Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно
Президент подписал изменения в закон об ОСАГО про замену денежных выплат ремонтом. Изменения вступят в силу 28 апреля 2017 года и будут касаться только договоров ОСАГО, которые заключили после этой даты.
Источник:
ФЗ от 28.03.2016 № 49-ФЗ
Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя. Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.
А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.
Расчет натурой 🔧
Как было раньше?Раньше было два варианта возмещения по ОСАГО: страховая выплачивала потерпевшему деньги с учетом износа или перечисляла эту же сумму автосервису. Разницу за ремонт автовладелец доплачивал сам. По желанию можно было отказаться от ремонта и забрать деньги.
Екатерина Мирошкина
экономист
Этим пользовались ушлые автоюристы, которые помогали автовладельцам отсудить компенсации и незаконно обогатиться. Мошенники организовывали на дорогах автоподставы, чтобы получить деньги по страховке. Наконец, честные ребята могли взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно, тогда хватило бы даже на новые запчасти.
Что изменилось?
Теперь после ДТП машину потерпевшего в большинстве случаев отправят в ремонт и страховая оплатит работу автосервиса и запчасти, которые оценит по методике ЦБ.
Кто не может выбирать способ возмещения. Денежные выплаты по выбору отменили только для легковых автомобилей, которые зарегистрированы в России и принадлежат россиянам.
Как возмещают ущерб. Если наступил страховой случай, страховщик осмотрит автомобиль и после экспертизы выдаст направление на ремонт. Все запчасти для ремонта должны быть новые. Бывшие в употреблении поставят, только если заключить соглашение со страховщиком, причем он может и не согласиться. Стоимость ремонта страховая рассчитает по методике ЦБ с учетом разных параметров. По этой методике, например, не всегда включают в расходы окраску деталей или окрашивают их не полностью. Стоимость запчастей, как правило, оплачивают не по чекам из магазина, а по справочникам и среднестатистическим данным. Аналогично и с оплатой работы автосервиса. Если страховой выплаты по методике ЦБ не хватит, чтобы привести машину в порядок, разницу автовладелец возместит из своего кармана.
Как считают ущерб по ОСАГО
Направление на ремонт выдают в течение 20 календарных дней после того, как страховая приняла заявление. Для ремонта в автосервисе не из списка страховщика направление могут выдать через месяц.
Срок ремонта. Все работы должны закончить за 30 рабочих дней. Срок считают с момента передачи машины в автосервис. Увеличить срок можно, только если этого требует технология ремонта и потерпевший не против. Если ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку.
Гарантия на ремонт. На кузовные работы дадут гарантию минимум год, а на остальные — полгода.
Пишем об изменениях в законе, которые касаются вас лично. А еще рассказываем, как оспаривать штрафы, уберечь деньги от мошенников и проверить подержанный автомобиль при покупке.
Подпишитесь на Т—Ж ВКонтакте, чтобы не пропустить статьи
Куда отправят на ремонт. У каждой страховой компании будет список автосервисов, с которыми она заключила договоры. Автосервисов может быть много, но конкретную машину конкретного человека передадут на ремонт не в любой из них. По закону СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или дома потерпевшего.
Если страховщик оплатит эвакуатор до автосервиса, то может выбрать любой на свое усмотрение. То есть если ДТП случится на трассе в 300 км от места жительства автовладельца, страховая имеет право прислать эвакуатор и привезти машину в ближайший автосервис на свое усмотрение — даже в другой город. В таких случаях нужно помнить, что страховая обязана организовать транспортировку машины еще и обратно.
Если машина на гарантии. Страховщик должен дать направление в тот автосервис, который имеет право на сервисное обслуживание автомобилей конкретной марки по договору с производителем или дилером. Если такого сервиса в списке страховщика нет, можно согласиться на ремонт на другом сервисе из предложенных страховой компанией. А можно не согласиться и вот тогда забрать деньги.
В законе есть интересное уточнение: это условие действует только для машин не старше двух лет. Получается, что если производитель дает гарантию сроком на три года или пять лет, а у страховой компании нет подходящего автосервиса, то она выдаст направление на ремонт куда захочет и не предложит денежную выплату. Это странно, и, наверное, еще появятся дополнительные разъяснения по этому поводу.
Ну и что? 23.03.17Верховный суд: если дилер долго ремонтирует машину на гарантии, ее можно заменить
Как выбрать автосервис. При оформлении полиса ОСАГО в заявлении можно указать конкретный автосервис, куда при прямом возмещении убытков страховая выдаст направление на ремонт. По умолчанию СТО нужно выбирать из списка страховой, но если договориться, то можно указать другой автосервис, даже если его нет списке. Все договоренности обязательно нужно фиксировать в заявлении, согласие страховщика тоже получать письменно.
Если страховая почему-то не может организовать ремонт в выбранном автосервисе из своего списка или по письменному соглашению, тогда тоже можно требовать выплату.
Если ремонт сделали плохо. Если машину отдали в ремонт, а автосервис вовремя не сдал работу или сделал ее плохо, сначала нужно написать претензию в страховую и попросить исправить недочеты. Если устранить недостатки невозможно, сначала стоит обратиться за компенсацией к страховщику и только потом идти в суд.
Когда выплатят деньги. Денежная компенсация положена, если:
- машина не подлежит восстановлению,
- потерпевший погиб, а родственники не хотят ремонтировать машину,
- потерпевшему в ДТПпричинен средний или тяжкий вред и он выбрал выплату,
- потерпевший является инвалидом и имеет специальную машину,
- страховой суммы не хватит для оплаты ремонта,
- установлена обоюдная ответственность,
- потерпевший отказался от ремонта гарантийной машины в автосервисе, у которого нет договора с производителем,
- страховая и потерпевший договорились о возмещении деньгами,
- ЦБ запретил страховой возмещать ущерб ремонтом.
Что же получается, я не смогу получить деньги, даже если сам ремонтирую свою машину? А может, я вообще не хочу ее ремонтировать и собираюсь продавать?Никто не сможет получить деньги по желанию. Перечень случаев, когда деньги всё-таки выплатят, закрытый. Можно попробовать договориться со страховой, и, если всё получится, ущерб возместят деньгами. Но если страховщик не согласится, заставить его нельзя: машину придется ремонтировать и, возможно, доплачивать за запчасти.
Как оформить аварию по европротоколу
С какой стати я должен что-то доплачивать, если не виноват? Отдайте мне деньги!
Методика Центробанка учитывает много параметров — от площади повреждений на кузове до аварии до объема потери тормозной жидкости при ремонте. Автовладелец не может потребовать залить масло конкретной марки, к которой привык, или установить дорогие свечи зажигания, даже если до аварии стояли именно они. Страховая посчитает стоимость ремонта по своим справочникам, учтет состояние машины до аварии и данные экспертизы. В результате денег на оплату всех работ и запчастей может не хватить. Страховая оплатит только то, что положено по методике ЦБ, а разницу — автовладелец за свой счет.
Чтобы уменьшить доплату, договоритесь со страховой об установке б/у запчастей. Например, купите бампер под покраску на разборе или, может, у вас есть какие-то детали от старой машины. Такое согласие нужно письменно оформить в страховой компании.
Даже если вы не виноваты, ОСАГО вряд ли покроет все расходы на ремонт. Но Конституционный суд разрешил требовать доплату без учета износа с виновника ДТП, и теперь можно получить всю сумму ущерба.
Ну и что? 14.03.17Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб
У меня есть действующий полис ОСАГО. Что мне делать?Сейчас вам ничего не нужно делать. До 28 апреля можно выбирать возмещение ущерба деньгами или ремонтом. А потом тип возмещения будет зависеть от даты оформления полиса виновника ДТП.
Обзор судебной практики ВС
Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.
Список автосервисов страховые компании обязаны размещать на своих сайтах — это требование закона. Там будет не только перечень и адреса, но и сроки работ, и даже марки автомобилей, которые они могут обслуживать. Изучайте сайты перед оформлением полиса ОСАГО! Если нет оснований для прямого возмещения убытков и придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП, выбирать будете из тех автосервисов, которые есть в ее списке
Спросите в сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.
Собирайте чеки на покупку запчастей, которые сами меняете. Они пригодятся для суда или экспертизы.
Если случится ДТП, следите за оформлением документов, чтобы не потерять возможность обратиться за прямым возмещением убытков в свою страховую компанию.
Я только собираюсь купить машину. Что мне делать?
Если покупаете новую машину и хотите сохранить гарантию, запросите у дилера список авторизованных сервисов. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, у которой с ними есть договор. Даже если будете обращаться в страховую компанию виновника ДТП, требуйте направления в авторизованный сервисный центр или денежной выплаты.
Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые он недавно менял.
Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за ремонт при замене запчастей по ОСАГО. Получить выплату и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.
journal.tinkoff.ru
Что положено по ОСАГО — ремонт или выплата?
Что положено по ОСАГО — ремонт или выплата? В результате реформы автострахования коренным образом изменились правила получения страхового возмещения, хотя не для всех автовладельцев. Прочтение нашей статьи поможет понять, что можно получить от страховой компании.
Приоритет ремонта над выплатой при возмещении по ОСАГО с 2017 года
Обязательно ли чинить машину в сервисе страховой
Получение направления на ремонт машины после ДТП
Условия, которым должен соответствовать ремонт авто по ОСАГО
Особенности ремонта и санкции за нарушение его сроков
Действия в случае некачественного ремонта автомобиля
Можно ли и как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО
Приоритет ремонта над выплатой при возмещении по ОСАГО с 2017 года
Ранее все обладатели полиса ОСАГО, чьи автомобили пострадали в аварии (далее мы будем их называть потерпевшими), имели право на получение денег от страховой организации. Если же у последней имелись договоры на восстановительные работы с автосервисами, можно было самостоятельно выбрать возмещение по ОСАГО — ремонт или выплату. При этом последнее слово все равно оставалось за автовладельцем.
С 28.04.2017 законодательство об ОСАГО существенно изменилось. В частности, был установлен приоритет ремонта над выплатой в отношении всех пострадавших автомобилей, которые одновременно отвечают 3 требованиям:
Читайте нас в Яндекс.Дзен
Яндекс.Дзен- Относятся к типу легковых.
- Зарегистрированы в России.
- Находятся в собственности физических лиц.
В отношении остальных транспортных средств (например, грузовых машин, независимо от собственника, или любых авто, находящихся в собственности организаций) действует прежнее правило: их владельцы могут выбрать получение по ОСАГО ремонта или выплаты.
ВАЖНО! Новые правила получения возмещения по ОСАГО действуют в отношении транспорта, застрахованного с 28.04.2017. Любой, кто оформил полис до этой даты, имеет право получить выплату в безусловном порядке.
Далее мы подробно расскажем, с чем придется столкнуться гражданам, для которых законодатель установил ремонт приоритетной формой страхового возмещения.
Обязательно ли чинить машину в сервисе страховой
Каждая страховая обязана публиковать на своем сайте перечень автосервисов (официально они называются станциями технического обслуживания, сокращенно — СТО), в которых может быть произведен ремонт автомобиля по ОСАГО. При этом там должны быть указаны:
- адреса автосервисов;
- марки и годы выпуска обслуживаемого ими транспорта;
- примерные сроки ремонта с учетом его объемов и загруженности СТО в целом;
- сведения о соответствии требованиям к выполнению ремонтных работ.
Кроме того, вся эта информация должна быть доведена до потерпевших в момент их обращения за страховым возмещением. Потерпевший может выбрать, в какую именно СТО из предложенного перечня он желает отдать машину на ремонт.
Потерпевший вправе предложить самостоятельную организацию ремонта в автосервисе, с которым страховая не сотрудничает. Однако соглашаться на такое предложение последняя не обязана. Согласование ремонта в таком случае выглядит так:
- Данные о предлагаемой СТО указываются сразу в обращении за возмещением (наименование, адрес, платежные реквизиты).
- Максимум через 15 календарных дней (не считая нерабочих праздников) страховщик в письменном виде согласовывает ремонт или отказывает в этом.
В случае отказа придется получить направление на ремонт авто по ОСАГО в сервисе страховой.
Получение направления на ремонт машины после ДТП
Сразу после того, как представители страховой компании проведут осмотр и, в случае необходимости, независимую экспертизу, потерпевшему выдается письменное направление на ремонт по ОСАГО. Предельные сроки выдачи этого документа:
- 20 календарных дней — при направлении в сервис страховой;
- 30 календарных дней — если страховщик согласился на оплату ремонта в стороннем сервисе.
ВАЖНО! За просрочку выдачи направления на ремонт страховой грозит штраф в размере 1% стоимости починки авто за каждый день просрочки. Однако выплачивается он не автоматически — необходимо подать заявление страховщику с указанием желаемого способа получения денег.
По направлению будут принимать машину на СТО. При этом оплачивать, как правило, ничего не нужно. Доплата возможна только при согласии на то потерпевшего в одном из следующих случаев:
- когда стоимость ремонта больше предельной суммы страхового возмещения;
- когда все участники аварии признаны виновными.
Если же потерпевший не согласен на доплату в описанных ситуациях, то принудить его к этому никто не может, т. е. страховой компании придется выплатить деньги.
Не исключено, что помимо полученных в ДТП повреждений автовладелец захочет заодно устранить какие-то еще неполадки, с аварией не связанные. По поводу такого ремонта и его стоимости он договаривается с сервисом самостоятельно, без участия страховой.
Условия, которым должен соответствовать ремонт авто по ОСАГО
Законом определены минимальные требования к организации ремонта машины после ДТП по ОСАГО, которые одновременно выступают гарантиями для потерпевших:
- Сервис должен обеспечить ремонт в срок, не превышающий 30 рабочих дней. Срок начинает исчисляться с момента передачи машины на СТО или страховщику для транспортировки к месту ремонта.
- Сервис должен быть доступен для потерпевшего территориально: от места жительства или места ДТП (по его выбору) расстояние до автосервиса не должно превышать 50 км. Это требование не принимается во внимание, если транспортировкой авто занимается страховая.
- Автомобили, с момента выпуска которых еще не прошло 2 года, должны направляться на ремонт только к официальным дилерам, то есть организациям/ИП, которые имеют договор с производителем или импортером на обслуживание конкретной марки авто. Требование было введено для сохранения гарантийных обязательств производителя. Правда, на некоторые машины срок гарантии составляет более 2 лет — решать вопрос их починки, по-видимому, придется путем переговоров со страховой организацией.
Если хотя бы одно из этих требований не может быть выполнено, автовладелец имеет полное право на замену ремонта выплатой.
Особенности ремонта и санкции за нарушение его сроков
При замене комплектующих не допускается установка бывших в употреблении или восстановленных запчастей. При этом о том, должны ли это быть оригинальные запчасти или аналоги, в законе не говорится. Следовательно, установлены могут быть новые запчасти любого происхождения.
Вместе с тем не всегда можно найти новую деталь, пусть даже и не оригинальную (например, когда авто старое и запчасти к нему давно не производят). Для таких случаев законодатель оставил возможность использования при письменном согласии автовладельца и б/у деталей.
Всю ответственность за соблюдение сроков восстановления автомобиля несет страховая организация:
- До тех пор, пока отремонтированное авто не будет передано владельцу по акту приема-передачи, обязательства страховщика не считаются выполненными.
- Установленный законом 30-дневный срок ремонта может быть изменен только с письменного согласия автовладельца, и никакие обстоятельства не могут служить оправданием задержки.
- За каждый день просрочки установлен штраф в размере 0,5% суммы ремонта, при этом в целом штраф не может быть выше этой суммы. Для получения денег нужно написать страховщику заявление с указанием желаемого способа получения денег — на банковский счет или наличными.
Действия в случае некачественного ремонта автомобиля
При приеме автомобиля на СТО владелец обязан зафиксировать в акте приема-передачи обнаруженные недостатки и направить в страховую организацию претензию. Если недостатки ремонта обнаружились не сразу, после их обнаружения следует направлять претензию, но не в сервис, а страховщику.
ВАЖНО! На ремонтные работы гарантийный срок по закону — 6 месяцев. Для кузовных работ и работ, связанных с лакокрасочными материалами, гарантия увеличена до 12 месяцев. Все сроки указываются в акте приемки авто. Претензии по качеству ремонта принимаются только в течение гарантийного срока.
После получения претензии страховая обязана в 5-дневный срок осмотреть авто (возможно привлечение специалистов из СТО). По результатам осмотра составляется акт. Если в ремонте выявлены недостатки, то:
- в случае возможности устранить их выдается повторное направление на ремонт;
- при невозможности их устранения выплачиваются деньги.
При этом стоит учесть, что на практике страховщики стремятся избежать признания ремонта некачественным, поэтому автовладельцам приходится обращаться в суд.
Можно ли и как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО
Деньги вместо ремонта получить можно, если конкретный случай подпадает под установленные законом исключения. Таким образом, это возможно, если:
- страховая компания не может обеспечить выполнение хотя бы одного или сразу нескольких обязательных требований к проведению ремонта и потерпевший при этом не дал согласия на ремонт;
- все участники аварии признаны виновными и потерпевший не согласен на доплату за ремонт;
- стоимость ремонта выше, чем предельная сумма положенного страхового возмещения, и потерпевший не согласен на доплату за ремонт.
В некоторых случаях у владельца авто изначально есть выбор, что получить по полису ОСАГО — деньги или ремонт. Это возможно, если:
- в ДТП он получил травмы, нанесшие тяжкий и средней тяжести вреду здоровью;
- он имеет инвалидность, в связи с чем по медицинским показаниям ему положен автомобиль;
- договором страхования была предусмотрена конкретная СТО для ремонта, но на момент обращения в страховую выполнить ремонт там невозможно.
Есть и ситуации, в которых страховщик выплачивает деньги в безусловном порядке:
- Если потерпевший погиб (деньги получают его родственники).
- Если транспортное средство не подлежит восстановлению.
Кроме того, деньги получить можно, заключив соответствующее письменное соглашение со страховой компанией.
***
Автовладелец, которому в качестве возмещения положен ремонт, может заменить его выплатой только в перечисленных в законе ситуациях. Вместе с тем деятельность страховых организаций контролирует Банк России, который может отозвать право направления на ремонт у компаний, нарушающих свои обязательства, на срок до года. В этом случае страховая будет вынуждена всегда платить по ОСАГО. Именно поэтому на недобросовестных страховщиков можно и нужно жаловаться.
nsovetnik.ru
Деньги или ремонт страховой компанией в счет ОСАГО?
На сегодняшний день, потерпевший при ДТП автолюбитель, после подачи заявления о возмещении ущерба в страховую компанию виновного водителя, может на свое усмотрение выбрать: либо денежную компенсацию, либо проведение ремонтных работ на СТО, с которой страховщик заключил соглашение.
Проблема выбора активно обсуждается на различных форумах. Мы постараемся рассмотреть оба варианта решения, а также показать их плюсы и минусы.
Выбор по закону
Таблица возможностей страховых по ремонту.Дополнение относительно ремонта машины потерпевшего при автоаварии в Федеральный закон «Об ОСАГО» от 25.04.2002 № 40-ФЗ вступило в законную силу 01.09.2014 года. Законодатель предусмотрел, что ремонт автомобиля возможен только в том случае, когда не наступила полная его гибель и еще возможны восстановительные работы. В противном случае машину следует утилизировать, а потерпевшему автовладельцу компенсировать его убытки.
Потерпевший водитель обращается в страховую компанию виновника происшествия с заявлением о компенсации ущерба на протяжении 15 рабочих дней после аварии, оформлением которой занимались инспекторы ГИБДД.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- справку о ДТП;
- копию протокола об административном правонарушении;
- копию водительского удостоверения;
- копию свидетельства о регистрации машины или копию техпаспорта авто.
Если автоаварию оформили по упрощенной процедуре без вызова сотрудников ГИБДД, а только заполнили Европротокол, то согласно п. 48.1 Правил ОСАГО потерпевший автовладелец имеет право на прямое возмещение убытков. Для этого ему нужно обратиться в свою страховую компанию, а в пакет документов приложить свою часть извещения о ДТП.
На протяжении 5 рабочих дней после получения заявления о компенсации ущерба полученного при ДТП, страховщик обязан организовать осмотр поврежденного авто или независимую экспертизу. В результате таких мероприятий будет составлен отчет о стоимости восстановительного авторемонта.
Пострадавшего водителя ознакомят с актом, и он должен принять решение:
- Забрать страховые выплаты, в размере указанном в акте осмотра авто или акте независимой экспертизы, и самостоятельно заниматься ремонтом транспортного средства;
- Согласиться на ремонт машины в автосервисе, с которым у страховой компании заключен договор.
Если автолюбитель выбирает второй вариант, то страховщик обязан перечислить деньги указанные в акте на счет СТО, которая будет проводить полное восстановление транспортного средства.
В идеале, у страховой компании, должен быть целый список СТО, с которыми у нее заключены договора. Этот список размещается на официальном сайте компании, и все желающие могут с ним ознакомиться.
Автолюбитель имеет право выбрать из этого списка автосервис, которому он доверяет восстановить его поврежденную машину. Конечно, следует внимательно изучить отзывы бывших клиентов СТО, поинтересоваться наличием современного оборудования и квалифицированных специалистов.
Какой срок восстановительного ремонта
Получить страховые выплаты на руки потерпевший при автоаварии водитель, может на протяжении 20 рабочих дней после обращения в страховую компанию с соответствующим письменным заявлением. Именно такой же период имеет страховщик для оформления направления на ремонт. Непосредственно в самом направлении указывается срок проведения всех ремонтных работ.
Законом об ОСАГО предусмотрено, что страховая компания должна за каждый день сверх, предусмотренного срока осуществления страховой выплаты, выплачивать потерпевшему автолюбителю неустойку в размере 1% от рассчитанной суммы причиненного ущерба.
Для получения неустойки за просрочку выплат автовладельцу необходимо подать в страховую фирму соответствующие заявление. При выполнении авторемонта по ОСАГО его продолжительность законодательством не регулируется.
Поскольку, ремонт поврежденной машины оплачивает страховая компания, то взаимоотношения между владельцем транспортного средства и автосервисом не регулируются Законом о защите прав потребителей. Все претензии по срокам, а также его качеству следует направлять только к страховщику.
Если страховая компания не реагирует на ваши обращения, то необходимо писать жалобу в Центральный Банк Российской Федерации, который является регулятором страхования по ОСАГО. Эксперты советуют, что положительный результат дает жалоба на действия страховой фирмы в прокуратуру. Также, можно обращаться в суд.
Что нужно для проведения ремонта авто
Когда пострадавшая при дорожно-транспортном происшествии сторона выбирает ремонт машины по ОСАГО, то между ней, страховой компанией и станцией технического обслуживания заключается договор.
В этом документе обязательно прописываются такие аспекты:
- полный перечень повреждений, которые необходимо устранить для полного восстановления автомобиля;
- срок, в который СТО обязуется выполнить весь объём ремонтных работ;
- расчет полной стоимости восстановительного ремонта.
Закон об ОСАГО предусматривает, что восстановление транспортного средства должно происходить без контакта между автовладельцем и автомеханиками. Это предусмотрено для предотвращения сговора между ними.
Автолюбитель после подписания договора и получения от страховщика направления на ремонт доставляет авто в СТО, адрес которого указан в документах. На СТО приемка поврежденного автомобиля сопровождается оформлением специальных документов.
Машину осматривают и в документах о приемке указывают выявленные повреждения и дефекты, которые не имеют отношения к ДТП и не указаны в договоре. Об окончании ремонта автолюбителю сообщат по телефону, номер которого он укажет в документах.
Если владелец транспортного средства желает провести ремонт повреждений, не имеющих отношения к аварии, то ему необходимо дождаться окончания восстановительного ремонта и принять машину по акту. После этого заключить еще один договор с СТО от своего имени о проведении ремонтных работ в определенном объёме.
Автовладелец, который пришел забирать свою машину, прежде чем подписывать акт приемки транспортного средства, должен осмотреть авто. Если он недоволен качеством выполненного ремонта, то имеет право не подписывать акт до устранения всех замечаний.
Только, обязательно нужно уведомить страховую компанию о факте некачественного ремонта. Это делается для того чтобы страховщик не перечислил заблаговременно деньги.
Следует знать, что страховая компания перечисляет СТО средства за проведение ремонта, только после его окончания и соответственно удовлетворения его качеством владельца машины. Поэтому может возникнуть ситуация, когда ТС уже отремонтировали, а страховщик не перечислил деньги за ремонт и автовладелец не может забрать свою машину.
Если водитель подписал акт приемки машины, а в ходе эксплуатации обнаружил некие «недочеты» проведенного ремонта, то он может обратиться непосредственно на станцию технического обслуживания, которая проводила ремонт.
Когда СТО отказалась признать факт некачественно проведенных работ, то автолюбитель может обратиться в независимую экспертную организацию для проведения экспертизы качества ремонтных работ.
Результаты экспертизы будут оформлены актом. Эксперты укажут в акте выявленные факты вины сотрудников автомастерской, проводивший ремонт. Имея на руках акт независимой экспертизы можно подавать исковое заявление в суд на страховую компанию с требованием исправить некачественно выполненный ремонт автомобиля.
Преимущества и недостатки восстановительного ремонта
Рассмотрим сначала недостатки ремонта по ОСАГО:
- Главным недостатком ремонта по ОСАГО является не столько некачественная работа автослесаря из автосервиса-партнера, сколько нежелание страховой компании оплатить качественный ремонт. Ведь, законом об ОСАГО автовладельца полностью исключили из процесса восстановления машины. Этим охотно пользуются страховщики. Они стараются всячески уменьшить стоимость восстановительного ремонта. Для этого выбираются самые дешевые запчасти и комплектующие, а также самый простой вариант ремонтных работ. Удешевить свои расходы стараются автомастерские. Для этого у них развязаны руки – автолюбитель не имеет права контролировать выполнение ремонтных работ. Кроме того, самое последнее звено этой цепочки – автослесарь также может постараться сэкономить. Вместо замены детали недобросовестный специалист отреставрирует старую.
- Ограниченный выбор СТО. Можно выбирать только из тех автосервисов, с которыми страховщик заключил договор.
- Вся сумма компенсации будет перечислена на счет СТО и автовладелец не сможет распределить деньги по своему усмотрению
Преимущества восстановления машины через страховую компанию:
- Экономия личного времени. Водителю не нужно искать автомастерскую, заключать договор, контролировать сроки, переводить деньги. Не понадобиться планировать последовательность ремонтных работ, проводимых в разных местах.
- Короткие сроки ремонта. Согласно условий договора, деньги страховщик перечислит только после окончания ремонта. СТО не выгодно затягивать или откладывать работы.
Таким образом, мы обнаружили больше недостатков проведения восстановительного ремонта поврежденного авто через страховую компанию нежели преимуществ.
Плюсы и минусы страховых выплат
По традиции сначала рассмотрим минусы получения денежной компенсации:
- Расчет страховых выплат проводят с учетом износа авто. В том числе, учитывается износ тех деталей и узлов, которые придется при ремонте менять.
- Обязательства страховой компании перед пострадавшим водителем прекращаются сразу после перевода суммы выплат. Все восстановительные работы ложатся на плечи водителя.
Плюсы получения страховых выплат:
- Получение наличных денег позволит самому спланировать ремонтные работы. Ведь, когда страховщик не перечислит деньги автомастерской-партнеру, то автолюбитель не сможет забрать уже отремонтированную машину. Имея «наличку» на руках таких проблем не возникает.
- Денежные средства можно перераспределить на ремонт машины по своему усмотрению.
Получение компенсационных выплат дает больше свободы автовладельцу, но вместе с тем не гарантирует, что денег хватит закончить полностью ремонт.
Итог
Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что после 1 сентября 2014 года по страховке ОСАГО выплата или ремонт поврежденного автомобиля зависит только от выбора пострадавшего водителя.
Мы рассмотрели преимущества и недостатки обоих способов, а окончательный выбор остается за владельцем машины.
Удачи вам на дороге!
detepe.ru
По ОСАГО выплата или ремонт: что лучше выбрать |
Всем привет! С вами Кулик Илья и сегодня расскажу о выборе, который предоставляется по ОСАГО выплата или ремонт, при наступлении страхового случая.
Не так давно у автомобилистов появилась возможность вместо выплаты денежного возмещения автогражданки воспользоваться предложением восстановления страховщиком повреждений застрахованного транспорта.
Но стоит ли пользоваться новым вариантом и в каких случаях это может быть оправдано? Какие плюсы и минусы имеются при выборе выплат или ремонтно-восстановительных работ?
Новичок, столкнувшийся с подобными вопросами, может понести значительные убытки, если не будет знать ответы, особенно когда страховая компания использует нечестные схемы ради своей выгоды. Прочитав этот материал, вы уже не примете опрометчивых решений и поступите в соответствии с вашей выгодой.
Когда появилась возможность выбора между ремонтом и деньгами?
Предоставление водителям выбора между восстановлением повреждений автомобиля и денежным возмещением, при наступлении страхового случая, возможность новая и она является следствием внесения поправок в закон Об ОСАГО (№ 40-ФЗ) в 2014 г.
ОСАГО с подобными условиями начали выдавать с 1 сентября 2014 г., но в полном масштабе нововведение заработало с 2015 года, когда такими полисами обзавелось большое количество водителей.
С этого периода и появилась дилемма о том, что лучше: взять возмещение деньгами, или вместо этого отдать машину на ремонтно-страховое восстановление.
Давайте более детально разберемся в обновленном законодательстве. За варианты возмещения отвечает ст. 12 закона Об ОСАГО, имеющая 25 пунктов.
BMW 1 series Купе. Взял тут: drive2.ru/r/bmw/1647841/
Пункт первый теперь гласит, что потерпевшая сторона имеет право требовать от страховой компании (СК) возмещения вреда: жизни, здоровью, имуществу по соответствующему заявлению на имя страховщика о страховой выплате или же прямом покрытии ущерба.
Вот это прямое покрытие, кроме прочего, предполагает возмещение ущерба в натуральной форме – ремонтом ТС. Где конкретно это прописано? В пункте 15 данной статьи, в первом абзаце, говорится, что возмещение может быть осуществлено посредством организации и оплаты ремонтных работ ТС.
Вот тут вы должны обратить внимание на два ключевых слова: организация и оплата. То есть страховщик не сам ремонтирует поврежденное авто, а организует и оплачивает этот ремонт у третьего лица-подрядчика – СТО. Причем только на тех станциях, с которыми у СК имеется соответствующий договор.
Что дает выбор варианта со страховым ремонтом авто?
Для чего вообще в практику ОСАГО был введен вариант со страховым ремонтом-восстановлением? Только ли ради большего разнообразия для водителей? Конечно, нет.
Главным лоббистом внесенных поправок в закон № 40 является РСА (Российский союз автостраховщиков) и данные изменения имели основной целью внедрение страхового восстановления авто как юридического факта с заделом на будущее, а не как реального улучшения на сегодняшний день.
Поэтому, на данный момент, особенных плюсов в страховом ремонте нет. Не потому, что сама затея плоха, а ввиду того, что процесс реформации еще не завершен.
По идее, те водители, чей выбор пал на страховой ремонт, должны быть в более выгодном положении, нежели те, кто взял денежное возмещение:
- У потерпевшей стороны не болит голова по поводу выбора СТО, других организационных хлопот и т. д. – отдал битое авто, забрал восстановленное.
- Отпадает надобность в традиционном торге (а нередко и судебной тяжбе) между страховщиком и страхователем по поводу суммы возмещения.
- Страхователю предоставляются все гарантии по состоянию автомобиля после работы технического подрядчика, и он спокоен насчет его качества, соответствия стандартам и т. д.
Но это все пока что в теории, а на практике сегодня можно соглашаться на ремонтно-страховое восстановление только если в ДТП затронут исключительно кузов и в представленном страховщиком списке СТО имеются приемлемые варианты как по доступности сервиса (близкое расположение), так и по его репутационным характеристикам.
Вот новостной видеоролик, который анонсировал нововведения по страховым выплатам:
Обязан ли страховщик предоставлять страхователю возможность замены выплаты ремонтом?
Нет, не обязан. Замена страхового возмещения на ремонтно-восстановительные работы пока что применяется как право страховщика, а не как его обязанность. В будущем тут, скорее всего, будут изменения, но пока что СК могут предлагать или не предлагать страховой ремонт по своему усмотрению.
BMW 1 series Купе. Взял тут: drive2.ru/r/bmw/1647841/
Мало того, они имеют право и вовсе не заключать ни одного договора со СТО для целей страхового восстановления транспорта. И многие так и делают, особенно в регионах. Например, все нижегородские СК работают по-старому, хотя и знают о нововведении, а компания «Согаз» вообще делает вид, что не слышала о таковом.
Но ирония заключается в том, что подозрение вызывают не те СК, которые не желают внедрять в свою практику ремонтно-страховые работы, а именно те, которые проявляют в этом плане повышенную активность.
Например, известная своими многочисленными махинациями и скандалами, компания «Росгосстрах» с предсказуемым энтузиазмом взялась за дело и организовала даже отдельную фирменную программу «Ремонт на СТО в рамках ОСАГО». То есть честные СК, видя что новшеству еще далеко до полноценного применения, мало обращают на него внимания, а привычные к обману страховщики наоборот радостно потирают руки.
Внимание! Список СТО, заключивших со СК договор на страховое восстановление автотранспорта по правилам обязан находиться на официальном сайте компании, причем всегда в актуальном виде.
Какие у страхового ремонта имеются недостатки на сегодняшний день?
Теперь я остановлюсь на недостатках страхового ремонта, но прошу еще раз обратить внимание на тот факт, что в своем большинстве они являются следствием незаконченного реформирования и в будущем, по завершении процесса совершенствования системы страховых возмещений, могут исчезнуть.
Если при выборе денежного возмещения водитель имеет возможность организации и оплаты восстановительных работ по собственному усмотрению, то в случае со страховым ремонтом единственное что позволяется выбрать автомобилисту это:
- Способ страхового возмещения.
- Станцию техобслуживания (при выборе страхового ремонта).
Причем на самом деле СТО выбирает для себя СК согласно только своим предпочтениям, а на долю страхователя остается лишь выбор тех станций, которые являются партнерами страховщика.
BMW 1 series Купе. Взял тут: drive2.ru/r/bmw/1647841/
Естественно, что страховщик будет стараться заключать договора только с теми СТО, которые им более выгодны в финансовом плане, что уже предполагает отказ от дорогих станций при авторизованных дилерских центрах, использующих к тому же не дешевые оригинальные комплектующие.
Конечно, такое положение отрицательно сказывается на качестве восстановления повреждений даже в том случае, если станция привыкла работать честно.
Но кроме качества есть еще фактор месторасположения СТО – зачастую все они находятся не близко, что требует дополнительных затрат на доставку.
Отсутствие контроля за ходом ремонта со стороны страхователя
Не менее важным недостатком является то, что по общим правилам страховщиков автомобилист не будет иметь возможности контроля за процессом восстановления ТС – проверка допускается только по окончанию ремонта.
BMW 1 series Купе. Взял тут: drive2.ru/r/bmw/1647841/
Странное правило, не правда ли? Однако страховые компании объясняют это тем, что такой мерой они пресекают возможность сговора между водителем и работниками СТО, для получения каких-то не предусмотренных договором профитов.
Но с другой стороны, тогда непонятно как контролировать от подобного сговора страховщика и СТО? Ведь и они вполне могут внести свои коррективы в ремонт, не ставя об этом в известность владельца.
Судя по отзывам, именно таким образом зачастую и обстоят дела: ради экономии средств страховая компания приветствует установку самых дешевых комплектующих и проведение восстановления по наиболее выгодной схеме. Например, вместо полагающейся замены усилителя бампера его отреставрируют, а вместо рихтовочных работ просто наложат более толстый слой шпаклевки.
То есть, все усилия дружественного страховщику СТО могут быть направлены не на максимально возможное исправление повреждений, а на доведение авто до внешнего товарного вида.
Автомобилист же имеет право проверки качества ремонта только по его окончанию, но заметить все то, что было недоделано или сделано кое-как, особенно при внутренних работах, без основательных знаний и тщательного обследования проблематично.
Сложность предъявления претензий после проведения ремонта
Такое же печальное положение наблюдается и после завершения обязательств СК. После того, как автомобилист заберет из автосервиса свою машину, подписав документы о приемке, а потом обнаружатся серьезные скрытые неисправности или недоделки, добиться справедливости будет или чрезвычайно хлопотно, или вообще невозможно.
BMW 1 series Купе. Взял тут: drive2.ru/r/bmw/1647841/
Дело в том, что в пункте 17 (ст. 12 закона Об ОСАГО) данный момент расписан весьма размыто и там нет какой-то четкой конкретики. Вопросам решения споров по выявлению скрытых повреждений посвящен четвертый абзац и там сказано, что при приемке авто на ремонт и его возврате владельцу в восстановленном состоянии центральную роль играет именно СТО, а не страховщик.
Предполагается, что работники СТО должны по собственной инициативе информировать страховщика и владельца об обнаруженных скрытых повреждениях, но на деле это, конечно, делается далеко не всегда, а если делается, то информируется только СК, а не владелец машины. Понятно, что тут и страховщик и СТО в первую очередь будут исходить из своих интересов.
Правда в этом же пункте, в абзаце восьмом, указывается на ответственность страховщика при несоблюдении СТО сроков ремонта и «. нарушение других обязательств». Конкретно же про низкое качество работ: недоделки, халтуру, неоригинальные комплектующие и т. п. не сказано ничего.
Сами посудите, как с подобными формулировками потом добиваться правды от ушлых юристов СК, когда даже независимая экспертиза некачественно отремонтированного авто уже является большой проблемой?
Страховщик оплачивает заменяемые детали по их остаточной стоимости
Еще вы должны знать, что для страхового ремонта, как и для начисления страхового возмещения, применяются правила остаточной стоимости, подобно УТС. В данном случае стоимость запчастей рассчитывается не в общем плане, а к каждой заменяемой детали отдельно.
BMW 1 series Купе. Взял тут: drive2.ru/r/bmw/1647841/
Пункт 18 (ст.12, подпункт «б») гласит, что материальный убыток возмещается потерпевшему в объемах, которые требуются для восстановления авто до предаварийного уровня.
А пункт 19 (ст.12, абз. 2) определяет, что затраты на замену различных узлов и комплектующих, рассчитываются с учетом их предыдущего износа. По закону этот износ на сегодня не может превышать 50%, но и половинная сумма вычета тоже немало, особенно если заменяемые запчасти не из дешевых.
Именно это правило наиболее часто вызывает возмущение автомобилистов, которым в течении ремонта предъявляют требования доплатить разницу между новой деталью и замененной, считающейся как БУ, даже если она была вами недавно куплена.
Понятно, что расчеты тут могут быть с самыми разными результатами даже если их честно проводили два профессиональных эксперта равной квалификации. Ну а честность тут и сама по себе встречается не очень часто.
Вы можете узнать из данного видеоролика мнение эксперта по вопросу невыгодности ремонтно-восстановительных работ от ОСАГО:
Несмотря на то, что на сегодняшний день процедура страхового ремонта является недоработанной и имеет серьезные минусы, ее все же выбирают некоторые водители. Часто подобный вариант менеджеры искусно «всучивают» впечатлительным женщинам или водителям-новичкам. Иногда, если машину не очень жалко, а ездить нужно и времени нет совсем, на ремонт соглашаются и те, кто наслышан обо всех его недостатках.
BMW 1 series Купе. Взял тут: drive2.ru/r/bmw/1647841/
Если вы вместо денежного возмещения выбрали страховое восстановление своего транспорта, то имейте в виду следующие нюансы:
- Страховщик имеет право устанавливать свои сроки ремонта, основываясь на данных страховой экспертизы авто и корректировке ее результатов в процессе работы СТО (согласно пункту 17, ст. 12, абз. 2).
- Владелец авто имеет возможность доплатить за ремонт если страховых средств будет недостаточно, о чем его ставит в известность страховая компания (согласно пункту 17, ст. 12, абз. 5 и 6).
- Направление на восстановительный ремонт, согласно пункту 17 (ст. 12, абз. 2), страховщик обязан выдать в течение 20 дней (кроме выходных и праздников) с момента поступления заявления на страховое возмещение от пострадавшего.
- Все спорные вопросы по расходам на проведение ремонта решаются согласно специальным правилам установленным Центробанком РФ (согласно пункту 19, ст. 12, абз. 3).
- Обязательства страховщика, согласно пункту 17 (ст. 12, абз. 7), считаются выполненными с момента передачи вам на руки отремонтированной машины на СТО.
Стоит ли заменять страховым ремонтом обычное денежное возмещение?
Итак, из всего вышесказанного вам стало понятно, что страховой ремонт, в его сегодняшнем виде, не дает понесшему убыток автомобилисту практически никаких значимых преимуществ.
BMW 1 series Купе. Взял тут: drive2.ru/r/bmw/1647841/
Зато негативных сторон подобный вариант имеет предостаточно, связанных как с недоработкой законодательства, так и с многочисленными возможностями обмана страхователя и страховщиком, и техническим подрядчиком (СТО).
Лично я пока что не встречал рекомендаций, которые бы советовали отказаться от обычных страховых денег в пользу ремонта, исключая рекламные публикации, конечно.
Действительно, если вы получите на руки положенное денежное возмещение и займетесь восстановлением авто самостоятельно, то вы можете даже сэкономить, получив общую смету меньше стоимости ремонта по рыночным расценкам. А в обратном случае подобное полностью исключено и скорее всего восстановление будет произведено с низким качеством и малообоснованными (или вовсе не обоснованными) доплатами.
Поэтому, пока что, выбирать возмещение страховым ремонтом не рекомендуется, особенно если вам его навязывают (навязывание дополнительных услуг при страховании осаго) с подозрительной настойчивостью.
Что же планируется нашим государством в будущем по поводу способов страхового возмещения? Тут я даже не знаю что и сказать: то ли огорчить, то ли или обнадежить.
BMW 1 series Купе. Взял тут: drive2.ru/r/bmw/1647841/
Дело в том, что реформа ОСАГО продолжается и страховые выплаты также хотят подвергнуть дальнейшему реформированию, причем самым кардинальным образом. РСА продолжает лоббировать этот вопрос и как результат, в апреле и июне этого года было две важных новости:
- В начале апреля президент дал поручение Центробанку и правительству разработать механизм, предполагающий полный отказ от страхового возмещения в денежной форме.
- А уже в начале лета был подан соответствующий законопроект (№ 1108602-6, от депутата Емельянова), называющийся «Ремонт вместо выплат».
Почему я считаю, что это инициатива лоббистов от РСА? Потому, что как раз за месяц до президентского поручения Союз подал на рассмотрение Центробанком, Госдумой и Минфином проект с поправками для закона Об ОСАГО именно по этому поводу.
Согласно данному законопроекту, планируется ужесточение ответственности страховщиков за некачественное восстановление ТС, развитие специализированной сети авторизованных СТО, требования к плотности их территориального расположения и другие хорошие для автомобилистов нововведения.
Основная же официальная выгода самих страховщиков та, что они уходят от схем с денежным возмещением и это выбивает почву из-под ног целого пласта страховых аферистов (в основном это юридические лица), кормящихся за счет накручивания страховых возмещений и других махинаций, включая прямое мошенничество.
Ну что ж, данную инициативу нельзя сходу назвать плохой, но поживем – увидим.
Больше подробностей на эту тему можно узнать посмотрев пресс-конференцию, где участвуют:
- Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин;
- Заместитель генерального директора «ГлавСтрахКонтроль» Инна Жаврид;
- Депутат ГД РФ Валерий Рашкин;
- Автоэксперт Андрей Ломанов.
- При конструктивной гибели автомобиля страховой ремонт не производится.
- Весь остаток запасных частей, оставшийся после страхового ремонта, по закону принадлежит страховой компании, и потерпевший не имеет права на них претендовать, по крайней мере бесплатно.
- Для страховой экспертизы автомобиль должен быть предоставлен СК не позднее 5-и рабочих дней, с момента подачи вами заявления о возмещении, не забывайте об этом.
Из статьи вы уяснили, что на данный момент наилучшим решением при востребовании страхового возмещения является классическая денежная форма, а не восстановительный ремонт. Но в будущем, если запланированные реформы пройдут успешно, то возможно изменение ситуации в обратную сторону – выгоднее станет отдавать машину на страховое восстановление.
А как вы поступаете при наступлении страхового случая? Что вы выбираете: ремонт или денежное возмещение, и по каким критериям вы это делаете? И если выбрали ремонт, то не пожалели?
Поделитесь своим опытом и мнением в комментах. Если же есть вопрос — смело пишите, постараюсь ответить.
На сегодня всё – я жду вас на страницах следующих публикаций. Следите за обновлениями материала, а чтобы это было удобней делать, подпишитесь на блог и о новых статьях вы будете узнавать в автоматическом режиме.
Делитесь с вашими друзьями полезными сведениями из моих статей через соцсети, кнопки которых расположены снизу – сегодня это один из самых эффективных методов помогать людям находить нужную информацию и самому получать ответную помощь.
ymp3.ru
Что положено по ОСАГО в 2018 году: ремонт или выплата
Что положено по ОСАГО при ДТП — ремонт или выплата? Согласно результатам проведенной реформы, связанной с автострахованием, ужесточились правила возмещения страховых выплат. Теперь страховщики предлагают ремонт ТС после аварии вместо возмещения ущерба в денежном эквиваленте. Разберемся более подробно в этой сложной ситуации.
Ремонт или выплата по ОСАГО?
Еще до введения реформы все, кто приобрели полис ОСАГО и пострадали в ДТП, были вправе получить выплату по страховке от СК. Владельцы машин могли самостоятельно выбирать ремонт, если их страховщик имел заключенные договора с автосервисами, выполняющими восстановительные работы. Причем, если они желали получить выплату, то получали ее.
Но с конца апреля 2017 года все изменилось. Законодательство об ОСАГО ужесточилось. Получать выплаты в денежном эквиваленте стали лишь единицы. У страховщиков сменился приоритет. Теперь ремонт стал на ступень выше выплат по страховым случаям. При этом пострадавшие в аварии транспортные средства должны отвечать конкретным требованиям, а именно:
- Относиться к категории легковых автомобилей.
- Быть поставлены на учет в ГИБДД на территории РФ.
- Находиться во владении у частных лиц.
В отношении других видов ТС продолжает действовать то же правило. Это значит, что их владельцы имеют право получать денежные выплаты по ОСАГО в случае аварии или отдавать в ремонт машину за счет СК. Здесь решение остается по-прежнему за собственником авто.
Важно понимать, что нововведения, касающиеся возмещения ущерба по ОСАГО начинают действовать только на автомобили, застрахованные с конца апреля 2017 года либо позже. ОСАГО, оформленные ранее, продолжают действовать по старым правилам.
Всегда ли нужно отдавать ТС в ремонт в СТО страховщика?
Каждый страховщик в обязательном порядке должен публиковать в интернете список автосервисов или по-другому СТО, где их клиент сможет отремонтировать свое транспортное средство согласно новым правилам ОСАГО. Причем на сайте должны быть прописаны:
- адреса СТО;
- марки обслуживаемых ими ТС и их годы выпуска;
- сроки проведения ремонтных работ при учете своей загруженности;
- данные о соответствии требованиям к осуществлению ремонта.
Все эти сведения должны быть сообщены потерпевшим лицам в момент посещения ими СК с целью получения страховой выплаты. Они могут выбрать для себя любой автосервис из предложенного перечня для проведения ремонта автомобиля после аварии.
Лицам, являющимся потерпевшими в аварии, могут предложить самостоятельно отремонтировать авто в сервисе, с которым не сотрудничает страховщик. Но давать свое согласие на подобное предложение СК не обязана. Как правило, согласование такого момента происходит следующим образом:
- Сведения о предполагаемом СТО должны быть прописаны в документации при обращении за получением выплат. В заявлении должны быть такие данные, как наименование организации, ее адрес, реквизиты для внесения платежей.
- СК через 15 рабочих дней должна согласовать ремонт или дать отказ.
В случае получения отказа потерпевшему потребуется получить направление на осуществление ремонта машины по страховке в СТО из предложенного списка.
Как происходит оформление направления на проведение ремонта ТС после аварии?
Сразу после проведения осмотра сотрудниками СК или после независимой экспертизы, потерпевшему лицу передается лично в руки письменное направление на осуществление ремонта по страховке. Оформление документа занимает:
- 20 дней – при получении направления в СТО от СК;
- 30 дней – при получении направления в другой сервис.
Если страховщик просрочит выдачу документа на проведение ремонта, то может получить штраф, который составляет минимум 1% от стоимости работ за каждый день просрочки. Но такая выплата производится не автоматически. Для ее получения потребуется написать соответствующее заявление в СК с указанием реквизитов.
В автосервисе машина будет принята только по направлению от страховщика. Причем никакую оплату вносить не придется. СТО может потребовать внести доплату, но только при согласии потерпевшего лица в случаях:
- когда цена за ремонтные работы больше допустимой суммы страховки;
- когда все, кто стали участниками ДТП, являются виновниками.
Если потерпевшее лицо не захочет доплачивать при указанных выше обстоятельствах, то заставить его это сделать не сможет никто. В таком случае СК обязана будет внести доплату самостоятельно.
Не исключаются те случаи, когда помимо полученных при аварии повреждений авто, потерпевший задумает заодно избавиться от других неполадок, никак не связанных с ДТП. Произвести такой ремонт и уточнить его цену, он может по личной договоренности с сервисом, но уже без участия страховщика.
Условия ремонта ТС по ОСАГО
Законодательством определены следующие минимальные требования к организации ремонта автомобиля после аварии по полису ОСАГО:
- СТО должен произвести ремонтные работы в течение 30 дней. Период их проведения начинает осуществляться с даты передачи ТС в автосервис или СК для его перемещения к месту ремонта.
- Автосервис должен территориально находиться от места проживания в пределах 50 км. Такое требование не принимают во внимание, в случае если машина транспортируется в СТО страховой компанией.
- ТС, с даты производства которых еще не прошло два года, должны быть направлены на осуществление ремонта только в официальные дилерские СТО, имеющие договор с компанией, выпускающей и обслуживающей конкретную марку машины. Такое требование введено для того, чтобы сохранить гарантию на авто.
Если хотя бы одно требование не может быть выполнено, то собственник машины вправе получить страховую выплату в денежном эквиваленте.
Особенности проведения ремонтных работ и штрафы за срыв сроков
При осуществлении ремонта в авто не могут быть установлены б/у запчасти или отремонтированные комплектующие. При этом поставлены могут быть любые детали, не важно оригиналы или аналоги, главное новые.
Но бывают случаи, когда найти новые запчасти для автомобиля не удается. Например, если ТС старое и детали на него уже давно не выпускают. В подобных ситуациях законодательством разрешено использовать для ремонта б/у детали, но только при письменном согласии собственника авто.
За сроки восстановления ТС после аварии отвечает страховщик:
- До того, как готовая машина не будет возвращена собственнику по документам, обязательства СК не будут считаться выполненными.
- Согласно действующему законодательству срок ремонта составляет до 30 дней. Он может быть продлен только с согласия собственника машины. Иные обстоятельства не оправдывают образование просрочки.
- За задержку проведения ремонта установлены штрафные санкции, которые начисляются в процентном соотношении, и зависят от суммы ремонта, но при этом они не могут ее превышать. Для того чтобы СК выплатила средства за просрочку, владельцу ТС необходимо подать заявление с указанием всех реквизитов.
В каких случаях можно получить страховую выплату вместо ремонта?
Денежную выплату вместо ремонтных работ можно получить только в соответствии с установленными законодательством исключениями. Это можно сделать, если:
- страховщик не может выполнить требования, обязательные для проведения ремонтных работ, или если потерпевшее лицо не дает своего согласия на ремонт;
- все, кто участвовали в ДТП, являются виновниками, при этом потерпевший не желает доплачивать за ремонт;
- цена, выставленная автосервисом, гораздо выше размера страховой выплаты, а потерпевшая сторона при этом не соглашается на внесение доплаты.
В некоторых ситуациях у собственника ТС изначально есть выбор. Он может либо получить денежную компенсацию, либо провести ремонт. Этот вариант доступен, если:
- в аварии он получил травмы, которые квалифицируются как причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;
- пострадавший является инвалидом и для передвижения ему по медицинским показаниям необходимо ТС;
- договор страхования предусматривает определенный автосервис для проведения ремонтных работ, но в момент обращения к страховщику он не может осуществить ремонт.
Кроме того, существуют ситуации, при которых СК производит выплаты в обязательном порядке, если:
- потерпевший погиб при аварии, денежные средства в этом случае выплачиваются ближайшим родственникам;
- автомобиль не может быть восстановлен после ДТП.
Помимо этого, пострадавшее лицо может получить деньги вместо ремонта и при заключении письменного согласования со страховщиком.
Заключение
Собственник машины, которому положен ремонт после аварии, может получить выплату только по закону, согласно вышеперечисленным способам. Также стоит отметить, что контроль за работой страховых компаний ведет ЦБ РФ. Он может в любой момент отозвать у страховщиков право направлять пострадавших лиц в СТО для ремонта авто в случае нарушений обязательства, сроком до одного года. В этой ситуации СК будет вынуждена при любых обстоятельствах производить денежные выплаты по ОСАГО. Именно по этой причине на недобросовестные компании необходимо своевременно подавать жалобы.
mirmotor.ru
Выплата по ОСАГО или ремонт
08.02.2015
Потерпевший имеет право выбора между выплатой по ОСАГО и восстановительным ремонтом авто, но, если вред, причиненный транспортному средству, не повлек его полной гибели.
Ремонт авто по страховке
Ремонт поврежденного транспортного средства осуществляется на СТО, с которой у страховой компании заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора ОСАГО.
Всеми сторонами (страховщик, потерпевший, представитель СТО) должно быть достигнуто соглашение о сроках, в которые станция технического обслуживания производит восстановительный ремонт, о размере полной стоимости ремонта.
При этом, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства выше размера страховой выплаты, потерпевший выплачивает СТО разницу между страховой выплатой и стоимостью восстановительного ремонта.
В направлении на ремонт указывается согласованный размер полной стоимости ремонта, а также возможный размер доплаты за стоимость запасных частей, определяемой с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте.
Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего считаются исполненными страховщиком надлежащим образом со дня получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства.
Если после получения отремонтированного автомобиля будут выявлены скрытые недостатки, то потерпевший вправе предъявить к страховщику, выдавшему направление на восстановительный ремонт, требования об их устранении.
В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.
Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.
Страховая выплата
Страховка по ОСАГО выплачивается в кассе страховой компании или перечисляется на банковский счет потерпевшего.
Кроме того, потерпевшему должны возместить утрату товарной стоимости автомобиля, так как в цене машина сильно потеряет после ремонта.
Размер неустойки за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуральной форме определяется в размере 1 процента за каждый день просрочки от суммы страхового возмещения.
П.С. Также, потерпевший имеет право требовать возместить и иные расходы, связанные с наступлением страхового случая и необходимые для реализации потерпевшим права на получение страхового возмещения (например, расходы на эвакуацию транспортного средства с места ДТП, хранение поврежденного транспортного средства, доставку пострадавшего в лечебное учреждение, восстановление дорожного знака и/или ограждения, доставку ремонтных материалов к месту ДТП и т.д.).
Обязательное досудебное урегулирование спора по ОСАГО
Возмещение товарной стоимости автомобиля при ДТП
При повреждении груза в результате ДТП, убытки покроет страховка
avtomirrf.ru