередко оплачивался произведенной продукцией, задерживались пенсии. От безысходности и начали вводить так называемые льготы, чтобы человек мог пользоваться транспортом, приобрести необходимые лекарства, получить другие услуги.
В то время едва ли ни половина населения страны пользовалась бесплатно городским и пригородным транспортом, коммунальными услугами, лекарствами и т.д. В результате создалось неравное, несправедливое положение городских и сельских льготников, социальная инфраструктура, транспорт, связь и другие отрасли сферы услуг стали приходить в упадок, поскольку материальных ресурсов для их воспроизводства и развития не хватало.

22 августа 2004 года был принят Федеральный закон №122-ФЗ«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Он является законом, завершающим формирование законодательства, которое в рамках административной реформы разграничивает бюджетно-налоговые полномочия между различными органами власти и органами, представляющими и олицетворяющими эту власть. Принцип, введенный в законе, таков: кто предоставляет гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета, соответственно льготники разделяются на «федеральных» и «региональных».

Согласно Закона №122-ФЗ, до 2010 года в Российской Федерации должен быть завершен процесс замены натуральных льгот денежными выплатами. В обществе этот закон известен как закон «о монетизации льгот» или «льготных выплатах».

Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (участники ВОВ, инвалиды, ветераны боевых действий и некоторые другие категории). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение.
Льготы «региональным льготникам» — ветеранам труда и ветеранам военной службы, труженикам тыла и другим категориям – принимаются региональными властями, соответственно они решают, в каком виде могут быть предоставлены льготы, в денежной или натуральной форме (в этом случае регионы должны оплачивать поставщикам те услуги, которыми пользуются льготники).
Компенсации пенсионерам федеральный закон №122-ФЗ не предусматривает. Льготы пенсионерам определяются исключительно региональными властями. Поэтому к началу 2010 года действия властей направлены на изыскание возможностей по увеличению трудовых пенсий (например, мероприятия по валоризации пенсии).

Льготы по ЖКЖ

Что касается «монетизации льгот ЖКХ» — замены натуральных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг эквивалентными денежными компенсациями, эта мера социальной поддержки перейдет в денежную форму для всех льготников. Механизм их назначения и выплат для всех категорий определяется регионами.
В связи с большой организационной работой (необходимостью сбора заявлений, проверки прав на льготы, корректного начисления сумм льгот) большинство регионов отложило полный переход к выплате компенсаций по оплате услуг ЖКХ до начала 2010 года.

Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг — это не отмена мер социальной поддержки, а равноценный перевод их в другую (денежную) форму. Льготники, которые имеют право на меры социальной поддержки, будут оплачивать расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме, а взамен предоставляемых ранее льгот получат эквивалентную денежную компенсацию. Компенсация расходов предоставляется гражданину по месту его жительства (пребывания).

В случае, если в состав семьи входят несколько лиц, имеющих право на компенсацию расходов, компенсация расходов будет исчислена исходя из общего расхода семьи в равной мере приходящегося на каждого члена семьи, но не более установленных действующим законодательством норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.

Льгота по оплате ЖКУ в натуральной форме не была бесплатной для бюджетов страны. Счета, выставляемые поставщиками услуг, далеко не всегда отражали реальную картину о количестве льготников, о сроке действия их льгот. «Монетизация льгот ЖКХ» сделает распределение средств персонифицированным, учитывающим все положенные по закону льготы для каждого человека.
В большинстве регионов начисление и выплата этой компенсации осуществляется органами социальной защиты населения, постоянно ведущими актуальный регистр льготников своего территориального образования. Компенсации начисляются на основе наиболее выгодной льготы из имеющихся у гражданина, так что, как показывает практика, в некоторых случаях льготник может получать сумму больше, чем в натуральном виде.

Однако надо обратить внимание на следующее: несмотря на то, что при «монетизации льгот ЖКХ» человек получает компенсацию, равную существующей, эта сумма считается его «доходом» и может быть учтена при оформлении субсидии на оплату жилья для малоимущих граждан.

В записи нет меток.

www.soczaschita.ru

Федеральный закон 122 монетизации льгот. Закон «о монетизации льгот»

Федеральное
агентство по образованию

Государственное
образовательное учреждение

высшего
профессионального образования

Тульский
государственный университет

Кафедра
социологии и политологии

Контрольно-курсовая
работа на тему:

«Монетизация
льгот и ее последствия для населения»

Выполнил:
Ф.И.О.

гр.ХХХХХХ

Проверил:Ваховский А.М.

Введение
1

Причины
принятия закона о монетизации льгот и
основные его положения. Кому была
выгодна отмена льгот………………………………………………………………………1-4

Проблемы,
с которыми столкнулись при реализации
закона, и их причины…………………………………………………………………..4-8

Последствия
для населения: плюсы и минусы…………………………8-9

Заключение…………………………………………………………………….9-10

Список
литературы…………………………………………………………..11-12

Приложения…………………………………………………………………..13-15

Введение

Монетизация льгот
– этот вопрос волнует всю нашу страну
с середины прошлого года. Нет смысла
говорить об актуальности этой темы — в
каждой второй российской семье были те
или иные категории льготников. Вопрос
о монетизации не имеет возрастных рамок:
он в равной мере затронул интересы как
школьников, так и пенсионеров. К решению
о принятии законопроекта страна отнеслась
по-разному (см. приложение №2). Это вполне
объяснимо, ведь кому-то монетизация
оказалась выгодной, часть населения
выиграла от перевода льгот в денежную
форму, другая, наоборот, — проиграла.
Предполагалось, что реформа принесет
стране только пользу, но, возможно,
правительство не учло мирового опыта.
Нет ни одной экономически развитой
страны, где все льготы переведены в
денежную форму, будь то Соединенные
Штаты или Швеция.  Это означает, что схема, предложенная
правительством, нигде экспериментально
не подтверждена. Попробуем разобраться,
к чему привела монетизация в нашей
стране.

Причины принятия
закона и его основные положения.

Кому была
выгодна монетизация?

2 июля 2004 года
депутаты Госдумы в первом чтении
большинством голосов поддержали
законопроект о монетизации льгот.
Идеологами и главными реализаторами
этой реформы стали министр здравоохранения
и социального развития М.Зурабов, Герман
Греф, Алексей Кудрин.  Правительство убедило Думу принять
законопроект, представив целый ряд
преимуществ:

    Во-первых, помощь
    придет по точному адресу, тем, кто
    действительно в ней нуждается, минуя
    чиновников.

    Во-вторых, она
    будет конкретной, а не в виде пустых
    обещаний.
    По
    словам А.Исаева (председателя
    комитета Госдумы, ответственного за
    принятия 122 закона) новый закон дает
    населению деньги вместо существовавших
    только на бумаге льгот и приводит меры
    социальной защиты в соответствие с
    рыночной экономикой.  Часть льгот уже давно не работает
    (например, бесплатные лекарства:
    лекарственных препаратов часто не
    оказывалось в аптеках; кроме того, по
    льготам можно было приобрести только
    150 препаратов (обычно самых дешевых и
    неэффективных)). Доказывая необходимость
    принятия закона, сторонники монетизации
    опирались на то, что большинство
    льготников поддерживают монетизацию.
    Однако исследования, проводимые
    Аналитическим Центром Юрия Левады,
    показывают совсем другое: решение
    о замене льгот денежными выплатами
    целиком поддерживают 12% от всех
    опрошенных, по большей части
    поддерживают 21%, по большей части
    против этого 23%, целиком против 34%. 

    К тому же, «отказ
    от бартера в социальной сфере», по
    мнению правительства, приведет к
    снижению тарифов.

    И, наконец, эта
    реформа позволит разграничить полномочия
    федеральной и региональной власти.

Цель реформы
определил Алексей Кудрин: она состоит
в «переходе от популизма к выполнению
государством своих обязательств»  — многообещающий, но довольно обтекаемый
ответ; по народному мнению, цели закона
несколько другие: лишь 13% полагают, что
замена производится для того, чтобы
улучшить положение самых обездоленных,
25% предполагают, что целью является
уравнение положения льготников с теми,
кто не пользовался льготами,
но по мнению большинства (53%) дело
просто в том, чтобы «сэкономить
бюджетные средства» за счет самых
бедных.  Законопроект был принят Госдумой 5
августа 2004 г., одобрен Советом Федераци

www.auturs.ru

Монетизация льгот. Вступительная статья (М. И. Петров, 2004)

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»”» (с изм. и доп. от 29 ноября 2004 г.)

Вступительная статья

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения[1].

В соответствии с Конституцией РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) Российская Федерация является социальным государством со всей свойственной ему атрибутикой, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Современная социальная политика государства опирается на объемный массив нормативных правовых актов, в своей совокупности гарантирующих всем гражданам страны надежную систему социальных льгот и гарантий, обеспечивающих их достойное существование и благосостояние.

Состоявшийся переход к рыночной экономике от планово-административных методов хозяйствования не замедлил сказаться на системе социального обеспечения и социальной поддержки. В соответствии с Конституцией РФ каждому в нашей стране гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Все это в совокупности обусловливает построение системы социально-экономических прав граждан.

Социально-экономические права составляют особую группу основных прав и свобод человека. Они, как известно, касаются положения человека в сфере труда, быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности, образования и преследуют цель обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. Социально-экономические права неотделимы от гражданских (личных) и политических прав и все вместе составляют единый правовой статус человека и гражданина. Природа социально-экономических прав напрямую связана с социальной политикой государства, а их реализация и степень защиты зависят от экономического потенциала государства. Соблюдение социально-экономических прав граждан требует от государства осуществления целого комплекса мер, создания системы правовых и материальных гарантий, что не может быть сделано в краткие сроки, а потому расценивается как задача, решаемая постепенно.

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усиления расслоения общества, ростом безработицы, беженцев, вынужденных переселенцев одной из актуальных проблем является социальная защищенность граждан. Ее решение во многом предопределяется проводимыми государством реформами в социальной сфере. Внутренние процессы, происходящие на российском правовом, экономическом и территориальном пространстве за последнее время, очень сильно сказались на социальном положении ее граждан. Формирование рыночных механизмов заставляет по-другому посмотреть на содержание предоставляемых им прав. Резко возрастает роль льгот, гарантий и компенсаций, улучшающих социально-экономические условия, материально-бытовое и финансовое положение граждан, закрепление которых в актах законодательства позволяет удовлетворять их интересы путем перераспределения материальных благ, ориентируя их как в интересах отдельного лица, так и общества в целом.

Льготы, гарантии и компенсации – это определенные нормативные структурированные свойства и особенности бытия особой категории граждан Российской Федерации, которые являются неотъемлемыми и необходимыми условиями их жизни, условиями их взаимоотношений с обществом и государством. Особая значимость установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций проявляется при их рассмотрении в качестве определенной компенсационной меры за нормативно закрепленные условия их бытия. Развитие законодательства РФ, гарантирующего ее гражданам специальную защиту через представляемые льготы, гарантии и компенсации, позволяет раскрыть природу государства и в определенной степени характеризовать его правовой характер.

Основные направления социальной политики государства были намечены в очередном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В числе насущных для граждан страны проблем, решение которых должно было стать приоритетной задачей государства, были выделены прежде всего качество и доступность жилья, образования, медицинского обслуживания. Вместе с этим в официальных заявлениях власти нередко проводились и более глубокие преобразования, полностью меняющие представление об основных социальных гарантиях, обеспечить которые являлось обязанностью государства. Все это нашло свое место в нормах так называемого Закона о замене натуральных льгот денежными компенсациями.

Названный нормативный акт вызвал, пожалуй, больший общественный резонанс, чем любой иной, принятый за последнее время. Столь активная политика лоббирования не велась ни вокруг какого-либо иного документа, принимаемого законодательной властью страны. Его обсуждение постепенно раскололо страну на два лагеря: ратующих за принятие законопроекта и негодующих в связи с отменой сохранившихся льгот. Мощная акция, проводимая в средствах массовой информации, значительный административный ресурс и про-президенски настроенное парламентское большинство явились основными слагаемыми принятия 22 августа 2004 г. ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»”»[2], который в обществе именуется не иначе как Закон о монетизации льгот.

Опубликованный документ изменил более чем 150 действующих нормативных актов, отменив примерно такое же число. Несомненно, положения большинства из них уже достаточно давно и безнадежно устарели и требовали глубокого и качественного реформирования. Несоответствие многих из них реалиям современной экономической жизни страны не только затормаживало процесс происходящих реформ, но и во многом создавало барьеры на пути реализации гражданами закрепленных прав.

Целью принятия рассматриваемого документа, по убеждению его разработчиков, явилась необходимость защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с учетом закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами вопросов местного значения.

В обозначенном Федеральном законе, по заверению законодателя, решаются задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях Закона о монетизации льгот, субъекты РФ и муниципальные образования должны:

1) при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;

2) реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;

3) предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности посредством установления временного регулирования общественных отношений;

4) не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Нормы Закона должны реализовываться в соответствии с закрепленными положениями и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Вместе с тем в реальной действительности на настоящий момент времени нельзя сказать, что поставленные разработчиком законопроекта перед законодателем цели достигли ожидаемого результата. Принятый Закон вызвал большой общественный резонанс. Реформирование сложившейся системы социальных гарантий и компенсаций началось более чем кардинально, не была подготовлена достаточная нормативная база, обеспечивающая реализацию отдельных положений Закона. Кроме того, практически отсутствуют источники финансирования, способные покрыть расходы при реализации компенсационных норм Закона.

Отметим, что законодатель разделил всех лиц, чья судьба во многом зависит от вступления в силу Закона о замене натуральных льгот денежными компенсациями, на две (а то и более) далеко не равные категории: те, чья социальная стабильность будет напрямую зависеть от средств федерального бюджета, и тех, кто отнесен к числу так называемых региональных льготников. Вместе с тем абсолютное большинство отмененных льгот (и, соответственно, льготников) осталось без замены денежными средствами. Нормы Закона на этот счет носят отсылочный характер и предлагают дождаться принятия соответствующих подзаконных актов, регламентирующих процедуру и размеры такой компенсации.

Резюмируя все сказанное, можно отметить, что принятый законодательный акт, как никакой иной, далек от совершенства, однако вся проблема кроется в том, что предлагаемый им механизм не только не принят, но и не находится в стадии разработки, так что, чего следует ожидать с момента вступления его в силу лицам, чьи интересы он затронул (а это без малого абсолютное большинство населения страны), остается только догадываться.

Следует отметить, что нормы Закона о монетизации льгот сохранили некоторые, хотя и размытые, рамки того, что интересы граждан, чьи права на льготы возникли до 1 января 2005 г. (т. е. до момента вступления Закона в силу), будут сохранены в той части, в которой они действовали вплоть до принятия данного нормативного акта.

Осознавая то обстоятельство, что социальное положение большинства населения будет во многом зависеть от волеизъявления местных органов власти, законодатель обязал последних при издании нормативных правовых актов соблюдать следующие условия:

1) вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г.;

2) при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Принимая во внимание все вышесказанное и учитывая практическое отсутствие нормативной базы, регулирующей механизм реализации монетизации льгот, было составлено настоящее пособие, дающее возможность разобраться льготникам в изменениях, произошедших в их правовом статусе. Структура настоящей работы выбрана с тем условием, чтобы раскрыть права и гарантии льготников как можно в более полном объеме. Построение глав и разбивка параграфов не подчиняются общей структуре законодательного акта, текст составлен с учетом категорий льготников, чьи права и интересы описаны в Законе о замене натуральных льгот денежными компенсациями. В тексте пособия не встречаются суждения относительно положительных или отрицательных сторон Закона, была сделана попытка объективно раскрыть содержание последнего, решение о его значимости для льготников отдано на суд читателя.

kartaslov.ru

alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Top