Банкротстве кредитных организаций – 4.1. /

Содержание

Банкротство кредитных организаций: особенности процедуры банкротства банков

Банкротство кредитных компаний в Российской Федерации может быть признано только с помощью арбитражного суда, который принимает решение о неплатежеспособности, а также удовлетворении всех требований кредиторов по выполнению финансовых обязательств.

Какие компании принято считать финансовыми

Понятие финансовой компании четко регламентируется Федеральным законом №135.

Согласно этому закону, финансовая компания – это, прежде всего субъект хозяйствования, который осуществляет оказание финансовых услуг.

Статья 127 Федерального закона четко определяет перечень финансовых компаний, в состав которых включены:

  • кредитные и страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • клиринговые компании;
  • все участники рынка ценных бумаг;
  • торговые компании;
  • кредитные кооперативы;
  • МФО – микрофинансовые организации.

Стоит заметить, что все вышеперечисленные организации осуществляют процедуру банкротства по одному и тому же принципу

.

Федеральный закон о несостоятельности кредитных организаций

Специальный закон, который действовал по этому вопросу, уже отменен. Теперь действуют такие Федеральные законы, как:

  • Федеральный закон №127 “О несостоятельности”, который четко регламентирует все аспекты данного дела;
  • Федеральный закон №395, который определяет статус кредитных компаний, попадающие под процедуру банкротства;
  • Федеральный закон №126, который определяет процедуру проведения банкротства для кредитных организаций.

Признаки банкротства банка

Согласно Федеральному закону №127, неплатежеспособность кредитной компании определяется при наличии одного из нескольких обязательств, а именно:

  • наличие задолженности, которая находится в просроченном состоянии более двух недель;
  • пассивы намного превышают активы компании.

Признаками банкротства, на основании которых могут принять решения о банкротстве, являются:

  • наличие просроченного долга на общую сумму свыше 1000 МРОТ, в том числе берется во внимание долг, как перед коммерческими, так и перед частными клиентами;
  • наличие долга по таможенным либо налоговым платежам;
  • существующие долги по дебетовым переводам клиентов;
  • документы, которые подтверждают неплатежеспособность кредитной организации;
  • объем существующих денежных обязательств превысил стоимость самой организации.

Стоит также отметить, что признаки неплатежеспособности связаны не только с наличием задолженности.

Помимо этого берется во внимание:

  • уровень оттока клиентов существенно вырос, что приводит к оттоку капитала;
  • необходимость в больших инвестициях и так далее.

Особенности

В большей степени, банкротство способно нанести вред только самому владельцу кредитной организации, поскольку эта ниша никогда не остается пустой и ее быстро занимают новые компании.

Как показывает практика других государств: процесс банкротства, потеря капиталовложения некоторых вкладчиков приводит к серьезной панике, и как следствие, большому количеству расторгнутых соглашений. Из-за этого, очень трудно восстановить утраченный баланс и поэтому банкротство, скорее всего, будет неизбежным.

Особенностью банкротства на территории Российской Федерации принято считать:

  • привлечение к проведению процедуры государственной корпорации по страхованию вкладчиков;
  • невозможность осуществить процедуру до полного аннулирования генеральной лицензии.

Процедура

Вопрос о начале процедуры банкротства начинается с подачи соответствующего заявления и подготовки необходимого перечня документов.

Как заполняется заявление

Действующим законодательством не предусмотрена форма, в которой необходимо подавать заявление. Он создается в произвольной форме. При этом инициатором может выступать:

  • кредиторская организация;
  • группа кредиторов;
  • временно назначенная администрация;
  • контролирующее ведомство.

На следующем этапе необходимо опубликовать объявление в СМИ

Законодательная база в этом вопросе требует обязательной публикации соответствующего объявления в газетах. С начала 2015 года, если инициатором являются кредиторы, то именно они должны совершать данную процедуру уведомления.

Вся информация о ходе процедуры публикуется:

  • на сервисе Единого Федерального реестра сведений о банкротстве;
  • в газетах “Коммерсантъ” и “ Русская газета”.

Ключевыми сообщениями в этом понимании являются уведомления о начале процедуры наблюдения и конкурсного производства. Это необходимо для формирования всех требований кредиторов.

Отличительной особенностью кредитных организаций является тот факт, что процедура восстановления платежеспособности осуществляется вне судебного производства, при этом тщательно контролируется ведомственными организациями.

Ведомственная организация назначает временную администрацию, которая полностью отвечает за все публикации в СМИ и контролирует весь рабочий процесс кредитной компании.

Все важные уведомления передаются в Центральный банк для быстрого изменения в реестре сведений о банкротстве кредитных организаций.

Все принятые решения арбитражным судом необходимо в обязательном порядке публиковать в местных газетах, по адресу, где зарегистрирована организация.

Стоит отметить, что процедура банкротства отличается от обычной, и исключает процедуру финансового оздоровления и внешнего управления.

Единственная процедура в банкротстве — конкурсное производство. На том этапе принимается решение о назначении торгов по продаже имущества организации, конечная цель которых – полный расчет по действующим обязательствам.

Исходя из этого, процедура банкротства кредитной организации состоит из таких этапов:

На этапе наблюдения контролирующее ведомство вводит внешнюю администрацию, которая контролирует финансовую деятельность и запрещает без предупреждения осуществлять платежные операции.

На этапе конкурсного производства происходят торги, после которых осуществляет расчет с клиентами организации, а также кредиторами.

Способы избежать процедуру банкротства

Для того чтобы избежать неплатежеспособности кредитной организации можно воспользоваться одним из способов, а именно:

  • начать процедуру реорганизации;
  • серьезные финансовые вложения со стороны учредителей;
  • изменения в плане организационных работ;
  • пересмотр уставного капитала и собственных финансовых средств;
  • решение об использовании временной администрации.

Как показывает практика, использование хотя бы одного из этих способов позволит не только избежать процедуры банкротства, но и существенно увеличить прибыль кредитной компании за счет увеличение клиентов и оборота собственных активов.

Интересный факт: как показывает практика, на сегодня существует тенденция к искусственному приведению до неплатежеспособности кредитной компании. Порядка 60% всех заявлений об инициализации банкротства оказываются ложными и им назначено наказание в виде административного штрафа либо уголовного производства, предусматривающего тюремный срок
до 7 лет
.

Представление интересов кредитной организации в суде

На видео ниже разъясняются некоторые нюансы процедуры банкротства банка.

Срочно нужны деньги? Возьми их в проверенных компаниях на льготных услоивиях:

votbankrot.ru

Банкротство кредитных организаций — Банкротство

Банкротство кредитных организаций:

Закон о банкротстве относит кредитные организациибанки, наряду со страховыми организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, к числу финансовых организаций.

Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» №40-ФЗ (далее – Закон о банкротстве кредитных организаций).

Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определенные сделки.

Необходимо отметить, что под банкротством кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций). Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей.
Кроме того, требования к кредитной организации в совокупности должны составлять не менее 1000 МРОТ.

Особенностью возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности кредитной организации является тот факт, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций.

Отзыв лицензии производится Банком России либо по своей инициативе, либо по заявлению должника, кредиторов (в том числе граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада или договору банковского счета) и уполномоченных органов.
Основаниями для отзыва лицензии у кредитной организации могут служить, в частности, установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия, задержка начала банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи, установление фактов недостоверности отчетных данных, осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией, и т.д. Перечень оснований, закрепляемых в ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»№395-ФЗ (далее – Закон о банках), является закрытым.Если Вас интересует вс я информация о банкротство ип, банкротство ип стоимость, закрыть ип с долгами.

Согласно действующему российскому законодательству до дня отзыва лицензии могут быть реализованы следующие досудебные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

— финансовое оздоровление;
— назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
— реорганизация кредитной организации.

При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе.

В этих целях могут осуществляться разнообразные меры «досудебной санации»:

  • оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  • изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
  • изменение организационной структуры кредитной организации;
  • приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).

Финансовая помощь кредитной организации может быть оказана в виде:

  • размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее 6 месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  • перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
  • дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
  • прощения долга кредитной организации;
  • новации (ст. 8 Закона о банкротстве кредитных организаций»).

В определенных случаях Банк России вправе назначить специальный орган управления кредитной организацией – временную администрацию, которая полностью либо частично будет осуществлять полномочия исполнительных органов банка.
В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. Временная администрация назначается на срок не более 6 месяцев.

Еще одной мерой по предупреждению банкротства, осуществления которой Банк России вправе требовать от кредитной организации, является реорганизация.
Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения на основании соответствующих договоров, в которых и устанавливаются условия и сроки реорганизации.

Из процедур банкротства в отношении кредитных организаций оставлено только конкурсное производство. Предусмотренные Законом о банкротстве процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения при банкротстве кредитной организации не применяются.
Наличие признаков несостоятельности кредитной организации является основанием для признания ее банкротом и открытия конкурсного производства.

В настоящее время конкурсным управляющим может быть либо специализированный орган – Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство). Законодатель признает необходимость государственного участия в контроле за процессом осуществления процедуры конкурсного производства в отношении кредитной организации. Агентство обеспечивает такое государственное участие путем решения задач двоякого рода: во-первых, задач конкурсного производства (специальных задач), во-вторых, задач общего характера, направленных на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитной организации, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.

Наряду с Агентством в роли конкурсного управляющего может выступать аккредитованное Банком России физическое лицо. Оно осуществляет свои функции в отношении кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Порядок и основания аккредитации таких лиц, продление срока действия или аннулирование аккредитации, переоформление и др. регулируются Положением ЦБ РФ «Об аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций» № 265-П.

Кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства.

Имеется определенная специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так, требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» № 177-ФЗ , относятся к 1-й очереди. Следует заметить, что удовлетворение требований кредиторов 1-й очереди осуществляется в 2 этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом на осуществление предварительных выплат кредиторам 1-й очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации.

После начала расчетов с кредиторами 1-й очереди в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже 1 раза в 3 месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства.

Функции по ликвидации кредитных организаций, привлекавших вклады населения, а также отсутствующих банков возложены на корпоративного ликвидатора – государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство). Таким образом, сфера деятельности конкурсных управляющих – физических лиц сузилась до ликвидации банков, не привлекавших денежные средства физических лиц во вклады. Кроме того, в случае отстранения арбитражным судом конкурсного управляющего – физического лица ликвидатором также назначается Агентство. Вместе с тем процедура аттестации арбитражных управляющих фактически заменена на процедуру аккредитации в Банке России конкурсного управляющего – физического лица через СРО арбитражных управляющих, поднадзорные Росреестру.

Особенности банкротства финансовых организаций

К отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), Закон применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

Кредитные организации

Основания для признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Процедуры банкротства кредитных организаций

По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений:

— о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;
— об отказе в признании кредитной организации банкротом.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Страховые организации

При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами, указанными в статье 35 настоящего Федерального закона, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью.

Заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано в арбитражный суд должником, конкурсным кредитором, уполномоченным органом.

В случае введения в отношении должника — страховой организации процедур банкротства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, должник или конкурсный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедуры наблюдения или конкурсного производства уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью, о введении в отношении должника соответствующей процедуры банкротства.

Продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления.
При проведении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом.

Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

Право требования страхователей в случае банкротства страховых организаций

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил на дату принятия указанного решения, прекращаются.

Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать осуществления страховой выплаты.

Удовлетворение требований кредиторов третьей очереди

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

1. в первую очередь — требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;
2. во вторую очередь — требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;
3. в третью очередь — требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования.
4. в четвертую очередь — требования иных кредиторов.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.

Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг.

Особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, не урегулированные настоящим параграфом, а также меры по защите прав и законных интересов клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг могут устанавливаться федеральным законом. Вся интересующая информаци о  бесплатное банкротство, дешевое банкротство . В случае введения в отношении должника, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, процедур банкротства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедур банкротства направить соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг, саморегулируемую организацию, членом которой является профессиональный участник, и клиентам профессионального участника.

В извещении, направляемом клиентам профессионального участника, предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

Ограничения совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства, за исключением конкурсного производства, не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Особенности внешнего управления и конкурсного производства профессионального участника рынка ценных бумаг

В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг, на хранении и (или) учете у него, другой организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.

Ценные бумаги и иное имущество клиентов, в том числе денежные средства, принадлежащие им и находящиеся на специальном брокерском счете профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность, не включаются в конкурсную массу. Дополнительную информацию о читай банкротство ип, банкротство ип стоимость, закрыть ип с долгами. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированных организаторами торгов или клиринговыми организациями.

С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг или учитываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим.
Размер принадлежащих каждому клиенту и подлежащих возврату денежных средств, находящихся на специальном брокерском счете, устанавливается на основе бухгалтерского учета профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность.

В случае введения конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего хранение и (или) учет прав на ценные бумаги, принадлежащих его клиентам, профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан передать эти ценные бумаги другому указанному клиентом профессиональному участнику рынка ценных бумаг.

В случае введения конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, реестра владельцев паев паевого инвестиционного фонда, реестра участников негосударственного пенсионного фонда или реестра требований кредиторов, такой профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан в течение месяца с даты введения конкурсного производства передать информацию и документы, входящие в состав таких реестров, другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, указанному клиентом или арбитражным управляющим.

xn--80abeb1breebrggmb.xn--p1ai

Банкротство кредитных организаций: ход процедуры, стадии, последствия