Является ли дорога объектом капитального строительства
Объекты капитального строительства: определение
До 2005 г. использовались такие правовые конструкции, как «объекты недвижимости в градостроительстве», «объекты градостроительной деятельности». С внесением некоторых корректив терминология изменилась. Так, с 2005 года в российском законодательстве впервые был введен термин «объект капитального строительства». Понятие и определение этой категории фигурируют не только в градостроительстве, но и в иных отраслях права (оперируют термином также в земельном, лесном законодательстве, гражданско-правовой сфере).
К объектам производственного характера относятся здания и сооружения промышленного назначения, а также объекты безопасности и обороны. Сооружения жилищного фонда, коммунально-бытового, культурного, социального назначения и капитального характера принято относить к непроизводственному виду.
Объект капитального строительства
В Приказе Министерства рег развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» говориться:
1.Утвердить прилагаемый Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Объекты капитального строительства
Индивидуальные жилые дома — отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. В их число также включаются дома коттеджного типа (при которых имеется небольшой участок земли; коттеджи бывают преимущественно двухэтажными с внутренней лестницей, на первом этаже которых обычно расположена общая комната, кухня, хозяйственные помещения; на втором этаже — спальни), одноквартирные блокированные жилые дома, состоящие из автономных жилых блоков.
Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Объект капитального строительства
объекты и сооружения из быстровозводимых конструкций в виде накрытия пешеходных тоннелей и лестничных сходов, элементы организации придомовой территории при устройстве входных групп: пандусы, подъемные механизмы и иные устройства, монтируемые с целью обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения [21] .
Вспомогательные виды разрешенного использования объектов капитального строительства устанавливаются в градостроительных регламентах правил землепользования и застройки поселений и городов федерального значения. Вспомогательные виды разрешенного использования, допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования (и условно разрешенным видам использования) и осуществляются совместно с ними.
Что относится к объектам капитального строительства: что гласит Градостроительный кодекс
У меня такой вопрос к знающим людям, если тут таковые конечно есть. Прочел я статью, что такое объект капитального строительства я понял, тогда что такое некапитальное строительство? Типа щитовой дом без фундамента, который я могу разобрать и перевести. И есть ли какие то требования к ним в законе? Как регистрировать, могу ли прописаться? Спасибо
Уважаемый Михаил. Все типы объектов и регламентирующий закон приведен в нашей статье. Очень жаль, что у Вас остались вопросы, но мы не можем переписать объекты еще раз. Прочтите пожалуйста статью или уточните, какой объект у Вас, а мы ответим – к какому типу он относится.
Является ли дорога объектом капитального строительства
Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 N 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» относит к объектам недвижимости сооружения связи, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
система инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;
Является ли дорога объектом капитального строительства
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Является ли дорога объектом капитального строительства
Очевидно, что в зависимости от соответствия технических характеристик, способа и условий строительства дорог критериям, установленным ст. 130 ГК РФ, эти объекты могут признаваться как движимым, так и недвижимым имуществом. В судебной практике имеются примеры решений, в которых гравийные дороги рассматриваются как объекты недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации (смотрите, например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 N 15АП-824/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2008 N Ф08-2759/2008, от 11.01.2009 N Ф08-7879/2008, ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2005 N А56-28274/04).
Для решения вопроса о необходимости государственной регистрации права собственности на гравийную дорогу необходимо установить, отвечает ли это имущество признакам объектов капитального строительства. Если гравийная дорога является временным сооружением, то регистрировать право собственности на нее не требуется. Если в соответствии с техническими характеристиками гравийная дорога может быть квалифицирована как недвижимость, существенное значение имеет то обстоятельство, построена она в установленном порядке либо является объектом самовольного строительства.
Является ли дачный дом объектом капитального строительства
Однако, с учётом существующих строительных технологий, сложно представить себе объект, который не может быть перемещён, и в то же самое время перемещение любого, даже явно некапитального, объекта, как правило, влечёт тот или иной ущерб его назначению. То есть понятие и признаки недвижимости (а значит и признаки некапитального объекта) фактически недостаточно конкретизированы.
Капитальным называется строительство каких-либо объектов, требующих выполнения не только строительных, но и земельных работ. При капитальном строительстве создаются новые сооружения и реконструируются уже существующие объекты. Определение объектов капитального строительства дано в Градостроительном кодексе РФ, однако законодательное регулирование осуществляется не только данным документом, но и нормативными актами других отраслей права: гражданско-правовой, земельной, лесной.
Является ли дорога объектом капитального строительства
объекты, обеспечивающие участие в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
объекты, обеспечивающие организацию проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
25 Июл 2018 yslygiur 291 Поделитесь записьюurist-yslugi.ru
Письмо Минэкономразвития № Д23и-2426 Грунтовая дорога как объект недвижимости
Ответ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
Таким образом, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.
В соответствии со статьей 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании:
правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке).,
разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).
Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).
Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).
Учитывая изложенное, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен также на стадии получения разрешительной документации.
Вместе с тем позиция судов по указанному вопросу (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 г. по делу N А63-17028/09, от 5 марта 2011 г. по делу N А63-9195/2010, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2011 г. по делу N А63-11904/2010, от 7 марта 2013 г. по делу N А63-10604/2012, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2010 г. по делу N А49-11707/2009, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2009 г. по делу N А05-3071/2009, от 11 октября 2010 г. по делу N А26-2336/2010, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г. по делу N А33-737/2011, и др.) сводится к следующему.
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.
Таким образом, судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.
В силу статей 16, 22 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет сооружения осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и технического плана сооружения.
При этом сведения о сооружении, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане в том числе на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (часть 8 статьи 41 Закона о кадастре).
Таким образом, учитывая положения части 8 статьи 41 Закона о кадастре, в случае, если выдача разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подготовка проектной документации объекта недвижимости предусмотрена действующим законодательством, технический план объекта недвижимости должен быть подготовлен на основании такого разрешения или проектной документации, копии которых подлежат обязательному включению в состав приложения к техническому плану.
Исходя из положений приказа Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» тротуары, дорожки, внутриквартальные проезды, стоянки-карманы и т.п. относятся к элементам благоустройства.
Врио директора
Департамента недвижимости
В.А.ЯЦКИЙ
kiportal.ru
Является ли грунтовая дорога недвижимым имуществом
Запомнить меня на этом компьютере Забыли свой пароль?
ЗАО по договоренности с администрацией города и в связи с производственной необходимостью построило объект «автодорога общего пользования». Дорога построена из камня и щебня.
- Вексель, корпоративные отношения, поставка, обязательства и прочее. Однако дорога — это однозначно объект недвижимости.
- В соответствии со статьей 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании..
- Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации далее — ГрК линии электропередачи, линии связи в том числе линейно-кабельные сооружения , трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
- Судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке. Вексель, корпоративные отношения, поставка, обязательства и прочее.
Данные материалы были насыпаны и утрамбованы строительной техникой. На период строительства автодороги заключен договор аренды земельного участка, срок действия которого истекает 14.
После окончания срока аренды земельного участка фактически дорога вместе с земельным участком перейдет в пользование городу. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество. Аналогичный критерий отнесения вещей к недвижимому имуществу содержится и в ст. Вместе с тем в ст.
Кроме того, в п. Как можно заметить, гражданское законодательство не содержит четкого перечня имущества, которое однозначно относится к недвижимому.
Государственная регистрация прав на автомобильные дороги
Следовательно, является ли грунтовая дорога недвижимым имуществом решении вопроса об отнесении того или иного имущества к недвижимости необходимо рассматривать его характеристики с точки зрения критериев, указанных в ст.
При этом суды отмечают, что такой признак, как прочная связь с землей, не является единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. В связи с этим вопрос об отнесении того или иного имущества к недвижимому имуществу должен рассматриваться с учетом всех нюансов, имеющих отношения к объекту.
В Федеральном законе от 08.
Пользовательское меню
Актуализированная редакция СНиП 2. Приказом Минрегионразвития России от 30. Требования настоящего Свода правил не распространяются на временные дорогииспытательные дороги промышленных предприятий и автозимники.
Данные элементы позволяют сделать вывод, что автодорога представляет собой комплексное сооружение, непосредственно связанное с землей, при этом нарушение этой связи приведет к уничтожению объекта как дороги. Подобную позицию можно встретить и в решениях судов. Несмотря на то что автодорога представляет собой сложный элемент, демонтаж которого, несомненно, приведет к является ли грунтовая дорога недвижимым имуществом объекту ущерба, некоторые суды признают его движимым объектом исходя из отсутствия самостоятельного функционального назначения.
- Это объясняется отсутствием конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта;
- Вопрос Является ли грунтовая дорога объектом недвижимости?
- Ответ Грунтовая дорога как объект недвижимости — Компания Гео-Проект;
- Войти анонимно Не добавлять меня в список активных пользователей;
- Учитывая изложенное, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен также на стадии получения разрешительной документации;
- Отправлено 19 Август 2003 — 17:
Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение». В частности суд указал, что, с одной стороны, автомобильная дорога является конструктивным элементом, состоящим из дорожного полотна замощения.
- Самое популярное Природный парк «Волго-Ахтубинское междуречье»;
- Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием;
- Полагаем, что, поскольку автодорога построена путем насыпки и трамбовки камня и щебня без создания конструктивных элементов, отнесение данной автодороги к объектам недвижимости вызывает сомнения и является достаточно спорным.
С другой стороны, суд указал, что гравий при переносе не теряет своих качеств, необходимых для дальнейшего использования. Это объясняется отсутствием конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта.
- Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием. Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
- Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
- Для целей государственной регистрации должен быть решен вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым?
Кроме того, по мнению суда, в деле не было представлено доказательств, что подъездная дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства является ли грунтовая дорога недвижимым имуществом объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.
Для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. В данном случае доказательств того, что спорные дороги создавались как объекты недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства именно объектов недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введены в эксплуатацию в установленном порядке, не представлено.
Также не представлено доказательств того, что на момент приватизации правопредшественник являлся собственником таких объектов недвижимости, как автомобильные дороги; инвентарные карточки учета основных средств таким доказательством не являются.
Как можно заметить, на сегодняшний день у судов нет единого однозначного мнения о том, относится ли автомобильная дорога к объекту недвижимости, или. Следовательно, при квалификации автодороги как объекта недвижимости необходимо исходить из следующих признаков:.
- Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию статья 55 ГрК;
- Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Полагаем, что, поскольку автодорога построена путем насыпки и трамбовки камня и щебня без создания конструктивных элементов, отнесение данной автодороги к объектам недвижимости вызывает сомнения и является достаточно спорным. Кадастровый учет недвижимости, кадастро
ugonanet-spb.ru
Является ли асфальтовая дорога недвижимым имуществом? — Налоговое право — Право — Юридические статьи
Является
ли асфальтовая дорога недвижимым имуществом?
Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ст. 130 ГК РФ основным критерием отнесения вещи к недвижимости является ее прочная связь с землей, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.
В п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Для признания асфальтовой дороги недвижимым имуществом как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
В Постановлении ФАС Центрального округа от 03.07.2009 № Ф10-2234/09 по делу № А14-15447/2008/516/13 указано, что покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений. При этом твердое покрытие (площадка) имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу, входящему в такой имущественный комплекс. В рассмотренном Постановлении ФАС Центрального округа пришел к выводу, в данном конкретном случае спорный объект не может быть отнесен к недвижимому имуществу.
Аналогичная позиция приведена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2008 по делу № А05-4976/2007. Суд пришел к выводу, что по смыслу ст. 130 ГК РФ прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость, с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
На основании изложенного, если асфальтовая дорога в силу ее характеристик может быть отнесена к объектам недвижимости, права на нее подлежат регистрации в ЕГРП.
advokat48.ucoz.ru
Проблемы правовой квалификации автомобильных дорог как объектов недвижимости и охраны земель при их размещении (Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
Все статьи Проблемы правовой квалификации автомобильных дорог как объектов недвижимости и охраны земель при их размещении (Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
Правовое регулирование использования автомобильных дорог осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об автомобильных дорогах), который имеет собственный предмет правового регулирования, не охватываемый иными федеральными законами. Таким образом, в рассматриваемом сегменте законодательства не дан однозначный ответ на вопрос о необходимости и возможности регистрации автомобильной дороги как объекта недвижимости.
Учитывая положения Закона об автомобильных дорогах, а именно пункт 1 статьи 3, под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Прежде всего необходимо отметить, что приведенное легальное определение автомобильной дороги не относит ее к объектам недвижимости. В то же время, если обратиться к Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс), автомобильные дороги являются линейными объектами (сооружениями) (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса). Вместе с тем ни статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), ни Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации), вступивший в силу с 1 января 2017 года, ни Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) линейные объекты к недвижимым вещам прямо не относят. Однако если ранее в Законе N 122-ФЗ упоминалось о линейных объектах как объектах недвижимого имущества, являющихся сложными или неделимыми вещами (статья 16 Закона N 122-ФЗ), то в Законе о регистрации об этом вообще не упоминается.
В правоприменительной практике постоянно возникают вопросы, связанные с приобретением и оформлением прав на дороги и дальнейшим правовым режимом такого имущества. Основным остается вопрос о возможности отнесения такого объекта к недвижимым вещам.
Полагаем, что ответ на вопрос о необходимости и возможности регистрации автодороги как объекта недвижимости является важным не только в целях уточнения характеристик автодороги как объекта гражданских отношений, но и с точки зрения наиболее эффективной охраны земель, используемых в автодорожной деятельности, так как требования к объекту недвижимости существенно отличаются от требований к дороге, квалифицируемой как улучшение характеристик земель.
Анализ судебной практики показывает, что сегодня можно выделить несколько основных подходов к квалификации автомобильных дорог как объектов гражданских прав.
Согласно первому подходу автомобильные дороги как общего так и необщего пользования — это объекты недвижимости, право собственности на которые должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП; с 1 января 2017 года — Единый государственный реестр недвижимости). Факт, что в Законе об автомобильных дорогах отсутствует четко обозначенный правовой статус автомобильной дороги как объекта недвижимого имущества в том числе в целях государственной регистрации прав на нее, не может расцениваться в качестве запрета распространения нормы статьи 131 Гражданского кодекса на такие объекты.
Право собственности на сооружение — дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке и индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.
Возможность приобретения права собственности на автомобильные дороги вытекает из общих оснований приобретения права собственности на имущество, предусмотренных статьей 218 Гражданского кодекса.
Согласно статье 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании такого документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Таким образом, единственным условием квалификации дороги необщего пользования как объекта недвижимости является факт наличия документов, подтверждающих создание такого объекта как объекта капитального строительства, а именно:
1) наличие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект. В случае если участок не находится в собственности лица, построившего автодорогу, а законные пользователи земельного участка не давали согласия на строительство автомобильной дороги, то это обстоятельство служит основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в регистрации права на этот объект (см. [6]). Следует отметить, что недостаточно факта наличия права собственности на земельный участок, необходимо, чтобы его разрешенное использование, указанное в правоустанавливающих документах, соответствовало фактическому использованию этого земельного участка;
2) наличие документов, подтверждающих создание объекта как объекта капитального строительства. К таким документам относятся:
— разрешение на строительство, выданное в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса;
— разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное в соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса.
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон N 384-ФЗ) сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, для квалификации автомобильной дороги как самостоятельного объекта недвижимости, подлежащего государственной регистрации, необходимо соблюдение требований, установленных для создания объектов недвижимости, то есть не только получение разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, но и соблюдение градостроительных и строительных норм и правил, наличие документов, подтверждающих соблюдение установленных требований для объектов капитального строительства.
Согласно второму подходу, используемому при квалификации автомобильных дорог, дорога является улучшением свойств земельного участка, необходимых для использования его в целях движения транспортных средств, перемещения людей, грузов.
При этом для создания такого объекта не требуется соблюдение градостроительных норм и правил, а также законодательства, регулирующего градостроительную деятельность и деятельность по созданию объектов капитального строительства.
Твердое дорожное покрытие (замощение) из асфальта, щебня, гравия, бетона либо иных материалов обеспечивает ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь обеспечивает вспомогательную функцию для более эффективного использования объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, улучшая полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. При этом любое твердое покрытие земельного участка не должно препятствовать использованию такого земельного участка для иных целей.
Таким образом, для квалификации автодороги как вспомогательного объекта, не обладающего признаками недвижимости, достаточно установления следующих фактов:
1) отсутствие документов, подтверждающих факт создания объекта капитального строительства с учетом требований статей 51 и 56 Градостроительного кодекса и Закона N 384-ФЗ;
2) наличие правоустанавливающего документа на земельный участок с указанием такого вида его разрешенного использования, при котором допускается улучшение земельного участка посредством его частичного замощения;
3) соблюдение требований Закона об автомобильных дорогах в целях обеспечения безопасности перемещения автотранспорта, пассажиров, грузов.
Аналогичные позиции сформулированы в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 января 2012 года N 4777/08 [8] и от 28 мая 2013 года N 17085/12 [9], из которых следует, что объекты, которые, хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе. Не являются недвижимым имуществом сооружения, представляющие собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Такие сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют лишь неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены, и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должны следовать судьбе этого земельного участка.
Поскольку любое твердое покрытие не имеет самостоятельного функционального назначения, создано исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживает только земельный участок, на котором расположено, суды приходят к выводу о том, что покрытие — неотъемлемая часть земельного участка и в соответствии с нормами статей 128 и 130 Гражданского кодекса не может относиться к недвижимому имуществу. В силу приведенных положений асфальтовое замощение не может являться самостоятельным объектом гражданских прав, право на который подлежит государственной регистрации в ЕГРП, поскольку является обычным благоустройством земельного участка, то есть его составной частью.
Этот подход нашел выражение в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [10], в котором разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса).
Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса).
Вопрос, является ли конкретная автомобильная дорога объектом недвижимости, решается судами с учетом всех конкретных обстоятельств дела, таких как создание этого имущества, его назначение и использование. Установив, что из представленных на государственную регистрацию документов однозначно не следует наличие у автодороги признаков объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации в ЕГРП, а также то, что характеристики объекта не позволяют его квалифицировать как недвижимую вещь, суды отказывают в удовлетворении заявленных требований.
Особый интерес представляет третий подход, применяемый в судебной практике, согласно которому регистрация права на автомобильную дорогу невозможна, если она является частью единого объекта недвижимого имущества.
Ярким примером применения упомянутого подхода является Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2014 года по делу N А33-9649/2013, оставленное без изменения Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2014 года N Ф02-5307/2014 по делу N А33-9649/2013 [12]. Суд применил статью 3 Закона об автомобильных дорогах, сделав правомерный вывод о том, что автодорога как объект транспортной инфраструктуры включает земельные участки в границах полосы отвода дороги и расположенные на них искусственные дорожные сооружения, в том числе мосты, расположенные над водными объектами. Проанализировав документы, касающиеся строительства автодороги и иных сооружений, техническую документацию, суды пришли к выводу о том, что спорная автодорога не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, права на который подлежат государственной регистрации в ЕГРП, и отказали в требованиях о внесении сведений в ЕГРП, поскольку спорная дорога является частью единого комплексного объекта недвижимого имущества.
Такой подход представляется актуальным, тем более что Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в гражданский оборот введен такой объект недвижимости, способный самостоятельно участвовать в гражданском обороте, как единый недвижимый комплекс (статья 133.1 Гражданского кодекса) — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие) либо расположенных на одном земельном участке, если в ЕГРП зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Автомобильные дороги как линейные объекты в составе единого недвижимого комплекса являются их неотъемлемым элементом, поскольку к единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Однако при регистрации прав на такие объекты необходимо учитывать особенности правового режима автомобильных дорог, обусловленных их техническими характеристиками и особенностями их кадастрового учета. Их размещение допускается не только на землях транспорта (статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации), но и на землях, используемых в сельскохозяйственной деятельности, землях, задействованных в лесохозяйственной деятельности, с изъятием земель на время возведения линейного объекта или включая в том числе стадию эксплуатации линейного объекта.
Поскольку законодательством не предусмотрены четко установленные механизмы, побуждающие субъектов транспортной деятельности к минимизации площадей использования земель, это ведет к увеличению негативного воздействия через использование большей площади земель в процессе транспортной деятельности, чем это фактически необходимо. Эта проблема частично решается только при планировании в автотранспортной деятельности использования земель, занятых лесной растительностью, через законодательно установленную обязанность хозяйствующего субъекта представить на согласование несколько вариантов линейных объектов с учетом принципа минимизации использования лесных земель. Такой подход реализован через нормы статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс), пункт 5 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года N 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов», Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 22 декабря 2011 года N 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов».
Вместе с тем вызывает опасение толкование в судебной практике возможности отсутствия необходимости предоставления проекта освоения лесов в целях реконструкции линейного объекта. При этом суды исходят из того, что в случае предоставления земельных участков из категории лесных земель в безвозмездное пользование в целях строительства линейного объекта осуществляется не освоение лесов в целях, предусмотренных статьей 12 Лесного кодекса, а полное уничтожение леса в связи с созданием объекта транспортной инфраструктуры [18].
Резюмируя, констатируем, что при строительстве автомобильных дорог необходимо соблюдение не только гражданского и градостроительного законодательства, но и норм земельного, лесного и экологического права, что в дальнейшем определит и возможность оформления прав на созданные объекты.
Литература и информационные источники
1. Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 46. Ст. 5553.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
4. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3594.
5. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4344.
6. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2016 года по делу N А41-85196/15 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 1. Ст. 5.
8. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 января 2012 года N 4777/08 по делу N А56-31923/2006 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2012. N 5.
9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2013 года N 17085/12 по делу N А32-29673/2011 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2013. N 12.
10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2015. N 8.
11. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2014 года по делу N А33-9649/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2014 года N Ф02-5307/2014 по делу N А33-9649/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 3 июля 2013 года).
14. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147.
15. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 50. Ст. 5278.
16. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года N 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» // Российская газета. 2011. N 186.
17. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 22 декабря 2011 года N 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» // Российская газета. 2012. N 85.
18. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2016 года N 13АП-7600/2016 по делу N А56-83664/2015. URL: http://ras.arbitr.ru/.
xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
Подлежит ли государственной регистрации право собственности на гравийную дорогу?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для решения вопроса о необходимости государственной регистрации права собственности на гравийную дорогу необходимо установить, отвечает ли это имущество признакам объектов капитального строительства. Если гравийная дорога является временным сооружением, то регистрировать право собственности на нее не требуется. Если в соответствии с техническими характеристиками гравийная дорога может быть квалифицирована как недвижимость, существенное значение имеет то обстоятельство, построена она в установленном порядке либо является объектом самовольного строительства.
Обоснование вывода:
Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Гражданское законодательство не содержит исчерпывающего перечня объектов недвижимого имущества. Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).
Очевидно, что в зависимости от соответствия технических характеристик, способа и условий строительства дорог критериям, установленным ст. 130 ГК РФ, эти объекты могут признаваться как движимым, так и недвижимым имуществом. В судебной практике имеются примеры решений, в которых гравийные дороги рассматриваются как объекты недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации (смотрите, например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 № 15АП-824/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2008 № Ф08-2759/2008, от 11.01.2009 № Ф08-7879/2008, ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2005 № А56-28274/04).
В соответствии со ст. 16 Закона об автомобильных дорогах проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее — ГрК РФ). Строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются на основании соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, установленном ГрК РФ. В соответствии с частью 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
На основании п. 10 ст. 1 ГрК РФ к объектам капитального строительства не относятся временные постройки. Поэтому для ответа на вопрос, является ли конкретная дорога недвижимым имуществом, необходимо установить, может ли такая дорога быть отнесена к объектам капитального строительства и не является ли она временным сооружением. В частности, с этой целью следует оценить назначение дороги, наличие у нее признаков, квалифицирующих дорогу как объект капитального строительства, таких как, например, наличие основания дороги (Строительные нормы и правила СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»).
Другими словами, для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 07.04.2008 № А68-5343/06-285/А, Уральского округа от 10.12.2007 № Ф09-1349/07-С6, Северо-Западного округа от 21.01.2008 № А05-4976/2007, Поволжского округа от 19.03.2008 № А55-10751/07).
Если дорога фактически является объектом капитального строительства, но разрешение на ее строительство не выдавалось, либо дорога создана на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, то такая дорога будет являться самовольной постройкой (п. 1 ст. 222 ГК РФ).
yur-gazeta.ru
Линейный объект это движимое или недвижимое имущество
Навигация по странице:
Движимое и недвижимое имущество: Автомобильная дорога Описание ситуации: ЗАО по договоренности с администрацией города и в связи с производственной необходимостью построило объект «автодорога общего пользования».
Дорога построена из камня и щебня. Данные материалы были насыпаны и утрамбованы строительной техникой.
Также рекомендуем статью: Жилищная комиссия жилищного комитета по вопроса мены и продажи
На период строительства автодороги заключен договор аренды земельного участка, срок действия которого истекает 14. После окончания срока аренды земельного участка фактически дорога вместе с земельным участком перейдет в пользование городу.
- Заборы и иные ограждения не относятся к объектам недвижимости и выполняют, как правило, функцию по разграничению земельных участков, то есть не могут использоваться самостоятельно;
- Если да, то каким?
- Линейный объект — недвижимый или движимый объект?
Можно ли квалифицировать данную дорогу как объект недвижимости? Определение недвижимой вещи содержится в ст. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество.
Аналогичный критерий отнесения вещей к недвижимому имуществу содержится и в ст.
Вместе с тем в ст. Кроме того, в п.
- Можно ли квалифицировать данную дорогу как объект недвижимости?
- Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 2 пункта 3 настоящего Положения, рассматривается как отдельный объект недвижимости.
- Поскольку процесс передачи электрической энергии является непрерывным в силу особенностей передаваемого товара, то ВЛ представляет собой сложный многосоставной объект материального мира.
Как можно заметить, гражданское законодательство не содержит четкого перечня имущества, которое однозначно относится к недвижимому. Следовательно, при решении вопроса об отнесении того или иного имущества к недвижимости необходимо рассматривать его характеристики с точки зрения критериев, указанных в ст.
При этом суды отмечают, что такой признак, как прочная связь с землей, не является единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. В связи с этим вопрос об отнесении того или иного имущества к недвижимому имуществу должен рассматриваться с учетом всех нюансов, имеющих отношения к объекту. В Федеральном законе от 08.
Полезный материал по теме: Что проверить при покупке квартиры по приватизации
Актуализированная редакция СНиП 2. Приказом Минрегионразвития России от 30.
- Если да, то каким?
- Данные материалы были насыпаны и утрамбованы строительной техникой;
- Примечательно, что разрешение на строительство также не требуется при строительстве антенно-мачтовых сооружений связи в виде металлических или железобетонных столбов высотой до 40 м включительно и или устанавливаемых с заглублением подземной части полностью или частично ниже планировочной отметки земли до 4 м включительно.
Требования настоящего Свода правил не распространяются на временные дорогииспытательные дороги промышленных предприятий и автозимники. Проанализировав данное понятие, из него можно выделить следующие признаки автодороги: Данные элементы позволяют сделать вывод, что автодорога представляет собой комплексное сооружение, непосредственно связанное с землей, при этом нарушение этой связи приведет к уничтожению объекта как дороги.
9. Движимое и недвижимое имущество: Автомобильная дорога
Подобную позицию можно встретить и в решениях судов. Линейный объект это движимое или недвижимое имущество на то что автодорога представляет собой сложный элемент, демонтаж которого, несомненно, приведет к причинению объекту ущерба, некоторые суды признают его движимым объектом исходя из отсутствия самостоятельного функционального назначения. Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение».
В частности суд указал, что, с одной стороны, автомобильная дорога является конструктивным элементом, состоящим из дорожного полотна замощения. С другой стороны, суд указал, что гравий при переносе не теряет своих качеств, необходимых для дальнейшего использования.
Минэкономразвития России
Это объясняется отсутствием конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Кроме того, по мнению суда, в деле не было представлено доказательств, что подъездная дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства именно объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.
Для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. В данном случае доказательств того, что спорные дороги создавались как объекты недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства именно объектов недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введены в эксплуатацию в установленном порядке, не представлено.
- Вместе с тем Департамент недвижимости считает необходимым совершенствовать градостроительное и гражданское законодательство в части закрепления за большинством линейных объектов линии электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы и т;
- Закон Свердловской области 15;
- Назначение такого объекта — обозначение границ и ограничение доступа на земельный участок;
- Отказ был связан с тем, что банк не предоставил надлежащий документ, подтверждающий принадлежность ограждения к категории вспомогательных объектов, а именно заключения уполномоченного структурного подразделения органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся вопросы архитектуры и градостроительства.
Также линейный объект это движимое или недвижимое имущество представлено доказательств того, что на момент приватизации правопредшественник являлся собственником таких объектов недвижимости, как автомобильные дороги; инвентарные карточки учета основных средств таким доказательством не являются. Как можно заметить, на сегодняшний день у судов нет единого однозначного мнения о том, относится ли автомобильная дорога к объекту недвижимости, или.
Следовательно, при квалификации автодороги как объекта недвижимости необходимо исходить из следующих признаков: Полагаем, что, поскольку автодорога построена путем насыпки и трамбовки камня и щебня без создания конструктивных элементов, отнесение данной автодороги к объектам недвижимости вызывает сомнения и является достаточно спорным.
ВИДЕО: Торги по банкротству Поиск лотов Урок 2
lunevo-kostroma.ru